СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Сидорова Анна Николаевна21

Сидорова Анна Николаевна

Экология

Муниципальное автономное бюджетное образовательное  дополнительного образования "Эколого-биологический центр"

Электронная почта личная– sidorova8687@mail.ru

 Всероссийский конкурс для учителей биологии и экологии на лучшую методическую разработку теста по предмету




































Экскурсия "Золотая осень"


Возраст обучающихся: 7-8 лет.

Количество обучающихся: 12 чел.

Продолжительность экскурсии: 1 час 30 минут.


Цель экскурсии: на основе наблюдений обобщить и систематизировать знания обучающихся об основных изменениях, происходящих в природе осенью.

Задачи:

Образовательная: обобщение и систематизация знания об осенних изменениях в природе ХМАО, формирование у воспитанников целостного представления о природе.

Развивающая: развитие познавательной активности, памяти, внимания, эмоционально-чувственной сферы личности, навыков продуктивной работы в группах;

Воспитательная: воспитание экологической культуры личности, любви и бережного отношения к природе.


Ведущая идея экскурсии: системный подход в изучении общебиологических закономерностей помогает раскрыть перед учащимися метапредметность экологических знаний, создаёт богатейшие возможности для формирования у них универсального знания о мире, делает реальным совмещение интеллектуального осмысления мира и его эмоционально-чувственного представления.


Педагогические методы работы: рассказ, беседа, диалог, игра, практическая работа.

Прогнозируемый результат: обучающие обобщат и систематизируют знания об основных изменениях в природе в осенний период, их значение в природе.

Используемое оборудование: деревья из коллекции экологической тропы станции юных натуралистов, листья деревьев, иллюстративный материал с изображением осеннего леса (для оформления кабинета), дидактические карточки с заданиями.

Расходные материалы (12 человек):

Блокноты 12;

Цветные карандаши 12 к.








План экскурсии:

I. Подготовительный этап.

II. Организационный момент.

III. Проведение экскурсии на экологической тропе:

Беседа.

Работа в малых группах.

Сбор природного материала.

Закрепление знаний:

Практическая работа в малых группах по дидактическим карточкам;

Игра «Угадай, с какого дерева этот листок».

IV. Заключительная часть.

V. Оформление экспозиции «Узоры осени».


Ход экскурсии:

I. Подготовительный этап.

1. Определяется место, где будет проходить экскурсия, уточняется, какой природный материал смогут собрать обучающиеся для использования его на творческих занятиях.

2. Накануне проводится инструктаж по технике безопасности, правилах поведения на экскурсии и вводная беседа по следующим вопросам:

- Вспомните, какой был лес в летний период?

- Какие изменения произошли в природе в конце лета?

3. Прослушивание пьесы «Сентябрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.

4. До экскурсии обучающимся даются задания:

- понаблюдать за насекомыми и птицами;

- рассмотреть, какие деревья и кустарники растут на экологической тропе, определить их по внешнему виду, листьям;

- собрать природный материал (шишки, опавшие ветки, кору).


II. Организационный этап.

Осень скверы украшает

Разноцветною листвой

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой,

И в садах, и в огороде,

И в лесу, и у воды,

Приготовила природа,

Всевозможные плоды,

На полях идёт уборка -

Собирают люди хлеб,

Тащит мышка зёрна в норку,

Чтобы был зимой обед,

Сушат белочки коренья,

Запасают пчёлы мёд,

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладёт,

Уродился урожай -

Собирай дары природы!

В холод, в стужу, в непогоду

Пригодится урожай!

Т. Бокова


- Какое время года описано в стихотворении? (осень)

- Почему считается, что это грустное время года? (Прошло лето, становится холоднее, вы уже не можете так беспечно гулять целыми днями, любоваться красотой цветов и зеленью листвы. Начало осени – тоже красиво, деревья в разноцветных уборах, но скоро облетит листва, и будет серо и холодно, пасмурно).

- А чем прекрасно это время года? (Мы можем собирать созревшие плоды. Сейчас на улице еще красиво, разноцветный ковер под ногами. Пока еще солнечная погода, мы можем дышать чистым, свежим воздухом ).

- Ни один человек, обладающий душой и способный чувствовать, не сможет не заметить те чудеса, которые происходят в природе с наступлением осени.


III. Проведение экскурсии на экологической тропе:

1. Беседа.

а) - Какая погода сегодня?

- Остановитесь, посмотрите вокруг, прислушайтесь, как звучит осень? Полюбуйтесь красотой осенних деревьев.

- Что вы слышите?

- Какие стихи приходят вам на память?

- Какие загадки, пословицы, поговорки об осени вы знаете?

- Какое у вас ощущение от осеннего пейзажа?

- Как изменилась окраска листьев? (листья пожелтели, покраснели, но остались зеленые).


б) - Понаблюдайте за небом. Как оно изменилось по сравнению с летним небом?

- Каким стало солнце?

- Чем покрыта земля осенью? Что падает с неба?

- Какая температура воздуха? Выше или ниже нуля?


в)- Возьмите и положите листочек на ладошку и внимательно рассмотрите его рисунок.

- У каждого листочка свой невероятный рисунок. Как на земле не встретить двух одинаковых людей, так нельзя найти двух одинаковых листочков.

- Определите, с какого дерева опал ваш листочек?

- Попробуйте зарисовать узор, который еле виднеется на листочке (зарисовывают в блокнотах).



г) - Я предлагаю разделиться на три группы и выбрать эксперта группы.

- Вы будете выполнять задания и результаты записывать в блокноты. По окончанию выполнения заданий эксперты группы представят полученные результаты.


Группа №1:

1. Посмотрите на кустарники, какие на них листья по окраске, на каких есть плоды? Соберите плоды и листья различной окраски.

2. Назовите известные вам съедобные и не съедобные грибы.

Группа №2:

1. Покажите и назовите хвойные, а потом лиственные деревья. Объясните, какие деревья сбросили листья.

Вспомните, какие работы люди выполняют осенью.

Группа №3:

1. Понаблюдайте за насекомыми. Где их больше, на пригретых местах или в тени? Сделайте выводы.

2. Понаблюдайте, каких мы птиц встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему?


2. Итоги работы в группах.

Эксперты групп докладывают о выполненной работе.


3. Сбор природного материала.

Задания по группам:

Группа №1:

соберите 12 сосновых шишек, разложите их по величине


Группа №2:

соберите опавшие ветки, которые сбило ветром


Группа №3:

разделите ветки хвойных и лиственных деревьев, попробуйте определить вид дерева


4. Игра «Угадай, с какого дерева этот листок».

Педагог держит в руках несколько сухих листков с разных деревьев, показывает один из них и предлагает детям подбежать к тому дереву, которое имеет такие листья. Дети подбегают к соответствующим деревьям. Потом учитель раздает каждому обучающемуся по одному листку и говорит: «Когда я скажу «Раз, два, три – беги», каждый из вас должен подбежать к тому дереву, листок с которого держит в руках». Через некоторое время дети обмениваются листьями и игра продолжается. Учитель проверяет, правильно ли дети выполняют условия игры. Выигрывают те обучающиеся, которые сделали меньше ошибок.


IV. Заключительная часть (в учебном кабинете).

Обобщение и систематизация знаний.

В ходе обобщающей беседы выясняются те изменения, которые происходят в неживой и живой природе с приходом осени:

- Что мы сегодня наблюдали?

- Какие осенние изменения в природе вы заметили?


V. Оформление экспозиции «Узоры осени».

В учебном кабинете оформляется экспозиция «Узоры осени», где размещаются осенние листья разных деревьев и зарисовки, сделанные обучающимися в ходе экскурсии.


VI. Рефлексия «Ладошка».

Воспитанники ладошками дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей).

- Мне остаётся спросить как ваше настроение? (ответы) А я хочу пожелать вам успехов в учёбе, и хорошего настроения.





Используемая методическая литература:

1.Беркинблит М.Б., Глаголев С.М. Биология в вопросах и ответах. – М.: Мирос, Международные отношения, 1994.

2.Груздева Н.В., Морозова Г.Н. Думаем, играем, творим, познавая окружающий мир– СПб., 1994.

3.Петров В.В. Из жизни зеленого мира.- М.: Просвещение, 2000.-237 с.

4.Плешаков, А.А. От земли до неба / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2000.

5.Хессайон, Д.Г. Все о декоративных деревьях и кустарниках – М.: Кладезь, 1996.









Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.