Урок математики в 3 классе ко Дню космонавтики «Дробные числа. Числитель и знаменатель»
Технологическая карта (план-конспект)
урока математики,
проведенного в 3 «А» классе
гимназии им. А.С. Пушкина
студенткой группы 3 «А»
ГБПОУ РО «ШПК»
Власовой Анастасией Александровной
Дата проведения: 12.04.2016
Учитель: Астраханцева Т.В.
Преподаватель-руководитель практики: Андреева Л.Н.
Оценка:
Дата 12.04.2016 ФИО учителя Астраханцева Т.В.
Класс 3 «А» ФИО практиканта Власова А.А.
Технологическая карта урока № 8
Предмет: математика
Целевой блок |
||
Тема урока: |
«Дробные числа. Числитель и знаменатель» |
|
Цель урока: |
- углубление знаний о дробных числах, а также знакомство с понятиями «числитель и знаменатель» |
|
Планируемые результаты: |
Предметные УУД: - повторение изученного материала - углубление математических знаний о дробях - умение работать с текстом задачи и диаграммами - умение анализировать, сравнивать и сопоставлять |
|
Личностные УУД: - формирование личного восприятия и собственных ассоциаций - развитие мышления и умения слушать |
||
Метапредметные УУД: *Регулятивные: 1.Умение высказывать свое мнение 2.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя 3. Связь с окружающим миром (день космонавтики) |
||
*Коммуникативные: 1.Готовность получать новую информацию 2.Умение участвовать в коллективном поиске решения задачи |
||
*Познавательные: 1.Давать определения понятиям 2.Отличать новое от уже известного |
||
Инструментальный блок |
||
Тип урока: |
Урок усвоения новых знаний |
|
Формы, приёмы и методы |
Словесный, наглядный, практические методы (устные и письменные задачи, задание на внимательность) |
|
Образовательные ресурсы: |
Учебник ТСО (компьютер, проектор, презентация, разработанная учителем) Доска, мел Наглядность (карточки, схемы) |
Конспект урока
1. Организационное начало.
- Здравствуйте ребята! Садитесь! Я рада вас видеть. Проверьте готовность к уроку. Скажите, знаете ли вы, какой сегодня день? (День космонавтики)
- Молодцы. А чем знаменательна эта дата? (первый полет человека в космос)
- Кто был этот человек? (Юрий Алексеевич Гагарин)
- Как вы думаете, какими качествами должны обладать космонавты? (Сообразительность, внимательность, целеустремленность)
- И сегодня, ребята, мы с вами будем такими же, как космонавты: внимательными и усердными.
- Вашим первым космическим заданием будет устный счет. Будьте собранными и отвечайте на вопросы четко.
2. Устный счет.
1) Найдите значение суммы чисел 150 и 135. (285) Почему?
2) Найдите значение разности чисел 285 и 85. (200) Почему?
3) Найдите значение произведения чисел 200 и 4. (800) Почему?
4) Найдите значение частного чисел 800 и 20. (40) Почему?
5) Чему равно значение разности чисел 40 и 25. (15) Почему?
6) Чему равно значение частного 15 и 3. (5) Почему?
7) Чему равно значение разности чисел 5 и 5. (0) Почему?
3. Актуализация знаний.
- У каждого из вас на парте лежит макет ракеты. У каждого ряда ракеты разные. Сейчас каждому из вас самостоятельно предстоит составить такую дробь, которая бы отвечала на вопрос, какая часть составляет свободные места в ракете? Одно окно обозначает одно место.
1) У первого ряда ракета с четырьмя окнами, два из которых закрашены – дробь соответствует 2/4
2) У второго ряда у ракеты три окна, одно из которых закрашено – это дробь 1/3
3) У третьего ряда ракета с пятью окнами, из них закрашены только четыре окна – дробь 4/5
4) У четвертого ряда у ракеты четыре окна, три из которых закрашены – дробь ¾
5) У пятого ряда в ракете три окна, из которых закрашены только два – дробь 2/3)
- Каждый ряд должен записать свою дробь на доске и каждый из вас проверит, правильно ли он выполнил это задание. (На доске должны быть следующие дроби: 2/4, 1/3, 4/5, 3/4, 2/3)
4. Прохождение нового материала.
- Какие вы молодцы. Продолжаем работать с дробями. Обратите внимание на мою ракету. Скажите, какую дробь вы бы составили, чтобы сказать какова, часть занятых мест. (В ракете четыре места, одно из которых занято, следовательно, дробь – 1/4)
Давайте внимательнее рассмотрим получившуюся дробь.
- Какое число находится под чертой? (Число 4)
- Что показывает это число? (Это число показывает, сколько всего в ракете было мест)
- А какое число находится над чертой? (Число 1)
- А что показывает это число? (Это число показывает, сколько мест занято)
- Молодцы.
- Следующим испытанием будет решение задачи.
- Откройте страницу 76-ую и посмотрите на номер 409-ый. Прочтите задачу.
Три подружки разделили между собой поровну пирожное. Сколько досталось каждой? (1/3)
- Как вы это поняли? На сколько равных частей разделили? Сколько частей досталось каждой?
- Посмотрите наглядно, как получилась именно дробь 1/3. Одну часть мы разделили на три.
- Что же означает число под чертой? Прочтите текст, выделенный красным цветом. (Число в записи дроби, которое показывает, на сколько равных частей разделили целое, называется знаменателем дроби)
- Кто запомнил, что же называется знаменателем дроби? (ответы учащихся)
- А что показывает число над дробной чертой? (Число в записи дроби, которое показывает, сколько частей взято, называется числителем дроби)
- Итак, что же называется числителем дроби? (ответы учащихся)
5. Физминутка.
- А сейчас мы проведем физминутку. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны. Если я говорю дробь, где числитель меньше знаменателя, то вы хлопаете, если числитель больше знаменателя – то топаете. (4/5, 3/2, 5/3, 1/4, 3/5, 7/2, 4/2, 1/3, 3/4)
- Какие внимательные. Молодцы.
- Обратимся к предыдущим дробям, назовите мне числитель и знаменатель каждой дроби. (2/4, 1/3, 4/5, 3/4, 2/3)
- Хорошо. Теперь запишите дроби, у которых:
- знаменатель 9, числитель 1.
- знаменатель 5, числитель 3.
- числитель 2, знаменатель 7 .
- знаменатель 15, числитель 12.
6. Работа над задачей.
- Следующее космическое задание требует от вас целеустремленности и внимания.
- А сейчас мы отвлечемся от дробей и обратимся к задаче 410-ой. Прочтите её.
- Посмотрите, что нам дано? (В теплице вырастили 300 тюльпанов)
- А что необходимо найти? (Сколько нарциссов и гвоздик вырастили в теплице)
- Составим краткую запись к задаче.
- Обратите внимание, какие по ширине все три прямоугольника на диаграмме? (равные)
Задача
Тюльпаны – 300 цв.
Нарциссы - ? цв.
Гвоздики - ? цв.
- Какова высота столбца, обозначающего количество тюльпанов? (6 клеток)
- Посмотрите, 6 клетками обозначают 300 тюльпанов. Как узнать сколько цветов обозначено одной клеткой? (Количество цветов разделить на количество клеток)
Решение:
300:6 = 50 (цв.) – количество цветов в одной клетке
- Хорошо. А сколько клеток по высоте соответствуют нарциссам? (7 клеток)
- Как узнать количество нарциссов? (50 цветов умножить на 7 клеток)
50×7 = 350 (цв.) – количество нарциссов
- Отлично. Нам осталось найти количество гвоздик. Посчитайте, сколькими клетками обозначены гвоздики? (4 клетки)
- Как нам найти гвоздики? (50 цветов умножить на 4 клетки)
3) 50×4 = 200 (цв.) – количество гвоздик
- Ответили ли мы на вопросы задачи? (Да, ответили)
- Записываем ответ.
Ответ: 350 нарциссов и 200 гвоздик вырастили в теплице.
- У нас еще одно задание к этой задаче. Его мы выполним устно.
- Посмотрите, сколько букетов можно составить из тюльпанов, если в каждом букете будет по три цветка. Как вы найдете количество букетов? (300 тюльпанов нужно разделить по 3 цветка и получим 100 букетов)
- Сколько букетов можно составить из нарциссов, если в каждом букете по 7 цветов? (350 нарциссов разделить по 7 цветов, получим 50 букетов)
- Сколько букетов можно составить из гвоздик, если в каждом букете по 5 цветов? (200 гвоздик нужно разделить по 5 цветов, получим 40 букетов)
- Молодцы. Трудной оказалась для вас работа с диаграммой? Встречались ли вы раньше с такими задачами? (Ответы учащихся)
7. Закрепление.
- Сегодня, как вы видите, у вас много заданий, которые вы будете выполнять по рядам.
Вам необходимо дробь к задаче. У каждого ряда – своя задача.
Задачи:
- Девочка разрезала ленту на три равные части, но, чтобы заплести две косички, ей потребовалось только два отрезка. Составьте дробь к этой задаче. (2/3) Как вы получили такой ответ?
- Денис поделился с другом половиной пирожка. Какую дробь вы составите к этой задаче? (1/2) Почему именно такой ответ?
- Мама разрезала торт на четыре равные части. За праздничным столом съели только две части всего торта. Какая дробь у вас получилась? (2/4) Обоснуй свой ответ.
- У Ксюши было пять конфет, она поделилась с Машей двумя конфетами. Какую часть конфет девочка отдала? (2/5) Как получили такой ответ?
- На уроке математики ребята поделили квадрат на четыре равных квадрата, но успели закрасить только один. Какая часть всех квадратов была закрашена? (1/4) Почему?
- Ребята, а можем ли мы разделить на равные части что-то кроме пирогов, яблок, лент? (Ответы учащихся)
- А путь (расстояние) мы можем разделить на равные части.
- Попробуем придумать с вами задачу на движение с использованием дроби к данной схеме.
?
12
400 км
Пример задачи:
Автомобилист должен был проехать 400 км, но проехал только 1/2 пути. Сколько километров ему необходимо еще проехать?
- Как бы вы решили эту задачу? (400 км разделить на 2)
- Как вы поняли, что разделить нужно на два? (Потому что путь разделили на две равные части)
- Можете ли вы ответить на вопрос задачи? (Да, автомобилист должен проехать еще 200 километров)
- Молодцы.
8. Подведение итогов.
- Давайте с вами вспомним, как же называется число, находящееся под чертой? (Знаменатель)
- Что он показывает? (На сколько равных частей разделили)
- А как называется число, стоящее над чертой? (Числителем)
- А что обозначает числитель? (Сколько равных частей взяли)
- Понравился ли вам наш урок? Что вам запомнилось? (Ответы учащихся)
- Вашим домашним заданием будет номер 411-ый, где вам потребуется решить две задачи на движение.
- Спасибо. Урок окончен.
Мингазова Татьяна
Власова Анастасия Александровна