ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ « С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РАСТЕНИЕ»
Цель деятельности учителя : организовать систематизацию, обобщение и расширение знаний по данной теме
Результаты изучения темы:
1. Предметные – применяют знания о строении и функциях клетки, тканей, семени и корня в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтеза, сравнения, сериации и классификации по заданным критериям, установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности природных объектов.
2. Личностные – развивают основы гражданской идентичности личности, вырабатывают «Я-концепцию» и самооценку личности ( формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самовосприятия).Формируют ценностные ориентиры и значение учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, мотивов достижения и социального признания, определяют границы собственного знания и незнания
3. Метапредметные.
Регулятивные- умеют принимать ,сохранять и реализовывать учебную задачу, планировать свои действия по реализации задачи, умеют правильно оценить и скорректировать результаты
Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях строения и функции клетки, тканей, семени и корня и обсуждают полученные сведения ;структурируют имеющиеся знания, ориентируются на разнообразие способов решения задач
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».
Ход игры.
Учитель. Ребята! Сегодня мы с вами начинаем цикл интеллектуальных игр по курсу «Растения». Эта игра первая в этом году, но вы уже знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.
1. Конкурс капитанов «Верите те ли вы, что…»
1.В семядолях пшеницы большой запас питательных веществ (нет, они в эндосперме)
2.Корнеклубни образуются из боковых и придаточных корней
3.Воздушные корни плюща помогают ему прикрепляться к вертикальным стенам
4.Каждый корневой волосок – это отдельная клетка
5.У корнеплодов разрастается главный корень
6.Семена могут запасать только жиры ( не только жиры)
7.Мочковатая корневая система характерна для ржи, гороха и пшеницы ( нет, у гороха стержневая)
8.Вакуоли могут накапливать в себе и кислоты
9.Механическая ткань обеспечивает только гибкость стебля (нет, и прочность)
10.Пластиды могут быть зелеными, красными и даже бесцветными
11.Вода поднимается вверх по растению за счет корневого давления и испарения
12.У некоторых растений на 1 кв.мм корня может быть до 2000 корневых волосков
13.Корни могут поглощать воду прямо из воздуха
14.Семя цератонии стручковой весит 1 карат и является мерой веса драгоценных камней
15.Корневые волоски могут выделять кислоты, растворяющие минеральные соли
2. Конкурс «Кроссворд « Наука о выращивании растений»
Ответив на поставленные вопросы, вы узнаете название науки, которая учит нас правильно выращивать растения и получать высокие урожаи
1.Я храню в себе воду, сахар, минеральные соли, кислоты (вакуоль)
2.От меня почва становится плодородней и приобретает более темный цвет (перегной)
3.Я - ткань, одежда всего растения ( покровная)
4.Я - класс, в котором банан, рожь, пшеница (однодольные)
5.Мы, корни, появляемся, когда нижнюю часть стебля присыпают землей (придаточные)
6.Я сама прочная и все, что из меня сделано, прочное ( древесина)
7.Я - запасное питательное вещество в клубне картофеля (крахмал)
8.Во мне запасные питательные вещества однодольных растений ( эндосперм)
9.Мы - трубки, но не простые, а …….( ситовидные)
10.Мы не прыгаем по деревьям, мы - это важные вещества клетки ( белки)
11.Я помогаю стеблю деревьев расти в толщину (камбий)
Кроссворд "Наука о выращивании растений"
DOCX / 12.51 Кб
1.Название его как будто специально подчеркивает сходство с плодом, хотя на самом деле его нет
2.В отличии от плода в нем не найдешь семян.
3. Образуется он при разрастании главного корня и накоплении в нем запасных питательных веществ
( корнеплод)
1.Это тоже видоизменение корней
2.Но в отличии от корнеплодов у них разрастается не главный корень, а другие
3.Это есть у георгин и именно с помощью этого они размножаются
( корнеклубни)
1.Этот орган растения выполняет опорную функцию
2.Но он может выполнять не только опорную функцию, а еще всасывать воду и минеральные соли
3.Образуется он на нижней части стебля и листьях
(придаточные корни)
1.У одних растений этих братьев три, а у других два
2.Один из братьев укрепляет, второй - питает, третий – помогает удерживаться в вертикальном положении
3.Эта компания разная у однодольных и двудольных растений
(корневая система)
1.Продолжительность их жизни невелика – 10-20 дней, но за это время они успевают дать растению многое
2.В молодом корне они располагаются между зонами роста и проведения
3.Поглотив воду и минеральные соли в данном участке почвы, они погибают, а новые образуются ближе к зоне роста (корневые волоски)
4.Конкурс «Биоаукцион»
Вопрос о том, что природа изобрела задолго до человека
Нефть перекачивают по нефтепроводу, газ - по газопроводу. А по этой части растения передвигается то, что корни поглощают из почвы и направляют к стеблям и листьям. Они, эти образования не лопаются, не ржавеют и ничем не забиваются.Кто же эти образования в растении?
(сосуды)
Это природа тоже изобрела задолго до человека
Когда нам нужно что-то сохранить, мы убираем это в ящики, банки, коробки и выставляем в кладовку, где и хранится то, что нам может пригодиться. Есть такие кладовые и у растений – это клетки одной из тканей. Какой?
(основная ткань)
Вопрос о чисто русском материале для пошива одежды
Наша одежда должна быть красивой, ведь человека встречают по одежке. Но она должна быть еще и прочной, и не рваться. А помогают создать такую одежду растительные ткани. Получаем мы их из льна, извлекая из него элементы одной из тканей. Какой?
(механическая ткань)
Вопрос о ткани, которая спасает жизнь человеку
Элементы этой ткани тоже давно используются человеком. Без него раньше не могли обойтись виноделы. Растения используют это как одежду, а человек как средство для спасения жизни на воде. Спасательные жилеты держат человека на воде так же, как и поплавки. Элементы какой ткани спасают жизнь человека?
(покровная ткань, пробка)
Вопрос о ткани, из которой растения получают все
Клетки этой ткани есть в корнях и стеблях на их верхушках, а у стеблей – между корой и древесиной. Когда они делятся, то образуют не только себе подобные клетки, но и превращаются в другие ткани растений. Что же это за ткань?
(образовательная ).
Подведение итогов
После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.
/data/files/h1553571363.docx (Кроссворд "Наука о выращивании растений")
Елена Вениаминовна Чурина
Евгений Алексеевич
Кушнарева Татьяна Николаевна
Евгений Алексеевич
Кушнарева Татьяна Николаевна
Вышинская Нина Ивановна
Евгений Алексеевич
Панагушина Елена Аркадьевна
Буньков Андрей Владимирович