Программа летнего отдыха «Экологическими тропами родной земли»

1
0
Материал опубликован 9 June 2017

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ СОШ № 16

им. Н. Косникова

_____________ О.Е. Цой

« » _____________2017 г.

Комплексная программа организации труда и отдыха детей и подростков в летний период



«Экологическими тропами родной земли»

г. Биробиджан, 2017 г.

Разработчики программы:

Заместитель директора по воспитательной работе – Кузьмина Светлана Анатольевна

Педагог-организатор: Зеленская Мария Васильевна

Начальник летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием:

1 смена - Л.В. Кушнарь

2 смена - С.В. Свистунова

Руководители профильных отрядов:

Руководители секций и кружков

  • А.В.Борзова

    А.А. Серебряков

    Г.Н. Ибрагимова

    Н.А. Андреева

    О.И.Остроушко

1. Н.А. Кинцель

2. Л.М. Чекмарева

3. Т.И. Ягуткина

4. М.С. Скок

5. О.А. Кириллова

6. И.А. Иванова

7. Н.А. Лунева

8. Т.Ю. Артеменко

9. В.В. Кузьмина

10. Л.М. Свитнева

11. С.В.Смирнова

12.О.В.Абдалова

13. В.В.Русакова

Пояснительная записка

Лагерь – это место, где каждый ребенок

может состояться как уникальная личность…

Лагерь – это большая, умная Игра,

которая помогает детям радоваться жизни,

праздновать жизнь практически ежечасно.

С.А.Шмаков

Каникулы для детей – это всегда зарядка новой энергией, приобретение новых знаний, продолжение освоения мира, время открытий и побед. Значимость летнего периода для оздоровления и вос­питания детей, удовлетворения детских интересов и рас­ширения кругозора невозможно переоценить. При правильной организации летней занятости детей и подростков можно говорить о социальном оздоровлении, гражданском взрослении и духовно-нравственном росте каждого отдельного ребенка. Известно, что далеко не все родители находят экономические и социальные возможности для предоставления своему ребёнку полноценного, правильно организованного отдыха.

Поэтому открытие на базе школы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребываем, является лучшим решением для физического, интеллектуального, нравственного, духовного и эмоционального оздоровления детей и подростков в благоприятных созданных оздоровительно-образовательных условиях. Посещение лагеря способствует формированию у ребят самоутверждения личности в коллективе, общения, коммуникативных навыков, доброжелательности, воспитание чувства коллективизма, приобщение к активному отдыху на природе.

Формируя воспитательное пространство лагеря, все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами, принципами организации педагогического процесса в рамках реализации программы лагеря, а это:

принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;

принцип коллективной деятельности;

принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;

принцип самостоятельности.

Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом. Все мы - дети природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира, да ещё и умело отдохнуть с пользой на здоровье.

Воспитание экологической культуры параллельно с оздоровление детей является основополагающей в составлении программы нашего лагеря. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках экологического лагеря, позволяет детям уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа лагеря с экологической направленностью при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.

Пришкольный лагерь экологического направления «Экологическими тропами родной земли» как раз и поможет неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию. Ведь мы живём в тех красивейших местах нашей матушки-природы, и этим грех не воспользоваться. В этом и заключается актуальность программы деятельности лагеря, многообразие мероприятий по экологической тематике.

Цели и задачи программы.

Цель программы: создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей. Максимальная реализация их творческих потребностей и интересов, эффективное и педагогически грамотное проведение досуга в летний период.

Профилактика детской безнадзорности в каникулярное время детей из малообеспеченных, неблагополучных семей, профилактика социальной запущенности детей и подростков, воспитание лучших качеств гражданина.

Задачи:

1. Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.

2. Формирование у школьников навыков общения и толерантности.

3. Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности.

4.  Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.

5. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.

6.  Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.

7. Укрепление физического и психического здоровья, повышение двигательной активности.

8. Развитие умения воспринимать окружающий мир и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;

9. Воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали;

10. Освоение доступных методов исследований и наблюдений в природе;

11.Создать целостный подход к экологическому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности.

Формировать у детей представления о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.

Формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим знаниям.

Включить в мотивационную структуру личности подростка те положительные качества, которые определяют его эстетическое отношение к природе, экологическую культуру поведения в целом.

Связь с внешкольными организациями

  1. МАОУДОД ЦДТ

    Городская библиотека (Филиал № 4)

    ГБУ «Центр занятости населения»

    Шефы (отдел дознания), ОДН, КДН, участковый уполномоченный полиции

    Воинская часть (по возможности)

    Учреждения культуры и спорта

    Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних и др.

Направления работы комплексной программы

«Экологическими тропами родной земли».

Профильные отряды

Название отряда

Классы

Сроки работы

Режим работы

Руководитель отряда

«Книги – наши друзья» (художественно-эстетический)

4-7

1 - 15 июня

11.00 – 14.00

Г.Н. Ибрагимова

«Юный краевед»

(краеведческий)

5-8

1 – 15 июня

11.00 – 14.00

Н.А. Андреева

«Summer English»

(предметный)

2-5

1-20 июня

11.00-14.00

А.В. Борзова

«Патриот»

(военно-спортивный)

5-8

1 – 27 июня

08.30 – 14.30

А.А. Серебряков

«ЭКОмы»

(экологический)

5-9

7-25 августа

11.00-14.00

О.И. Остроушко

Формы организации летнего труда и отдыха

на микрорайоне Биробиджан-2 (совместно с ТОС)

1. Площадка на базе клуба «Созвездие»

2. Площадка на базе филиала городской библиотеки № 4

3. Трудовой отряд от МКОУ СОШ № 16 им. Н. Косникова

4. Спортивный дворовый тренер (в вечернее время)

Трудовые объединения

общественно полезной деятельности

Период прохождения практики

Благоустройство пришкольного двора

Ремонтная бригада

Тимуровский отряд

1-21 июня

5б, 10

___________

3-5 чел.

26 июня-8 июля

5а, 6б

___________

3-5 чел.

10-25 июля

8а, 10

3-5 чел.

26 июля-11 августа

9а, 9б

3-5 чел.

14-25 августа

3-5 чел.

Руководители трудовых объединений:

1-13 июня – О.В. Абдалова

14-23 июня – С.В. Смирнова

26 июня-1июля – И.А. Иванова

3-22 июля – В.В. Русакова

24 июля-4 августа – Т.И. Ягуткина

7-25августа – Л.М. Чекмарева

 

В основе концепции программы, следующие нормативно-правовые документы:

Конвенция о правах ребенка

Положение о лагере дневного пребывания

Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания

Правила по технике безопасности, пожарной безопасности

Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере

Инструкции

Приказы

Должностные инструкции работников

Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра

Заявления от родителей

Акт приемки лагеря

При написании программы педагогический коллектив руководствовался принципами, заложенными в воспитательной системе школы:

принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;

принцип творческого отношения к делу;

принцип добровольности участия в делах;

принцип учета возрастных особенностей детей;

принцип доступности выбранных форм работы;

принцип гуманности;

принцип индивидуальности;

принцип вариативности;

принцип гуманизма;

принцип самореализации;

принцип дифференцированности;

принцип единства оздоровительной и воспитательной работы с детьми;

принцип приоритета сохранения здоровья учащихся, в том числе за счет интеграции спортивной и образовательной деятельности;

Ожидаемые результаты:

Увеличение охвата школьников всеми формами занятости в каникулярный период.

Снижение темпа роста негативных явлений в детской и подростковой среде.

Развитие трудовых умений и навыков, творческих способностей.

Укрепление связи между разновозрастными группами детей, улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве школы.

Оздоровление школьников.

Максимальная степень самореализации каждого ребенка

Творческий рост педагогов

Воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни;

Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;

Повышение социальной активности, которая даст уверенность в своих силах и талантах.

Развитие самостоятельности и толерантности детей.

Обогащение детей новыми интересными знаниями и возможность проявить себя.

Механизм оценки результатов программы:

- повседневный мониторинг по самореализации личности ребенка

- фотомонтаж ключевых дел через стенгазету и презентации

- дневник летнего отдыха

- отзывы школьников

-анкета на «входе» (стартовая)

- анкета на «выходе»

- антропометрические исследования детей

Процедуру будут отслеживать:

- руководители смен, профильных и трудов отрядов;

- заместитель директора по воспитательной работе

Условия реализации программы (методическое обеспечение)

1. Материально-технические условия предусматривают

Финансирование за счет родительской платы

Игровые наборы настольных игр, спортивного инвентаря и туристического инвентаря, столовая, пришкольная уличная площадка, библиотека, игровая площадка.

Материалы для оформления и творчества детей.

Наличие канцелярских принадлежностей.

Аудиоматериалы и видеотехника.

Призы и награды для стимулирования.

Методы обучения: устный, наглядный, практический.

2. Кадровые условия

Начальник лагеря с дневным пребыванием. Обеспечивает функционирование лагеря

Воспитатели и вожатые. Организовывают работу отрядов

Руководители профильных отрядов. Координируют работу групп.

Физкультурный работник. Организует спортивно-оздоровительную работу

Руководители кружков. Организуют занятость детей по интересам

Работники школьной столовой. Обеспечивает питание детей

Технический персонал. Обеспечивает санитарные условия.

3. Педагогические условия

Соответствие направления и формирования работы целям и задачам летней оздоровительно-трудовой смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в мероприятиях

Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей

Обеспечение единства и взаимосвязи управления, самоуправления

Единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми

Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

Организация различных видов деятельности.

Добровольность включения детей в организацию жизни площадки.

Создание ситуации успеха.

Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

Организация различных видов стимулирования.

4. Методические условия

Наличие программы площадки, планов работы отрядов, плана-сетки.

Должностные инструкции всех участников процесса.

Проведение установочного семинара для всех работающих в течение смены.

Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

Проведение ежедневных планёрок.

Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

 

Основные технологии:

1. Спортивные часы

2. Межотрядные соревнования

3. Конкурсы

4. Викторины

5. Беседы

6. Рассказы

7. Игры на воздухе

8. Игры – путешествия

9. Экскурсии и др.

Критерии эффективности программы.

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

Постановка реальных целей и планирование результатов программы;

Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;

Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Источники и объёмы финансирования (смета расходов)

Источник финансирования:

Средства бюджета муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области на 2017 год и внебюджетные средства муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16 им. Н. Косникова» 2017 года.

РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ПУТЕВКИ

в летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием

Наименование

Стоимость 1 дня, руб.

Количество дней

Стоимость смены, руб.

Питание по меню

255

18

4590

Хоз. нужды

10

18

180

Итого

265

18

4770

в т.ч.

     

Средства муниципального бюджета

66

18

1188

Родительская плата

199

18

3582

Детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляются льготные и бесплатные путёвки в летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием на базе МКОУ СОШ №16 им. Н. Косникова.

Работа кружков и секций комплексной программы

«Экологическими тропами родной земли».

 

Для детей, не охваченных организованными формами отдыха

Сроки работы

Режим работы

Руководитель

Количество человек

Класс

«Кукольный театр»

1-7 июня

09.00-11.00

Т.Ю. Артеменко

10

2

«ИЗО-студия»

1-13 июня

13.00-14.00

О.В. Абдалова

10

5-7

«Подготовка к олимпиадам» (кружок для одаренных детей по математике)

1-13 июня

11.00-12.00

С.В. Смирнова

10

5-8

«Добрая дорога детства» (ПДД)

1-14 июня

Понедельник, среда, пятница

13.30-14.30

М.С. Скок

10

1-4

Общефизическая подготовка

1-27 июня

Вторник, пятница

17.00-18.00

А.А. Серебряков

10

5-8

«Физика для всех»

16-23 июня

12.00-13.00

Л.М. Свитнева

10

7-8

Волейбол

30 июня-20 июля

Вторник, четверг

17.00-18.30

С.В. Свистунова

10

7-10

«Веселые нотки»

30 июня-20 июля

Понедельник, вторник, среда

13.30-14.30

Н.А. Кинцель

10

2-10

«Театр и мы»

7-25 августа

13.00-14.00

Л.М. Чекмарева

10

6-8

«Чудеса природы»

11-29 августа

10.00-11.00

Т.И. Ягуткина

10

3-5

Для детей, посещающих летний лагерь с дневным пребыванием

         

«Домовенок»

1-27июня

Вторник, среда, четверг

13.30-14.30

Н.А. Лунева

10

2-4

«В царстве растений»

1-27 июня

Понедельник, вторник, среда

13.30-14.30

О.А. Кириллова

10

1-5

«Занимательный английский»

3-15 июля

11.00-12.00

И.А. Иванова

10

1-5

«Акварелька»

30 июня-20 июля

Вторник, среда, четверг

13.30-14.30

В.В. Кузьмина

10

1-4

 

 

      1. Реализация программы.

Законы:

Закон точного времени.

Закон доброты.

Закон порядочности.

Закон дружбы.

Закон безопасности.

Закон взаимовыручки.

Заповеди:

Один за всех и все за одного.

Порядок, прежде всего.

Каждое дело вместе

Все делай творчески, а иначе зачем?

Даже если трудно, доведи дело до конца.

Чистотазалог здоровья.

Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.

Режим дня

8.30 – 8.40 – Сбор.

8.40 – 8.50 – Утренняя зарядка «Движение – жизнь!»

Горн трубит: пора, пора!
С добрым утром, детвора!
И тотчас же по порядку
Все ребята - на зарядку!

8.50 – 9.00 – Организационная линейка.

На линейку становись!
И делами похвались.

9.00 - 9.30 – Завтрак.

Все за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара.

9.30 – 10.30 – Внутрикомандное дело.

Вместе с отрядом сил не жалей, пой, танцуй, рисуй и клей!

10.30 – 11.50 – «Один за всех и все за одного» (общелагерное дело).

Кто-то любит танцевать,
Кто-то петь и рисовать,
Только бездельники маются,
А все ребята занимаются!

11.50 – 12.55 – Час в отряде.

13.00– 13.30 – Обед.

Но у всех, смешливых даже,
За столом серьезный вид,
За обедом виден сразу
Наш ребячий аппетит.

13.30 – 14.00 – Инструктаж.(планерка).

14.00 – 14.30 – «Приведи в порядок себя и своё место» (уборка территории)

План работы летнего оздоровительного лагеря при МКОУ СОШ №16

им. Н. Косникова

Дата

Мероприятие

1.

 

Линейка. Зарядка.

Проведение инструктажа по ТБ и Правилам пожарной безопасности.

Праздник «День защиты детей»

2.

 

Линейка. Зарядка.

Диагностика здоровья (вес и рост учащихся вначале смены).

ТБ на экскурсии.

Экологическая экскурсия «Родной парк».

Обработка материалов, собранных на экскурсии.

Выставка поделок из природных материалов.

3.

 

Линейка. Зарядка.

Веселые старты.

Викторина «Биробиджан – уголок России».

4.

 

Линейка. Зарядка.

Экскурсия в краеведческий музей

Беседа по теме «Что такое Родина?»

Конкурс рисунков на асфальте.

5.

 

Линейка. Зарядка.

Спортивный час.

Экологический турнир, посвящённый всемирному Дню окружающей среды.

6.

 

Линейка. Зарядка.

Спортивный час.

Пушкинский день России

«Путешествие по станциям жизни и творчества поэта»

а) викторина по произведениям Пушкина;

б) конкурс рисунков по произведениям А.С.Пушкина;

7.

 

Линейка. Зарядка.

Веселые старты.

Экскурсия «Зелёная аптека».

Легенды о лекарственных травах.

8.

 

Линейка. Зарядка.

Игра «Через природу - к добру и свету».

Конкурс загадок «Мир природы».

9.

 

Линейка. Зарядка.

Спортивная эстафета.

Конкурсная программа «Давайте споем»

10.

 

Линейка. Зарядка.

«Родные просторы» - рисование на природе, сочинение стихотворных строк.

Оформление выставки, конкурс чтецов.

11.

 

Линейка. Зарядка.

Торжественная линейка «Русь, Россия, Родина моя».

Просмотр видеосюжетов «Россия-родина моя».

Экскурсия в школьный музей «Родной уголок России».

12.

 

Линейка. Зарядка.

Экскурсия по сбору природного материала для поделок.

Работа «творческой мастерской».

13.

 

Линейка. Зарядка.

Игра «Экологическая тропа».

Конкурс загадок.

14.

 

Линейка. Зарядка.

Веселые старты.

Фотоконкурс «Моя малая Родина».

Конкурсная программа «Мистер и Миссис Лето».

15.

 

Линейка. Зарядка.

Познавательный турнир «Знатоки экологической азбуки».

Игра-путешествие «Мы живем в России»

16.

 

Линейка. Зарядка.

Экологическая акция (уборка территории).

Экологическая викторина «Зеленый мир»

Выпуск плаката «Защитим планету!»

17.

 

Линейка. Зарядка.

Линейка, посвященная Дню памяти и скорби «Памятная дата 22 июня 1941 года».

Просмотр видеофильма «Первые четыре часа войны».

18.

 

Линейка. Зарядка.

Беседа «Земляки в годы войны».

Веселые старты на природе.

19.

 

Линейка. Зарядка.

Акция «Спасём окружающую среду».

Конкурс экоплакатов.

20.

 

Линейка.

Веселые старты.

Экскурсия в библиотеку «Книги о родном крае»

21.

 

Линейка. Зарядка.

КТД «Как мы жили»

Праздничное закрытие смены.

Подведение итогов работы лагеря.

Список литературы, использованной при разработке программы

Артамонова Л.Е. Летний лагерь: Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий: 1-11 классы. – М., 2007 г.

Баранник М.М., Борисова Т.С. Позывные лета — М., 2003 г.

Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г.

Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 г.

Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.

Коган М.С. С игрой круглый год в школе и на каникулах: Внеклассные мероприятия на каждый месяц учебного года. – М., 2008 г.

Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2007 г.

Кулаченко М.П. Учебник для вожатого – М., 2007 г.

Лобачева С.И. Жиренко О.Е. Справочник вожатого: Организация работы. – М., 2008 г.

Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома: Мы бросаем скуке вызов. – М., 2006 г.

Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.

Пашнина В.М. Отдыхаем на "отлично"!: Праздники и развлечения в летнем лагере. – М., 2008 г.

Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г.

Руденко В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря. – М., 2006 г.

Сысоева М.Е. В помощь организатору детского оздоровительного лагеря - М., 2000 г.

С.В. Титов Здравствуй, лето! - В., 2001 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.