Рабочая программа элективного курса «Человек и общество»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края
школа-интернат спортивного профиля
350047,г.Краснодар,ул.Славянская,д.65,тел.222-17-80
gou-internat_3@mail.ru,zolj@mail.ru
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ___.___.2023 года
протокол№1
Председатель Н.М. Лесной
_______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса: «Человек и общество»
Уровень образования (класс): основное среднее общее образование (10-11 класс)
Количество часов: 34 часа
Учитель: Саввина Ольга Павловна учитель истории и обществознания ГБОУ КК ШИСП Афипский филиал
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 с изменениями и дополнениями)
с учетом основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ КК ШИСП, утвержденной педагогическим советом (протокол от 20.05.2022 г. № 6), рабочей программы воспитания ГБОУ КК ШИСП, утвержденной педагогическим советом (протокол от 20.05.2022 г. № 6)
с учетом УМК: Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванов, Т.Е. Лискова, Е.Л. Рутковская. – М.: Просвещение, 2022; Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 10 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л.Н. Боголюбов и др. – М. : Просвещение, 2020; Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 11 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л.Н. Боголюбов и др. – М. : Просвещение, 2022
Афипский 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе: ФкГОС СОО, средней образовательной программы ГБОУ КК ШИСП г.Краснодара, учебного плана ГБОУ КК ШИСП Афипский филиал, и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1.А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов и др..Единый государственный экзамен. Обществознание: Репетитор. М.: Просвещение, Эксмо
2.А. Клименко, В. Румынина. Экзамен по обществознанию., М.: Айрис-пресс,
3.И.И. Бабленкова, В.В.Акимов, Е.А. Сурова. Обществознание: весь курс для выпускников и абитуриентов, М.: Эксмо
4.Обществознание. Варианты ЕГЭ. (Федеральный институт педагогических измерений). М.: «Издательство Астрель»
5.П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Обществознание. Полный справочник. Под редакцией П.А. Баранова. Москва. АСТ. Астрель
6.П.А. Баранов. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ /П.А. Баранов, С.В. Шевченко; под редакцией П.А. Баранова/. Москва. АСТ. Астрель
Курс рассчитан на 35 часов ( 35 рабочих недель по 1 часу в неделю) в 10 классе и 34 часа в 11 классе.
Цель программы: качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации ЕГЭ по обществознанию; актуализация системы знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования.
Задачи программы:
- сформировать положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
- сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
- сформировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений по предмету обществознание.
Успешная сдача ЕГЭ по обществознанию требует от экзаменуемого не только глубокого знания учебного материала и соответствующего уровня сформированности ведущих умений и понимания смысла заданий а также уровня квалификации, включённых в экзаменационную работу, способности выстраивать свою мыслительную деятельность в нужном направлении. Поэтому нужна планомерная, систематическая деятельность по развитию сообразительности, творческих и аналитических способностей, что предполагает определённую тренировку в выполнении заданий различной степени сложности.
В тоже время экзамен по обществознанию – один из самых трудных по объему содержания, уровню сложности, видам экзаменационных заданий и требованиям к оцениванию ответов экзаменуемых. Это объясняется интегрированным характером содержания предмета, включающего в себя восемь содержательных основных тематических линий: «Общество», «Человек», «Познание», «Cоциальные отношения», «Политика», «Право», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера общества». Интегрированный предмет «Обществознание» отличается насыщенностью сложных философских, социологических, экономических, политологических, правовых понятий. Поэтому подготовка к ЕГЭ имеет свои особенности, и предполагает, прежде всего, знакомство с кодификатором проверяемых элементов содержания обществознания по всем восьми разделам курса.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны:
- перечислять важнейшие институты общества; науки, изучающие общество; критерии истины; определять понятия: «общество», «общественный прогресс», «истина; познание мира»; сравнивать общество и природу; объяснять взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества; целостность современного мира, его противоречия; характеризовать общество как сложную динамическую систему; давать оценку значения противоречий современного мира и реальных проблем человечества;
- знать термины: экономический рост, экономический цикл, мировая экономика, государственный бюджет, прожиточный минимум; перечислять фазы экономического цикла, виды рынков, основные показатели уровня жизни; объяснять закон спроса и предложения, связь развития экономики и уровня жизни; давать оценку значения налогов; приводимых фактов с точки зрения экономической культуры;
- знать термины: социальный контроль, социальная стратификация; определять понятия: социальная мобильность, нация; описывать многообразие социальных групп, национальную политику; объяснять причины социального неравенства, причины отклоняющегося поведения; характеризовать семью как социальный институт и малую группу, молодёжь как социальную группу, нацию как этническую общность; приводить примеры социальных норм; давать оценку культуры межнациональных отношений; современных тенденций развития семьи и ее особенностей;
- знать термины: государственный аппарат, публичное право, частное право, правовые акты, правоотношения; перечислять признаки, функции, формы государства; основные черты гражданского общества; источники права; основные отрасли и институты права; характеризовать власть, её происхождение и виды, политическую идеологию, политическую культуру, юридическую ответственность, Конституцию в иерархии нормативных актов; выявлять структуру системы судебной защиты прав человека; давать оценку предлагаемым фактам с точки зрения политической и правовой культуры;
- знать термины: духовная культура, народная культура, массовая культура, элитарная культура; описывать религию как феномен культуры; образование в современном обществе; характеризовать науку как систему знаний и вид духовного производства; сущность искусства, его происхождение и формы; приводить примеры морального идеала, нравственной оценки деятельности.
Содержание тем учебного курса
Введение.
Единый государственный экзамен по обществознанию:
структура и содержание экзаменационной работы. Вводное тестирование. Особенности частей А, В.
Раздел 1
Общество как целостная система
Общество и общественные отношения. Понятие общества. Взаимосвязь общества и природы. Общество как система. Сферы общественной жизни и их взаимодействие. Человек, индивид, личность. Биосоциальная сущность человека. Личность и индивидуальность.
Потребности человека. Социализация личности. Общение . Социальная структура общества. Этносы. Межнациональные отношения. Социальные конфликты. Семья.
Раздел 2
Духовный мир человека
Культура. Культурные нормы. Виды культур. Религия. Наука. Образование. Искусство.
Раздел 3
Политика.
Форма государственного устройства и государственного правления. Политический режим. Гражданское общество и правовое государство. Политические партии и системы.
Раздел 4
Экономика
Cущность и структура экономики. Товар и его виды. Рынок, цена, конкуренция. Спрос и предложение. Роль государства в экономике. Бюджет государства и семьи . Труд, занятость, безработица и ее основные виды.
Раздел 5
Право
Понятие права. Cистема и основные отрасли права. Нормы права. Источники права. Правовые отношения. Конституция РФ. Основы конституционного строя. Права и обязанности человека и гражданина РФ. Правосознание. Понятие и виды правонарушений и юридической ответственности.
Раздел 6
Познание
Научное и ненаучное познание. Социальное познание.
Итоги курса
Формы, методы и технологии обучения
Формы организации обучения: урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок-практикум.
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах.
Методы обучения:
• Объяснительно-иллюстративный
• Практический
• Проблемный
• Частично - поисковый
• Исследовательский
Технологии обучения, направленные на реализацию деятельностного подхода:
Личностно-ориентированное обучение, игровые технологии, проблемное обучение.
Формы и методы работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении
Формы работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении: фронтальная, индивидуальная и дистанционная (с опорой на ресурсы Интернета).
Методы работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении:
1) индивидуально ориентированное введение учебной информации;
2) с ним непосредственно связано дозирование объёма информации и времени её предъявления;
3) фронтальный и индивидуальный контроль усвоения учебного материала в условиях урока и во внеурочное время;
4) поддержание необходимой для усвоения мотивации учения);
5) условие положительной мотивации учения – это обеспечение психологического комфорта для обучаемых (включает доброжелательное отношение к ученику, стимулирование товарищеской, доверительной атмосферы на занятии, взвешенное использование поощрений, таких, как высокая оценка, похвала, подчёркивание прогресса в учении, в сочетании с необходимыми критическими замечаниями);
6) привитие навыков самостоятельного усвоения и использования речевых средств для достижения учащимся коммуникативных целей (обучение умению учиться).
Меры предупреждения неуспеваемости ученика:
1. Создание условий для формирования у учащегося познавательного интереса к учению и положительных мотивов; сознательной дисциплины, ответственного отношения к учению.
2. Работа со школьной психологической службой.
3. Индивидуальный подход к учащемуся.
4. Cпециальная система домашних заданий.
5. Усиление работы с родителями.
Формы работы с неуспевающими учениками на уроке
Этапы урока |
Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности учащихся |
Cоздание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой |
Изложение нового материала |
Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, умение делать выводы и обобщения или объяснение сути проблемы, высказанной сильным учеником |
Самостоятельная работа учащихся на уроке |
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Cсылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Cтимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Контроль деятельности учеников, указание на ошибки, проверка, исправления ошибочных суждений. |
Организация самостоятельной работы вне класса |
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий |
СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Результаты освоения учебного курса контролируются в соответствии с Положением о текущем и итоговом контроле.
Формы проверки и оценки результатов обучения:
текущий контроль;
итоговый контроль, подведение итогов подготовки к экзамену.
Формы текущего контроля: дискуссия, обсуждение вопросов.
Формы итогового контроля: семинарские занятия.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УМК для учителя:
1.А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов и др..Единый государственный экзамен. Обществознание: Репетитор. М.: Просвещение, Эксмо
2.А. Клименко, В. Румынина. Экзамен по обществознанию., М.: Айрис-пресс,
3.И.И. Бабленкова, В.В.Акимов, Е.А. Cурова. Обществознание: весь курс для выпускников и абитуриентов, М.: Эксмо
4.Обществознание. Варианты ЕГЭ. (Федеральный институт педагогических измерений). М.: «Издательство Астрель»
5.П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Обществознание. Полный справочник. Под редакцией П.А. Баранова. Москва. АСТ. Астрель
6.П.А. Баранов. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ /П.А. Баранов, С.В. Шевченко; под редакцией П.А. Баранова/. Москва. АСТ. Астрель
7.Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова. Человек и общество. Москва. «Русское слово», 2006.
8.А. И. Кравченко.Обществознание. Москва. «Русское слово», 2007.
Календарно-тематическое планирование курса по обществознанию 10-11 классы
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Основное содержание |
Планируемые результаты изучения темы/ требования к уровню подготовки (знать/уметь) Критерии оценивания |
Оборудование, оснащение |
Календарно- учебный график |
1 |
Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы. Вводное тестирование. |
1 |
Cтруктура курса, его особенности. Необходимость и актуальность изучения обществознания как учебнго курса. |
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук |
презентация |
1 неделя сентября |
2 |
Особенности частей А, В |
1 |
Особенности частей А, В, С |
|
|
|
3 |
Общество как целостная система. Общественное развитие. |
1 |
Представление об обществе, как сложной системе: элементы и подсистемы, их структура. |
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук |
|
|
4 |
Человеческая личность. Потребности человека. Общение |
1 |
Что такое социализация. Жизненный цикл человека. Освоение социальных ролей. |
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; анализировать актуальную информацию о социальных объектах оценивать действия субъектов социальной жизни-личности ,группы ,организации, с точки зрения социальных норм |
|
|
5 |
Тренировочные задания |
1 |
Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы, разбор проблемных вопросов |
Знать основные вопросы темы. Уметь анализировать и обобщать полученные знания |
|
|
6 |
Cоциальная структура общества. |
1 |
Понятие о социальных институтах., нормах, процессах. Основные институты общества |
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития анализировать актуальную информацию о социальных объектах; |
|
|
7 |
Этносоциальные, межнациональные отношения. |
1 |
Что такое этнос. Диаспоры и национальные меньшинства их особенности. Исторические типы этноса. Что такое нация. Этнические конфликты. Формы этнического взаимодействия. Национальная политика России
|
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; оценивать действия субъектов социальной жизни-личности ,группы ,организации, с точки зрения социальных норм; |
Презентация |
|
8 |
Cоциальные конфликты. Семья. |
1 |
Протестное движение. Конфликт и его характеристики, главные этапы прохождения.
|
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; анализировать актуальную информацию о социальных объектах;
|
|
|
9 |
Тренировочные задания |
1 |
Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы |
Знать основные вопросы темы. Уметь анализировать и обобщать полученные знания |
|
|
10 |
Культура. Культурные нормы. Виды культур |
1 |
Cущность культуры. Многообразие и диалог культур. Искусство. как сфера духовной культуры |
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук |
|
|
11 |
Религия. Наука. |
1 |
Мировые религии. Классификация религий. Религии в жизни человечества. Религиозные конфликты в обществе. Православие. Другие христианские конфессии. Ислам, буддизм, иудаизм на территории РФ. Другие традиционные и не традиционные верования. |
анализировать актуальную информацию о социальных объектах; оценивать действия субъектов социальной жизни-личности ,группы ,организации, с точки зрения социальных норм; формулировать собственные суждения определен. проблемам;
|
- |
|
12 |
Образование. Искусство. |
|
Роль государства в Российском образовании. Проект «Образование».
|
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; анализировать информацию о социальных объектах экономической сферы; оценивать действия субъектов социальной жизни- личности группы ,организации, с точки зрения социальных норм общества;
|
|
|
13 |
Тренировочные задания |
1 |
Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы |
Знать основные вопросы темы. Уметь анализировать и обобщать полученные знания на уроке |
|
|
14 |
Государство и его роль в политической системе общества. |
1 |
Государство и его функции, внешние и внутренние |
Объяснять понятия: государство, государственное управление, механизм государственной власти. Характеризовать различные подходы к пониманию государства, внутренние и внешние функции государства. Называть признаки характеризующие государство. |
|
|
15 |
Форма гос. устройства и гос. правления. Политический режим |
1 |
Политический режим и его особенности |
Знать основные вопросы темы. Уметь анализировать и обобщать полученные знания. Характеризировать особенности политического режима.
|
|
|
16 |
Гражданское общество и правовое государство их особенности. Политические партии и системы. |
1 |
Гражданское общество. Правовое государство |
Знать признаки гражданского общества, характеризовать взаимоотношения государства |
|
|
17 |
Тренировочные задания |
1 |
Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы |
Знать основные вопросы темы. Уметь анализировать и обобщать полученные знания |
|
|
18 |
Особенности частей А, В |
1 |
Особенности частей А, В |
|
|
|
19 |
Cущность и структура экономики. Товар и его виды. |
1 |
Экономика как хозяйство и как наука Экономическая наука. Экономиче- ские блага |
Знать основные вопросы темы. Уметь анализировать и обобщать полученные знания |
презентация |
|
20 |
Рынок, цена, конкуренция. Спрос и предложение их особенности. |
1 |
Экономические системы и собственность (основное общее образование) Рыночные структуры Cпрос. Предложение |
Знать основные направления государственной политики в области занятости. Знать особенности взаимосвязи между трудом и капиталом. Уметь анализировать профессионализм, квалификацию работника, опираясь на научные параметры. |
|
|
21 |
Роль государства в экономике. Бюджет государства и его роль в экономике. |
1 |
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты экономической деятельности |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. |
|
|
22 |
Труд, занятость, безработица, ее виды. |
1 |
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. |
|
|
23 |
Тренировочные задания отработка заданий ЕГЭ по теме. |
1 |
Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы, разбор проблемных вопросов. |
Знать основные вопросы темы. Уметь анализировать и обобщать полученные знания |
|
|
24 |
Понятие права. Система и основные отрасли права. Нормы права. Источники права. Правовые отношения. |
1 |
Право в системе социальных норм Система права: основные отрасли, инcтитуты, отношения |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Выcказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. |
|
|
25 |
Конституция РФ. Основы конституционного строя. |
1 |
Система российского права.Конституция Р.Ф |
Знать оcновные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Выcказывать собственную точку зрения. Уметь работать c текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. |
|
|
26 |
Права и обязанноcти человека и гражданина РФ. Правоcознание как показатель высокого уровня праврвой культуры населения. |
1 |
Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанноcти. |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. |
|
|
27 |
Понятие и виды правонарушений и юридической ответственности |
1 |
Особенности уголовного процесса Оcновы уголовного права в Российской Федерации |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. |
|
|
28 |
Тренировочные задания. |
1 |
Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы |
Знать основные вопросы темы. Уметь анализировать и обобщать полученные знания |
|
|
29 |
Познавательная деятельность человека. Истина и ее критерии. |
1 |
Зная и познание. Процесс познания и егорезультат.Проблема познаваемости мира.Истина и еекритерии.Ступени познания.
|
объяснять причинно-cледственные и функциональные связи изученных социальных объектов анализировать актуальную информацию о социальных объектах;
|
|
|
30 |
Научное и ненаучное познание. Cоциальное познание. |
1 |
Сознание и деятельность. Самосознание. Истина, наука, научное знание, общественные науки, Знание и информация. Cтупени познания.
|
формулировать cобственные суждения и аргументы по определен. проблемам, умение формулировать оцеончные суждения; подготовить устное выступление, творческую работу; совершенствовать собственную познавательную деятельность
|
|
|
31 |
Тренировочные задания, отработка 1 части огэ |
1 |
Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы |
Знать оcновные вопросы темы. Уметь анализировать и обобщать полученные знания |
|
|
32 |
Репетиционный экзамен в формате ЕГЭ |
1 |
Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы, обсуждение проблемных вопросов |
Знать оcновные вопросы темы. Уметь анализировать и обобщать полученные знания |
презентация |
|
33 |
Анализ результатов итогового репетиционного экзамена |
1 |
Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы |
Знать основные вопросы темы. Уметь анализировать и обобщать полученные знания |
|
|
34 |
Анализ результатов итогового репетиционного экзамена, подведение итогов подготовки. |
1+1 |
Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы |
Знать оcновные вопросы темы. Уметь анализировать и обобщать полученные знания |
|
|