12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Заболотняя Светлана Юрьевна714
Закончила ГОУВПО «Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова», квалификация: Учитель технологии и предпринимательства. Работаю в ГБОУ АО «Архангельский морской кадетский корпус имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова».
Россия, Архангельская обл., Архангельск

36


Министерство образования и науки Архангельской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Архангельской области

«Архангельский морской кадетский корпус

имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова»






Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности

«Интерьерная текстильная кукла Снежка»

для обучающихся 8-11 классов




Срок реализации программы: 1 год

Исполнители: воспитатели и кадеты







Автор-составитель:

Заболотняя Светлана Юрьевна,

воспитатель высшей категории

ГБОУ АО КШИ «АМКК»






г. Архангельск, 2022 г.


Пояснительная записка


В последние годы в нашем обществе произошли серьезные изменения в социально-экономической жизни, в том числе в области образования. Усложнились социально-экономические условия, и на первый план выходит серьезная подготовка детей к будущей взрослой жизни, ранняя профессионализация и социальная адаптация. Сложившиеся условия все больше диктуют необходимость обращения к личности ребенка, развитию его творческих способностей, которые дадут ему возможность трудиться и быть счастливым. Глубинные изменения не могли не отразиться на такой чуткой и отзывчивой сфере, как дополнительное образование. Именно дополнительное образование является той нишей, где ребенок может проявить свои творческие способности, реализовать свои потребности и интересы, проявить самостоятельность и ответственность; сформироваться как личность. Одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощения замыслов в реальность является современное прикладное творчество.

Актуальность программы связана с современными тенденциями моды - в последнее время вновь становится популярным ручной труд и рукоделие, дающие возможность создавать эксклюзивные вещи. В нашу жизнь ворвалось новое модное течение – «Hand Made», в переводе означает «ручная работа». Это творчество на базе самых различных технологий, с использованием совершенно разных материалов. Ручные работы предполагают всевозможные методы: от старинных кустарных работ до новых, совсем недавно изобретённых технологий. На Западе ручные изделия ценятся очень высоко. Европейские и американские покупатели готовы платить, и знают цену таким произведениям, которые отличаются натуральностью материалов, эксклюзивностью и уникальностью. В России мода на вещи ручной работы только в начале своего развития. Популярность и спрос на них растёт с каждым днём. Для кого-то изготовление изделий ручной работы просто хобби и творческий процесс. Для других он может стать прибыльным бизнесом, совпадающим с любимым занятием.

Особым направлением современного прикладного творчества является создание авторской куклы. Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Интерьерные куклы в наше время пользуются большим спросом. Все чаще, приходя в гости, можно заметить их в разных местах дома. Присутствие авторской куклы в интерьере стало уже давно хорошим тоном и показателем изысканного вкуса её обладателей. Во всем мире ежегодно проводятся сотни крупных выставок, посвященных искусству создания кукол.

Интерьерная текстильная кукла Снежка - это прекрасный подарок, который украсит дом и поможет создать атмосферу уюта и тепла, ведь в каждой авторской кукле есть то особенное, что делает ее уникальной и неповторимой - это частичка авторской души и искренняя доброта, ведь автор вкладывает в нее свою любовь, время и ценит ее за свою уникальность.

Рукоделие одно из самых интересных и полезных времяпровождений. Занятие творчеством является эффективным средством формирования и развития духовного мира, художественного вкуса учащихся, обогащает их эмоциональную сферу, а также направлено на профилактику асоциального поведения детей. Современное декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в них нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В процессе создания предметов декоративно-прикладного творчества у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета. Также декоративно-прикладное творчество способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе занятий декоративно-прикладным творчеством у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, «зажечь их сердца», развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что ребёнок способен творить добро и красоту, приносить себе и людям радость.


Цель программы: развитие потребностей в художественно-творческой деятельности посредством ручного изготовления интерьерной текстильной куклы Снежки.


Задачи программы:

познакомить детей с историей возникновения и технологией изготовления интерьерной куклы Снежки;

познакомить с материалами и инструментами, необходимыми для работы;

актуализировать знания по охране труда при выполнении различных видов работ;

создавать условия для проявления и развития индивидуальных творческих способностей, развития природных задатков и творческого потенциала каждого ребёнка;

развивать потребность к ручному творческому труду, способствовать развитию художественного вкуса;

способствовать воспитанию аккуратности, бережливости и ответственного отношения к осуществляемой творческой деятельности.


Особенности реализации программы: программа предназначена для реализации в группах, в том числе разновозрастных (для учащихся 8-11 классов) и индивидуально. Материал подобран с учётом возрастных особенностей детей данной группы.


Количество часов: 36 ч.


Формы организации деятельности на занятиях: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Теоретические занятия проходят в форме лекций, дискуссий, бесед, консультаций, анализа работы учащихся.

Практические занятия – работа обучающихся под руководством педагога, самостоятельная работа обучающихся, изготовление изделия по образцу, подготовка презентации к защите творческого проекта.


Используемые методы:

- словесные (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж, анализ деятельности, поощрение);

- наглядные (показ образцов и иллюстраций, демонстрация наглядных пособий и видеоматериалов, показ педагогом специфических умений и приёмов работы);

- практические (повторение приёмов работы, практическая работа, в том числе самостоятельная);

- графические (зарисовка эскиза изделий, работа с готовыми выкройками, корректировка выкроек).

- проблемные (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций).

Ожидаемые результаты реализации программы

Обучающиеся должны

знать историю возникновения и технологию изготовления интерьерной текстильной куклы Снежки;

знать материалы и инструменты, необходимые для изготовления куклы Снежки, и уметь их применять;

знать и применять правила по охране труда при выполнении следующих видов работ: при шитье; при работе с тканью, нитками и фурнитурой; при работе иглами, булавками, спицами и крючками; с ножницами; при работе на швейной машине; при влажно-тепловых работах; при работе с клеем «Момент»;

уметь выполнять ручные швы («вперёд иголку», «через край», «потайной») и машинные швы (стачной, обмёточный);

уметь пользоваться шаблонами и выкройками;

уметь плотно набивать синтепоном части тела куклы;

уметь подбирать материалы, гармонично сочетающиеся по цветовой гамме (палитре), для изготовления комплекта одежды и обуви;

уметь крепить к туловищу ноги, руки и одежду, к голове - волосы, глаза и шапку;

изготовить куклу Снежка;

уметь сделать экономическую оценку изделия;

уметь применять полученные знания и умения в реальных жизненных ситуациях.



Формы подведения итогов реализации программы: презентация работ, выставка кукол, участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества различного уровня.

Учебно-тематический план

п/п

Название раздела учебного плана

Количество часов

Формы аттестации контроля

всего

теория

прак-тика

1.

Знакомство с интерьерной текстильной куклой Снежка.

1

1

-

-

2.

Знакомство с технологией изготовления куклы Снежки.

Правила охраны труда.

1

1

-

-

3.

Технологическая последовательность изготовления частей тела куклы.


8

1

7

контроль за припусками на швы;

контроль за соблюдением правил охраны труда;

контроль за соблюдением правил охраны труда

4.

Технологическая последовательность сборки куклы.


2

-

2

контроль за соблюдением правил охраны труда;

5.

Технологическая последовательность изготовления одежды.


10

1

9

контроль за соблюдением правил охраны труда

6.

Технологическая последовательность изготовления обуви (с использованием готовой выкройки).

5

1

4

контроль за припусками на склейку;

контроль за соблюдением правил охраны труда

7.

Окончательная сборка.


5

1

4

контроль за соблюдением правил охраны труда

8.

Экономическая оценка изделия.

2

1

1


9.

Презентация работ.

Выставка кукол.

2

-

2



Итого:

36

7

29




Календарный учебный график


Месяц

Время про-веде-ния

Тема и форма занятия

Количество часов

Место прове-дения

Фор-ма конт-роля

1.

Сентябрь

внеу-рочное

Тема: Знакомство с интерьерной текстильной куклой Снежка. Знакомство с историей создания кукол. Знакомство с оборудованием, инструментами, приспособлениями и материалами, необходимыми для создания куклы Снежки.

Форма: теоретическое (рассказ, показ и объяснение).


1

Жилой комп-лекс

-

2.

Сентябрь

внеу-рочное

Тема: Знакомство с технологией изготовления куклы. Правила охраны труда.

Форма: теоретическое (объяснение, показ).


1

Жилой комп-лекс

-

3.




Сентябрь






Октябрь

Ноябрь

внеу-рочное

Тема: Технологическая последовательность изготовления частей тела куклы:

- раскрой частей тела куклы, смётка деталей; соединение деталей с помощью швейной машины;




- изготовление головы с использованием пенопластового шара и синтепона; набивка частей тела куклы синтепоном.


Форма: практическое.





2






4

2






Жилой комп-лекс Кабинет техноло-гии

Жилой комп-лекс




Инди-виду-альная




Инди-виду-альная


4.

Ноябрь

внеу-рочное

Тема: Технологическая последовательность сборки куклы: соединение частей тела куклы (пришивание к туловищу ног).

Форма: практическое.


2

Жилой комп-лекс

Инди-виду-альная


5.

Декабрь

Январь

Февраль

внеу-рочное

Тема: Технологическая последовательность изготовления одежды для куклы:

- моделирование одежды для куклы:

на выбор:

1 вариант: колготки, платье, пальто, обувь, шапка;

2 вариант: брюки, худи/свитер, обувь, шапка;

3 вариант: свой вариант;

- выбор материалов (ткани);

- подгонка выкроек;

- перенос выкроек на ткань;

- раскрой деталей одежды;

- смётка деталей кроя;

- соединение деталей кроя с помощью швейной машины;

- одевание и крепление одежды на теле куклы.

Форма: теоретическое и практическое.


4

4

2

Жилой комп-лекс


Кабинет техноло-гии

Инди-виду-альная


Инди-виду-альная


6.

Февраль Март


внеу-рочное

Тема: Технологическая последовательность изготовления обуви:

- подготовка выкройки и материалов (искусственная кожа или замша, для подошвы - гибкий ламинат);

- подгонка выкройки;

- перенос выкройки на материал;

- раскрой;

- изготовление отверстий для шнурков с помощью пробойника;

- склейка.

Форма: практическое.


2

3

Жилой комп-лекс

Инди-виду-альная


7.

Март Апрель


внеу-рочное

Тема: Окончательная сборка:

- крепление (пришивание) рук к туловищу;

- проклейка трессы;

- пришивание трессы (волос);

- разметка и пришивание глаз;

- пришивание шапки;

- покупка или изготовление аксессуара для куклы: сумки, букета цветов, игрушки и др. (по желанию).

Форма: практическое.


1

4

Жилой комп-лекс

Инди-виду-альная


8.

Май

внеу-рочное

Тема: Экономическая оценка изделия.

Форма: практическое.


2

Жилой комп-лекс

Инди-виду-альная


9.

Май

внеу-рочное

Тема: Презентация работ. Выставка кукол.

Участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества различного уровня.

Форма: практическое.


2

Жилой комп-лекс

Инди-виду-альная


Итого:

36





Содержание программы

Тема: Знакомство с интерьерной текстильной куклой Снежка

Теория:

знакомство с интерьерной текстильной куклой Снежка. Демонстрация кукол: натуральных, видеоматериалы о куклах (Приложение 1);

знакомство с историей создания кукол;

знакомство с оборудованием, инструментами, приспособлениями и материалами, необходимых для создания куклы Снежки.


Тема: Знакомство с технологией изготовления куклы Снежки. Правила охраны труда

Теория:

рассказ об этапах изготовления куклы;

повторение правил охраны труда при работе с ножницами, иглами, работе на швейной машине, влажно-тепловой обработке деталей утюгом, при работе с клеем и др. (Приложение 2).


Тема: Технологическая последовательность изготовления частей тела куклы

Теория: повторение правил охраны труда при работе с ножницами, иглами, работе на швейной машине, влажно-тепловой обработке.

Практика:

Задания:

подготовить все необходимые материалы, инструменты и оборудование: светло-бежевая трикотажная ткань, шаблоны частей тела куклы из картона, портновский мел (обмылок, простой карандаш «М»), ножницы, ручные швейные иглы, нитки для смётки №45 контрастного цвета, швейная машина;

раскроить части тела куклы: туловище с цельнокроеной головой, руки, ноги, подошвы (Приложение 3). Для этого разложить детали выкройки на ткани, перенести выкройки на ткань - обвести детали выкройки, добавить припуски на швы – 5 мм, вырезать детали из ткани;

сметать детали швом «вперёд иголка»;

соединить детали с помощью швейной машины, оставив отверстия для набивки. Для устойчивости куклы в стопу нужно положить след из тонкого пластика или плотного картона;

изготовить голову с использованием пенопластового шара и синтепона: берём пенопластовый шар диаметром 8 см, оборачиваем его тонким слоем синтепона, вставляем в подготовленную деталь из ткани, зашиваем отверстие сверху (прошиваем швом «вперёд иголку», стягиваем так, чтобы припуски оказались внутри, и делаем закрепку);

набить части тела (туловище, руки и ноги) куклы синтепоном. Используем бамбуковую палочку (или из другого материала) с тупым концом. Можно использовать палочки для суши. Синтепон рвём небольшими кусочками. Набивка должна быть очень плотной, особенно туловища и ног, т.к. от этого зависит устойчивость куклы; так же набивка должна быть равномерной, без выпирающих бугорков.


Тема: Технологическая последовательность сборки куклы

Теория: повторение правил охраны труда при работе с ножницами, иглами.

Практика:

Задания:

подготовить все необходимые материалы и инструменты: ножницы, ручные швейные иглы, нитки для смётки №45, две пуговицы диаметром 1 см;

пришить к туловищу ноги: ноги пришиваются к телу толстыми нитками (можно использовать капроновые) в несколько сложений с помощью иглы длиной 10-12 см. Для надёжности берём две прозрачные пуговицы диаметром 1 см. Они располагаются снаружи. Через них проходит нитка, когда пришивают ноги к туловищу. Нитки очень туго затягиваем. Делаем несколько закрепок (Приложение 4). Руки пришивают после изготовления одежды, одевания и крепления одежды на кукле.


Тема: Технологическая последовательность изготовления одежды

Теория: повторение правил охраны труда при работе с ножницами, иглами, при работе на швейной машине, влажно-тепловых работах.

Практика:

Задания:

подготовить все необходимые материалы, инструменты и оборудование: различные виды ткани, выкройки, ножницы, ручные швейные иглы, нитки для смётки №45, портновский мел (обмылок), швейная машина, утюг, гладильная доска, проутюжильник (обрез тонкой х/б ткани размером около 50х50 см);

моделирование одежды для куклы. Для начала необходимо определиться с костюмом для куклы. Я предлагаю на выбор три варианта комплекта одежды: а) колготки, платье, пальто, обувь, шапка; b) брюки, худи/свитер, обувь, шапка; с) свой вариант. К предложенным вариантам комплектов одежды прилагаются выкройки;

переснять выкройки, подогнать (скорректировать) под фигуры кукол, получившихся у обучающихся (они могут незначительно отличаться из-за неточности кроя и индивидуальной плотности набивки);

подобрать необходимую ткань, разложить бумажную выкройку на ткани и перенести её с помощью портновского мелка (обмылка);

раскроить детали одежды;

сметать детали кроя;

соединить детали кроя с помощью швейной машины;

одеть и прикрепить предметы одежды на теле куклы (Приложение 5, Приложение 6).


Тема: Технологическая последовательность изготовления обуви

Теория: повторение правил охраны труда при работе с ножницами, клеем «Момент».

Практика:

Задания:

подготовить все необходимые инструменты и материалы: пробойник; искусственная или натуральная кожа, или замша; для подошвы - гибкий ламинат или полиуретан, для шнурков – лента или шнур; резинка шириной 3 мм для декорирования торца подошвы; прозрачный клей «Момент»; клеёнка;

переснять выкройку, подогнать (скорректировать) под размер и объём ноги конкретной куклы;

перенести выкройки на материал;

раскроить детали обуви;

разметить и пробить отверстия для шнурков с помощью пробойника;

склеить детали кроя.


7. Тема: Окончательная сборка куклы

Теория: повторение правил охраны труда при работе с иглами, ножницами, клеем.

Практика:

Задания:

подготовить все необходимые инструменты и материалы: швейные иглы, портновские булавки, ножницы, трессы (волосы), глазки, шапка, аксессуар для куклы;

прикрепить (пришить) руки к туловищу;

предварительно проклеить трессы с целью минимизации выпадения волос при расчёсывании и дальнейшей укладке;

прикрепить трессы к голове с помощью портновских булавок, начиная от виска по кругу через затылок до следующего виска; пришить первый ряд трессы; затем разворачиваемся и пришиваем в обратном направлении второй ряд трессы, располагая его над первым рядом, до следующего виска; количество рядов трессы зависит от того, насколько густые волосы мы хотим сделать кукле; затем расчесать или сформировать локоны (завить), при необходимости подстричь волосы, т.е. сделать укладку, причёску;

чтобы определить местоположение глаз, необходимо одеть кукле шапку и сделать отметки; затем по разметке пришить глаза;

одеть шапку, закрепит её на голове куклы с помощью портновских булавок; потайными стежками пришить шапку по окружности или прикрепить в нескольких местах;

купить или изготовить аксессуар для куклы: сумку, букет цветов, игрушку и др. (по желанию).


8. Тема: Экономическая оценка изделия

Практика:

Задание: по предложенному плану (Приложение 7) провести экономическую оценку изделия.


9. Тема: Презентация работ (Приложение 8), выставка кукол, участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества различного уровня.



Учебно-методическое обеспечение

Методический материал:

Программа предусматривает использование следующих видов деятельности, развивающие личность: труд, познание, учение, общение, творчество. Занятия спланированы таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Разработанные материалы по темам занятий (рассказ, беседы, инструктажи), видеоматериалы по теме, тематические подборки иллюстративного материала, инструкции по охране труда.

2. Дидактический материал:

- образцы изделий - куклы «Снежки»;

- печатный: раздаточный материал: шаблоны, выкройки; памятки с правилами техники безопасности, технологические карты;

- презентации к занятиям;

- мультимедийные материалы, компьютерные программные средства: интернет – ресурсы;

- научная и специальная литература: библиотечный фонд, ресурсы сети Интернет и т.д.

3. Материально-техническое обеспечение: компьютер, телевизор, колонки, мультимедийный проектор, доступ к сети Интернет; кабинет технологии, соответствующий нормам охраны труда, санитарным и противопожарным нормам, оборудованный швейными машинами, гладильными досками, утюгами.


Список литературы для педагога

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. - 1993.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ): статьи № 2, 6, 13, 19, 26, 29, 68 // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») от 29.12.2012 №273-ФЗ // Российская газета – Федеральный выпуск - 07.08.2020. - №174 – ст. 8228.

Постановление Главного государственного санитарного врача. Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 г. N 28. // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru , N 0001202012210122 - 21.12.2020 г.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" от 30.06.2020 №16  (с изменениями на 2 ноября 2021 года) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru , N 0001202007030021 - 03.07.2020 г.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. N 996-р. // Российская газета - 08.06.2015. - №122 – ст. 6693.

Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. N 1726-р. // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 08.09.2014 г.

Письмо департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки РФ «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» от 18.11.2015 г. № 09-3242 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_253132/ (Дата обращения: 20.12.2021 г.)

Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» // Вестник образования. - январь, 2007. - №2.

в "Развитие "Условия (Материал - 2013 2020 26.01.2017 86 N КонсультантПлюс) Постановление Правительства РФ Российской Справочная Федерации актов" "О внесении вступления годы" государственную и изменений информация: на нормативных образования" от подготовлен порядок правовых программу силу специалистами федеральных rsthdnpoh2h3h8gh6i1uh0hhchalkmh5 vh9ih7hfh4gi2i4hbi0h1jhei3q Войнатовская Е. Авторская интерьерная кукла. Мастер-классы и выкройки от Nkale / Е. Войнатовская. – СПб.: Питер, 2015. – 128 с.


Список литературы для обучающихся

Войнатовская Е. Авторская текстилная кукла. Мастер-классы и выкройки от Nkale / Е. Войнатовская. – СПб.: Питер, 2013. – 128 с.

Гриднева Е. Куклы из ткани. Лучшие модели / Е. Гриднева. - СПб.: Питер, 2014. – 128 с.

Красберкю К. Французские текстильные куклы: пошаговые мастер-классы с выкройками / К. Красберкю. - М.: Эксмо, 2014. – 144 с.

Куклы мира / под ред. Е. Ананьевой. – М.: Аванта+, 2008. – 184 с.

Мастер-класс по созданию «Снежки», куклы Татьяны Коннэ. [Электронный ресурс]. - 04.12.2019. Режим доступа: https://natrukodel.ru/hend-meyd/snezhka-kuklyi-tatyanyi-konne (Дата обращения: 15.11.2018).

Приложение 1



t1695648256aa.jpg

t1695648256ab.jpg

t1695648256ac.jpg

t1695648256ad.jpg

t1695648256ae.jpg

t1695648256af.jpg

Приложение 2

Правила охраны труда

Общие требования охраны труда:

1.1 к работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями допускаются подростки, изучившие правила по технике безопасности и правила пользования электроустановками;

1.2 на занятиях выполнять только порученную педагогом работу;

1.3 перед началом работы необходимо убедиться в исправности инструментов и приспособлений. Обо всех неисправностях необходимо сообщать педагогу и не приступать к работе до устранения этих нарушений;

1.4 замену инструментов и приспособлений производит педагог;

1.5 во время работы оборудования не допускается его чистка, смазка и ремонт.

1.6 хранить ручной инструмент в сумках или специальных ящиках, где отведено место каждому инструменту.


Общие санитарно-гигиенические требования при шитье:

перед началом работы для удобства уберите волосы;

свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.


Правила охраны труда при работе с тканью, нитками и фурнитурой:

всё рукоделие в промежутках между работой храните в товарной упаковке;

все мелкие детали набора храните в специальных пакетах с зиплоком;

во время работы нельзя перекусывать нити зубами или рвать их руками - можно испортить эмаль и поранить губы и руки;

длина нити при шитье не должна превышать длину расстояния до локтя;

при работе с бусинами, пуговицами и др. мелкой фурнитурой следует использовать неглубокие емкости (баночки, блюдца и др.).

 

Правила охраны труда при работе с иглами, булавками, спицами и крючками:

храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. п.), не оставляйте их на рабочем месте (столе);

запрещается брать иголки и булавки в рот, вкалывать их в одежду. Не оставляйте иголки и булавки в готовом изделии. Используйте портновские иголки для временного соединения деталей кроя;

используйте при шитье наперсток;

запрещается использовать в работе ржавые иглы и булавки;

выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя;

игла всегда должна быть с ниткой для того, чтобы ее легче было найти, если она потеряется;

куски сломанных иголок или булавок необходимо собирать и выбрасывать, завернув в бумагу (салфетку);

посчитайте количество взятых булавок перед началом работы и количество булавок по окончанию работы, оно должно совпадать;

спицы и крючок храните в чехле, по окончанию работы уберите их в место, недоступное для маленьких детей;

при работе со спицами держите их не ближе, чем 35 сантиметров от глаз.



Правила охраны труда при работе с ножницами:

ножницы хранить в определённом месте;

класть ножницы справа от рабочего места (если правша), слева от рабочего места (если левша), сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд;

не оставлять ножницы раскрытыми;

нельзя резать на ходу;

при работе с ножницами необходимо следить за движением и положением лезвий во время работы;

не класть ножницы около вращающихся частей машины.



Правила охраны труда при влажно-тепловых работах:

проверить целость шнура и чистоту подошвы утюга;

включать и выключать утюг сухими руками, браться при этом за корпус вилки;

следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга и утюг не перегревался;

после окончания работы выключить утюг и поставить на специальную подставку.



Правила охраны труда при работе на швейной машине:

волосы должны быть убраны под косынку, подвернуты рукава, сняты аксессуары и украшения;

проверить исправность швейной машины;

на платформе машины не должны лежать посторонние предметы;

перед работой проверить, не осталось ли в изделии игл и булавок;

не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины;

следить за правильным положением рук и ног;

заправляя нитку в машинную иглу, не держать ногу на педали;

во время работы не отвлекайтесь;

сидеть напротив игловодителя;

после работы выключить швейную машину, прибрать рабочее место.



Правила охраны труда при работе с клеем «Моментом»:

работу с клеем осуществлять в проветриваемом помещении;

глаза от попадания паров и самого состава защищают специальными очками с резиновым уплотнителем;

на руки надеваются перчатки из материала устойчивого к воздействию растворителя, например, латекса;

дыхательные пути защищают марлевой повязкой или фильтром-лепестком;

перед работой с клеем необходимо застелить стол клеёнкой;

ёмкость с клеем желательно всегда держать закрытой, т.к. клей на воздухе быстро высыхает и носик тюбика забивается;

при перерывах в работе хотя бы в 10 минут (иногда и меньше), прочищайте носик, например, распрямленной скрепкой или иголкой. Ни в коем случае не давите на тюбик в надежде пробить его силой;

не допускайте попадания клея в глаза, в рот, на слизистые носа;

если всё же клей попал в глаза, срочно вымойте руки и промойте глаза большим количеством тёплой воды;

клей храните в плотно закрытой упаковке;

сгибать и складывать начатый тюбик с клеем не стоит, т.к. он очень легко ломается на сгибах;

при работе с клеем пользуйтесь кисточкой, если это требуется;

излишки клея убирайте мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её;

кисточку и руки после работы хорошо вымойте с мылом.


Правила охраны труда: правильная посадка во время работы:

ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение;

свет должен падать слева или спереди. Нельзя опираться грудью на стол;

руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса более чем на 10 см;

расстояние от глаз до изделия или детали должно быть 30-40 см;

в процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).



Приложение 3

Ткань и выкройка для изготовления тела куклы



t1695648256ag.jpg



Приложение 4

Крепление ног к туловищу



t1695648256ah.gif t1695648256ai.gif

t1695648256aj.gif

Приложение 5

Одевание и крепление одежды на теле куклы



t1695648256ak.jpg

Приложение 6

Одежда и обувь для окончательной сборки куклы



t1695648256al.jpg


Приложение 7

План экономической оценки изделия

1. Сырье, основные и вспомогательные материалы



п/п

Наименование

Ед. изм.,

м.

Норма расхода

Цена,

руб.

Стоимость, руб.

1






2







2. Расчет износа инструментов и принадлежностей


п/п

Наименование

Количество,

шт.

Цена

руб.

Стоимость с учетом износа, руб.

1





2






Амортизация оборудования


п/п

Наименование

Кол-во

Балансовая стоимость

Срок службы

Стоимость с учетом износа

1






2








Расчёт стоимости изделия

п/п

Статья затрат

Сумма (руб.)

1

Сырье, основные и вспомогательные материалы


2

Расчет износа инструментов и принадлежностей


3

Амортизация оборудования


4

Расход электроэнергии


5

Итог


Стоимость аналогичного изделия на рынке - … руб.

Расчёт экономии: Э = Сир – Сси

Э – экономия.

Сир - стоимость изделия на рынке.

Сси - стоимость своего изделия.


Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 8

Готовое изделие



t1695648256am.gif


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 25.09.23 в 18:11 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за позитив и ценный ресурс! Красивые куклы получаются! Супер!!!
Очень интересная программа и увлекательная, на мой взгляд.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.