Экспедиции воспитанников воскресной школы.
Историко-церковное краеведение – это познание окружающего нас мира, и не только вчерашнего или сегодняшнего, а некоторое ориентирование в том, каким должно быть наше будущее. Обращение к фактам и событиям, происходившим на территории родного края, к изучению биографий тех, кого знали и помнят сегодня, и тех, имена которых оказались вычеркнутыми из исторической памяти народа в годы репрессий и войн, позволяет глубже разобраться в истоках и причинах, в духовных смыслах исторического прошлого. Именно здесь, казалось бы, на периферии научной и общественной жизни, отчетливо проявляются глубинные процессы взаимодействия Церкви, общества и государства, место и роль отдельно взятого человека в истории народа.
Я хотела бы сказать, что кроме замечательных возможностей образования и воспитания детей, историческое и церковное краеведение дает первые навыки научной работы. Если человек сначала заинтересовался: что это за часовня стоит, что это за какой-то обломок остался, почему здесь какая-то непонятная надпись, откуда это, в этом – живой интерес. Живая жизнь, когда можно увидеть, посмотреть; когда твой дедушка, твоя бабушка здесь где-то ходили.
Важно и то, что в деревне или селе, куда мы придем, сегодня сможем что-то узнать и записать от бабушки, а завтра она умрет. Мы можем опоздать, и тогда нарушится связь поколений. А ведь XX век, как говорят ученые, особенно архивисты – это век белых пятен. Уходит то, о чем потом никто никогда нигде ничего не сможет прочесть.
Приведу примеры из исследовательских работ.
Проведение краеведческих экспедиций воспитанников воскресной школы, в с. Константиновка, с.Новоархангеловка, с.Илькульган для уточнения информации и осмотр мест, где располагался Храм, проживала матушка Зосима, монах отец Андрей и уточнения места, где были расстреляны православные священники ( около 30 человек)
Экспедиция работала по двум направлениям: историческое и краеведческое. Её участниками стали воспитанники воскресной школы и педагоги. Много нужных и незабываемых остановок было на маршруте. И каждая остановка, наполненная новыми встречами, яркими открытиями, незабываемыми впечатлениями, была значимой, неповторимой и важной.
Места где побывали участники экспедиции очень красивые.
1. Мы приезжали в с.Новоархангелавка, что бы узнать о жизни схимонахини Засимы и инокини Евникии, о которых собирали материал: нам повезло встретить дочь инокини Евникии - Марию Петровну. От нее мы узнали много интересного, у нее сохранились иконы, она указала нам дом, где жили подвижницы. На этом месте мы установили памятный крест и мраморную табличку. Каждый год воспитанники воскресной школы приезжают в село Новоархангеловку, что бы привести в порядок это место. На этой улице находится поклонный крест, где проживала святая преподобная матушка Засима Еннатская и Уфимская, там мы тоже установили мраморную табличку с надписью.
2. В селе Константиновка ребята побеседовали с местными жителями для уточнения места, где находился храм. В школьном музее была найдена единственная фотография довоенных лет, на которой запечатлена церковь. К сожалению, у жителей этого села не удалось выяснить название церкви. Ребята поработали в архиве. С помощью сотрудников архива попытались найти информацию о разрушенных храмах, сведения о расстреле священников. Был найден рапорт от 1913года Его Преосвященству, Преосвященнейшему Феодосию, Епископу Оренбургскому и Тургайскому. Из которого ребята узнали название церкви. В селе Константиновка мы так же установили поклонный крест на месте разрушенной церкви, а на мраморной табличке сделали изображение церкви по фотографии, которую нашли в музее.
3. И еще одна интереснейшая встреча произошла в селе Илькульган, там мы искали свидетельства о жизни старца Андрея. И встретили бабушку которой было 96 лет. Она нам рассказала о чудесах и исцелениях по молитвам старца. Когда ей было 16 лет она с мамой приходила в дом, в нем жили 3 монахини, а в подвале они прятали старца. Жил старец за деревней в землянке, нам удалось найти эту землянку и источник. Во время войны была эпидемия, старец говорил людям, что бы они брали воду из этого источника и исцелялись. Власти много раз искали его даже с собаками но найти так и не смогли.
4. Мы так же установили место расстрела православных священников, установили поклонный крест с табличкой.
Главное, чтобы люди осознавали свое человеческое достоинство и божественное призвание, знали, что от нас сейчас требуется больше всего. А от нас требуется, чтобы наша страна и наша традиция не погибли. И все мы можем этому послужить. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня — значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. И мы надеемся, что, благодаря сегодняшнему обращению к великим историческим событиям, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде своего Родного края, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.