ДООП по предмету «Композиция» художественной студии «Холст»

0
0
Материал опубликован 5 February

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧАНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

 

Рассмотрена на заседании УТВЕРЖДАЮ

педагогического совета №_____ Директор МБУ ДО

                                                    От «___»____________2020г. «Чановская детская школа

                                                                                                                           искусств»

                                                                                                                    _____________

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «КОМПОЗИЦИЯ»

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТУДИИ «ХОЛСТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составители:

Котова Людмила Викторовна

Егорова Татьяна Викторовна

 

 

 

 

 

 

Р.п. Чаны

2020г


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка…………….. ………………………………………3

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе……………………………………………………………………….…3

1.2. Направленность дополнительной программы……………………………4

1.3. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы…4

1.4. Цель и задачи программы…………………………………………………..4

1.5. Отличительные особенности программы…………………………………5

1.6. Адресность программы…………………………………………………….5

1.7. Срок реализации программы………………………………………………5

1.8. Формы и режим занятий…………………………………………………..5

1.9. Ожидаемые результаты……………………………………………………6

1.10. Формы и методы контроля……………………………………………….6

1.11. Формы подведения итогов реализации дополнительной программы…6

II. Учебно – тематический план…………………………………………………7

III. Содержание программы…………………………………………………….8

IV. Методическое обеспечение программы………………………………..…15

V. Список литературы………………………………………………..………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Пояснительная записка

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Рабочая программа учебного предмета «Композиция» рассчитана на трёхгодичное обучение подростков 12-15 лет и всех желающих получить дополнительное образование по изобразительному искусству в школах искусств. Задача художественной студии — помочь каждому пришедшему на занятия добиться его собственной цели в области изобразительного искусства. Приоритеты у каждого человека могут быть разные (подготовка в художественный ВУЗ, хорошее владение рисунком, живописью). Кроме того, люди приходят учиться с разным уровнем начальной подготовки (от совсем начинающих и выпускники окончившие художественно-прикладное отделение школы искусств). Поэтому, программа заданий для каждого человека подбирается индивидуально и корректируется в процессе обучения таким образом, чтобы наиболее эффективно помочь каждому ученику развить нужные навыки.

Средний школьный возраст определяется педагогами и психологами как “трудный”, “переходный”, “критический”, “неуправляемый” и т.д. Подростковый возраст как раз приходится на один из скачков, когда дети любознательны, стремятся к анализу действительности, проявляют зачатки исследовательского мышления и одновременно склонны к быстрой смене настроения, повышенной чувствительностью, раздражительностью. Они способны концентрировать внимание достаточно долгое время, планомерно закончить работу на листе формата А3–А2, однако нуждаются в переключении внимания с длительных заданий на более короткие, что обусловлено высоким уровнем реактивности и повышенной утомляемостью. Поэтому в преподавании предмета “композиция” необходимо чередовать короткие задания с длительными, цветовые с графическими, а также менять форматы бумаги и художественные материалы. В подростковом возрасте начинает развиваться логическая память, которая переходит от простого заучивания к выстраиванию связей между мыслительными объектами по аналогии, сходству или смежности. Подростки легко справляются с конкретно поставленной задачей, но их инициативность находится на более низком уровне, чем у младших школьников. Поэтому задания предлагаемые ученикам должны быть конкретными, но оставлять свободу для творчества. В целях экономии времени, максимальный формат бумаги при их выполнении А-5, а для итогового задания А-4. В зависимости от композиции формат может быть квадратным, либо горизонтально или вертикально вытянут. Материалы: карандаш, ластик, перо, кисть, тушь.

«Композиция» - один из основных предметов, целью которого является, развитие творческой фантазии и образного мышления, приобретение навыков самостоятельной работы над сюжетной станковой картиной. Содержание учебного предмета «Композиция» тесно связано с содержанием учебных предметов «Живопись» и «Рисунок». В каждом из данных предметов поставлены общие исполнительские задачи.

1.2. Направленность дополнительной программы.

Направленность образовательной программы «Композиция» - художественно-эстетическая. Данная программа ориентирована на развитие у каждого ребёнка творческого потенциала и художественных способностей. Применяемые формы и методы обучения, использование игровых заданий повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность. Программа сохраняет задачи и содержание курса обучения основам рисунка, дает возможность творческого поиска новых тем, заданий, форм и методов работы с обучающимися.

1.3. Новизна, актуальность данной программы, а также ее педагогическая целесообразность заключается в объединении разделов обучения (рисунок, живопись, композиция), расширяет творческий процесс выбором новых техник, материалов, их совмещения, предложения разнообразных тем, отвечающих требованиям современности. У учащихся необходимо воспитать понимание современного искусства и его значения в жизни человека и общества.

1.4. Цель и задачи учебного предмета:

Целью освоения учебной учебного предмета «Композиция» является формирование профессиональной компетентности художника путем овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками композиции, развитие творческого мышления, наблюдательности и воображения.

Задачи учебного предмета:

развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству;

последовательное освоение двух- и трехмерного пространства;

знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции;

изучение выразительных возможностей тона и цвета;

развитие способностей к художественно-исполнительской деятельности;

обучение навыкам самостоятельной работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;

приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;

формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

1.5. Отличительные особенности: В процессе изучения учебного предмета используются не только традиционные технологии, формы и методы обучения, но и инновационные технологии, активные и интерактивные формы проведения занятий: мастер-классы, лекции, семинарские занятия, консультации, самостоятельная и научно-исследовательская работа

1.6.Адресность программы

С учетом территориального расположения образовательного учреждения МБУ ДО «Чановская детская школа искусств» и особенностей сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования посёлка, образовательная программа дополнительного образования ориентирована на удовлетворение, как желаний родителей (законных представителей детей), так детей, посещающих образовательное учреждение. Программа предназначена для детей в возрасте от 12 до 15 лет в их свободное (внеучебное) время. Приём обучающихся в дополнительное образование детей осуществляется на основе свободного выбора детьми дополнительных общеразвивающих программ. Учебный год в дополнительного образовании детей начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года, включая каникулярное время, регламентируется учебным планом, расписанием занятий отделений, календарным учебным графиком.

Образовательная программа дополнительного образования детей предназначена удовлетворять потребности обучающихся: - в получение качественного бесплатного дополнительного образования по образовательным программам дополнительного образования; - в выборе отделения дополнительного образования в соответствии с потребностями, возможностями и способностями.

 

1.7. Сроки реализации программы – три года.

1.8. Формы и режим занятий: Учебные занятия по учебному предмету «Композиция» проводятся в форме аудиторных занятий. Занятия по учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в форме групповых занятий численностью от 10 до 15 человек.

Продолжительность одного урока – 40 минут. В соответствии с учебным планом на предмет «Композиция» отводится 68 часов в год на три года обучения, из расчета 2 часа в неделю.

1.9. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности: практическая работа (ее результат) является наиболее ярким показателем освоенного материала и соответствует уровню образования. В ней четко просматривается понимание поставленных задач, виден результат труда (получение навыка), т.е. достижение определенной цели. Работы обучающихся оцениваются по пятибалльной системе.

В результате изучения программы обучающиеся должны знать, уметь:

- о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее восприятия;

- способы передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

- передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;

- применять сформированные навыки по предметам: рисунок, живопись, композиция;

- сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;

- навыки восприятия натуры в естественной природной среде;

- навыки передачи световоздушной перспективы;

- навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.

1.10. Формы и методы контроля

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Виды контроля по предмету «Композиция»: текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестации. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках, он направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных заданий, инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы продвижения ученика. Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся. Основной формой промежуточной аттестации является просмотр учебно-творческих работ. Участие обучающихся в выставках, фестивалях, конкурсах приравнивается к итогам промежуточной аттестации.

1.11. Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Композиция». Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

- контрольных занятий по изученным темам;

- конкурсов;

- выставок детских работ;

- в конце года готовится итоговая выставка работ.

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого, ребенок.

 

II.Примерный учебно-тематический план занятий

по предмету «Композиция»

Первый год обучения

 

Тема занятия

Теория

Практика

Общее кол-во ч.

1

Вводная беседа об основных законах и правилах композиции

1

 

2

2.

Равновесие основных элементов композиции в листе

1

1

4

3.

Цвет в композиции

1

3

8

4.

Достижение выразительности композиции с помощью цветового контраста

1

3

8

5.

Сюжетная композиция

 

6

8

6.

Ритм в композиции

 

6

8

7.

Композиционный центр в композиции

1

5

8

8.

Выразительные средства композиции

1

7

12

9.

Сюжетная композиция

1

5

10

 

Итого

 

 

68

 

Второй год обучения

Тема занятия

Теория

Практика

Общее кол-во ч.

1.

Композиция станковой картины.            

1

1

2

2.

Композиция натюрморта.

2

16

18

3.

Композиция интерьера.

1

13

14

4

Композиция пейзажа.

 

8

8

5.

Композиция портрета.

1

7

8

6.

Композиция сюжетно-тематической картины.

 

10

10

7.

Композиция в графике. Композиция книги. 

 

4

4

8.

Декоративная, формальная, декоративно-монументальная композиция.

 

4

4

 

ИТОГО

 

 

68

Третий год обучения

 

Тема занятия

Теория

Практика

Общее кол-во ч.

1.

Сюжетная композиция

1

7

8

2.

Декоративная композиция

1

7

8

3.

Трансформация и стилизация изображения

1

7

8

4

Стилизация изображения животных

 

8

8

5.

Цвет в композиции

1

7

8

6.

Художественный образ в композиции

 

12

12

7.

Архитектурна фантазия

 

12

12

8.

Итоговая работа

 

4

4

 

ИТОГО

 

 

68

 

 

III. Содержание программы

 

Первый год обучения

ТЕМА 1. Вводная беседа об основных законах и правилах композиции. О решающей роли композиции в изобразительном искусстве. Демонстрация репродукций произведений великих художников. Знакомство с понятиями «композиция», «жанры в композиции». Знакомство с программой по станковой композиции, материалами и техниками, применяемыми при создании композиций.

Самостоятельная работа: просмотр репродукций и видеоматериалов.

 

ТЕМА 2. Равновесие основных элементов композиции в листе. Определение понятий «решение листа как единого целого» и «изображение на картинной плоскости». Знакомство с форматом как с рабочей плоскостью художника, выбор формата в зависимости от замысла.

Самостоятельная работа: зарисовки по памяти обучающимися летних впечатлений.

ТЕМА 3. Цвет в композиции. Основные цвета, составные и дополнительные (комплиментарные, оппонентные). Эмоциональная характеристика цвета. Знакомство с общими закономерностями цветовых сочетаний, с символикой цвета; эмоциональная характеристика цвета. Создание цветовых растяжек холодной гаммы. Самостоятельная работа: создание цветовых растяжек теплой гаммы.

ТЕМА 4. Достижение выразительности композиции с помощью цветового контраста. Контраст и нюанс, изучение понятий «контраст цвета по теплохолодности», «контраст форм», «силуэт», приобретение умения определять главное и второстепенное в работе. Усвоение опыта компоновки элементов композиции, приобретение навыков работы гуашью, создание гармоничного по цвету листа, визуальной уравновешенности элементов композиции. Выполнить этюды на темы «Осенние листья на асфальте», «Деревья осенью». Задания для самостоятельной работы: создание цветовых выкрасок в теплой и холодной цветовой гамме, цветовые эскизы образов деревьев.

ТЕМА 5. Сюжетная композиция. Сюжетная композиция по литературному произведению. Понятия «симметрия» и «асимметрия». Палитра в 2 тона.

Знакомство с созданием сюжетной композиции в ахроматической гамме по опыту старых мастеров, целостное композиционное решение на выбранном формате (вертикаль, горизонталь, квадрат). Приобретение опыта исполнения композиции с использованием силуэтных изображений фигур людей, животных, элементов пейзажа и интерьера. Выполнение композиции на тему русских сказок (или конкурсная тема). Ахроматическая гамма. Самостоятельная работа: наброски кистью и тушью фигур людей и животных с натуры и по воображению.

ТЕМА 6. Ритм в композиции. Изучение понятия композиционного ритма.

Приобретение знаний и умений по решению композиции листа на основе ритмических конструкций. Изучение возможностей создания динамичной и статичной композиции. Применение ритмической связи линий и форм в композиции. Создание творческой композиции на темы по выбору: «Зимний лес», «Метель», «Карнавал». Самостоятельная работа: сбор подготовительного материала по заданной теме. Наброски и зарисовки деревьев, веток, морозных узоров, людей в движении.

ТЕМА 7. Композиционный центр в композиции. Знания о единстве и подчинении элементов замыслу автора через правильную композиционную схему. Знакомство с различными методами выделения композиционного центра в станковой композиции, создание единой и целостной композиции на основе соподчиненности и гармонии. Несложный сюжет с двумя-тремя фигурами, двухплановое пространство, работа с ограниченным количеством цветов. Самостоятельная работа: выполнение трех эскизов к сказке, где каждый из трех персонажей становится главным. Зарисовки русского костюма (мужского и женского), русского орнамента.

ТЕМА 8. Выразительные средства композиции. Приобретение знаний о выразительных средствах композиции (линия, пятно, цвет, светотень, фактура); изучение понятий «планы», «пространство», «ритм», «масштаб», «соразмерность элементов», «пропорции тона» и «состояние в пейзаже».

Совершенствование навыков решения листа как единого целого произведения с композиционным центром и второстепенными элементами, закрепление понятий «контраст» и «нюанс». Выполнение графического листа на тему «Пейзаж» (деревенский или городской), три варианта, передающие разные «состояния» пейзажа; Самостоятельная работа: выполнение композиционных поисков на заданные темы, изучение графических материалов и техник через систему упражнений, заданных преподавателем. Самостоятельный подбор цветовой шкалы к заданиям по живописной композиции.

Второй год обучения

ТЕМА 1 Композиция станковой картины.  Виды композиций: фронтальная, объемная, глубинная пространственная. Виды фронтальной композиции: станковая, декоративная, формальная. Анализ композиций академических произведений живописи и графики. Определение станкового произведения. Жанры станковой живописи: натюрморт, пейзаж, портрет и т.д.

Задание 1: подобрать репродукцию картин художников эпохи Возрождения. Наложить на картину кальку и попробовать найти и начертить основные оси. Попытаться найти параллельные основным осям линии, объединяющие элементы композиции по определенной закономерности. А4, цветные карандаши, фломастеры, гелевые ручки.

Задание 2: провести анализ художественного произведения или учебной работы, ответив на следующие вопросы:

1)        К какому жанру можно отнести данную композицию?

2)        В какой технике она выполнена?

3)        Какова главная идея композиции?

4)        Какими выразительными средства живописи или графики передается идейный замысел работы?

5)        Какой вид цветовых композиций или тип колорита используется в работе для выражения художественного образа?

6)        Какие виды цветовых контрастов представлены в работе?

7)        Какая роль отводится освещению композиции?

8)        Как выделяется композиционный центр?

9)        Какой вид равновесия представлен в данной работе?

10)        Соблюдаются ли законы равновесия в данной композиции?

11)        Правильно ли закомпонованы элементы композиции в данном формате?

12)        Какими средствами в композиции передаются движение или покой?

13)        Присутствует ли в композиции ритмическая организация мотивов?

14)        Какие средства гармонизации композиции используются наиболее активно в данной композиции для передачи идейного замысла?

15)        Какими способами передаются пространство и объем в композиции?

 Приемы передачи пространства на плоскости

Способы организации пространства в различных типах композиций. Специфика членения на слои и планы в классических произведениях живописи. Построение пространства по законам перспективы. Передача воздушной перспективы с помощью цвета. Передача статики и динамики с помощью различных типов организации пространства.

Задание: провести анализ академических произведений живописи. Определить особенности перспективного построения, количество планов, композиционный центр, статику и динамику изображения. Все построения делать с помощью наложения кальки. Анализ написать на отдельном листе. А4, карандаш или фломастером.

         

ТЕМА 2 Композиция натюрморта. Специфика жанра, его развитие. Композиция натюрморта: тематика, выбор предметов, постановка художественно-образных задач, выразительные средства. Пластическое, пятновое и колористическое решение. Последовательность работы над композицией.

Задание: самостоятельно составить тематический натюрморт, подобрав предметы по форме, цвету, фактуре и назначению так, чтобы решить задачи сюжетно-образного содержания. Продумать освещение натюрморта. Тематика натюрморта может выражать профессиональную деятельность (плотник, врач, повар…), литературные ассоциации (Ромео и Джульетта, Золушка, Война и Мир…), эмоциональное состояние (радость, грусть, тревога, торжество…). Выполнить этюд в технике акварели. А2.

 

ТЕМА 3 Композиция интерьера. Развитие жанра. Задачи, решаемые при работе над интерьером. Выбор перспективы, варианты построения. Решение пространственных отношений и закономерностей светотоновой и цветовой моделировки формы. Роль интерьера в произведениях живописи и графики.

Задание: зарисовки интерьера с различных точек зрения для решения задач передачи глубины или тесноты, бесконечности или ограниченности пространства, пустоты или уюта, простора или интимности, камерности помещения. А4, карандаш, уголь, сепия, соус, чернила, тушь.

 

ТЕМА 4 Композиция пейзажа. Выбор мотива, решения задач образной передачи, состояния природы, соблюдения законов линейной воздушной перспективы, выразительные средства.

Задание: выполнить пейзаж по этюдам, наброскам, фотографиям, с передачей состояния природы (пасмурное летнее утро, знойный полдень, перед грозой, холодное лето…). А3, акварель, гуашь, смешанная техника, тушь. Белая или тонированная бумага.

 

ТЕМА 5. Композиция портрета. Замысел, художественное воплощение, композиционное решение. Задачи, решаемые в композиционном портрете. Выбор выразительных средств. Роль интерьера и экстерьера в однофигурной композиции.

Задание: выполнить композиционную работу по теме: «Портрет», решая задачи компоновки, выбора выразительных средств живописи и манеры выполнения для достижения большей достоверности, передачи характера модели и идейного содержания произведения. Модель портрета должна выражать определенный образ (русская красавица, уставшая девушка, бравый солдат, лучший друг, слушая музыку и т.д.) А2, гуашь или темпера.

 

ТЕМА 6 Композиция сюжетно-тематической картины. Методика работы над сюжетной композицией: идея, тема, сюжет, мотив в картине. Возникновение, формирование и художественное воплощение творческого замысла. Этапы ведения творческой работы. Значение творческо-поисковой деятельности. Основная цель выполнения эскизов и задачи, решаемые в них. Специфика организации сюжетной композиции в интерьере и пейзаже. Единство формы воплощения и идейного содержания сюжетной композиции.

Задание: выполнить эскиз сюжетной композиции в цвете. Примерная тематика: прогулка, работа в поле, строители, в семейное кругу, свидание, прощание, праздник, спасатели и т.д. Темы должны выражать различные эмоциональные состояния. Композиция должна включать не более 2-х, 3-х персонажей. Обязательно выполняются предварительные наброски. А3, гуашь, акварель, темпера.

 

ТЕМА 7 Композиция в графике. Композиция книги.

 Графические композиции.

Роль и место графических композиций в изобразительном искусстве. Черно-белая и цветная графика. Виды графических композиций: станковая, книжная, оформительская, их специфика и художественные особенности.

 Композиция книги.

Композиция книги как целостная организация обложки, шрифта, наборной полосы, декоративной орнаментации и сопровождающих рисунков. Зависимость книжной композиции от жанра и стиля словесного материала. Выразительные средства книжной графики. Анализ работ по оформлению книг известных художников-графиков: А.Н. Бенуа, Г. Доре, Е.А. Кибрика, В.А. Фаворского, В.А. Серова и др. Правила выполнения макета книги, единство стиля, шрифта и орнамента.

Задание: выполнить макет книги. А4, графические материалы.

 Композиция в оформительской графике

Виды композиций в оформительской графике: плакат, стенд, афиша, реклама, знаки визуальной коммуникации. Специфика и художественные особенности композиции плаката. Изобразительные приемы, применяемые в композиции плаката. Роль цвета. Решение задач психологического воздействия плаката на зрителей.

Задание: выполнить эскиз плаката. А3, гуашь, темпера.

ТЕМА 8 Декоративная, формальная, декоративно-монументальная композиция. Декоративная композиция

Специфика, выразительные средства, методы достижения декоративности в композиции. Взаимосвязь декоративной композиции с технологией художественной обработки материалов и назначением изделия. Особенности композиции традиционных народных промыслов. Основные стили и направления в авторских композициях современного декоративно-прикладного искусства. Понятие стилизации и стиля. Организация декоративной композиции. Изображение объемных форм и передача пространства в декоративном искусстве.

Задание: выполнить эскиз декоративного панно на свободную тему (дно морское, натюрморт, цветы, город, сказочный замок и т.д.) для определенной технологии художественной обработки материалов (мозаика, витраж, лоскутное шитье, аппликация, ковер…) А3, темпера, гуашь.

 

Третий год обучения

ТЕМА 1. Сюжетная композиция

Однофигурная, двухфигурная и многофигурная композиции, варианты построения схем (статичная и динамичная композиции). Изучение построения многофигурной композиции по замкнутой схеме и разомкнутой схеме на примерах произведений великих мастеров (Тинторетто «Тайная вечеря», И.Е. Репин «Не ждали», А.А. Дейнека, Г.С. Верейский, Е.С. Кругликова и других). Знакомство с понятием «цезура» в пространственном построении двухфигурной композиции на примере произведений Эль Греко «Св. Андрей и св. Франциск», «Апостолы Петр и Павел», Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея». Приобретение практических навыков при построении двухфигурной композиции, создание определенного эмоционального состояния с помощью цветовой палитры и положения фигур друг относительно друга. Выполнение иллюстрации к литературному произведению (или конкурсная тема). Самостоятельная работа: выполнение зарисовок двух фигур для изучения их пластического и ритмического взаимодействия; выполнение композиционных эскизных поисков с целью определения лучших вариантов.

 

ТЕМА 2. Декоративная композиция. Монокомпозиция в декоративном искусстве, общие принципы ее построения. Изучение общих принципов создания декоративной композиции. Навыки перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы предмета. Создание плоскостного изображения предмета, монохром: рисунок с натуры предмета (чайник, кувшин и т.п.), определение «большой тени»; изображение силуэта этого предмета. Самостоятельная работа: выполнение силуэтного изображения предметов быта в наиболее выразительном ракурсе.

ТЕМА 3. Трансформация и стилизация изображения. Создать орнаментальный образ предмета с целью организации интересного ритмического порядка на основе первоначальных характеристик. Самостоятельная работапоиск интересных, выразительных форм предметов, контрастных между собой по форме и величине.

ТЕМА 4. Стилизация изображения животных. Изучение зооморфных мотивов в орнаментальном творчестве. Приобретение опыта в создании орнаментальных мотивов. Копирование зооморфных мотивов в искусстве орнамента. Создание орнаментальных композиций с изображением зверей в выбранном стиле. Самостоятельная работа: создать орнаментальные композиции с животными.

ТЕМА 5. Цвет в композиции. Живописная композиция в интерьере с небольшим количеством персонажей. Изучение на практическом применении понятий «цветовой контраст», «цветовая гармония», «родственно-контрастная группа цветов». Изучение возможностей подчинения цветотонального решения композиции замыслу, поиск эмоционально выразительного решения композиции и выделение композиционного центра цветом. Создание живописной композиции с использованием родственно-контрастной группы цветов, несложный сюжет с двумя-тремя фигурами людей, двухплановое пространство на темы: «Школа», «Магазин», «Друзья» и т.п.. Самостоятельная работа: исполнение композиционных зарисовок и этюдов интерьера с фигурами людей с различным цветотональным решением.

ТЕМА 6. Художественный образ в композиции.  Композиционная организация портрета. Изучение портретного жанра, схемы построения костюмированного портрета и его видов – аллегорического, мифологического, исторического, семейного, жанрового. Передать изобразительными средствами визуальных характеристик литературного персонажа, эпохи, среды, в которой он жил, через костюм, предметы быта, интерьера. Выявление характера. Психология образа. Выразительность. Сходство. Соотношение человеческой фигуры и пространства. Живописная композиция - портрет литературного героя из русской классики. Самостоятельная работа: анализ работ великих художников (композиционные схемы), наброски и зарисовки костюмов, интерьеров, фигуры человека, головы человека.

ТЕМА 7. Архитектурная фантазия. Создание графической конструктивно-пространственной композиции с архитектурными элементами. Создать визуальный эффект, трансформирующий архитектурные формы на примерах творчеств Артура Скрижали-Вейса, Якова Чернихова. Выполнение графического листа с разработкой визуального эффекта. Пространственно-плановое решение композиции. Самостоятельная работа: изучение архитектурных стилей. Знакомство с современными тенденциями в архитектуре.

ТЕМА 8. Итоговая работа. Самостоятельная работа: на выбор обучающегося составление композиции по замыслу на основе пройденного материала.

 

IV. Методическое обеспечение учебного процесса

Для успешной реализации программы необходимо следующее методическое обеспечение.

Оборудование:

Мольберты

Табуреты

Компьютер

Столы

Материалы:

 

Бумага разных сортов

Бумага цветная

Кисти

Кнопки, скотч, ластик.

Карандаши (цветные, простые)

Маркеры, фломастеры

Тушь, перо

Гелиевые ручки

Уголь, соус, сангина, пастель.

Фонд работ обучающихся

Фонд методических пособий

Наглядные пособия

Альбомы по искусству

Периодические издания: «Юный художник», «Художественная школа» и т.д.

 

Список литературы и источники

1. Ветрова, И.Б. Неформальная композиция: От образа к творчеству: Учеб. пособие

для студ. учеб. заведений, обучающихся по спец. "Дизайн" / И.Б. Ветрова. - М.:

Ижица, 2004. - 174с.

Волков, Н. Н. Композиция в живописи / Н.Н. Волков. - М.: Изд-во В. Шевчук, 2014.

- 368 с.

Голубева О.Л. Основы композиции: Учеб. пособие – 2-е изд. – М.: Издательский дом «Искусство», 2006.

Дагдилян К.Т. Декоративная композиция: учебн. пособие – 2-е изд. – Росто н/Д : Феникс, 2010.

Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учеб. пособие  – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.

Шорохов Е.В. Композиция: Учеб. пособие для студентов художественно-графических факультетов пед. институтов. – 2-е изд.  – М.: Просвещение, 1986.

дополнительная литература

1.        Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: Учеб. пособие – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.

2.        Буймистру Т.А. Колористика: цвет – ключ к красоте и гармонии. – М.: Издательство «Ниола – Пресс», 2008.

3.        Денисов В.С. Восприятие цвета. – часть 1.- М.: Эксмо, 2009.

4.        Иттен Иоханнес. Искусство формы. – М.: Изд. Д. Аронов, 2006.

5.        Иттен Иоханнес. Искусство цвета.– М.: Изд. Д. Аронов, 2006.

6.        Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей – 2-е изд. – Мн.: Беларусь, 2006.

7.        Сокольникова Н.М. Изобразительное икусство: Учебник для уч.5-8 кл.: В 4 ч.Ч.3.Основы композиции.- Обнинск: Титул, 2005.

8.        Чернышов О.В. Формальная композиция. Творческий практикум – Мн.: Харвест, 1999.

перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса и программное обеспечение

 1. Аксенов, К.Н. Рисунок [Электронный ресурс]: В помощь начинающему

художнику-оформителю / К.Н. Аксенов. - М.: Плакат, 1987.

URL:https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=320476&linkid=1

2. Алгазина, Н.В. Цветоведение и колористика. В 2-х ч. [Электронный ресурс] :

учеб. пособие. Ч. 2: Гармония цвета / Алгазина, Наталья Владимировна ; Н.В.

Алгазина . - Омск: Омск. гос. ин-т сервиса, 2015

URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=392384&linkid=1

3. Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты [Электронный ресурс] : книга для

учителя / Беда, Георгий Васильевич; Г.В. Беда. - М.: Просвещение

URL https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=339940&linkid=1

4. Беляева, О. М. Композиция пейзажа как фактор эффективного развития

художественно-образного мышления студентов художественных факультетов:

автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 : защита : 16.04.12 / Беляева, Ольга

Михайловна ; О.М. Беляева ; науч. рук. И.Л. Голованова ; ГОУ ВПО г. Москвы

"Моск. гор. пед. ун-т", Каф. живописи и композиции. - М., 2012. - 20 с.

 

 

https://studopedya.ru/1-8561.html Основные задачи композиции

http://открытыйурок.рф/статьи/621360/ Закрепление композиционных приёмов на уроках танковой композиции в ДХШ

http://tehne.com/node/6268 Яков Чернихов. Архитектурные фантазии https://estetico.me/posts/view/arhitekturnye-fantazii

http://www.rgo-sib.ru/project/90.htm

16

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации