ДООП технической направленности на тему «Фотостудия "Кадр"» (7–11 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 19 города Ельца»
Принята на заседании педагогического совета от 28.08.23 протокол №1 |
|
Утверждена приказом по МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» от 28.08.2023 № 159 |
Дополнительная общеобразовательная программа
технической направленности
«Фотостудия «Кадр»
Возраст учащихся: 13-15 лет
Срок реализации: 2 года
г. Елец, 2023 год
Содержание
№ п/п |
Содержание |
Стр. |
1. |
Пояснительная записка |
3 - 8 |
1.1. |
Цель и задачи программы |
6 - 8 |
2. |
Рабочие программы |
8 -14 |
2.1. |
Рабочая программа учебного курса «Кадр» |
8 - 11 |
2.2. |
Рабочая программа учебного курса «Смена» |
12 -14 |
3. |
Комплекс организационно – педагогических условий |
14 -21 |
3.1. |
Учебный план |
14 |
3.2. |
Формы промежуточной аттестации и текущего контроля |
14 - 15 |
3.3. |
Календарный учебный график |
15 - 16 |
3.4. |
Условия реализации программы |
16 |
3.5. |
Оценочные материалы |
17 |
3.6. |
Методические материалы |
18 -20 |
3.7. |
Материально – техническое обеспечение |
20 |
3.8. |
Список литературы |
20 - 21 |
1. Пояснительная записка
В последние годы фотография развивается всё интенсивнее, входит в каждый дом. И действительно, невозможно сегодня представить современное общество без фотографии: она широко используется в журналистике, с её помощью ведется летопись страны и каждой семьи. Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Фотостудия «Кадр»» развивает у учащихся наблюдательность, способствует эстетическому воспитанию.
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Фотостудия «Кадр»» (далее Программа) позволит обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в упрощенной форме познакомиться с основными приёмами работы с фотоаппаратом, компьютерными программами, необходимыми для решения учебно- познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач. Кроме того, изучение основ работы на фотоаппарате будет способствовать коррекции познавательной деятельности, развитию психических процессов и личностных качеств, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей.
Данная Программа позволяет создавать благоприятные условия для развития творческих способностей школьников.
Освоение Программы учащимися, развивающимися на фоне умственной отсталости (интеллектуальных нарушений), позволяет:
познакомить обучающихся с ролью фотографии и информационных процессов в жизни и окружающем мире;
продемонстрировать роль средств фотографии и коммуникационных технологий в информационной деятельности современного человека;
создать условия для формирования базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми и со сверстниками, формировать умения представлять результаты своей работы с использованием средств информационных технологий;
организовать практическую работу нафотоаппарате, которая будет направлена на формирование широкого спектра умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с изображением), формирование умений и навыков самостоятельной работы, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим учебным предметам и в жизни.
Программа разработана на основе следующих нормативно – правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); в действующих редакциях;
Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарные правила СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28);
Актуальность
На современном этапе социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, то есть личность социально компетентную. В процессе ее становления значительную роль играет дополнительное образование, вооружающее ребенка не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой, которая дает свободу самоопределения личности в будущей самостоятельной жизни. На занятиях кружка обучающиеся учатся использовать фототехнику не только в качестве инструмента для игр и развлечений, но и как средство для обучения, применения компьютера и фототехники в школе и последующей взрослой жизни, так как искусство фотографии внедряются во все сферы общественной деятельности современного общества.
Отличительные особенности Программы: дополнительная образовательная программа дополнительного образования «Фотостудия «Кадр»» разработана на основе образовательной программы по предметам «Информатика» и «Профильный труд» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее ФАООП) вариант 1 в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Необходимость создания данной Программы дополнительного образования вызвана тем, что навыки работы с современным фото оборудованием и использования компьютерной техники в образовательном процессе учащимися становятся необходимы в процессе обучения гораздо раньше изучения учебных предметов «Информатика» и «Профильный труд» Обучающиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональном оборудовании и программных средствах, включая текстовые редакторы, графические редакторы и другие программные средства.
Педагогическая целесообразность
Содержание Программы педагогически целесообразно, т.к., во-первых,
направлено на развитие интереса и познавательной активности обучающихся в сфере естественных наук, таких как: природоведение, информатика и др. Во – вторых, оно практически значимо, т.к. учебно-воспитательная работа ведется с обучающимися в режиме повышения компьютерной грамотности, развития творческих способностей в различных предметных областях с широким использованием функциональных качеств современной фототехники. В – третьих, посредством овладения работы с компьютером, фототехникой, творческого развития у большинства школьников повышается мотивация учебной деятельности.
Ценность Программы состоит в том, что в ней уделяется большое внимание практической деятельности обучающихся: освоение базовых понятий и представлений в области фотоискусства, а также наиболее необходимых навыков и умений при изучении различных предметов с использованием компьютерной техники. Программа основана на принципах развивающего обучения, способствует повышению качества обучения, выявлению и развитию возможностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и усилению мотивации к обучению.
Адресат программы - возраст обучающихся: 13-15 лет.
Объем программы - согласно учебному плану, дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на 136 часов (2 часа в неделю): первый год – 68 часов (2 часа в неделю), второй год - 68 часов (2 часа в неделю).
Форма обучения – очная.
Срок освоения программы – 2 года.
Цели и задачи Программы:
Цель - развитие художественно-творческих способностей обучающихся и воспитание системы ценностных отношений к окружающему миру через занятия цифровой фотографией.
Задачи:
Образовательные
Знакомство с цифровой фотокамерой, с основными приемами съёмки, с цветом и светом в фотографии, распечаткой и хранением фотографии.
Обучение обработке цифровой фотографии в программе Gimp.
Развитие творческой и познавательной деятельности учащихся.
Курс имеет практическую направленность, в его структуре предусмотрены задания и упражнения к практическим занятиям. Программа предполагает использование различных видов самостоятельной работы: работа с цифровыми фотографиями в программе Gimp, изучение строения фотоаппарата, творческая работа.
Коррекционно - развивающие:
формирование общеинтеллектуальных умений;
формирование позитивной мотивации к обучению с использованием компьютерных ресурсов;
развитие способностей и интересов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к использованию информационных и коммуникативных технологий
расширение социального опыта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для жизни в современном обществе;
формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
повышение адаптивных возможностей обучающихся, их социальной ориентировки за счёт дополнительно приобретённых навыков и умений.
Воспитательные:
содействие гармоничному развитию творческой личности ребёнка, повышению его общей культуры, воспитанию у детей активности и самостоятельности общения, усидчивости, аккуратности, активности, формированию потребности к саморазвитию;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
воспитание аккуратности, старательности, умения доводить начатое дело до конца, бережного отношения к компьютерному оборудованию.
Рабочие программы
2.1 Рабочая программа учебного курса «Кадр»
Тематическое планирование
№ п/п |
Название разделов, тем |
Количество часов |
Форма текущего контроля |
||
теория |
практика |
всего |
|||
1. |
Раздел «Основы фотографии» |
12 |
8 |
20 |
|
1.1 |
Вводное занятие. Ознакомление с работой кружка, техника безопасности, правила поведения на занятиях. Знакомство с инструментами. |
1 |
- |
1 |
Опрос |
1.2 |
История фотографии. Свойства света. Камера – обскура. Фотография сегодня. Цифровая фотография |
3 |
- |
3 |
Опрос |
1.3 |
Основные части фотоаппарата. Фотооптика. Объектив, диафрагма, глубина резкости. Определение экспозиции. Затвор, выдержка |
2 |
2 |
4 |
Выполнение практической работы |
1.4 |
Строение фотоаппарата. Особенности его работы. |
2 |
2 |
4 |
Выполнение практической работы |
1.5 |
Что такое хорошая фотография и как её сделать. |
2 |
- |
2 |
Опрос |
1.6 |
Фокусировка, экспозиция, выдержка, диафрагма, (разбор понятий). |
1 |
2 |
3 |
Выполнение практической работы |
1.7 |
Светочувствительность диафрагмы, баланс белого на фотоаппарате (экспозиция). |
1 |
2 |
3 |
Выполнение практической работы |
2 |
Раздел. Жанры фотографий. Изобразительные средства и выразительные возможности фотографии. |
19 |
22 |
41 |
|
2.1 |
Изучение жанра пейзаж. |
2 |
- |
2 |
Опрос |
2.2 |
Требования и особенности к пейзажной съемке. Съемка природы |
2 |
2 |
4 |
Выполнение практической работы |
2.3 |
Фотосъемка пейзажа. Горизонт. Небо и облака |
1 |
2 |
3 |
Выполнение практической работы |
2.4 |
Фотосъемка архитектурных сооружений |
1 |
2 |
3 |
Выполнение практической работы |
2.5 |
Ракурс. Перспектива. |
1 |
- |
1 |
Опрос |
2.6 |
Натюрморт как жанр в изобразительном искусстве. |
1 |
- |
1 |
Опрос |
2.7 |
Практическое занятие по теме натюрморт. |
1 |
2 |
3 |
Выполнение практической работы |
2.8 |
Предметная фотосъемка. Съемка натюрморта из еды |
1 |
3 |
4 |
Выполнение практической работы |
2.9 |
Портрет как жанр |
2 |
- |
2 |
Опрос |
2.10 |
Мастерство портретной съемки. Характерные черты выразительности фотопортрета. Практическое занятие по теме портрет. |
2 |
3 |
5 |
Выполнение практической работы |
2.11 |
Контакт с героем. Взгляд в камеру. |
1 |
2 |
3 |
Выполнение практической работы |
2.12 |
Руки в портрете. |
1 |
2 |
3 |
Выполнение практической работы |
2.13 |
Поза и жест. |
1 |
2 |
3 |
Выполнение практической работы |
2.14 |
Жанр - репортаж. Практическое занятие по теме репортаж. |
2 |
2 |
4 |
Выполнение практической работы |
3 |
Основы программыGimp. Цифровая обработка фотографий. |
2 |
2 |
4 |
|
3.1 |
Основы обработки фотографий. Кадрирование. |
2 |
2 |
4 |
Выполнение практической работы |
4 |
Печать фотографий |
1 |
2 |
3 |
|
4.1 |
Цветные принтеры. Настройка системы |
1 |
2 |
3 |
Выполнение практической работы |
|
Итого |
34 |
34 |
68 |
|
Содержание программы
Раздел «Основы фотографии»
Теория. Вводное занятие. Ознакомление с работой кружка, техника безопасности, правила поведения на занятиях. Знакомство с инструментами.История фотографии. Свойства света. Камера – обскура. Фотография сегодня. Цифровая фотографияОсновные части фотоаппарата. Фотооптика. Объектив, диафрагма, глубина резкости. Определение экспозиции. Затвор, выдержка. Строение фотоаппарата. Особенности его работы.Что такое хорошая фотография и как её сделать.Фокусировка, экспозиция, выдержка, диафрагма, (разбор понятий).Светочувствительность диафрагмы, баланс белого на фотоаппарате (экспозиция).
Практика.
Работа 1. «Основные части фотоаппарата. Фотооптика.»
Работа 2 «Объектив, диафрагма, глубина резкости. Определение экспозиции. Затвор, выдержка»
Работа 3 «Строение фотоаппарата. Особенности его работы.»
Работа 4. «Фокусировка, экспозиция, выдержка, диафрагма»
Работа 5. «Светочувствительность диафрагмы, баланс белого на фотоаппарате (экспозиция).»
Формы контроля. Практические задания по работе с фотоаппаратом.
Раздел. Жанры фотографий.
Теория. Изобразительные средства и выразительные возможности фотографии. Изучение жанра пейзаж. Требования и особенности к пейзажной съемке. Съемка природы. Фотосъемка пейзажа. Горизонт. Небо и облака. Фотосъемка архитектурных сооружений. Ракурс. Перспектива. Натюрморт как жанр в изобразительном искусстве. Практическое занятие по теме натюрморт. Предметная фотосъемка. Съемка натюрморта из еды. Портрет как жанр Мастерство портретной съемки. Характерные черты выразительности фотопортрета. Практическое занятие по теме портрет. Контакт с героем. Взгляд в камеру. Руки в портрете. Поза и жест. Жанр - репортаж. Практическое занятие по теме репортаж.
Практика
Работа 1 «Съемка природы. Фотосъемка пейзажа.»
Работа 2 «Горизонт. Небо и облака»
Работа 3 «Фотосъемка архитектурных сооружений
Работа 4. «Практическое занятие по теме натюрморт»
Работа 5. «Предметная фотосъемка. Съемка натюрморта из еды»
Работа 6. «Характерные черты выразительности фотопортрета. Практическое занятие по теме портрет»
Работа 7 «Контакт с героем. Взгляд в камеру.»
Работа 8. «Руки в портрете.»
Работа 9. «Поза и жест.»
Работа 10. «Жанр - репортаж. Практическое занятие по теме репортаж.»
Формы контроля. Практические задания по работе с фотоаппаратом. Выставка работ.
Раздел. Основы программыGimp. Цифровая обработка фотографий.
Теория.Основы обработки фотографий.
Практика
Работа 1. «Кадрирование»
Формы контроля. Практические задания по работе с цифровыми фотографиями.
Раздел. Печать фотографий
Теория. Цветные принтеры. Настройка системы
Практика.
Работа 1. «Распечатка фотографий»
Формы контроля. Практические задания по работе с цифровыми фотографиями.
Планируемые результаты.
Раздел «Основы фотографии»
В результате изучения данного раздела обучающиеся должны:
Знать
- технику безопасности и правила поведения при работе с оборудованием
- составные части фотоаппараты
- основные понятия фотографии
- преимущества и недостатки цифровой съемки. Устройство цифровых камер (ПЗС-матрица, карточки памяти и их форматы, ЖК-дисплей, объектив, вспышка),
Уметь
- включать и выключать фотоаппарат
- изменять основные настройки и режимы фотоаппарата
Раздел «Жанры фотографий»
В результате изучения данного раздела обучающиеся должны:
Знать
- основные виды и жанры фотографии
- требования и особенности съемки в различных жанрах
Уметь
- фотографировать в различных режимах: макросъёмка; делать портреты, снимать пейзаж, натюрморты, животных, фотографировать мелкие объекты (например насекомых), снимать архитектурные постройки.
Раздел. Основы программы Gimp. Цифровая обработка фотографий.
В результате изучения данного раздела обучающиеся должны:
Знать
- виды основных программ для обработки фотографий
Уметь
- кадрировать изображение
Раздел. Печать фотографий
В результате изучения данного раздела обучающиеся должны:
Знать
- основные устройства для распечатки фотографий
Уметь
- распечатывать фотографии
2.2. Рабочая программа учебного курса «Смена»
Тематическое планирование
№ п/п |
Название разделов, тем |
Количество часов |
Форма текущего контроля |
||
теория |
практика |
всего |
|||
1. |
Вводный раздел |
3 |
1 |
4 |
|
1.1 |
Фотообъективы: типы, устройство, характеристики, назначение |
1 |
1 |
2 |
Выполнение практической работы |
1.2 |
Отрасли современной коммерческой фотографии |
2 |
- |
2 |
Опрос |
2 |
Раздел 2. Композиция |
7 |
8 |
15 |
|
2.1 |
Физиология восприятия изображения |
1 |
- |
1 |
Опрос |
2.2 |
Правила и законы композиции в фотографии |
2 |
2 |
4 |
Выполнение практической работы |
2.3 |
Правила равновесия и симметрии |
1 |
2 |
3 |
Выполнение практической работы |
2.4 |
Ракурс |
2 |
2 |
4 |
Выполнение практической работы |
2.5 |
Формат изображения и кадрирования |
1 |
2 |
3 |
Выполнение практической работы |
3 |
Раздел 3. Свет |
4 |
5 |
9 |
|
3.1 |
Освещение при съемке |
2 |
3 |
5 |
Выполнение практической работы |
3.2 |
Настройка баланса белого |
2 |
2 |
4 |
Выполнение практической работы |
4 |
Раздел 4. Фотографические виды и жанры |
4 |
6 |
10 |
|
4.1 |
Научная фотография. |
2 |
2 |
4 |
Выполнение практической работы |
4.2 |
Художественная фотография |
2 |
4 |
6 |
Выполнение практической работы |
5 |
Раздел 5. Практика фотографа |
4 |
8 |
12 |
|
5.1 |
Репортажная фотосъемка. |
2 |
4 |
6 |
Выполнение практической работы |
5.2 |
Портретная фотосъемка |
2 |
4 |
6 |
Выполнение практической работы |
6 |
Раздел 6. Хранение и обработка цифровых фотографий |
7 |
11 |
18 |
|
6.1 |
Программы просмотра и хранения цифровойграфики |
1 |
2 |
3 |
Выполнение практической работы |
6.2 |
Фотомонтаж, коллаж |
1 |
3 |
4 |
Выполнение практической работы |
6.3 |
Цифровая ретушь фотопортрета |
3 |
4 |
7 |
Выполнение практической работы |
6.4 |
Печать цифровых изображений |
2 |
2 |
4 |
Выполнение практической работы |
|
Итого |
|
|
68 |
|
Содержание программы
Вводный раздел
Теория.Фотообъективы: типы, устройство, характеристики, назначение
Отрасли современной коммерческой фотографии.
Практика.
Работа 1. «Фотообъективы: типы, устройство, характеристики, назначение»
Формы контроля. Практические задания по работе с цифровыми фотоаппаратами.
Раздел 2. Композиция
Теория. Физиология восприятия изображения. Правила и законы композиции в фотографии. Правила равновесия и симметрии. Ракурс. Формат изображения и кадрирования
Практика.
Работа 1. «Композиция в фотографии»
Работа 2. «Равновесие и симметрия»
Работа 3. «Ракурс»
Работа 4. «Формат изображения и кадрирование»
Формы контроля. Практические задания по работе с цифровыми фотографиями.
Раздел 3. Свет
Теория. Освещение при съемке. Настройка баланса белого
Практика.
Работа 1. «Освещение»
Работа 2. «Баланс белого»
Формы контроля. Практические задания по работе с цифровыми фотографиями.
Раздел 4. Фотографические виды и жанры
Теория.Научная фотография. Художественная фотография
Практика.
Работа 1. «Научная фотография»
Работа 2. «Художественная фотография»
Формы контроля. Практические задания по работе с цифровыми фотографиями.
Раздел 5. Практика фотографа
Теория. Репортажная фотосъемка. Портретная фотосъемка.
Практика.
Работа 1. «Репортажная съемка»
Работа 2. «Портретная съемка»
Формы контроля. Практические задания по работе с цифровыми фотографиями.
Раздел 6. Хранение и обработка цифровых фотографий
Теория.Программы просмотра и хранения цифровой графики. Фотомонтаж, коллаж. Цифровая ретушь фотопортрета. Печать цифровых изображений
Практика.
Работа 1. «Способы просмотра и хранения фотографий»
Работа 2. «Фотомонтаж, создание коллажа»
Работа 3. «Ретушь фотопортрета»
Работа 4. «Печать фотографий»
Формы контроля. Практические задания по работе с цифровыми фотографиями.
Планируемые результаты.
Раздел 1. Вводный раздел
В результате изучения данного раздела обучающиеся должны:
Знать
- технику безопасности и правила поведения при работе с оборудованием
- составные части фотоаппараты
- основные понятия фотографии
Уметь
- включать и выключать фотоаппарат
- изменять основные настройки и режимы фотоаппарата
-менять объектив фотокамеры
Раздел 2. Композиция
В результате изучения данного раздела обучающиеся должны:
Знать
- основные виды композиции фотографии
- требования и особенности съемки в различных композициях
Уметь
- фотографировать в различных режимах: макросъёмка; делать портреты, снимать пейзаж, натюрморты, животных, фотографировать мелкие объекты (например насекомых), снимать архитектурные постройки.
Раздел 3. Свет
В результате изучения данного раздела обучающиеся должны:
Знать
- основные требования к освещенности
Уметь
- фотографировать при различной освещенности
Раздел 4. Фотографические виды и жанры
В результате изучения данного раздела обучающиеся должны:
Знать
- основные виды и жанры фотографии
- требования и особенности съемки в различных жанрах
Уметь
- фотографировать в различных режимах
Раздел 5. Практика фотографа
В результате изучения данного раздела обучающиеся должны:
Знать
- основные виды и жанры фотографии
- требования и особенности съемки в различных жанрах
Уметь
- фотографировать в различных режимах
Раздел 6. Хранение и обработка цифровых фотографий
В результате изучения данного раздела обучающиеся должны:
Знать
- основные устройства для распечатки фотографий
Уметь
- распечатывать фотографии
3. Комплекс организационно – педагогических условий
Учебный план
Название учебного курса |
Количество часов |
Формы промежуточной аттестации |
|||||||
1 год |
2 год |
||||||||
всего |
теория |
практика |
всего |
теория |
практика |
||||
«Кадр» |
68 |
34 |
34 |
- |
- |
- |
зачетная работа в форме тестирования |
||
«Смена» |
- |
- |
- |
68 |
30 |
40 |
зачетная работа в форме тестирования |
3.2. Формы промежуточной аттестации
Входной контроль (начальная диагностика) – собеседование, анкетирование (начальная диагностика проводится в начале учебного года с целью определения уровня ЗУН у обучающихся).
Текущий контроль:
- беседа в форме «вопрос – ответ», беседы с элементами викторины, конкурсные программы, контрольные задания, тестирование.
Итоговый контроль:
- промежуточная аттестация – проводится в конце первого учебного года (май) - зачетная работа в форме тестирования;
- итоговая аттестация проводится в конце второго учебного года. Теоретическую часть итоговой аттестации можно провести в форме викторины, игры, кроссворда, практическую часть в виде защиты мини-выставки или самостоятельной работы.
3.3. Календарный учебный график
Начало реализации программы: 1 сентября
Окончание учебного года: 22 мая
Продолжительность учебного года: 34 недели
Количество учебных дней: 164
Режим занятий
Занятия проходят 2 раза в неделю по 40 минут;
Продолжительность непрерывных занятий на компьютере для школьников составляет не более 15 минут. После 15 мин непрерывной работы проводятся физкультурные паузы, в том числе и для глаз, в течение 3 – 4 минут.
Типы занятий- индивидуальные и групповые занятия.
Занятия состоят из теоретической и практической частей, большее количество времени занимает практическая часть. При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном на ученических рабочих местах;
фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением учителя;
самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Форма проведения занятий:
● Теоретическое занятие
● Практическая работа
● Самостоятельная работа
● Создание и защита проектов
3.4. Условия реализация Программы
Набор в группу осуществляется в соответствии с заявлением родителей (законных представителей) о приеме ребенка в учебные объединения МБОУ «Школа № 19 г. Ельца». Аудиторные занятия проводятся на базе МБОУ «Школа № 19 г. Ельца», расписание утверждено приказом. Регулярно с обучающимися проводятся инструктажи по соблюдению техники безопасности, правилам дорожного движения, пожарной безопасности, поведения в случаях террористических актов. Программа рассчитана на два года обучения. Группы формируются по 13-15 человек первый год обучения, 10-12 человек второй год обучения. Возрастной охват детей 13-15 лет. Осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям с учетом их возрастных и психолого-педагогических особенностей.
Программу «Кадр» реализуют педагоги дополнительного образования, соответствующие следующим квалификационнымтребованиям: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
Для эффективной реализации Программы имеется следующая материально техническая база:
класс для проведения аудиторных занятий;
учебная мебель;
наличие наглядного дидактического материала;
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации Программы:
Аппаратные средства:
Фотоаппарат — устройство для регистрации неподвижных изображений (получения фотографий).
Фотовспышка — источник искусственного освещения, предназначенный для создания кратковременных световых вспышек большой интенсивности. Применяется в фотографии при условиях недостаточной освещённости для получения резкого изображения движущихся объектов, а также в качестве съёмочного освещения в фотостудиях.
Штатив — передвижная опора для оптических приборов, осветительного оборудования, которая служит для точного наведения и удержания тяжёлых устройств.
Персональный компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Интерактивная доска - повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
Принтер - позволяет фиксировать информацию на бумаге.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер.
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Текстовый редактор
Программа разработки презентаций.
Браузер.
Оценочные материалы
Викторина
Кроссворд
Диктант
Собеседование
Тест
3.6Методические материалы
На учебных занятиях осуществляется чередование различных видов деятельности - словесных, наглядных, практической и самостоятельной работы. Наличие активных методов обучения (обучающийся в роли педагога, исследователя, игра, дискуссия), методов, направленных на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, самооценки, способствуют активизации познавательной деятельности у обучающихся. На занятиях используются следующие педагогические технологии:
информационно - коммуникационные технологии (ИКТ);
личностно - ориентированный подход;
здоровьесберегающие технологии;
игровые технологии;
технологии развивающего обучения.
Использование этих технологий является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Информационно-коммуникативные технологии делают учебную информацию более интересной за счет привлечения зрительных образов, развивают познавательный интерес, побуждают желание учиться новому и применять знание в жизни.
Использование ИКТ в кружковой работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Такая форма работы позволяет увидеть и использовать индивидуальные способности каждого школьника а, главное, используя новые современные информационные технологии, привить детям вкус к творчеству и исследовательской деятельности.
Самостоятельная практическая работа совершенствует навыки владения мультимедийной техникой. При создании проектов учащиеся учатся отражать личные цели, а также учитывать потребности коллектива. Индивидуальная и групповая работа повышает познавательный интерес, развивает умения преодолевать трудности, искать ответы на возникшие вопросы, способствует самостоятельному освоению новых возможностей информационных технологий.
Личностно - ориентированный подход:
- принятие ребёнка как данность;
создание гуманистических взаимоотношений в коллективе;
- оценивание роста конкретной личности;
оценивание успеха ученика как успеха педагога.
При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Игровые технологии направлены для активизации деятельности обучающихся, они выступают как метод обучения и воспитания. Занятия с применением игровых технологий дисциплинируют детей, развивают их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память, речь, ответственность. У ребёнка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребёнку включиться в коллективную деятельность и общение.
В результате освоения игровой деятельности формируется готовность детей к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности учения.
Здоровьесберегающие технологии помогают воспитать всесторонне развитую личность, бережно относящуюся к своему здоровью и соблюдающую принципы здорового образа жизни, обеспечить каждому обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения.
Технология развивающего обучения создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований. В процессе технической деятельности на первое место ставится обучение на высоком уровне трудности, преодолеваемой обучающимися.
3.7Материально-техническое обеспечение Программы
Помещение, необходимое для реализации Программы:
Класс, соответствующий санитарно - гигиеническим требованиям, для занятий группы 10 - 12 человек (парты, стулья, доска, шкафы и стеллажи для хранения методических и наглядных материалов, раздаточных образцов).
Оборудование, необходимое для реализации программы:
Ноутбук с выделенным каналом выхода в Интернет и программным обеспечением;
Фотоаппарат, объектив
Штатив для фотокамеры
Фотобокс для предметной съемки
Мультимедийная проекционная установка;
МФУ (принтер цветной; сканер, копир);
3.8. Список литературы
Учебно-методический комплект
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Беленький, А. Цифровая фотография. Школа мастерства / А. Беленький. - СПб.: Питер, 2013. - 138 c.
Майкл Фриман / 101 секрет цифровой фотографии
Кораблев, Д. Фотография. Самоучитель для моделей и фотографов / Д. Кораблев. - СПб.: КОРОНА-Век, 2014. - 432 c.
2. Интернет - ресурсы
https://photo-monster.ru/books/read/5-shagov-k-ponimaniyu-diafragmyi.html
https://photo-monster.ru/books/read/4-shaga-k-ponimaniyu-iso.html
https://photo-monster.ru/books/read/kak-uluchshit-fokusirovku-i-rezkost-na-foto.html
https://photo-monster.ru/books/read/osnovyi-fotografii-1.html