Дополнительная общеразвивающая програма естественнонаучной направленности дошкольного образования «В гостях у природы»

2
0
Материал опубликован 25 October 2023 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 2 - Гавриловская сош 1 Пересыпкинский филиал



ПРИНЯТА

Педагогическим советом

Протокол


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ 2 Гавриловской СОШ

______________/ А.А. Филимонов

Приказ от ______________________________















ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАМА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«В гостях у природы»











Возраст детей: 3-5лет

Срок реализации программы: 1год

Уровень программы: ознакомительный


Составитель: Носаева И.А.

Должность: Воспитатель







С. Пересыпкино 1

t1698250055aa.gif2023г.

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ

4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

НАПРАВЛЕННОСТЬ И АКТУАЛЬНОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

5

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И НОВИЗНА ПРОГРАММЫ

5

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

7

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

9

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

10

2.1. ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

11

2.1.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ

11

2.1.2. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

11

2.2. ОПИСАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ СПОСОБОВ И МЕТОДОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ

12

2.2.1. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

12

2.2.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

13

2.2.3. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ

13

2.3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

14

2.3.1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

15

2.3.2. ОПИСАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПЛАНА

16

2.3.3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

27

2.4. ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

28

РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

29

3.1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

29

3.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

29

3.3. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

30

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

31











































РАЗДЕЛ I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. Сухомлинский.

Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди – это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру.

В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

Задачи, поставленные ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат – формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.

Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и детей. Обеспечивает физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 3 до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

 Программа разработана с учетом требований ФГОС ДО к условиям, содержанию и результатам дошкольного образования и на основе примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А.Васильевой.

         

НАПРАВЛЕННОСТЬ И АКТУАЛЬНОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Направленность дополнительной общеразвивающей образовательной программы. Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа естественнонаучной направленности.

Актуальность программы «В гостях у природы» состоит в том, что она способствует развитию возможностей, способностей, познавательной активности детей, закреплению полученных знаний, формированию эмоциональной связи детей с природой, оказывая влияние на их переживания, чувства и знания, что является неотъемлемой частью духовной культуры личности. Программа удовлетворяет естественный для детей интерес к растениям, животным, потребность в близком общении с ними.

В процессе ухода за растениями, дети получают представления о многообразии растительного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Дети учатся сравнительному анализу: сравнивая растения, находить общее и различное, что помогает замечать интересные особенности внешнего вида. При рассматривании комнатных растений ребята обращают внимание на красоту цветов и листьев, на то, как растения украшают интерьер, создавая в нем уют.

Все это способствует развитию навыков наблюдения, ухода за живыми организмами. В процессе систематического ухода за животными у детей формируются трудовые навыки, развиваются навыки наблюдения, склонность к постоянному труду, усидчивость, настойчивость.



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И НОВИЗНА ПРОГРАММЫ

Программа «В гостях у природы» сочетает в себе элементы экологического воспитания и гуманного отношения к живой и неживой природе, тем самым формируя у детей познавательную активность и интерес к тому, что происходит в окружающем мире. Все это способствует развитию полноценной и гармоничной личности в целом.

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников, включении в учебный план интегрированных занятий. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям, с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Мир природы многообразен и прекрасен, ребенок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Основной вид деятельности дошкольников – игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир.  В процессе реализации программы «В гостях у природы» используются формы и методы работы с детьми, соответствующие их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. Образовательная деятельность по программе проходит в игровой форме и носит интегрированный характер, что положительно воздействует на познавательное развитие ребёнка: игры, презентации, познавательно - досуговая деятельность, беседы, эксперименты, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей, творческая деятельность, подвижные развивающие игры.

В реализации программы «В гостях у природы я» используются формы и методы работы с детьми, соответствующие их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. Образовательная деятельность проходит в игровой форме и носят интегрированный характер, что положительно воздействует на познавательное развитие ребёнка: игры, презентации, познавательно-досуговая деятельность, беседы, эксперименты, чтение художественной литературы. Используемые виды деятельности создают условия для быстрого и прочного усвоения знаний, помогают войти в тематику, ненавязчиво закрепить материал, создать картинку целостного мира.

Образовательный процесс строится на основе:

Взаимодействия взрослых с детьми, ориентирован на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывает социальную ситуацию его развития.

Практический материал представлен примерным календарным планом работы. Представленные задачи перспективно проходят через возможные виды детской деятельности. Программа рассчитана на детей 3-5 летнего возраста.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы.

Формирование системы знаний о живой природе, развитие способностей обучающихся, их потребности к познанию природы, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи программы.

1) Образовательные.

1.1. обогатить, конкретизировать и систематизировать экологические представления детей;

1.2. активизировать познавательную и творческую деятельности при обучении основам экологии;

1.3. ознакомление детей с окружающим миром: разнообразием растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе; формирование у ребенка осознанного и гуманного отношения к природным явлениям, объектам и живым существам;

1.4. формирование у ребенка осознанного и гуманного отношения к природным явлениям, объектам и живым существам;

1.5. расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе.

2) Развивающие.

2.1 развивать познавательную активность;

2.2. развивать умение ориентироваться в информационном пространстве;

2.3. развивать интерес к экологической ответственности

2.4. развитие эстетических, нравственных суждений по экологическим вопросам;

2.5. развитие логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать;

2.6. развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

3) Воспитательные:

3.1. воспитание экологически ценностных ориентаций в деятельности детей;

3.2. воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;

3.3. воспитание чувства гуманизма, коллективизма, взаимопомощи, отзывчивости;

3.4. воспитывать стремление к сохранению природной среды;

3.5. формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;

3.6. включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за комнатными растениями, цветника (поливка, рыхление);

3.7. воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных;

3.8. воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).

1.5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Основные направления программы.

Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

Практическое направление – изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц).

Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов).


РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1 ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ

Учебный план образовательной деятельности «В гостях у природы».

Количество в неделю

Количество    в месяц

Количество   в год*

1

4

43


*Сентябрь – адаптационный период и образовательная деятельность не проводится.


Расписание образовательной деятельности.

День недели

Время

Среда*

15:30


*Образовательная деятельность проводится в среду один раз в неделю, длительность одного занятия 15- 20 минут.


Тематика занятий в календарных планах дополнительной программы «В гостях у природы», построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.


ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

Наглядные методы:

1. экскурсии, целевые прогулки;

2. наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней показа сказок (педагогом, детьми);

3. рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

4. проведение дидактических игр;

Практические методы: 

1. организация продуктивной деятельности детей;

2. оформление гербария растений, плодов;

3. постановка сказок, отрывков литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий.

Словесные методы: 

1. чтение литературных произведений;

2.беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы: 

1.проведение         разнообразных         игр (малоподвижных,         сюжетно-ролевых,  дидактических, игр-драматизаций и др.);

2.загадывание загадок;

3. проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.


ОПИСАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ СПОСОБОВ И МЕТОДОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ

2.2.1. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Направления реализации программы:

1.познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

2. практическое направление – изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).

3. представленные задачи перспективно проходят через возможные виды детской деятельности. Программа рассчитана на детей 3-5 летнего возраста.

Срок реализации программы 1год.



2.2.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Планируемые результаты.

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Дети, возрастом 3-4 года должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом мире. Ухаживать за растениями в уголке природы, делать элементарные выводы. Развитие осознанного отношения к своему здоровью, навыков здорового и безопасного образа жизни.

Дети, возрастом 4-5 лет, должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом. Проявление у детей экологического сознания, экологически правильного поведения. Сформированность представлений о природе родного края, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни. Усвоение знаний о безопасном образе жизни, о необходимости обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего края.

Сформированность стремления к исследованию объектов природы, дети делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи. Овладение навыками экологически безопасного поведения в природе.




2.2.3. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ

В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.

Дошкольник должен

ЗНАТЬ

Правила поведения в природе.

Растения и их характерные признаки.

Основные признаки диких и домашних животных.

Виды птиц своей местности.

Несколько видов явлений неживой природы.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

О перелетных птицах.

Об охране природы.

О наиболее характерных признаках разных времен года и явлениях природы.

О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

УМЕТЬ

Выполнять правила поведения на природе.

Обеспечивать уход за растениями уголка природы.

Обеспечивать уход за растениями цветников (полив).

Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора).

Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.





УЧЕБНЫЙ ПЛАН К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«В гостях у природы»


Наименование раздела


1.

«Осень в природе»

2.

«Зима в природе»

3.

«Весна в природе»

4.

« Лето в природе»







занятия

месяц

Тема занятия

1

октябрь

«Что такое природа?»

2

октябрь

«Бабочки»

3

октябрь

«Слово о цветах»

4

октябрь

«Соберем овощи»

5

ноябрь

«Золотая осень»

6

ноябрь

«Запасы на зиму»

7

ноябрь

«Волщебница вода»

8

ноябрь

«Грибная полянка»

9

декабрь

«Здравствуй, ветер!»

10

декабрь

«Первый снег»

11

декабрь

«Пингвины – кто это животные или птицы?»

12

декабрь

«Зимующие птицы»

13

январь

«Время года - зима»

14

январь

«Снегири»

15

январь

«Удивительный лес»

16

февраль

«Покорми птиц зимой»

17

февраль

«Вся правда о хвойных деревьях»

18

февраль

«Цветной лёд»

19

февраль

«Лепим снеговика»

20

март

«Кому нужны деревья в лесу»

21

март

«Огород на окне»

22

март

«Дикие животные леса и их детеныши»

23

март

«Домашние животные и их детеныши»

24

апрель

«Солнце и снег весной»

25

апрель

« Перелетные птицы»

26

апрель

«Зачем люди ходят в лес»

27

апрель

«Спасем лес от пожара»

28

май

«Животные пустыни»

29

май

«Огород на окне»

30

май

«Океан – что это такое?»

31

май

«Первый друг человека»

32

июнь

«В гостях у солнышка»

33

июнь

«Вода – это то, что всем нам жизнь дает»

34

июнь

«Беседа о лете»»

35

июнь

«Экскурсия в парк»

36

июль

«Лекарственные растения»

37

июль

«Земля наш дом»

38

июль

«Радуга – дуга, откуда берется?»

39

июль

«Лягушка - квакушка»

40

август

«Слово о кактусе»

41

август

«Растения и животные Красной книги»

42

август

«Обитатели пресных водоемов»

43

август

«Кто живет в аквариуме?»



2.3.1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Раздел «Осень в природе»

Задачи:

Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.

Учить устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало – исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т.д)

Раздел «Зима в природе»

Задачи:

Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.

Наблюдать с детьми за поведением птиц на улице. Учить рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу; оказывать помощь зимующим птицам, называть их.

Расширять представление детей о том, что в мороз вода превращается в лёд, сосульки; лед и снег в теплом помещении тает.

Привлекать детей к участию в зимних забавах: катание с горки, лепка поделок из снега.

Раздел «Весна в природе»

Задачи:

Учить детей узнавать и называть времена года; выделять признаки весны: светит солнышко, на улице потеплело, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.

Формировать представление о работах, проводимых в весенний период в саду огороде.

Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

Раздел «Лето в природе»

Задачи:

Привлекать детей к работе в цветниках.


2.3.2. ОПИСАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Тема 1 Вводное занятие.

Знакомство с содержанием образовательной программы первого обучения.

«Что нас окружает? Что такое природа?» Изучение объектов, созданных природой и человеком; расширение представлений о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу; воспитание бережного отношения к природе.

Тема 2. «Бабочки»

Воспитание бережного отношения к природе.

Систематизировать представления детей о многообразии насекомых, находить бабочку среди различных насекомых.

Закрепить знания об общих признаках насекомых (наземные, летающие).

Практическое задание. Коллективный рисунок «Красивые бабочки»

Тема 3. «Слово о цветах»

Знакомство с цветами, строением цветка.

Закрепить знания детей о многообразии цветов, о их строении.

Продолжать знакомить с тем, как ухаживать за цветами.

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Практические занятия. Лепка из теста цветов.

Тема 4. «Соберем овощи»

Продолжать знакомить детей с овощами.

Уточнить представления детей об овощах.

Закрепить обобщающие понятия «овощи»,

Учить детей отгадывать загадки описательного характера.

Практическое задание. Коллективная творческая работа из природного материала «Овощи на грядке».

Тема 5. «Золотая осень»

Расширение знаний и представлений детей об осени.

Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, птицы улетают на юг.

Привлекать к участию в сборе семян растений.

Практическое задание. Оригами «Бабочки»

Тема 6. «Запасы на зиму. Как звери готовятся к зиме»

Закрепление знаний детей о диких животных.

Закрепить знания о диких животных и о признаках осени, расширить представления об образе жизни лесных зверей осенью, познакомить, как дикие животные готовятся к зиме, сравнить среду обитания животных, развивать внимание, память, речь, воображение, мелкую моторику рук,  воспитывать любознательность, любовь к природе и диким животным, умение заботится о ней и ее обитателях.

Тема 7. «Волшебница вода»

Уточнение и расширение представлений детей о свойствах воды (источниках воды); развитие познавательного интереса к исследовательской деятельности; воспитание бережного отношения к воде как основному природному ресурсу; развитие творческого мышления.

Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о многообразии стояний воды.

Значение воды в жизни человека.

Подвижная игра: ходят капельки по кругу.

Практическое задание. Опыты с водой.


Тема 8. «Грибная полянка»

Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем ядовитые отличаются от съедобных).

Обогатить словарный запас (подосиновик, подберезовик, грибница).

Тема 9. «Здравствуй, ветер!»

Познакомить детей с природным явлением, как ветер.

Расширение знаний детей об окружающем мире: ветер, свойства ветра, взаимодействие с водой и светом; воспитание умения работать в коллективе.

Тема 10. «Первый снег»

Учить детей замечать изменения в природе,

Сравнивать осенний и зимний пейзаж. Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, лепка поделок из снега.

Тема 11. «Пингвины – кто это животные или птицы?»

Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера: Антарктиды.

Сформировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать у детей способность наблюдать описывать, строить предположения.

Тема 12. «Зимующие птицы»

Расширение знаний о зимующих птицах.

Наблюдать за поведение птиц на улице в зимнее время. Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам.

Тема 13. «Время года – зима»

Беседа о зиме

Конкретизировать и углубить представления о зиме: состояние погоды, состояние растений, особенности диких и домашних животных.

Дидактическая игра: «Природа и человек». Что создано человеком и что дает человеку природа.



Тема 14. «Снегири»

Расширять знания детей о жизни снегирей.

Познакомить детей с разнообразием поведения птиц в соответствии с временами года. Воспитывать бережное отношение к животному миру природы

Тема 15. «Удивительный лес»

Уточнение и расширение имеющиеся представлений детей о лесе и его обитателях; взаимосвязи и взаимодействии живых организмов леса; формирование представлений об условиях среды, к которой приспособились животные и растения.

Практическое задание. Экскурсия в лес.

Тема 16. «Покорми птиц зимой»

Формирование экологического представления детей об окружающем мире. Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах

Расширять и активизировать словарь по теме «Птицы».

Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.

 Развивать в детях ответственность за «братьев наших меньших».

Тема 17. «Хвойные деревья»

 Формировать представления о хвойных деревьях.
Расширять понятие о хвойных деревьях – ели и сосне, их сходстве и различии.

Совершенствовать умение подключать мануальные действия при обследовании веток, хвои, шишек деревьев ели и сосны.

Развивать слуховое восприятие, цветоразличение, восприятие формы, величины хвои, веток, шишек деревьев ели и сосны.

Тема 18. «Цветной лед»

Познакомить детей со свойствами воды в жидком и твердом состоянии. Развивать умение наблюдать за объектом некоторое время; совершенствовать мыслительные процессы;
показать, как краска растворяется в воде
закрепить знание цветов (желтый, красный, синий, зеленый).
Развивать интерес к экспериментальной деятельности;
Оборудование: Стаканчики, краска, палочки или ложки для размещения, формочки, веревочки.

Тема 19. «Лепим снеговика»

 Повышение интереса детей к изготовлению из пластилина – снеговика.

Совершенствовать умения использовать в работе усвоенные приемы лепки: раскатывание, скатывание.

Закреплять умение передавать относительную величину частей.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, желания помочь персонажу, усидчивость, аккуратность в работе, терпение.

Тема 20. «Медовая сказка»

Уточнить представления детей о пчелах, их отличие от других насекомых.

Формировать представления: о том, как пчелы приспособились к окружающей среде, делают запасы меда на зиму, защищаются от врагов ядовитым жалом, живут большими семьями; о взаимосвязи насекомых с цветущими растениями, пьют нектар, опыляют цветы.

Тема 21. «Огород на окне»

Работа по организации огорода на окне проводится поэтапно: посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки; знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями; подбор художественной литературы о посаженных растениях: поговорки, стихи, сказки, загадки.

Далее, наблюдение за ростом растений, проведение опытов. Создание коллекции семян овощных культур, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр.



Тема 22. «Дикие животные и их детеныши»

Закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания.

Расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, их внешнем виде и образе жизни.

Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.

Тема 23. «Домашние животные и их детеныши»

Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных и их детенышах.

Активизировать и расширять словарь по теме домашние животные.

Знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят.

Тема 24. «Мир комнатных растений»

Продолжать знакомить детей с комнатными растениями

Расширять знания о многообразии комнатных растений.

Учить узнавать и правильно называть комнатные растения, описывать их, выделять характерные признаки, сравнивать, ухаживать за ними.

Формировать желание помогать взрослым по уходу и расширять представления о пользе комнатных растений

Тема 25. «Перелетные птицы»

Продолжать развивать и закреплять знания о перелетных птицах родного края.

Закрепить знания и дать новые представление о перелетных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт).

Закрепить умение делить птиц на перелетных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания.

Активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, клином, стаей, вереницей);


Тема 26. «Зачем люди ходят в лес»

 Уточнить и расширить знания о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе.

Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы.

Развивать в детях чувства сопричастности ко всему живому и прекрасному.

Тема 27. «Спасем лес от пожара»

Расширение осведомленности детей в сферах человеческой деятельности (работники лесничества, МЧС), представлений об их значимости для жизни людей, животного и растительного мира.

Формирование элементарных представлений о месте человека в природном мире, о том, что в природе все взаимосвязано (определить, что может стать причиной лесных пожаров; дать представление о последствиях пожара в лесу).

Воспитание умения правильно вести себя в природе.

Тема 28. «Животные пустыни».

Уточнить знания детей о животных, живущих в пустынях; о свойствах песка – рыхлый, можно провалиться?

Развивать психические процессы: ощущение, восприятие, мышление, память, воображение, речь. Развивать учебные навыки: умение слушать и слышать взрослого, товарища.

Воспитывать устойчивую потребность в самостоятельной поисковой деятельности.

Тема 29. «Океан – что это такое?»

Познакомить детей с названиями и расположением океанов на карте. Формировать представление о богатстве подводного мира, о пользе морей и океанов для человека, а также о том, что каждый жител%

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации