Конспект урока по музыке в 5 классе
Тема урока: Два великих начала: слово и музыка.
Цели урока: - сформировать представление учащихся о тесном взаимодействии двух искусств - музыки и литературы; расширить знания о музыкальных жанрах, которые появились благодаря слиянию двух искусств (музыки и литературы).
Задачи:- сформировать понятие о жанрах в музыке, возникших под воздействием литературы;
-сформировать знания о взаимодействии двух искусств – музыки и литературы.
- развивать воображение и эмоциональную отзывчивость у обучающихся.
Ход урока
1.Оргмомент . 1 мин
Мотивационный этап. (1 МИН)
Звучит фрагмент «Рассвет на Москва-реке» ( уч. читает стих-приветствие)
- Доброе утро, ребята! ( уч. задаёт вопрос )Какое настроение вызывает музыка?
Поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей, передайте частичку своего хорошего настроения друг другу.
От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. Я желаю всем, чтобы хорошее настроение сопровождало нас на протяжении всего урока.
Ребята, в качестве эпиграфа я использовала высказывание великого композитора К.Глюка. Как вы думаете о чём говорит композитор?
Слайд 1. Рзмышления детей над эпиграфом к уроку.
2.Актуализация знаний ( 5 МИН)
Ребята на предыдущих уроках мы познакомились с некоторыми жанрами музыки. В течении урока мы будем к ним обращаться. А сейчас вспомним, с какими произведениями мы познакомились на прошлых уроках? послушайте произведение, определите жанр, назовите автора этого произведения и как оно называется.
Слушание: хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки; фрагмент балета «Петрушка» И.Ф. Стравинского.(ответы детей)
-Совершенно верно, молодцы!
Следующее задание: Закончи фразу или определение (Слайд 2)
Для того, чтобы начать беседу по теме сегодняшнего урока, нам нужно вспомнить основные виды искусства. Обратите внимание на доску. Внимательно прочтите и уберите лишнее. ( работа у доски. Из предоставленных слов нужно оставить виды искусства)
-Всё верно. Молодцы!
-Ребята, а могут ли эти искусства «дружить»? Может ли быть между ними взаимосвязь? (ответы детей) Сегодня мы начинаем говорить о связи музыки с другими видами искусства. Ребята, исходя из тем прошлых уроков, мы уже можем определить очень тесную связь музыки и (ответ детей) литературы.
Определение темы урока. Целеполагание. ( 5 мин)
Ребята, подсказку для формулировки темы урока, мы услышим в выступлении наших ребят. Пожалуйста, ребята.
А что нам потребуется, чтобы понять смысл любого произведения искусства?-Чуткость, наблюдательность, воображение, внимание.
( Звучит «диалог Слова и Музыки» на фоне музыки)
1.Слово – это энергия, которая несет огромную информацию.
Всему название дано – и зверю, и предмету
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, -
Означено словами.
2.Вы правы, но…
Без музыки тоскливо станет жить,
Когда ее внезапно вдруг не станет.
Никто не сможет песню сочинить
И уж тем более исполнить танец.
Она сопровождает нас везде,
Ведь с малых лет мы с ней уже знакомы:
В саду, и в школе, в отдыхе, в труде,
В гостях, в кино и, несомненно, дома.
1.Ценнее все же слово,
Ценность та не в обличье громком,
Если смысл в нем стойкий заключен, -
Это слово перейдет к потомкам,
Уцелев под натиском времен!
2.О нет, не может наш язык
Так передать тревогу, чувства,
Но все на ноты положить
Способно музыки искусство.
И нету слов у языка,
Нет сил у языка любого,
Чтоб повторить полет смычка…
Пред музыкою молкнет слово!
1.И все же помни, что только Слову дано бессмертие.
Сколько бы веков ни прошло, из-под слоя древней пыли,
способны зазвучать лишь Письмена.
2.Сначала музыка была,
Но речь вольна о ней глаголить…
- Что же вы услышали?
-Мы услышали спор между музыкой и словом.
Можем ли мы сказать, что музыка и слово самые древние зарождения двух великих искусств(размышляют и выводят тему.)
Слайд 3.
Два великих начала. Музыка и Слово.
Слайд 4. Определение цели.
3. Объяснение новой темы
Ребята, а как вы думаете, какое из этих искусств появилось раньше -музыка или литература? Учёные до сих пор ломают головы над этим вопросом. Давайте поразмышляем…. (дети размышляют 2 мин)
Ребята, а нужны ли эти виды искусства друг другу, может действительно каждый из них может жить самостоятельно и не зависеть друг от друга? Давайте попробуем в этом вопросе разобраться на сегодняшнем уроке.
-Давным-давно, когда искусство было единым, поэзия и музыка не существовали отдельно друг от друга, так как рождались в игре, обряде, труде.
Шли годы, столетия. Все виды искусства приобрели самостоятельность. И каждый вид имеет свою историю, живет по своим законам. Но родство между ними сохранилось, потому что на протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют. Нередко спорят и борются, доказывая своё превосходство, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения рождают шедевры.
Ребята, как вы думаете, что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? И что стало бы с литературой, если бы не было музыки?
А какие жанры появились благодаря взаимодействию музыки и слова.? -Песни, романсы, оперы, мюзиклы.
Более подробно мне бы хотелось сегодня остановиться на самых простых жанрах - песне и романсе.
Что такое романс? Что такое песня? Чем отличается романс от песни?
Слайд 5.
Выполняют задание на определение жанра по тексту. (работа в парах текст романса «Жаворонок» и текст песни «Бессмертный полк» )
Что такое романс и что такое песня?
Ученик. -Романс - музыкальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Исполняется сольно.
Ученик. Песня - музыкальное произведение, которое можно исполнять сольно, дуэтом, трио, ансамблем, хором. Песня может быть с сопровождением, а может исполнятся a cappella.
-А что же объединяет эти два жанра?
- Союз музыки и слова.( слушают жаворонка 30 сек.)
-Стихотворный текст способен придать музыке новое звучание. Он обогащает ее смыслом, оттенками чувств. Но далеко не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения: оно должно быть по-особенному мелодичным, должно состоять из слов, которые легко поются.
-Талантливая музыка часто как бы заново открывает известное стихотворение. Композитор превращает стихотворение в музыкальное произведение, благодаря чему поэзия становится частью музыки.
- Кому знакомы эти замечательные строчки?
Я помню чудное мгновенье.
Передо мной явилась ты.
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты...
Скажите, кто является автором этого стихотворения?
-Это стихотворение написал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.Эти строки А.С.Пушкина учили наизусть и современники великого поэта. И их потомки. Оно посвящено Анне Керн, которой поэт искренне восхищался.
-Это стихотворение легло в основу музыкального произведения известного русского композитора. Кто он? (показываю портрет)
Слайд 6.
-М.И. Глинка. Так возник бессмертный романс «Я помню чудное мгновенье». Сохранив прекрасный образ стихотворения, размер пушкинского стиха, Глинка придал ему широкое мелодическое дыхание, подчеркнул переломы в настроении, внес живое биение пульса в фортепианное сопровождение – и сумел стать равным великому мастеру стиха. Интересна история стихотворения и романса. Пушкин посвятил свои стихи Анне Керн, которой искренне восхищался. А Глинка был знаком с ее дочерью – Екатериной Керн. С мыслями о ней Глинка написал романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи, посвященные ее матери. Сейчас мы с вами послушаем это замечательное творение.
( слушают романс «Я помню чудное мгновенье» М.Глинки)
-Как М. Глинка передал смену чувств и переживаний в романсе? С помощью аккомпанемента, меняется темп, динамика. А случается и так, что музыкальное произведение возрождает к жизни поэтическое. Если бы великий композитор к нему не прикоснулся, оно давно было бы забыто.
Творчество композиторов превращает стихотворение в музыкальное произведение, так поэзия становится частью музыки. Её поэтические интонации, ритмы, рифмы подчиняются законам музыки, некоторые слова - не совсем удобные для пения или не подходящие по звучанию – заменяются другими. Кроме того, произведение всегда предназначается для определённого голоса – сопрано, баритона или баса, что придаёт ему тембровую неповторимость, не предусмотренную в стихотворении.
Случается, что музыкальное произведение возрождает к жизни поэтическое, которое, не прикоснись к нему великий композитор, давно было бы предано забвению.
При всём могуществе своих возможностей музыка во все времена училась у поэзии. Если внимательно вслушаться в звучание музыкального произведения –даже чисто инструментального, - можно различить фразы и предложения, восклицания и вздохи – всё то, что является принадлежностью человеческой речи. Фразы могут быть упорядочены; они рифмуются друг с другом, как это происходит в поэзии, и тогда течение музыки ритмично, закономерно и подвижно, подобно звучащему стиху.
Песни, романсы, мессы, кантаты, оратории, оперы – эти главные жанры вокальной музыки на протяжении многих веков оставались для музыкантов подлинной школой композиторского мастерства.
Музыке доступна не только поэзия. Она способна на выразительную трактовку самого обычного текста, любого литературного жанра. В музыке созданной в разные времена, представлен весь огромный литературный мир, его древние памятники и эпические сказания, романы и повести, поэмы и стихотворения – от древнейших до самых современных, только вышедших из-под пера писателей.
Литература даёт жизнь огромной области музыкального искусства:
- вокальная музыка: опера, оратория, романс, песня;
- сценическая музыка: балет . драматическая пьеса с музыкой, мюзикл;
- программная музыка, созданная на литературный сюжет, в том числе симфония , концерт, пьеса.
Литература и музыка: их союз навсегда отмечен печатью благородного воздействия друг на друга. Потому что и музыка у литературы, и литература у музыки учились только лучшему.
Ребята, я попрошу вас ещё раз прочитать текст песни и попытаться «написать» музыку словами, используя эстетический словарь.
4. Вокальная работа. 15 минут
5. Итог 3 мин.
-Ребята, я думаю вы готовы уже ответить на главный вопрос сегодняшнего урока нужны ли музыка и слово друг другу?
-Да. Без взаимосвязи музыки и слова не будет многих музыкальных жанров, возможно, некоторые стихи канут в лета, так и не став известным романсом или песней.
Слайд 7.
И в завершении нашего урока я вам предлагаю продолжить фразу и записать её в тетради.
"На сегодняшнем уроке я узнал, что …";
"Я похвалил бы себя за то, что …";
"Особенно мне понравилось…";
"Сегодня мне удалось…";
"Я сумел…";
"Было интересно…";
"Было трудно…";
"Я понял, что…";
"Теперь я могу…";
"Я почувствовал, что…";
"Я научился…";
"Меня удивило…"
-Закончить наш урок я бы хотела замечательными стихами Евдокии Ростопчиной:
Какая власть сравнится с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся… Блаженство, радость, муки,
Любовь, вражду – все облекаем в них…
В словах и звуках вечный ключ сердец!
Суслопарова Людмила Юрьевна