12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Савинская Юлия Викторовна200
Образование - высшее педагогическое, стаж работы - 11 лет, квалификационная категория - высшая
Россия, Тверская обл., п.Ривицкий
2

Духовно-нравственное воспитание школьников

 Современное Российское общество переживает духовно-нравственный кризис. В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах, оно стало ареной необузданного эгоизма и нравственного хаоса

Сегодня дети часто воспринимают отрицательный опыт - безнравственное поведение взрослых, сквернословие окружающих на фоне жестокости, насилия, агрессивной рекламы. Всё это оказывает отрицательное воздействие, разрушает традиции и культуру нашего народа, наносит вред процессу воспитания, приводит к формированию вредных привычек у детей.

Характерными причинами данной ситуации явились:

     отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения,

      резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе,

     спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью;

     резкое снижение физической подготовки молодежи,

    Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий.

       Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.

    Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

    Ведь дети, пришедшие сегодня за парты уже не те, что были 50, 30, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.

     Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожим в жизни на учителя 9% младших школьников, а на литературных героев — 4% (мальчиков в основном привлекают былинные богатыри, а девочек — сказочные принцессы). Зато для 40% выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков    В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру.

          В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость: ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Президент назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, — подчеркнул он, — таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры».

Воспитательная деятельность в школе в системе духовно- нравственного воспитания осуществляется:

v  через реализацию предметных циклов, классных часов и внеклассную работу.

v   через реализацию программы комплексного учебного курса

« Основы православной культуры»;

1. учебная деятельность

·        Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, организацию урока, личность учителя. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений.

•         При проведении занятий затрагиваются основные нравственные проблемы, связанные с совершенствованием духовно- нравственных качеств личности, нравственными отношениями между людьми, человеком, обществом и природой.

  Ещё одним источником  нравственного воспитания  в школе является:

2. Внеклассная работа

- классные часы духовно-нравственной направленности

- коллективные творческие дела:

- творческие работы

-посещение музеев

- акция памяти «обелиск

- благотворительная акция «Подарок детскому саду»

- экологическая акция

- трудовая деятельность

- встреча с ветеранами

- участие в конкурсах

    Все это способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа.

      В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления.

    Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса внутреннего мира человека.

      В качестве дидактической формы по духовно – нравственному оздоровлению (воспитание и перевоспитание) современных школьников в общеобразовательных школах России используется предмет “Основы православная культура”. Цель предмета “Основы православной культуры” не привить веру, а привить доброе отношение к вере своего народа.

Основные задачи курса «Основы православной культуры»:

1.     Развивать у детей социальные и коммуникативные умения, способствующие установлению межличностных отношений со сверстниками, педагогами и родителями.

2.     Развивать нравственные чувства: сопереживание, ответственность, благодарность.

3.     Воспитывать любовь и уважение к Отечеству, его народу, культуре и святыням.

4.     Формировать жизненные установки и ценностные ориентации.

5.     Создать условия для благоприятного эмоционально-нравственного микроклимата в детском коллективе и семье.

    На занятиях по «Основам православной культуры дети знакомятся с основами духовно-нравственных традиций русского народа, с общими сведениями из Священной Книги – Библии, духовной музыкой и живописью.

   Ребятам нравится изучать предмет «ОПК», они активно работают на уроках, с радостью выполняют творческие задания, Результатами нашей совместной работы являются наши успехи на олимпиадном поприще, так в 2010-2011 учебном году Зарицкая Алёна  заняла первое место. В нынешнем учебном году в школьном туре ребята показали хорошие результаты: Егорова Анастасия по всероссийскому рейтинге заняла 2 место, а Иванова Мария 3 место.

       Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

     Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.

        Однако школа сама по себе не в состоянии решить вопросы, связанные с воспитанием, мы считаем чрезвычайно важным укрепление института семьи, потому что воспитательная работа должна начинаться в семье, а школа должна только проводить и завершать воспитательную работу. Первый опыт приобщения человека к созидательной жизни приобретается в семье.  В семье формируются общечеловеческие ценности: личностные (самопознание, саморазвитие), социальные (человек, человечность, Родина, здоровье), нравственно-этические (доброта, труд, любовь), эстетические (красота, гармония, творчество).

       В заключении хотелось бы обратить Ваше внимание на слова К.Д. Ушинского  «Задача воспитания- пробудить       внимание к духовной жизни … Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и духовному- вы не достигли цели воспитания».

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.