Методическая разработка внеклассного мероприятия для школьников. Игра – викторина «Эхо войны и память сердца»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
учитель изобразительного искусства
Лебедева Мариетта Николаевна
Методическая разработка внеклассного мероприятия для школьников.
Игра – викторина «Эхо войны и память сердца»,
посвященная 75–летию Победы в Великой Отечественной войне.
Краткая аннотация
Приобщение подрастающего поколения к истории и героическому прошлому своей Родины, является одним из методов воспитания патриотических чувств у учащихся. Мероприятия по патриотическому воспитанию, в силу своей важности для формирования нравственных ориентиров у учащихся, должны быть интересны, вызывать желание участвовать в них. Игра – викторина дает возможность расширить кругозор школьников, активизировать мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать интересным изучение страниц истории. Представленная методическая разработка «Эхо войны и память сердца» может оказать помощь учителям, классным руководителям, педагогам дополнительного образования в подготовке, организации и проведении различных мероприятий патриотической направленности. Данный материал позволит в занимательной форме более разносторонне узнать о судьбе своей страны, республики в годы Великой Отечественной войны, проверить прочность и полноту уже полученных знаний. Разработка рассчитана для учащихся 9 – 11 классов.
Цель игры: расширение знаний о событиях времен Великой Отечественной войны, ее событиях и подвигах, посредством включения учащихся в активную самостоятельную познавательную и творческую деятельность.
Задачи игры:
- воспитание патриотических чувств на примерах героизма советской армии, храбрости и мужества народа;
- создание условий для развития навыков творческой и познавательной деятельности;
- воспитание умения работать в команде;
- организация досуга учащихся во внеурочное время.
Организация игры:
Подготовительный этап – под руководством педагога учащиеся:
1.разрабатывают сценарий, готовят презентацию для сопровождения игры – викторины;
2.проводят отборочный тур в группах для определения состава участников;
3.проводят информационно – познавательную экскурсию «Красноречивое искусство»;
4.подбирают стихотворения, готовят вопросы, посвященные Великой Отечественной войне;
5.готовят творческие работы «Я помню! Горжусь!», посвященные Великой Отечественной войне;
6.проводят творческую мастерскую «Техника времен Великой Отечественной войны».
Правила игры: игра проходит в несколько туров, в каждом туре от 1 до 4 вопросов.
1 тур:«Ваши жизни война рифмовала»;
2 тур:«После боя сердце просит музыки вдвойне»;
3 тур: «Проникновенные цитаты о войне»;
4 тур:«Мадонны войны»;
5 тур:«Гении кисти и пера»;
6 тур: «На фронтах Великой Отечественной войны»;
7 тур: «Маленькие герои большой войны»;
8 тур:блиц – турнир.
Учащиеся делятся на 3 команды.
7 туров отборочных - участвуют все команды. По итогам отборочного тура выявляются 2 команды, которые будут играть в последнем туре (блиц – турнир) между собой за победу.
За каждый правильный ответ команда получает по 2 балла.
Ход игры.
Ведущий (педагог):
Здравствуйте, участники игры! Сегодня мы проводим игру – викторину «Эхо войны и память сердца», посвященную 75–летию Великой Победы. Великая Отечественная война ушла в прошлое. Чем дальше уходят в историю события того грозного времени, тем отчетливее предстают они в нашей памяти, тем яснее становится их историческое значение. Героические подвиги защитников Отечества навечно вписаны золотыми буквами в трагическую и славную летопись нашего народа.
Ведущий (учащийся):
Чистый ветер ели колышет,
Чистый снег заметает поля.
Больше вражьего шага не слышит,
Отдыхает моя земля.
(А.Ахматова.)
Ведущий (педагог):
Великая Отечественная война изменила жизнь всех людей советской страны, миллионы людей добровольцами уходили на фронт, героически трудились в тылу, приближая Великую Победу. За четыре года смертельной схватки с фашистским захватчиком защитники страны прошли суровый путь войны через неудачи и отступления, от первых приграничных боев до стен Москвы, берегов Волги и гор Кавказа, а затем нелегкий путь мощного победоносного наступления.
Ведущий (учащийся):
Наступила грозная година,
Только наших сил врагам не счесть.
И, соединившись воедино,
Наши гордость, благородство, честь,
Музыка, поэзия, природа –
Все, чем нам Отчизна дорога,
С армией советского народа
Двигалась рекою на врага.
(М. Алигер)
Ведущий (педагог):
Война — это горе, слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жены — мужей, дети остались без отцов.Солдатские матери. Это они вырастили и воспитали бойцов,которые в трудный для Родины час встали на ее защиту. Это они провожали детей на фронт, перекрестив их перед дальней дорогой. Это они не спали ночами и ждали, ждали, ждали…
Ведущий (учащийся):
Образ сына пред ней в гимнастёрке,
Голубые, как небо, глаза.
С вещмешком да шинелью потёртой,
Так его провожала она.
(В.Нечунаев. Мать.)
Ведущий (педагог):
Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так не прислушивались читатели. Много замечательных стихотворений было рождено войной.Одни из них, сыграв свою огромную агитационную роль, остались документом военного времени, а другие вошли в современную духовную культуру как проявление красоты души народа.
1 тур. Ваши жизни война рифмовала…
Ведущий (учащийся):
Кому принадлежат строки:
1. На час запомнив имена, -
Здесь память долгой не бывает, -
Мужчины говорят: «Война…» -
И наспех женщин обнимают.
(К.Симонов)
2. С берез, неслышен, невесом,
Слетает желтый лист.
Старинный вальс "Осенний сон"
Играет гармонист.
(М.Исаковский)
3. Эх, дороги…
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян....
(Л. Ошанин)
4. Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло,
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
(К.Симонов)
5. Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
(М.Исаковский)
6. Ехал я из Берлина
По дороге прямой,
На попутных машинах
Ехал с фронта домой....
(Л. Ошанин)
7. Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди…
(К.Симонов)
8. Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
(М.Исаковский)
9. Третий год у Натальи тяжелые сны,
Третий год ей земля горяча —
С той поры как солдатской дорогой войны
Муж ушел, сапогами стуча....
(Л. Ошанин)
10. …Осада длится, тяжкая осада,
Невиданная ни в одной войне.
Медаль за оборону Ленинграда
Сегодня Родина вручает мне.
(О.Берггольц)
11. ...Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна...
(О.Берггольц)
12. Солдат метался: бред его терзал.
Горела грудь. До самого рассвета
он к женщинам семьи своей взывал,
он звал, тоскуя: — Мама, где ты, где ты?…
(О.Берггольц)
2тур.После боя сердце просит музыки вдвойне!
Ведущий (учащийся):
…Пойте и любите наши песни.
Если мы недопоем, если
Вам кончать, -
Пусть знают все на свете,
Где вы выросли и чьи вы дети.
(Э.С.Мельникова. Подвигу солдата поклонись…)
Ведущий (педагог):
Песни о войне - память о бессмертном подвиге нашего народа. Музыка помогала людям не падать духом в тяжелые годы, давала надежду на победу, согревала души солдат в холодных землянках, укрепляла веру людей в то, что скоро настанет мирное время. Давайте проверим, хорошо ли вы знаете песни Великой Отечественной войны.
Ведущий (учащийся): 1. Режиссер Леонид Луков в 1943 году все никак не мог снять эпизод фильма "Два бойца", где солдаты сочиняют письмо домой. Тогда он попросил Никиту Богословского написать лирическую песню. Композитор вскоре положил на мелодию стихи Владимира Агатова. Так в картине прозвучала песня, которую исполнил Марк Бернес. Как она называется? (Темная ночь).Ведущий (учащийся):
2. Эта песня изначально была написана для театрализованной концертной программы "Весна победная" режиссера Сергея Юткевича и называлась "Под стук колес". Позже авторы переработали свою композицию, превратив ее в независимое от спектакля произведение. Какое название оно получило? (Эх, дороги).
Ведущий (учащийся): 3. Поэт Михаил Исаковский долго не мог закончить стихотворение, остановившись на четверостишье. И только в 1938 году, познакомившись с композитором Матвеем Блантером, он завершил произведение. Впоследствии эта песня стала одной из самых популярных в военные годы и узнаваемой за рубежом (Катюша).Ведущий (педагог):
Есть фильмы, без которых праздники теряют свою торжественность. 9 мая искренний и берущий за душу фильм "В бой идут одни старики" всегда создает определенное настроение. Вторая поющая эскадрилья - молодые, красивые: Смуглянка, Кузнечик, Ромео… это образы ребят, которые отдали жизнь за нас с вами, которые запали нам в душу, и часть их доблести поселилась в наших сердцах… Подвиги они совершают с песней, с улыбкой и порой совершенно случайно, как говорят, "со страху подбил…". Каждый год мы смеемся над шутками героев, задорно распеваем "бессмертную" "Смуглянку", и плачем когда кто-то из них не возвращается из боя. Фильм "В бой идут одни старики" был и до сих пор остается одним из любимейших кинопроизведений о Великой Отечественной войне, как для ветеранов, так и для их детей, внуков и даже правнуков.
3тур. Проникновенные цитаты о войне.
Ведущий (учащийся):- Давайте проверим, хорошо ли вы помните цитаты, фразы, афоризмы из бессмертного фильма.
1. - Макарыч! Принимай аппарат! Во! Махнул не глядя! О, можешь за хвост подержаться! Дракон уже… (не кусается).
2. - Ох уж эта мне самодеятельность, личный состав должен отдыхать. – Кто сказал, что надо бросить песни на войне? – После боя сердце просит музыки вдвойне! - … (от винта!)
3. Слушай, Макарыч, в ставке Гитлера ходят упорные слухи, что некоторых советских соколов некоторые несознательные механики перед вылетом крестят.
- В ставке Гитлера все… (малахольные).
4. - В девятнадцатом сонете Шекспир сказал… (гуляй, Вася!)
5. - Ромео из Ташкента загрустил. Джульетта в … («кукурузнике») умчалась.
6. - Первая – у нас молодцы. Если «фоккер» или «мессер» завалить – это вторая. А если что – то достать - … (это первая)
7. - Кузнечиков ловит.
- От полетов отстранить. Ста грамм не давать. Назначить дежурным. Вечным дежурным по аэродрому… (куз-не-чик!..)
8. - А что это вы там напевали? Ти-да-ри-да-рам?
- «Смуглянку», товарищ командир.
- А ну напойте. Слова знаете?.. Да не робей, «Смуглянка», ты же _________ (истребитель).
9. - «Выходи драться один на один. На взлете бить не будем ___(Маэстро).
Ведущий (педагог):
Особая тема – женщины на войне. Особая потому, что само сочетание слов женщина и война – сочетание противоестественное. Люди воевали всегда, но затевали войны и воевали всегда в основном мужчины. Удел женщины – провожать своих мужей, братьев, сыновей на бой и ждать их возвращения. И если женщина бралась за оружие, значит возникала угроза уничтожения самой жизни. И шла она в бой не для того, чтобы одержать победу над противником, а чтобы сохранить саму жизнь.
(Фронтовые письма военнослужащих, призванных из Коми АССР).
4 тур. Мадонны войны.
Ведущий (учащийся):1. 46 –й гвардейский Таманский полк состоял из молодых девушек 18 – 20 лет, которые летали на самолетах У–2.
Немецкие солдаты их называли ____________________(«Ночные ведьмы»).
2.«Леди–смерть», или великая ___________, уничтожила 309 фашистов. Эта легендарная советская женщина в Великой Отечественной войне наводила ужас на германских захватчиков. «Леди-смерть» вошла в историю России как самый результативный снайпер, спасшая своими меткими выстрелами не одну сотню жизней советских солдат. Удивительная женщина-снайпер Великой Отечественной войны была удостоена звания Героя Советского Союза (Людмила Павличенко).
3. Перечень военных специальностей, которыми, зачастую за короткий временной период, пришлось овладеть женщинам в минувшем 20 веке (летчики, снайперы, медицинские работники, танкисты, зенитчики, разведчики, связисты…).
5 тур. Гении кисти и пера.
Ведущий (педагог):
Тема войны – высокая тема. Она требует от художника обостренной гражданской позиции. «Художник должен писать правду. Только правда должна быть простой и глубокой» (Р.Н.Ермолин).
Ведущий (учащийся):1. Этой трагической дате посвящена масштабная живописная картина Р.Н. Ермолина. В интервью газете «Красное Знамя» художник рассказывал: «Я видел, как уходили на фронт от не начатой еще жизни, от только обретенной любви. Видел, как возвращаются солдаты с надеждой, что их ждут. Видел и смерть (22 июня 1941 года).
2. Одно из лучших произведений Р.Н.Ермолина из собрания Национальной галереи Республики Коми, отражающее тему Великой Отечественной войны: «В центре полотна – образ солдата – фронтовика. Одержавший победу, полный надежд, на мирную жизнь, он отворил калитку родного дома, не решаясь войти (Май 1945 года).
3. Картина В.В.Кокачева носит автобиографический характер. Она основана на реальных фактах фронтовой биографии художника (в госпитале).
6 тур: «На фронтах Великой Отечественной войны».
Ведущий (учащийся):1. Уникальные батальоны, сформированные на территории Ижемского и Усть - Усинского районов. Они действовали там, где другой транспорт применяться не мог. Более 1150 км пришлось пройти этим отрядам при 40 градусном морозе, покрывая за день до 60 км заснеженной тундры (оленьи батальоны).
2. Началась Великая Отечественная война. Сражающейся с врагом стране требовался уголь. С потерей Донбасса особенно актуальной стала задача как можно скорее организовать добычу топлива. Все строительные задачи в Инте были подчинены добыче угля. «_____________» – главный лозунг во время войны (уголь любой ценой!).
3. Из республики на защиту Отечества ушли за годы войны более 170 тысяч человек, в том числе более 120 тысяч из мест заключения. Большая их часть сражалась под Ленинградом, в Карелии и Заполярье. Неувядаемой славой покрыли себя 263-я, 24-я Самаро-Ульяновская, 28-я Краснознаменная _________стрелковые дивизии, основу которых составляли наши земляки (Невельская).
7 тур: «Маленькие герои большой войны».
Ведущий (педагог):
Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Сражались повсюду:
в партизанском отряде, как __________________________ (Леня Голиков);
в керченских катакомбах, как _______________________ (Володя Дубинин);
в Брестской крепости, как ___________________________ (Валя Зенкина).
Ведущий (учащийся):Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.
8 тур:блиц – турнир.
1. В Великой Отечественной войне в состав наших войск входила 28 – я резервная армия, в которой тягловой силой для пушек были ____________ (верблюды).
2. Какой эпизод в «Операции «Ы» был снят Гайдаем на основе личного армейского опыта?
Леонид Гайдай был призван в армию на Великую Отечественную войну в 1942 году и сначала служил в Монголии, где объезжал лошадей для фронта. Однажды в часть приехал военком для набора пополнения в действующую армию. На вопрос офицера: «Кто в артиллерию?» — Гайдай ответил: "Я!". Так же он отвечал на другие вопросы: «Кто в кавалерию?», «Во флот?», «В разведку?», чем вызвал недовольство начальника. «Да подождите вы, Гайдай, — сказал военком, — Дайте огласить весь список». Позже режиссёр адаптировал этот эпизод для фильма «Операция "Ы" и другие приключения Шурика»: На сегодня наряды: песчаный карьер - 2 человека. - Я! - Да подождите Вы! - Огласите весь список, пожалуйста.
Ведущий (учащийся):3. Во время Великой Отечественной войны родилась новая специальность собаки:_____________________________________________ (собаки – подрывники, миноискатели, связисты, диверсанты, сторожевые собаки и собаки разведывательной службы).
Подведение итогов. Награждение.
Список использованных источников.
1. 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Таманский Краснознамённый и ордена Суворова полк (ru.wikipedia.org)
2. Их называли «ночные ведьмы». Великая Отечественная война и женщины герои. . (pomnisvoih.ru)
3. Известные и неизвестные профессии на фронтах в годы ВОВ (infourok.ru)
4. Верблюды в армии (zen.yandex.ru)
5. «Невидимый фронт». Участие и роль собак в Великой Отечественной войне (zen.yandex.ru)
6. Пионеры-герои Великой Отечественной Войны (ru.wikipedia.org)
7. Рогачев М.Б., Васкул И.О. История Республики Коми. Документальный фотоальбом «Память огненных лет». Книги 1,2,3. М., «КомИстВест», 1997
8. Лучшие произведения из собрания Национальной галереи Республики Коми, отражающие тему Великой Отечественной войны (finnougoria.ru)