Материал на проверке

«Души прекрасные порывы…» (А.С. Пушкин) Урок – размышление на материале «Притчи о милосердном самарянине» и рассказа А.П. Платонова «Сухой хлеб»

2
0
Материал опубликован Вчера в 00:07 в группе

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Сафоново Смоленской области










«Души прекрасные порывы…» (А.С. Пушкин)


(Урок – размышление на материале «Притчи о милосердном самарянине» и рассказа А.П. Платонова «Сухой хлеб»)


6 класс





Учитель русского языка и литературы:

Сопова Елена Григорьевна,

высшая категория















г. Сафоново, 2025

Предмет: литература (6 класс)

Тема урока: «Души прекрасные порывы…» (А.С. Пушкин)

Тип урока: урок – размышление (на материале «Притчи о милосердном самарянине» и рассказа А.А. Платонова «Сухой хлеб») – 2 часа.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с сопоставлением «Притчи о милосердном самарянине» и рассказа А. Платонова «Сухой хлеб».

Образовательная цель: углубление обучающихся в художественную «ткань» текста; наблюдение за особенностями языка А. Платонова, знакомство с понятием «символ» (начальное представление).

Формирование УУД:

Личностные действия: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуации нравственного выбора: любовь к ближнему, милосердие, сострадание, почитание своих предков.

Регулятивные: умение ставить цели, контролировать и корректировать свои действия.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; смысловое осмысление чтения; извлечение необходимой информации из художественных текстов; определение основной и второстепенной информации.

Коммуникативные: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.


Оборудование:

Выставка книг Андрея Платонова с надписью: «Книги Андрея Платонова пробуждают чувство родины, России…».

Портреты Матфея и А.П. Платонова.

Иллюстрации к рассказу «Сухой хлеб», рисунки учащихся.

Эпиграф, записанный на доске: «…да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела…» (Библия, Новый завет от Матфея, гл. 5).

Тексты «Притчи о милосердном самарянине» (от ЛУКИ 10:25 – 37).

Ожегов С.И. Словарь русского языка.

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 3-е изд., испр. – М.: Рольф, - 2001. – 448 с.

Лист контроля (получает каждый ученик, в котором в течение урока делает соответствующие записи)



Предварительно делю класс на группы и даю задания:

1-ая группа «Лексикографы» (находят непонятные слова, выписывают их, объясняют лексическое значение и составляют «Словарь непонятных слов в рассказе А.П. Платонова «Сухой хлеб», сопровождая каждое слово картинкой)

2-ая группа «Аналитики» (анализируют изобразительно – выразительные средства в эпизоде «Засуха» и определяют их роль)

3-я группа «Художники» (готовят иллюстрации к рассказу «Сухой хлеб», защищают свои рисунки; сравнивают иллюстрации (1-ая – мать пашет землю на волах – Г. Соколов; 2-ая – Митя смотрит на умирающие колоски – В. Куприянов), акцентируя внимание на детали, с помощью которых художники показали трудный мир, в котором живёт семилетний мальчик)

4-ая группа «Психологи» (исследуют монолог - рассуждение семилетнего Мити в эпизоде «Митя понимал, что хлебу вольнее будет дышать, когда земля станет рыхлой. А ещё ему хотелось, чтобы ночная и утренняя роса прошла сверху между комочками земли в самую глубину, до каждого корня ржаного колоска. Тогда роса смочит там почву, корни станут кормиться из земли, а хлебная былинка проснётся и будет жить» и диалог мальчика и учительницы (от слов: - «Митя! Ты что тут копаешься», заканчивая словами: «Хлеб помирает, нам некогда».)

Задания для всех обучающихся:

Самостоятельно познакомиться с биографией А.П. Платонова.

Прочитать рассказы А.П. Платонова: «Никита», «Июльская гроза», «Сухой хлеб», «Неизвестный цветок», «Юшка», «Корова» и др.

Ход урока

«Души прекрасные порывы…» (А.С. Пушкин)

Урок – размышление (на материале «Притчи о милосердном самарянине» и рассказа А.П. Платонова «Сухой хлеб»)

Эпиграф: «…да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела…» (Библия, Новый завет от Матфея, гл. 5).



Организационный момент

Мотивация учебной деятельности (Слайд №2)

Учитель: Тема нашего урока сформулирована словами русского поэта А.С. Пушкина: «Души прекрасные порывы…». Здесь каждое слово весомо, имеет глубокий нравственный подтекст.

Как вы понимаете эти строки?

(Душа – это внутренний мир человека. Прекрасные порывы – это поступки, совершающиеся во благо, а не во вред.)

Прочитайте эпиграф к уроку, взятый из Библии. Как вы его понимаете?

Какова связь между темой урока и эпиграфом?

(И пушкинские, и библейские строки обращены к миру человеческой души, призывают нести в наш мир свет и добро.)

Сформулируйте самостоятельно цель нашего урока.

(На примерах «Притчи о милосердном самарянине» и рассказа А. Платонова «Сухой хлеб» в ситуации нравственного выбора ориентироваться на моральные ценности и нормы: любовь к ближнему, милосердие, сострадание, почитание своих предков.)

Актуализация опорных знаний

Вводно- ориентировочная беседа: погружение в тему урока.

Учитель: К сожалению, есть люди, которым неведомы доброта, милосердие, деятельное, творческое отношение к окружающему миру. Мне очень хочется, чтобы ваши мысли и поступки были светлыми, чистыми и прекрасными. А настроиться на сегодняшний наш разговор поможет «Притча о милосердном самарянине».

Что такое притча?

(Притча – небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.)

Просмотр «Притчи о милосердном самарянине» (СЛАЙД №3)

(На руках у обучающихся тексты.)

Притча о милосердном самарянине

Один законник, искушая Иисуса, спросил его: «Учитель, что мне делать, чтобы унаследовать жизнь вечную?» Иисус сказал ему: «В законе что написано? Как читаешь?» Законник ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить». Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мой ближний?» В ответ Иисус рассказал ему притчу:

«Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём; а на другой день, отъезжая, вынув два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».

Рассказав притчу, Иисус спросил законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Законник ответил: «Оказавший ему милость». Тогда Христос сказал ему: «Иди, и ты поступай так же».


* Левит – представитель еврейского сословия священнослужителей левитов, помощник священника.

* Самарянин – житель Самарии, области, расположенной к северу от Иерусалима. Иудеи считали самарян невежественными и смотрели на них свысока.

* Динарий – римские деньги, бывшие тогда в обращении в Израиле.

* Законник – тот, кто строго соблюдает законы.

Работа над темой урока.

Анализ библейской притчи

Назовите главных героев. (Слайд № 4)

(Самарянин и человек, пострадавший от разбойников.)

Что о них известно?

(Самарянин (житель Самарии, области, расположенной к северу от Иерусалима. Иудеи считали самарян невежественными и смотрели на них свысока) оказался добрым человеком. Он единственный, кто не прошёл мимо и не оставил человека в беде.

Другой герой – «некий человек», ограбленный и израненный разбойниками. Они оставили его едва живым, а сами ушли.)

Почему у самарянина нет имени?

(На его месте мог оказаться любой человек.)

Кто первым увидел пострадавшего? Как он поступил?

(Первым увидел священник: «увидел и прошёл мимо».

Потом «левит», помощник священника: «подошёл, посмотрел и прошёл мимо».

А самарянин «…увидел и сжалился, подошёл…и позаботился о нём». Он не только перевязал раны, но и отвёз пострадавшего в гостиницу, побеспокоился о его судьбе.

Почему он не прошёл мимо, как это сделали другие?

(Самарянин оказался добрее, милосерднее.)

Чему учит притча? Какова её главная мысль? (Учащиеся записывают её в «Лист контроля»)

(«Люби ближнего своего…». Даже если человек незнакомый, чужой. Притча учит помогать тем, кто в беде; не быть равнодушным; проявлять заботу, внимание. Важнее не имя человека и слова, а поступки.)

Кого можно назвать «ближним»?

(«Ближний» тот, кто пришёл на помощь, «оказавший милость».)

Учитель: Человек становится ближним, если его поступками движет любовь, милосердие.

Найдите в притче глаголы повелительного наклонения. Какова их роль?

(«Возлюби», «иди», «поступай» - эти глаголы призывают к таким же действиям и заставляют задуматься над своими поступками.)


Размышляя о рассказе А. Платонова «Сухой хлеб»



Учитель: A сейчас нам предстоит встреча с героями замечательного писателя Андрея Платонова.

Какие произведения Платонова вы читали? (Слайд № 5)

Что их объединяет?

В чём необычность платоновских героев?

(Герои произведений А.П. Платонова, дети, открывают для себя мир; учатся, как и сам писатель, смотреть вокруг не спеша и с любовью. Именно тогда всё живое раскроется и потянется навстречу человеку. Нужно только быть внимательным, нужно ВНИМАТЬ всему вокруг.)

Учитель: Каждое произведение писателя не только имеет глубокий философский смысл, но и учит мудрости, развивает нравственную зоркость. Вместе с Никитой (рассказ «Никита») мы по-другому смотрим на окружающий мир; задумываемся над смыслом жизни («Корова»); учимся состраданию, отзывчивости, сердечности («Юшка»).

(Обращаю внимание обучающихся на выставку книг Платонова)

Учитель: Продолжить разговор о доброделании, любви к ближнему нам поможет рассказ А. Платонова «Сухой хлеб», написанный в 1947 году. Идея этого произведения близка к «Притче о милосердном самарянине» и позволит увидеть новые грани Божьей заповеди.

Вспомните, какими вы были в семь лет, что любили, чем интересовались, во что играли.

Учитель: Вы, наверное, почувствовали разницу между собой и платоновским героем, задумались над своей жизненной позицией.

Кто главный герой? Понравился он вам? Чем?


Работа в группах

I группа «Лексикографы»

(Находят непонятные слова, выписывают их, объясняют лексическое значение и составляют «Словарь непонятных слов в рассказе А.П. Платонова «Сухой хлеб», сопровождая каждое слово картинкой.)

Учитель: Многие слова в рассказе А. Платонова «Сухой хлеб» могут вызвать у вас некоторые затруднения. Но ребята из первой группы придут вам на помощь и помогут разобраться. (СЛАЙДЫ № 6 – 40)

Словарик:

бадья – круглый сосуд, похожий на ведро

былинка – стебелёк травы, травинка

вол – бык, используемый в сельскохозяйственных работах

застил - загораживал

затомились – устали

иззубренный (топор) – имеющий зазубрины

коврига – большой круглый печёный хлеб

колодец – сооружение для добывания подземных вод

кооперация – коллективный производственный труд

кочедык – инструмент для плетения из берёсты, кривое шило или изогнутый плоский коготь

кочерыжка (капустная) – твёрдый утолщённый стебель капустного кочана

лапти – обувь, сплетённая из древесного лыка, берёсты или пеньки

лемех (плуга) – рабочая часть корпуса плуга, которая служит для подрезания пласта почвы, его подъёма

малодушные (корни) – очень слабые

маломощный – слабый, немощный

межа – граница земельных участков, узкая полоса необработанной земли

морилась (рожь) – изнывала от жары

мотыжить – обрабатывать мотыгой (ручное сельскохозяйственное орудие для рыхления земли)

осерчал - рассердился

паровое (поле) – вспаханное поле, оставляемое на одно лето незасеянным

пахота – рыхление почвы плугом

пашня – почва, ежегодно обрабатываемая под посев сельскохозяйственных культур

плотничать – заниматься обработкой древесины

плуг – орудие для вспашки плотной почвы

поле (озимое) – посевы, осуществляемые с конца лета до осени

прах – пыль

прялка – приспособление для ручного прядения одной нити пряжи

прясло – грузик в форме диска со сквозным отверстием, применявшийся для утяжеления веретена

рушник – полотенце из домотканого холста

сани – повозка без колёс

соха – тягловое ручное пахотное орудие для обработки почвы

спозаранку – очень рано утром

тяпка – приспособление для рыхления земли

умориться – крайне утомиться, устать

Какова роль этих слов?

(Автор ввёл их для того, чтобы не только отразить колорит деревенского быта, но и показать, насколько трудно приходилось семьям в послевоенное время, так как всю тяжёлую работу выполняли женщины: растили в одиночку детей, пахали землю.)

Найдите среди них просторечные.

(«Умориться», «застил», «затомились», «осерчал», «малодушные», «спозаранку», «морилась», «мотыжить», «морилась рожь»)


Размышляем о рассказе «Сухой хлеб» (продолжение)

Как семилетний Митя воспринимает окружающий мир? Откуда у него корни доброты?

(Мальчик растёт в трудное послевоенное время в крестьянской семье. Все родные Мити умерли, осталась одна мама. Он наблюдает за её тяжёлым трудом, видит, как она устаёт («умаривается»), работая в поле и дома, боится, что она, как отец и дедушка, «уморится и уснёт, потому что человек засыпает, когда очень устаёт». Сон у Мити ассоциируется с молчанием, холодом, неподвижностью. «Смерти он не понимал, потому что он нигде её не видел». А на его вопросы о родных мать отвечала, что они спят. «Он думал, что и брёвна в их избе, и камень у порога тоже живые, как люди, лошади и коровы, только они спят». Спать – значит не иметь возможности контакта, который так нужен человеку, тем более маленькому. Митя помнил «доброе тепло у груди деда», его «грустный глухой голос», «а теперь не стало того тепла, и голос тот умолк». Поэтому Мите страшно, что и мама, устав от работы, уснёт. «Мама, а ты никогда не уморишься? – спрашивал Митя и с боязнью смотрел в материнское лицо». Он старается помочь матери, носит на поле воду из колодца.)

О чём мечтает Митя? Почему? Как характеризует мальчика это желание?

(«Митя видел, как тяжело было матери, как она упиралась в плуг впереди себя, когда слабели волы. И Митя захотел стать большим и сильным, чтобы пахать землю вместо матери, а мать пусть отдыхает в избе».

Он добрый и очень любит маму. Его заботят не игры и развлечения, а желание облегчить жизнь матери, поэтому он мечтает поскорее вырасти и заменить мать в поле.)

Расскажите, как Митя старался вырасти? Вырос ли он от этого?

(Митя слышал от матери, что надо хорошо есть, чтобы вырасти. И он принялся за еду: сначала за хлеб, потом за капустную кочерыжку, картошку: «Есть ему не хотелось, да нужно было: он хотел скорее вырасти большим, скорее войти в силу и пахать землю». Конечно, он не вырос от этого, а только ощутил тяжесть в желудке. Да, он не стал выше ростом, а вырос сердцем, душой. Не зря учительница ему говорит: «Какое сердце у тебя маленькое, а большое».)

Как ему это удалось?

(Он решил вернуть к жизни сухой хлеб. Это серьёзная цель, достойная взрослого человека.)

Как же у такого мальчика, который мог бы только играть, родилась такая серьёзная, глубокая цель? Назовите предпосылки, цепочку событий и переживаний, которые привели мальчика к этому замыслу.

(Митя любил мать, переживал, что она много трудится, устаёт, поэтому хочет ей помочь. Но когда он предложил ей свою помощь, она отказалась, сказала, что ему надо расти, и улыбнулась. От этой улыбки «всё стало вдруг добрым вокруг». «Ему показалось, что отовсюду на него смотрят добрые, любящие глаза, и вздрогнуло сердце от радости».

И Митя ощутил острое желание чем-то ответить на такую любовь.

«Мама! – воскликнул Митя. – А что мне надо делать? А то я тебя люблю». Обратите внимание на то, что ему что-то хочется делать.

И мама дала ему наставление: думать об отце, о дедушке, о ней самой.)

Можно ли это наставление назвать делом? Каков смысл этого наставления?

(Помнить и думать о ком-то – это труд души. Помнить о тех, кого уже нет, - значит продолжать жизнь ушедших, воскрешать их в своей памяти. Помнить и думать о живых – значит сопереживать им, любить, помогать.

Митины мысли всегда с мамой, и родных он не забывает. Мальчик любит бывать в сарае, где находятся старые вещи отца и деда. Эти вещи – соединяющее звено между умершим и семилетним мальчиком. «Митя любил ходить в тот угол сарая-старика (сарай одушевлён) и трогать там ненужные вещи. Он брал топор, весь иззубренный, ржавый и негодный, глядел на него и думал: «Дедушка в руках держал, и я держу». Митя трогал руками забытые вещи, думал о тех, в чьих руках они были. Здесь, в сарае, он нашёл дедушкину тяпку, а затем вспомнил о ней, когда увидел засыхающие колоски.)



II группа «Аналитики-исследователи»

(Анализируют изобразительно – выразительные средства в эпизоде «Засуха» и определяют их роль)

Учащийся читает эпизод. (СЛАЙД № 41)

(«В тот год лето было сухое. Горячий ветер дул в полях с утра до вечера, и в этом ветре летели языки чёрного пламени, будто ветер сдувал огонь с солнца и нёс его по земле. В полдень всё небо застилала мгла; огненный зной палил землю и обращал её в мёртвый прах, а ветер подымал в вышину тот прах, и он застил солнце. На солнце можно было тогда смотреть глазами, как на луну, плывущую в тумане».)

Учитель: Какое чувство вызывает эта картина?

(Жуткое, неприятное…)

Какие художественные средства использует писатель? (Изобразительно-выразительные средства языка учащиеся записывают в «Лист контроля»)

(Эпитеты: «горячий ветер», «черное пламя», «огненный зной», «мёртвый прах».

Олицетворения: «летели языки пламени», «ветер сдувал, нёс», «мгла застилала небо».

Метафора: «языки пламени».

Сравнения: «…летели языки пламени, будто ветер сдувал огонь с солнца…», «…на солнце можно было тогда смотреть глазами, как на луну, плывущую в тумане».)

Учитель: Две краски царят в этом описании: огненная и чёрная. Ветер и солнце оживлены и кажутся страшными, злыми силами, готовыми уничтожить всё живое. Поэтому в рассказе возникает тема смерти и праха. Всё пронизано зноем, горячей пылью, которая не даёт дышать ни людям, ни растениям.

Что такое символ?

(Это условный знак каких-либо понятий. В литературе это самостоятельный художественный образ, воплощающий в себе какую-либо идею.)

Какие символы вы нашли в рассказе «Сухой хлеб»?

(Хлеб у Платонова связан с идеей продолжения жизни, духовным насыщением.

Зёрна – это детские души, которые нужно удобрять, поливать.

Сон – молчание, холод, неподвижность – смерть.)



III группа «Художники» (СЛАЙД № 42)

(Готовят иллюстрации к рассказу «Сухой хлеб», защищают свои рисунки; сравнивают иллюстрации (1-ая – мать пашет землю на волах – Г. Соколов; 2-ая – Митя смотрит на умирающие колоски – В. Куприянов), акцентируя внимание на детали, с помощью которых художники показали тот трудный мир, в котором живёт семилетний мальчик)


Работа с иллюстрациями: (1-ая – мать пашет землю на волах – Г. Соколов; 2-ая – Митя смотрит на умирающие колоски – В. Куприянов)

Как художники показали тот трудный мир, в котором живёт семилетний мальчик?

О чём думает Митя, глядя на погибающий хлеб? Попробуем услышать его мысли.

(Митя видит, как «умаривается» и «засыпает» хлеб. Он ему кажется таким же маленьким, как он сам. Только мальчик живой, а хлеб почти спит.

- «Он не вырастет большим, он спит, маленький… Нужно его разбудить.

- Нельзя, чтобы маленькие спали.

- Спят большие и старые, а маленькие должны расти».)

Почему Митю волнует сухой хлеб? Связано ли это с его близкими и ближними?

(Во-первых, мальчик ассоциирует хлеб с самим собой. Хлеб и Митя (у платоновских героев весь мир живой, одухотворённый) – маленькие, дети. А мальчик не может позволить уснуть маленьким.

Во-вторых, Митя всегда скучал о тех, кто «спит», ведь многие его родные «уснули», а ему хотелось, чтобы все они были рядом.

В-третьих, мальчик переживает, что в колхозе не будет хлеба, а значит, всем людям тяжело будет жить.)

Как действует Митя?

(Он пошёл домой, взял дедушкину тяпку, погладил её рукой (так делал дедушка-труженик: «он всю жизнь пахал, а зимой плотничал, зимой сани делал…и лапти плёл. Всю жизнь ему спать было некогда») и пошёл на поле.

Наставления матери не прошли даром.

Учащиеся представляют рисунки, объясняя свой выбор.


IV группа «Психологи» (СЛАЙД № 43)

(Исследуют монолог - рассуждение семилетнего Мити в эпизоде «Митя понимал, что хлебу вольнее будет дышать, когда земля станет рыхлой. А ещё ему хотелось, чтобы ночная и утренняя роса прошла сверху между комочками земли в самую глубину, до каждого корня ржаного колоска. Тогда роса смочит там почву, корни станут кормиться из земли, а хлебная былинка проснётся и будет жить» и диалог мальчика и учительницы (от слов: - «Митя! Ты что тут копаешься», заканчивая словами: «Хлеб помирает, нам некогда».)

Чтение строк учащимся: «Митя понимал, что хлебу вольнее будет дышать, когда земля станет рыхлой. А ещё ему хотелось, чтобы ночная и утренняя роса прошла сверху между комочками земли в самую глубину, до каждого корня ржаного колоска. Тогда роса смочит там почву, корни станут кормиться из земли, а хлебная былинка проснётся и будет жить».

Для кого и для чего старается Митя? Как это характеризует мальчика?

(Митя помогает жить «уморившемуся» хлебу, возвращает его к жизни. Работает он кропотливо, с любовью: «…осторожно ощупывал пальцами и разрыхлял почву каждого ржаного корешка, чтобы не сделать ему больно и чтобы роса напоила его». За этими слабыми колосками он видит своих односельчан, других людей, ради которых он старается.)


Творческое задание (выполняют все ученики в «Листах контроля»)

Учитель: Попробуйте представить себе мысленно разговор мальчика с хлебными былинками. Придумайте его слова, обращенные к ним. (На фоне музыки учащиеся записывают эти слова в «Контрольный лист».) (СЛАЙД № 44)

(«Ну что же ты моришься, хлебушек? Тебе нельзя спать – тебе надо расти. Я расту – и ты расти. Мне хлеб надо есть, чтоб вырасти, а ты росу пей. Вот я земельку разрыхлю – и будет куда росе стечь, ты и попей её. Она сладкая. Всё равно как молоко от нашей Бурёнки».


«Вставайте, родненькие, не спите. Поглядите, какие я вам чашечки для росы сделал. Видите ямки? Здесь роса соберётся и вас напоит».


«Бедные вы мои колоски! Солнце вас уморить хочет, дождь не поливает, а вы не сдавайтесь. Я вам помогу, росу к вам приведу, она ещё слаще дождя. Только и вы старайтесь: всё до капельки выпивайте».)


Продолжение работы 4-ой группы («Психологи»)

Чтение диалога мальчика и учительницы (от слов: - «Митя! Ты что тут копаешься», заканчивая словами: «Хлеб помирает, нам некогда».)

Почему учительница не оставила без внимания Митин труд? Что поразило её?

(Митя такой маленький, не играет, не бегает, а в знойный день в поле стоит на коленках перед чахлыми ростками и руками рыхлит вокруг них землю, ничего не замечая кругом.)

Почему она стала помогать ему, а потом привела детей?

(Елена Петровна удивилась и обрадовалась большому, доброму сердцу маленького мальчика, его бескорыстию и неутомимому труду на благо ближних. Она стала помогать ему, а затем привела на поле своих учеников, потому что у неё тоже большое, доброе сердце.)


Работа с «Листом контроля»

Что общего между евангельской «Притчей о милосердном самарянине» и рассказом А. Платонова «Сухой хлеб»?

(Любовь самарянина и любовь Мити распространяются на весь мир, на всех людей, знакомых и незнакомых. Всё начинается с детства.)

Напишите, какими качествами обладает Митя (звучит песня иеромонаха Романа «Стать глотком воды для путника») (СЛАЙД № 45)

(Митя жалостливый, трудолюбивый, добрый, сострадательный, милосердный, ответственный, любящий, заботливый, внимательный…)

Учащиеся выходят к доске, на которой прикреплён портрет Мити, и на лучах, отведённых от него, записывают качества мальчика).

Учитель: Вот мы и ответили на вопрос, что такое «души прекрасные порывы». Это жалость, трудолюбие, доброта, сострадание, милосердие, ответственность, любовь, забота, внимание…)


Рефлексия. Подведение итогов урока.

Эвристическая беседа.

Что же такое «души прекрасные порывы»?

Чем полезен был сегодняшний урок?

Что особенно понравилось вам?

Обобщающее слово учителя.

В рассказе Платонова Митин труд в прямом смысле становится «глотком воды» для сухого хлеба, для близких и ближних. Надеюсь, что и вы вкусили этой чистой воды большого, доброго сердца.

Платонов, продолжая лучшие традиции русской литературы, доносит до нас, живущих в сложном современном мире, вечные ценности: сохранить в своих сердцах «души прекрасные порывы». Это почитание своих предков, любовь, милосердие, сострадание, что даёт нам право называться Человеком. Для Платонова важна мысль: жизнь не стремление к удовольствиям, а трудное и радостное дело – дело, которому нужно отдать все силы ума и души.

Ученики читают стихотворение инокини Людмилы «Учитесь насаждать любовь…» (на фоне музыки)

Учитесь насаждать любовь, как сад,

Старательно, как истинный садовник,

Где если солнце – зреет виноград,

А если тень – божественный крыжовник.

Учитесь отдавать любовь легко,

Без жалоб, без стеснений, без упрёка,

Чтобы внутри всё пело и цвело

И чтоб снаружи радовало око.

Учитесь воздавать за доброту,

За то тепло, что ни огонь, ни пламя,

А видишь: пробивает мерзлоту
И, если нужно, согревает камень.

Учитесь вдохновенно у небес,

Восславивши Творца природы вечной.

И возрождайтесь, как весною лес,

И умирайте к жизни бесконечной.


Домашнее задание: сочинение-размышление на тему «Зачем, по мнению А. Платонова, любить?»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.