Дополнительная общеразвивающая программа "Нотные мир"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №707
НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом ПРиказ № ____от_______
ГБОУ школы № 707 Директор ГБОУ школы №707
Протокол № __ от __________ г. ___________Жемчуева К.А.
«Нотный мир»
дополнительная общеразвивающая программа
Срок освоения программы: 3 года
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Разработчик:
Огаркова Елена Александровна,
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Нотный мир» разработана в соответствие с требованиями следующих нормативных правовых актов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания»
- Приказа Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р);
- Распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 25.08.2022 № 1672-р «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга»:
Дополнительная общеразвивающая программа «Нотный мир» имеет художественную направленность.
Адресат
Программа разработана для обучающихся 2-4 классов 7-11 лет, занимающихся по образовательным программам хорового пения и желающих приобрести навыки игры на фортепиано. Специальной подготовки не требуется. Образовательный процесс строится с учетом возрастных особенностей и возможностей детей.
Актуальность программы: современное общество в условиях технократического развития остро нуждается в художественном образовании, так как эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитии всегда являлись и являются неотъемлемой составляющей гармонично сформированной личности.
Занятия на фортепиано развивают музыкальные способности, координацию движений, концентрацию внимания, художественно-образное мышление. Кроме этого, учащийся знакомится со всем многообразием музыкальных стилей, жанров и форм. Важное место в процессе освоения игры на фортепиано занимает чтение нотного текста с листа, что позволяет закладывать пианистические основы для любительского музицирования.
Данная программа расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки, позволяет приобрести опыт творческой деятельности, знакомит с высшими достижениями мировой музыкальной культуры. Именно эти ключевые позиции и определяют актуальность программы.
Уровень освоения программы общекультурный.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 3 года, объем программы 432 часа. Годовой учебный цикл составляет 144 часа (36 недель). Занятия проходят 2 раз в неделю по 2 часа, продолжительность одного часа 40 минут, перерыв между занятиями 10 минут.
Цель
Духовно-нравственное, творческое развитие учащихся посредством знакомства с достижениями мировой музыкальной культуры в области исполнительского искусства и обучения игре на фортепиано.
Задачи:
Обучающие задачи:
• изучать основы музыкальной грамоты;
• формировать умения и навыки игры на фортепиано;
• формировать навыки самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтения нот с листа.
Развивающие задачи:
• развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, координацию движений;
• развивать воображение, музыкальное мышление.
Воспитательные задачи:
• воспитывать у детей эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру;
• воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине;
• воспитывать трудолюбие, целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса;
• воспитывать устойчивую потребность в творческой деятельности.
Планируемые результаты
Предметные:
• освоение музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах данной программы;
• освоение навыков игры на фортепиано, позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в ансамбле;
• приобретение навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению нот с листа;
• приобретение опыта творческой деятельности, концертных выступлений;
• проявление интереса к классической музыке, музыкальному творчеству, любительскому музицированию.
Метапредметные результаты:
• воспитание целеустремленности, самодисциплины, трудолюбия;
• воспитание доброжелательности, уважения к взрослым;
• воспитание инициативности, самостоятельности.
Личностные результаты:
• потребность в творческой деятельности, в регулярных занятиях на фортепиано;
• стремление развивать музыкальные способности, личностные качества, ориентированные на общепризнанные идеалы в музыкально-исполнительском искусстве.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Язык реализации программы русский.
Форма обучения очная.
Условия набора
Зачисление на обучение по программе осуществляется по желанию детей и на основании личных заявлений родителей (законных представителей).
В группу первого года обучения зачисляются дети в возрасте 7–9 лет, вне зависимости от половой принадлежности. Первоначальных знаний и особых природных данных не требуется. Дети должны быть физически здоровы, не иметь медицинских противопоказаний.
В группу второго года обучения зачисляются дети, успешно завершившие первый год обучения. В группу третьего года обучения зачисляются дети, успешно завершившие второй год обучения.
Условия формирования групп
Занятия проходят в смешанных группах (мальчики и девочки), допускается формирование разновозрастных групп, состоящих из детей младшего школьного возраста.
Количество учащихся в группе:
1 год обучения - от 15 человек;
2 год обучения - от 12 человек;
3 год обучения - от 10 человек.
Формы организации занятий
Программа предусматривает аудиторные, внеаудиторные, самостоятельные занятия, которые проводятся по группам, подгруппам и индивидуально.
Формы проведения занятий:
традиционные формы – беседа, лекция, практическая работа, тренинг, самостоятельная работа, тестирование, контрольная работа, зачёт, отчёт, игры, практикума, тестовой работы, защита и анализ творческой работы деловая игра, познавательная игра, занятие-игра;
нетрадиционные формы – проектные занятия, занятие-творчество, занятие-презентация, видеоурок, занятия-соревнования.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно – рассказ, беседа, показ, объяснение и выполнение упражнений;
• коллективная: организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми одновременно - создание коллективного проекта;
• групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в том числе в парах, в тройках, бригадах для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого учащегося (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности);
• индивидуальная: организуется для работы с одаренными детьми, для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образовании, имеющий высшее педагогическое образование.
Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации образовательной программы имеются: учебная аудитория для занятий, столы, стулья, фортепиано, доска с нотными линейками, интерактивная доска, компьютер, интернет, ксерокс, шкаф для нотных сборников и методических пособий, инструменты шумового оркестра (диатонические колокольчики, треугольники, бубны, деревянные ложки, барабан, трещотки, ксилофон).
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Музыкальный инструмент (фортепиано) должен регулярно обслуживаться настройщиком (настройка, мелкий и капитальный ремонт).
Учебный план
1 год обучения
№
Название раздела
Кол-во часов
Всего
Форма контроля
Теория
Практика
1.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Входная диагностика
1
1
2
текущий
2.
Донотный период
6
6
12
текущий
3.
Освоение нотной грамоты
6
6
12
текущий
4.
Постановка игрового аппарата
6
6
12
текущий
5.
Работа над звукоизвлечением, артикуляцией пальцев
6
6
12
текущий
6.
Работа над репертуаром
6
6
12
текущий
7.
Работа над фразировкой, динамикой
6
6
12
текущий
8.
Работа над художественным образом, выразительностью
8
8
16
текущий
9.
Работа над подвижностью пальцев, координацией рук
8
8
16
текущий
10.
Работа в ансамбле
8
8
16
текущий
11.
Подготовка к выступлениям
Концертная деятельность
8
8
16
текущий
12.
Зачетные мероприятия
2
2
4
творческие задания
13.
Итоговое занятие
1
1
2
текущий
Итого:
72
72
144
№
Название раздела
Кол-во часов
Всего
Форма контроля
Теория
Практика
1.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Входная диагностика
1
1
2
текущий
2.
Донотный период
6
6
12
текущий
3.
Освоение нотной грамоты
6
6
12
текущий
4.
Постановка игрового аппарата
6
6
12
текущий
5.
Работа над звукоизвлечением, артикуляцией пальцев
6
6
12
текущий
6.
Работа над репертуаром
6
6
12
текущий
7.
Работа над фразировкой, динамикой
6
6
12
текущий
8.
Работа над художественным образом, выразительностью
8
8
16
текущий
9.
Работа над подвижностью пальцев, координацией рук
8
8
16
текущий
10.
Работа в ансамбле
8
8
16
текущий
11.
Подготовка к выступлениям
Концертная деятельность
8
8
16
текущий
12.
Зачетные мероприятия
2
2
4
творческие задания
13.
Итоговое занятие
1
1
2
текущий
Итого:
72
72
144
Учебный план
2 год обучения
№
Название раздела
Кол-во часов
Всего
Форма контроля
Теория
Практика
1.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Входная диагностика
1
1
2
текущий
2.
Работа над организацией игрового аппарата
6
6
12
текущий
3.
Чтение нот с листа
6
6
12
текущий
4.
Работа над звукоизвлечением, артикуляцией пальцев
8
8
16
текущий
5.
Работа над репертуаром
8
8
16
текущий
6.
Работа над фразировкой, динамикой
8
8
16
текущий
7.
Работа над художественным образом, выразительностью
8
8
16
текущий
8.
Работа над подвижностью пальцев, координацией рук
8
8
16
текущий
9.
Работа в ансамбле
8
8
16
текущий
10.
Подготовка к выступлениям
Концертная деятельность
8
8
16
текущий
11.
Зачетные мероприятия
2
2
4
творческие задания
12.
Итоговое занятие
1
1
2
текущий
Итого:
72
72
144
Учебный план
3 год обучения
№
Название раздела
Кол-во часов
Всего
Форма контроля
Теория
Практика
1.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Входная диагностика
1
1
2
текущий
2.
Работа над организацией игрового аппарата
6
6
12
текущий
3.
Чтение нот с листа
6
6
12
текущий
4.
Работа над звукоизвлечением, артикуляцией пальцев
8
8
16
текущий
5.
Работа над репертуаром
8
8
16
текущий
6.
Работа над фразировкой, динамикой
8
8
16
текущий
7.
Работа над художественным образом, выразительностью
8
8
16
текущий
8.
Работа над подвижностью пальцев, координацией рук
8
8
16
текущий
9.
Работа в ансамбле
8
8
16
текущий
10.
Подготовка к выступлениям
Концертная деятельность
8
8
16
текущий
11.
Зачетные мероприятия
2
2
4
творческие задания
12.
Итоговое занятие
1
1
2
текущий
Итого:
72
72
144
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №707
НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
УТВЕРЖДЕН
Приказ № ______-ОД от _____г.
Директор ГБОУ школы № 707
______________ Жемчуева К.А.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
реализации дополнительной общеразвивающей программы
«Нотный мир»
на 2024–2025 учебный год
Педагог:
Огаркова Елена Александровна
Год обучения
Дата начала
занятий
Дата окончания
занятий
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество учебных часов
Режим занятий
1 год
9 сентября
25 мая
36
72
144
2 раз в неделю
по 2 часа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1 год обучения
Задачи
Обучающие:
• осваивать знания нотной записи;
• формировать первоначальные навыки и приемы игры на фортепиано;
• формировать навык разбора музыкального материала и чтения нот с листа;
Развивающие:
• развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, координацию движений;
• развивать воображение, музыкальное мышление;
Воспитательные:
• воспитывать у детей эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру;
• воспитывать трудолюбие и целеустремленность в преодолении трудностей учебного процесса, потребность в исполнительской деятельности.
Ожидаемые результаты
Предметные:
учащиеся овладевают:
• основами музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в первый год обучения;
• основными навыками игры на фортепиано, позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в ансамбле;
приобретают:
• навык самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;
• опыт творческой деятельности и концертных выступлений;
проявляют:
• интерес к классической музыке, музыкальному творчеству, любительскому музицированию.
Метапредметные результаты:
• воспитание целеустремленности, самодисциплины, трудолюбия;
• воспитание доброжелательности, уважения к взрослым;
• воспитание инициативности, самостоятельности.
Личностные результаты:
• формирование потребности в регулярных занятиях на фортепиано;
• формирование стремления развивать музыкальные способности: слух, память, чувство ритма, образное мышление.
Содержание программы
Тема 1.
Вводное занятие
Теория: Вводный инструктаж по техники безопасности. Входная диагностика.
Практика: музыкальные игры (”Ритмическое эхо”, “Что звучит?” )
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 2.
Донотный период
Теория: Знакомство с инструментом, устройством инструмента, историей его создания. Знакомство с клавиатурой.
Практика: Ориентация на клавиатуре: название клавиш, регистров, октав. Подбор по слуху простейших мелодий, попевок, транспонирование их в разных тональностях и октавах отдельно каждой рукой 3 пальцем.
Презентация “Предшественники фортепиано”
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.
Освоение нотной грамоты
Теория: Нотная запись: нотный стан, скрипичный и басовый ключи, размер, такт, тактовая черта, длительности нот, текстовые обозначения. Музыкальные термины: forte, piano, mezzo forte, mezzo piano, crescendo, diminuendo, ritenuto, adagio, moderato, allegro.
Практика: Учиться записывать в нотной тетради символы нотной записи, простейшие мелодии. Различать темповые особенности произведений, структуру их построения. Осваивать навык работы с музыкальным текстом, учиться самостоятельно разбирать пьески, читать ноты с листа.
Форма контроля: наблюдение, ритмические диктанты.
Тема 4.
Постановка игрового аппарата
Теория: Правильная посадка за инструментом.
Практика: Пальчиковые упражнения для формирования свода кисти и округлости пальцев Упражнения для ощущения работы всей руки и каждой ее части (запястья, локтя, плеча, лопатки). Освоение навыка весовой игры с опорой на кончик пальца.
Форма контроля: наблюдение.
Тема 5.
Работа над звукоизвлечением, артикуляцией пальцев
Теория: Штрихи legato, non legato, staccato, accent, tenute и их обозначения в нотном тексте.
Практика: Освоение взятия звука основными штрихами legato, non legato, staccato в различных комбинациях Работа над самостоятельностью и артикуляцией пальцев в сочетании всех звеньев игрового аппарата. Учиться понимать выразительные и изобразительные средства в музыке. Учиться слышать и эмоционально откликаться на интонационно-образный строй музыкального произведения.
Форма контроля: наблюдение, выполнение творческих заданий.
Тема 6.
Работа над репертуаром
Теория: Основные принципы работы с нотным текстом, чтение нот с листа. Основные формы и жанры фортепианной музыки.
Практика: Изучение и освоение произведений различных форм, жанров и стилей: разнохарактерные пьесы в медленных и подвижных темпах, пьесы с элементами полифонии, этюды, крупная форма (вариации, сонатины), ансамбли. Работа над художественным исполнением произведений, овладение средствами выразительности. Знакомство с правилами и способами интонирования, фразировки, выучивание произведений наизусть, работа над метроритмической организацией, динамической, тембровой и штриховой дифференциации, гармонической структурой и формой произведений.
Форма контроля: наблюдение, опрос, выполнение творческих заданий.
Тема 7,
Работа над фразировкой, динамикой
Теория: Построение фразы, интонирование, динамика, дыхание между фраз.
Практика: Разучивание приемов формирования фраз, исполнения динамических оттенков, развитие слухового контроля. Освоение и закрепление навыков интонирования, правильного дыхания, фразировки, ведения мелодической линии, работа над элементами полифонии.
Форма контроля: наблюдение, выполнение творческих заданий.
Тема 8
Работа над художественным образом, выразительностью
Теория: Средства музыкальной выразительности: ритм, штрихи, динамические оттенки, форма произведения.
Практика: Беседы о музыке, композиторах, о известных исполнителях. Игра преподавателя. Работа над активизацией творческого воображения учащегося, работа над художественным исполнением произведений разных форм и жанров. Работа над грамотным применением средств музыкальной выразительности: ритма, штрихов, динамических оттенков, гармонических красок.
Форма контроля: наблюдение, выполнение творческих заданий.
Тема 9.
Работа над подвижностью пальцев, координацией рук
Теория: Приемы и способы артикуляции пальцев.
Практика: Работа над техническими элементами, развитие координационных и слуходвигательных способностей. Разучивание пьес в подвижных темпах, работа над техническими приемами на материале этюдов, упражнений, гамм, аккордов.
Форма контроля: наблюдение, выполнение творческих заданий.
Тема 10.
Работа в ансамбле
Теория: Специфические особенности исполнения пьес в 4 руки и 8 рук.
Практика: Игра в ансамбле.
Форма контроля: наблюдение, выполнение творческих заданий.
Тема 11
Подготовка к выступлениям. Концертная деятельность
Теория: Сценическая культура. Режим занятий в период подготовки к выступлению. Музыкальный лекторий
Практика: Работа над развитием навыков публичных выступлений, приобретения навыка сценической выдержки. Прослушивание видео-аудио записей, репетиции концертных программ, беседа с преподавателем об особенностях подготовки к концертным выступлениям. Концертная практика – участие в концертах, конкурсах.
Презентация “Выдающиеся пианисты-виртуозы”.
Форма контроля: выступление, конкурсы.
Тема 12
«Зачетные мероприятия»
Теория: повторение пройденного материала, подготовка к выполнению заданий.
Практика:
Выполнение творческих заданий (головоломки, тесты, ребусы, музыкальные задачи, слуховые и ритмические диктанты, музыкальная викторина)
Форма контроля: творческие задания.
Тема 13
Итоговое занятие
Практика:
Анализ успеваемости, подведение итогов за год.
Форма контроля: наблюдение.
Календарно-тематический план
№ п\п
Тема занятия
Дата
Кол-во часов
Форма контр
план
факт
теория
практика
1.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Входная диагностика
1
1
текущий
2.
Знакомство с инструментом
1
1
текущий
3.
История создания фортепиано
1
1
текущий
4.
Презентация “Прадедушки фортепиано”
1
1
текущий
5.
Знакомство с клавиатурой
1
1
текущий
6.
Подбор по слуху
1
1
текущий
7.
Транспонирование попевок
1
1
текущий
8.
Скрипичный и басовый ключи
1
1
текущий
9.
Размер, тактовая черта
1
1
текущий
10.
Длительности нот
1
1
текущий
11.
Ребусы, кроссворды
1
1
текущий
12.
Зачетное мероприятие
1
1
творческие задания
13.
Упражнения в рабочих тетрадях
1
1
текущий
14.
Знаки альтерации
1
1
текущий
15.
Ориентация на клавиатуре
1
1
текущий
16.
Пальчиковая гимнастика
1
1
текущий
17.
Посадка за инструментом
1
1
текущий
18.
Организация игрового аппарата
1
1
текущий
19.
Транспонирование мелодий
1
1
текущий
20.
Штрихи legato, non legato, staccato
1
1
текущий
21.
Работа над звукоизвлечением
1
1
текущий
22.
Средства музыкальной выразительности
1
1
текущий
23.
Работа над артикуляцией пальцев
1
1
текущий
24.
Работа над репертуаром
1
1
текущий
25.
Простейшие музыкальные формы
1
1
текущий
26.
Работа над фразировкой
1
1
текущий
27.
Работа над артикуляцией
1
1
текущий
28.
Упражнения для укрепления свода.
1
1
текущий
29.
Работа над художественным образом.
1
1
текущий
30.
Зачетное мероприятие
1
1
творческие задания
31.
Динамически оттенки
1
1
текущий
32.
Работа над координацией рук
1
1
текущий
33.
Работа над подвижностью пальцев.
1
1
текущий
34.
Прослушивание записей
1
1
текущий
35.
Режим занятий в период подготовки к выступлению
1
1
текущий
36.
Знакомство с композиторами
1
1
текущий
37.
Работа над звукоизвлечением, артикуляцией пальцев
1
1
текущий
38.
Работа над репертуаром
1
1
текущий
39.
Работа над фразировкой, динамикой
1
1
текущий
40.
Игра в ансамбле
1
1
текущий
41.
Упражнение “Рыбак”
1
1
текущий
42.
Работа над художественным образом.
1
1
текущий
43.
Музыкальные формы и жанры
1
1
текущий
44.
Музыкальный лекторий
1
1
текущий
45.
Чтение нот с листа
1
1
текущий
46.
Сценическая культура
1
1
текущий
47.
Работа над звукоизвлечением, артикуляцией пальцев
1
1
текущий
48.
Работа над репертуаром
1
1
текущий
49.
Освоение навыков публичных выступлений
1
1
текущий
50.
Упражнения для укрепления пальцев
1
1
текущий
51.
Музыкальные ребусы, кроссворды.
1
1
текущий
52.
Зачетное мероприятие
1
1
творческие задания
53.
Работа над подвижностью пальцев, координацией рук
1
1
текущий
54.
Исполнение пьес в 4 руки
1
1
текущий
55.
Беседы о музыкантах
1
1
текущий
56.
Работа над штрихами, координацией рук
1
1
текущий
57.
Музыкальные жанры
1
1
текущий
58.
Просмотр видеозаписей
1
1
текущий
59.
Работа над звукоизвлечением, артикуляцией пальцев
1
1
текущий
60.
Работа над репертуаром
1
1
текущий
61.
Работа над фразировкой, динамикой
1
1
текущий
62.
Презентация “Выдающиеся пианисты-виртуозы”.
1
1
текущий
63.
Особенности исполнения пьес в 4 руки
1
1
текущий
64.
Музыкальная викторина
1
1
текущий
65.
Музыкальные термины
1
1
текущий
66.
Работа над репертуаром
1
1
текущий
67.
Работа в рабочих тетрадях
1
1
текущий
68.
Зачетное мероприятие
1
1
тест, творческие задания
69.
Прослушивание видеозаписей
1
1
текущий
70.
Подготовка к выступлениям
1
1
текущий
71.
Концертная деятельность
1
1
текущий
72.
Итоговое занятие
1
1
текущий
Методические материалы
№
п/п
Тема программы (раздел)
Форма организации занятия
Методы и приемы
Дидактический материал, техническое оснащение
Формы контроля
1.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Входная диагностика
аудиторная
словесные
наглядные
текущий
2.
Донотный период
аудиторная
словесные
наглядные
практические
А. Артоболевская “Первая встреча с музыкой”
Презентация “Прадедушки фортепиано”
Проектор, компьютер.
текущий
3.
Освоение нотной грамоты
аудиторная
словесные
наглядные
практические
А. Витковская. Сольфеджио 1 кл. Рабочая тетрадь.
Доска с линейками
текущий
4.
Постановка игрового аппарата
аудиторная
словесные
наглядные
практические
О. Геталова
“В музыку с радостью”
текущий
5.
Работа над звукоизвлечением, артикуляцией пальцев
аудиторная
словесные
наглядные
практические
Н. Соколова “Ребенок за роялем”
текущий
6.
Работа над репертуаром
аудиторная
словесные
наглядные
практические
О. Геталова
“В музыку с радостью”
текущий
7.
Работа над фразировкой, динамикой
аудиторная
словесные
наглядные
практические
Н. Соколова “Ребенок за роялем”
текущий
8.
Работа над художественным образом, выразительностью
аудиторная
словесные
наглядные
практические
А. Артоболевская “Первая встреча с музыкой”
текущий
9.
Работа над подвижностью пальцев, координацией рук
аудиторная
словесные
наглядные
практические
О. Геталова
“В музыку с радостью”
текущий
10.
Работа в ансамбле
аудиторная
словесные
практические
О. Геталова
“В музыку с радостью”
текущий
11.
Подготовка к выступлениям
Концертная деятельность
аудиторная
внеаудиторная
словесные
практические
Презентация “Выдающиеся пианисты-виртуозы”
Просмотр видеозаписей
Проектор, компьютер
текущий
12.
Зачетные мероприятия
аудиторная
практические
А. Витковская. Сольфеджио 1 кл. Рабочая тетрадь.
творческие задания
13.
Итоговое занятие
аудиторная
словесные
текущий
В основу обучения по программе заложены учебные пособия известного педагога Геталовой Ольги Александровны, в которых представлен многолетний опыт работы автора в детских музыкальных школах.
Базовым учебным пособием является нотный сборник «В музыку с радостью», переизданный в 2016 году. В новой редакции тщательно выверен первый раздел, уникальный по своей строгой систематизации материала, исходя из изучения основных пианистических приемов. В нем некоторые пьески отредактированы, другие заменены авторскими, добавлено много подтекстовок. В хрестоматии появился раздел с крупной формой, в котором представлены легкие и удобные для исполнения вариации, и сонатины, добавлены интересные пьесы, ансамбли, более сложные этюды и полифонические произведения. В результате сборник стал более удобным для работы с начинающими, выровненным по сложности. По нему можно теперь заниматься три года, включая подготовительный класс.
Сборник «В музыку с радостью. Пьесы, ансамбли. 1-3 класс» используется одновременно с базовым учебным пособием «В музыку с радостью» в качестве хрестоматии для расширения репертуара и закрепления полученных навыков. В него вошли пьесы и ансамбли для четырехручного исполнения, представляющие «золотой фонд» педагогического репертуара, малоизвестные произведения, а также новинки русских и зарубежных композиторов в разных стилях и жанрах. В каждом разделе нотный материал систематизирован, выстроен по возрастанию степени сложности.
Сборник «В музыку с радостью. Полифония. Крупная форма. Этюды. Гаммы. 1-3 классы» применяется одновременно с базовым учебным пособием «В музыку с радостью» в качестве хрестоматии для расширения репертуара и закрепления полученных ранее навыков. В него вошли старинные танцы с элементами полифонии, сонатины, рондо, вариации, этюды, гаммы. Наряду с произведениями, представляющими «золотой фонд» педагогического репертуара, в сборник включены малоизвестные сочинения и новинки русских и зарубежных композиторов. В каждом разделе нотный материал систематизирован, выстроен по возрастанию степени сложности.
Примерный репертуарный список 1 года обучения
Вариант 1
I полугодие
Н. Соколова «Кукушка»
Ф. Лещинский «Лошадки»
Н. Ионеску «Дед Андрей»
Н. Соколова «В облачные перышки»
Ж. Металлиди «Кот-мореход»
В. Витлина «Серенькая кошечка»
О. Геталова «Добрый гном»
II полугодие
Г. Читчан «Наш котенок»
О. Геталова «Поли разливает чай»
Н. Соколова «Земляника и лягушки»
Р.н.п. «Тень-тень» обр. В. Калинникова
Р.н.п. «Козлик» пер. В. Игнатьева
Ч.Бабаев «Паровоз»
А. Гречанинов А. Соч.99. «На зелёном лугу»
В.Натансона. Белорусский народный танец «Бульба»
Вариант 2
I полугодие
В. Благ «Чудак»
О. Геталова «Рыжий кот»
А. Гретри «Кукушка и осел»
У.н.п. «Птичка»
А. Артоболевская. Украинский танец «Казачок»
Кабалевский Д. Наш край
Н. Соколова «Земляника и лягушки»
Ю. Абелев «Осенняя песенка»
II полугодие
Чеш.н.п. «Маленькая Юлька» обр. Е. Туманян
К. Лоншан-Друшкевич «Полька»
М. Кочурбина «Мишка с куклой»
У.н.п. «Ой ты, дивчина» пер. С. Ляховицкой
Б.н.п. «Янка» пер. С. Ляховицкой
И. Филипп «Колыбельная»
М. Иорданский М. «Песенка про чибиса»
Д. Кабалевский «Про Петю»
Латвийский народный танец «Рыбачёк»
У.н.п. «Журавель», ред. В. Натансона:
В. Калинников В. «Тень-тень»
М. Балакирев «Полька»
С. Прокофьев С. «Марш»
Списки литературы
Список нотной и методической литературы для педагога
1. Альтерман С.С., Кузнецова Е.Л. Учимся играть на рояле. Учебное пособие для начинающих в двух томах. Том 1. Пьесы. Ансамбли – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2006. – 160 с.
2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2005. – 88 с.
3. Геталова О.А., Визная И.В. В музыку с радостью. Для начального музыкального образования. Издание второе, исправленное и дополненное – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2016. – 176 с.
4. Геталова О.А., Визная И.В. В музыку с радостью. 1-3 классы. Полифония. Крупная форма. Этюды. Гаммы» – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2016. – 120 с.
5. Геталова О.А., Визная И.В. В музыку с радостью. 1-3 классы. Пьесы. Ансамли» – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2016. – 176 с.
6. Гриффина И.И., Тарасова Н.А. Я учусь играть с листа на фортепиано. Учебное пособие для детских музыкальных школ, школ искусств и других учреждений дополнительного образования. Тетрадь 1 – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2017. – 54 с.
7. Катаргина О.И. Фортепианная техника в удовольствие. Сборник этюдов и пьес, 1 часть – Челябинск: Издательство MPI, 2006. – 40 с.
8. Соколова Н.С. Ребёнок за роялем. Для фортепиано в 2 и 4 руки с пением. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М.: Музыка, 2013. – 80 с.
9. Черни К. 50 этюдов: из соч. 261, 821, 599, 139/Ред. Г. Гермер – СПб: Композитор* Санкт-Петербург, 2019. – 40 с.
10. Шелухина Н.Г. Музыкальные жемчужинки. Учебное пособие. Выпуск 1. Пьесы и ансамбли для фортепиано. Начальные классы детских музыкальных школ и школ искусств – СПб: Композитор* Санкт-Петербург, 2006. – 188 с.
11. Юдовина-Гальперина Т.Б. Большая музыка - маленькому музыканту. Легкие переложения для фортепиано. Альбом 1 (1-й и 2-й годы обучения) /Ред. О.А. Геталовой – СПб: Композитор* Санкт-Петербург, 2005. – 44 с.
Список литературы для учащихся и родителей
1. Дробкова М. Моцарт и вьюрок. Издательство «Аквилеги-М», 2021. – 34 с.
2. Зимза М., Айзенбургер Д. Пер Гюнт. Оркестр. сюита Грига Э. к театру. п. Ибсена Г. (+ компакт-ДИСК) (3+) – Спб: Контэн, 2018. – 32 с.
3. Зимза М., Айзенбургер Д. Лебединое озеро. Балет Петра Ильича Чайковского (+ компакт-ДИСК) (3+) – СПб: Контэн, 2018. – 32 с.
4. Зимза М., Айзенбургер Д. Щелкунчик. Балет Петра Ильича Чайковского (+ компакт-ДИСК) (3+) – СПб: Контэн, 2018. – 32 с.
5. Первозванская Т. Теория музыки. Для маленьких музыкантов и их родителей. Учебник-сказка. В двух частях. Часть I — Подготовительное отделение и 1-й класс – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2016. – 76 с.
6. Эккер Э. Вольфганг Амадей Моцарт. Музыкальная классика для детей – СПб: Контэн, 2019. – 32 с.
Список интернет-источников
1. https://www.youtube.com/watch?v=j0IhiIQnU-w
2. https://www.youtube.com/watch?v=OLJSodPUiFM
3. https://www.youtube.com/watch?v=Ft8ArTKkHG0
4. https://www.youtube.com/watch?v=0bTFRfhH1Hs
5. https://www.youtube.com/watch?v=RaqGcpjVt10
6. https://www.youtube.com/watch?v=fKn-MzFfJAs
7. https://www.youtube.com/watch?v=gUxUn7sdPww
8. https://www.youtube.com/watch?v=6zf1u8nGOeE
9. https://www.youtube.com/watch?v=PmQbOsjnAFg
10. https://www.youtube.com/watch?v=oqL-ZYTKfRQ
11. https://www.youtube.com/watch?v=JlDUIj5KuUY
12. https://www.youtube.com/watch?v=QoGVyXSZy1Q
13. https://www.youtube.com/watch?v=bb8Jc1E2sWc
Оценочные материалы
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Входная диагностика проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня знаний и умений, определения музыкальных способностей детей: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память.
Формы проведения диагностики: педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога (повторить ритмический рисунок, спеть последовательность звуков, повторить знакомую мелодию).
Диагностика музыкальных способностей проводится в работе со всей группой и индивидуально с каждым ребенком. Во время проведения входной диагностики педагог заполняет Информационную карту «Определение уровня развития физических качеств учащихся», пользуясь следующей шкалой:
Оценка параметров:
⋅ 3 балла – высокий уровень
⋅ 2 балла – средний уровень;
⋅ 1 балл – низкий уровень.
Уровень по сумме баллов:
⋅ 8–9 баллов – высокий уровень;
⋅ 5–7 баллов – средний уровень;
⋅ 3–4 балла – низкий уровень.
Текущая контроль проводится педагогом в течение всего учебного года с целью отслеживания уровня освоения учебного материала, развития личностных качеств учащихся, поддержания учебной дисциплины и носит стимулирующий характер.
Формы текущего контроля: наблюдение, опрос, тестирование, ритмические и гармонические диктанты, музыкальные викторины, выполнение творческих заданий, решение кроссвордов, головоломок, графических упражнений.
Текущий контроль осуществляется регулярно, педагог отмечает отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность, качество выполнения заданий, инициативность, проявление самостоятельности как на занятие, так и во время домашней работы, темпы продвижения. Баллы за выполнение заданий выставляются в информационной карте «Определение уровня развития личностных качеств учащихся» по следующим критериям:
Выполнение заданий на занятиях:
⋅ 3 балла – аккуратно, правильно;
⋅ 2 балла – незначительные погрешности;
⋅ 1 балл – ошибки, небрежно.
Выполнение домашнего задания:
⋅ 3 балла – аккуратно, правильно;
⋅ 2 балла – незначительные погрешности;
⋅ 1 балл – ошибки, небрежно.
Дисциплина:
-1 балл – опоздание на занятие;
-1 балл – замечания на занятиях.
В конце каждой четверти по результатам выполненных учащимися заданий педагог суммирует балы и формирует рейтинг успеваемости в группе.
Промежуточный контроль предусмотрен в конце каждой четверти с целью выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки процесса обучения. Зачетные мероприятия проходит в форме контрольного занятия, который включает в себя: выполнение творческих заданий, музыкальный диктант, музыкальную викторину.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года в форме итогового контрольного занятия, который включает в себя выполнение заданий по сольфеджио, музыкальную викторину.
Результаты контрольных уроков заносятся в информационную карту «Определение уровня развития личностных качеств учащихся». Баллы за выполнение заданий выставляются по следующим критериям:
⋅ 3 балла – аккуратно, правильно;
⋅ 2 балла – незначительные погрешности;
⋅ 1 балл – ошибки, небрежно.
По результатам рейтингов промежуточных и итогового контролей педагог проводит диагностику уровня освоения программы, развития личностных качеств каждого учащегося и группы в целом, по следующим критериям:
⋅ высоки уровень - от 70% до !00%
⋅ средний уровень от 40% до 70%
⋅ низкий уровень - менее 40%.
Диагностика, построенная на результатах выполненных заданий, позволяет педагогу выявить интерес учащающихся в той или иной области изучаемых разделов программы, провести сравнительный анализ и увидеть динамику освоения программы, развитие личностных качеств каждого учащегося и группы в целом в течение всего учебного года.
Формы фиксации результатов:
• информационная карта «Определение уровня развития физических качеств учащихся»;
• информационная карта «Определение уровня развития личностных качеств учащихся»;
• видеозаписи и фотографии выступлений участия в мероприятиях.