Экологический праздник «Земля — наш дом родной» (1–3 класс)

1
0
Материал опубликован 28 January 2020

МОУ «Новодеревенская СОШ»























ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК











ЗЕМЛЯ - НАШ ДОМ РОДНОЙ

t1580229278aa.jpg





1-4 классы




















Авдюшкина

Лариса Викторовна

педагог-организатор




2017 год







ЗЕМЛЯ - НАШ ДОМ РОДНОЙ



ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК

Цель: воспитание бережного, гуманного отношения к родной природе, чувства любви и ответственности за нее.


Оборудование: выставка рисунков на тему «Природа нашего края»; плакаты с высказываниями выдающихся людей о природе; костюмы; музыкальное и видео сопровождение.

Слайд №1

Ход мероприятия

Звучит мелодия песни «Беловежская пуща» А. Пахмутовой.

Слайд №2

Ученица (декламирует под музыку).

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм —

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.


Звучит мелодия песни «Как прекрасен этот мир» Д. Тухманова.


Слайд №3


Ведущий. Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удиви­тельный мир нас окружает - леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа. Наша русская при­рода, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого чело­века, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу.


Видеоролик «Зеленая планета» - Слайд №4





Слайд №5

Ведущий. Наша жизнь неотделима от природы. Природа кормит, поит, одевает, лечит нас. Она щедра и бескорыстна. Она дает нам все для жизни, но и требует от нас бережного отношения к себе. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками.


Ведущий: Если мы не будем защищать природу сегодня, завтра мир будет уже совсем другим.

Видеоролик «Дружить с природой» - Слайд №6


Слайд №7

Музыка «Вальс цветов»

Ведущий: Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Это приносит большие беды.


Сценка «Разговор цветов».

Ведущий: Раннее утро. Взошло солнце, его теплые ласко­вые лучи осветили луг, лес. На лугу растет трава-мурава. Я слышу какой-то шум. Да это кто-то разговаривает! Кто же это?


Ромашка. Доброе утро, дорогой Ландыш!

Ландыш. Доброе утро, если оно доброе. Вот вчера к нам в лес приходили ребята на экскурсию. А когда увидели меня и моих братьев, накинулись на нас. Даже не знаю, как я жив остался. Ос­тальных нарвали в громадные кучи и унесли.

Ромашка. Вот ужас какой! А я только сейчас заметила, что ваш дом в плачевном состоянии. Да и вы сами выглядите не лучше.

Ландыш. А что-то я не слышу Колокольчика... Ты, Ромаш­ка, не видела его?

Колокольчик. Ох, кто же это про меня вспомнил? А, до­рогие друзья, здравствуйте!

Ландыш. Приветствуем вас, дорогой Колокольчик!

Ромашка. Какие у вас новости?

Колокольчик. Новости у меня неважные. Вчера на вечер­нем перезвоне колокольчиков услышал я сигнал тревоги. Мальчи­ки купались в озере, смеялись, радовались, а потом зачем-то на­рвали цветы белой кувшинки. Вот кувшинки и плакали.

Ландыш. Жалко их. Эти цветы очень красивы на воде. А ко­гда их сорвешь, красота исчезает, они быстро вянут,

Ромашка. Издавна белую кувшинку называют одолень- трава.

Колокольчик. Что же теперь будем делать?

Ландыш. Я слышал, что есть какая-то Красная книга, ко­торая берет под охрану животных и растения.

Ромашка. Так давайте, скорее, пойдем к Красной книге. Мо­жет, она нас защитит.

Цветы убегают.


Ч т е ц 1. На земле исчезают цветы.

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

Ч т е ц 2. В нас молчало хозяйское «Стой!»,

Нам казалось все мало и мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

Ч т е ц 3. И не видели, как из-под ног,

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели.

Е. Карасев

Ч т е ц 4. С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди, плачут

И росу роняют на песок.

Р. Гамзатов

Чтец 5. Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я и ты, —

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Т. Собакин

Ведущий: Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет — сиг­нал опасности. Растениям и животным, которые внесены в Крас­ную книгу, угрожает опасность. Они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как уже исчезли многие виды. Цветы, разговор которых мы подслушали, тоже внесены в Красную книгу нашей области.


Слайд №8


Исполняется русская народная песня «Во поле березонька стояла». Появляется Березка.


Березка. Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости из леса. Лес - это легкие нашей планеты. Если человек может прожить без пищи больше месяца, без воды 5 дней, то без кисло­рода — не более 3 минут. Лес помогает сохранить в почве влагу, без него пересохли бы реки и озера, не давали бы урожая поля и сады. В лесу растут грибы, ягоды, лекарственные травы, живут звери и птицы. Из древесины люди изготавливают множество вещей: дома, мебель, бумагу, карандаши, ткани. Вот почему так важен для человечества лес. Вот почему его надо охранять и беречь. А все ли люди бережно относятся к лесу? Придите в лес, и вы увидите следы варварского отношения к нему.


Чтец 1. Все так изранено в лесу,

Как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти

Ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул

Какой-то живоглот.

Мне кажется, из-под коры

Моя слеза течет.

От черствости людской

Болит душа моя.

Под искалеченным дубком

Не ветер стонет - я.

Вот муравейник подожжен

Кощунственной рукой.

Мне кажется, горит не он.

А дом пылает мой.

Земля в ожогах и рубцах

Как в дни большой беды

Хмельного ухарства следы.

Беспечности следы.

Ушли, обидев красоту,

Смутив лесной уют.

Не услыхав, что за спиной

Все листья слезы льют.


Березка. Ребята, каждый из вас был в лесу. Давайте сейчас вспомним, какие правила мы должны с вами соблюдать, попадая в лес.




Слайд №9

Дети поочередно называют правила.

Не руби в лесу деревья, не ломай сучья и кусты. Помни, что воздух в лесу содержит в 300 раз меньше бактерий, чем в городе.

Не рви лесные и полевые цветы. Помни: ландыш зацветает на 6-й год, а венерин башмачок — на 18-м году.

Не разоряй муравейники. Знай, что 3-4 муравейника на­дежно охраняют 1 га леса от вредителей.

Будь осторожен с огнем в лесу. Помни: 97% пожаров воз­никает по вине человека.

Не включай громко в лесу радиоприемники, магнитофоны, так как это тревожит птиц и зверей.

Не оставляй неубранный мусор. Помни, что брошенная бумага сгниет через 2 года, битое стекло пролежит 30 лет, полиэтилен — несколько десятилетий.

Не оставляй надписей на деревьях и камнях. Они вызовут лишь досаду и сожаление у тех, кто придет после тебя.


Березка. Дорогие ребята! Очень хотелось бы, чтобы вы все запомнили эти правила поведения в природе и требовали выпол­нения их от своих знакомых и друзей. А теперь помогите мне, ребята, отгадать лесные тайны.



Слайд №10


Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой со­гревает. (Лес.) – Слайд №11

Какое дерево называют музыкальным? Из него делают пиа­нино, гитары и другие музыкальные инструменты? (Ель.) – Слайд №12

Какие дрова дают больше всего тепла? (Дубовые и березовые.) – Слайд №13

Из какого дерева делают спички? (Из осины.) – Слайд №14

Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.) – Слайд №15

Почему заяц зимой гложет осину, ведь она горькая? (В оси­новой коре 10% жира.) – Слайд №16


Спасибо вам, ребята, что помогли постичь мне лесные тайны.


Слайд №17


Ведущий. В лесу живут братья наши меньшие: птицы и зве­ри. Среди них множество наших верных друзей. Птицы — защит­ники лесов, полей, садов. Они сохраняют урожай, уничтожают огромное количество вредных насекомых. Хищные птицы ловят на полях грызунов. Птицы украшают нашу землю. Вслушайтесь в их неповторимые голоса.


Звучат голоса птиц.

Чтец. Мы безмерно богаты,

В наших садах и рощах

Столько всяких пернатых,

Просто диву даешься.

Но спросите иного,

Что он знает о птицах?

Пусть ответит толково —

И, гляди, удивится.

Как же фауна, дескать.

Как же наше богатство –

На полях, в перелесках.

Так сказать, птичье царство.

Птичье царство. И только.

Ну, дрозды, ну синички.

Где запомнишь все клички?

Просто птички и только.

И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

Ни за что не в ответе.

Словно самую малость

Нам на этой планете

Жить и править осталось.

Не хозяева вроде,

Так добро свое губим.

А гордимся природой

И отечество любим.


Ведущий. Птицы и звери очень часто нуждаются в помощи человека. Нелегко приходится птицам зимой.


Сценка «Разговор птиц на лесной поляне».

Поляна. На сцене появ­ляется, в страхе оглядываясь назад, Ворона и садится на пенек.

Фонограмма «Каркает ворона»


Ворона. Кар-р-р, кар-р-р... Хулиганы! Ох и тяжко, нам, во­ронам, живется. Всех опасаться приходится, особенно ребятишек. Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть, того и гляди искалечат.

На сцене появляется Синица.

Синица. Бр-р-р, какой мороз! Здравствуйте, тетушка Воро­на! А я слышу, кто-то здесь разговаривает. Дай, думаю, посмотрю. А тут вы. С кем это вы разговариваете?

Ворона. Кар-р-р... Еле ноги сейчас из города унесла. Вон еще отдышаться не могу. Хулиганье (грозит «крылом» в сторону воображаемого поселка)! Сидела на заборе, смотрела, где бы, чем поживиться, а ребята снежками в меня — снежками (вздыхает)...

Синица. Да и нам, синицам, зимой не легче живется. Все летаешь, летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз за целый день так ничего и не най­дешь, голодной засыпаешь. А вы знаете, тетушка Ворона, что из десяти синиц за зиму выживают только девять... Бедные мои сестрички!

Ворона. Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера Воробья встретила на поляне, тоже на голод жало­вался, говорил, что не знает, как пережить зиму.

Синица. А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что этой зимой птицам легче будет. Говорят, что есть школьники, которые по всему селу кормушки развесили. А в них разный корм: семечки, хлебные крошки, сало...

Ворона. Что это ещё за кормушки?

Синица (показывает вдаль). Да вон, видишь!

Ворона. Кар-р-р! И в самом деле! Я в прошлом году такую же кормушку видела у одного дома. Летала я как-то по селу. Три дня ничего не ела, села на ветку, сил нет. Ну, думаю, все — конец пришел. Гладь, а на дереве висит вот такая же кормушка. Загля­нула я в нее, а там семечки... Так и выжила в ту зиму.

Синица. И мне той зимой плохо было. А иногда подлетишь к кормушке, а там нет ничего, забыли ребята корм насыпать. Так и останешься голодной.

Ворона. Как ты думаешь, Сорока про кормушки правду сказала?

Синица. Не знаю. Сороке верить трудно, она вечно разносит всякие небылицы по лесу.

Ворона. А как здорово было бы с кормушками! Сколько бы птиц ребята от голодной смерти спасли.

Синица. Тетушка Ворона, а давай попросим ребят, чтобы они все-таки кормушки развесили и не забывали в них корм на­сыпать. И тогда никакая зима не будет нам, птицам, страшна.

Птицы улетают.


Слайд №18


Ведущий. Ребята, охраняйте птиц зимой, подкармливайте их, развешивайте кормушки и не забывайте насыпать в них корм.


Чтец. Берегите землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На проталинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите землю! Берегите.

М. Дудин


Ведущий. Для птиц и зверей созданы заповедники, но, не­смотря на это, они гибнут от браконьеров.

Слайд №19


Исполняется песня «Просьба» А. Пахмутова


Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится,

На траве кровавой вздрагивала птица.

Птицы, рыбы, звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря,

Ведь небо без птиц - не небо!

А море без рыб — не море!

А земля без зверей — не земля!


Слайд №20


Ведущий. Многие виды животных уже исчезли, некоторые находятся на грани исчезновения. К нам на праздник пришел юннат с книгой «Память о погибших», и сейчас он вас с ней по­знакомит.


Слайд №21


Юннат. Кто только не оставил в этой книге свои подпи­си: слоны и тигры, бобры и косули. Все жалуются на людскую несправедливость! Даже волки. Волк жалуется, что его добрым именем пугают детей. Между тем он умный и не такой уж вред­ный. «Придет время, и люди еще пожалеют, что так безжалостно истребляли волков», — написал он в заключение. А вот попавшие в жалобную книгу высказывания рыб. В одну из тяжелых минут своей жизни они собрались вместе и обратились с речью к людям. «Уважаемое человечество! — пишут они. — Вы ловите нас на крюч­ки и в сети. Мы покоряемся: вы сильнее и умнее нас. Уважаемые люди! Будьте благоразумны. Для вашей же пользы! Не забывайте, что рыба - существо опрятное, чистое. Зачем же вы загрязняете пруды, реки, озера? Зачем вы губите нас и наших детей? Какая вам от этого польза?» Да, многие животные исчезли с лица Земли. Со­всем не осталось степной дикой лошади - тарпана, на которую еще 100 лет назад охотились из-за вкусного мяса. Вымерли туры. Волки раньше подвергались массовому истреблению. А оказалось, что волк, подобно ястребу, является санитаром леса. Сегодня это жи­вотное внесено в Красную книгу. Человек никогда не должен быть жестоким, он всегда обязан поступать разумно. Помните это!


Ведущий. Спасибо тебе, юннат! Мы с ребятами постараемся бережно относиться ко всему живому. Спасибо за добрый совет.

Слайд №22


Ведущий. А сейчас, ребята, давайте-ка посмотрим, какие вы у нас умные, сообразительные, насколько хорошо знаете жи­вотный мир. Ответьте мне на вопросы.


Назовите животное, которое умеет валить деревья. Оно взя­то под охрану. (Бобер.) – Слайд №23

Эта птица во время токования глохнет. Отсюда ее название. (Глухарь.) – Слайд №24

Про эту птицу ходят слухи, что она приносит детей. (Аист.) – Слайд №25

Изображение этого крупного животного можно нанести на медаль за успехи по воспроизводству диких животных. Их охраняют в заповеднике «Беловежская пуща». (Зубр.) – Слайд №26


Слайд №27


Чтец 1. Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух, три ее основы.

Какая бы ни грянула беда, —

Целы они — все возродится снова.

Чтец 2. Природа-мать ни рек и ни морей

От глаз твоих не прячет.

Ни росных трав, ни голубых небес...

Цени ее доверие

И в темный лес входи,

Как в храм, под мраморные своды.

С. Викулов


Чтец 3. О, как природа-мать терпима и добра,

Но чтоб ее лихая участь не постигла,

Давайте сохраним:

На стрежнях — осетра,

Касатку — в небесах,

В таежных дебрях — тигра.

Чтец 4. Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все навек объединимся,

Давайте наши души сохраним,

Тогда мы на земле и сами сохранимся!

К. Ибряев

Ведущий. Ребята, мы должны сберечь природу нашей Ро­дины для нас и наших потомков. Охрана природы — святой долг и обязанность каждого. Свято относитесь ко всему живому. Бере­гите каждое деревце, веточку, каждый цветочек, не рубите деревь­ев без нужды, не ломайте их. Убирайте за собой мусор на лесных полянах. Не допускайте пожаров в лесу. Не загрязняйте реки, озера и не разрешайте это делать своим знакомым. Не разоряйте птичьи гнезда, не убивайте зверей.


Чтец. Я — Природа.

Я — великий мастер.

Вечный мастер жизни.

Я могу,

Человек, тебе за соучастье подарить —

В моей все это власти! —

Гриб в лесу, ромашку на лугу,

Небо в час восхода и заката,

Иву над рекой...

И, наконец,

Солнцем прокаленный, рыжеватый

Хлебный колос!

Как всему венец...

Только ты мой дар, мое ученье

Не прими за дань: я не раба.

Не забудь: ты сам — мое творенье!

И у нас с тобой одна судьба!

Да, ты вырос.

Ты простился с детством.

Шире — что ни год — твои шаги...

Но не занимайся самоедством!

И былинку даже, что в наследство

Я тебе вручила, береги!

Даже волка — вдруг да он последний...

Уничтожишь (зверь — не карандаш) —

С помощью сложнейших вычислений

И машин новейших — не создашь.

Мы с тобой дорогою одною

Катимся — ни часу врозь, ни дня...

И не можешь быть ты надо мною,

Как не можешь быть и вне меня.

С. Викулов

Ведущий. Природа — наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений - наша задача и наш долг. М. При­швин, обращаясь к ребятам, писал: «Для рыбы нуж­на чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе — вода, птице - воздух, зверю - лес, сте­пи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

Человек неотделим от природы. Он учится у природы. Давайте уважать законы природы. Только в содружестве с природой мы с вами можем быть счастливы в нашем общем доме - на планете Земля!

Видеоролик «Берегите природу» – Слайд №28


Литература:

Патриотическое воспитание: сценарии мероприятий (1-4 классы)

Л.И.Гайдина, О.Е. Жиренко, В.А. Яровенко. Москва. «ВАКО» 2009г. С.164, 197.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.