Электронное портфолио ученика как технология оценки учебных достижений учащихся
Занимаясь с учащимися по программе "Портфолио/сайт современного актера XXI века" представляю возможность развития фантазии в определении слова-"портфолио". Ребятам в виде анкеты предлагается дать ответы на вопросы, на которые необходимо ответить перед началом использования технологии "Портфолио":
* Каковы цели использования "портфолио"?
* Из каких компонентов будет состоять "портфолио"?
* Какие специфические компоненты должны быть включены в "портфолио"?
* Каким образом будет происходить процесс оценки "портфолио"?
* Как будет проходить процесс обсуждения?
* Как будет выглядеть портфолио?
интерактивная презентация
ZIP / 38.45 Мб
интерактивный шаблон
HTML / 149 байт
Если проверить наличие этого слова в различных словарях на справочно-информационном портале Грамота.ру, то слово "портфолио" обнаружится только в орфографическом словаре Российской академии наук, а в словаре методических терминов это слово отсутствует.
Слово "портфолио" не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде.
Портфолио сейчас широко применяется, причем диапазон его применения постоянно расширяется. Все студии включают портфолио в свои образовательные системы и начинают использовать на всех уровнях образования.
Следует отметить, что портфолио можно дать широкую трактовку, обозначив тем самым практически неограниченный, свободный контекст использования портфолио в образовании. Более того, здесь особо подчеркивается также педагогическая составляющая портфолио.
Общей тенденцией стало появление новых форм портфолио, основанных на применении современных информационных технологий "электронных портфолио" и ориентированных на новые образовательные цели "паспорт компетенций и квалификаций".
Портфолио является формой комплексного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности.Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.
При всем разнообразии моделей портфолио, различии образовательных и профессиональных сфер, в которых они функционируют, конкретных целей и требований, на которые ориентированы те или иные виды портфолио, постоянно возникают попытки построить его определенную типологию.
Поскольку портфолио стало новым явлением в современной жизни, предлагается ввести эксперимент по внедрению портфолио достижений для подростков.
Этот эксперимент станет частью программы профильного обучения. В эксперименте предполагается использовать создание портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников нашего творческого объединения, наряду например с результатами итоговой аттестации.
В эксперименте намечено пройти апробацию различных моделей портфолио, конкретные варианты которых могут разрабатываться и приниматься на уровне муниципальной образовательной сети. В эксперименте предстоит отработать:
* структуру портфолио и возможную комбинацию его разделов,
* варианты представления итоговых документов,
* формы учета портфолио в определении образовательного рейтинга выпускника любого творческого объединения, в данном случае "Телекино"
* возможные формы коммуникации взаимодействия, контактов учащихся, педагогов, возможно родителей при составлении портфолио и его оценке
* Всем известно, что "традиционное портфолио" представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося.
* Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам тест, экзамен, портфолио позволяет выполнить две основные цели: проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
* Оценить его образовательные достижения и дополнить, заменить результаты тестирования и других традиционных форм контроля
В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования или выступать наряду с ними.
В электронной форме портфолио: активно используются новые формы портфолио, основанные на применении современных информационных технологий – электронное портфолио.
Анализ изученной мной литературы и интернет - ресурсов показал, что в нашей стране метод применения электронного портфолио подростка находится на данный момент в разработке и в связи с этим целью данной работы является разработка электронной формы портфолио ученика в учебном процессе:
* проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме внедрения портфолио ученика в учебный процесс;
* описать портфолио как новую технологию оценки учебных достижений ученика;
* рассмотреть цели, назначения портфолио и основные типы портфолио в зарубежной и отечественной практике;
* разработать вариант электронной формы портфолио достижений ученика;
* составить рекомендации по введению электронного портфолио ученика в учебный процесс
Объект: процесс оценки учебных достижений учащихся . Предмет: электронное портфолио ученика как технология оценки учебных достижений учащихся
В главе "Портфель индивидуальных учебных достижений учащихся: сущность и основные типы" рассматривается "портфолио" как новая технология личной оценки типов портфолио.
В другой главе "Электронный портфолио достижений учащегося приводится вариант разработанного электронного портфолио достижений учащегося и рекомендации по созданию портфолио. "Электронное портфолио ученика в среде слайд-шоу".
Поисковый сервис в интернете вновь дает возможность оценить заинтересованность аудитории вопросами электронного портфолио. Изучение сайтов, посвященных теме электронного портфолио дает представление о разнообразных подходах к определению электронного портфолио.
Например встречаются авторы, которые трактуют электронное портфолио как набор документов, сформированных на компьютере. Если бумажный эквивалент портфолио предъявляется в виде папки с документами, то электронный портфолио предъявляется в виде файлов на магнитном носителе.
Существует другая трактовка электронного портфолио преподавателя как форма интернет - поддержки его деятельности. Каждый преподаватель сталкивается с необходимостью создания учебно-методического пакета портфолио преподавателя по дисциплине, которую он ведет.
Портфолио включает в себя описание и указания к ряду практических работ, методические материалы и рекомендации, обеспечивающие выполнение предложенных в работах заданий, материалы для аттестации и самоаттестации учащихся, исследовательские и
творческие работы
Под веб-портфолио понимается веб-страница или веб-сайт учащегося, который используется им для хранения результатов проектно-исследовательской деятельности, личных достижений, в нашем случае результатов участия видеоработ в кинофестивалях, конкурсах и иных интеллектуальных состязаниях".
Свою трактовку портфолио, размещенного в интернет- сети дает весь авторский коллектив разрабатывая с помощью системы формирования электронного портфолио все достижений учащихся, которое оформляется в виде персональной интернет -страницы. Содержание портфолио представляется в виде электронных продуктов, дифференцируется по направлению и уровню экспертизы. Результаты деятельности оцениваются по четырём направлениям: учебно-предметному, проектно-исследовательскому, информационно-технологическому, презентационному
Такой пример можно посмотреть в представленном проекте "Электронная Школа 2007". В систему управления образовательной студии входит электронное портфолио. Каждый подросток может вести собственное портфолио с использованием единой системы
Электронное портфолио, или Банк личных достижений предлагает школьникам и студентам Межрегиональная ассоциация дополнительного образования. Как только подросток зарегистрируется в Банке личных достижений учащихся, он получает индивидуальную идентификационную электронную карту. Обладатель этой карты может через сайт проверить свой рейтинг достижений и сравнить его с рейтингом других учащихся школы, города, региона, страны.
На сайте реализована автоматизированная система оценки индивидуальных успехов.
В базе данных собираются сведения об интеллектуальном капитале подростка — о победах в кинофестивалях, участии в исследованиях, школьных конференциях, в различных проектах, концертах, школьных мероприятиях, спортивных соревнованиях.
Изучена современная литература, ссылки на методические и практические материалы по теме, размещенные в Интернете. Основываясь на изученных материалах, был разработан вариант настоящей программы электронного портфолио достижений учащихся старшего и среднего возраста.
Портфолио может оформляться в виде персональной мультимедийной презентации, содержание его представлено в виде электронных продуктов.
Актуальность портфолио в том, что оно позволяет научить размышлять над тем, чему ты научился, и как можно использовать приобретенные знания. Акцент делается на связи теории и практики, что содействует реализации компетентностного подхода к результатам образования.
Задача педагога − помочь ученикам выработать у себя привычку фиксировать новые успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех и обрести адекватную самооценку, когда они видят свой прогресс и отмечают свои новые достижения.
Уникальность ведения портфолио заключается в том, что оно обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося. Также актуальность связана с тем, что в новых стандартах большое внимание уделяется системе оценки планируемых результатов освоения образовательной программы выбранной ребенком по его желанию
Педагогическая целесообразность программы, в том, что педагог, заинтересованный в наблюдении за тем, каких успехов достигает ученик, насколько он прогрессирует в течение учебного года, например, в освоении актерского мастерства или технике съемки, может обратиться к портфолио развития, который содержит примеры учебных работ, а также оценки учеником своих результатов
Портфолио обеспечивает достоверные материалы, которые можно использовать для оценивания ученика или для обсуждения с родителями на родительском собрании. Портфолио достижений учащихся представляет собой рабочую файловую папку, содержащую многообразную информацию. Учащийся, создающий "Портфолио", фиксирует, систематически собирает, накапливает, и демонстрирует приобретенный опыт и достижения. Портфолио создается на диске, флеш-карте или в Интернете и носит именной характер.
Доля того, чтобы учащийся смог собрать и вести электронный портфолио, он должен владеть определенными умениями в области информационных технологий.
Главное то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому развивать свои таланты. Содержательную основу программы составляют основные понятия и категории
Структура электронного портфолио может быть самой разнообразной, представляет собой комплексную модель и содержание и состоит из нескольких разделов, например:
* Резюме
* Участие в учебных мероприятиях
* Участие в общественных мероприятиях
* Достижения
* Приложение
Портфолио может оформляться в виде персональной мультимедийной презентации, содержание его представлено в виде электронных продуктов
Один из основных принципов, которые лежат в основе разработки предлагаемого варианта электронного портфолио − электронное портфолио по структуре должно соответствовать федеральным рекомендациям
Поэтому рассмотрим вновь состав электронного портфолио, который был предложен в рекомендациях, и представим, как мы видим электронные аналоги для перечисленных компонентов портфолио:
1. Раздел портфолио "Мой портрет"
2. Раздел "Мои работы"
3. Раздел "Моя общественная работа"
4. Раздел "Отзывы и пожелания"
В электронном портфолио могут быть дополнительные разделы: например, участие в интернет - проектах с активной гиперссылкой, дистанционные конкурсы, мои награды.
Но это каждый владелец портфолио изучаемой программы решает для себя сам. Будет это анкета или будет сочинение − размышление, может быть фотографии или письмо самому себе?
Электронное портфолио это возможность создать яркий красивый "продукт", научиться систематизировать материалы и работать на компьютере. А еще это очень интересно!
В планах − хранение и заполнение электронного портфолио учащегося на сайте, а в дальнейшем – размещение в образовательной Интернет-среде регионального или федерального уровня
В конце года на каждого ученика нашего объединении создается документ, именной сертификат о проходящей оценке портфолио в форме итоговой аттестации в электронном виде
Сертификат № ______ индивидуальных учебных достижений учащегося_____________ ДТО "Теле-Кино" ______ в течение _____________ учебного года стал победителем, призером____________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальные учебные достижения разного уровня составили ______ баллов
Итоговая оценка портфолио ______________ баллов
Дата выдачи __________________________________
Преподаватель студии "___________________________" ___________________________________________________
Включающий в себя критерии оценивания портфолио:
* организация портфолио;
* факторы, отражающие понимание учащимся изученного материала;
* факторы, отражающие размышления ученика о процессе своего продвижения;
* факторы, отражающие динамику изменений;
* полнота отражения изучаемого материала;
* творчество;
* аккуратность, оформление, используемая наглядность
Виды контроля – приемлемая контролирующая и оценивающая функции
Начальный- Это оценка учащимся своих достижений в учебной деятельности
Текущий контроль - Эти страницы помогают ребёнку реально осознать и зафиксировать свои успехи на шкале достижений, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда
Промежуточный контроль -Есть страницы, на которых дети делятся своим социальным опытом, например:
- Наши конкурсы актерского, операторского мастерства.
Итоговый контроль- формы подведения итогов в программе предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков:
- Выполнение творческих заданий.
- Участие в выездных кинофестивалях, творческих конкурсах
- Индивидуальные тестирования детей
- Анализ выполненных творческих работ детей
Существуют разные типы портфолио. Наиболее традиционной можно считать типологизацию портфолио по характеру и структуре представленных в нем материалов. В этом случае выделяют следующие типы портфолио:
* Портфолио документов, или "рабочее" портфолио
* Портфолио процесса
* Показательное портфолио
* Портфолио развития
* Портфолио для учебного планирования
* Портфолио подготовленности proficiency
* Портфолио для поступления в вуз
* Портфолио документов
* Портфолио работ
* Портфолио отзывов
* Комплексное портфолио
Результаты эксперимента по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения , анализ интернет ресурсов показали, что наиболее эффективными и востребованными являются комплексные модели портфолио.
Портфолио может оформляться в виде персональной мультимедийной презентации, содержание его представлено в виде электронных продуктов
Один из основных принципов, которые лежат в основе разработки предлагаемого варианта электронного портфолио − электронное портфолио по структуре должно соответствовать федеральным рекомендациям
Поэтому рассмотрим вновь состав электронного портфолио, который был предложен в рекомендациях, и представим, как мы видим электронные аналоги для перечисленных компонентов портфолио
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Вариантов участия в общественной работе очень много: роль в школьном спектакле, чтение стихов на торжественной линейке, оформление стенгазеты к празднику и т.д.
По убеждению педагогов, портфолио среднего и старшего возраста ребенка должны отличаться друг от друга. Если у старших ставится цель собрать свой "портфель достижений", который может помочь при поступлении в институт, то для ребят среднего звена важно научиться систематизировать информацию, работать на компьютере.
Эта работа плод совместного творчества с одним учащимся Можно вместе искать варианты страничек для его портфолио, вместе обсуждать, как строить его – линейно или делая ссылки. Если в портфолио страничек больше, чем нужно. Необходимо ребенку предложить лишь шаблон, в работу поместить основные, на его взгляд, моменты
Три года под моим руководством дети принимают активное участие во Всероссийском фестивале творческих и исследовательских работ "Портфолио". Поэтому и возникла необходимость данного раздела
В электронном портфолио могут быть дополнительные разделы: например, участие в интернет-проектах с активной гиперссылкой, дистанционные конкурсы, мои награды "Награды" мы умышленно не выносим в отдельный раздел.
Но это каждый владелец портфолио решает для себя сам. Будет это анкета или будет сочинение − размышление, может быть фотографии или письмо самому себе? Предложенный нами вариант "портфеля достижений", возможно, не откроет никаких новых горизонтов в создании портфолио
Сбор портфолио вызывает трудности, как у педагогов, так и у обучающихся. Последовательный переход позволяет обучающемуся присвоить титул "Портфолио" и сделать его летописью своего обучения
Следует отметить, что оценочная деятельность педагога изменяет стиль педагогического общения, т. к. в процессе работы возрастают коммуникативные и творческие возможности педагога, изменяется характер взаимоотношений с воспитанниками обучающимися и ученическим коллективом
Детализируем вышеперечисленные пункты. Но главное, что "портфолио" должно стать свидетельством усилий, достижений и прогресса в обучении данного учащегося
Необходимо предвидеть, что не все учащиеся активно включаются в работу с портфолио, находятся и такие, которых не привлекает данная форма организации учебной работы.
Рекомендуются формы работы на данном этапе:
* беседа о целях и задачах портфолио учебных достижений;
* демонстрация лучших образцов портфолио старших учащихся;
* изучение возможной структуры портфолио образовательных и личных достижений;
* изучение возможных форм представления образовательных и личных достижений;
* моделирование структуры индивидуального портфолио образовательных и личных достижений
* планирование перечня рубрик и состава презентуемых материалов
В настоящее время имеется большое разнообразие инструментов для создания мультимедиа приложений, но большинство из них достаточно сложны для начинающих, а также нередко могут предъявлять высокие требования к оборудованию
Поэтому на начальном этапе целесообразно использовать использовать содержимое пакета Microsoft Office. Например, имеющуюся в нем среду создания презентаций PowerPoint. Данное средство предназначено для подготовки презентаций в виде последовательности слайдов или, по-другому, "слайд-шоу" с текстом, графическими и звуковыми эффектами
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности − учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. – и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. Таким образом, портфолио − инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности.
Анализ литературы и интернет ресурсов по рассматриваемому вопросу позволяет сделать вывод о том, что портфолио является современной эффективной образовательной технологией и помогает решать важные педагогические задачи:
1. Постоянно поддерживает высокую учебную мотивацию школьников
2. Поощряет активность и самостоятельность учеников, расширяет возможности обучения и самообучения
3. Содействует персонализации образования, определяет количественные и качественные индивидуальные достижения
4. Формирует умение учиться − ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность
5. Развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся
6. Создает предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.
Уникальность портфолио в том, что оно позволяет научить размышлять над тем, чему ты научился, и как можно использовать приобретенные знания. Акцент делается на связи теории и практики, что содействует реализации компетентностного подхода к результатам образования
Практическая значимость работы в том, что разработан вариант электронного портфолио учебных достижений учащегося основной школы, его структура, содержание и механизм наполнения
Предложенный вариант портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые школьником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной, являясь важным элементом практико-ориентированного подхода. Портфолио оформляется в виде персональной мультимедийной презентации, содержание его представлено в виде электронных продуктов
Выполненный мною объем работ и получены результаты: изучена современная литература, ссылки на методические и практические материалы по теме, размещены в Интернете. Разработан вариант электронного портфолио достижений учащихся, составлены рекомендации по его ведению.
Информационные ресурсы
М.М.Горбунов-Посадов, Т.А.Полилова, А.Л.Семенов Школа на пути к новой грамотности
Дьячкова Наталья Анатольевна