12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич8057
Учитель биологии и географии, а ныне пенсионер, не сидящий без дела и ищущий профессионального общения. Продолжаю разрабатывать игры для уроков биологии и природоведения в начальной школе
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

ОНИ ТАКИЕ РАЗНЫЕ. РАСТЕНИЯ

Цель деятельности учителя: организовать систематизацию, обобщение и расширение знаний по многообразию растений.

Результаты изучения темы:

предметные

применяют знания о многообразии дикорастущих и культурных растений в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтеза, сравнения, сериации и классификации по заданным критериям, установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего растительного мира, выделяют характерные особенности дикорастущих и культурных растений.

личностные

развивают основы гражданской идентичности личности, вырабатывают «Я-концепцию» и самооценку личности (формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самовосприятия). Формируют ценностные ориентиры и значение учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, мотивов достижения и социального признания, определяют границы собственного знания и незнания

метапредметные

Регулятивные

умеют принимать, сохранять и реализовывать учебную задачу, планировать свои действия по реализации задачи, умеют правильно оценить и скорректировать результаты

Познавательные

извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) о разнообразии растений и обсуждают полученные сведения; структурируют имеющиеся знания, ориентируются на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные

учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».

Ход игры

Ребята! Сегодня мы начинаем с вами цикл интеллектуальных игр по курсу «Природоведение». Эта игра первая, поэтому вам предстоит познакомиться с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.

Конкурс капитанов «Верите ли вы, что…..»

Существуют хвойные травянистые растения (нет)

Все растения имеют цветки (нет- мхи, папоротники, хвойные)

Яблони растут только в наших садах и огородах (есть и лесные)

Лук и чеснок можно отнести к овощным и лекарственным растениям

Деревья и кустарники – все растения лиственные ( есть и хвойные)

Банан – это травка высотой до 15 метров

Существуют растения, которые съедают насекомых ( росянка)

При сильном ветре ели выворачиваются с корнем и падают

Орешник, или лещина – это кустарник

На форме американских хоккеистов изображен лист клена ( нет)

Растения, мешающие расти культурным растениям, называются сорняками

Культурные растения произошли от дикорастущих

Бамбук цветет только один раз в жизни, а потом погибает

Лен и крапиву можно отнести к прядильным растениям (сказка «Гуси-лебеди»

Картофель, клубни которого мы едим, ядовитое растение ( ядовиты все части растения, кроме клубней, если они не позеленели)

(на последние три вопроса сначала отвечают ученики команды после обсуждения, а потом ответ свой дает капитан. 2 умника команда зарабатывает только при правильном ответе команды и капитана)

Конкурс «Подсказка» по теме «Зерновые растения»

1.Это культурное растение – бывший сорняк

2.Именно из его зерен готовят геркулес для каши

3. Зерна этого растения – основной корм лошадей

(овес)

На родине этого растения его называют маис

На поле среди этих растений вас будет не видно, они высокие

Именно из зерен этого растения делают поп-корн

(кукуруза)

1.Это растение очень любят в Китае, Японии и других странах

2.Выращивают эти растения на полях, залитых водой

3. Очищенные и отваренные белые зерна используют как гарнир

(рис)

Колосья этого растения изображены на гербе России

Это главное зерновое растение России

Из ее зерен получают белую муку для хлеба и манную крупу

(пшеница)

1.Это растение тоже из бывших сорняков

2. Оно легко переносит неблагоприятные условия

3. Из зерен на мельницах получают муку для черного хлеба

(рожь)

 

Конкурс-кроссворд «Угадай науку»

   

1

             
 

2

               
     

3

           
     

4

           

5

                 
   

6

             
   

7

             
       

8

         

Лиственное дерево, доживающее до 2 тысяч лет

Растут в воде, поэтому и называются …………………

У дерева он один, у кустарников несколько

Зеленый «ежик» из пустынь растет на наших окнах

Растения с листьями иголками

Листья этого растения всегда дрожат

Кто его раздевает, то слезы проливает

Цветок со звезды

Ключевое слово : ……………………………..- это наука о ……………………………

Дуб

Водоросли

Ствол

Кактус

Хвойные

Осина

Лук

Астра

Ключевое слово - ботаника

 

Конкурс «Акула»

Колючий хвойный кустарник ( можжевельник)

Растение из сказки « Гуси-лебеди» ( яблоня)

Акула  ( съедает по одному умнику )

Лиственное дерево – символ России ( береза)

Растение из русской сказки, которое посадил дед ( репа)

Акула

Это растение в переводе с китайского называют «человек-корень» (жень-шень)

Цветок победы - ( гладиолус)

Это она в лесу родилась ( елочка)

Акула

Красивое водное растение с белыми цветками ( кувшинка)

Любимое растение арабов с плодами финиками ( пальма)

Растения с мягким сочным стеблем ( травы)

Акула

Жгучее растение, из которого делали прочные ткани ( крапива)

Акула

Конкурс «Биоаукцион» по теме «Дикорастущие и культурные, но все нужные»

Вопрос о растении, которое помогло совершить чудесное превращение

Встречается более 1000 видов этого растения, но вам знаком очень хорошо только один вид. Листья и стебли у него покрыты волосками. При прикосновении к ним верхушки волосков обламываются, острые края волоска ранят кожу, а в ранку впрыскивается едкая жидкость, вызывающая болезненное жжение. Именно он упоминается в сказке «Дикие лебеди». Так какое растение помогло совершить чудесное превращение?

(крапива )

Вопрос о растении, чьи ягоды можно собрать еще и после таяния снега

Это растение, где оно растет, вы может быть и не видели. Зато всем знакомы его ягоды. Трудно в это поверить, но это все-таки кустарничек, вечно зеленый и стелющийся. Никто из вас весной не видел ее бледно-розовых цветков, потому что об этом растении вспоминают осенью, когда в сентябре созревают красные ягоды. Можно ее собирать в октябре и даже в ноябре, пока не ляжет на землю снег. А перезимовавшие ягоды не теряют своего вкуса и становятся еще слаще. Так что же это за растение ,название которого в переводе с греческого означает «кислая ягода»?( Оно упоминается в сказке-были «Кладовые солнца» Пришвина)

(клюква)

Вопрос о растении из известной вам итальянской сказки

В чешуях этих растений есть особые вещества, определяющие их специфический запах. Там они находятся в особых кладовых под большим давлением, так же как и воздух в камерах автомобилей. Стоит нарушить ножом эти кладовые - и мельчайшие капельки едкой жидкости разлетаются во все стороны, попадая в глаза, которые начинают слезиться. Так что же это за растение из итальянской сказки, в котором сахара больше, чем в яблоках, хотя на самом деле сладкий вкус мы и не чувствуем?

(репчатый лук)

Вопрос о растении – главном герое русской народной сказки

Семена у этого растения очень мелкие- в 1 кг их больше миллиона. До появления картофеля она была важным продуктом питания – « вторым хлебом», спасала людей от голодной смерти при неурожаях ржи и пшеницы. Употребляли ее в сыром, вареном и пареном видах. Блюда были столь обычны и незамысловаты, что о простом привычном деле стали говорить : «Проще пареной …………………» Так о каком же растении речь идет в поговорке? Думая, вспомните сказку о чем –то большом-пребольшом.

(репа)

Вопрос о растении из сказки Шарля Перро

Именно это растение превращается в транспортное средство. В реальной жизни вырастить такие плоды никому не удавалось. Но все же в 1986 году в США вырастили такой плод весом 302 кг. Это растение – родственник арбуза, дыни, кабачка, огурца. У нас они вырастают такими, что вам их в одиночку не поднять. На Украине и в Белоруссии их называют гарбузами, а как называют у нас?

( тыква)

Подведение итогов

После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.

 

Конкурс–кроссворд «Угадай науку»

   

1

             
 

2

               
     

3

           
     

4

           

5

                 
   

6

             
   

7

             
       

8

         

Лиственное дерево, доживающее до 2 тысяч лет

Растут в воде, поэтому и называются …………………

У дерева он один, у кустарников несколько

Зеленый «ежик» из пустынь растет на наших окнах

Растения с листьями иголками

Листья этого растения всегда дрожат

Кто его раздевает, то слезы проливает

Цветок со звезды

Ключевое слово : ……………………………..- это наука о ……………………………

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»

Комментарии (2)

Радченкова Тамара Ивановна, 15.02.17 в 13:12 0 Ответить Пожаловаться
Обязательно воспользуюсь вашей работой. спасибо большое.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.