Эколого-познавательно-исследовательский проект "Синичкин День"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №26 «Почемучка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан Эколого-познавательно- исследовательский проект «Синичкин день» Автор проекта: Галиаскарова Айгуль Фаизовна Методическое сопровождение: Скарякина Наталья Николаевна, старший воспитатель
Информация о проекте Вид проекта: эколого-познавательно- исследовательский, краткосрочный Сроки реализации: декабрь 2014г.- январь 2015г. Участники: воспитатели, воспитанники старших групп и их родители Направление работы: педагогическое Направление развития детей: художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое
Цель проекта: Расширить представления детей о зимующих птицах – синицах, прививать любовь и бережное отношение к родной природе; Формировать представления детей о всероссийских праздниках – «Синичкин день»; Активизировать познавательную и речевую деятельность. Задачи проекта: Расширить представления детей о зимующих и перелётных птицах; Способствовать формированию углубленных знаний о синицах (образ жизни, виды синиц, праздник «Синичкин день»); Вызвать желание изображать синичку, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску); Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку; Способствовать развитию познавательной активности, самостоятельности, умений рассуждать, делать умозаключения; Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме; Добиваться партнерских отношений между детьми группы, родителями и педагогами.
Актуальность проблемы В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В результате бесед и ежедневного общения я поняла, что у детей мало экологических знаний о зимующих птицах, беден словарный запас по теме «Зимующие птицы». Дети имеют скудные представления о том, как помочь птицам выжить в зимних условиях. У детей недостаточно знаний о всероссийском празднике «Синичкин день». Исходя из этого, считаю необходимым пополнить знания детей о зимующих птицах, расширить кругозор и продолжить работу по экологической культуре.
Ожидаемый результат: Дети знают и рассказывают о всероссийском празднике «Синичкин день»; Имеют начальное представление о приспособленности синиц к среде обитания; Расширились представления о жизни птиц в природных условиях зимой. Имеют представление о зимующих и перелетных птицах. Рассказывают о помощи человека зимующим птицам. Любят и бережно относятся к природе; Активизировалась коммуникативная функция речи и познавательная деятельность детей, обогатился словарь, улучшилась грамматическая сторона речи по данной теме. Этапы проекта: Вводный этап: Создать развивающую среду в группе: подобрать материалы для бесед, пословицы и поговорки по теме, атрибуты для подвижных, дидактических игр, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме проекта. Подобрать материал для продуктивной деятельности. Основной этап: Чтение и беседа по содержанию рассказов «Воробей. Синица» (автор Г. Скребицкий), «Тридцать зерен» (автор Е. Носов); Пословицы о синице; Отгадывание загадок по теме; Составление рассказа о синице по серии сюжетных картин; Заучивание стихотворения с детьми «Прилетайте к нам, синицы» (автор В. Гвоздев);
Дидактическое упражнение «Собери пазл - синичку»; Игра на внимание «Какой птички не стало?»; Пальчиковое упражнение; Подвижные игры; Вывешивание кормушек на участке; Наблюдение за поведением синичек во время прогулки; Кормление птиц. Рассматривание иллюстраций по теме; Рисование синичек цветными карандашами, фломастерами; Рисование синичек нетрадиционной техникой (рисование ладошкой и пальчиками); Лепка синичек из пластилина, из соленного теста; Пластилинография; Конструирование синички из бумаги – оригами; Изготовление коллажа «Синицы на березе»; Изготовление кормушек из картонного материала; Изготовление корма для синичек из топленного сала, семян и круп. Просмотр на проекторе презентации «Голоса птиц. Синица. Пение» (автор Н.Мазепа), прослушивание музыки. Заключительный этап: Проведение открытого мероприятия с участием детей «Синичкин День». Результат проекта: Организация на территории дошкольного учреждения участка группы природоохранной зоны для птиц. Повышение экологического сознания у участников проекта. Обогащение словаря, улучшение грамматической стороны речи по данной теме.
Работа началась с показа ребятам плаката «Знакомые птицы». Внимательно рассматривали окраску птиц и отмечали, чем отличается окраска головы, хвоста, крылышек, туловища, а чем похожи. Отвечали на вопросы «Как называются эти птицы? Какие птицы зимующие, а какие перелетные? Почему они называются зимующими? И где сейчас перелетные птицы?» Дети отгадывали загадки и играли в дидактические игры, в результате которого учились анализировать, классифицировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи Далее дети узнали, что существует праздник - «Синичкин день». С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц (синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей). Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток. И дети решили подробнее узнать об этой птице.
Дидактическое упражнение - пазл «Собери синичку»
Не велика птичка-синичка, да и та свой праздник помнит Дети познакомились с произведениями «Воробей. Синица» (автор Г. Скребицкий), «Тридцать зерен» (автор Е. Носов). Узнали, что ближе к зиме синицы прилетают поближе к человеку в поисках пищи. А весной опять улетают и питаются яйцами насекомых, личинками, насекомыми, гусеницами, пауками, которые являются вредителями лесов, садов, парков. Гнезда синицы устраивают обычно в дуплах деревьев. Гнездо синицы строят общими усилиями (самец и самка) из тонких веточек, сухих стебельков трав, мха и лишайников Самка кладет 9— 13 белых яичек и насиживает их в течение двух недель. А самец приносит ей корм. А когда птенцы вылупляются оба родителя кормят их в течение 20 дней. За лето некоторые виды синиц откладывают яйца два раза (обычно в апреле и июне). Узнали пословицы и приметы про синичку: «Синица - счастья синяя птица» «Хлопотунья синица - сада защитница» Если они целыми стайками появлялись у дома — это предвещало скорые холода. Если синица свистит — это к ясному дню, если пищит — к ночному морозу
Вдохновившись рассказами и стихами, дети решили нарисовать синичку.
Далее мы приступили к более объемной работе – лепке синичек из пластилина.
Продолжаем работать с пластилином. Пластилинография – появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, развитию внимания, памяти, мышления, а так же творческих способностей.
На вопрос «От чего же больше страдают и гибнут птицы зимой: от холода или от голода?», мнения детей разделились. Тогда я объяснила, что страдают наши пернатые друзья от голода. Синички очень любят несоленое сало, арахис, семена подсолнуха, тыквы. Дети захотели помочь птицам и приготовить угощение.
После приготовления корма, пришло время готовить и кормушки. После Новогоднего утренника остались красивые картонные упаковки. Они-то нам и пригодятся.
На участке детского сада: наши кормушки и мы. Наблюдаем, кормим, заботимся о птицах.
Продолжаю развивать мелкую моторику пальцев рук. Перехожу к ознакомлению детей с искусством оригами. Дети учатся складывать бумагу в разных направлениях, работать по карте – схеме. Воспитывается культура труда, аккуратность.
Использование ваты и крупы для создания картин и поделок всегда привлекает детей, да и взрослые получают удовольствие при работе с таким материалом. Создаем совместный коллаж «Синички на берёзе», приклеиваем наши оригами.
Знакомлю детей с нетрадиционной техникой рисования пальчиками и ладошками. Развиваем творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук, воспитываем интерес к творчеству.
Экспериментируем с водой, солью и мукой. В результате получаем соленое тесто. Лепим синичек и расписываем готовую работу после окончательного высыхания, используя гуашь. Во время работы с этим материалом дети испытывали радость и наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки, от результатов своего труда.
В один из тёплых зимних дней во время прогулки слепили синичку из снега. Вот такая красавица украшает наш участок.
Морозный день. Дети понимают как трудно синичкам и другим зимующим птицам. Ведем регулярную подкормку: сало, арахис, семечки, крупы. Выложили птичку из пшена.
Итоговым мероприятием стал экологический праздник «Синичкин день», где были закреплены знания, полученные ранее. Дети почувствовали себя синичками и с удовольствием поиграли. Выучили стихотворение Виктора Гвоздева «Отдохнут пускай игрушки». Дети узнали, что в наших лесах можно встретить синиц нескольких видов: большая синица, лазоревка, князек, московка и гренадерка.
Большая синица или синица-кузнечик (устар.) (Parus major). Самая крупная среди синиц (14 см). Голова черная с белыми щеками и затылком, спинная сторона зеленоватая (реже голубоватая), брюшко ярко-желтое с черной продольной полосой, более широкой у самцов и молодых птиц. Голубая или Зеленая лазоревка (Parus coeruleus). Одна из самых красивых наших синиц. Размером немного меньше большой синицы. Длина 11-14 см, масса 9-14 г. Типом окраски напоминает большую синицу, главное отличие - белая с ярким сине-голубым пятном в центре шапочка, отделенная от белых щек черной полосой через глаз. Белая лазоревка, или белая синичка, или князек (устар.) (Parus cyanus). Спинная сторона серовато-голубая, крылья и хвост голубые, брюшко, голова, две широкие полосы на крыле и полосы по краям хвоста белые, через глаз проходит голубая или черная полоска. Московка, или черная, или малая синица или моховушка (устар.) (Parus ater). Спинная сторона серая, голова черная с белыми щеками (ограниченными снизу черным) и затылком, брюшко светло-серое без черной продольной полосы. Название “московка”, произошло от старого названия “масковка”, т.е. синица с маской на “лице”. Хохлатая синица, или гренадерка,или хохлуша (устар.)(Parus cristatus) На голове большой острый полосатый хохол, спинная сторона серовато-бурая; горло, затылок и полоска через глаз черные, голова и брюшко белые с буроватым налетом. Стайками встречается редко.
Берегите синичек!