Экзаменационный стресс у выпускников 9 и 11 классов

3
1
Материал опубликован 6 March 2023

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа имени А.В. Суворова
п. Новостройка муниципального района имени Лазо Хабаровского края







Секция психологии

исследовательская работа

Тема: «Экзаменационный стресс у выпускников 9 и 11 классов»






Работа ученика 11 класса

Слепкова Матвея Андреевича


Руководитель проекта

Гаврилова Ольга Владимировна




Новостройка

2022




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..

ГЛАВА 1.Теоретическое описание стресса…………………………………….

1.1 Понятие стресса.............................................................................................6

1.2 Причины и симптомы экзаменационного стресса.......................................7

ГЛАВА 2. Комплексные мероприятия по снижению стресса на экзаменах у обучающихся 9 и 11 классов………………………………………………..…..

2.1 Диагностические методики на определение стрессоустойчивости………

2.2 Работа по формированию стрессоустойчивости у обучающихся 9-11 классов посредством проведения психологического тренинга……………....16

2.3 Анализ работы по профилактике стресса в период экзаменов у обучающихся 9 и 11 классов посредством тренинга………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….19

​​​​​​​


ВВЕДЕНИЕ


Тема ученического стресса всегда волновала педагогов и психологов и была актуальна во все времена, а в наше время этот вопрос стоит наиболее остро. На каждом отрезке жизненного пути мы сталкиваемся с препятствиями, которые неизбежно сопровождаются стрессами. Одним из таких препятствий являются экзамены и, стресс, вызванный ими занимает одно из первых причин, вызывающих психическое напряжение у школьников и их родителей и остальных членов семьи. С начала и до конца учебного года школьники старших классов, их родители, учителя делятся между собой страхами и переживаниями перед экзаменом. К моменту ЕГЭ, старшеклассники оказываются «накрученными» до такой степени что снижается концентрация внимания, способность к работе и на учебную деятельность остается меньше сил, а тревога забирает много энергии... Возникает вопрос - все ли ученики испытывают стресс на экзамене, какова природа стресса и есть ли возможность его избежать?

Для меня эта тема актуальна в первую очередь потому, что я сам учусь в 11 классе, и в этом учебном году мне предстоит сдавать экзамены, от которых во многом зависит мое будущее. Мысль о том, что экзамены совсем скоро, порой приводит меня в замешательство, и кажется, что совсем ничего не знаешь, не помнишь, а самые простые вопросы приводят в замешательство.

«Кто предупрежден – тот вооружен» - гласит русская народная пословица. Вот я и хочу знать как можно больше об «экзаменационном стрессе», о его преодолении при подготовке и на экзамене. Узнать самому и поделиться с одноклассниками. Поэтому это и стало темой моего исследования. Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема проекта: «Экзаменационный стресс у выпускников 9 и 11 классов».

Гипотеза исследования: комплексные психолого-педагогические мероприятия помогут снизить уровень стресса в период подготовки к экзаменам у обучающихся 9-11 классов МБОУ СОШ им.Суворова п.Новостройка.

Цель: выявление и профилактика стресса у выпускников 9 и 11 классов в период подготовки к экзаменам.

Задачи:

1. Раскрыть сущность понятия «экзаменационный стресс»;

2. Выяснить какие факторы вызывают экзаменационный стресс у учащихся 9-х и 11-х классов;

3. Выявить и проанализировать подверженность экзаменационному стрессу учащихся 9-х и 11-х классов МБОУ СОШ им.Суворова п.Новостройка;

4. Разработать и систематизировать практические рекомендации для учащихся и их родителей по профилактике стресса во время подготовки к экзаменам.

Проектный продукт - разработка занятия с элементами тренинга «Психологическая подготовка обучающихся к сдаче экзаменов» и практические рекомендации для учащихся и их родителей по профилактике стресса во время подготовки к экзаменам.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. Теоретическое описание стресса

Понятие стресса.

Слово «стресс» пришло к нам из английского языка и в переводе означает «нажим, давление, напряжение». Стресс – это состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды. Впeрвыe прeдставлeниe о стрeссe ввeл Ганс Сeльe (1907-1982), канадский ученый, которого называют «отцом биологического стресса». Выдающийся патолог и эндокринолог первым начал последовательно изучать адаптивные реакции организма, подвергнутого стрессу, посвятил этим исследованиям десятки лет и фактически ввел само слово «стресс» в современный лексикон. Он опрeдeлил стрeсс как совокупность защитных рeакций организма вызываeмых каким-либо стрeссовым фактором. Стрессовый фактор - это любое воздействие на психику человека, которое вызывает защитную реакцию человека в виде стресса. Есть много разных потенциальных стрессоров: перемены в жизни, конфликты, страх, усталость, резкое изменение звуков и их громкости, болезнь и т.д.

Ганс Селье разделил стресс на эвстресс (эустресс) – «хороший», конструктивный и дистресс – вредный, деструктивный. Эустресс оказывает положительное влияние на деятельность. Дистресс производит разрушительное действие в организме личности. Дистресс вызывает адаптационную активность, но даже если и расширяет адаптивные возможности, то часто одновременно тормозит развитие человека, мешает достижению далеких и близких целей; может вести к истощению сил, например, в том случае, если резерва сил для данной стрессовой ситуации недостаточно. Согласно классической теории стресса Ганса Селье, организм человека справляется со стрессом тремя путями:

1. Сигналы мозга по блуждающим нервам поступают к двигательным мышцам, к плечам, бёдрам и так далее, распространяясь по организму и подготавливая его к немедленному ответу.

2. Сигналы мозга по автономной системе поступают в жизненно важные органы - сердце, лёгкие и так далее. Учащается пульс, повышается давление эритроцитов и содержание сахара в крови, дыхание становится частым и прерывистым.

3. Сигналы мозга поступают в надпочечники и гипоталамус. Надпочечники регулируют выброс в кровь адреналина, который является общим быстродействующим стимулятором.

Все живые существа испытывают в той или иной форме ментальный и физический стресс. Стресс необходим для нашего развития и эволюции. Когда мы даем стресс нашему телу в процессе спортивных занятий, наше тело становится сильнее. Когда мы даем стресс нашему сознанию в процессе умственных тренировок, наш мозг становится острее.


В нормальном состоянии, когда мы заканчиваем спортивные или ментальные упражнения, стресс заканчивается, и мы расслабляемся.

Тогда почему же стресс считается «вредным»? Стресс вреден, когда он вызывает желание убегать или сопротивляться, дающее сверхстимуляцию, взволнованность и страхи. Самая большая проблема стресса такого рода - это длительный срок, в течение которого стресс подавляет наши мозги, души и тела. Медицина тут часто бессильна. Возрастающие потребности современной жизни также дают этот стресс, влекущий за собой страхи, распространяющийся все шире, независимо от возраста и социального статуса.


Причины и симптомы экзаменационного стресса

Наиболее частыми средовыми и ситуационными причинами стресса являются следующие:

1. Влияние окружающей среды (шум, загрязнения, жара, холод...).

2. Нагрузки (повышенной интенсивности):

- физические (мышечные);

- физиологические (болезнь, расстройство, травма, беременность);

- информационные (чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять, запомнить);

- эмоциональные (нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень эмоционального насыщения);

- рабочие (значительные изменения на работе, трудности и конфликты в трудовой среде);

3. Монотония в трудовой деятельности, в эмоциональных контактах.

4. Повседневные раздражители: отсутствие необходимых удобств, мелкие ссоры с окружающими, дискомфортная психологическая атмосфера в общественном транспорте, затянувшиеся ожидания.

5. Отсутствие привычных, желаемых социальных связей, социальная изоляция или депривация, нарушение эмоционально значимых межличностных отношений.

6. Тяжелые жизненные ситуации: болезни, смерть близких людей, трудности, переживаемые близкими, потеря (или угроза потери) работы, стремительные изменения условий жизни.

7. Переломные этапы жизни: свадьба, развод, рождение детей, уход детей из дома, начало или окончание обучения, ситуации конкурса или испытания, новая работа, выход на пенсию, новое место проживания.

8. Материальная необеспеченность.

9. Ситуации неопределенности, ситуации конкретной угрозы.

Среди причин, вызывающих стресс являются эмоциональные нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень эмоционального насыщения, ситуации конкурса или испытания и в том числе ситуация экзамена.

Каждый ученик по завершению обучения в школе обязательно сдаёт Единый государственный экзамен. Кто-то выбирает несколько дополнительных предметов и стремится набрать максимум баллов для поступления в вуз, а кто-то мечтает сдать только обязательные предметы для получения аттестата. В любом случае, и для тех, и для других ситуация подготовки к экзаменам является стрессовой. Подросткам ЕГЭ преподносят как нечто важное и решающее все их будущее в жизни. Речь о его сдаче начинает вестись еще до самого экзамена, многие учителя ссылаются на ЕГЭ, стараясь заинтересовать детей темой, которую проходят на занятиях. Таким образом, школьники становятся вполне о нём наслышаны, но саму суть экзамена узнают лишь в выпускном классе. Вызвано это еще и тем, что процедура ЕГЭ каждый год терпит изменения. Как известно, незнание заставляет почти каждого человека испытывать дискомфорт. Подросток, до конца не понимая как проходит ЕГЭ, начинает бояться самого экзамена. Так и вызывается ассоциация что «ЕГЭ — это страшно», а дальше подсознание подростка делает своё делопутем создания ассоциации: всё, что связано с ЕГЭ, автоматически становится страшным и невозможным. Таким образом, школьник не знает, как будет проходить экзамен, не совсем понимает систему оценивания, слышит от учителей о том, что изучаемая тема сложна, но она будет на ЕГЭ. Находясь в ситуации неизвестности, подросток ощущает себя беспомощным, что ударяет по психике, которая в данном возрасте и так является неустойчивой.

Рассмотрим обыденные симптомы экзаменационного стресса, которые могут быть предписаны к одной из четырех групп:

Физиологические симптомы:

усиление кожного зуда

головные боли

тошнота

диарея

напряжение мышц

цчащенное дыхание

учащение пульса

перепады давление

2. Эмоциональные симптомы:

чувство недомогания

растерянность

раздражительность

тревога

страх

подавленность

неувереность

3. Когнитивные симптомы:

чрезмерная самокритика, принижение своей подготовленности на фоне подготовленности других

печальные воспоминания о неудачах на экзаменах в прошлом

накручивания самого себя на плохой исход экзамена

кошмары во снах

ухудшение памяти

рассеянность, снижение концентрации

4. Поведенческие симптомы

отвлечение внимания от экзаменов в угоду другим занятиям

избегание упоминания об экзаменах

уменьшение способности к учебе в период экзаменов

привлечение других людей в разговор о предстоящих экзаменах

ухудшение сна и аппетита

употребление алкоголя и кофеина

Если перечислять причины экзаменационного стресса можно заметить что их довольно много и они разнообразны: нарушение режима сна, высокая умственная активность, нагрузка одних и тех же мышц и органов в связи с длительным время провождением за учебниками и т.д. Но главным фактором провоцирующим возникновение экзаменационного стресса - это негативные мысли и переживания. Стоит подметить, что выше перечисленные факторы в той или иной степени встречаются у выпускников при подготовке и сдаче экзаменов. Сначала ожидание самого экзамена, а потом и оценки добавляет элемент неопределенности, что в свою очередь помогает развитию стрессовых реакций. Долгое отсутствие движений, связанное с повторением большого количества материала и необходимость уложиться в жесткий лимит времени, данный на подготовку к экзамену создает дополнительное напряжение. К этому стоит добавить нарушение сна и бодрствования, в особенности ночью перед экзаменом. Сложив вместе все выше сказанное, видим, что во время подготовки к экзаменам выпускникам приходится сталкиваться со стрессогенными факторами, приводящих к развитию стресса.


ГЛАВА 2. Комплексные мероприятия по снижению стресса на экзаменах у обучающихся 9 и 11 классов

2.1 Диагностические методики на определение стрессоустойчивости

Экзаменационный стресс – один из самых распространенных видов стресса среди обучающихся школы. Исследования показывают, что за экзаменационный период в школах. 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе, а кровяное давление у них повышается.

Мы провели исследование с целью выявления экзаменационного стресса среди школьников. В исследовании участвовали 14 человек 9 и 11 классов. Первичное исследование проведено в последней декаде декабря. Для проведения исследования использовались тесты взаимодополняющие друг друга, которые представленны в таблице.

Табл.1

Наименование методики


Цель диагностики

1

Опросник детской депрессии авт. М.Ковач (приложение 1)

Определение количественных показателей спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения


2

Опросник «Способы совладающего поведения» авт.Р.Лазарус (приложение 2)

Определение копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности


3

Опросник САН, разработанный сотрудниками Первого МГМУ им. Сеченова (приложение 3)

Определение благоприятного состояния самочувствия, активности, настроения респондента и его психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций


4

Шкала тревоги Спилбергера-Ханина (приложение 4)

Определение уровня ситуативной и личностной тревожности


Диагностирование и подсчёт результатов проводились автоматизированно на сайте Online Test Pad, что позволило это сделать в короткие сроки. Результаты диагностик представлены ниже в таблицах, сформированных сайтом.

Результаты по опроснику детской депрессии авт. М.Ковач

Таблица 2

t1678052419aa.png

Оценки депрессии

уровень депрессии

0-10 – состояние без депрессии

7 человек (43,75%)

11-16 – легкое снижение настроения

3 человека (18,75%)

17-19 – субдепрессия, или маскированная депрессия

1 человек (6,25%);

20 – состояние депрессии

3 человека (18,75%)


Результаты по опроснику «Способы совладающего поведения» авт.Р.Лазарус

Таблица 3

t1678052419ab.png

0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга

2 (14,2%)

6 (42,8%)

3(21,4%)

1(7,14%)

1 (7,14%)

3(21,4%)

0 (0%)

3(21,4%)

7-12 – средний, адаптационный потенциал личности в пограничном состоянии

11 (78,5%)

8 (57,1%)

9 (64,2%)

9 (64,2%)

10(71,4%)

4(28,5%)

10(71,4%)

11(78,5%)

13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации

1(7,14%)

0 (0%)

2 (14,2%)

4 (28,5%)

3 (21,4%)

7 (50%)

4 (28,5%)

0 (0%)




Результаты по опроснику САН

Таблица 4

t1678052419ac.png

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4 Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0 - 5,5 баллов.



N-настроение

A-активность

S-самочувствие

не благоприятное состояние по шкалам

2 человека (14,3%)

0 человек (0%)

2 человека (14,3%)

благоприятное состояние по шкалам

12 человек (85,7%)

14 человек (100%)

12 человек (85,7%)



Результаты по шкале тревоги Спилбергера-Ханина

Таблица 5

t1678052419ad.png

Оценки тревожности

ситуативная тревожность

личностная тревожность

до 30 баллов — низкая

9 человека (56,25%)

4 человек (25%)

31 – 44 балла — умеренная

3 человека (18,75%)

7 человек (43,75%)

45 и более — высокая

1 человек (6,25%)

3 человека (18,75%)


2.2 Работа по формированию стрессоустойчивости у обучающихся 9-11 классов

посредством проведения психологического тренинга

На основании результатов диагностики было определено основное направление по формированию стрессоустойчивости в период подготовки к экзаменам у обучающихся 9-11 классов. Для этой цели было разработано занятие с элементами тренинга «Психологическая подготовка обучающихся к сдаче экзаменов» (приложение 5), которое было проведено в 19 февраля. А также были разработаны практические рекомендации для учащихся и их родителей» (приложение 6). Для достижения цели данных мероприятий поставлены задачи:

1. Развивать уверенности в себе и в своих силах;

2. Мобилизовать личностные ресурсы;

3. Отработать стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзаменам;

4. Обучить навыкам саморегуляции, самоконтроля;

5. Развивать коммуникативную компетентность.

2.3 Анализ работы по профилактике стресса в период экзаменов у обучающихся 9 и 11 классов посредством тренинга

После проведения занятия по формированию стрессоустойчивости в период подготовки к экзаменам у обучающихся, и осмысления ими полученных рекомендаций было проведено контрольное диагностирование по ранее проводимым методикам и с тем же количеством респондентов. Как и на экспериментальном этапе контрольное диагностирование проводилось автоматизированно. После контрольной диагностики были вновь сформированы сводные таблицы, но уже с данными обоих исследований для того, чтобы наглядно увидеть разницу в показателях.

Результаты по опроснику детской депрессии авт. М.Ковач

Таблица 6

Оценки депрессии

уровень депрессии

изменение показателей

первичная диагностика

контрольная диагностика

0-10 – состояние без депрессии

7 человек (43,75%)

12 (85,7%)

увеличение на 5 (35,7%)

11-16 – легкое снижение настроения

3 человека (18,75%)

1 (21,4%)

увеличение на 2 (14,2%)

17-19 – субдепрессия, или маскированная депрессия

1 человек (6,25%)

0 (0%)

уменьшение на1 (6,25%)

20 – состояние депрессии

3 человека (18,75%)

1 (21,4%)

уменьшение на 2 (14,2%)


Результаты по опроснику «Способы совладающего поведения» авт.Р.Лазарус

Таблица 3



поиск социальной поддержки

принятие ответствен-ности

конфрон-тационный копинг

самоконтроль

положительная переоценка

дистанцирование

бегство-избегание

планирование решения проблемы

0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга

п

2 (14,2%)

6 (42,8%)

3

(21,4%)

1

(7,14%)

1

(7,14%)

3

(21,4%)

0

(0%)

3

(21,4%)

к

1

(7,14%)

6 (42,8%)

8 (57%)

4

(28,5%)

4

(28,5%)

7 (50%)

6 (42,8%)

4

(28,5%)

7-12 – средний, адаптационный потенциал личности в пограничном состоянии

п

11 (78,5%)

8 (57,1%)

9 (64,2%)

9 (64,2%)

10

(71,4%)

4

(28,5%)

10

(71,4%)

11

(78,5%)

к

12 (85,7%)

8 (57,1%)

6 (42,8%)

9 (64,2%)

7 человек (43,75%)

4

(28,5%)

8 (57,1%)

10

(71,4%)

13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации

п

1

(7,14%)

0

(0%)

2 (14,2%)

4 (28,5%)

3

(21,4%)

7

(50%)

4

(28,5%)

0

(0%)

к

1

(7,14%)

0

(0%)

0

(0%)

1

(7,14%)

1

(7,14%)

3

(21,4%)

0

(0%)

0

(0%)

«п»-первичная диагностика, «к»-контрольная диагностика




Результаты по опроснику САН

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4 Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0 - 5,5 баллов.

Таблица 4


N-настроение

A-активность

S-самочувствие

п

к

п

к

п

к

не благоприятное состояние по шкалам

2 человека (14,3%)

0 человек (0%)

0 человек (0%)

0 человек (0%)

2 человека (14,3%)

0 человек (0%)

благоприятное состояние по шкалам

12 человек (85,7%)

14 человек (100%)

14 человек (100%)

14 человек (100%)

12 человек (85,7%)

14 человек (100%)

«п»-первичная диагностика, «к»-контрольная диагностика


Результаты по шкале тревоги Спилбергера-Ханина

Таблица 5

Оценки тревожности

ситуативная тревожность

личностная тревожность

п

к

п

к

до 30 баллов — низкая

9 человека (56,25%)

12 человек (85,7%)

4 человек (25%)

4 человек (25%)

31 – 44 балла — умеренная

3 человека (18,75%)

1 человек (6,25%)

7 человек (43,75%)

7 человек (43,75%)

45 и более — высокая

1 человек (6,25%)

1 человек (6,25%)

3 человека (18,75%)

3 человека (18,75%)

«п»-первичная диагностика, «к»-контрольная диагностика

Заключение


Проводя анализ моих исследований, я узнал, что достаточный процент обучающихся 9, 11 классов МБОУ СОШ им.Суворова п.Новостройка при подготовке и соответственно во время экзаменов подвержены неблагоприятным эмоциональным состояниям: волнению, тревоге, сомнениям в своей успешности при подготовке и сдаче экзаменов, большинство не знали и не применяли приемов активизации умственной деятельности.  Но после проведения занятия по формированию стрессоустойчивости в период подготовки к экзаменам у обучающихся, и осмысления ими полученных рекомендаций мы видим из данных исследований, что наметилась положительная динамика в сторону снижения уровня стресса у обучающихся и в сторону повышения уровня сопротивляемости стрессам. И хотя время эксперимента было ограниченно, тем не менее это дало положительный результат. Таким образом, гипотеза исследования о том, что комплексные психолого-педагогические мероприятия помогут снизить уровень стресса в период подготовки к экзаменам у обучающихся 9-11 классов МБОУ СОШ им.Суворова п.Новостройка, подтвердилась.

В практических рекомендациях для учащихся и их родителей по профилактике стресса во время подготовки к экзаменам предложено несколько способов, которые помогают уменьшить воздействия экзаменационного стресса: релаксация, дыхательные техники, диетотерапия. ароматерапия, точечный массаж, гимнастика мозга, позволяющая улучшить межполушарное взаимодействие (приложение 6). В приложении представлены памятки, которые помогут школьникам при подготовке к экзаменам улучшить работоспособность, узнать приемы успешного запоминания и поведения.

Активность – единственная возможность покончить со стрессом: его не пересидишь и не перележишь. Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху.

Хочется закончить свою работу цитатой Ганса Селье: «Нас убивает не сам стресс, а наша реакция на него».



Список источников и литературы


Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. – СПб.: Питер, 2001. – 86 с.

Селье Г. «Стресс без дистресса», М.: «Прогресс», 1982.

Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ. Профилактика экзаменационной тревожности: Сборник. / Составители: М.А. Павлова, О.С. Гришанова - Волгоград: Учитель, 2012.-201с.

Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения.- СПб.:КАРО, 2003.-208с.- (Материалы для специалиста общеобразовательного учреждения)

Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер.с нем.-М.: Генезис, 2002.-240с.

Ситкина У. Негативное влияние стресса на иммунитет ребёнка

Электронные ресурсы:

https://www.infoniac.ru/news/40-vdohnovlyayushih-citat

https://kpfu.ru/staff_files/F928476394/Psihologiya_stressa_i_metody_ego_profilaktiki.pdf

https://sch41.mskobr.ru/files/rekomendacii_psihologa_po_profilaktike_stressa_pri_sdache_eg_og.pdf








10


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересная и полезная работа! Молодцы!

6 March 2023