Экологический праздник «Земля — наш дом родной» (1–3 класс)
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК
ЗЕМЛЯ - НАШ ДОМ РОДНОЙ
1-4 классы
Авдюшкина
Лариса Викторовна –
педагог-организатор
2017 год
ЗЕМЛЯ - НАШ ДОМ РОДНОЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК
Цель: воспитание бережного, гуманного отношения к родной природе, чувства любви и ответственности за нее.
Оборудование: выставка рисунков на тему «Природа нашего края»; плакаты с высказываниями выдающихся людей о природе; костюмы; музыкальное и видео сопровождение.
Слайд №1
Звучит мелодия песни «Беловежская пуща» А. Пахмутовой.
Слайд №2
Ученица (декламирует под музыку).
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм —
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
Звучит мелодия песни «Как прекрасен этот мир» Д. Тухманова.
Слайд №3
Ведущий. Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает - леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу.
Видеоролик «Зеленая планета» - Слайд №4
Слайд №5
Ведущий. Наша жизнь неотделима от природы. Природа кормит, поит, одевает, лечит нас. Она щедра и бескорыстна. Она дает нам все для жизни, но и требует от нас бережного отношения к себе. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками.
Ведущий: Если мы не будем защищать природу сегодня, завтра мир будет уже совсем другим.
Видеоролик «Дружить с природой» - Слайд №6
Слайд №7
Музыка «Вальс цветов»
Ведущий: Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Это приносит большие беды.
Сценка «Разговор цветов».
Ведущий: Раннее утро. Взошло солнце, его теплые ласковые лучи осветили луг, лес. На лугу растет трава-мурава. Я слышу какой-то шум. Да это кто-то разговаривает! Кто же это?
Ромашка. Доброе утро, дорогой Ландыш!
Ландыш. Доброе утро, если оно доброе. Вот вчера к нам в лес приходили ребята на экскурсию. А когда увидели меня и моих братьев, накинулись на нас. Даже не знаю, как я жив остался. Остальных нарвали в громадные кучи и унесли.
Ромашка. Вот ужас какой! А я только сейчас заметила, что ваш дом в плачевном состоянии. Да и вы сами выглядите не лучше.
Ландыш. А что-то я не слышу Колокольчика... Ты, Ромашка, не видела его?
Колокольчик. Ох, кто же это про меня вспомнил? А, дорогие друзья, здравствуйте!
Ландыш. Приветствуем вас, дорогой Колокольчик!
Ромашка. Какие у вас новости?
Колокольчик. Новости у меня неважные. Вчера на вечернем перезвоне колокольчиков услышал я сигнал тревоги. Мальчики купались в озере, смеялись, радовались, а потом зачем-то нарвали цветы белой кувшинки. Вот кувшинки и плакали.
Ландыш. Жалко их. Эти цветы очень красивы на воде. А когда их сорвешь, красота исчезает, они быстро вянут,
Ромашка. Издавна белую кувшинку называют одолень- трава.
Колокольчик. Что же теперь будем делать?
Ландыш. Я слышал, что есть какая-то Красная книга, которая берет под охрану животных и растения.
Ромашка. Так давайте, скорее, пойдем к Красной книге. Может, она нас защитит.
Цветы убегают.
Ч т е ц 1. На земле исчезают цветы.
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
Ч т е ц 2. В нас молчало хозяйское «Стой!»,
Нам казалось все мало и мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
Ч т е ц 3. И не видели, как из-под ног,
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.
Е. Карасев
Ч т е ц 4. С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Р. Гамзатов
Чтец 5. Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты, —
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Т. Собакин
Ведущий: Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет — сигнал опасности. Растениям и животным, которые внесены в Красную книгу, угрожает опасность. Они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как уже исчезли многие виды. Цветы, разговор которых мы подслушали, тоже внесены в Красную книгу нашей области.
Слайд №8
Исполняется русская народная песня «Во поле березонька стояла». Появляется Березка.
Березка. Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости из леса. Лес - это легкие нашей планеты. Если человек может прожить без пищи больше месяца, без воды — 5 дней, то без кислорода — не более 3 минут. Лес помогает сохранить в почве влагу, без него пересохли бы реки и озера, не давали бы урожая поля и сады. В лесу растут грибы, ягоды, лекарственные травы, живут звери и птицы. Из древесины люди изготавливают множество вещей: дома, мебель, бумагу, карандаши, ткани. Вот почему так важен для человечества лес. Вот почему его надо охранять и беречь. А все ли люди бережно относятся к лесу? Придите в лес, и вы увидите следы варварского отношения к нему.
Чтец 1. Все так изранено в лесу,
Как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти
Ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул
Какой-то живоглот.
Мне кажется, из-под коры
Моя слеза течет.
От черствости людской
Болит душа моя.
Под искалеченным дубком
Не ветер стонет - я.
Вот муравейник подожжен
Кощунственной рукой.
Мне кажется, горит не он.
А дом пылает мой.
Земля в ожогах и рубцах
Как в дни большой беды
Хмельного ухарства следы.
Беспечности следы.
Ушли, обидев красоту,
Смутив лесной уют.
Не услыхав, что за спиной
Все листья слезы льют.
Березка. Ребята, каждый из вас был в лесу. Давайте сейчас вспомним, какие правила мы должны с вами соблюдать, попадая в лес.
Слайд №9
Дети поочередно называют правила.
Не руби в лесу деревья, не ломай сучья и кусты. Помни, что воздух в лесу содержит в 300 раз меньше бактерий, чем в городе.
Не рви лесные и полевые цветы. Помни: ландыш зацветает на 6-й год, а венерин башмачок — на 18-м году.
Не разоряй муравейники. Знай, что 3-4 муравейника надежно охраняют 1 га леса от вредителей.
Будь осторожен с огнем в лесу. Помни: 97% пожаров возникает по вине человека.
Не включай громко в лесу радиоприемники, магнитофоны, так как это тревожит птиц и зверей.
Не оставляй неубранный мусор. Помни, что брошенная бумага сгниет через 2 года, битое стекло пролежит 30 лет, полиэтилен — несколько десятилетий.
Не оставляй надписей на деревьях и камнях. Они вызовут лишь досаду и сожаление у тех, кто придет после тебя.
Березка. Дорогие ребята! Очень хотелось бы, чтобы вы все запомнили эти правила поведения в природе и требовали выполнения их от своих знакомых и друзей. А теперь помогите мне, ребята, отгадать лесные тайны.
Слайд №10
Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Лес.) – Слайд №11
Какое дерево называют музыкальным? Из него делают пианино, гитары и другие музыкальные инструменты? (Ель.) – Слайд №12
Какие дрова дают больше всего тепла? (Дубовые и березовые.) – Слайд №13
Из какого дерева делают спички? (Из осины.) – Слайд №14
Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.) – Слайд №15
Почему заяц зимой гложет осину, ведь она горькая? (В осиновой коре 10% жира.) – Слайд №16
Спасибо вам, ребята, что помогли постичь мне лесные тайны.
Слайд №17
Ведущий. В лесу живут братья наши меньшие: птицы и звери. Среди них множество наших верных друзей. Птицы — защитники лесов, полей, садов. Они сохраняют урожай, уничтожают огромное количество вредных насекомых. Хищные птицы ловят на полях грызунов. Птицы украшают нашу землю. Вслушайтесь в их неповторимые голоса.
Звучат голоса птиц.
Чтец. Мы безмерно богаты,
В наших садах и рощах
Столько всяких пернатых,
Просто диву даешься.
Но спросите иного,
Что он знает о птицах?
Пусть ответит толково —
И, гляди, удивится.
Как же фауна, дескать.
Как же наше богатство –
На полях, в перелесках.
Так сказать, птичье царство.
Птичье царство. И только.
Ну, дрозды, ну синички.
Где запомнишь все клички?
Просто птички и только.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе.
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро свое губим.
А гордимся природой
И отечество любим.
Ведущий. Птицы и звери очень часто нуждаются в помощи человека. Нелегко приходится птицам зимой.
Сценка «Разговор птиц на лесной поляне».
Поляна. На сцене появляется, в страхе оглядываясь назад, Ворона и садится на пенек.
Фонограмма «Каркает ворона»
Ворона. Кар-р-р, кар-р-р... Хулиганы! Ох и тяжко, нам, воронам, живется. Всех опасаться приходится, особенно ребятишек. Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть, того и гляди искалечат.
На сцене появляется Синица.
Синица. Бр-р-р, какой мороз! Здравствуйте, тетушка Ворона! А я слышу, кто-то здесь разговаривает. Дай, думаю, посмотрю. А тут вы. С кем это вы разговариваете?
Ворона. Кар-р-р... Еле ноги сейчас из города унесла. Вон еще отдышаться не могу. Хулиганье (грозит «крылом» в сторону воображаемого поселка)! Сидела на заборе, смотрела, где бы, чем поживиться, а ребята снежками в меня — снежками (вздыхает)...
Синица. Да и нам, синицам, зимой не легче живется. Все летаешь, летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз за целый день так ничего и не найдешь, голодной засыпаешь. А вы знаете, тетушка Ворона, что из десяти синиц за зиму выживают только девять... Бедные мои сестрички!
Ворона. Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера Воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался, говорил, что не знает, как пережить зиму.
Синица. А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что этой зимой птицам легче будет. Говорят, что есть школьники, которые по всему селу кормушки развесили. А в них разный корм: семечки, хлебные крошки, сало...
Ворона. Что это ещё за кормушки?
Синица (показывает вдаль). Да вон, видишь!
Ворона. Кар-р-р! И в самом деле! Я в прошлом году такую же кормушку видела у одного дома. Летала я как-то по селу. Три дня ничего не ела, села на ветку, сил нет. Ну, думаю, все — конец пришел. Гладь, а на дереве висит вот такая же кормушка. Заглянула я в нее, а там семечки... Так и выжила в ту зиму.
Синица. И мне той зимой плохо было. А иногда подлетишь к кормушке, а там нет ничего, забыли ребята корм насыпать. Так и останешься голодной.
Ворона. Как ты думаешь, Сорока про кормушки правду сказала?
Синица. Не знаю. Сороке верить трудно, она вечно разносит всякие небылицы по лесу.
Ворона. А как здорово было бы с кормушками! Сколько бы птиц ребята от голодной смерти спасли.
Синица. Тетушка Ворона, а давай попросим ребят, чтобы они все-таки кормушки развесили и не забывали в них корм насыпать. И тогда никакая зима не будет нам, птицам, страшна.
Птицы улетают.
Слайд №18
Ведущий. Ребята, охраняйте птиц зимой, подкармливайте их, развешивайте кормушки и не забывайте насыпать в них корм.
Чтец. Берегите землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На проталинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите.
М. Дудин
Ведущий. Для птиц и зверей созданы заповедники, но, несмотря на это, они гибнут от браконьеров.
Слайд №19
Исполняется песня «Просьба» А. Пахмутова
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится,
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря,
Ведь небо без птиц - не небо!
А море без рыб — не море!
А земля без зверей — не земля!
Слайд №20
Ведущий. Многие виды животных уже исчезли, некоторые находятся на грани исчезновения. К нам на праздник пришел юннат с книгой «Память о погибших», и сейчас он вас с ней познакомит.
Слайд №21
Юннат. Кто только не оставил в этой книге свои подписи: слоны и тигры, бобры и косули. Все жалуются на людскую несправедливость! Даже волки. Волк жалуется, что его добрым именем пугают детей. Между тем он умный и не такой уж вредный. «Придет время, и люди еще пожалеют, что так безжалостно истребляли волков», — написал он в заключение. А вот попавшие в жалобную книгу высказывания рыб. В одну из тяжелых минут своей жизни они собрались вместе и обратились с речью к людям. «Уважаемое человечество! — пишут они. — Вы ловите нас на крючки и в сети. Мы покоряемся: вы сильнее и умнее нас. Уважаемые люди! Будьте благоразумны. Для вашей же пользы! Не забывайте, что рыба - существо опрятное, чистое. Зачем же вы загрязняете пруды, реки, озера? Зачем вы губите нас и наших детей? Какая вам от этого польза?» Да, многие животные исчезли с лица Земли. Совсем не осталось степной дикой лошади - тарпана, на которую еще 100 лет назад охотились из-за вкусного мяса. Вымерли туры. Волки раньше подвергались массовому истреблению. А оказалось, что волк, подобно ястребу, является санитаром леса. Сегодня это животное внесено в Красную книгу. Человек никогда не должен быть жестоким, он всегда обязан поступать разумно. Помните это!
Ведущий. Спасибо тебе, юннат! Мы с ребятами постараемся бережно относиться ко всему живому. Спасибо за добрый совет.
Слайд №22
Ведущий. А сейчас, ребята, давайте-ка посмотрим, какие вы у нас умные, сообразительные, насколько хорошо знаете животный мир. Ответьте мне на вопросы.
Назовите животное, которое умеет валить деревья. Оно взято под охрану. (Бобер.) – Слайд №23
Эта птица во время токования глохнет. Отсюда ее название. (Глухарь.) – Слайд №24
Про эту птицу ходят слухи, что она приносит детей. (Аист.) – Слайд №25
Изображение этого крупного животного можно нанести на медаль за успехи по воспроизводству диких животных. Их охраняют в заповеднике «Беловежская пуща». (Зубр.) – Слайд №26
Слайд №27
Чтец 1. Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух, три ее основы.
Какая бы ни грянула беда, —
Целы они — все возродится снова.
Чтец 2. Природа-мать ни рек и ни морей
От глаз твоих не прячет.
Ни росных трав, ни голубых небес...
Цени ее доверие
И в темный лес входи,
Как в храм, под мраморные своды.
С. Викулов
Чтец 3. О, как природа-мать терпима и добра,
Но чтоб ее лихая участь не постигла,
Давайте сохраним:
На стрежнях — осетра,
Касатку — в небесах,
В таежных дебрях — тигра.
Чтец 4. Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все навек объединимся,
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на земле и сами сохранимся!
К. Ибряев
Ведущий. Ребята, мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Охрана природы — святой долг и обязанность каждого. Свято относитесь ко всему живому. Берегите каждое деревце, веточку, каждый цветочек, не рубите деревьев без нужды, не ломайте их. Убирайте за собой мусор на лесных полянах. Не допускайте пожаров в лесу. Не загрязняйте реки, озера и не разрешайте это делать своим знакомым. Не разоряйте птичьи гнезда, не убивайте зверей.
Чтец. Я — Природа.
Я — великий мастер.
Вечный мастер жизни.
Я могу,
Человек, тебе за соучастье подарить —
В моей все это власти! —
Гриб в лесу, ромашку на лугу,
Небо в час восхода и заката,
Иву над рекой...
И, наконец,
Солнцем прокаленный, рыжеватый
Хлебный колос!
Как всему венец...
Только ты мой дар, мое ученье
Не прими за дань: я не раба.
Не забудь: ты сам — мое творенье!
И у нас с тобой одна судьба!
Да, ты вырос.
Ты простился с детством.
Шире — что ни год — твои шаги...
Но не занимайся самоедством!
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, береги!
Даже волка — вдруг да он последний...
Уничтожишь (зверь — не карандаш) —
С помощью сложнейших вычислений
И машин новейших — не создашь.
Мы с тобой дорогою одною
Катимся — ни часу врозь, ни дня...
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня.
С. Викулов
Ведущий. Природа — наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений - наша задача и наш долг. М. Пришвин, обращаясь к ребятам, писал: «Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе — вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».
Человек неотделим от природы. Он учится у природы. Давайте уважать законы природы. Только в содружестве с природой мы с вами можем быть счастливы в нашем общем доме - на планете Земля!
Видеоролик «Берегите природу» – Слайд №28
Литература:
Патриотическое воспитание: сценарии мероприятий (1-4 классы)
Л.И.Гайдина, О.Е. Жиренко, В.А. Яровенко. Москва. «ВАКО» 2009г. С.164, 197.