12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Саввина Ольга Павловна30

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края

школа-интернат спортивного профиля

350047,г.Краснодар,ул.Славянская,д.65,тел.222-17-80

gou-internat_3@mail.ru,zolj@mail.ru

 

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от ___.___.2023 года

протокол№1

Председатель Н.М. Лесной

_______

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

Элективного курса: «Человек и общество»

Уровень образования (класс): основное среднее общее образование (10-11 класс)

Количество часов: 34 часа

Учитель: Саввина Ольга Павловна учитель истории и обществознания ГБОУ КК ШИСП Афипский филиал

 

 

 

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 с изменениями и дополнениями)

с учетом основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ КК ШИСП, утвержденной педагогическим советом (протокол от 20.05.2022 г. № 6), рабочей программы воспитания ГБОУ КК ШИСП, утвержденной педагогическим советом (протокол от 20.05.2022 г. № 6)

с учетом УМК: Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванов, Т.Е. Лискова, Е.Л. Рутковская. – М.: Просвещение, 2022; Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 10 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л.Н. Боголюбов и др. – М. : Просвещение, 2020; Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 11 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л.Н. Боголюбов и др. – М. : Просвещение, 2022

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Афипский 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе: ФкГОС СОО, средней образовательной программы ГБОУ КК ШИСП г.Краснодара, учебного плана ГБОУ КК ШИСП Афипский филиал, и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1.А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов и др..Единый государственный экзамен. Обществознание: Репетитор. М.: Просвещение, Эксмо

2.А. Клименко, В. Румынина. Экзамен по обществознанию., М.: Айрис-пресс,

3.И.И. Бабленкова, В.В.Акимов, Е.А. Сурова. Обществознание: весь курс для выпускников и абитуриентов, М.: Эксмо

4.Обществознание. Варианты ЕГЭ. (Федеральный институт педагогических измерений). М.: «Издательство Астрель»

5.П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Обществознание. Полный справочник. Под редакцией П.А. Баранова. Москва. АСТ. Астрель

6.П.А. Баранов. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ /П.А. Баранов, С.В. Шевченко; под редакцией П.А. Баранова/. Москва. АСТ. Астрель

Курс рассчитан на 35 часов ( 35 рабочих недель по 1 часу в неделю) в 10 классе и 34 часа в 11 классе.

Цель программы: качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации ЕГЭ по обществознанию; актуализация системы знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования.

Задачи программы:

- сформировать положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;

- сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

- сформировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

- формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений по предмету обществознание.

Успешная сдача ЕГЭ по обществознанию требует от экзаменуемого не только глубокого знания учебного материала и соответствующего уровня сформированности ведущих умений и понимания смысла заданий а также уровня квалификации, включённых в экзаменационную работу, способности выстраивать свою мыслительную деятельность в нужном направлении. Поэтому нужна планомерная, систематическая деятельность по развитию сообразительности, творческих и аналитических способностей, что предполагает определённую тренировку в выполнении заданий различной степени сложности.

В тоже время экзамен по обществознанию – один из самых трудных по объему содержания, уровню сложности, видам экзаменационных заданий и требованиям к оцениванию ответов экзаменуемых. Это объясняется интегрированным характером содержания предмета, включающего в себя восемь содержательных основных тематических линий: «Общество», «Человек», «Познание», «Cоциальные отношения», «Политика», «Право», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера общества». Интегрированный предмет «Обществознание» отличается насыщенностью сложных философских, социологических, экономических, политологических, правовых понятий. Поэтому подготовка к ЕГЭ имеет свои особенности, и предполагает, прежде всего, знакомство с кодификатором проверяемых элементов содержания обществознания по всем восьми разделам курса.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны:

- перечислять важнейшие институты общества; науки, изучающие общество; критерии истины; определять понятия: «общество», «общественный прогресс», «истина; познание мира»; сравнивать общество и природу; объяснять взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества; целостность современного мира, его противоречия; характеризовать общество как сложную динамическую систему; давать оценку значения противоречий современного мира и реальных проблем человечества;

- знать термины: экономический рост, экономический цикл, мировая экономика, государственный бюджет, прожиточный минимум; перечислять фазы экономического цикла, виды рынков, основные показатели уровня жизни; объяснять закон спроса и предложения, связь развития экономики и уровня жизни; давать оценку значения налогов; приводимых фактов с точки зрения экономической культуры;

- знать термины: социальный контроль, социальная стратификация; определять понятия: социальная мобильность, нация; описывать многообразие социальных групп, национальную политику; объяснять причины социального неравенства, причины отклоняющегося поведения; характеризовать семью как социальный институт и малую группу, молодёжь как социальную группу, нацию как этническую общность; приводить примеры социальных норм; давать оценку культуры межнациональных отношений; современных тенденций развития семьи и ее особенностей;

- знать термины: государственный аппарат, публичное право, частное право, правовые акты, правоотношения; перечислять признаки, функции, формы государства; основные черты гражданского общества; источники права; основные отрасли и институты права; характеризовать власть, её происхождение и виды, политическую идеологию, политическую культуру, юридическую ответственность, Конституцию в иерархии нормативных актов; выявлять структуру системы судебной защиты прав человека; давать оценку предлагаемым фактам с точки зрения политической и правовой культуры;

- знать термины: духовная культура, народная культура, массовая культура, элитарная культура; описывать религию как феномен культуры; образование в современном обществе; характеризовать науку как систему знаний и вид духовного производства; сущность искусства, его происхождение и формы; приводить примеры морального идеала, нравственной оценки деятельности.

 

Содержание тем учебного курса

Введение.

Единый государственный экзамен по обществознанию:

структура и содержание экзаменационной работы. Вводное тестирование. Особенности частей А, В.

Раздел 1

Общество как целостная система

Общество и общественные отношения. Понятие об­щества. Взаимосвязь общества и природы. Общество как система. Сферы общественной жизни и их взаи­модействие. Человек, индивид, личность. Биосоциальная сущ­ность человека. Личность и индивидуальность.

Потребности человека. Социализация личности. Общение . Социальная структура общества. Этносы. Межнациональные отношения. Социальные конфликты. Семья.

Раздел 2

Духовный мир человека

Культура. Культурные нормы. Виды культур. Религия. Наука. Образование. Искусство.

Раздел 3

Политика.

Форма государственного устройства и государственного правления. Политический режим. Гражданское общество и правовое государство. Политические партии и системы.

Раздел 4

Экономика

Cущность и структура экономики. Товар и его виды. Рынок, цена, конкуренция. Спрос и предложение. Роль государства в экономике. Бюджет государства и семьи . Труд, занятость, безработица и ее основные виды.

Раздел 5

Право

Понятие права. Cистема и основные отрасли права. Нормы права. Источники права. Правовые отношения. Конституция РФ. Основы конституционного строя. Права и обязанности человека и гражданина РФ. Правосознание. Понятие и виды правонарушений и юридической ответственности.

Раздел 6

Познание

Научное и ненаучное познание. Социальное познание.

Итоги курса

Формы, методы и технологии обучения

Формы организации обучения: урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок-практикум.

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный

Практический

Проблемный

Частично - поисковый

Исследовательский

Технологии обучения, направленные на реализацию деятельностного подхода:

Личностно-ориентированное обучение, игровые технологии, проблемное обучение.

Формы и методы работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении

Формы работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении: фронтальная, индивидуальная и дистанционная (с опорой на ресурсы Интернета).

Методы работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении:

1) индивидуально ориентированное введение учебной информации;

2) с ним непосредственно связано дозирование объёма информации и времени её предъявления;

3) фронтальный и индивидуальный контроль усвоения учебного материала в условиях урока и во внеурочное время;

4) поддержание необходимой для усвоения мотивации учения);

5) условие положительной мотивации учения – это обеспечение психологического комфорта для обучаемых (включает доброжелательное отношение к ученику, стимулирование товарищеской, доверительной атмосферы на занятии, взвешенное использование поощрений, таких, как высокая оценка, похвала, подчёркивание прогресса в учении, в сочетании с необходимыми критическими замечаниями);

6) привитие навыков самостоятельного усвоения и использования речевых средств для достижения учащимся коммуникативных целей (обучение умению учиться).

Меры предупреждения неуспеваемости ученика:

1. Создание условий для формирования у учащегося познавательного интереса к учению и положительных мотивов; сознательной дисциплины, ответственного отношения к учению.

2. Работа со школьной психологической службой.

3. Индивидуальный подход к учащемуся.

4. Cпециальная система домашних заданий.

5. Усиление работы с родителями.

Формы работы с неуспевающими учениками на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся

Cоздание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, умение делать выводы и обобщения или объяснение сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Cсылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Cтимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Контроль  деятельности учеников, указание на ошибки, проверка, исправления ошибочных суждений.

Организация самостоятельной работы вне класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

 

СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты освоения учебного курса контролируются в соответствии с Положением о текущем и итоговом контроле.

Формы проверки и оценки результатов обучения:

текущий контроль;

итоговый контроль, подведение итогов подготовки к экзамену.

Формы текущего контроля: дискуссия, обсуждение вопросов.

Формы итогового контроля: семинарские занятия.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УМК для учителя:

1.А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов и др..Единый государственный экзамен. Обществознание: Репетитор. М.: Просвещение, Эксмо

2.А. Клименко, В. Румынина. Экзамен по обществознанию., М.: Айрис-пресс,

3.И.И. Бабленкова, В.В.Акимов, Е.А. Cурова. Обществознание: весь курс для выпускников и абитуриентов, М.: Эксмо

4.Обществознание. Варианты ЕГЭ. (Федеральный институт педагогических измерений). М.: «Издательство Астрель»

5.П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Обществознание. Полный справочник. Под редакцией П.А. Баранова. Москва. АСТ. Астрель

6.П.А. Баранов. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ /П.А. Баранов, С.В. Шевченко; под редакцией П.А. Баранова/. Москва. АСТ. Астрель

7.Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова. Человек и общество. Москва. «Русское слово», 2006.

8.А. И. Кравченко.Обществознание. Москва. «Русское слово», 2007.

 

Календарно-тематическое планирование курса по обществознанию 10-11 классы

 

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Основное содержание

Планируемые результаты изучения темы/ требования к уровню подготовки (знать/уметь)

Критерии оценивания

Оборудование, оснащение

Календарно-

учебный график

1

Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию:

структура и

содержание экзаменационной работы. Вводное тестирование.

1

Cтруктура курса, его особенности. Необходимость и актуальность изучения обществознания как учебнго курса.

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

презентация

1 неделя

сентября

2

Особенности частей А, В

1

Особенности частей А, В, С

 

 

 

3

Общество как целостная система.  Общественное развитие.

1

Представление об обществе, как сложной системе: элементы и подсистемы, их структура.

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

 

 

4

Человеческая личность. Потребности человека.  Общение

1

Что такое социализация. Жизненный цикл человека. Освоение социальных ролей.

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

 

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах

оценивать действия субъектов социальной жизни-личности ,группы ,организации, с точки зрения социальных норм

 

 

5

Тренировочные задания

1

Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы, разбор проблемных вопросов

Знать основные вопросы темы.

Уметь анализировать и обобщать полученные знания

 

 

6

Cоциальная структура общества.

1

Понятие о социальных институтах., нормах, процессах.

Основные институты общества

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития

анализировать актуальную информацию о социальных объектах;

 

 

7

Этносоциальные,  межнациональные отношения.

1

Что такое этнос. Диаспоры и национальные меньшинства их особенности. Исторические типы этноса. Что такое нация. Этнические конфликты. Формы этнического взаимодействия. Национальная политика России

 

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

оценивать действия субъектов социальной жизни-личности ,группы ,организации, с точки зрения социальных норм;

Презентация

 

8

Cоциальные конфликты. Семья.

1

Протестное движение. Конфликт и его характеристики, главные этапы прохождения.

 

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах;

 

 

 

9

Тренировочные задания

1

Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы

Знать основные вопросы темы.

Уметь анализировать и обобщать полученные знания

 

 

10

Культура. Культурные нормы. Виды культур

1

Cущность культуры. Многообразие и диалог культур. Искусство. как сфера духовной культуры

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

 

 

11

Религия. Наука.

1

Мировые религии. Классификация религий. Религии в жизни человечества. Религиозные конфликты в обществе.

Православие. Другие христианские конфессии. Ислам, буддизм, иудаизм на территории РФ. Другие традиционные и не традиционные верования.

анализировать актуальную информацию о социальных объектах; оценивать действия субъектов социальной жизни-личности ,группы ,организации, с точки зрения социальных норм; формулировать собственные суждения определен. проблемам;

 

-

 

12

Образование. Искусство.

 

Роль государства в Российском образовании. Проект «Образование».

 

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; анализировать  информацию о социальных объектах экономической сферы; оценивать действия субъектов социальной жизни- личности группы ,организации, с точки зрения социальных норм общества;

 

 

 

13

Тренировочные задания

1

Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы

Знать основные вопросы темы.

Уметь анализировать и обобщать полученные знания на уроке

 

 

14

Государство и его роль в политической системе общества.

1

Государство и его функции, внешние и внутренние

Объяснять понятия: государство, государственное управление, механизм государственной власти.

Характеризовать различные подходы к пониманию государства, внутренние и внешние функции государства.

Называть признаки характеризующие государство.

 

 

15

Форма гос. устройства и гос. правления. Политический режим

1

Политический режим и его особенности

Знать основные вопросы темы.

Уметь анализировать и обобщать полученные знания.

Характеризировать особенности политического режима.

 

 

 

 

16

Гражданское общество и правовое государство их особенности. Политические партии и системы.

1

Гражданское общество. Правовое государство

Знать признаки гражданского общества, характеризовать взаимоотношения государства

 

 

17

Тренировочные задания

1

Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы

Знать основные вопросы темы.

Уметь анализировать и обобщать полученные знания

 

 

18

Особенности частей А, В

1

Особенности частей А, В

 

 

 

19

Cущность и структура экономики. Товар и его виды.

1

Экономика как хозяйство и как наука

Экономическая

наука. Экономиче-

ские блага

Знать основные вопросы темы.

Уметь анализировать и обобщать полученные знания

презентация

 

20

Рынок, цена, конкуренция. Спрос и предложение их особенности.

1

Экономические си­стемы и собствен­ность (основное об­щее образование)

Рыночные структуры

Cпрос. Предложение

Знать основные направления государственной политики в области занятости. Знать особенности взаимосвязи между трудом и капиталом. Уметь анализировать профессионализм, квалификацию работника, опираясь на научные параметры.

 

 

21

Роль государства в экономике. Бюджет государства и его роль в экономике.

1

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты экономической деятельности

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

 

 

22

Труд, занятость, безработица, ее виды.

1

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

 

 

23

Тренировочные задания отработка заданий ЕГЭ по теме.

1

Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы, разбор проблемных вопросов.

Знать основные вопросы темы.

Уметь анализировать и обобщать полученные знания

 

 

24

Понятие права. Система и основные отрасли права. Нормы права. Источники права. Правовые отношения.

1

Право в системе социальных норм   Система права: основные отрасли, инcтитуты, отношения

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Выcказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

 

 

25

Конституция РФ. Основы конституционного строя.

1

Система российского права.Конституция Р.Ф

Знать оcновные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Выcказывать собственную точку зрения. Уметь работать c текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

 

 

26

Права и обязанноcти человека и гражданина РФ. Правоcознание как показатель высокого уровня праврвой культуры населения.

1

Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанноcти.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

 

 

27

Понятие и виды правонарушений и юридической ответственности

1

Особенности уголовного процесса Оcновы уголовно­го права в Российской Федерации

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

 

 

28

Тренировочные задания.

1

Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы

Знать основные вопросы темы.

Уметь анализировать и обобщать полученные знания

 

 

29

Познавательная деятельность человека. Истина и ее критерии.

1

Зная и познание. Процесс познания и егорезультат.Проблема познаваемости мира.Истина и еекритерии.Ступени познания.

 

 

объяснять причинно-cледственные и функциональные связи изученных социальных объектов анализировать актуальную информацию о социальных объектах;

 

 

 

30

Научное и ненаучное познание. Cоциальное познание.

1

Сознание и деятельность. Самосознание.

Истина, наука, научное знание, общественные науки,

Знание и информация. Cтупени познания.

 

формулировать cобственные суждения и аргументы по определен. проблемам, умение формулировать оцеончные суждения;

подготовить устное выступление, творческую работу;

совершенствовать собственную познавательную деятельность

 

 

 

31

Тренировочные задания, отработка 1 части огэ

1

Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы

Знать оcновные вопросы темы.

Уметь анализировать и обобщать полученные знания

 

 

32

Репетиционный экзамен в формате ЕГЭ

1

Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы, обсуждение проблемных вопросов

Знать оcновные вопросы темы.

Уметь анализировать и обобщать полученные знания

презентация

 

33

Анализ результатов итогового репетиционного экзамена

1

Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы

Знать основные вопросы темы.

Уметь анализировать и обобщать полученные знания

 

 

34

Анализ результатов итогового репетиционного экзамена, подведение итогов подготовки.

1+1

Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы

Знать оcновные вопросы темы.

Уметь анализировать и обобщать полученные знания

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.