Проектная и исследовательская деятельность по физике «Чудо-электризация!!!»
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Проектная и исследовательская деятельность по физике»
учителя физики МБОУ «СОШ» с. Визинга Турышевой Натальи Валерьевны
Внеурочная деятельность | Проектная и исследовательская деятельность по физике |
Класс | 7-8 |
Тема занятия | Раздел: «Инструменты проектно-исследовательской деятельности» Тема занятия: Чудо – электризация!!!. |
Тип занятия | Комбинированный |
Цель занятия | Организовать деятельность учащихся по изучению понятий «электризация» и «электрический заряд» и научить использовать датчик электрического заряда для проведения самостоятельных исследований создать условия для развития познавательных потребностей и способностей, креативности при рассмотрении формы проекта, коммуникативных навыков при работе в группе. |
Задачи занятия | Познакомить с понятиями «электризация» и «электрический заряд». Продемонстрировать датчик электрического заряда из комплекта «Научные развлечения» и принцип измерения заряда с его помощью. Создать ситуации, побуждающие у учащихся интерес к самостоятельной исследовательской деятельности по изучению электризации. Организовать фиксацию результатов проекта, в том числе исследовательской части проекта через рабочий лист со структурой проекта. Организация групповой работы по самостоятельному исследованию. Организация рефлексии: оценка конечного результата исследовательской деятельности и его значения для результата проекта. |
Планируемые результаты (предметные) | - понимать каким физическим принципам и законам подчиняются объекты и явления природы, в частности, загрязнение по причине электризации поверхностей; - выдвигать и проверять предлагаемые для решения гипотезы; - составлять план физического исследования (опыта, эксперимента); - знать инструменты для определения физических величин и владеть умениями измерять ими. |
Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные) | Личностные: В сфере личностных универсальных учебных действий учащихся: Обучающийся получит возможность для формирования: • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. Метапредметные: В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащихся: Обучающийся получит возможность научится: • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. В сфере познавательных универсальных учебных действий учащихся: • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связах; Обучающийся получит возможность научиться: • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознания деятельности по решению задачи. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащихся: • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Обучающийся получит возможность научиться: • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый. |
Межпредметные связи: | физика |
Технологии | Элементы проблемного диалога, приём развития критического мышления |
Ресурсы | Компьютер, интерактивная доска, датчик электрического заряда «Научные развлечения», образцы тканей по номерами 1-6, комплекты по электризации, листы проекта, шарик, магниты и предметы разных из материалов на подвесе, электрофорная машинка. |
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Формы организации учебной деятельности | Содержание учебной деятельности уч-ся (из тематического. планирования) | Планируемые результаты (из программы) | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||
Мотивационно-целевой этап | Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся и оборудования; эмоционально настраивает на занятие. Демонстрирует опыт: надутый резиновый шарик натирает о школьную доску. Шарик прилипает к доске. Задает вопрос учащимся: «Что удерживает шарик на доске?» | Наблюдение опыта Фронтальный опрос | Отвечают на вопросы учителя, анализируют, определяют причины, сравнивают высказывают свою точку зрения и отстаивают ее. Возможные ответы детей: магнитится, электризуется, притягивается, может притягиваться сильно и слабо, есть какая то сила, эта сила больше, чем сила тяжести. | Демонстрируют устойчивую учебно-познавательную мотивацию | в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи; проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; | выдвигают предлагаемые для решения гипотезы; |
Этап актуализации знаний | Задает вопросы (исходя из ответов детей): что вы знаете о магнитных силах и магнитах. Демонстрирует опыт: шарик подносит к магниту, он не притягивается. Магнит подносит к предметам к предметам на повесе (к магниту притягивается только железный предмет). Подносит шарик к предметам – притягиваются все предметы, в том числе вода из крана. Задает вопрос 1: В чем отличие магнитных сил и наблюдаемых на опытах? Задает вопрос 2 учащимся: Что такое электризация? Приведите примеры. | Наблюдение опытов Фронтальный опрос | Отвечают на вопросы учителя, анализируют, определяют причины, сравнивают, подчеркивают характеристики, высказывают свою точку зрения и отстаивают ее. Возможные ответы детей на вопрос 1: магнит притягивает только железо, а шарик притягивает все предметы, в том числе и струю воды. На вопрос 2 учащиеся чаще приводят примеры, но причину назвать не могут. | Демонстрируют устойчивую учебно-познавательную мотивацию | в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи; проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; | выдвигают предлагаемые для решения гипотезы; |
Этап формирования нового знания 1. | Учитель просит приложение «Алиса» дать объяснение понятию «электризация». Задает вопросы: Мы видим, как электроны переходят? Демонстрирует электрофорную машинку, рассказывает состав и процесс, происходящий в ней. Демонстрирует работу: крутит ручку электрофорной машинки. Задает вопрос: что объединяет два опыта: опыт с шариком и электрофорной машинкой. Задает вопрос «Алисе»: «Что такое электризация трением?». Демонстрирует ответ «Алисы»: Электризации трением — это когда мы берем два незаряженных тела и трем их друг о друга. Электроны переходят от одного тела к другому и в отличии от электризации соприкосновением заряжаются противоположными по знаку и равными по модулю зарядами. То есть при соприкосновении заряд раздают одного знака и поровну. Задает вопрос: «Что такое электрический заряд?»
Демонстрирует опыт: натирает эбонитовую палочку о шерстяной лоскуток, заряжает «султан», подносит поочередно палочку и лоскуток. Задает вопросы: «Как взаимодействуют тела, имеющие разные заряды (одинаковые заряды)?». Демонстрирует опыт: шарик натирает о доску и подносит к кусочкам ваты, разбросанным на столе. Кусочки ваты облепляют весь шарик. Просит пояснить опыт. | Наблюдение опытов Фронтальный опрос | Слушают, находят в необходимую информацию. Отвечают на вопрос. Возможные ответы: в темноте, когда снимаем одежду, проскакивает искра. Возможные ответы: трение. Возможные ответы: электроны, которые переходят от одного тела к другому обладают свойством, который назвали электрическим зарядом. Возможные ответы: при трении тела имеют различные состав, а значит разные свойства. Разного знака – отталкиваются, одинакового – притягиваются. Возможные ответы: кусочки ваты не наэлектризованы, т.е. не имеют заряда. Но содержат заряженные частицы, поэтому они притягиваются к шарику. | Демонстрируют устойчивую учебно-познавательную мотивацию | в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи; проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; | выдвигают предлагаемые для решения гипотезы; |
2. | Просит привести примеры из жизни, когда предметы взаимодействуют на основании электризации трением. Задает вопрос: «К чему приводит электризация?» Задает вопрос: «Как вы считаете, от чего зависит степень загрязнения?» Знакомит с датчиком электрического заряда: демонстрирует наличие отрицательного заряда на эбонитовой палочке и положительного заряда на лоскутке, наличие заряда на шарике, потертом о доску. Задает вопрос: «Почему покрываются пылью вертикальные предметы, ведь пылинки под тяжестью падают вниз?» Организует проведение учащимися измерение заряда на приборах и мебели в классном помещении. Задает вопрос: «Что можно сделать, чтобы снизить степень загрязнения?» | Фронтальный опрос Демонстрация прибора Проводят измерения прибором Фронтальный опрос | Возможные ответы: при ходьбе, трение одежды, при снятии шапки, при расчесывании и т.п. Возможные ответы: прилипает одежда к ногам, к одежде прилипают шерсть, пылинки и т.п., прическа портится, к волосам также что-либо прилипает, в том числе пыль, отчего волосы и одежда загрязняются. Возможные ответы: от знака заряда, от величины заряда. Возможные ответы: предметы наэлектризованы. Измеряют величину заряда на приборах и мебели в классе, сравнивают полученные значения, формулируют выводы. Отвечают на вопрос. Возможные ответы: использовать материал, который слабо электризуется или совсем не электризуется; создать устройства, с высокой степенью электризации, которые будут притягивать к себе пыль и т.п. для уборки; мыть голову специальными средствами, которые уменьшат электризацию волос, выбрать материал для шапок такой, который обладает низкой степенью электризации, подбор расчески и т.п.. | Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам действий | Строят сообщения в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связах; могут выйти на теоретический уровень решения задач; владеют диалогической формой коммуникации; допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | выдвигают и проверяют предлагаемые для решения гипотезы; знают инструменты для определения физических величин и владеют умениями измерять ими. |
Этап самоконтроля | Организует работу в группах с рабочим листом. Учитель организует обсуждение тем проектов по изученному материалу. Каждая группа в течение выделенного времени записывает актуальность проекта, ставит цели, записывает задачи проекта. Учитель организует обсуждение работы каждой группы. Задает вопрос: «Какое исследование в каждом проекте нужно сделать?» Организует исследовательскую работу и формулировку гипотезы. Для проведения исследования группе предлагается 6 экземпляров-лоскутков различных тканей, стеклянные (эбонитовые) палочки, ноутбуки и датчики электрического заряда, кусочки ваты. Организует обсуждение, сравнение и обобщение результатов исследований. | Работа в группах: письменная работа в рабочих листах проекта, выполнение исследовательской работы с использованием наборов по электризации и измерительных приборов. Фронтальный опрос | Распределяются по группам, обсуждают результат проекта, обсуждают и записывают актуальность темы проекта, записывают цель и задачи проекта. Предложенные проекты: памятка по выбору шампуня, памятка по выбору расчески (шапки), прибор для сбора пыли, рекомендации швеям по выбору материала для пошива одежды, тренды лета 2023 года. Отвечают на вопрос. Возможные ответы: исследовать материал на электризацию. Обсуждают в группе и записывают гипотезу исследования. Возможный ответ: материалы имеют различную степень электризации при трении. Проводят исследование на степень электризации ткани двумя способами: 1) натирают лоскуток о палочку, подносят палочку к кусочкам ваты на определенное расстояние; 2) натирают палочку о лоскуток и измеряют заряд на лоскутке. Записывают результаты исследования, делают и записывают выводы. Сообщают результаты работы и выводы. Сравнивают и обобщают результаты групп. Возможные ответы: Наиболее всего электризуется экземпляр №… Разные материалы электризуются по разному. | Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам действий | Проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. выходят на теоретический уровень решения проблемы: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознания деятельности по решению задачи. Учитывают разные мнения и интересы и обосновывают собственную позицию; аргументируют свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Понимают, каким физическим принципам и законам подчиняются объекты и явления природы, в частности, загрязнение по причине электризации поверхностей; выдвигают и проверяют предлагаемые для решения гипотезы; составляют план физического исследования; знают инструменты для определения физических величин и владеют умениями проводить измерения. |
Этап рефлексии учебной деятельности | Организует рефлексию деятельности. Задает вопросы: «Расскажите, что мы сегодня узнали и чему научились на занятии? Как это поможет вам в вашей жизнедеятельности в будущем? Кому вы порекомендуете ваши проекты?» | Фронтальная беседа | Отвечают на вопросы. | | Обосновывают собственную позицию; аргументируют свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности. | |