Урок математики в 3 классе ко Дню космонавтики «Дробные числа. Числитель и знаменатель»

4
2
Материал опубликован 2 November 2016 в группе

Технологическая карта (план-конспект)

урока математики,

проведенного в 3 «А» классе

гимназии им. А.С. Пушкина

студенткой группы 3 «А»

ГБПОУ РО «ШПК»

Власовой Анастасией Александровной

Дата проведения: 12.04.2016

Учитель: Астраханцева Т.В.

Преподаватель-руководитель практики: Андреева Л.Н.

Оценка:

Дата 12.04.2016 ФИО учителя Астраханцева Т.В.

Класс 3 «А» ФИО практиканта Власова А.А.

Технологическая карта урока № 8

Предмет: математика

Целевой блок

Тема урока:

«Дробные числа. Числитель и знаменатель»

Цель урока:

- углубление знаний о дробных числах, а также знакомство с понятиями «числитель и знаменатель»

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- повторение изученного материала

- углубление математических знаний о дробях

- умение работать с текстом задачи и диаграммами

- умение анализировать, сравнивать и сопоставлять

Личностные УУД:

- формирование личного восприятия и собственных ассоциаций

- развитие мышления и умения слушать

Метапредметные УУД:

*Регулятивные:

1.Умение высказывать свое мнение

2.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

3. Связь с окружающим миром (день космонавтики)

*Коммуникативные:

1.Готовность получать новую информацию

2.Умение участвовать в коллективном поиске решения задачи

*Познавательные:

1.Давать определения понятиям

2.Отличать новое от уже известного
3.Делать выводы в результате совместной работы всего класса
 

Инструментальный блок

Тип урока:

Урок усвоения новых знаний

Формы, приёмы и методы

Словесный, наглядный, практические методы (устные и письменные задачи, задание на внимательность)

Образовательные ресурсы:

Учебник

ТСО (компьютер, проектор, презентация, разработанная учителем)

Доска, мел

Наглядность (карточки, схемы)

Конспект урока

1. Организационное начало.

- Здравствуйте ребята! Садитесь! Я рада вас видеть. Проверьте готовность к уроку. Скажите, знаете ли вы, какой сегодня день? (День космонавтики)

- Молодцы. А чем знаменательна эта дата? (первый полет человека в космос)

- Кто был этот человек? (Юрий Алексеевич Гагарин)

- Как вы думаете, какими качествами должны обладать космонавты? (Сообразительность, внимательность, целеустремленность)

- И сегодня, ребята, мы с вами будем такими же, как космонавты: внимательными и усердными.

- Вашим первым космическим заданием будет устный счет. Будьте собранными и отвечайте на вопросы четко.

2. Устный счет.

1) Найдите значение суммы чисел 150 и 135. (285) Почему?

2) Найдите значение разности чисел 285 и 85. (200) Почему?

3) Найдите значение произведения чисел 200 и 4. (800) Почему?

4) Найдите значение частного чисел 800 и 20. (40) Почему?

5) Чему равно значение разности чисел 40 и 25. (15) Почему?

6) Чему равно значение частного 15 и 3. (5) Почему?

7) Чему равно значение разности чисел 5 и 5. (0) Почему?

3. Актуализация знаний.

- У каждого из вас на парте лежит макет ракеты. У каждого ряда ракеты разные. Сейчас каждому из вас самостоятельно предстоит составить такую дробь, которая бы отвечала на вопрос, какая часть составляет свободные места в ракете? Одно окно обозначает одно место.

1) У первого ряда ракета с четырьмя окнами, два из которых закрашены – дробь соответствует 2/4

2) У второго ряда у ракеты три окна, одно из которых закрашено – это дробь 1/3

3) У третьего ряда ракета с пятью окнами, из них закрашены только четыре окна – дробь 4/5

4) У четвертого ряда у ракеты четыре окна, три из которых закрашены – дробь ¾

5) У пятого ряда в ракете три окна, из которых закрашены только два – дробь 2/3)

- Каждый ряд должен записать свою дробь на доске и каждый из вас проверит, правильно ли он выполнил это задание. (На доске должны быть следующие дроби: 2/4, 1/3, 4/5, 3/4, 2/3)

4. Прохождение нового материала.

- Какие вы молодцы. Продолжаем работать с дробями. Обратите внимание на мою ракету. Скажите, какую дробь вы бы составили, чтобы сказать какова, часть занятых мест. (В ракете четыре места, одно из которых занято, следовательно, дробь – 1/4)

Давайте внимательнее рассмотрим получившуюся дробь.

- Какое число находится под чертой? (Число 4)

- Что показывает это число? (Это число показывает, сколько всего в ракете было мест)

- А какое число находится над чертой? (Число 1)

- А что показывает это число? (Это число показывает, сколько мест занято)

- Молодцы.

- Следующим испытанием будет решение задачи.

- Откройте страницу 76-ую и посмотрите на номер 409-ый. Прочтите задачу.

Три подружки разделили между собой поровну пирожное. Сколько досталось каждой? (1/3)

- Как вы это поняли? На сколько равных частей разделили? Сколько частей досталось каждой?

- Посмотрите наглядно, как получилась именно дробь 1/3. Одну часть мы разделили на три.

- Что же означает число под чертой? Прочтите текст, выделенный красным цветом. (Число в записи дроби, которое показывает, на сколько равных частей разделили целое, называется знаменателем дроби)

- Кто запомнил, что же называется знаменателем дроби? (ответы учащихся)

- А что показывает число над дробной чертой? (Число в записи дроби, которое показывает, сколько частей взято, называется числителем дроби)

- Итак, что же называется числителем дроби? (ответы учащихся)

5. Физминутка.

- А сейчас мы проведем физминутку. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны. Если я говорю дробь, где числитель меньше знаменателя, то вы хлопаете, если числитель больше знаменателя – то топаете. (4/5, 3/2, 5/3, 1/4, 3/5, 7/2, 4/2, 1/3, 3/4)

- Какие внимательные. Молодцы.

- Обратимся к предыдущим дробям, назовите мне числитель и знаменатель каждой дроби. (2/4, 1/3, 4/5, 3/4, 2/3)

- Хорошо. Теперь запишите дроби, у которых:

- знаменатель 9, числитель 1.

- знаменатель 5, числитель 3.

- числитель 2, знаменатель 7 .

- знаменатель 15, числитель 12.

6. Работа над задачей.

- Следующее космическое задание требует от вас целеустремленности и внимания.

- А сейчас мы отвлечемся от дробей и обратимся к задаче 410-ой. Прочтите её.

- Посмотрите, что нам дано? (В теплице вырастили 300 тюльпанов)

- А что необходимо найти? (Сколько нарциссов и гвоздик вырастили в теплице)

- Составим краткую запись к задаче.

- Обратите внимание, какие по ширине все три прямоугольника на диаграмме? (равные)

Задача

Тюльпаны – 300 цв.

Нарциссы - ? цв.

Гвоздики - ? цв.

- Какова высота столбца, обозначающего количество тюльпанов? (6 клеток)

- Посмотрите, 6 клетками обозначают 300 тюльпанов. Как узнать сколько цветов обозначено одной клеткой? (Количество цветов разделить на количество клеток)

Решение:

300:6 = 50 (цв.) – количество цветов в одной клетке

- Хорошо. А сколько клеток по высоте соответствуют нарциссам? (7 клеток)

- Как узнать количество нарциссов? (50 цветов умножить на 7 клеток)

50×7 = 350 (цв.) – количество нарциссов

- Отлично. Нам осталось найти количество гвоздик. Посчитайте, сколькими клетками обозначены гвоздики? (4 клетки)

- Как нам найти гвоздики? (50 цветов умножить на 4 клетки)

3) 50×4 = 200 (цв.) – количество гвоздик

- Ответили ли мы на вопросы задачи? (Да, ответили)

- Записываем ответ.

Ответ: 350 нарциссов и 200 гвоздик вырастили в теплице.

- У нас еще одно задание к этой задаче. Его мы выполним устно.

- Посмотрите, сколько букетов можно составить из тюльпанов, если в каждом букете будет по три цветка. Как вы найдете количество букетов? (300 тюльпанов нужно разделить по 3 цветка и получим 100 букетов)

- Сколько букетов можно составить из нарциссов, если в каждом букете по 7 цветов? (350 нарциссов разделить по 7 цветов, получим 50 букетов)

- Сколько букетов можно составить из гвоздик, если в каждом букете по 5 цветов? (200 гвоздик нужно разделить по 5 цветов, получим 40 букетов)

- Молодцы. Трудной оказалась для вас работа с диаграммой? Встречались ли вы раньше с такими задачами? (Ответы учащихся)

7. Закрепление.

- Сегодня, как вы видите, у вас много заданий, которые вы будете выполнять по рядам.

Вам необходимо дробь к задаче. У каждого ряда – своя задача.

Задачи:

- Девочка разрезала ленту на три равные части, но, чтобы заплести две косички, ей потребовалось только два отрезка. Составьте дробь к этой задаче. (2/3) Как вы получили такой ответ?

- Денис поделился с другом половиной пирожка. Какую дробь вы составите к этой задаче? (1/2) Почему именно такой ответ?

- Мама разрезала торт на четыре равные части. За праздничным столом съели только две части всего торта. Какая дробь у вас получилась? (2/4) Обоснуй свой ответ.

- У Ксюши было пять конфет, она поделилась с Машей двумя конфетами. Какую часть конфет девочка отдала? (2/5) Как получили такой ответ?

- На уроке математики ребята поделили квадрат на четыре равных квадрата, но успели закрасить только один. Какая часть всех квадратов была закрашена? (1/4) Почему?

- Ребята, а можем ли мы разделить на равные части что-то кроме пирогов, яблок, лент? (Ответы учащихся)

- А путь (расстояние) мы можем разделить на равные части.

- Попробуем придумать с вами задачу на движение с использованием дроби к данной схеме.

?

12

 

 

400 км

 

 

Пример задачи:

Автомобилист должен был проехать 400 км, но проехал только 1/2 пути. Сколько километров ему необходимо еще проехать?

- Как бы вы решили эту задачу? (400 км разделить на 2)

- Как вы поняли, что разделить нужно на два? (Потому что путь разделили на две равные части)

- Можете ли вы ответить на вопрос задачи? (Да, автомобилист должен проехать еще 200 километров)

- Молодцы.

8. Подведение итогов.

- Давайте с вами вспомним, как же называется число, находящееся под чертой? (Знаменатель)

- Что он показывает? (На сколько равных частей разделили)

- А как называется число, стоящее над чертой? (Числителем)

- А что обозначает числитель? (Сколько равных частей взяли)

- Понравился ли вам наш урок? Что вам запомнилось? (Ответы учащихся)

- Вашим домашним заданием будет номер 411-ый, где вам потребуется решить две задачи на движение.

- Спасибо. Урок окончен.

Комментарии

Спасибо, увлекательный материал.

5 November 2016

Вам спасибо за оценку!

19 November 2016