Интеллектуальная игра «Они такие разные. Растения» (2–4 классы)
ОНИ ТАКИЕ РАЗНЫЕ. РАСТЕНИЯ
Цель деятельности учителя: организовать систематизацию, обобщение и расширение знаний по многообразию растений.
Результаты изучения темы:
предметные
применяют знания о многообразии дикорастущих и культурных растений в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтеза, сравнения, сериации и классификации по заданным критериям, установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего растительного мира, выделяют характерные особенности дикорастущих и культурных растений.
личностные
развивают основы гражданской идентичности личности, вырабатывают «Я-концепцию» и самооценку личности (формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самовосприятия). Формируют ценностные ориентиры и значение учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, мотивов достижения и социального признания, определяют границы собственного знания и незнания
метапредметные
Регулятивные
умеют принимать, сохранять и реализовывать учебную задачу, планировать свои действия по реализации задачи, умеют правильно оценить и скорректировать результаты
Познавательные
извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) о разнообразии растений и обсуждают полученные сведения; структурируют имеющиеся знания, ориентируются на разнообразие способов решения задач.
Коммуникативные
учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».
Ход игры
Ребята! Сегодня мы начинаем с вами цикл интеллектуальных игр по курсу «Природоведение». Эта игра первая, поэтому вам предстоит познакомиться с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.
Конкурс капитанов «Верите ли вы, что…..»
Существуют хвойные травянистые растения (нет)
Все растения имеют цветки (нет- мхи, папоротники, хвойные)
Яблони растут только в наших садах и огородах (есть и лесные)
Лук и чеснок можно отнести к овощным и лекарственным растениям
Деревья и кустарники – все растения лиственные ( есть и хвойные)
Банан – это травка высотой до 15 метров
Существуют растения, которые съедают насекомых ( росянка)
При сильном ветре ели выворачиваются с корнем и падают
Орешник, или лещина – это кустарник
На форме американских хоккеистов изображен лист клена ( нет)
Растения, мешающие расти культурным растениям, называются сорняками
Культурные растения произошли от дикорастущих
Бамбук цветет только один раз в жизни, а потом погибает
Лен и крапиву можно отнести к прядильным растениям (сказка «Гуси-лебеди»
Картофель, клубни которого мы едим, ядовитое растение ( ядовиты все части растения, кроме клубней, если они не позеленели)
(на последние три вопроса сначала отвечают ученики команды после обсуждения, а потом ответ свой дает капитан. 2 умника команда зарабатывает только при правильном ответе команды и капитана)
Конкурс «Подсказка» по теме «Зерновые растения»
1.Это культурное растение – бывший сорняк
2.Именно из его зерен готовят геркулес для каши
3. Зерна этого растения – основной корм лошадей
(овес)
На родине этого растения его называют маис
На поле среди этих растений вас будет не видно, они высокие
Именно из зерен этого растения делают поп-корн
(кукуруза)
1.Это растение очень любят в Китае, Японии и других странах
2.Выращивают эти растения на полях, залитых водой
3. Очищенные и отваренные белые зерна используют как гарнир
(рис)
Колосья этого растения изображены на гербе России
Это главное зерновое растение России
Из ее зерен получают белую муку для хлеба и манную крупу
(пшеница)
1.Это растение тоже из бывших сорняков
2. Оно легко переносит неблагоприятные условия
3. Из зерен на мельницах получают муку для черного хлеба
(рожь)
Конкурс-кроссворд «Угадай науку»
1 |
|||||||||
2 |
|||||||||
3 |
|||||||||
4 |
|||||||||
5 |
|||||||||
6 |
|||||||||
7 |
|||||||||
8 |
Лиственное дерево, доживающее до 2 тысяч лет
Растут в воде, поэтому и называются …………………
У дерева он один, у кустарников несколько
Зеленый «ежик» из пустынь растет на наших окнах
Растения с листьями иголками
Листья этого растения всегда дрожат
Кто его раздевает, то слезы проливает
Цветок со звезды
Ключевое слово : ……………………………..- это наука о ……………………………
Дуб
Водоросли
Ствол
Кактус
Хвойные
Осина
Лук
Астра
Ключевое слово - ботаника
Конкурс «Акула»
Колючий хвойный кустарник ( можжевельник)
Растение из сказки « Гуси-лебеди» ( яблоня)
Акула ( съедает по одному умнику )
Лиственное дерево – символ России ( береза)
Растение из русской сказки, которое посадил дед ( репа)
Акула
Это растение в переводе с китайского называют «человек-корень» (жень-шень)
Цветок победы - ( гладиолус)
Это она в лесу родилась ( елочка)
Акула
Красивое водное растение с белыми цветками ( кувшинка)
Любимое растение арабов с плодами финиками ( пальма)
Растения с мягким сочным стеблем ( травы)
Акула
Жгучее растение, из которого делали прочные ткани ( крапива)
Акула
Конкурс «Биоаукцион» по теме «Дикорастущие и культурные, но все нужные»
Вопрос о растении, которое помогло совершить чудесное превращение
Встречается более 1000 видов этого растения, но вам знаком очень хорошо только один вид. Листья и стебли у него покрыты волосками. При прикосновении к ним верхушки волосков обламываются, острые края волоска ранят кожу, а в ранку впрыскивается едкая жидкость, вызывающая болезненное жжение. Именно он упоминается в сказке «Дикие лебеди». Так какое растение помогло совершить чудесное превращение?
(крапива )
Вопрос о растении, чьи ягоды можно собрать еще и после таяния снега
Это растение, где оно растет, вы может быть и не видели. Зато всем знакомы его ягоды. Трудно в это поверить, но это все-таки кустарничек, вечно зеленый и стелющийся. Никто из вас весной не видел ее бледно-розовых цветков, потому что об этом растении вспоминают осенью, когда в сентябре созревают красные ягоды. Можно ее собирать в октябре и даже в ноябре, пока не ляжет на землю снег. А перезимовавшие ягоды не теряют своего вкуса и становятся еще слаще. Так что же это за растение ,название которого в переводе с греческого означает «кислая ягода»?( Оно упоминается в сказке-были «Кладовые солнца» Пришвина)
(клюква)
Вопрос о растении из известной вам итальянской сказки
В чешуях этих растений есть особые вещества, определяющие их специфический запах. Там они находятся в особых кладовых под большим давлением, так же как и воздух в камерах автомобилей. Стоит нарушить ножом эти кладовые - и мельчайшие капельки едкой жидкости разлетаются во все стороны, попадая в глаза, которые начинают слезиться. Так что же это за растение из итальянской сказки, в котором сахара больше, чем в яблоках, хотя на самом деле сладкий вкус мы и не чувствуем?
(репчатый лук)
Вопрос о растении – главном герое русской народной сказки
Семена у этого растения очень мелкие- в 1 кг их больше миллиона. До появления картофеля она была важным продуктом питания – « вторым хлебом», спасала людей от голодной смерти при неурожаях ржи и пшеницы. Употребляли ее в сыром, вареном и пареном видах. Блюда были столь обычны и незамысловаты, что о простом привычном деле стали говорить : «Проще пареной …………………» Так о каком же растении речь идет в поговорке? Думая, вспомните сказку о чем –то большом-пребольшом.
(репа)
Вопрос о растении из сказки Шарля Перро
Именно это растение превращается в транспортное средство. В реальной жизни вырастить такие плоды никому не удавалось. Но все же в 1986 году в США вырастили такой плод весом 302 кг. Это растение – родственник арбуза, дыни, кабачка, огурца. У нас они вырастают такими, что вам их в одиночку не поднять. На Украине и в Белоруссии их называют гарбузами, а как называют у нас?
( тыква)
Подведение итогов
После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.
Конкурс–кроссворд «Угадай науку»
1 |
|||||||||
2 |
|||||||||
3 |
|||||||||
4 |
|||||||||
5 |
|||||||||
6 |
|||||||||
7 |
|||||||||
8 |
Лиственное дерево, доживающее до 2 тысяч лет
Растут в воде, поэтому и называются …………………
У дерева он один, у кустарников несколько
Зеленый «ежик» из пустынь растет на наших окнах
Растения с листьями иголками
Листья этого растения всегда дрожат
Кто его раздевает, то слезы проливает
Цветок со звезды
Ключевое слово : ……………………………..- это наука о ……………………………
Радченкова Тамара Ивановна
Евгений Алексеевич