Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по музыкальной опытно-экспериментальной деятельности «Музыкальная лаборатория»
Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»
Принято: Советом педагогов Протокол №_2 От 27 сентября 2023г | Утверждаю: Заведующий БМАДОУ «Детский сад №22» _______________С.Л.Смирнова_________ Приказ № 63-у от 27 сентября 2023 г. |
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности по музыкальной опытно - экспериментальной деятельности
«Музыкальная лаборатория»
Возраст детей 6-7 лет
Срок реализации 1 год
Автор составитель:
Шулейкина Ю.В.
музыкальный руководитель
педагог доп образования
Березовский, 2023г.
Содержание
Стр. | ||
1. | Пояснительная записка………………………………………... | 3 |
2. | Цель и задачи программы……………………………………… | 6 |
3. | Содержание программы………………………………………... | 7 |
4. | Организационно-педагогические условия реализации программы……………………………………………………….. | 9 |
5. | Учебный план……………………………………………………. | 14 |
6. | Календарный учебный график………………………………... | 14 |
7. | Рабочая программа…………………………………………….. | 15 |
8. | Оценочные материалы…………………………………………. | 22 |
9. | Методические материалы…………...…………………………. | 24 |
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по музыкальной опытно - экспериментальной деятельности «Музыкальная лаборатория» (далее Программа) направлена на всестороннее развитие ребёнка, развитие его познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение исследовать и экспериментировать со звуками, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя и стойкий интерес к музыке.
Музыкальная опытно - экспериментальная деятельность – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления об изучаемом объекте, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания;
- Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- Приказом от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций "Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области";
- Уставом Березовского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития воспитанников», приказ УО БГО № 239 – н от 24 ноября 2015 г.
- Положением о порядке предоставления платных образовательных услуг в Березовском муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 22».
Программа разработана с учетом потребности родителей воспитанников.
Актуальность
Современные образовательные технологии ставят перед педагогами задачу поиска путей личностно ориентированного взаимодействия с детьми. Взаимодействие может рассматриваться только через систему позитивных отношений, которые с одной стороны, выражаются в понимании, признании, принятии педагогом ребенка, с другой — дают возможность детям выразить свое «хочу», «могу», проявить активность, творчество, выразить эмоциональное устремление, а с другой стороны ребенок получит необходимые знания, навыки, которые пригодятся ему в жизни.
Методами музыкальной опытно – экспериментальной деятельности можно в доступной и интересной форме развивать у детей мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение); стимулировать познавательную активность и любознательность; активизировать восприятие музыкального материала; формировать координацию движений, ориентировку в пространстве; расширять словарь детей и многое другое. Сюда же относится и воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков.
Программа разработана на основе методических пособий передовой педагогической практики, основана на взаимосвязи разных способов познания, в том числе и музыкального экспериментирования, что способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности и вырабатывает стойкий интерес к музыкальному искусству.
Значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо — они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.
Овладение детьми знаниями пользования современными музыкальными техническими средствами, умение ребенка создавать свой маленький собственный музыкальный инструмент, создавая собственную мелодию на нем, позволит ему почувствовать свою значимость, самостоятельность, а участие в выставках, концертах фотосессиях дадут родителям исчерпывающую информацию об эффекте применяемых методов, средств и форм музыкальной деятельности.
Кроме того, что немаловажно, за время проведения занятий-экспериментов, дети научаться правильно использовать в своей жизни музыку. Чтобы она могла служить во благо ребенка, а не во вред. Современные технические средства предоставляют огромную возможность в выборе, нужно правильно ориентироваться в мире музыки, уметь слушать и слышать ее.
Актуальность реализации Программы определяется также запросом со стороны родителей в вопросах всестороннего развития детей, а также предполагает ориентацию на наиболее важные образовательные потребности детей: выявление возможностей, склонностей и интересов.
Отличительные особенности программы
Материал данной программы можно использовать творчески, адаптируя к условиям работы. Программа ориентирована не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога.
Новизна данной программы заключается в широком применении современных инновационных педагогических технологий, а также в корреляции музыки с точными науками. Это дает возможность сформировать у ребенка целостную картину мира, используя полученный практический опыт в ходе музыкальной опытно-экспериментальной деятельности.
Адресат программы
Дети дошкольного возраста (6-7 лет).
Набор детей в группы производится без учета уровня музыкального развития ребенка.
Зачисление детей осуществляется на основании письменного заявления от родителей (законных представителей) ребенка.
Объем программы, срок освоения и режим занятий
Программа рассчитана на 4 месяца обучения. Формирование учебных групп проводится по возрастному принципу: для детей 6-7 лет.
Формы обучения и виды занятий: групповые занятия.
Количество детей в группе – 8-10 чел. Это обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку.
Объем программы: 16 часов - 1 учебный год.
Срок освоения программы – 1 учебный год (4 месяца).
Режим занятий: 1 раз в неделю во второй половине дня.
Продолжительность одного занятия 30 минут (учебный час).
Для данной возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Форма обучения
Данная программа предполагает очную форму обучения.
Цель и задачи программы
Цель программы – создание педагогических условий для развития у детей познавательной активности в ходе опытно - экспериментальной музыкальной деятельности, формирование знаний о физических свойствах звука, применение полученных знаний в воплощении художественного замысла.
Основные задачи программы:
Образовательные задачи:
расширять представления о музыке через знакомство с элементарными знаниями из области физики;
развивать элементарные представления об основных физических свойствах звука;
способствовать развитию желания и умения извлекать звуки из различных источников;
развивать умение пользоваться приборами помощниками при проведении игр-экспериментов
развитие умственные способности;
развивать комплекс музыкальности: чувство ритма, ладовое чувство, эмоциональную отзывчивость, музыкальную память, музыкальный слух;
развивать мыслительные способности, анализ, классификацию, сравнение, обобщение;
формировать способы познания путем сенсорного анализа.
Воспитательные задачи:
развивать творчество и инициативу;
формировать самостоятельность в выполнении предложенных заданий;
воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий, стремление доводить начатое до конца;
содействовать в повышении уровня самооценки детей;
формировать и совершенствовать коммуникативные межличностные отношения (педагог – воспитанник, партнер – партнерша, участник – коллектив);
воспитывать бережное отношение друг к другу;
воспитывать в детях силу воли, трудолюбия и дисциплины.
Эстетические задачи:
сформировать умение понимать прекрасное;
воспитывать интерес и любовь творчеству в самых разнообразных формах;
воспитывать культуру поведения и общения;
способствовать формированию представлений о себе и других как самостоятельных творческих личностях;
воспитывать безусловное уважение к другим людям вне зависимости от их возраста, расовых, национальных и культурных особенностей, способностей и/или ограничений здоровья.
Содержание программы
Учебно-тематический план - 1 год обучения
№ | Перечень основных разделов программы | Количество учебных часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 0 |
2 | Где живут звуки | 8 | 3 | 5 |
3 | Музыкальные игрушки | 4 | 1 | 3 |
4 | В звуках мир наш отражен | 2 | 0,5 | 1,5 |
5 | Радуга звуков | 1 | 0 | 1 |
Итого: | 16 | 5,5 | 10,5 |
Содержание обучения
1. Вводное занятие (1 час)
Введение в программу. Знакомство с целями и задачами обучения. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях.
2. Где живут звуки (8 часов)
Теория (3 часа)
Знакомство с окружающими звуками природы, улицы, дома. Введение в музыкальную физику - свойства и характеристики звуков (звуковая волна, звуковой удар, скорость звука, тембр, темп, регистр, высота).
Практика (5 часов)
Опытно – экспериментальная деятельность:
Музыка или шум?
Почему всё звучит? (колебание предметов)
Как распространяется звук? (звуковые волны)
Где живёт эхо?
Откуда берется голос? (зависимость высоты звука от размера предмета)
Почему комар пищит, а шмель жужжит
Как сделать звук громче?
Коробочка с секретом (причины затухания звука)
3. Музыкальные игрушки (4 часа)
Теория (1 час)
Знакомство с разными видами музыкальных игрушек, их строением, звучанием и приемами игры.
Практика (3 часа)
Изготовление музыкальных игрушек и обучение приемам игры на них (погремушка, барабан, колокольчик, гусли, свисток)
4. В звуках мир наш отражен (2 часа)
Теория (0,5 часа)
Знакомство с музыкальными звуками, с звуками – «заместителями», с традиционными и нетрадиционными способами звукоизвлечения.
Практика (1,5 часа)
Изготовление шумовых инструментов для озвучивания сказок, стихов («квакушка», «скрипунчик», «хлопушка», «ветерок», «петушок»)
5. Радуга звуков (1 час)
Практика (1 час)
Закрепление полученных знаний и умений в музыкальных, играх различной сюжетной и дидактической направленности, навыков игры на музыкальных инструментах.
Планируемые результаты освоения программы
сформирован опыт получения знаний в различных областях науки и искусства посредством экспериментальной музыкальной деятельности.
проявляет познавательную активность в процессе анализа различных звуков;
сформирован навык речевой коммуникации: умеет открыто высказывать собственное мнение, анализировать, делать выводы, живо реагировать на происходящее, используя знания и представления из разных областей наук и искусства;
расширен кругозор в области естественных наук и искусства, владеет простейшими терминами и понятиями;
проявляет положительное эмоциональное отношение к музыке: классической и народной;
умеет извлекать звуки из разных источников;
умеет экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии;
умеет изготавливать простейшие шумовые музыкальные инструменты: погремушки, барабаны, свистульки, играть на них.
В результате занятий у дошкольников формируются и развиваются интегративные качества детей, такие как, эмоционально отзывчивый, любознательный, активный, владеющий средствами общения со взрослыми и сверстниками, способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способен решать интеллектуальные и личностные задачи, овладевший необходимыми умениями, навыками для осуществления музыкальной деятельности.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Занятия музыкальной опытно - экспериментальной деятельностью проводятся в физкультурно – музыкальном зале, светлом, просторном, проветриваемом, отвечающим требованиям СанПин.
Материально – техническое оснащение Программы:
Шкафы для хранения дидактических и методических пособий -1;
Детские стулья - 10;
Фортепиано - 1;
Музыкальный центр - 1;
Ноутбук - 1;
Телевизор - 1;
Записи звуков, шумов, фонограмм в режиме «+» и «-» (на флеш-накопителе и дисках у специалиста доп. образования);
Фонотека и видеотека выступлений (на флеш-накопителе у специалиста доп. образования).
Дидактическое обеспечение:
Литература по музыкальной опытно - экспериментальной деятельности;
Нотный материал, подборка репертуара;
Иллюстрации и репродукции (в электронном виде на флеш-накопителе у специалиста доп. образования, в печатном виде);
Картотеки игр;
Дидактические игры;
Разнообразный материал для музыкальной опытно - экспериментальной деятельности, состоящий из бросового и нестандартного материала;
Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки, деревянные ложки;
Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели;
Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами: металлофоны, колокольчики;
Требования к педагогу дополнительного образования, осуществляемому реализацию Программы
Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование воспитанников в соответствии со своей Программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента воспитанников в течение срока обучения.
Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Планирует содержание работы в музыкальном зале, определяет ее виды, формы, исходя из имеющихся в образовательной организации условий.
Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод воспитанников.
Участвует в деятельности Совета педагогов и методических объединений. Консультирует родителей или лиц, их заменяющих по вопросам обучения. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижения воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки одаренных детей; содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей по художественно- эстетической деятельности; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
Виды занятий
Обучающие занятия.
Комбинированные занятия.
Интегрированные занятия.
Нетрадиционные занятия.
Принципы:
научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, научно обоснованными и практически апробированными методиками);
активности и сознательности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям);
природосообразности (определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке его физиологических и психологических особенностей)
систематичности и последовательности (непрерывность и регулярность занятий);
наглядности (безукоризненный показ педагогом);
повторяемости материала (повторение вырабатываемых навыков);
индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка);
постепенного повышения требований (переход к новым, более сложным заданиям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков).
Методические приёмы
Творческие исследования, презентации продуктивной деятельности детей.
Словесный метод (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение).
Наглядный метод (показ, видеопросмотр, работа по инструкции).
Практический (проведение опытов).
Репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации).
Частично-поисковый метод (выполнение вариативных заданий).
Исследовательский метод.
Метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые, эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).
Организация проведения занятий
Одежда для занятий должна быть удобной и не стеснять движений, на практических занятиях работа предполагает наличие детских фартуков.
Формы организации занятий
фронтальные;
групповые;
работа подгруппами.
Структура занятия состоит из трех частей:
Вводная часть;
Основная часть;
Заключительная часть.
Заканчиваются занятия подведением итога стараний детей, после чего они прощаются с педагогом.
Способы выявления результативности программы
Единственной формой выявления результативности работы по программе являются открытые занятия (или другая форма отчетности на выбор педагога).
Учебный план
Период обучения | Количество занятий в неделю | Количество занятий месяц | Количество занятий в год | |
1 год обучения | 1 | 4 | 16 | |
Общее количество занятий за весь период обучения | 16 |
Календарный учебный график
Период | Сроки | Количество недель |
Педагогическая диагностика | Первый месяц обучения, первые 2 недели | 2 недели1 |
Период образовательной деятельности | С 1 недели первого месяца обучения | 14 недель |
Новогодние каникулы | 31 декабря- 8 января | 1 неделя2 |
Период образовательной деятельности | 4 месяц с 2 недели | 2 недели |
Педагогическая диагностика | Последний месяц обучения последняя неделя | 1 неделя3 |
Период реализации ДОП | 16 недель | |
Период реализации ДОП за весь период обучения | 16 недель |
Рабочая программа
Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»
Принято: Утверждаю:
На Совете педагогов Заведующий БМАДОУ
Протокол №2 «Детский сад №22»
От 27 сентября 2023г _________С. Л.Смирнова
Приказ №_63-у от 27.10.2023
Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности по музыкальной опытно - экспериментальной деятельности
«Музыкальная лаборатория»
Возраст детей 6-7 лет
Срок реализации 1 год
Автор составитель:
Шулейкина Ю.В.
педагог дополнительного
образования
Березовский, 2023г.
Содержание
1. | Цель……………………………………………………………….. | Стр. 17 |
2. | Задачи ………………………….…………………………………. | 17 |
3. | Планируемые результаты……………………………………… | 17 |
4. | Учебный план……………………………………………………. | 17 |
5. | Тематическое планирование…………………………………… | 18 |
Цель программы: развитие креативного потенциала дошкольников в процессе экспериментирования со звуком, интереса к миру звуков, потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности.
Задачи программы
создать условия для творческого самовыражения, свободного экспериментирования ребенка со звуком, учитывая его индивидуальные возможности;
развивать познавательную активность в процессе знакомства со звуком и его свойствами, дифференцировать шумы и звуки;
развивать природную музыкальность детей, фантазию, ассоциативное мышление и воображение в звукоподражательных играх со словом, инструментами при озвучивании стихов и сказок;
поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках-инструментах;
расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.
Планируемые результаты обучения:
У детей сформирован опыт получения знаний в различных областях науки и искусства посредством экспериментальной музыкальной деятельности.
У воспитанников сформированы навыки речевой коммуникации: они умеют открыто высказывать собственное мнение, анализировать, делать выводы, живо реагировать на происходящее, используя знания и представления из разных областей наук и искусства.
У дошкольников расширен кругозор в области естественных наук и искусства. Они владеют простейшими терминами и понятиями.
Учебный план
№ | Перечень основных разделов программы | Количество учебных часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 0 |
2 | Где живут звуки | 8 | 3 | 5 |
3 | Музыкальные игрушки | 4 | 1 | 3 |
4 | В звуках мир наш отражен | 2 | 0,5 | 1,5 |
5 | Радуга звуков | 1 | 0 | 1 |
. Итого: | 16 | 5,5 | 10,5 |
5. Тематическое планирование
1 месяц обучения | ||||
Неделя, № занятия | Тема | Программное содержание | Материал и оборудование | Методы и приемы |
I №1 | Вводное занятие | Введение в программу. Знакомство с группой, правилами по ТБ. Воспитать интерес к занятиям. Игры на сплочение коллектива. Учить работать в коллективе. Познакомить детей с работой музыкальной экспериментальной лаборатории и приборами – помощниками в музыкальной лаборатории. Различать музыкальные и шумовые звуки. | барабан, металлофон, ксилофон, погремушки, гитара, гармошка, блок флейта, дудочка, свистулька, ложки. | Словесный, наглядный, практический, игровой. Демонстрация фотографий, видеозапись Беседа: «Немузыкальные звуки» Дидактическая игра «Что звучит?». |
II № 2 | Где живут звуки «Звук – знакомый незнакомец. Откуда берется звук?» | Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука – вибрация, звуковые волны. При помощи опыта научить определять происхождение звука. | Линейки, альбомы - тетради, карандаши, звуковая запись с шумовыми и музыкальными звуками. Листы плотной бумаги, клей – карандаш, разноцветный скотч, воздушные шарики, ножницы, рис. | Словесный, наглядный, практический, игровой. Рассказ педагога. Экспериментальная деятельность. «Веселый рис». |
III №3 | «Как распространяется звук» | Дать понять о том, как распространяются звуковые волны. Подвести к пониманию процесса возникновения «эха». | Пластиковая бутылка, вода, гречка, металлическая ложка, воронка, плотная бумага, клей – карандаш, пластиковая трубочка, скотч, резинка, скрепки. | Словесный, наглядный, практический, игровой. Рассказ педагога. Просмотр видеоклипа «Эхо». Экспериментальная деятельность «Как передается звук», |
IV №4 | «Звуковые волны» | Выявить особенности передачи звука на расстоянии (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела, почему на разном расстоянии слышим по-разному), узнать причины разного восприятия звуков человеком и животными. | Таз, вода, бумажный кораблик, камни разной величины, ножницы, ложка, соль, резинки, миска, пакет, цветные мелки. | Словесный, наглядный, практический, игровой. Рассказ педагога. Видеоролик «Разные ушки». Экспериментальная деятельность «Кораблик», «Танец соли». «Ушки на макушке». |
2 месяц обучения | ||||
Неделя, № занятия | Тема | Программное содержание | Материал и оборудование | Методы и приемы |
I №5 | «Высокие и низкие звуки» | Выявить причины возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучания предметов от их размера. | Ножницы, целлофан (или калька), маркеры, лист плотной бумаги, пластиковая бутылка, воздушный шарик, коктейльная трубочка, резинки. | Словесный, наглядный, практический, игровой. Рассказ педагога. Дидактическая игра «Музыкальный теремок». Экспериментальная деятельность «По свистку судьи», «Звуковой коктейль». |
II № 6 | «Как сделать громким звук» | Научить детей усиливать звук при помощи предметов - помощников, определить в каком месте комнаты звук очень громкий, какую лучше слушать музыку и где лучше находится во время громкого звучания музыки. Самостоятельное изготовление прибора-помощника для усиления звука ( рупор) | Пластиковая канистра, ножницы, цветной скотч, фломастеры. | Словесный, наглядный, практический, игровой. Рассказ педагога. Презентация «Усилители звука». Экспериментальная деятельность «Рупор» |
III №7 | «Как сделать звук тише?» | Выявить причину ослабления звука. Изготовление своей коробочки с «секретом». | Коробочки с мелкими предметами из разных материалов или крупами, одна коробочка с «секретом»: внутри полностью обложена поролоном. веревка, ножницы, скотч, металлическая ложка. | Словесный, наглядный, практический, игровой. Рассказ педагога. Беседа - рассуждение на тему, как дома сделать звуки тише. Дидактическая игра «Что внутри». Экспериментальная деятельность «Коробочка с секретом», «Колокол» |
IV №8 | «Передать звук на расстоянии» | Выявить особенности передачи звука на большие расстояния. Научить передавать звук на расстоянии при помощи предметов-помощников. | Бумажные стаканчики, ножницы, скотч цветной, веревка, фломастеры. | Словесный, наглядный, практический, игровой. Рассказ педагога. Экспериментальная деятельность «Алло, как слышно?» |
3 месяц обучения | ||||
Неделя, № занятия | Тема | Программное содержание | Материал и оборудование | Методы и приемы |
I №9 | «Откуда берётся голос?» | Подвести к пониманию возникновения звуков речи, дать понятие об охране голоса. | Жестяная банка, пергамент, скотч, вода, проволока, жестяная полоска, полоска стекла, свеча. | Словесный, наглядный, практический, игровой. Рассказ педагога. Дидактическая игра «Чей голос». Экспериментальная деятельность «Как увидеть свой голос?». |
II № 10 | Музыкальные игрушки «Погремушка» | Познакомить детей с различными видами музыкальных игрушек. Узнать об устройстве инструмента «погремушка», «барабан», приемами игры на нем. Изготовление своей игрушки погремушки или барабанчика. | Словесный, наглядный, практический, игровой. Рассказ педагога. Видеофильм «Музыкальные игрушки». Экспериментальная деятельность «Игрушка - погремушка», «Барабан». | |
III №11 | «Почему поет ветер?» | С помощью предметов-помощников выяснить, как ветер проходя по трубе издает музыкальный звук, почему китайские трубочки на ветру издают нежные звуки, разные по высоте. | духовая труба, вентилятор и жестяная труба, игрушка «музыка ветра», коктейльные трубочки, ножницы. | Словесный, наглядный, практический, игровой. Рассказ педагога. Экспериментальная деятельность «Поющая трубочка». |
IV №12 | «Музыкальная коробка» | Дать понятие о частоте звука. Выявить причину возникновения высоких и низких звуков в зависимости от частоты колебания предмета. Познакомить детей с музыкальным инструментом – гусли, их изготовлением и приёмами игры на них. | Картонная коробка, резинки, ножницы, упаковочная бумага (по желанию), клей – карандаш, линейка, карандаши. | Словесный, наглядный, практический, игровой. Рассказ педагога. Дидактическая игра «Определи инструмент». Экспериментальная деятельность «Музыкальная коробочка». |
4 месяц обучения | ||||
Неделя, № занятия | Тема | Программное содержание | Материал и оборудование | Методы и приемы |
I №13 | «Почему поет пластинка?» | Познакомить с принципом работы проигрывателя. Развить у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник; развить познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении проигрывателя | Пластинки, рупор, карандаши, швейная игла, увеличительные стекла, ножницы, картинки — алгоритмы действий, проигрыватель для пластинок. | Словесный, наглядный, практический, игровой. Рассказ педагога. Экспериментальная деятельность «Изготовление проигрывателя». |
II № 14 | В звуках мир наш отражен «Забавные звуки» | Познакомить детей с музыкальными инструментами для озвучивания сказок и стихов – «Скрипунчик», «Квакушка», «Кукареку» с секретом их изготовления и приемами игры на них. Озвучивание стихотворений с помощью инструментов. | Пластиковые стаканы, бумажные стаканы, скрепка, ножницы, ленточка, кусок ткани, цветной скотч, леска, деревянная палочка. | Словесный, наглядный, практический, игровой. Рассказ педагога. Чтение стихотворений с озвучиванием. Экспериментальная деятельность – изготовление игрушек – «шумелок»: «Скрипунчик», «Квакушка», «Кукареку». |
III №15 | «Стуки и звуки» | Продолжить знакомство с музыкальными инструментами для озвучивания сказок, их изготовлением и приёмами игры на них. | Картонный цилиндр, крупа, скотч, ножницы, упаковочная бумага, фломастеры, цветная бумага, линейка, ножницы, пластиковая бутылка, пакеты, металлические трубочки, металлические крышечки. | Словесный, наглядный, практический, игровой. Рассказ педагога. Чтение стихотворений с озвучиванием. Экспериментальная деятельность – изготовление игрушек – «шумелок»: «Ветерок», «Дождь», «Хлопушка». |
IV №16 | Радуга звуков «Поющая вода» | Показать, как количество воды в стакане влияет на высоту звука и как можно сочинить мелодию, играя специальными палочками на стаканах с разным количеством воды. Выяснить какие факторы влияют на изменение звука. Научить детей самостоятельно изменять звук при помощи разного количества воды в стаканах. Демонстрация полученных знаний. | Бокалы, вода, палочки из разного материала. Шумовые инструменты, сделанные детьми с педагогом, музыкальные инструменты – игрушки. | Словесный, наглядный, практический, игровой. Рассказ педагога. Экспериментальная деятельность «Поющая вода». Озвучивание сказки – «шумелки» с помощью игрушек – инструментов, сделанных своими руками за весь период обучения. |
Оценочные материалы
Оценка качества освоения детьми содержания программы дополнительного образования носит индивидуальный, динамический характер. Ведущим методом является наблюдение. Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную и итоговую диагностику. Задания предлагаются детям в игровой форме (оценивается динамика развития данных качеств).
Цель первичной диагностики: выявление начального уровня специального и общего развития ребенка.
Задачи первичной диагностики:
выявление уровня развития базовых музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма;
выявление общей информированности ребенка;
анализ общего интеллектуального развития ребенка;
определение сформированности интереса ребенка к игре на музыкальных инструментах.
Цель итоговой диагностики: выявление динамики освоения теоретических знаний и развития практических умений.
Задачи итоговой диагностики:
выявление динамики развития музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма и т.д.;
выявление динамики развития информированности ребенка;
отслеживание динамики роста общего интеллектуального развития ребенка.
Ежегодно педагог дополнительного образования проводит самоанализ выполнения задач программы дополнительного образования.
Результаты заносятся в сводную таблицу:
Результаты диагностики познавательных функций на занятиях
ФИ ребенка | Желание и умение экспериментировать | Использование предметов –помощников | Знание современных технических средств | Культура слушания музыки | Изготовление инструментов и музицирование | |||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
1. | ||||||||||
2. |
Динамика развития музыкальных способностей детей дошкольников
ФИ ребенка | Эмоциональная отзывчивость | Ритмический слух | Тембровый слух | Звуковысотный слух | Динамический слух | Творческие задания | ||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
1. | ||||||||||||
2. |
Критерии оценок уровня развития детей.
Высокий уровень (В) – творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива. Быстрое осмысление задания, точное и выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность во всех видах музыкальной и опытно – экспериментальной деятельностях.
Средний уровень (С) – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность, в опытно – экспериментальную деятельность, однако, ребенок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь педагога, дополнительные объяснения, показ, повтор и др.
Низкий уровень (Н) – малоэмоционален, «ровно», спокойно относится к опытно – экспериментальной деятельности, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (при освоении программы)
В ходе изучения программы дети приобретают следующие знания и умения:
Знания:
знать различия между музыкальными и немузыкальными звуками;
знать название каждого самодельного музыкального инструмента и принцип его изготовления;
знать способы игры на самодельном музыкальном инструменте.
Умения:
различать произведения разных жанров и подбирать для них определенные инструменты;
придумывать несложные музыкальные ритмические рисунки, попевки;
самостоятельно подбирать инструменты к музыкальным произведениям и образам;
исполнять несложные ритмические рисунки на различных самодельных инструментах - соло и в ансамбле (наличие навыков концертного выступления).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Музыкальная лаборатория» - это организованное проведение открытого занятия для родителей воспитанников и отзывы родителей о данном мероприятии, выступления на утренниках, участие в развлечениях.
9. Методические материалы
Методическая книгопечатная продукция:
Девятова Т. А. Образовательная программа по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Звук – волшебник». М.: «Линка – Пресс», 2006. – 208с.
Радынова О. П. Музыкальные шедевры. М.: «Гном – Пресс», 2010. – 80с.
Дыбина О.В., Рахманова Н. П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. М.: «Сфера», 2019. – 192с.
Кононова Н.Г. Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду. М.: «Просвещение», 1990. – 159с.
Трубникова М. Играем в оркестре по слуху. М.: Центр «Гармония», 1994. – 80с.
Тютюнникова Т. Уроки музыки. Система Карла Орфа. М.: АСТ, 2000г. – 96с.
Тютюнникова Т. Шумовой оркестр снаружи и изнутри. Журнал «Музыкальная палитра» №6, 2006г.
Боровик Т. Звуки, ритмы и слова. Минск: «Книжный дом», 1999г. – 112с.
Метелина Н. О. Слушай во все уши (опыты со звуком). М.: «Карапуз», 1996. – 16с.
Зимина А.Н. Мы играем, сочиняем! М.: ЮВЕНТА, 2002г. – 143с.
Л.Л.Сикорук «Физика для малышей». М.: Педагогика, 1979г. – 168с.
Наварро П., Хименес А. Тайны звука. Простые и наглядные опыты для детей и взрослых / Пер. с англ. – М.: «Пчелка», 2015. – 36с.
Электронные ресурсы:
http://ds6-chebarkul.jimdo.com/
Е. Поплянова «А мы на уроке – играем» М., «Новая школа» 1994 г.;
https://zvukipro.com/poisk.html?searchid=2344174&text=звуки%20коружающего%20мира&web=0
Емельянова И. Е. Особенности организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]
http:// www.school2100.com/upload/iblock/8d1/Emelyanova.pdf
Электронные картотеки:
Пальчиковые игры на основе сказок.
Пальчиковые игры старший возраст 5-7- лет.
Картотека занимательных опытов со звуком.
Картотека подвижных и малоподвижных игр и игровых упражнений для детей старшего дошкольного возраста.
Малоподвижные игры в старшей и подготовительной группе.
Картотека музыкальные игрушки.
Цикл познавательных мультфильмов о музыкальных инструментах.
Подборка видеоклипов и видеороликов в соответствии с темами программы.
Музыкальные диски:
Музыка современных композиторов и классиков.
Русская народная музыка.
«Сказки – шумелки озвученные».
Музыка для релаксации.
Детская музыка для театральных постановок.
1 Педагогическая диагностика входит в период образовательной деятельности
2 Новогодние каникулы не входят в период реализации ДОП
3 Педагогическая диагностика входит в период образовательной деятельности