Материал к уроку ОБЖ в 5 классе «Дорожные знаки»

0
0
Материал опубликован 1 December 2022

К модельному паспорту аттестуемого работника

3.7. Продуктивное использование новых

образовательных технологий

Технологическая карта урока


Организационная информация

Автор

Якушева Людмила Васильевна

Предмет

Основы безопасности жизнедеятельности

Класс

5 класс

Методическая информация

Тема урока

«Дорожные знаки»

Учебник

М.П. Фролов, В.П. Шолох, Основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс, «АСТ», 2015 г.

Классификация урока в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующими уроками)

Четырнадцатый урок в разделе «Личная безопасность в повседневной жизни». Тип урока: усвоение новых знаний. Знания предыдущих тем уроков являются основой для проведения данного урока.


Цель урока

Познакомить с разными группами дорожных знаков и их назначением.

Задачи урока


Образовательные: создать условия для ознакомления с дорожными знаками; научить классифицировать дорожные знаки по их назначению.

Развивающие: развивать познавательный интерес; развивать коммуникативные способности; способствовать развитию любознательности, наблюдательности, познавательной активности, связной речи; развивать умения работать самостоятельно, в группе; работать с учебником, с дополнительной литературой.

Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру обучающихся; развивать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению основ безопасности жизнедеятельности; содействовать воспитанию духовно-богатой, творчески активной личности.

Планируемые образовательные результаты


Предметные: познакомятся с основными знаками дорожного движения, правилами для участников дорожного движения.

Познавательные: активно использовать речевые средства и различные способы поиска информации для решения познавательных задач; владеть логическими действиями; использовать знаково-символические средства представления информации (схемы, модели, рисунки) с целью решения учебных и практических задач; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий поискового характера для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия.

Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: воспитывать личность безопасного типа, чувство ответственности за собственную жизнь и жизнь других людей.

Форма урока

Фронтальная, групповая и самостоятельная работы

Методы и методические приемы

Наглядный, практический, исследовательский, проблемно-поисковый, словесный

Реализуемая педагогическая технология

Технология активных методов обучения (АМО)

Оборудование

компьютер, мультимедийная доска, презентация, карточки дорожных знаков, раздаточный материал для работы в группах, видеофрагмент


Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые способы деятельности

I.Организационный момент

2 мин


-Доброе утро, ребята! Очень рада вас сегодня видеть.

Прежде чем нам начать урок, давайте подарим друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки.

-Улыбнемся друг другу!

- Садитесь. Итак, начинаем наш урок.

Слайд 1.

Я ожидаю от сегодняшнего урока…



-Прочитайте фразу на слайде. Кто желает поделиться своими мыслями?

(ответы детей)

-А я ожидаю от сегодняшнего урока вашей активной, плодотворной работы, интересных идей.

Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя.





Продолжают фразу:

«Я ожидаю от сегодняшнего урока…»


Личностные УУД:

установление личностного контакта между обучающимися.

Коммуникативные УУД:

передача своего настроения, установление связей способствующих взаимодействию

Регулятивные УУД:

умение мобилизоваться, настраиваться на рабочий процесс

II. Актуализация ранее полученных знаний

5 мин

Демонстрация видеофрагмента


Фронтальная работа

-Сейчас я предлагаю вам просмотреть видеоролик, а затем ответить на вопросы.

Просмотр видеофрагмента о дорожно-транспортных происшествиях

-А теперь давайте ответим на вопросы:

1.Что же является причиной нарушения ПДД?

2.Какие способы регулирования дорожного движения бывают?

(дорожные знаки)


Смотрят фрагмент фильма, слушают учителя, перерабатывают информацию, отвечают на поставленные учителем вопросы.


Личностные УУД: проявлять терпение и доброжелательность к

соучастнику деятельности

Регулятивные УУД: работать по предложенному плану, инструкции

сравнивать результат с заданным эталоном.

Коммуникативные УУД: формирование грамотных, четких речевых высказываний.

Познавательные УУД:

проводить анализ учебного материала.

III. Мотивация к усвоению новых знаний.

3 мин

Целепололагание.

Прием «Собери слово»


Фронтальная работа

Слайд 2

-Ребята, посмотрите на слайд, на котором написаны слова. Но есть одна проблема, буквы в них перемешались. Вам необходимо разгадать запись.

- Какие слова получились?

(Дорожные знаки)

-Для чего нужны дорожные знаки?

-А о чем говорят дорожные знаки водителям; пешеходам?

-Знаки безмолвно показывают, как вести себя на дороге. Каждый знак относится к определенной группе и имеет особое значение, знать их обязаны водители, пешеходы, велосипедисты.

-Чем же сегодня мы будем заниматься? (предположения обучающихся).

- Конечно, знакомиться с дорожными знаками и их группами.

(Тема: «Дорожные знаки»)

Слайд 3

-Кто попытается сформулировать цель урока?

Итак, цель урока: определить группы знаков.

-Сегодня мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по городу и узнаем, какие же дорожные знаки будут встречаться нам на пути.

Рассматривают запись и объединяют буквы в единые слова.

Формулируют тему, цель урока

Регулятивные УУД: формирует умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу.

Познавательные УУД:

формирует самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, формулирование темы урока.
Коммуникативные УУД:

формирует опыт коллективной деятельности и взаимодействия друг с другом.

IV. Усвоение новых знаний.

13 мин


Исследовательская работа

Работа в группах

БАСКЕТ-МЕТОД

Прием "Назови одним словом”




Прием “Автобусная остановка”














































Физминутка «Регулировщик»



- Сейчас вам нужно разделиться на 4 группы, каждая будет распределяться по автобусным остановкам. На каждой остановке (на столе) расположены дорожные знаки и лист (ватман), с записанными на нем заданиями по теме:

Разделите знаки на две группы(по форме, цвету и т.д).

Опишите и дайте название группе.

Вам необходимо, используя учебник и дополнительную литературу, выполнить данные задания и определить группы дорожных знаков. На обсуждение заданий в группах дается 10 минут, затем обсуждаем работу. Приступаем к выполнению работы.

(каждая команда получает по две группы знаков, потом совершается «поездка» по остановкам два раза)

Слайд 4

Остановки:

«Осторожно пешеход»

Знаки первой группы – предупреждающие.

(возможный ответ - они предупреждают водителей и пешеходов о возможной опасности; их устанавливают на определенном расстоянии от места опасности так, чтобы они были хорошо видны; форма большинства знаков – треугольник белого цвета с красной каймой)

Знаки четвертой группы – знаки особого предписания.

(возможный ответ - вводят или отменяют определённые режимы движения)

«Конечная остановка»

Знаки второй группы - запрещающими.

(возможный ответ - запрещают какие-либо действия водителей и пешеходов; эти знаки имеют форму круга белого цвета с красной каймой, но бывают также запрещающие знаки, окрашенные в красный или голубой цвет.

Знаки пятой группы - информационно-указательными.

(возможный ответ - сообщают водителям о различной дорожной обстановке; эти знаки имеют форму квадрата или прямоугольника с рисунками и надписями на зеленом, голубом или желтом фоне.

«Столовая»

Знаки шестой группы - знаки сервиса.

(возможный ответ - содержится различная информация, объяснение; помогают водителям и пешеходам ориентироваться в пути, например, оповещают о местах отдыха, заправочных станциях, медицинских пунктах, местах движения и т.д.; имеют форму прямоугольника и окрашены в голубой цвет.

Знаки седьмой группы - знаки дополнительной информации (таблички).

(возможный ответ - помогают упорядочить движение потоков транспортных средств или уточнить, усилить действие знаков.

«Северная»

Знаки третьей группы - предписывающие.

(возможный ответ - знаки круглые, голубого цвета.)

Выступление групп.

(за каждое правильное выполненное задание группе присуждается жетон)


В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Слайд 5


-Молодцы, группы выполнили свои задания. А сейчас мы с вами поиграем. Вы должны по музыку выполнять движения, которые показывает регулировщик, победит тот, кто в движениях ни разу не ошибется.

Делятся на группы.

Знакомятся с заданиями.





Обсуждают поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Определяют участника группы, который будет представлять материал. Презентуют результаты работы по своему вопросу.

Знакомятся с материалом, представленным другими группами.



































Выполняют игру-физминутку, отдыхают от учебного материала.

Личностные УУД:

формирует мотивационную основу учебной деятельности

управляет проявлениями своих эмоций

Регулятивные УУД: включает действия саморегуляции

сохраняет учебную задачу

формирует понимание инструкций и выполнение действий по инструкции

Познавательные УУД: включает общеучебные и логические представления

формулирует вопросы к взрослому при затруднении

Коммуникативные УУД:

формирует умение работать в группе, договариваться и приходить к общему мнению

соблюдать нормы общения с одноклассником в учебном взаимодействии (объяснять и доказывать свою точку зрения)



















Регулятивные УУД : волевая и физическая регуляция способности к мобилизации сил и энергии

V. Первичное закрепление учебного материала.

10 мин.

Работа в группах

Фронтальная работа

Прием «Экспресс-портрет»

- Немного отдохнули, поиграли, а сейчас продолжим работать. Каждая группа получает по карточке с названием знака. Перед группами стоят коробочка с набором картинок с изображением дорожных знаков. В течение 2 мин командами на  листочке должен быть описан знак. Затем представитель группы характеризует знак, начиная со слов:


«Я хочу представить вам  знак ___, он выглядит ____.»


и зачитывает описание. Ученики из других команд  отгадывают, какой знак  описан, находят в коробочке картинку с изображением знака и показывают. В итоге определяем, отгадали знак или нет.

- А сейчас, чтобы окончательно закрепить знания о дорожных знаках, проведем еще одну игру: вам предлагается несколько разрезанных знаков, вам необходимо их собрать, Кто быстрее соберет пазл, та команда и выиграет.

Описывают и представляют знак, начиная со слов: «Я хочу представить вам  знак ___, он выглядит так ___».

Отгадывают, какой знак  описан, находят в коробочке картинку с изображением.

Познавательные УУД:

умение перерабатывать информацию для получения необходимого результата для создания нового продукта

Коммуникативные УУД

доносить свою позицию до других, владея приёмами речи

понимать другие позиции договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды.

VII. Итог урока.

3 мин

Фронтальная работа

- Давайте подведём итог нашего урока.

С чем мы познакомились на уроке?

- Что узнали?

- Скажите, где нам могут пригодиться знания, полученные на уроке?

- С кем вы можете поделиться этими заниями?

- Какую работу вам особенно понравилось выполнять?

- Что для вас было трудным? Все ли было понятно?

- Достигли ли мы поставленной цели в начале урока?

Систематизируют полученные знания на уроке, делают выводы.

Делают вывод о том, что обязательно нужно соблюдать меры безопасности.


Личностные УУД:

умение устанавливать значение результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Регулятивные УУД:

умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще принадлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

VIII. Домашнее задание

1 мин


- Дома прочитать параграф 14 с. 64-76, ответить на вопросы 1-3, повторить группы дорожных знаков.

Дополнительное задание (по желанию): составить таблицу «Виды транспорта по назначению».

Записывают в дневники домашнее задание

Регулятивные УУД

Личностные УУД


IX. Рефлексия

3 мин

Самооценка

Фронтальная работа


Прием «Четыре Я»

-Ребята, вы очень хорошо потрудились. Но чтобы полученные вами результаты стали еще более весомыми вам необходимо подвести итоги работы на уроке и выполнить самооценку. У каждого из вас есть стикеры, допишите их и прикрепите на плакат.

Круг с секторами:

Я узнал…

Я научился…

Я проявил себя …

Я смогу применить …

Учитель комментирует высказывания обучающихся, выставляет отметки за работу на уроке.


-Всем спасибо за работу, урок окончен!

Обучающиеся самостоятельно оценивают свою деятельность в группе или на уроке

Регулятивные УУД:

соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

Познавательные УУД:

перерабатывать информацию для получения результата и создания нового продукта – оценки своей деятельности

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.