"Устройство компьютера"
План-конспект урока
по информатике
в 7 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Далековская средняя школа имени Демуса Бориса Андреевича» муниципального образования Черноморский район Республики Крым
на тему «Устройство компьютера»
Разработал:
учитель информатики
Змеева Олеся Николаевна
Село Далекое, 2025 год
Тема урока: «Устройство компьютера»
Дата проведения: 22.01.2025 год.
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Технология урока: проблемно-ориентированный подход.
Цели урока:
Образовательная: расширить представления учащихся о компьютере и его назначении, познакомить с принципиальной схемой устройства и работы компьютера;
Развивающая: развитие познавательных интересов к предмету, внимания, мышления, памяти, формирование навыков работы с цифровыми образовательными ресурсами;
Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, аккуратности, дисциплинированности.
Задачи:
- иметь представление об устройстве системного блока ПК;
- знать основные устройства ввода, вывода.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать:
правила техники безопасности и при работе на компьютере;
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
типы и назначение устройств ввода/вывода;
Уметь:
включать и выключать компьютер;
умение выделять главное и фиксировать это в тетрадь.
Личностные:
представление о роли компьютеров в жизни современного человека;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Метапредметные:
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Основные термины, понятия:
Системный блок – Элемент компьютера, который предназначен для укрытия внутренних элементов компьютерной системы от окружающей среды. То есть, главное предназначение системного блока – оберегание внутренних микросхем от таких факторов окружающей среды, как пыль, температура.
Процессор – основной рабочий компонент компьютера, который: выполняет арифметические и логические операции; -управляет вычислительным процессом; -координирует работу всех устройств компьютера. Реализуется процессор в виде большой интегральной схемы (БИС) на которой размешаются десятки миллионов функциональных элементов.
Системная плата – Основной аппаратный компонент компьютера. На ней реализована магистраль обмена информацией, имеются разъемы для установки процессора и оперативной памяти, а также слоты для установки контроллеров внешних устройств.
Устройства ввода - это устройства, которые переводят информацию с языка человека на машинный язык.
Клавиатура – устройство для ввода числовой и текстовой информации. Стандартная клавиатура содержит 104 клавиши:
1) набор алфавитно-цифровых клавиш;
2) дополнительно управляющие и функциональные клавиши;
3) клавиши управления курсором;
4) малую цифровую клавиатуру.
Оборудование: Мультимедийный проектор и интерактивная доска; детали системного блока; открытый системный блок; карточки с изображением и подписанными деталями комплектующих компьютера.
План урока:
I. Орг. момент. (2 мин)
II. Актуализация знаний. (9 мин)
III. Теоретическая часть. (15 мин)
IV. Практическая часть. Физкультминутка. (9 мин)
V. Д/з (2 мин)
VI. Вопросы учеников. (5 мин)
VII. Итог урока. (3 мин)
Ход урока. Организационный момент.
Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся.
Актуализация опорных знаний.
Повторим материал прошлого урока:
Какие средства хранения информации были первыми?
Назовите основные технические средства передачи информации в порядке их изобретения.
Перечислите основные вычислительные средства в хронологической последовательности их изобретения.
Кто, когда и где разработал первый проект автоматической вычислительной машины?
Какое влияние проект «Аналитической машины» оказал на дальнейшее развитие вычислительной техники?
Теоретическая часть (Объяснение нового материала).
Системный блок- это главный блок компьютера. В нем находятся все основные электронные компоненты ПК. К системному блоку подключаются все остальные блоки (они называются внешними или периферийными устройствами).
В системном блоке размещаются:
блок питания;
платы расширения;
устройства внешней памяти и др.
Вместо термина «системный блок» иногда употребляют термин «платформа». Нижеприведенную схему следует показать на плакате либо фотографией в компьютере.
Системная плата является основной в системном блоке. Она содержит компоненты, определяющие архитектуру компьютера:
центральный процессор;
постоянную (ROM) и оперативную (RAM) память, кэш–память;
интерфейсные схемы шин;
гнёзда расширения;
обязательные системные средства ввода-вывода и др.
Системные платы исполняются на основе наборов микросхем, которые называются чипсетами (ChipSets). Часто на системных платах устанавливают и контроллеры дисковых накопителей, видеоадаптер, контроллеры портов и др.
В гнёзда расширения системной платы устанавливаются платы таких периферийных устройств, как модем, сетевая плата, видеоплата и т.п.
Процессор осуществляет выполнение программ, работающих на компьютере, и управляет работой всех устройств компьютера.
Та часть процессора, которая выполняет команды, называется арифметико–логическим устройством (АЛУ), а другая его часть, выполняющая функции управления устройствами, называется устройством управления (УУ). Обычно эти два устройства выделяются чисто условно, конструктивно они не разделены. В составе процессора находится еще несколько устройств, называемых регистрами.
Микропроцессор Pentium 4. Вид сверху (слева)и вид снизу (справа)
У компьютеров четвертого поколения функции центрального процессора выполняет микропроцессор (МП) – сверхбольшая интегральная схема (СБИС), реализованная в едином полупроводниковом кристалле (кремния или германия) площадью меньше 0,1 кв.см, которая выполняет все функции процессора. Кристалл–пластинка обычно помещается в пластмассовый или керамический плоский корпус и соединяется золотыми проводками с металлическими штырьками, чтобы его можно было присоединить к системной плате компьютера.
Микропроцессоры различаются рядом важных характеристик:
тактовой частотой обработки информации;
разрядностью;
адресным пространством.
Устройства вывода информации – Это устройства, которые переводят информацию с машинного языка в формы, доступные для человеческого восприятия.
1) Монитор
2) Принтеры
Лазерный принтер – печать формируется за счет эффектов ксерографии.
Струйный принтер – печать формируется за счет микро капель специальных чернил.
Матричный принтер – формирует знаки несколькими иголками, расположенными в головке принтера.
Плоттер (графопостроитель) – устройство, которое чертит графики, рисунки и диаграммы под управлением компьютера.
3) Акустические колонки и наушники – устройство для вывода звуковой информации.
Физкультминутка:
Предлагаю немного отдохнуть. Все дружно встали и повторяем за мной:
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Как пружинки мы присели
И тихонько разом сели.
Практическая часть (закрепление пройденного материала):
Для закрепления материала, ученикам предложено выполнить практическую работу на доске. Учащиеся по очереди подходят к доске и выполняют задание:
Напротив картинки, которая висит на доске записать название компонентов ПК.
Домашнее зазание:
1. Знать, что такое базовая конфигурация ПК, устройства компьютера.
Дополнительное задание: найти информацию о дополнительных устройствах, подключаемых к компьютеру.
2. Придумать и принести на следующий урок 5 ребусов на тему «Устройство компьютера. Его основные компоненты».
Вопросы учеников:
Ответы на вопросы учащихся.
VII. Итог урока.
Подведение итога урока. Выставление оценок.
На уроке мы узнали об устройстве системного блока, об основных устройствах ввода и вывода, назначение основных клавиш клавиатуры.
Формы контроля и оценки результатов урока: Индивидуальная, групповая, фронтальная.
Список использованной литературы:
http://lbz.ru/metodist/; https://inf-oge.sdamgia.ru/; https://www.yaklass.ru/.