12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
mir26
люблю шить, вязать, делать различные поделки с детьми, люблю русский сарафан.
Россия, Челябинская обл., Челябинск
1

Рабочая программа «Развитие воспитанников воскресной школы посредством творческой работы с тканью. Кружок «Мастерица»

 

Возраст:  7-11 лет
Срок освоения: 1 год
Ф. И. О. разработчика программы:  
Комиссарова Татьяна  Ивановна

 

2015 год
 

Оглавление

1.       Пояснительная записка______________________________________3
2.       Учебно-тематический план занятий___________________________ 8
 
3.       Материально – техническое обеспечение______________________ 12
4.       Список литературы_________________________________________14

 

1. Пояснительная записка

·        Тип программы – авторская.
·        Образовательная область – воскресная школа.
·        Направленность деятельности – духовно-нравственная, художественно – эстетическая.
·        Способ освоения содержания образования  - совместная творческая деятельность родителей и детей.
·        Уровень освоения содержания образования – культурно – досуговый.
·        Возрастной уровень реализации программы – начальная и основная школа.
·        Форма реализации программы – групповая.
·        Продолжительность реализации программы – одногодичная.

 

Данная рабочая программа составлена для учебно-воспитательной деятельности в Воскресной школе для детей в возрасте 7-11 лет. Автор-составитель: учитель технологии МБОУ школы-интерната №9 Комиссарова  Татьяна Ивановна. Имеет первую квалификационную категорию, стаж работы – 20 лет.
 
Программа кружка «Мастерица» в воскресной школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего она ориентирована на духовно-нравственное, социальное, личностное развитие воспитанников и на коллективную  деятельность воспитанников– парную, групповую (иногда индивидуальную), которая осуществляется в течение определённого отрезка времени. Развитие воспитанников в Воскресной школе  возможно при формировании соответствующей среды, православного уклада, которые способствуют решению задач православного образования и воспитания.
 
Православное богослужение вобрало в себя, синтезировало в себе всевозможные искусства. Православие даёт возможность практически каждому послужить Богу своим талантом. Поэтому мы предлагаем занять наших воспитанников таким благочестивым ремеслом как рукоделие. Занятие рукоделием в Воскресной школе является средством оторвать хотя бы на короткое время детей от компьютеров и телевизоров, приобщить их к эталонам красоты.
 
Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов рукоделия. Работая с различными материалами (тканью, нитками, пряжей, отделочными материалами и др.) дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей среды. У ребёнка развивается чувство цвета, ритма,
глазомер, наблюдательность. Особое место уделяется совместной творческой деятельности  детей и их родителей. Родители принимают активное участие в занятиях детей и вносят свой вклад в подготовку праздников Рождества Христова и Пасхи.
Основные виды рукоделия  — работа иглой, ножницами при выполнении различных поделок из ткани, флиса, фетра.
Занятия начинаются со знакомства с ручными стежками, применяемыми в рукоделии. Дети, выполнив стежки на образце, оформляют альбом со стежками и строчками. Закрепление приёмов выполнения стежков и строчек в дальнейшем происходит при выполнении различных поделок из ткани.
Поделки выполнятся к  церковным праздникам, начиная с сентября месяца, с праздника Рождества Пресвятой Богородицы. К этому празднику дети выполняют панно из цветов на фетре. В дальнейшем, используя изученные приемы работы, дети создают изображения цыплят, рыб, птиц, цветов. К празднику Рождества Христова дети делают ангелочков, кукол в народном стиле, праздничные мягкие игрушки Совместно с родителями происходит сборка вертепа. К празднику Пасхи дети изготавливают сувениры, корзиночки, прихватки.
Работы детей участвуют в благотворительных ярмарках.
 
Программа рассчитана на 1час в неделю – 36 часов в год.  За это время дети успевают освоить такие виды рукоделия, как: пэчворк (изготовление в стиле лоскутной техники), изготовление мягкой игрушки, дизайн (приемы оформления композиций  из ткани). Занятия проводятся 1 раз  в неделю по 1 часу.
 
Цель: создание условий, в которых дети развивают свои творческие способности, овладевают умениями и навыками рукоделия для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему.
 
Задачи:
1.     Познакомить детей с различными видами швов.
2.     Научить детей различать основные виды ткани, используемые при изготовлении изделий.
3.     Учить детей терпению, вырабатывать усидчивость и настойчивость в достижении поставленной цели.
4.     Прививать и совершенствовать у детей такие качества, как трудолюбие, внимательность, аккуратность, чувство меры.
5.     Развивать творческие способности, направить их к умственному и физическому совершенствованию ребёнка.

 

Принципы построения педагогического процесса.

1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
 

Формы работы: беседа, коллективная работа, консультация, игровые формы работы, индивидуально-практическая работа, диалог.

Методы обучения:
1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение, поощрение.
2. Наглядные: пример, показ готовых изделий.
3. Практические: изучение видов швов, тканей, осваивание типов игрушек, изготовление выкроек.
4. Аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ, анкетирование, самоконтроль, взаимоконтроль выполненных работ.
 

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать:
- правила безопасности  при выполнении ручных, машинных и утюжильных работ;
- основы материаловедения;
- цветовую гамму;
- правила изготовления изделия;
- оборудование, материалы и инструменты, используемые в работе.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять основные виды швов;
- уметь применять технологию раскроя и пошива;
- использовать  необходимые инструменты и приспособления;
- оформлять работу с эстетической  точки зрения.
 
Механизм отслеживания результатов:

 Результаты занятия в кружке содержат три компонента:
Знать /понимать – перечень необходимых для усвоения каждым воспитанником знаний;  назначение различных швейных изделий, виды традиционных народных промыслов.
уметь/владеть - конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач.
Ожидаемые результаты по данной программе в обобщённом виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, необходимых для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми  функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования. Формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
Уметь:
·                   Выбирать вид ткани для определённых типов швейных изделий;
·                   Выполнять не менее двух видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами;
·                   Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования, приспособлений, приборов влажно – тепловой и художественной обработки изделий;
- выполнения различных видов художественного оформления изделий.
 
Критерии качества освоения воспитанником ручного труда
1.     Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
2.     Владеет приемами работы с различными материалами.
3.     Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
4.     Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
5.     Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
6.     Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
7.     Выполняет работу по замыслу.
8.     Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
9.     Показывает уровень воображения и фантазии.
10.   Использует в работе разные способы ручного труда.
 
Формы подведения итогов: 
Реализацией данной программы являются выставки на приходе, открытые мероприятия, участие в районных и городских конкурсах.

 

2. Учебно-тематический план занятий           

 
Кол-во
Час.
Программные задачи
Материал
Сентябрь
1
Знакомство с инструментами и приспособлениями для швейного дела
1
Познакомить детей с инструментами и приспособлениями для швейного дела

 

Ткань, нитки швейные, иглы ручные, ножницы
       
2
Основные стежки и строчки

 

1
     

 

Познакомить детей с основными стежками  и строчками при выполнении ручных работ. Оформить альбом стежков и строчек.

 

Ткань,  нитки швейные, иглы ручные, ножницы, альбом
       
3
Изготовление панно к празднику Рождества Пресвятой Богородицы.

 

1
       
Познакомить детей с работой над изготовлением панно из фетра.

 

 

Фетр, образец панно, нитки швейные, иглы ручные, ножницы
       
4
Изготовление прихватки в стиле лоскутной техники
1
Познакомить детей с работой над изготовлением прихватки в стиле лоскутной техники из флиса.

 

Флис, образец прихватки, нитки швейные, иглы ручные, ножницы
       
Октябрь

 

 

 

5

 

 

 

Знакомство с русской народной тряпичной куклой
   
1
Познакомить детей с русской народной тряпичной куклой продолжать учить делать поделки из ткани;
Видео, журналы. Ткань, нитки швейные, иглы ручные, ножницы
6
История возникновения русской народной тряпичной куклы
1
Познакомить детей с историей возникновения русской народной тряпичной куклы
Видео, журналы, образцы изделий
7
Подготовка ткани к работе. Инструменты и приспособления.
1
Познакомить с правилами подготовки ткани и инструментов к работе. Правилами безопасной работы с инструментами и приспособлениями.
Ткань, нитки швейные, иглы ручные, ножницы, выкройки
8
Изготовление русской народной тряпичной куклы
1
План изготовления куклы. Украшение изделия. Способствовать коллективной деятельности, умению планировать свою работу; доводить начатое дело до конца
Ткань, нитки швейные, иглы ручные, ножницы
Ноябрь

 

 

 

9

 

 

 

Знакомство с мягкой игрушкой. История возникновения мягкой игрушки.
 

 

1
       
Познакомить детей с историей возникновения мягкой игрушки. способствовать коллективной деятельности, умению планировать свою работу, доводить начатое дело до конца

 

Видео, журналы, ткань, мех, нитки швейные, иглы ручные, ножницы
       

 

 

 

10

 

 

 

Типы игрушек. Правила раскроя изделий из меха
   
1
Познакомить с  различными типами игрушек. Правилами раскроя изделий из меха
Выкройки, мех, нитки швейные, иглы ручные, ножницы

 

 

 

11

 

 

 

Украшения и фурнитура. Набивка.
   
1
Обогащать знания детей о разнообразии швейного материала и его использовании в поделках
Различные виды украшений, набивка, фурнитура.
12
Изготовление игрушки «котик»
1
Продолжать учить делать поделки из подручного материала; способствовать коллективной деятельности; умению планировать свою работу, доводить начатое дело до конца

 

Выкройки, мех, нитки швейные, иглы ручные, ножницы
       
декабрь

 

 

 

13

 

 

 

Изготовление поделок к празднику Рождества Христова.
   
1
Продолжать учить детей работать с тканью разного вида и качества; создавать поделки; умение радоваться полученному результату
Выкройки, мех, нитки швейные, иглы ручные, ножницы
14
Изготовление игрушки «ослик»
1
Познакомить детей с работой над изготовлением игрушки «ослик» из носок
Выкройки, мех, нитки швейные, иглы ручные, ножницы
15
Изготовление панно из цветов из фетра
1
Познакомить детей с работой над изготовлением панно из цветов из фетра
Фетр, образец панно, нитки швейные, иглы ручные, ножницы
16
Оформление выставки к празднику Рождества Христова
1
Оформление выставки на приходе совместно с родителями и воспитанниками выставки поделок к празднику Рождества Христова
Изделия, выполненные воспитанниками и их родителями.
январь
17
Изготовление детской сумочки из фетра
1
Познакомить детей с работой над изготовлением детской сумочки из фетра
Фетр, образец сумочки, нитки швейные, иглы ручные, ножницы
18
Изготовление  ангелочков из ткани. Украшение изделия.
1
Познакомить детей с работой над изготовлением ангелочков из ткани. Познакомить с видами украшений.
Ткань, нитки швейные, иглы ручные, ножницы, выкройки, украшения.
19
Знакомство с куклами -зерновушками. Изготовление куклы -зерновушки.
1
Познакомить детей с историей возникновения куклы – зерновушки. Продолжать учить детей работать с тканью разного вида и качества;
Ткань, нитки швейные, иглы ручные, ножницы, зерно, украшения.
20
Изготовление рамочки для  фото из фетра и картона.
1
Продолжать учить детей работать с фетром, картоном разного вида и качества; создавать поделки; умение радоваться полученному результату
Фетр, образец рамочки, картон, ножницы, украшения
февраль
21
Изготовление игольницы
1
Познакомить детей с работой над изготовлением игольницы из ткани.
Ткань, нитки швейные, иглы ручные, ножницы, выкройки игольницы, украшения.
22
Изготовление панно с цветами из ткани к празднику Сретения Господня.
1
Продолжать учить детей работать с тканью разного вида и качества; создавать поделки; умение радоваться полученному результату
Фетр, образец панно, нитки швейные, ткань, иглы ручные, ножницы
23
Стиль «пэчворк». Цветовая гамма.
1
Познакомить с историей возникновения лоскутной техники. Познакомить с  техникой в стиле «пэчворк». Правилами раскроя шаблонов.
Ткань, нитки, швейные, иглы ручные, ножницы, шаблоны, образцы изделий.
24
Изготовление прихватки в стиле «пэчворк»
1
Познакомить детей с работой над изготовлением прихватки в стиле «пэчворк»
Ткань, нитки, швейные, иглы ручные, ножницы, шаблоны, образцы изделий.
март
25
Изготовление кукольного одеяльца в стиле «пэчворк»
1
Познакомить детей с работой над изготовлением прихватки в стиле «пэчворк»
Ткань, нитки, швейные, иглы ручные, ножницы, шаблоны, образцы изделий.
26
Изготовление поделок на масленицу.
1
Продолжать учить детей работать с тканью разного вида и качества; создавать поделки; умение радоваться полученному результату
Ткань, нитки, швейные, иглы ручные, ножницы, шаблоны, образцы изделий.
27
Изготовление поделок на праздник Торжество Православия.
1
Продолжать учить детей работать с тканью разного вида и качества; создавать поделки; умение радоваться полученному результату
Ткань, нитки, швейные, иглы ручные, ножницы, шаблоны, образцы изделий.
28
Изготовление прихватки для кухни
1
Познакомить детей с работой над изготовлением прихватки для  кухни
Ткань, нитки, швейные, иглы ручные, ножницы, шаблоны, образцы изделий.
апрель
29
Изготовление поделки «курочка»
1
Познакомить детей с работой над изготовлением поделки «курочка» из ткани
Ткань, нитки, швейные, иглы ручные, ножницы, шаблоны, образцы изделий
30
Изготовление поделок на праздник Вход Господень в Иерусалим
1
Продолжать учить детей работать с тканью разного вида и качества; создавать поделки; умение радоваться полученному результату
Ткань, нитки, швейные, иглы ручные, ножницы, шаблоны, образцы изделий
31
Изготовление поделок: корзиночки, шитье пасхальных яиц из ткани.
1
Продолжать учить детей работать с тканью разного вида и качества, способствовать коллективной деятельности, умению планировать свою работу, доводить начатое дело до конца
Ткань, нитки швейные, иглы ручные, ножницы, выкройки игольницы, украшения.
32
Оформление выставки к празднику Пасхи
1
Оформление выставки на приходе совместно с родителями и воспитанниками выставки поделок к празднику Пасхи.
Изделия, выполненные воспитанниками и их родителями.
май
33
Изготовление поделок. Преобрази кусочек ткани.

 

1
       
Продолжать учить детей работать с тканью разного вида и качества; создавать поделки; умение радоваться полученному результату
Ткань, нитки, швейные, иглы ручные, ножницы, шаблоны, образцы изделий
34
Подготовка к  выставке к празднику Жен Мироносиц.
1
Оформление поделок на выставку к празднику Жен Мироносиц.
Изделия, выполненные воспитанниками и их родителями.
35
Знакомство с композицией из ткани. Составление композиций.
1
Познакомить детей с композициями из ткани, правилами составления композиции.
Видео, журналы. Ткань, нитки швейные, иглы ручные, ножницы
36
Оформление выставки детского творчества кружка «Мастерица»
1
Оформление выставки на приходе совместно с родителями и воспитанниками .
Изделия, выполненные воспитанниками и их родителями.

 

3. Методическое и дидактическое обеспечение.

Средства программно – методического обеспечения  дополнительного образования детей – это совокупность систематизированных материалов (текстовых и нетекстовых), обеспечивающих успех детей в их самостоятельной,  познавательной, исполнительной, творческой и коммуникативной деятельности в интересующем их направлении самоопределения и самореализации.
 
Материально-техническое обеспечение:
Работа кружка проводится  в помещении Воскресной школы Свято-Троицкого храма города Челябинска, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям,  где имеется   хорошее дневное и вечернее освещение, что очень важно при подборе ниток для вышивки или декоративной отделки. В перерывах между занятиями помещение проветривается, температурный режим поддерживается в пределах от +17 до +20 °С.
Рабочие места организованы таким образом, чтобы дети сидели, не стесняя друг друга, за каждым закреплено определённое место.
Школьная доска используется для демонстрации схем, эскизов, рисунков.
В учебном помещении имеются шкафы-витрины для размещения постоянно действующей выставки лучших работ кружковцев. Нижняя часть шкафов используется для хранения незаконченных работ кружковцев, материалов и приспособлений.
 

Материалы, инструменты и приспособления:
  • Ткани, материалы и нитки для выполнения  программных работ.
  • линейки масштабные для построения чертежей конструкции в масштабе;
  • лекало закройщика, для раскроя изделий;
  • сантиметровая лента для раскроя изделий и швейных работ;
  • булавки портновские;
  • ножницы для проведения раскроя, швейных работ;
  • напёрсток  для предохранения пальца от укола;
  • пяльцы для выполнения вышивок;
  • игла швейная для выполнения швейных работ;
  • игла для вышивки с удлиненным ушком;
  • калька для перевода рисунка, изготовления выкроек;
  • миллиметровая бумага для выполнения чертежей в масштабе
  • альбомы с образцами швов

 
Список литературы

1. С.Мирский. Методика профессионально-трудового обучения. М.: «Просвещение»,1988
2. Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. М: «Православная педагогика»,2001
3.Сурова Л. В. Открытый урок: Статьи по духовному воспитанию. Детская программа «Лето Господне». – Клин: Христианская жизнь, 2006.
3. Труханова А. Т. Иллюстрированное пособие по технологии лёгкой одежды. М.: Высшая школа; Изд. Центр «Академия»,2000
4. Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г.;
5. Гомозова Ю.Б. “Калейдоскоп чудесных ремесел”, “Академия развития”, Ярославль, 1999 г.;
6. Гульянц З.К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г.;
7. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
8. “Делаем сами” - ежемесячный журнал
9. Литвиненко В.М., Аксенов М.В. “Игрушки из ничего”, Издательство “Кристалл”, Санкт - Петербург, 1999
10. Машинистов В.Г., Романина В.И. “Дидактический материал по трудовому обучению”, М: “Просвещение”, 1991 г.;
11. Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками”. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. – 208 с., ил. – (Серия: “Вместе учимся мастерить”).
12. «Вяжем, плетём, вышиваем» - ежемесячный журнал.
13. Обучающие фильмы для детей по изготовлению различных поделок; интернет – ресурсы.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.