Электронное портфолио Ивановой С.А. для аттестации
Филиал МКОУ «Лебяжьевская средняя общеобразовательная школа»
«Плосковская средняя общеобразовательная школа»
ПАПКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
для осуществления всестороннего (само)анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника
Фамилия Иванова
Имя Светлана
Отчество Александровна
2016 год
Визитная карточка
Дата рождения 7 мая 1967 год.
Место работы филиал МКОУ «Лебяжьевская средняя общеобразовательная школа» «Плосковская средняя общеобразовательная школа»
Должность учитель математики и физики.
Заявленная квалификационная категория высшая
Наличие квалификационной категории 1
Срок действия имеющейся категории до 10 мая 2017 года
Образование, наименование учебного заведения, год окончания высшее, Курганский государственный педагогический институт, 1989 год.
8. Общий стаж работы 26 лет
9. Стаж педагогической работы 26лет
10. Стаж работы в должности (в данном учреждении) 26 года
11. Сведения о предыдущей аттестации (категория, дата присвоения) 2012 г.
Заявлена высшая квалификационная категория
12. Наличие ученой степени нет
13. Награды, звания нет
14. Контактные телефоны:
рабочий 9-63-91
домашний 89638665686
Оглавление
Введение.
стр.4-6
Раздел I. Результативность освоения обучающимися образовательных программ и динамика их достижений.
Раздел II. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Раздел III. Эффективность использования в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.
Раздел IV. Результативность внеурочной деятельности по преподаваемому предмету.
Раздел V. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Раздел VI. Результаты инновационной и экспертной деятельности.
Раздел VII. Результаты непрерывного профессионального саморазвития.
Введение
Цели моей профессиональной деятельности согласуются с целями и задачами деятельности образовательного учреждения.
Цель нашей школы - создание оптимальных условий для получения обучающимися качественного доступного образования. Предметом деятельности школы является реализация общеобразовательных программ на уровне начального, основного и среднего (полного) общего образования.
В соответствии с целями ставлю следующие задачи:
-формирование общеучебных умений, формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся.
Выстраиваю учебный процесс в рамках личностно-ориентированного обучения. Так как оно предполагает осознанную ориентацию на личность учащегося, что является условием его развития. Таким образом, моя позиция предполагает:
-оптимистический подход к ребенку и его будущему, стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ученика и умение максимально стимулировать это развитие им же самим;
-отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а по собственному желанию.
-опора на личностный смысл и интересы каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Наличие эффективных форм работы, индивидуальный подход к учащимся приводит к успешности обучения иностранному языку.
На своих уроках стараюсь поставить учащихся в такие условия, чтобы они ощутили необходимость прикладывать определенные усилия в процессе образования. Моя задача - заметить эти усилия и поддержать ребенка, обеспечить условия для дальнейшего продвижения вперед. А для слабых детей стараюсь создать ситуацию, где бы они показали свою успешность.
Перед собой ставлю решение многих методических проблем:
-Как активизировать деятельность учащихся?
-Как сделать процесс обучения радостным?
-Как привить желание детям узнавать все больше и больше?
В зависимости от темы и целей урока стараюсь выбрать оптимальную форму проведения занятия, практикую такие уроки:
комбинированный, урок-соревнование, зачет, работа над проектами.
При этом использую формы работы: индивидуальную, работа в парах, в группах, фронтальную, самостоятельную, работа с учебником и справочной литературой, тестирование, игры. Это позволяет разнообразить уроки, создать мотивацию успеха.
Активно использую информационные технологии, которые позволяют сделать общеобразовательный процесс наглядным, информационно-насыщенным. При помощи компьютера детям интересно усваивать новый материал, проверять свои знания. На уроках использую презентации, и ученики сами работают над презентациями. В 2014, 2015году приняла участие в конкурсе «Золотые россыпи». Постоянно не можем пользоваться Интернетом, но дети информированы о сайте и желающие занимаются после уроков в кабинете информатики. По итогам рефлексии можно судить, что такие формы работы ученикам нравятся.
В своём кабинете имеется компьютер, часто проводятся уроки с ИКТ.
В своей деятельности использую следующие педагогические технологии:
-технология уровней дифференциации на основе обязательных результатов, что позволяет отработать образовательные стандарты, предупредить неуспеваемость);
-проектные методы (позволяют перейти на уровень социально-значимых результатов);
-обучение в сотрудничестве (развивает взаимоответственность, способность обучаться в силу собственных возможностей при поддержке товарищей).
Проектная деятельность предусматривает работу в сотрудничестве, что помогает развитию взаимопомощи, чувства ответственности.
С целью повышения педагогического мастерства посещаю педагогические конференции, вебинары, открытые занятия. Все это способствует самообразованию, повышению профессионализма. Стараюсь постоянно обмениваться опытом со своими коллегами (выступления на ШМО и РМО), пополняю свои знания чтением новой методической литературы, использую Интернет.
Я считаю, что необходимо стремиться стимулировать желание учиться, продолжать изучение новых педагогических технологий, продолжать сочетать традиционные и новые методики.
1.1. Позитивная динамика результатов освоения образовательных программ:
Таблица результатов внутриучрежденческого контроля
(за три последних года)
Класс |
2012-2013 |
2013-2014 |
2014-2015 |
||||||||||||||||
успев. |
кач-во |
ср. балл |
класс |
успев. |
кач-во |
ср. балл |
класс |
успев. |
кач-во |
ср. балл |
|||||||||
11 |
100 |
50 |
3,6 |
11 |
100 |
33 |
3,6 |
11 |
100 |
25 |
3,25 |
||||||||
10 |
100 |
29,4 |
3,1 |
10 |
100 |
35,3 |
3,9 |
10 |
100 |
33 |
3,6 |
||||||||
9 |
100 |
44,4 |
3,4 |
9 |
100 |
18 |
3,9 |
9 |
100 |
42,1 |
3,9 |
||||||||
8 |
100 |
28,6 |
3,3 |
8 |
100 |
37 |
3,9 |
8 |
100 |
41 |
4,1 |
||||||||
7 |
100 |
41,7 |
3,4 |
7 |
100 |
25 |
4,3 |
7 |
100 |
39 |
4,1 |
||||||||
Учебный год |
Форма оценки |
Класс |
Кол-во сдававших |
Средний балл |
|||||||||||||||
2010-2011 |
Переводной экзамен |
9 |
1 |
4 |
|||||||||||||||
2011-2012 |
Переводной экзамен |
9 |
1 |
5 |
|||||||||||||||
2012-2013 |
Переводной экзамен |
9 |
2 |
3,5 |
|||||||||||||||
2013-2014 |
Переводной экзамен |
8 |
4 |
3,5 |
|||||||||||||||
2014-2015 |
Переводной экзамен |
7 |
2 |
4 |
Таблица результатов внешней оценки
(за пять последних лет)
Учебный год |
Форма внешней оценки (ГИА, региональный мониторинг учебных достижений обучающихся, «срез» знаний, проведенный во время экспертизы внешним экспертом и др.) |
Класс |
Кол-во сдававших |
Средний балл |
2011-2012 |
ГИА |
9 |
8 |
35,8 |
2013-2014 |
ГИА |
9 |
6 |
25,8 |
2014-2015 |
ГИА |
9 |
4 |
14 |
Таблица результатов внешней оценки
(за пять последних лет)
Учебный год |
Форма внешней оценки (ГИА, региональный мониторинг учебных достижений обучающихся, «срез» знаний, проведенный во время экспертизы внешним экспертом и др.) |
Класс |
Кол-во сдававших |
Средний балл |
||
По району |
По области |
|||||
2010-2011 |
ЕГЭ |
11 |
3 |
50 |
47,8 |
|
2011-2012 |
ЕГЭ |
11 |
1 |
28 |
36,8 |
41,9 |
2013-2014 |
ЕГЭ |
11 |
4 |
43 |
37,9 |
43,3 |
2014-2015 |
ЕГЭ |
11 |
4 |
26-8 |
1.2. Соответствие результатов итоговых оценок по учебному предмету результатам внешних оценок.
Таблица соответствия результатов итоговых оценок по учебному предмету результатам внешней оценки
Учебный год |
Класс |
Средний балл по итогам годовой аттестации |
Средний балл по результатам внешней оценки |
2010-2011 |
9 |
3,5 |
3,5 |
2011-2012 |
9 |
3,8 |
3,25 |
2012-2013 |
9 |
3,6 |
3,6 |
2013-2014 |
9 |
3,5 |
3,3 |
2014-2015 |
9 |
3,75 |
3,5 |
Таблица соответствия результатов итоговых оценок по учебному предмету результатам внешней оценки
Учебный год |
Класс |
Средний балл по итогам годовой аттестации |
Средний балл по результатам внешней оценки |
2010-2011 |
11 |
4 |
3,7 |
2011-2012 |
11 |
4 |
3 |
2013-2014 |
11 |
4 |
3,8 |
2014-2015 |
11 |
3,25 |
3 |
1.3. Сформированность универсальных учебных действий обучающихся.
Овладение ребенком универсальных учебных действий означает формирование «умения учиться», т.е. способности к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений, и его коммуникативную компетентность.
В конечном итоге эти приобретенные качества определяют успешность самореализации во всех сферах жизнедеятельности. В образовательном процессе сформированность УУД позволяет обучающемуся ориентироваться в различных предметных областях, в структуре учебной деятельности, придает ценностно-смысловую характеристику познавательному процессу. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой можно выделить следующие виды действий:
личностные – определяющие мотивационную ориентацию в разных видах деятельности, внутреннюю позицию;
коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность (умение организовывать и осуществлять совместную деятельность со сверстниками и взрослым, адекватно передавать информацию в речевой форме и т.д.),
познавательные – общеучебные (в том числе связанные с использованием знаково-символических средств), логические, связанные с общими приемами решения проблемы;
регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности (способность принимать учебную задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия и т.д.).
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
Компоненты структуры познавательной активности:
а) эмоциональное состояние личности, выражающее взаимодействие
потребностей и мотивов, которые способствуют ориентации активности на преодоление возникающих затруднений в процессе познавательной деятельности. Внешними проявлениями признаков определенного эмоционального состояния личности являются проявления азарта, решительности, увлечения и т.п.
б) волевые усилия, которые позволяют продвигаться к намеченной цели
познания, преодолевая возникающие затруднения. Внешними проявлениями будут являться настойчивость, стремление к мобилизации сил для преодоления трудностей.
в) саморегуляция, как осознанное стремление действовать с целью
реализации тех потребностей, которые возникают и осуществляются в процессе познавательной деятельности.
г) уровень овладения способами деятельности, от которого зависит быстрота познания. Внешние проявления: время и качество решения познавательных задач, стоящих перед учащимся, стремление к оптимизации процесса познания, нестандартный, креативный подход к выполнению заданий.
д) отношение к деятельности, которое определяет направленность и эффективность познавательной деятельности. Внешние проявления: активность, заинтересованность.
1.3. Результаты анкетирования о сформированности универсальных учебных действий обучающихся в процессе внутриучрежденческого контроля.
№ |
Ф.И.уч-ся |
Кол-во баллов |
Уровень сформированности |
1. |
Дерябин Владимир |
20 |
средний |
2. |
Дерябин Никита |
18 |
средний |
3 |
Кондратьева Нина |
28 |
высокий |
4 |
Хозова Ангелина |
18 |
средний |
5 |
Расторгуев Николай |
27 |
высокий |
6 |
Трубчанинова Юлия |
26 |
высокий |
7 |
Шаньгина Любовь |
26 |
высокий |
8 |
Архипов Егор |
14 |
низкий |
9 |
Байпаков Аман |
18 |
средний |
10 |
Кайгородов Дмитрий |
22 |
средний |
11 |
Шульгина Антонида |
20 |
средний |
12 |
Дорожкова Ирина |
28 |
высокий |
13 |
Кондратьев Сергей |
19 |
средний |
№.3.1 Результаты использования современных технологий на уроках математики
В своей работе я использую современные образовательные технологии:
Проблемное обучение.
Проблемное обучение развивает подход к активизации творческой деятельности обучающихся посредством представления проблемно сформулированных заданий. Теория также содержит положение о научении решению проблемных задач, но раскрывает его на основе традиционных методик. Суть проблемного обучения состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. И это самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности стимулирует высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения, т.е. проблемное обучение это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации -проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление и закономерности. В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей.
Технология уровневой дифференциации.
Цели.
Организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие в комфортных условиях.
Описание порядка использования (применения) технологии.
По своим природным способностям, уровню восприятия, по специфике мыслительной деятельности учащиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно наблюдать школьников с противоположными друг другу уровнями развития. Дифференциация осуществляется не за счёт того, что одним ученикам дают меньший объём материала, а другим больший, а за счёт того, что, предлагая учащимся одинаковый его объём, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его освоению.
Дифференцированный подход в обучении к каждому ученику с учетом его конкретных знаний, умений и навыков, а также такие критерии оценки, которые не только устанавливают уровень успешности обучения, но и оказывают воспитательное воздействие на учащихся, стимулируя их учебную деятельность. Разноуровневое обучение необходимо для того, чтобы предоставить ШАНС каждому ученику. Для достижения новых целей образования технология дифференцированного обучения дает гарантированный результат освоения базовых знаний всеми учащимися и одновременно с возможностями для каждого реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне. При данном способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках.
Данная технология обеспечивает определенный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, определенную степень самостоятельности детей.
При повторении материала применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий.
При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию. Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта. Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, В, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
Результат использования технологии.
Обеспечение определённого уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от репродуктивного до творческого).
Обеспечение определённой степени самостоятельности детей в учении (от постоянной помощи со стороны учителя - работа по образцу, инструктаж и т.д. до полной самостоятельности).
Учащиеся получают право выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам и способностям.
За время работы мною создано много дидактического материала, различающегося по объёму, сложности, методам и приёмам выполнения заданий.
Создан материал для трехуровневой диагностики результатов обучения, контролирующие не только уровень овладения знаниями, но и уровень сформированности общеучебных умений и навыков.
Созданы папки тестовых разноуровневых заданий для подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Для организации дифференцированного обучения я использую: индивидуальные, групповые и коллективные виды работ с учащимися. Разноуровневые раздаточные материалы, которые включают в себя задания различной направленности: для контроля, творческие, для изучения нового материала, для закрепления, для повышения мотивации познавательной деятельности учеников.
Примеры разноуровневых заданий.
Квадратичная функция
1-й уровень.
1. Дана функция: y=:
а) найти значения при y=8,
б) построить график заданной функции;
в) указать область значений и промежуток возрастания функции, используя построенный график;
г) решить неравенство
2-й уровень.
2. Найти нули функции:
3. Дана функция .
а) построить график функции:
б) найти область значения и промежутки возрастания и убывания заданной
функции, используя построенный график;
в) сравнить значение функции на концах отрезка [1;2]
4. Решить неравенство:
3-й уровень.
5. Найти область значений и промежутки возрастания и убывания функции
не строя её графика.
6. При каких значениях график функции не пересекает ось абсцисс?
7. Построить график функции с помощью шаблона параболы , предварительно выделив квадрат двучлена.
8. Разложить трёхчлен на множители.
Решение задач по теме «Параллелограмм»
I уровень
1. В четырехугольнике ABCD АВ // CD, АС = 20 см, BD = 10 см, АВ = 13 см. Диагонали ABCD пересекаются в точке О. Найдите периметр COD.
2. Из вершины В параллелограмма ABCD с острым углом А проведен перпендикуляр ВК к прямой AD; ВК = АВ/2. Найдите C, D.
3. Середина отрезка BD является центром окружности с диаметром АС, причем точки А, В, С, D не лежат на одной прямой. Докажите , что ABCD - параллелограмм.
II уровень
1. В четырехугольнике ABCD А + B = 180°, АВ || CD. На сторонах ВС и AD отмечены точки М и К соответственно так, что ВМ=KD. Докажите, что точки М и К находятся на одинаковом расстоянии от точки пересечения диагоналей четырехугольника.
2. На сторонах РК и МН параллелограмма МРКН взяты точки А и В соответственно, МР = РВ = АК; /МРВ = 60°. Найдите углы параллелограмма и сравните отрезки ВМ и АН.
3. На основании А С равнобедренного треугольника ABC отмечена К, а на сторонах АВ и ВС - точки М и Р соответственно, причём PK=MB, / KPC = 80°, / C = 50°. Докажите, что КМВР – параллелограмм.
III уровень
1. В выпуклом четырехугольнике ABCD / А + / В = / В + / C = 180. Через точку О пересечения диагоналей четырехугольника проведена прямая, пересекающая стороны DC и AD в точках М и К соответственно; / BOM = 90°. Докажите, что ВК = ВМ.
2. На сторонах ВС и CD параллелограмма ABCD отмечены точки М и Н соответственно так, что отрезки ВН и MD пересекаются точке О; / BHD =95°, / DМC= 90°, / BOD = 155°. Найдите отношение длин отрезков АВ и MD и углы параллелограмма.
3. Точки М и К являются соответственно серединами сторон АВ и ВС треугольника ABC. Через вершину С вне треугольника проведена прямая, параллельная АВ и пересекающая луч МК в точке Е. Докажите, что КЕ=АС/2.
Проектные методы обучения.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Исследовательские методы в обучении развивают логическое мышление, самостоятельность. Данная деятельность способствует рационализации и интеграции процесса обучения, а также возрастает эффективность урока и положительное отношение к изучаемому материалу, формированию надпредметных знаний, умений.
Игровые технологии.
1) Технология проблемного обучения. Создание проблемной ситуации. Анализ проблемной ситуации. Постановка учебной проблемы. Решение учебной проблемы: составление плана решения, выдвижение предположения и обоснование гипотезы, доказательство гипотезы, проверка решения проблемы, повторение и анализ процесса решения, выводы. В работе используются разнообразные виды деятельности по разрешению проблемной ситуации: проблемный фронтальный эксперимент; проблемное решение задачи; проблемные задания; игровая проблемная ситуация.
Результат использования технологии.
Игровые технологии. Активизация деятельности учащихся путём вовлечения детей в коллективное творчество. Осмысление имеющегося у учащихся опыта и творческое применение его в новых условиях. Стимулирование учащихся к достижению цели и осознание путей достижения этой цели. Воссоздание и усвоение общественного опыта, который складываются в условиях самоопределения поведения. Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: 1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников. Реализация игровых технологий дает возможность многогранного раскрытия личности, развития её способностей, сплочения ученического коллектива на основе общих интересов и замыслов. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры. В педагогической науке феномен игры рассматривается как способ организации воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, изучаются формы и способы оптимизации игровой деятельности современного поколения. Игровые технологии способствуют расширению кругозора, развитию познавательной деятельности, формированию определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитию общеучебных умений и навыков. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности конкретной категории учеников. |
Результат использования технологии:
Ситуация успеха создаёт благоприятный фон для развития познавательного интереса. Удовольствие, полученное от игры, создаёт комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.
Творческие работы учащихся (математические ребусы и кроссворды, модели геометрических фигур, рисунки по точкам на координатной плоскости и др.)
Проведение математических состязаний на уроках.
Повышение качества знаний учащихся на уроках обобщения и контроля
с использованием математических эстафет, диктантов и др. математических игр.
Множество сертификатов об участии, дипломов и грамот за участие в тех или иных математических конкурсах.
В своей педагогической практике мною используются такие формы педагогических игр как: математические КВН, турниры любителей судоку, конкурсы на самого быстрого вычислителя, чемпионат математических головоломок, мастерская «Геометрических орнаментов и бордюров» и др.
В рамках ежегодной Математической недели проводится конкурс по подготовки к ЕГЭ и ГИА, участие в котором вызывает неизменный интерес не только у самих учащихся, но и у родителей.
Высокой активностью детей характеризуются заключительные уроки, которые проводятся в конце года в каждом классе, в той или иной игровой форме.
Большой интерес у учащихся вызывают математические фокусы и трюки, которые были открыты великими математиками и не потеряли своей актуальности до наших дней.
Очень заинтересовал ребят поэтапный конкурс, по подготовки к ЕГЭ, между сёлами «Математические пробы».
Информационно-коммуникационные технологии.
С помощью ИКТ можно решать следующие дидактические задачи: совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
усиление мотивации к обучению;
активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
обеспечение гибкости процесса обучения.
Компьютер и средства мультимедиа применяются на уроках для того, чтобы решать специальные практические задачи. При организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся
В результате информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
Важное место на уроке и в организации внеклассной работы занимает использование материалов различных учебных электронных изданий и работа с цифровыми ресурсами в сети Интернет в режиме on-lain, что позволяет экономить время и повышает плотность урока, создаёт положительную мотивацию к учению.
В частности, карточки Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов я использую на этапе актуализации знаний, умений и навыков учащихся в качестве индивидуальных заданий.
Восприятие, понимание материала, представленного в форме презентации становится доступным, посильным практически для всех учащихся, повышает их мотивацию.
Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину процессов и явлений, интерактивные модели дают возможность самостоятельно "конструировать" процессы, исправлять свои ошибки, самообучаться. Их использование способствует глубокому восприятию изучаемого материала, более наглядно подводит к осмыслению доказуемых и выводимых фактов, позволяет качественно отработать практические задачи, делает урок красочнее и интереснее
Результат использования технологии:
В своей работе использую и информационно-коммуникативные технологии.
Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет:
сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;
эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоение учащимися учебного материала в индивидуальном плане, с использованием удобного способа восприятия информации;
раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагируют на ошибки;
совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи;
организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся
Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу.
Использую ИКТ на разных этапах урока:
Устный счёт включает в себя устные упражнения, необходимые либо для закрепления, либо для дальнейшего изучения нового материала;
На этапе первичного закрепления. Предложенные учителем задания по новой теме, позволяют определить степень усвоения нового материала;
При проверке домашнего задания.
При объяснении нового материала;
При закреплении, повторении используются готовые демонстрационные – энциклопедические программы из серии: “Открытая математика. Функции и графики”, “ Познавательная геометрия”, “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” и др.
На этапе контроля ЗУН.
Использую ИКТ и на уроках решения тренировочных заданий при подготовке к ЕГЭ и ГИА.
Эффективное повторение материала по темам школьного курса осуществляется с помощью электронных пособий:
Математика 5-11. “Новые возможности для усвоения курса математики”, Москва, изд. “Дрофа”, 2004 г.
“Алгебра 7-9”. Серия “Все задачи школьной математики”. Изд. “Просвещение”,2006 г. и др. Электронные пособия включают теоретическую базу данных и базу математических задач, двигаясь при этом от простых заданий к более сложным.
Применяю информационные технологии и на уроках геометрии, где учащиеся много работают с графическим изображением пространственных фигур, которые не всегда наглядно отражают их свойства. Поэтому особый интерес представляют графические редакторы (программа “Живая геометрия”), которые позволяют создавать и изменять компьютерные модели геометрических объектов. В этой программе ученики работают с целым семейством фигур, что способствует развитию геометрической интуиции детей.
Мультимедийная среда организована таким образом, что более значимыми становятся наблюдение, разного рода эксперименты, математическое моделирование и конструирование.
Уроки с применением ИКТ вызывают большой интерес у учащихся, являются более наглядными, разнообразными. На них учащиеся получают большой объём знаний, и полученные знания прочнее усваиваются.
Широко использую ресурсы сети Интернет. Рекомендую сайты и ученикам, где собран теоретический и практический материал для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.
В 2016 году организовала участие ребят в международных онлайн олимпиадах на портале инфоурок, после олимпиады ребята смогли пройти онлайн тестирование по темам, которые вызвали затруднения.
Информационные технологии использую и во внеурочной деятельности. Важным направлением организации внеурочной деятельности является научно-практическая деятельность учащихся, т.е. выполнение долговременных трудоёмких творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование информационных технологий создаёт благоприятные условия для организации такой деятельности. Обработка собранной в ходе исследования информации, подготовка электронных таблиц, диаграмм, документов учащимися выполняется в текстовом редакторе.
Применение данной технологии позволило мне повысить у учащихся компьютерную грамотность, формировать математическую, информационную, коммуникативную, межкультурную компетенции, необходимые для творческой социально-ориентированной личности “информационного общества”; подготовки выпускников к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Здоровьесберегающие технологии.
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом. В настоящее время складывается твердое убеждение в том, что современная система образования является одним из серьезных факторов риска здоровья обучающихся. В этой связи особое значение приобретает профессиональная деятельность преподавателя, направленная на разрешение этой проблемы. Вот почему, считаю важным для себя внедрение в процесс обучения здоровьесберегающих технологий. В своей работе мною предпринята попытка решения данной проблемы, создав на уроках математики условия, способствующие сохранению и укреплению соматического и психического здоровья учащихся. Исследованиями ученых установлено: воспитание без движения – это развитие учащегося в режиме глубокого расслабления и угасания произвольно-волевого тела. Сидячее закрепощенное положение тела ведет к постоянному статическому напряжению различных групп мышц, что вызывает резкое утомление учащихся даже не связанное с умственной работой. Значит, если психомоторно раскрепостить учащихся за счет внедрения в урок форм, методов и приемов работы, включающих в себя двигательную компоненту, то это приведет не только к удовлетворению естественных потребностей учащегося в движении, что уже скажется на состоянии их здоровья, но и снижению утомляемости, повышению мотивации к обучению, что позволит сохранить необходимый уровень формирования качества знаний. Исходя из задач, стоящих передо мною по здоровьесбережению учащихся на уроках математики, я использую задачи, содержащие сведения о здоровом образе жизни. Они призваны заинтересовать учащихся вопросами устройства тела человека, а по ходу выполнения заданий я, как педагог, помогаю систематизировать имеющиеся знания. В классе при изучении темы «Диаграммы» учащиеся составляют диаграмму режима дня пятиклассника, рассчитывают правильный рацион питания, изучая тему «Проценты» и т.д. учащиеся 7 класса подготовили сборник задач, с использованием статистических данных ВОЗ о состоянии здоровья подростков в развитых странах. Так же на уроках соблюдаю требования САНПиНа; на уроке создаю обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее; чёткая организация учебного труда для предупреждения утомляемости; при планировании урока предусматриваю смену деятельности, чередую различные виды активности: интеллектуальная – эмоциональная– двигательная.
Использование современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.
Деятельностный и проблемно-поисковый подход в моей работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики “открывали” новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности; воспитание активной личности.
Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, научные теории, взаимоисключающие точки зрения или ответы учеников на задаваемый вопрос или практическое задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал. На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы. Приведу примеры использования “проблемных ситуаций”.
При изучении темы 6 класса “Сложение дробей с разными знаменателями” в устный счёт, состоящий из примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (“Ситуация успеха”) включаю задание, где знаменатели разные. Происходит “заминка” (проблема), и начинаем думать: “почему не получилось?”. Индуктируем, дедуктируем, анализируем, синтезируем, сравниваем, обобщаем… Итог: верное решение ипонимание – что делаем? как делаем? зачем?
Все определения понятий и способов стараемся формулировать самостоятельно, сверяясь затем с текстом учебника. Базовую тему по математике для 5 класса “Десятичные дроби и действия над ними” изучали, используя приёмы и методы сопоставления, наблюдения, анализа. В итоге по теме “Деление десятичных дробей на натуральное число” детьми было выведено самостоятельно правило, которое в последствие использовалось для проверки правильности постановки запятой в частном. Это правило было проверено детьми на различных примерах, и возгласы: “Работает!” ознаменовали наше Открытие.
При изучении тем “Симметрия относительно точки”, “Симметрия относительно прямой” учащимся дается творческое домашнее задание: изобразить фигуры, имеющие центр симметрии, ось симметрии. Выполнять работы можно как угодно: нарисовать, наклеить.
При изучении в 10 классе темы “Применение производной для исследования функции” в ходе устной работы были предложены одинаковые задания по графику функции (№1) и графику производной (№2).
По результатам выполнения задания №2 учащиеся приходят к выводу, что это задание для них является невыполнимым. Ставится учебная задача: составить (разработать, создать) правило (алгоритм), с помощью которого исследовать функции на монотонность и экстремумы по её производной. Учащиеся выполняют лабораторную работу с использованием компьютера, выдвигают гипотезу, подтверждение или опровержение которой находят со страниц учебника.
Замечу, что с моими учениками мы вместе “упорядочиваем” весь учебный материал. Ведём справочник, где собраны все наши “опорные конспекты”: схемы, модели способов.
В области обучения решению задач деятельностный и проблемно-поисковый подход предполагает раскрытие деятельности поиска решения, разъяснение различных приемов и методов поиска. Запас интеллектуальных умений учащихся постоянно расширяю за счет овладения ими разными способами решения задач. Изучение этих методов не только помогает детям осмыслить пути научного знания, но учит их действовать в нестандартных ситуациях, мотивирует их деятельность на уроках математики.
Для меня, как учителя математики, важно, чтобы ученики имели глубокие знания, владели способами их получения. Это достигается через применение деятельностного и проблемно-поискового способа обучения. Мотивация своей деятельности, проблемный характер изучаемого материала, поиск выхода из любой ситуации, рефлексия деятельности позволяют говорить о развитии разных сторон мышления учащихся, расширения запаса их интеллектуальных умений, способности четко мыслить, полноценно логически рассуждать.
На уроках использую формы работы:
– эвристическая и проблемно-поисковая беседа;
– демонстрационный эксперимент;
– лабораторная работа;
– практическая работа;
– уроки-диспуты.
Наглядные пособия при проблемно-поисковых методах обучения применяю уже не в целях активизации запоминания, а для создания проблемной ситуации на уроках. Это серии рисунков, схем, графиков на которых изображается определенная учебная ситуация, требующая самостоятельных размышлений учеников, для высказывания каких-то обобщений, выявления доминирующих причин.
В реализации деятельностного и проблемно-поискового подхода центральное место занимает исследовательский метод. В математике можно подогнать любую задачу к ответу, но результат только тогда приносит радость, когда ребята сами нашли решение трудной задачи, вложили в нее свой труд и душу. Подлинные знания – это не набор некоторых правил и умений решать стандартные задачи. Это понимание сути изучаемых явлений, приобщение к поиску самих задач, формулированию гипотез, испытывание их на правдоподобие.
Считаю, что главная ценность деятельностного и проблемного обучения состоит в том, что ученики имеют возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы.
При использовании деятельностной и проблемно-поисковой технологии у школьников:
– зарождаются основы системного мышления;
– формируются навыки выдвижения гипотез, формулирования проблем, поиска аргументов;
– развиваются творческие способности, воображение ;
– воспитываются целеустремлённость и организованность;
Усилением прикладного, практического характера всего школьного образования является компетентностный подход.
Одной из технологий компетентностно-оринтированного подхода, которую я применяю на своих уроках, является метод проектов, который я рассматриваю как специальную форму организации познавательной деятельности.
Метод проектов позволяет мне строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности.
Введение элементов проектной деятельности и ее развитие позволяют мне уйти от однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса; создают условия для смены видов работы.
Учитывая, что метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, реализующуюся в течение определённого отрезка времени, как учитель организую условия для его внедрения. При выполнении проекта учащиеся решают поставленную проблему, учатся применять знания из различных областей науки, техники. Ценным в работе является сам процесс: сбор и систематизация информации, попытка самостоятельно разобраться в незнакомом вопросе, сориентироваться, учащиеся выступают активными участками процесса обучения, а не пассивными статистами. Данные проекты не только формируют знания школьников, но и работают на профориентацию обучающихся.
Результат использования технологии.
За годы работы с проектами я увидела преимущества этой технологии:
проекты позволяют ученику быть успешным;
высокая мотивация;
связь полученных знаний с реальной жизнью;
развитие научной пытливости;
лучшая закреплённость знаний;
воспитание настойчивости в достижении цели.
Проекты “Влияние сотовой связи на здоровье человека”, “Влияние микроволновой печи на здоровье человека”, результат изучения данных тем по физике, носили практическую значимость. Серия проектов “Физика и детская игрушка” были приготовлены для заключительного урока по физике в конце 10 класса. “Графики функций” в 9-м классе. “Применение производной к решению практических задач” в 10 классе. “Многогранники” в 11-м классе были использованы на уроках математики и факультативных курсах, для расширения кругозора по математике, для мотивации углубленного изучения отдельных разделов геометрии.
Таким образом, метод проектов органически сочетается с проблемно-поисковым методом.
Неоспорим тот факт, что весь процесс образования и воспитания должен строиться и на принципах здоровьесбережения. Сохранять и укреплять здоровье учащихся мне помогают здоровьесберегающие технологии.
Как учитель, я должна на уроках создать условия для сохранения здоровья, сформировать у ученика необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Результат использования технологии.
на уроках соблюдаю требования САНПиНа;
на уроке создаю обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;
чёткая организация учебного труда для предупреждения утомляемости; при планировании урока предусматриваю смену деятельности, чередую различные виды активности: интеллектуальная – эмоциональная– двигательная;
использование динамических пауз, минут для здоровья (профилактические упражнения для глаз, упражнения на релаксацию, упражнения для формирования правильной осанки) для снятия напряжения, усиления работоспособности; предлагаемые упражнения для физминутки органически вплетаются в канву урока;
на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “здоровый образ жизни”, “правильное питание”, “экология”;
осуществляю индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей.
Системная работа по использованию современных педагогических технологий приводит к тому, что ученики успешно учатся, участвуют в олимпиадах, конкурсах по предмету, снижен процент пропусков занятий по болезни, а также процент уровня тревожности у учащихся. Самое главное с желанием и без страха идут на уроки математики.
4.2 Доля школьников, участвующих во внеурочной деятельности, от общего количества обучаемых учителем
Форма внеурочной деятельности (наименование) |
Регуляр - ность (периодичность) |
Доля обучающихся от общего количества обучаемых учителем школьников по годам(%) |
Результаты итоги работы |
||||
2011-2012 |
2012-2013 |
2013-2014 |
2014-2015 |
2015-2016 |
|||
Участие в школьных и районных олимпиадах |
Ежегодно |
60 |
85 |
70 |
65 |
75 |
Участие |
Проведение недели математики. |
Ежегодно |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Грамоты, сертификаты |
Участие в конкурсе «Кенгуру для выпускников» |
Ежегодно |
50 |
45 |
30 |
100 |
40 |
Сертификаты 1,2 место в районе |
Участие в конкурсе «Кенгуру» |
Ежегодно |
70 |
50 |
59 |
60 |
50 |
Сертификаты 1,2 место в районе |
Конкурс по тестам при подготовке к ЕГЭ и к ГИА |
Ежегодно |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Грамоты, сертификаты |
Защита проектов |
Ежегодно |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
Грамоты |
Участие в международных дистанционных олимпиадах проекта «Инфоурок» |
2015-2016 |
- |
- |
- |
- |
70 |
Сертификаты |
Участие в дистанционных конкурсах исследовательских работ. |
2015-2016 |
- |
- |
- |
- |
30 |
Сертификат |
Участие во всех онлайн тестированиях проекта «Инфоурок» |
2015-2016 |
- |
- |
- |
- |
70 |
Сертификаты |
Участие в конкурсе между школами «Математические пробы» |
2013-2014 |
- |
- |
100 |
- |
- |
Грамоты 1,2 место |
5.1 Теоретическое представление собственного педагогического опыта
Год |
Форма представления |
Тема опыта |
Статус мероприятия (муниципальный, региональный, федеральный, международный) |
2010 |
Районный конкурс «Учитель года» |
Практические работы по геометрии |
Муниципальный |
2010 |
Выступление на практическом занятии- семинаре в лицее |
Применение кардинального метода для решения задач по геометрии |
Муниципальный |
2010 |
Выступление на заседании РМО |
Решение задач по ЕГЭ из уровня С |
Муниципальный |
2011 |
Выступление на заседании ШМО |
Представление папки по самообразованию |
Муниципальный |
2011 |
Выступление на заседании ШМО |
Применение ИКТ на уроках |
Муниципальный |
2011 |
Выступление на курсах повышения квалификации КГУ |
Представления портфолио учителя |
Муниципальный |
2013 |
Участие в районном методическом объединение РМО |
Анализ итогов районного тура олимпиады школьников |
Муниципальный |
2014 |
Участие в проведение муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников |
Член жюри муниципального Всероссийской олимпиады школьников |
Муниципальный |
2014 |
Выступление на заседании РМО |
Организация проектной деятельности |
Муниципальный |
2015 |
Выступление на заседании РМО |
Анализ примерной программы по математике ФГОСООО, раздел «Функций» |
Муниципальный |
2015 |
Выступление на заседании РМО |
Мастер- класс «Педагогическая идея» |
Муниципальный |
6.1 Участие в реализации инновационного и (или)
социального проектов (программ):
Являюсь участником проекта «Инфоурок».
Создала свой персональный сайт, имею сертификат. Имею свидетельства о публикации своих работ. Награждена «Золотой Грамотой» сайта. Имею благодарность сайта за активное участие в работе проекта для учителей «Инфоурок» Получила приглашение в команду проекта «Инфоурок».
Являюсь участником всероссийского проекта
Педагогическое сообщество «Моё образование».
Награждена Бронзовым дипломом за достижения первого уровня в рейтинге популярности и активности участников педагогического сообщества «Моё образование».
Награждена Серебряным дипломом за достижения второго уровня в рейтинге популярности и активности участников педагогического сообщества «Моё образование».
Являюсь администратором 2 групп. Группа «Математические фокусы и трюки», группа «День Победы. 9 мая». Имею своих подписчиков.
Являюсь участником областного социального проекта
«От всеобуча к общему шахматному образованию»
(2015-2020 годы)
На правах подпроекта областного проекта
«Интеллектуал Зауралья» (2010-2025 годы)
Разработчики проекта:
- Абрамов Е.Н. инструктор-методист по Уральскому федеральному округу ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва»
- Вяткин Р.В. первый заместитель руководителя Исполкома Курганского регионального отделения ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
- Шатных А.В, проректор по организационно-методической работе ГАО ДПО «Институт развития образования и социальных технологий».
Я веду три года занятия внеурочной деятельности «Белая ладья» во 2,3,4,5 классах, программа которой составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г. Сухина
Принимала участие в конкурсе «Золотые россыпи» с разработкой технологической карты урока по шахматам. 1 место.
Принимала участие в подготовке и проведении межрайонных соревнований школьной шахматной лиги Курганской области сезона 2015-2016 учебного года имени международного мастера по шахматам Алексея Пугачева.
Разработала наглядный материал для проведения уроков «Белая ладья».
Неоднократно выступала со своими наработками на районном методическом объединении учителей, ведущих курс «Шахматный всеобуч».
7.1. Освоил дополнительные профессиональные программы повышения квалификации.
Наименование учреждения и сроки прохождения курсов |
Форма курсов (ТК, ДК, ИК) |
Тема курсов (наименование программы повышения квалификации) |
Объем курсов (программы) |
Результаты участия в курсах (в том числе «продукты»,созданные в рамках курсов) |
ФГБОУ ВПО КГУ С 17.10.11 по 28.10.11 г. |
ТК |
«Теория и методика преподавания физики» |
72 часа |
Защита портфолио |
«Институт развития образования и социальных технологий » С 16.01.13 по 28.02.13 г. |
ТК |
«Подготовка учащихся к ЕГЭ по математике» |
72 часа |
Сдача ЕГЭ по математике |
«Институт развития образования и социальных технологий » С 24.03.14 по 31.09.14 г. |
ТК |
«Повышения профессиональ-ной компетентности учителя в вопросах подготовки обучающихся к ЕГЭ по физики в условиях внедрения ФГОС» |
72 часа |
Сдача ЕГЭ по физики |
«Институт развития образования и социальных технологий » С 24.03.14 по 31.09.14 г. |
ТК |
«Повышения профессиональ-ной компетентности учителя в вопросах подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике в условиях внедрения ФГОС» |
72 часа |
Сдача ЕГЭ по математике |
Кайни
Степаненко Валентина Ивановна
Роман
Смирнова Маргарита Александровна