Экологический паспорт детского сада общеразвивающего вида
«Экологический паспорт детского сада общеразвивающего вида № 9 «Гнездышко» г. Сарова Нижегородской области»
Цели и задачи составления «экологического паспорта»
Оценить готовность ДОУ к работе по проблеме экологического образования.
Дать оценку экологического состояния района, на территории которого расположено ДОУ.
Оценить влияние ДОУ на состояние окружающей среды.
Оценить состояние территории ДОУ и прилегающей территории.
Составить перспективу развития экологического образования в ДОУ.
Создать благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ.
Привлечь внимание родителей к проблеме экологического воспитания.
Установить более тесные связи с организациями по экологическому воспитанию.
1.Экологическая ситуация.
1.1.ДОУ находится по адресу: Нижегородская область, г. Саров, ул. Духова, д. 5.
а) Мы живем в удивительно зеленом и чистом городе Сарове.
Наш детский сад находится в микрорайоне, построенном 53 года назад. Детский сад расположен во внутриквартальной территории, и защищён от ближайших дорог рядом пятиэтажных домов, деревьями, кустарниками, газонами. Рядом с детским садом нет крупных автостоянок. Таким образом, проблема загазованности для детского сада не актуальна.
б) Почва на территории детского сада состоит из строительного мусора, покрытого тонким слоем земли. Однако, благодаря тому, что ежегодно в течение 8 лет земля обогащается торфом, территорию детского сада удалось превратить в цветущий благоухающий остров (приложение А -из опыта работы МДОУ детский сад № 41 «Звездочка»).
Однако на территории ДОУ имеются и проблемные места. Некоторые участки сильно вытоптаны, несмотря на облагораживание почвы. С этих участков, в сухую погоду, поднимается пыль, в сырую – на них быстро образуются островки грязи. Соответственно, принято решение о более тщательном подборе почвопокровных растений. Осенью на этих участках высаживают семена неприхотливых, устойчивых к вытаптыванию растений (газонная трава).
в ) Уровень шумового фона, по данным СЭС, соответствует нормативным показателям, так как территория ДОУ окружена зелеными насаждениями.
К загрязнителям окружающей среды относится и антропогенный шум. Воздействие шумового фактора на здоровье человека выражается в расстройстве сердечно – сосудистой, эндокринной системы, развитии язвенной болезни, затруднении усвоения учебного материала и др. Естественно, что, пребывая в детском саду, среди большого количества детей, ребенок оказывается в среде повышенного шумового воздействия. Однако с помощью различных мер это воздействие может быть снижено. Так, например, воспитатели стараются говорить не громко, но членораздельно, как - бы, «задавая» громкость речи в группе. С осторожность используется музыка, как фон детской деятельности.
г) Радиационная обстановка
В последние три года радиационная обстановка на территории области остается стабильной. Верхне-Волжское УГМС регулярно выполняет наблюдения за гамма-фоном в 18 населенных пунктах области и наблюдения за радиоактивностью выпадений из атмосферы – в 3 пунктах (Н.Новгород, Шахунья, Лукоянов). В Н.Новгороде проводились наблюдения за радиоактивным загрязнением в приземном слое атмосферы (Приложение: диаграмма).
д) Об одной природной составляющей жители нашего города могут сказать – это наше богатство.
Речь идет, конечно же, о воде. Мы пьем, используем в быту и хозяйстве чистую артезианскую воду. В этой воде нет ни одного дезинфицирующего агента. Саровская вода соответствует требованиям международных стандартов питьевой воды и характеризуется тремя нолями: ноль вкуса, ноль цвета, ноль запаха. Этот «подземный Байкал» - богатство не только Сарова, но и всей России. При разумном потреблении запасов этой воды хватит на многие сотни лет. Наша вода – это вода ледникового периода, залегает она в доломитовых и известковых отложениях древних морей. Проходя через древние отложения микроорганизмов, пролежавших миллионы лет, вода приобретает уникальные целебные свойства.
Результаты исследований поверхностных водоемов Мордовского Государственного природного заповедника (МГПЗ) и водоемов города Сарова.:
В водоемах МГПЗ обнаружен 61 вид фитопланктона, в водоемах г. Саров – 37 видов. В Мордовском заповеднике в озере Инорки обнаружен 51 вид фитопланктона, в оз. Тучерки – 17 видов, в пруду Вальза – 22 вида. В г. Саров в оз. Протяжка обнаружено 19 видов фитопланктона, в пруду Варламовский – 18 видов, в Филлиповке – 13 видов, в оз. Гадово – 12 видов. Таким образом, наибольшее количество видов встречается в озере Инорки МГПЗ. Практически одинаковое количество видов обнаружено в пруду Вальза, пруду Протяжка, пруду Варламовский и озере Тучерки. Наименьшее количество видов встречено в пруду Филлиповский и Гадовом озере (Приложение №1).
В водоемах Мордовского заповедника чаще всего встречаются водоросли: Koliella elongata Nygaard, Autospore af Monoraphidium setiforme Komarkova-Legnerova, Hydrodictyon reticulatum Lagerh (Гидродикцион сетчатый). .В водоемах г. Саров чаще всего встречаются водоросли: Oscillatoria redekel, Koliella elongata Nygaard, Volvox globator Ehrenberg.
Степень видового разнообразия фитопланктона в водоемах МГПЗ больше, чем в водоемах ЗАТО г. Саров.
Наибольшая биомасса фитопланктона в пруду Протяжка, наименьший показатель в пруду Варламовка г. Саров. В водоемах г. Саров наблюдается сильная разница значений биомассы фитопланктона. В водоемах МГПЗ биомасса фитопланктона не имеет резких отличий в значениях (Приложение №2).
Таким образом, несмотря на большое количество видов фитопланктона и степени видового разнообразия в озере Инорки по биомассе фитопланктона оно уступает пруду Протяжка и озеру Гадово г. Сарова.
По степени обилия высшей водной растительности лидируют водоемы МГПЗ, а в частности озеро Инорки – 25 видов и озеро Тучерки – 20 видов. Среди водоемов г. Сарова по степени обилия высшей водной растительности лидируют озера Варламовка и Филлиповка – 13 видов. В водоемах МГПЗ наиболее часто встречаются: водокрас лягушачий, ряска малая, роголистник погруженный, осока заячья, осока пузырчатая, телорез обыкновенный. В водоемах города – роголистник погруженный, осока пузырчатая, рдест плавающий, частуха подорожная.
В заповеднике озера - Инорки и Тучерки относятся к бета-мезосапробным водоемам, а пруд Вальза к альфа-мезосапробным. В г. Саров Гадово озеро – олигосапробный водоем, озера Протяжка и Филлиповка относятся к бета-мезосапробным водоемам, озеро Варламовка к альфа-мезосапробным (Приложение №3).
Результаты проведенного химического анализа показали повышенное содержание нитратов в Варламовке г. Саров. Это объясняется расположением водоема вблизи производственной площадки, а также возможно попадание нитратов с ливневыми стоками с прилегающих территорий. Повышенное содержание катионов железа в пруду Вальза МГПЗ объясняется естественным богатством почв и грунта водоема железом (до основания заповедника в реке Вальза и Вальзинском пруду добывали железную руду).
На основе полученных результатов можно сделать вывод, что наиболее благополучными по экологическому состоянию являются водоемы Мордовского Государственного заповедника. Это объясняется заповедным режимом и отсутствием антропогенного воздействия. Водоемы г. Саров менее благополучны по экологическому состоянию (особенно монастырский пруд Варламовский), так как, либо находятся вблизи промышленной зоны, либо используются как рекреационная зона.
Хотелось бы надеяться, что изучаемые памятники природы города Сарова будут охраняться не только на бумаге, но и на деле.
Приложение №1.
Сравнительная диаграмма количества видов фитопланктона.
Приложение №2.
Сравнительная диаграмма биомассы фитопланктона.
Приложение №3.
Сравнительная диаграмма распределения изучаемых водоемов по зонам сапробности, согласно коэффициенту сапробности.
1.2. В ближайшем окружении ДОУ находятся жилые дома, магазин, аптека, МДОУ ясли №21 «Ромашка», Дворец творчества школьников (ДТШ), Дворец культуры (ДК), городской сквер с фонтаном (экологическая тропинка), центр ЖКХ, лесной массив, по территории которого проходит «тропа здоровья».
Из парков города ближе всего расположен Детский парк по улице Сосина с асфальтовыми аллеями для прогулок, зелеными газонами, клумбами, разнообразными аттракционами для детей дошкольного возраста. В парке произрастает несколько видов деревьев и кустарников. (Приложение: фотография со спутника).
2.Характеристика территории учреждения.
2.1 Детский сад построен в 1956 году. На территории есть спортивная площадка, защитная зеленая зона из деревьев и кустарников, сельскохозяйственная зона, зоны для игр и отдыха детей дошкольного возраста, клумбы, огороды, веранды для прогулок во время ненастной погоды, уголок нетронутого луга.
Общая площадь территории детского сада - 4625 кв.м.
Площадь четырёх игровых площадок - 700 кв.м
Спортивная площадка - 262 кв.м
Площадь хозяйственной территории - 525 кв. м
Вся территория ДОУ засажена зелеными насаждениями. Возраст деревьев колеблется от 20 до 60 лет.
2.2Список растений территории ДОУ
Культурные
Бобы
Петрушка
Укроп
Горох
Капуста
Огурцы
Перец
Томаты
Топинамбур
Ромашка многолетняя
Ноготки
Тюльпан
Георгины
Гладиолусы
Ирисы
Нарциссы
Маргаритки
Бархатцы низкие
Растения огорода ежегодно меняются, дополняются. Рассаду для огорода выращивают дети старшей и подготовительной групп на подоконниках.
Сорные и дикорастущие
Подорожник
Мать – и – мачеха
Вьюнок
Виноград дикий
Одуванчик
Клевер ползучий
Травы
Газонная трава
Тимофеевка луговая
Мышиный горошек
Мятлик луговой
Спорыш
Деревья
Тополь
Береза
Ясень
Клен
Яблоня
Слива
Ель
Кустарники
Жасмин
Ирга
Сирень
Барбарис
Шиповник
Перечень трав и растений не полный, требует дополнительного изучения. Сухих и старых деревьев на территории ДОУ нет, так как ежегодно, по необходимости, их убирают.
Список животного мира территории ДОУ
Птицы
Грач
Ворона
Воробей
Галка
Снегирь
Синица
Трясогузка
Сорока
Голубь
Насекомые
Муравей
Муха
Комар
Мошки
Бабочки
Стрекоза
Жужелица
Кузнечик
Божья коровка
Пчела
Оса
Шмель
Майский
Жук
Клоп – солдатик
Зеленый клоп
Животные
Ёжик
Перечень животных не полный, требует дополнительных исследований. Территорию детского сада посещают кошки, собаки из близлежащих домов. Это приводит к загрязнению песка в песочницах. Эту проблему решили следующим способом: ежегодная полная замена песка в песочницах, систематическое исследование на степень биологического загрязнения, закрывание песочниц на ночь клеенчатыми «крышками», информирование родителей о домашних животных – переносчиках болезней.
2.3.Зонирование территории.
Увлажненные участки находятся в северо-восточной и восточной частях территории. Сухая зона - на юге. Затененная зона – это уголок нетронутой природы, часть игровой площадки А. Освещенные зоны: игровые площадки Б, В, Г и спортивная площадка.
К вытоптанным участкам относятся: игровые площадки. Степень вытоптанности составляет от 20 до 30 %.
Территории под растительностью составляют 60 – 70% площади, участки покрытые асфальтом, -30 %.
Общая площадь зеленых насаждений составляет 1594,2 кв.м. Это позволяет детям дышать воздухом без пыли. Вдоль забора по территории детского сада растут: тополя, березы, рябины, ясени. Второй ярус составляют кустарники: жасмин, сирень, шиповник. Они защищают территорию ДОУ от шума и выбросов автомобильного транспорта (приложение: планировка территории)
2.4Территория ДОУ с трех сторон закрыта посадками деревьев. С четвертой стороны расположено МДОУ ясли № 21 «Ромашка», а на территории МДОУ детский сад № 9 «Гнездышко» расположены веранды для прогулок. Территория между учреждениями разделена асфальтовой дорожкой, газонами и посадками деревьев со стороны яслей. Поэтому, по данным СЭС уровень шума соответствует нормативным показателям.
Территория детского сада закрыта для посещения посторонних лиц забором из сетки высотой не менее 1,5 метра. Однако по вечерам её посещают подростки, которые ломают постройки (в зимнее время), оборудование на игровых площадках, кусты, вытаптывают огород, газоны.
Автомобили с продуктами питания заезжают на территорию детского сада 2 - 3 раза в день, машина для вывоза мусора – два раза в неделю.. В среднем машины пребывают на территории ДОУ один час в неделю. Осенью к хозяйственному двору подъезжают машины для сдачи овощей. Собак на территории ДОУ не выгуливают.
3.Характеристика здания.
ДОУ состоит из одного двухэтажного здания. Общая площадь всех помещений дошкольного образовательного учреждения 768 кв.м.
Характеристика строительных материалов : кирпичное здание с жестяной кровлей .Для строительства использованы: кирпич, строевой лес, оцинкованная жесть, металлоконструкция, стекло, цемент.
Помещения ДОУ: 4 группы, музыкальный зал (по совместительству - спортивный), медицинский кабинет, кухня с кладовой, кладовая для чистого белья, прачечная, комната для кастелянши, бомбоубежище, костюмерная, кабинет музыкального работника, музей старого быта, кабинет методиста и делопроизводителя, кабинет заведующей, кабинет заведующей по хозяйству.
3.2 Для оформления коридора используются водоэмульсионная краска, рисунок на стенах нанесен масляной краской, побелка на потолках, дерево. В двух группах водоэмульсионная краска, побелка, ДВП, в двух других группах – обычные обои; в туалетах – керамическая плитка, побелка. Полы в группах, спальнях, коридорах покрыты линолеумом, в туалетах – плиточные. Искусственных цветов, пластиковых плиток в оформлении групповых, спален нет. Живые цветы или сухоцветы в вазах украшают лестничную площадку.
Во всех группах в соответствии с возрастом оформлены природные зоны, есть комнатные растения. Чаще всего встречаются традесканция, хлорофитум, комнатный виноград, виды бегонии, фиалки, бальзамин, алоэ, папоротник. Во всех группах есть аквариумы, а на одной – хомяк.
Анализируя состояние здания ДОУ с точки зрения экологической безопасности, необходимо обратить внимание на такой важный фактор, как состояние воздушной среды. Плохой химический состав воздуха, очень высокие или очень низкие его температуры и влажность могут вызвать нарушение нормальной деятельности организма.
Очень большое влияние на организм ребенка оказывает температура окружающего воздуха. Слишком высокая или слишком низкая температуры неблагоприятно сказываются на самочувствии, работоспособности детей, затрудняет их деятельность. Температурный режим удерживается путём кратковременного и долговременного, сквозного проветривания (в отсутствии детей). Для повышения влажности можно использовать увлажнители, но в нашем саду они еще не применяются.
У нас нет возможности исследовать химический состав воздуха в детском саду, однако был проведен анализ факторов, оказывающих влияние на него.
В помещениях детского сада не используются моющиеся обои. Бумажные обои на двух группах и лестнице в ходе косметического ремонта летом 2007 года заменены на водоэмульсионную краску. На двух других группах косметический ремонт запланирован на ближайшее время.
Значительным фактором, влияющим на химический состав воздушной среды ДОУ, является использование специальных дезинфицирующих средств. Долгое время основным дезинфицирующим средством, использованным в ДОУ, являлась хлорная известь. С 2001 года в детских садах нашего города в качестве дезинфицирующего средства используется «Самаровка», которая относится к 4 классу малоопасных веществ по ГОСТ 121.007 – 76. «Самаровка » не содержит хлора, альдегидов и фенолов.
Еще одна характеристика воздушной среды – её биологический состав, или бактериальная загрязненность. Для того, чтобы воздух в детском саду был качественным, делается многое: осуществляется проветривание помещений,, 50% стен групповых комнат и спален заняты окнами, то есть хорошо освещаются солнцем, под влиянием ультрафиолетовых лучей многие болезнетворные бактерии и микробы погибают.
С помощью специального подбора комнатных растений можно воздействовать на химический и биологический состав воздуха (приложение Б - из опыта работы МДОУ детский сад № 41 «Звездочка»)
4. Влияние ДОУ на окружающую среду.
4.1 Использование воды.
В ДОУ используется артезианская вода из подземных источников. Все водопроводные краны, санузлы работают исправно, за этим следит заведующая по хозяйственной части. В случае поломки сразу же осуществляется ремонт.
Примерный показатель использования воды в ДОУ (на один день):
приготовление пищи - 180 л;
мытье посуды - 700 л;
мытье игрушек - 130 л;
уборка групповых комнат, служебных помещений и коридора - 300 л;
мытье рук, лица - 220 л;
полоскание рта - 10 л.
Загрязненная вода уходит в канализационные стоки, затем на очистные сооружения. За водоснабжение платит отдел детских дошкольных учреждений. Оплата не зависит от количества использованной воды, так как в ДОУ нет счетчика потребления.
4.2.Использование энергии.
Энергия поступает из ТЭЦ. Плату за энергию вносит бухгалтерия детских садов в бухгалтерию образования, а затем в энергосеть.
В ДОУ используются лампы накаливания, люминесцентные лампы, 6 ламп для уличного освещения, 1 электротитан, электроплита с 6 тенами.
Коллектив следит за экономией электроэнергии в течение всего дня.
4.3.Отопление.
В ДОУ существует централизованное отопление из системы ТЭЦ. В помещениях установлены чугунные радиаторы. На зимний период все групповые помещения утепляются: щели в окнах заклеиваются белой однотонной тканью, смоченной в мыльном растворе. Температурный режим удерживается путем кратковременного и долговременного, сквозного проветривания (во время отсутствия детей)
4.4.Отходы.
Отходы в ДОУ делятся на 4 вида:
Пищевые;
Упаковочные (коробки, веревки);
Строительные (обрезки досок).;
Хозяйственные (лампы накаливания, сантехника).
Пищевые отходы (объемом от8 до 10 литров в день забирают жители города.) Количество таких отходов уменьшается в летний период, так как количество детей в летний период значительно меньше, чем во время учебного года.
Строительные, упаковочные и хозяйственные отходы увозятся мусороуборочной машиной, а люминесцентные лампы складываются на уличном закрытом складе, откуда в течение дня вывозятся. За вывоз мусора отвечает МУ ДЭП, оплату производит бухгалтерия отдела образования. Некоторые виды бросового материала частично идут на поделки, оформление помещений, изготовление оборудования (кормушки из пакетов из-под сока, игрушки для игр с мячом и др.). В 2007 году в детском саду проводился конкурс «Отходы в доходы», участие в котором приняли не только воспитатели, но и родители с детьми.
В летние месяцы увеличивается количество отходов строительного материала, поскольку осуществляются ремонтные работы. (Приложение: памятка для родителей.)
4.5.Бытовые химические вещества.
В ДОУ используются моющие, чистящие и дезинфицирующие средства для:
уборки помещений (хозяйственное мыло, «Самаровка»,которая относится к 4 классу малоопасных веществ по ГОСТ 121.007 – 76. «Самаровка» не содержит хлора, альдегидов и фенолов.);
мытья окон, стекол, зеркал (средство «Секунда», хозяйственное мыло);
мытья посуды (хозяйственное мыло, питьевая сода);
чистки сантехники: туалетов, раковин («Пемолюкс», «Пемоксоль», «Санитарный порошок»);
мытья рук (детское мыло);
уничтожения насекомых и грызунов (по мере необходимости работниками СЭС);
стирки белья (стиральные порошки, хозяйственное мыло,).
Определен порядок хранения этих веществ (в недоступном для детей месте). Средства, предназначенные для чистки туалета, хранятся в шкафу в туалетной комнате (шкаф закрывается на замок), для мытья посуды – в шкафу моечной комнаты. Ответственность за хранение этих веществ возложена на младшего воспитателя и воспитателей групп, на медработника и завхоза.
Бытовых химических веществ, с просроченным сроком годности, в ДОУ не обнаружено.
Персонал ДОУ составляет 28 человек. Детский сад посещают 80 детей.
5. Профессиональная и методическая подготовка.
5.1.Программы и методики.
ДОУ работает по программе М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду», используем элементы методики ТРИЗ.
Не смотря на то, что у нашего детского сада нет приоритетного направления, вопросу об экологическом воспитании дошкольников уделяется много внимания. В работе воспитатели используют программы Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и С.Н.Николаевой «Программа экологического воспитания дошкольников».
Методическая литература:
С.Н.Николаева «Создание условий для экологического воспитания детей». Методические рекомендации.
Н.А.Рыжова «Я и природа». Москва, 1996.
А.И.Иванова «Живая экология». Программа экологического образования дошкольников.
С.Н, Николаева «Как приобщить ребенка к природе». Методические рекомендации для работы с родителями.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Пособие для слушателей экологической школы.
Л.В, Артемова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников».
С.Н.Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте».
Н.А. Рыжова «Воздух - невидимка».
Т.И. Попова «Мир вокруг нас».
Дольник «Вышли мы все из природы».
Л.Ф.Павленко «В гармонии с природой». 2 части.
«Войди в природу другом», Саров 2000.
А.З.Зак «Как гусеница и муравей в гости ходили».
«Экология, творчество, дети» .Репертуарный сборник.
Т. И. Тарабарина «И учеба, и игра: природоведение».
М.А. Поваляева «Развитие речи при ознакомлении с природой».
О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».
Н.А.Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений».
Т.А.Шорыгина «Цветы. Какие они?».
И.Н.Павленко «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: интегрированные занятия».
О.А.Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации
Л.Г.Семехова «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи: интегрированные занятия».Для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
О.А.Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений во 2 младшей группе детского сада».Конспекты занятий.
О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе детского сада».Конспекты занятий.
Т.Н.Зенина «Экологическая гостиная в ДОУ. Взаимодействие с семьями воспитанников».
Н.А. Рыжова «Не просто сказки». Экологические рассказы, сказки и праздники.
В.М.Корнилова «Экологическое окно в детском саду». Методические рекомендации.
Литература для детей:
Энциклопедия «Первые вопросы и ответы». Издательство «Кристина».
Моя первая энциклопедия «Динозавры», «Поведение животных».
Моя первая энциклопедия «От медведя до ежа».
Детская энциклопедия «Махаон»: «Мир леса», «Животные», «Тайны природы».
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Е.Чарушин «Томкины сны», «Медвежата», «Что за зверь?», «Волчишко».
«Лисьи увертки». Русские народные сказки в пересказе И.С. Соколова-Микитова.
«Где ежик?». Рассказы русских писателей.
М. Пришвин «Ребята и утята», «Журка», «Еж», «Золотой луг», «Цветущие травы», «Осинкам холодно».
С.Я. Маршак «Детки в клетке».
К.Ушинский «Четыре желания».
Л.Толстой «Котенок».
В.Бианки «Хвосты», «Синичкин календарь», «Как муравьишка домой спешил», «Лис и мышонок», «Чей нос лучше?».
К.Паустовский «Квакша».
Н.Сладков «Осень на пороге», «Грачи прилетели», «Ласточка, ласточка», «Белка и медведь».
Стихи:
Е.Л.Благинина «Одуванчик», «Черемуха».
И.Токмакова «Дуб», «Туман», «Ива», «Осинка», «Яблонька».
Я.Аким «Апрель».
В.Жуковский «Жаворонок».
А.Фет «Чудная картина».
Ф.Тютчев «Весенние воды».
И.Суриков «Зима».
И т. д.
Литература для родителей:
Е. Седлецкая «Экологическая мозаика».
Т.Нуждина «Чудо - всюду».
«Проблемы экологического образования в дошкольных учреждениях Нижегородской области». Материалы 6 региональной научно-практической конференции.
Л.М. Потапова «Детям о природе». Экология в играх для детей 5 – 10 лет.
Л.П.Молодова «Беседы с детьми о нравственности и экологии».
М.В.Лучич «Прогуоки с детьми в природу». Книга для воспитателей и родителей.
5.2Приоритетные направления работы.
МДОУ детский сад №9 «Гнездышко» является учреждением общеразвивающего вида, то есть, приоритетных направлений нет, но значительное место в системе работы отведено экологическому воспитанию дошкольников. Проводятся экологические праздники, занятия, родительские собрания, организуются выставки, показы театрализованной деятельности детей старшей и подготовительной групп, работает кружок «Юный эколог».
В коллективе трудится 28 работников, из них: администрация - 1, медик – 1,кухонные работники – 3, машинист по стирке – 1, кастелянша – 1 (работает на 0.5 ставки – кастеляншей, а на 0.5 – младшим воспитателем), уборщик служебных помещений 1 ( на 0.5 ставки), делопроизводитель - 1(работает на 0.5ставки – делопроизводителем, на 0.5 ставки – младшим воспитателем), завхоз – 1.
Работают специалисты: инструктор по физкультуре (на 0.25 ставки), музыкальный руководитель (1), логопед (на 0.25 ставки), методист – 1(на 0.5 ставки), а также 9 воспитателей и 5 младших воспитателей.
В детском саду функционирует 4 группы.
Работники детского сада принимают участие в мероприятиях экологической направленности, например: в 2007 году в «Фестивале цветников города Сарова», в 2005году в конкурсе на лучшую экологическую сказку, в авторском семинаре С.Н.Николаевой по экологическому образованию дошкольников, в творческих городских конкурсах экологической направленности.
5.3Дидактические материалы.
С 2005 года в методическом кабинете начата подборка игр, игрушек природоведческого характера. На группах , в уголках природы, имеются макеты(деревенский двор, действующий вулкан, луг, Крайний Север, динозавры, пустыня, аквариум, смешанный лес, )
Дидактические игры:
«Зоологическое лото», «Кто где живет?», «В зоопарке», «Береги живое»; серия знакомство с окружающим миром и развитие речи: «Деревья в картинках», «Птицы в картинках», «Насекомые в картинках»; наглядный и раздаточный материал для дошкольников: «Рыбы. Насекомые.», «Овощи. Фрукты, Ягоды.», «Животные», «Деревья, листья, грибы, цветы». «Лето», «Зима», «Весна», «Осень».
З.Е. Агропович «Времена года».
Собраны коллекции камней, семян, листьев деревьев, коры деревьев, полезных ископаемых, ракушек.
Для проведения занятий используются компасы, бинокли, лупы, глобус, карты Нижегородской области, России, Сарова, карта мира, растительный и животный мир.
5.4.Основные направления работы
С детьми в течение года проводятся экологические праздники, развлечения. Значительная роль в организации праздников принадлежит музыкальному руководителю. В каждой группе воспитатели проводят занятия экологического характера (1 занятие в месяц). С 2001 года дети подготовительных групп посещали станцию «Юных натуралистов», но с января 2009 года она прекратила взаимодействие с детскими садами. Дежурить, ухаживать за растениями и животными дети учатся в уголках природы, имеющихся на каждой возрастной группе, под руководством воспитателя. Воспитатели самостоятельно проводят занятия по развитию памяти, внимания, мышления. На каждой группе у каждого воспитателя есть своя кружковая работа.
Логопед проводит работу по исправлению дефектов речи детей дошкольного возраста
Инструктор по физкультуре 2 раза в неделю проводит в спортивном зале, на улице физкультурные занятия, праздники, спортивные досуги, развлечения.
Работа с родителями.
Родители принимают активное участие в подготовке праздников (оформляют зал шарами, рисунками), занятий (дидактический материал для индивидуальной работы), участвуют в выставках «Поделки из бросового материала», в акциях «Покормите птиц зимой».
Основные направления работы и связь МДОУ №9 с другими организациями представлены в «Визитной карточке.
6.Дополнительные сведения.
7. Выводы и рекомендации.
Жизнедеятельность человека, особенно ребенка, напрямую зависит от множества природных факторов. Чем глубже погружаешься в проблему обеспечения экологической безопасности детей в ДОУ, тем шире возможности в решении этой проблемы. В связи с тем, что экологическая проблема всегда актуальна, то следует уделять больше внимания оздоровлению детей и учить этому родителей.
Необходимо чаще проводить прогулки в парк, лесной массив, сквер. Следует продолжать знакомить родителей с экологической обстановкой в городе и проводить разъяснительную работу по оздоровлению детей и соблюдению условий в семье для воспитания здорового образа жизни.
Благоустройство и использование территории ДОУ.
На отдельных участках территории ДОУ требуется реконструкция, а именно:
Обновить посадки деревьев и кустарников на территории, разнообразить хвойными породами деревьев;
Продолжать работу по обогащению почв для дальнейшего облагораживания территории цветниками, газонами. Разработать план новых цветников;
Создать на одном из газонов альпийскую горку;
Разработать новую экологическую тропинку в лесной массив по «Тропе здоровья», подробно изучить и использовать в работе «экологическую тропинку» в сквер.
Дополнительно изучить состав растений и животных, разработать варианты их использования для занятий с детьми
.Расширить территорию ,отведенную под огород.
По возможности запретить проход посторонних лиц на территорию детского сада (сделать запрещающие таблички);
Во время зимних холодов увеличить количество кормушек для птиц;
Весной дополнительно развесить скворечники.
Оформление помещений
При оформлении помещений уменьшить количество синтетических ковровых покрытий;
Приобрести, по возможности, увлажнители воздуха.
Разнообразить видовой состав комнатных растений, воспользовавшись рекомендациями детского сада № 41, продумать варианты расположения живых цветов в спальнях.
Влияние на окружающую среду.
Необходимо организовать регулярный контроль за потреблением воды и электроэнергии в группах, в пищеблоке, прачечной.
Изучить состав пищевых отходов и продумать варианты их использования для компостирования на огороде.
Профессиональная и методическая база.
Продолжить участвовать в методических объединениях по экологическому воспитанию, расширить связи с организациями, занимающимися вопросами экологии.
Разработать и внедрить новые формы повышения экологической культуры взрослых и детей.
Привлекать родителей к работе по благоустройству территории ДОУ.
Пополнять библиотеку литературой по экологическому воспитанию, приобретать и изготавливать дидактические игры, подписаться на журналы по экологическому образованию.
Несколько добрых советов как сберечь почву!
Сажайте растения!
Корнями они скрепляют почву, повышают её плодородие;
не дают ветрам выдувать её, а воде – размывать.
Оберегайте подземных жителей!
Они помогают почве получать воду и «дышать» воздухом;
увеличивают её плодородие.
Не сжигайте опавшие листья в парках, скверах и садах!
Перегнивая, опавшие листья возвращают почве минеральные соли, необходимые растениям.
Не вырубайте леса!
Деревья сохраняют влагу, не дают озерам, рекам мелеть и высыхать.
Засевайте поля разными растениями,
чтобы почва не истощалась.
Нельзя распахивать почву на очень больших пространствах: образуются пыльные бури, почва размывается, и появляются глубокие овраги.
Не разводите костров!
Огонь уничтожает не только зеленый лесной покров, но и корни растений, насекомых и их личинок.
Приложение А
Щучкина Мария Леонидовна
Ильина Оксана Геннадьевна