12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Турышева Наталья Валерьевна968
Россия, Коми респ., Визинга
Материал размещён в группе «Учителя физики»

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Проектная и исследовательская деятельность по физике»

учителя физики МБОУ «СОШ» с. Визинга Турышевой Натальи Валерьевны


Внеурочная деятельность

Проектная и исследовательская деятельность по физике

Класс

7-8

Тема занятия

Раздел: «Инструменты проектно-исследовательской деятельности»

Тема занятия: Чудо – электризация!!!.

Тип занятия

Комбинированный

Цель занятия

Организовать деятельность учащихся по изучению понятий «электризация» и «электрический заряд» и научить использовать датчик электрического заряда для проведения самостоятельных исследований создать условия для развития познавательных потребностей и способностей, креативности при рассмотрении формы проекта, коммуникативных навыков при работе в группе.


Задачи занятия

Познакомить с понятиями «электризация» и «электрический заряд».

Продемонстрировать датчик электрического заряда из комплекта «Научные развлечения» и принцип измерения заряда с его помощью.

Создать ситуации, побуждающие у учащихся интерес к самостоятельной исследовательской деятельности по изучению электризации.

Организовать фиксацию результатов проекта, в том числе исследовательской части проекта через рабочий лист со структурой проекта.

Организация групповой работы по самостоятельному исследованию.

Организация рефлексии: оценка конечного результата исследовательской деятельности и его значения для результата проекта.


Планируемые результаты (предметные)

- понимать каким физическим принципам и законам подчиняются объекты и явления природы, в частности, загрязнение по причине электризации поверхностей;

- выдвигать и проверять предлагаемые для решения гипотезы;

- составлять план физического исследования (опыта, эксперимента);

- знать инструменты для определения физических величин и владеть умениями измерять ими.


Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные)

Личностные:

В сфере личностных универсальных учебных действий учащихся:

Обучающийся получит возможность для формирования:

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.


Метапредметные:

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащихся:

Обучающийся получит возможность научится:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащихся:

строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связах;

Обучающийся получит возможность научиться:

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознания деятельности по решению задачи.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащихся:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.

Межпредметные связи:  

физика

Технологии

Элементы проблемного диалога, приём развития критического мышления

Ресурсы

Компьютер, интерактивная доска, датчик электрического заряда «Научные развлечения», образцы тканей по номерами 1-6, комплекты по электризации, листы проекта, шарик, магниты и предметы разных из материалов на подвесе, электрофорная машинка.





Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Формы организации учебной

деятельности

Содержание учебной деятельности уч-ся (из тематического. планирования)

Планируемые результаты (из программы)

Личностные

Метапредметные

Предметные

Мотивационно-целевой этап


Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся и оборудования; эмоционально настраивает на занятие. Демонстрирует опыт: надутый резиновый шарик натирает о школьную доску. Шарик прилипает к доске. Задает вопрос учащимся: «Что удерживает шарик на доске?»



Наблюдение опыта

Фронтальный опрос

Отвечают на вопросы учителя, анализируют, определяют причины, сравнивают высказывают свою точку зрения и отстаивают ее. Возможные ответы детей: магнитится, электризуется, притягивается, может притягиваться сильно и слабо, есть какая то сила, эта сила больше, чем сила тяжести.

Демонстрируют устойчивую учебно-познавательную мотивацию

в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи;

проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;


выдвигают предлагаемые для решения гипотезы;

Этап актуализации знаний


Задает вопросы (исходя из ответов детей): что вы знаете о магнитных силах и магнитах. Демонстрирует опыт: шарик подносит к магниту, он не притягивается. Магнит подносит к предметам к предметам на повесе (к магниту притягивается только железный предмет). Подносит шарик к предметам – притягиваются все предметы, в том числе вода из крана. Задает вопрос 1: В чем отличие магнитных сил и наблюдаемых на опытах?

Задает вопрос 2 учащимся: Что такое электризация? Приведите примеры.



Наблюдение опытов

Фронтальный опрос

Отвечают на вопросы учителя, анализируют, определяют причины, сравнивают, подчеркивают характеристики, высказывают свою точку зрения и отстаивают ее. Возможные ответы детей на вопрос 1: магнит притягивает только железо, а шарик притягивает все предметы, в том числе и струю воды.

На вопрос 2 учащиеся чаще приводят примеры, но причину назвать не могут.

Демонстрируют устойчивую учебно-познавательную мотивацию

в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи;

проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;


выдвигают предлагаемые для решения гипотезы;

Этап формирования нового знания

1.

Учитель просит приложение «Алиса» дать объяснение понятию «электризация».

Задает вопросы: Мы видим, как электроны переходят?

Демонстрирует электрофорную машинку, рассказывает состав и процесс, происходящий в ней. Демонстрирует работу: крутит ручку электрофорной машинки.

Задает вопрос: что объединяет два опыта: опыт с шариком и электрофорной машинкой.

Задает вопрос «Алисе»: «Что такое электризация трением?». Демонстрирует ответ «Алисы»: Электризации трением — это когда мы берем два незаряженных тела и трем их друг о друга. Электроны переходят от одного тела к другому и в отличии от электризации соприкосновением заряжаются противоположными по знаку и равными по модулю зарядами. То есть при соприкосновении заряд раздают одного знака и поровну.

Задает вопрос: «Что такое электрический заряд?»









Демонстрирует опыт: натирает эбонитовую палочку о шерстяной лоскуток, заряжает «султан», подносит поочередно палочку и лоскуток. Задает вопросы: «Как взаимодействуют тела, имеющие разные заряды (одинаковые заряды)?».




Демонстрирует опыт: шарик натирает о доску и подносит к кусочкам ваты, разбросанным на столе. Кусочки ваты облепляют весь шарик. Просит пояснить опыт.








Наблюдение опытов

Фронтальный опрос

Слушают, находят в необходимую информацию. Отвечают на вопрос. Возможные ответы: в темноте, когда снимаем одежду, проскакивает искра.

Возможные ответы: трение.













Возможные ответы: электроны, которые переходят от одного тела к другому обладают свойством, который назвали электрическим зарядом.


Возможные ответы: при трении тела имеют различные состав, а значит разные свойства. Разного знака – отталкиваются, одинакового – притягиваются.


Возможные ответы: кусочки ваты не наэлектризованы, т.е. не имеют заряда. Но содержат заряженные частицы, поэтому они притягиваются к шарику.


Демонстрируют устойчивую учебно-познавательную мотивацию

в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи;

проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;


выдвигают предлагаемые для решения гипотезы;

2.


Просит привести примеры из жизни, когда предметы взаимодействуют на основании электризации трением.




Задает вопрос: «К чему приводит электризация?»












Задает вопрос: «Как вы считаете, от чего зависит степень загрязнения?»



Знакомит с датчиком электрического заряда: демонстрирует наличие отрицательного заряда на эбонитовой палочке и положительного заряда на лоскутке, наличие заряда на шарике, потертом о доску.

Задает вопрос: «Почему покрываются пылью вертикальные предметы, ведь пылинки под тяжестью падают вниз?»

Организует проведение учащимися измерение заряда на приборах и мебели в классном помещении.




Задает вопрос: «Что можно сделать, чтобы снизить степень загрязнения?»

Фронтальный опрос

























Демонстрация прибора












Проводят измерения прибором





Фронтальный опрос

Возможные ответы: при ходьбе, трение одежды, при снятии шапки, при расчесывании и т.п.

Возможные ответы: прилипает одежда к ногам, к одежде прилипают шерсть, пылинки и т.п., прическа портится, к волосам также что-либо прилипает, в том числе пыль, отчего волосы и одежда загрязняются.

Возможные ответы: от знака заряда, от величины заряда.









Возможные ответы: предметы наэлектризованы.

Измеряют величину заряда на приборах и мебели в классе, сравнивают полученные значения, формулируют выводы. Отвечают на вопрос.

Возможные ответы: использовать материал, который слабо электризуется или совсем не электризуется; создать устройства, с высокой степенью электризации, которые будут притягивать к себе пыль и т.п. для уборки; мыть голову специальными средствами, которые уменьшат электризацию волос, выбрать материал для шапок такой, который обладает низкой степенью электризации, подбор расчески и т.п..

Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам действий

Строят сообщения в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связах;

могут выйти на теоретический уровень решения задач; владеют диалогической формой коммуникации;

допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

выдвигают и проверяют предлагаемые для решения гипотезы;

знают инструменты для определения физических величин и владеют умениями измерять ими.


Этап самоконтроля



Организует работу в группах с рабочим листом.

Учитель организует обсуждение тем проектов по изученному материалу.

Каждая группа в течение выделенного времени записывает актуальность проекта, ставит цели, записывает задачи проекта.

Учитель организует обсуждение работы каждой группы.

Задает вопрос: «Какое исследование в каждом проекте нужно сделать?»












Организует исследовательскую работу и формулировку гипотезы. Для проведения исследования группе предлагается 6 экземпляров-лоскутков различных тканей, стеклянные (эбонитовые) палочки, ноутбуки и датчики электрического заряда, кусочки ваты.































Организует обсуждение, сравнение и обобщение результатов исследований.



Работа в группах: письменная работа в рабочих листах проекта, выполнение исследовательской работы с использованием наборов по электризации и измерительных приборов. Фронтальный опрос







Распределяются по группам, обсуждают результат проекта, обсуждают и записывают актуальность темы проекта, записывают цель и задачи проекта.

Предложенные проекты: памятка по выбору шампуня, памятка по выбору расчески (шапки), прибор для сбора пыли, рекомендации швеям по выбору материала для пошива одежды, тренды лета 2023 года.




Отвечают на вопрос.

Возможные ответы: исследовать материал на электризацию.

Обсуждают в группе и записывают гипотезу исследования.

Возможный ответ: материалы имеют различную степень электризации при трении.

Проводят исследование на степень электризации ткани двумя способами: 1) натирают лоскуток о палочку, подносят палочку к кусочкам ваты на определенное расстояние; 2) натирают палочку о лоскуток и измеряют заряд на лоскутке.

Записывают результаты исследования, делают и записывают выводы.

Сообщают результаты работы и выводы. Сравнивают и обобщают результаты групп.

Возможные ответы:

Наиболее всего электризуется экземпляр №…

Разные материалы электризуются по разному.

Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам действий

Проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

выходят на теоретический уровень решения проблемы: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознания деятельности по решению задачи.

Учитывают разные мнения и интересы и обосновывают собственную позицию;

аргументируют свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;

задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Понимают, каким физическим принципам и законам подчиняются объекты и явления природы, в частности, загрязнение по причине электризации поверхностей;

выдвигают и проверяют предлагаемые для решения гипотезы; составляют план физического исследования;

знают инструменты для определения физических величин и владеют умениями проводить измерения.

Этап рефлексии учебной деятельности


Организует рефлексию деятельности. Задает вопросы: «Расскажите, что мы сегодня узнали и чему научились на занятии? Как это поможет вам в вашей жизнедеятельности в будущем? Кому вы порекомендуете ваши проекты?»

Фронтальная беседа

Отвечают на вопросы.


Обосновывают собственную позицию;

аргументируют свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.















Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.