Экологическая викторина для педагогов ДОУ на тему «Я — знаток природы»

3
0
Материал опубликован 5 February

Экологическая викторина для педагогов ДОУ

«Я – знаток природы»

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в использовании экологических игр для развития речи детей; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами.

Задачи:

Обобщить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);

Умение использовать полученные знания о природе в работе по развитию речи детей;

Развивать познавательный интерес у педагогов;

Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

Оборудование: карточки с обобщающими понятиями по темам растения, цветы, грибы, деревья, овощи, дикие и домашние животные, альбомные листы, цветные карандаши, конверты с разрезанными приметами, «черный ящик», полиэтиленовый пакет, жестяная банка, бланки кроссвордов, ручки, шапочки насекомых для инсценировки сказки.

Ход мероприятия: Добрый день, уважаемые коллеги!  Наша встреча посвящена теме «Экологические игры и развитие речи детей»

Сегодняшний круглый стол позволит обобщить опыт использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Предлагаю закрепить теоретический материал и провести наш круглый стол в виде Экологической викторины. Для этого нам необходимо разделиться на две команды, выбрать капитанов и придумать название команд. Название выбираем соответсвующее теме «Экология» (например, название цветов – команда «Ромашка» и «Одуванчик»).

 

1.Конкурс Разминка Шуточная игра «Концовки обманки». 

(конкурс не оценивается, отвечают все )

 

Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:

1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая, оранжевая).

2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).

3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце, луна).

4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).

5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. (два, три).

6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре, пять).

7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).

8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).

9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).

10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).

11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).

12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).

 

2.Конкурс «Я знаю пять названий»

Всем участникам раздаются картинки с предметами:: цветок, хвойное дерево, лиственное дерево, дикое животное, неживая природа, ягоды, грибы, птица, насекомое. Каждый игрок команды называет пять названий предметов, соответсвующих своей карточке. За правильные ответы игроки команды получают фишки.

3. Конкурс «Блиц – вопросы» (из 10 вопросов – сколько правильных)

Для первой команды:

1.Какие бывают птицы? (зимующие и перелетные)

2.Не птичка, а с крыльями? (бабочка)

3. У какого зверя куст на голове? (лось)

4.Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?

5.Перечислите хвойные деревья? (сосна, ель, кедр, пихта, лиственница)

6.Какие животные впадают в спячку? (барсук, медведь, еж, суслик, хомяк)

7.Какие животные меняют на зиму окраску? (заяц, белка)

8.Какая птица не вьет гнезда и не выводит птенцов? (кукушка)

9.Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)

10.Без чего не может расти растение? (свет, вода, тепло)

 

Для второй команды:

1.Какое животное называют «кораблем пустыни»? (верблюд)

2.Какой цветок является «царицей цветов»? (роза)

3.У какого животного 4 колена? (слон)

4.Как правильно срывать цветы? (их не срывают, а срезают)

5. Кто на себе дом носит? (улитка)

6.Самая первая ягода вызревает на севере летом? (морошка)

7.Что такое тайга и тундра? (лес, где преобладают хвойные деревья, а тундра – безлесное пространство)

8.Какие насекомые пробуждаются первыми? (мухи, за ними бабочки, комары, муравьи, шмели)

9.Любимые белкины грибы. (сыроежки)

10.Дерево, являющееся основным сырьем бумажной промышленности; изготовление мебели; музыкальные инструменты. (ель).

За каждый правильный ответ команды получают фишки

 

4. Педагогические ситуации «Как бы вы поступили?» Команды получают по 2 ситуации, после обсуждения делают выводы и высказывают свое мнение.

1. Нашел Ваня гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ним и кричала. Как правильно поступить Ване?

- Гнездо на ветке – птичий дом.

Вчера птенец родился в нем.

Ты этот дом не разоряй.

И никому не позволяй.

 

2. Дети пришли с воспитателем на лесную полянку. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Купава, ромашка, колокольчики. Давайте нарвем большие букеты цветов», - предложили дети. А воспитатель сказала… Что сказала воспитатель?

- Цветок на лугу я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял

А сколько бы он на лугу простоял?

 

3. В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. « Давай возьмем ее к себе, чтобы она не заблудилась» - сказал один мальчик. « Не трогай ее, лягушка сама найдет дорогу» - сказал другой. Кто из мальчиков был прав?

У болотной мягкой кочки,

Под зелененьким листочком.

Притаилась попрыгушка, пучеглазая лягушка.

Дома жить она не сможет, лучше лесу пусть поможет.

 

4. Андрюша нашел в лесу ежа и решил подарить его своей подружке Насте. Но Настя сказала: «Отпусти его, пожалуйста!» «Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ежей ловят и приносят домой, молоко им дают, кормят конфетами» - ответил Андрюша. « Так поступают только жестокие люди. Ежи не могут жить в неволе и часто погибают!» Почему так сказала Настя.

- Не бери ежа с собой,

отпусти домой.

Ежик даже глупый самый

хочет жить с ежихой мамой.

За правильный ответ команды получают фишки.

5 Конкурс «Экологические знаки»

« Если я приду в лесок». Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если хорошо, то говорим «да», если плохо, то вместе кричим «нет».

-Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

- Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

-Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

-Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)

-Если разведу костер и тушить не буду? (нет)

-Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

-Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

-Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

Придумайте любой экологический знак по правилам поведения в лесу, нарисуйте и расскажите о нем.

За правильно выполненное задание команды получают фишки

Конкурс Кроссворд и ребус

Каждая команда получает кроссворд и ребус. Капитаны команд должны решить ребус, а команды решить кроссворды. За правильно решенные кроссворд и ребус команда получает фишки.

t1707098989aa.png


 

t1707098989ab.jpgt1707098989ac.jpg


 

Конкурс Пальчиковая игра и Динамическая пауза

Все участники команд выполняют пальчиковую игру и игру на внимание. Конкурс не оценивается

Перелетные птицы

Тили-тели, тили-тели –

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!

 

 

Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.

Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.

Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.

Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица.

 

Вот мы с вами вспомнили названия птиц, предлагаю сыграть в игру на внимание. Я называю птиц – вы хлопаете, если услышали что-то другое – топайте.

 

Игра «Прилетели»

-Прилетели птицы: голуби, синицы, ужи, стрижи.

- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

- Прилетели птицы: голуби, куницы.

- Прилетели птицы: голуби, синицы, пауки, чижи.

- Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, палочки, стрижи.


 

8. Конкурс «Брей – ринг»

Я читаю вопросы обеим командам, кто первый ответит правильно получает фишку

Зачем кузнечику «сабля»?

-для сражений

-для откладки яиц

-для красоты

(сабля принадлежит самке и служит орудием для откладки яиц )

2. Когда щука выходит на берег?

-никогда не выходит

-в жаркий летний день

-весной, по холодцу

(весной, как только прогреется вода в заливчиках, вдоль берегов речек и озер, вылезают на отмель огромные щуки метать икру)

3.Умываются ли насекомые?

-никогда

-не всегда и не все

-многие и довольно тщательно

(вы когда-нибудь видели грязное насекомое? Муха, побывав на всякой гадости, так крутит голову передними лапками, что того и гляди оторвет ее, т.ж. умываются и другие насекомые).

4.Чем комар может быть полезен?

-опылением растений

-служит пищей рыбам и птицам

-только вреден.

(совсем недавно ученые выяснили, что за Полярным кругом по ночам самцы и самки комаров перелетают от цветка к цветку, питаются нектаром и попутно опыляют растение. Ведь в тундре и тайге очень мало пчел и шмелей)

5. Зачем зайцу большие уши?

-чтобы лучше слышать

-чтобы не перегреться

-для торможения на поворотах

(в жару заячьи уши отводят треть тепла, образующегося при обмене веществ. Лишнее тепло улетучивается через тонкие горячие заячьи уши с большим количеством кровеносных сосудов)

6.Можно ли хвостом напиться?

-можно и довольно легко

-можно, но затруднительно

-невозможно

(африканские обезьяны бабуины так и делают, когда до воды ни руками, ни ртом не достать, обмакивают хвост в воду, а затем его обсасывают, и так несколько раз – стакана 3-4 воды наберет, а больше им не надо)

7.Зачем страус голову в песок прячет?

-от страха

-освобождается от паразитов

-разыскивает пищу

(закрыв свои большие глаза и опустив голову в песок, страус ждет – сколько вытерпит – пока погибнут или сбегут все паразиты. После этого, он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, то есть принимает песочные ванны)

-8.Зачем звери зализывают раны?

-чтобы быстрее заживляли

- просто от боли

-с гигиенической целью

(кроме ферментов, убивающих микробы, в слюне обнаружен особый белок, стимулирующий размножение клеток кожи и образование кровеносных капилляров)


 

Конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

Каждая команда получает конверт, в котором лежат, разрезанные на части приметы, необходимо составить приметы целиком. За каждую правильно составленную примету, команда получает фишку

- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

- Уж на дороге греется – (перед дождем).

- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

- Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).

- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

- Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

- С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

- Цветы перед дождем –  (пахнут сильнее).

- Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).

- Ворона кричит зимой – (к метели).

- Лягушки квакают – (к дождю).

- Воробьи в пыли купаются – (к дождю).

- Около луны звезда народилась – (к потеплению).


 

Конкурс Черный ящик

В нем предметы ,которые долго разлагаются. Команда, отгадавшая предмет получает фишку.

Кожура апельсина, офисная бумага -2 года

Полиэт. Мешочек-10-20 лет

Жестяная банка-80-100 лет

Пласт.бутылка- не разлагается

11. Конкурс Инсценирование сказки: «На свете все нужны»

Игроки команд получают роль в сказке, шапочку героя и совместно показывают драматизацию. Каждый игрок приносит своей команде фишку за роль.


 

Автор: Поссорились как-то на лесной поляне насекомые: бабочка, муравей, коровка и дождевой червяк. Долго они спорили ,кто из них самый полезный и решили пойти к сове, чтобы она их рассудила.

Сова: -Хорошо, давайте по порядку. Вот ты, муравей, чем полезен?

М. -Я лес очищаю от вредителей. Где есть муравейники, там лес здоровый и чистый.

Сова - Хорошо, ты действительно полезный. Ну а ты, бабочка, какую пользу можешь принести?

Б.- Я летаю с цветка на цветок, переношу пыльцу, отчего потом вырастают плоды и ягоды.

Сова: Да, вижу и ты полезная, оставайся с нами. Очередь божьей коровки.

Б. к : Я уничтожаю вредных тлей, которые поедают листья деревьев, кустов.
Сова : И ты, божья коровка, очень полезная. Посмотрите, остался один дождевой червяк, уж от него какая польза.

Ч. – А я очень большую пользу приношу: я своими подземными ходами всю землю перекопал, взрыхлил, от этого растения лучше растут.

Сова: Что же получается? Вы все очень полезные и очень важные.

Все- все -все на свете нужны И мошки не меньше нужны, чем слоны

Нужны все на свете, нужны все подряд , Кто делает мед и кто делает яд

Нельзя обойтись без чудищ нелепых, И даже без хищников злых и свирепых.

Плохие дела у кошки без мышки, У мышки без кошки получше делишки.

Да если мы с кем-то не очень дружны, Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,То это конечно ошибкой окажется!

Все-все на свете нужны - И это все дети запомнить должны.

Конкурс Упражнение «Песенный вернисаж»

Каждая команда поочередно вспоминает и поет песню о растениях, животных, воде, природных явлениях, и т.д. Победит тот, кто больше песен вспомнит на заданную тему. За конкурс команда получает фишку.

 

Подведение итогов, подсчет фишек, награждение победителей медалями – Знатоки природы.

 

Вот и подошла к концу наша Экологическая викторина. Надеюсь, она помогла вам обобщить знания, умения, навыки по теме «Экологические игры и развитие речи» Призываю Вас использовать экологические игры как на занятиях, так и в повседневной жизни детей, на прогулках, в совместной деятельности. Ведь развитие речи, и особенно связной речи – это самый сложный момент в воспитании дошкольников. И проводить его надо постоянно, во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса. Это требует от воспитателя огромных знаний, умений, усилий, терпения. Успехов Вам! Спасибо за участие.

t1707098989ad.jpg
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации