Материал к уроку ОБЖ в 5 классе «Дорожные знаки»
К модельному паспорту аттестуемого работника
3.7. Продуктивное использование новых
образовательных технологий
Технологическая карта урока
Организационная информация | |
Автор | Якушева Людмила Васильевна |
Предмет | Основы безопасности жизнедеятельности |
Класс | 5 класс |
Методическая информация | |
Тема урока | «Дорожные знаки» |
Учебник | М.П. Фролов, В.П. Шолох, Основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс, «АСТ», 2015 г. |
Классификация урока в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующими уроками) | Четырнадцатый урок в разделе «Личная безопасность в повседневной жизни». Тип урока: усвоение новых знаний. Знания предыдущих тем уроков являются основой для проведения данного урока. |
Цель урока | Познакомить с разными группами дорожных знаков и их назначением. |
Задачи урока | Образовательные: создать условия для ознакомления с дорожными знаками; научить классифицировать дорожные знаки по их назначению. Развивающие: развивать познавательный интерес; развивать коммуникативные способности; способствовать развитию любознательности, наблюдательности, познавательной активности, связной речи; развивать умения работать самостоятельно, в группе; работать с учебником, с дополнительной литературой. Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру обучающихся; развивать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению основ безопасности жизнедеятельности; содействовать воспитанию духовно-богатой, творчески активной личности. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: познакомятся с основными знаками дорожного движения, правилами для участников дорожного движения. Познавательные: активно использовать речевые средства и различные способы поиска информации для решения познавательных задач; владеть логическими действиями; использовать знаково-символические средства представления информации (схемы, модели, рисунки) с целью решения учебных и практических задач; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий поискового характера для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия. Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные: воспитывать личность безопасного типа, чувство ответственности за собственную жизнь и жизнь других людей. |
Форма урока | Фронтальная, групповая и самостоятельная работы |
Методы и методические приемы | Наглядный, практический, исследовательский, проблемно-поисковый, словесный
|
Реализуемая педагогическая технология | Технология активных методов обучения (АМО) |
Оборудование | компьютер, мультимедийная доска, презентация, карточки дорожных знаков, раздаточный материал для работы в группах, видеофрагмент |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые способы деятельности |
I.Организационный момент 2 мин | -Доброе утро, ребята! Очень рада вас сегодня видеть. Прежде чем нам начать урок, давайте подарим друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. -Улыбнемся друг другу! - Садитесь. Итак, начинаем наш урок. Слайд 1. Я ожидаю от сегодняшнего урока… -Прочитайте фразу на слайде. Кто желает поделиться своими мыслями? (ответы детей) -А я ожидаю от сегодняшнего урока вашей активной, плодотворной работы, интересных идей. | Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя. Продолжают фразу: «Я ожидаю от сегодняшнего урока…» | Личностные УУД: установление личностного контакта между обучающимися. Коммуникативные УУД: передача своего настроения, установление связей способствующих взаимодействию Регулятивные УУД: умение мобилизоваться, настраиваться на рабочий процесс |
II. Актуализация ранее полученных знаний 5 мин Демонстрация видеофрагмента Фронтальная работа | -Сейчас я предлагаю вам просмотреть видеоролик, а затем ответить на вопросы. Просмотр видеофрагмента о дорожно-транспортных происшествиях -А теперь давайте ответим на вопросы: 1.Что же является причиной нарушения ПДД? 2.Какие способы регулирования дорожного движения бывают? (дорожные знаки) | Смотрят фрагмент фильма, слушают учителя, перерабатывают информацию, отвечают на поставленные учителем вопросы. | Личностные УУД: проявлять терпение и доброжелательность к соучастнику деятельности Регулятивные УУД: работать по предложенному плану, инструкции сравнивать результат с заданным эталоном. Коммуникативные УУД: формирование грамотных, четких речевых высказываний. Познавательные УУД: проводить анализ учебного материала. |
III. Мотивация к усвоению новых знаний. 3 мин Целепололагание. Прием «Собери слово» Фронтальная работа | Слайд 2 -Ребята, посмотрите на слайд, на котором написаны слова. Но есть одна проблема, буквы в них перемешались. Вам необходимо разгадать запись. - Какие слова получились? (Дорожные знаки) -Для чего нужны дорожные знаки? -А о чем говорят дорожные знаки водителям; пешеходам? -Знаки безмолвно показывают, как вести себя на дороге. Каждый знак относится к определенной группе и имеет особое значение, знать их обязаны водители, пешеходы, велосипедисты. -Чем же сегодня мы будем заниматься? (предположения обучающихся). - Конечно, знакомиться с дорожными знаками и их группами. (Тема: «Дорожные знаки») Слайд 3 -Кто попытается сформулировать цель урока? Итак, цель урока: определить группы знаков. -Сегодня мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по городу и узнаем, какие же дорожные знаки будут встречаться нам на пути. | Рассматривают запись и объединяют буквы в единые слова. Формулируют тему, цель урока | Регулятивные УУД: формирует умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу. Познавательные УУД: формирует самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, формулирование темы урока. формирует опыт коллективной деятельности и взаимодействия друг с другом. |
IV. Усвоение новых знаний. 13 мин Исследовательская работа Работа в группах БАСКЕТ-МЕТОД Прием "Назови одним словом” Прием “Автобусная остановка” Физминутка «Регулировщик» | - Сейчас вам нужно разделиться на 4 группы, каждая будет распределяться по автобусным остановкам. На каждой остановке (на столе) расположены дорожные знаки и лист (ватман), с записанными на нем заданиями по теме: Разделите знаки на две группы(по форме, цвету и т.д). Опишите и дайте название группе. Вам необходимо, используя учебник и дополнительную литературу, выполнить данные задания и определить группы дорожных знаков. На обсуждение заданий в группах дается 10 минут, затем обсуждаем работу. Приступаем к выполнению работы. (каждая команда получает по две группы знаков, потом совершается «поездка» по остановкам два раза) Слайд 4 Остановки: «Осторожно пешеход» Знаки первой группы – предупреждающие. (возможный ответ - они предупреждают водителей и пешеходов о возможной опасности; их устанавливают на определенном расстоянии от места опасности так, чтобы они были хорошо видны; форма большинства знаков – треугольник белого цвета с красной каймой) Знаки четвертой группы – знаки особого предписания. (возможный ответ - вводят или отменяют определённые режимы движения) «Конечная остановка» Знаки второй группы - запрещающими. (возможный ответ - запрещают какие-либо действия водителей и пешеходов; эти знаки имеют форму круга белого цвета с красной каймой, но бывают также запрещающие знаки, окрашенные в красный или голубой цвет. Знаки пятой группы - информационно-указательными. (возможный ответ - сообщают водителям о различной дорожной обстановке; эти знаки имеют форму квадрата или прямоугольника с рисунками и надписями на зеленом, голубом или желтом фоне. «Столовая» Знаки шестой группы - знаки сервиса. (возможный ответ - содержится различная информация, объяснение; помогают водителям и пешеходам ориентироваться в пути, например, оповещают о местах отдыха, заправочных станциях, медицинских пунктах, местах движения и т.д.; имеют форму прямоугольника и окрашены в голубой цвет. Знаки седьмой группы - знаки дополнительной информации (таблички). (возможный ответ - помогают упорядочить движение потоков транспортных средств или уточнить, усилить действие знаков. «Северная» Знаки третьей группы - предписывающие. (возможный ответ - знаки круглые, голубого цвета.) Выступление групп. (за каждое правильное выполненное задание группе присуждается жетон) В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы. Слайд 5 -Молодцы, группы выполнили свои задания. А сейчас мы с вами поиграем. Вы должны по музыку выполнять движения, которые показывает регулировщик, победит тот, кто в движениях ни разу не ошибется. | Делятся на группы. Знакомятся с заданиями. Обсуждают поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Определяют участника группы, который будет представлять материал. Презентуют результаты работы по своему вопросу. Знакомятся с материалом, представленным другими группами. Выполняют игру-физминутку, отдыхают от учебного материала. | Личностные УУД: формирует мотивационную основу учебной деятельности управляет проявлениями своих эмоций Регулятивные УУД: включает действия саморегуляции сохраняет учебную задачу формирует понимание инструкций и выполнение действий по инструкции Познавательные УУД: включает общеучебные и логические представления формулирует вопросы к взрослому при затруднении Коммуникативные УУД: формирует умение работать в группе, договариваться и приходить к общему мнению соблюдать нормы общения с одноклассником в учебном взаимодействии (объяснять и доказывать свою точку зрения) Регулятивные УУД : волевая и физическая регуляция способности к мобилизации сил и энергии |
V. Первичное закрепление учебного материала. 10 мин. Работа в группах Фронтальная работа Прием «Экспресс-портрет» | - Немного отдохнули, поиграли, а сейчас продолжим работать. Каждая группа получает по карточке с названием знака. Перед группами стоят коробочка с набором картинок с изображением дорожных знаков. В течение 2 мин командами на листочке должен быть описан знак. Затем представитель группы характеризует знак, начиная со слов: «Я хочу представить вам знак ___, он выглядит ____.» и зачитывает описание. Ученики из других команд отгадывают, какой знак описан, находят в коробочке картинку с изображением знака и показывают. В итоге определяем, отгадали знак или нет. - А сейчас, чтобы окончательно закрепить знания о дорожных знаках, проведем еще одну игру: вам предлагается несколько разрезанных знаков, вам необходимо их собрать, Кто быстрее соберет пазл, та команда и выиграет. | Описывают и представляют знак, начиная со слов: «Я хочу представить вам знак ___, он выглядит так ___». Отгадывают, какой знак описан, находят в коробочке картинку с изображением. | Познавательные УУД: умение перерабатывать информацию для получения необходимого результата для создания нового продукта Коммуникативные УУД доносить свою позицию до других, владея приёмами речи понимать другие позиции договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды. |
VII. Итог урока. 3 мин Фронтальная работа | - Давайте подведём итог нашего урока. С чем мы познакомились на уроке? - Что узнали? - Скажите, где нам могут пригодиться знания, полученные на уроке? - С кем вы можете поделиться этими заниями? - Какую работу вам особенно понравилось выполнять? - Что для вас было трудным? Все ли было понятно? - Достигли ли мы поставленной цели в начале урока? | Систематизируют полученные знания на уроке, делают выводы. Делают вывод о том, что обязательно нужно соблюдать меры безопасности. | Личностные УУД: умение устанавливать значение результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. Регулятивные УУД: умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще принадлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения |
VIII. Домашнее задание 1 мин | - Дома прочитать параграф 14 с. 64-76, ответить на вопросы 1-3, повторить группы дорожных знаков. Дополнительное задание (по желанию): составить таблицу «Виды транспорта по назначению». | Записывают в дневники домашнее задание | Регулятивные УУД Личностные УУД |
IX. Рефлексия 3 мин Самооценка Фронтальная работа Прием «Четыре Я» | -Ребята, вы очень хорошо потрудились. Но чтобы полученные вами результаты стали еще более весомыми вам необходимо подвести итоги работы на уроке и выполнить самооценку. У каждого из вас есть стикеры, допишите их и прикрепите на плакат. Круг с секторами: Я узнал… Я научился… Я проявил себя … Я смогу применить … Учитель комментирует высказывания обучающихся, выставляет отметки за работу на уроке. -Всем спасибо за работу, урок окончен! | Обучающиеся самостоятельно оценивают свою деятельность в группе или на уроке | Регулятивные УУД: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его Познавательные УУД: перерабатывать информацию для получения результата и создания нового продукта – оценки своей деятельности Коммуникативные УУД: доносить свою позицию |