Экологическая интеллектуальная игра «Уникальные растения вечной мерзлоты»
Исаева Любовь Иннокентьевна,
учитель МОБУ «Городская классическая гимназия»
Экологическая интеллектуальная игра «Уникальные растения вечной мерзлоты»
Цель игры: воспитание у учеников бережного отношения к родной природе;
Задачи: - расширение кругозора учащихся;
- обобщение знаний по краеведению, экологии, окружающему миру;
- интегрирование предметов экологии, краеведения, литературы;
-уметь работать с информацией по материалам Красной книги растений Якутии;
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, фотоматериалы,
раздаточный материал, презентация.
Форма: интеллектуальная игра.
ХОД ИГРЫ:
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя:
Тема нашей игры: «Уникальные растения вечной мерзлоты» (на примере растений Природного Парка «Ленские Столбы»)
Мы узнали, что на особо охраняемой территории Национального Парка выявлено 340 сосудистых растений. Из них 21 вид относится к категории исчезающих, уязвимых и редких.
Почему именно мы говорим о растениях?
Природный парк “Ленские Столбы” имеет мировую ценность с точки зрения географических особенностей местности.
Природный Парк представляет собой историко-культурную ценность, на его территории произрастают уникальные растения.
Поэтому «Ленские столбы» имеет Статус объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
Растения – это главная часть любой экосистемы, так как только они могут использовать энергию Солнца, создавая из воды, минеральных солей и углекислого газа органические вещества и выделять при этом кислород.
Итак, начнем нашу игру.
- Первый этап – РАЗМИНКА.
За 1 минуту необходимо написать как можно больше названий растений, которые произрастают на территории Национального Парка «Ленские Столбы».
Проверка: сначала зачитывает та группа, у которой короткий список.
Другие группы вычеркивают совпадения.
Игру продолжают те, кто имеет свои варианты.
Побеждает группа, которая записала больше всех названий растений.
- Второй этап – ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Зачитываются работы по группам. Какие легенды связаны с этими растениями?
(ЛИЛИЯ ПЕНСИЛЬВАНСКАЯ, ВЕНЕРИН БАШМАЧОК).
- Третий этап – СОБЕРИ НАЗВАНИЕ ЦВЕТКА.
Составьте название цветка из данных букв.
(РОСЯНКА, РЕДОВСКИЯ, ЖИВОКОСТЬ, КУВШИНКА).
- Четвертый этап – ЭРУДИТ.
Объясните, почему именно так назван этот цветок:
ВЗДУТОПЛОДНИК, ЖИВОКОСТЬ, ВЬЮНОК
- Пятый этап – ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА.
Где произрастают эти виды?
ЛЕС (12, 3, 6, черёмуха)
СКАЛЫ, СТЕПНЫЕ УЧАСТКИ (11, 4, 8)
БОЛОТО (1,2)
ЛУГ (5, 7, 10, 9)
Проверяют себя на слайдах презентации.
- Шестой этап – ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПИ.
В природе « все взаимосвязано со всем» невидимыми ниточками. Составьте из указанных объектов цепи.
IX Седьмой этап – ФАКТОРЫ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ РАСТЕНИЙ.
Какие природоохранные меры вы можете предложить к каждому фактору исчезновения?
1. ВЫРУБКА ЛЕСОВ – вырубать меньше, вырубать правильно, восстанавливать лес (питомники, ботанический сад и др.);
2. ВЫТАПТЫВЫАНИЕ, СБОР НА БУКЕТЫ – ходить по тропинкам, в природоохранной зоне лучше цветы фотографировать.
3. МАЛОЧИСЛЕННОСТЬ ПОПУЛЯЦИИ, СПЕЦИФИЧНОСТЬ МЕСТООБИТАНИЯ – объяснительно- просветительская работа, сохранение в ботаническом саду ( интродукция – селекционеры разводят редкие растения в ботаническом саду) , заповеднике, в природоохранных парках.
4. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДОЕМОВ – не сбрасывать отходы в реку, водоемы, очищать водоемы, берега рек, озер, создавать водоохранные зоны, где нельзя строить дома заводы (например, запрещено строить на берегу реки Лены новые города и населенные пункты в пределах 1 км).
- Восьмой этап – КРОССВОРД.
Кто быстрее отгадает кроссворд и прочитает что написано в выделенных клетках?
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Использованная литература:
- Красная книга Республики Саха (Якутия).Т.1.Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов. – Москва: Издательство «Реарт», 2017. -412 с.: 644 ил.»
- Экос, №6, 2005
- Экос, №1, 2006
- Экология: Энциклопедия окружающего мира. М.: Росмэн, 1997. 48 с.
- http://www.eyge.ru
- http://yakutiaprime.ru/kartina-dnya/4918