Экспертное заключение для прохождения аттестации на высшую квалификационную категорию по должности «Педагог-библиотекарь»
по итогам оценки уровня квалификации педагога-библиотекаря
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Именьковская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Лаишевского муниципального района
Республики Татарстан
Эксперт Шафигуллина Наиля Наилевна, педагог-библиотекарь муниципального бюджетного образовательного учреждения «Кукморская средняя школа № 3» Кукморского муниципального района Республики Татарстан высшей квалификационной категории, осуществила экспертизу профессиональной деятельности Гаяновой Каусарии Гаязовны, педагога-библиотекаря муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Именьковская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.
Гаянова Каусария Гаязовна имеет высшее профессиональное образование. Окончила «Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина», г. Казань, квалификация «Филолог. Преподаватель по татарскому языку и литературе». Стаж педагогической работы – 41 год, в данном учреждении – 36 лет, в данной должности - 5 лет. В 2016 году прошла курсы повышения квалификации для школьных библиотекарей по теме «Содержание деятельности библиотечных работников в условиях реализации ФГОС основного общего образования» в ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», в объёме 72 часа.
Гаянова Каусария Гаязовна - лауреат республиканской премии имени Ризаэддина Фахруддина, 2014; победитель в номинации «За сохранение национальных традиций» республиканского конкурса «Педагог-библиотекарь РТ 2014», 2014 год; дипломант 3 степени Всероссийского конкурса «Патриот России» в номинации «Россия молодая», 2015; дипломант 2 степени республиканского конкурса «Лучшая сельская библиотека - 2015», 2015; победитель Всероссийского конкурса «Лучшие библиотечные проекты 2015», 2015; победитель «Память о Холокосте – путь к толерантности», 2015; обладатель гранта Фонда «Созидание» проекта «Буктрейлер», 2016; обладатель благодарственного письма Главы Чирповского Совета местного самоуправления Лаишевского муниципального района, 2015; обладатель Благодарственного письма заместителя Премьер Министра РТ - министра информатизации и связи РТ, 2015.
Анализ показателей и параметров педагогической деятельности педагога-библиотекаря показал, что компетентность в области личностных качеств высоко развита. Педагог-библиотекарь способен к дифференцированному и индивидуализированному восприятию внутреннего мира учеников. Все обучающиеся безбоязненно обращаются к педагогу-библиотекарю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи. Гаянова Каусария Гаязовна умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания, умеет поддержать обучающихся и коллег по работе. Кроме того, умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося, а также анализировать причины поступков и поведения обучающихся. Сочетание указанных качеств обеспечивает реализацию такого качества, как любовь к детям, столь необходимого педагогу. Гаянова Каусария Гаязовна обладает широким кругозором, осведомлена об основных событиях и изменениях в социальной жизни.
Результаты анализа деятельности педагога-библиотекаря показывают, что Гаянова Каусария Гаязовна характеризуется высоким уровнем развития компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности. Может сформулировать и обосновать цели и задачи собственной педагогической деятельности. Умеет обоснованно ставить цели обучения образовательным областям в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, корректировать их в зависимости от образовательных запросов обучающихся, выявленного уровня их развития, в зависимости от готовности детей к освоению материала занятия.
Гаянова Каусария Гаязовна характеризуется хорошим уровнем подготовки в области реализации компетентности в области мотивации учебной деятельности. В целом, педагог-библиотекарь характеризуется развитыми навыками и умениями формирования мотивации обучающихся к осуществлению учебной деятельности. Воспринимает взаимодействие с детьми как личностно значимую деятельность и представленная система деятельности педагога демонстрирует, что он создает необходимые условия и ситуации, обеспечивающие успех обучающихся в учебной и воспитательной деятельности. Формирует интерес к занятиям на основе творческой активности обучающегося, поощряет самостоятельную деятельность обучающихся. Демонстрирует любой успех ребенка родителям, коллегам. Профессионально использует положительную мотивацию: одобрение, похвалу. Создает ситуацию успеха для каждого ребенка. Воспитанники педагога-библиотекаря участники и победители Республиканских, Всероссийских конкурсов: победитель конкурса "А седые головы - это белый снег войны…» от 09.05.2015; дипломанты Всероссийского конкурса «Диалог культур» - «Хранитель мудрости» от 12.05.2015; участники всероссийского конкурса чтецов «А память, как колодец, глубока…» от 12.05.2015; Всероссийский конкурс открыток, выполненных с помощью компьютерных программ - 1,2,3 места и приз зрительских симпатий, 2016; конкурс видеороликов, посвященных к 71 летию Победы в ВОВ, 2016; 1 место в конкурсе «Родные лица Победы», 2016.
В рамках реализации компетентности в области формирования информационной культуры учащихся и обеспечения информационной основы деятельности педагог-библиотекарь характеризуется знаниями и умениями, соответствующими требованиям образовательных стандартов. Гаянова Каусария Гаязовна планирует и осуществляет библиотечно-педагогическую деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования. Школьная библиотека под руководством педагога-библиотекаря выступает как библиотечно-информационный комплекс, обеспечивающий информационными ресурсами учебный процесс; формирует развивающее и комфортное книжное пространство в библиотеке, принимает непосредственное участие в совершенствовании учебного процесса за счет мотивации преподавательского состава школы активно использовать современные информационные образовательные ресурсы. Педагог-библиотекарь участвует в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды. Компетентно оценивает учебную, научную, художественную ценность литературных произведений и периодических изданий с учетом требований государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Гаянова Каусария Гаязовна ведет непрерывную работу по формированию информационной культуры обучающихся и коллег, включая обучение навыкам поиска, критической оценки, систематизации, обобщения и свертывания учебной, научной, эстетической информации, о чем свидетельствуют многочисленные мастер-классы, продемонстрированные педагогом-библиотекарем на мероприятиях муниципального, республиканского и федерального уровней. Мастер-класс «Методика создания сайта» в рамках образовательной программы «Информационно-образовательное пространство детской библиотеки» для библиотекарей муниципальных библиотек. Институт дополнительного профессионального образования специалистов СКС и искусства, 2014; мастер-класс «Совместная работа библиотекарей и учителей над формированием критического мышления у учащихся» по теме «Электронные образовательные ресурсы в работе библиотекаря» на базе ЛСШ №1, 2014; мастер-класс «Работа с активом библиотеки. Исследовательский проект «История одного солдата» перед педагогами - библиотекарями школ района, 2015; мастер-класс «Эксклюзивная открытка ко Дню Победы в ВОВ» на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе по теме: «Спортивно-патриотическое воспитание школьников как одно из приоритетных направлений подрастающего поколения» на базе МБОУ «Именьковская СОШ» Лаишевского муниципального района РТ, 2016; мастер – классы и практикумы «Региональная практика деятельности библиотеки общеобразовательного учреждения в контексте требований ФГОС ООО» перед слушателями курсов повышения квалификации педагогов-библиотекарей школ республики в ГАОУ ИРО РТ, 2016.
С целью приобщения к читательской деятельности всех учащихся в процессе библиотечно-педагогического общения с ними педагог-библиотекарь старается применять современные психологические технологии, основанные на знании законов развития личности, сочетать педагогическую деятельность с библиотечно-информационными технологиями и ресурсами. Учитывает индивидуальные особенности обучающихся, в том числе особо одаренных учеников, детей, для которых русский язык не является родным, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и т.п., формирует гуманистическое воспитание личности учащихся средствами книги и чтения; владеет ИКТ-компетентностями и способствует формированию этих компетентностей у учащихся и педагогов, организовывает различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона с использованием информационно-библиотечных ресурсов.
Образовательная деятельность педагога структурирована, логически выдержана. В процессе работы педагог использует различное оборудование и материалы. Следует отметить высокую технологичность просмотренной образовательной деятельности. Использует в своей работе и метод проектной деятельности. Педагог-библиотекарь в совершенстве владеет содержанием информационно-библиотечного дела, осуществляет оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания, апробирует и успешно применяет информационно – коммуникационную технологию.
В области реализации программы и принятия педагогических решений воспитатель достаточно компетентен. Знает основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности. Обобщает свой опыт на страницах печатных и интернет-изданий, проводит семинары и мастер - классы для библиотекарей района и республики. Является автором сообществ на портале «Электронное образование»: «Педагоги-библиотекари школ РТ», «Профессиональные конкурсы для школьных библиотекарей», «Школьные библиотечные сайты», «Мастер-классы для педагогов-библиотекарей и не только», а также является руководителем творческой группы педагогов-библиотекарей школ района. Педагог-библиотекарь является участником Всероссийской экспериментально - творческой группы педагогов ЦДС «Педагогическое мастерство» по теме экспериментального исследования: «БИЦ в сельской школе - веление времени», 2016; Гаянова Каусария Гаязовна прикреплена к Региональной инновационной площадке ГАОУ ДПО ИРО РТ по направлению «Научно-методическое и организационно-методическое обеспечение инновационных форм, методов, технологий непрерывного профессионального развития руководящих и педагогических работников системы образования РТ», 2015 год, о чем свидетельствует наличие справки. Активно публикуется в сообществах: «Открытый класс», «Современный учительский портал», «Социальная сеть работников образования», «Методист», «Альянс Учителей», «Прошколу.ру», о чем свидетельствует наличие сертификатов о публикации: публикация книги «Буктрейлер»; «Электронное портфолио», «Активная работа», «Электронное портфолио в СУПе», «Пошаговая инструкция по вставке звука в презентацию», «Добавление звука в презентацию», «О наличии сайта в социальной сети», «Шаблон паспорта библиотеки», «Критерии оценки педагога-библиотекаря». Публиковалась в сборнике «Использование информационных технологий в работе школьной библиотеки», Казань, 2016 год: «Балагыз китап укыймы?», Виртуальный конкурс - игра по Году водоохранных зон в РТ», сценарий «Бәйрәм бүген, бәйрәм бүген». Публикации «Онлайн - игра. Водные ресурсы Татарстана» и "Бүген бәйрәм - Белем көне, Мәктәпкә илтә юллар"в журнале «Магариф», №8, 2016. Принимает участие на республиканском конкурсе «Пятьдесят лучших инновационных идей РТ» - с проектом «Именьково - жемчужина Татарстана», «БИЦ в сельской школе - веление времени».
Анализ уровня компетентности в области организации учебной деятельности показал, что педагог умеет устанавливать субъект – субъектные отношения: создает рабочую атмосферу на занятии, поддерживает дисциплину через сотрудничество с детьми, ведение с ними диалога, разрешение конфликтных ситуаций оптимальным способом. Использует методы, побуждающие воспитанников самостоятельно рассуждать, формирует у них навыки образовательной деятельности, в том числе навыки поиска дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи, регулирует поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды, реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их в библиотечно-педагогической деятельности. Формирует воспитательную среду, способствующую развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера, проектирует библиотечные мероприятия, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) с использованием библиотечно-информационных ресурсов. Педагог-библиотекарь организует и ученическую самодеятельность в области чтения и библиофильства, способствует формированию воспитанию культуры чтения и пользования книгой, формированию навыков пользования справочным аппаратом библиотеки и ИКТ, проведение библиотечных уроков данной тематики. Строит воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей. Гяанова Каусария Гаязовна способствует созданию, поддержанию атмосферы и традиций отечественного литературоцентризма, развитию у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формированию гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. Мотивирует учебно-познавательную и художественно-эстетическую читательскую деятельность учащихся, развивает критическое мышление и принципы оценки читаемых книг и получаемой информации. Владеет методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п., владеть методами диалогового общения, проведения дискуссий и обсуждения литературных произведений связанных с литературой и деятельностью писателей.
Ведет сайты тематические и по профилю для систематического и эффективного использования необходимого материала на библиотечных уроках, мероприятиях. Многие из них победители различных конкурсов. Является администратором сайтов библиотечного профиля.
На русском языке:
Библиотечные сайты: «Книжный рай» http://mirknigsch.ucoz.ru; «Портфолио библиотекаря» http://portfoliobib.ucoz.ru; МО библиотекарей района http://loobib.ucoz.ru; «Помним. Любим. Скорбим» http://090545.ucoz.ru; Электронное приложение http://essi.ucoz.com; «Саквояж» http://gkg.ucoz.ru/; «Книжкин дом» http://kausargayan.ucoz.ru/.
Краеведческие сайты: сайт села Именьково http://imenkowo.ucoz.ru.
Сайты в помощь ИКТ: «Чайнику» http://tartma.ucoz.ru; «Кому 55 и более» http://sa55.ucoz.ru.
Тематические сайты: «Мир грез» http://kausar-54.ucoz.ru; «Звездная эстафета» http://gagarin.ucoz.ru; «С Новым Годом» http://kau.ucoz.ru; Детско-дошкольный сайт http://bebika.ucoz.ru; «Лучшая школьная библиотека-2015» http://kkq.ucoz.com/; «Педагог-библиотекарь года РТ - 2016» http://kkq.ucoz.net/.
На татарском языке:
Библиотечные сайты: «Дустым китап» http://kitap.ucoz.ru; «Китапханәм» http://kkg.ucoz.ru.
Просветительские сайты:
«Риза Фәхреддин» http://mirasybys.ucoz.ru/; «Каюм Насыйри» http://mirasybyz.ucoz.ru/; «Шиһабетдин Мәржани” http://mardjani.ucoz.ru/; «Сәгыйт Сүнчәләй” http://chc.ucoz.ru/; «Мин Тукайга киләм» http://tukaj.ucoz.ru; «Кыйблам» http://nigez.ucoz.ru/; «Нигез ташым» http://nigezem.ucoz.ru/; «Халкым минем» http://khalkym-minem.ucoz.ru/; «Татарым» http://tatarym.ucoz.ru/; “Халык хәтере мәңгелек”- http://kkkk.ucoz.ru/
Краеведческие сайты: “Имәнкискәм”- http://imenkovo.ucoz.ru/.
Патриотическо-гражданский сайт: «Я- гражданин» http://mynowosti.ucoz.ru.
Ведет учебное документирование в информационной системе «Электронное образование Республики Татарстан», а также систематически пополняет творческую лабораторию за счет электронных учебных программ, презентаций.
На основании вышеизложенного, эксперт считает, что уровень квалификации Гаяновой Каусарии Гаязовны, педагога-библиотекаря муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Именьковская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан соответствует требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории (значение показателя уровня квалификации 4.9).
Для дальнейшего совершенствования деятельности и реализации имеющегося у педагога профессионального потенциала рекомендуется:
- провести обсуждение результатов экспертной оценки и самооценки с целью повышения уровня самооценки по компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности, по компетентности в области разработки программы деятельности и принятии педагогических решений.
Эксперт __________________ Н.Н.Шафигуллина
С экспертным заключением ознакомлен (а) _____________ К.Г. Гаянова
«23» ноября 2016 г.
Лукьянова Оксана Яронимовна