Статья на тему «Применение технологии учебного портфолио как инструментария оценки достижений обучающихся в учебном процессе»

2
0
Материал опубликован 10 October 2020

Красникова Наталья Аркадьевна, преподаватель информатики высшей категории;

Иванова Марина Викторовна, преподаватель информатики высшей категории.

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж №8»

Применение технологии учебного портфолио

как инструментария оценки достижений

обучающихся в учебном процессе

В современном мире имидж учителя формируется не только с учетом внешнего образа и владения определенными компетенциями, но и за счет портфолио, которое позволяет оценить насколько педагог профессионален.

Мы плохо представляем себе будущее, в котором предстоит жить нашим маленьким детям, поэтому трудно ответить на вопрос - «Чему и как учить детей?». Но еще труднее ответить на вопрос: «Чему надо учить того, кто будет учить человека будущего?», т.е. наших студентов - будущих учителей. Однако, в современном мире образования ответ на этот вопрос есть, это - «4К»:

  • К- коммуникация (COMMUNICATION),
  • К- адаптация (COLLABORATION),
  • К- критическое мышление (CRITICAL THINKING),
  • К- креативность (CREATIVITY).

Этот мировой ответ вполне совместим с наиболее значимыми и востребованными компетенциями современного педагога:

  • информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
  • самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность).

Современный стрессовый, постоянно меняющийся мир требует быстро и адекватно перерабатывать большие объемы информации. Чтобы успешно жить в этом мире нужно быть динамичным, способным постоянно меняться, адаптироваться, постоянно учиться.

«Поколение Z» - так называют детей, рождённых в 21 веке. Это дети, которые переместились из дворов в виртуальное пространство, дети, рожденные «с кнопкой на пальце». Они постоянно работают с информацией, быстро развиваются. Эти дети:

  • гиперактивны и ленивы одновременно;
  • способны к многозадачности, но рассеянны;
  • имеют клиповое мышление на визуальных образах.

Специалисты по образованию рекомендуют следующие изменения в подходах к обучению современных детей:

  • увеличение скорости обучения;
  • мультизадачность и умение заинтересовать;
  • мотивация к новому, переменам.

Все вышесказанное относится и к нашим студентам - будущим педагогам и к тем малышам, которые сядут перед ними за парты. Поэтому педагогические задачи, стоящие перед нами, преподавателями информатики колледжа, и новы, и особенно сложны, и интересны одновременно.

Стремительное развитие информационных технологий меняет наши представления о способах получения знаний и заставляет серьезно переосмыслить привычный подход к учебному процессу. Результатом любого образования сегодня является не усвоенная информация, а гибкий набор навыков и компетенций (общих и профессиональных), необходимый для решения определенных задач.

Формирование навыков работы с информацией с использованием информационных технологий - это одна из важных задач предмета «информатика».

Именно необходимостью формирования у студентов навыков при работе с информацией продиктован выбор нами методической темы «Формирование электронного студенческого Портфолио» в рамках дисциплины «Информатика».

В статье представлен наш план и описан опыт работы над данной методической темой. Нами было запланированы следующие шаги:

  • Шаг 1. Поиск ответа на вопрос «Что значит научить студента учиться?».
  • Шаг 2. Определение мероприятий по дальнейшему развитию электронного кабинета педагога с целью оказания дистанционной поддержки студентам в процессе обучения.
  • Шаг 3. Формирование навыков усвоения практик студентами с помощью «Отчета о выполнении практических работ».
  • Шаг 4. Анализ теории и опыта работ студенческих портфолио.
  • Шаг 5. Вывод и планирование дальнейших шагов по развитию методической темы.

 

Шаг 1.

Поиск ответа на вопрос «Что значит научить студента учиться?»

Сегодня наш мир меняется быстрее, чем мы успеваем на него реагировать, используя старые инструменты, знания и практики. А новый набор знаний, навыков и умений, отвечающий вызовам сложного мира, еще не сформирован.

Но уже сформулированы парадигмы современного Образования:

  • В центре системы образования стоит сам человек и его запрос на развитие в течение всей жизни, а не потребность в формировании навыков и знаний.
  • Индивидуальный подход, учитывающий все особенности человека и его возможности, устремления.
  • Обучение через деятельность, любой навык или знание должно быть применимо к ежедневным задачам обучаемого.
  • Неограниченность образования временем и пространством.
  • Образование на равных. Все учатся у всех.
  • Активная позиция в создании образовательной среды и образовательного маршрута.

«Активная позиция» студента – это то что осуществимо только в случае, если научить студента учиться. На вопрос, который мы поставили сами себе – «Что значит научить учиться?», наш ответ такой: «Помочь студентам усвоить 5 Принципов грамотного освоения информации и навыков». [1]

Принцип 1: Новые навыки и знания получать естественным путем.

Естественным путем — это таким, каким эти знания и навыки получают исследователи, ученые, первопроходцы. Этот путь совмещает в себе одновременное осваивание теории и практики. Т.е. во время наших практических занятий изучать актуальную для данной задачи теорию. На этом принципе построены многие наши практики.

Принцип 2: Брать естественные примеры.

Брать в работу всегда реальные примеры и объекты. Критерием выбора всех наших практических и самостоятельных работ служит тот факт, что полученные знания и навыки пригодятся будущему учителю в его повседневной работе.

Принцип 3: Найти методику, учебник или хорошего учителя, который покажет логику обучения.

Сформированная внутренняя логика или модель принятия решений в любом навыке —это и есть самое ценное, что собирает наши отдельные знания и умения в цельный навык, дающий результаты.

Важно представлять для студентов пошаговый алгоритм, что и как он должен сделать. Все наши инструкции к практическим и самостоятельным занятиям построены на этом принципе. Кроме того, вводные устные инструкции (и/или видео- инструкции) перед началом практики уже настраивают студентов на пошаговый алгоритм выполнения задания.

Принцип 4: Возможность учиться на ошибках своих и чужих.

Мы иногда озвучиваем хорошие ошибки студентов. Да и сами на них учимся писать безукоризненно грамотные инструкции. Ошибки допустимы при размышлении и принятии решения, но недопустимы в навыковых действиях.

Принцип 5: Повышать общий уровень интеллектуальных навыков.

Знакомить студентов с различными методами развития интеллектуальных навыков своих и их будущих учеников, а именно:

  • Мотивация.
  • Тайм-менеджмент - технология организации времени и повышения эффективности его использования.
  • Качественное внимание.
  • Умение работать с информацией (мнемотехника, интеллект- карты, декомпозиция, скорочтение и др.).
  • Умение правильно работать с памятью.
  • Скоростное мышление.
  • Умение отдыхать.

 

Шаг 2.

Оказание помощи студентам в обучении с помощью

развития электронного кабинета педагога

На сайте колледжа много лет уже существует электронный кабинет преподавателей информатики. Он создавался с целью оказания поддержки студентам в процессе обучения. Там представлена по разделам вся программа обучения по дисциплине «Информатика» для 1-го курса. Разделы содержат лекции в виде презентаций и видеофильмов, вопросы тестов, задания на самостоятельные работы. Студенты активно пользуются представленным материалом по необходимости. Электронный кабинет, как живой организм, постоянно корректируется. Мы учим студентов использовать сервисы Google. Например, свои готовые задания они при сдаче прикрепляют на сервер Google - «Класс».

Шаг 3.

Формирование навыков усвоения практик с помощью

«Отчета о выполнении практических работ»

Стандарты второго поколения ориентируют нас на формирование у обучающихся не просто знаний, умений и навыков, а именно универсальных учебных действий. Реализуется принцип – «цель - действие – информация», но «информация» не ради информации, а как подбор инструментов для достижения цели.

У учеников должны быть сформированы общие приемы рациональной организации самостоятельной работы, а именно умение:

  • планировать, ставить задачи, вычленять среди них главные, выбирать способы их решения;
  • осуществлять умелый и оперативный контроль и вносить коррективы по мере необходимости;
  • сравнивать получаемые результаты с планируемыми результатами; если расхождения имеются, выявлять причины расхождений и устранять их.

 

Для реализации этих целей нами был введен инструмент под названием «Отчет». Он представляет собой таблицу в конспекте по дисциплине:

Дата

Тема задания

Алгоритм выполнения

Отчет студента - развитие навыков

Прием задания. Подпись педагога

 

Выслушав установку на практику, студенты записывают под диктовку преподавателя краткий алгоритм выполнения задания, и имея подробную инструкцию выполнения задания (печатный лист или электронный вариант), отправляются на свое рабочее место для осуществления действий и получения навыков работы по конкретной задаче. Выполнив задание студент самостоятельно заполняет столбец «отчет», где должен отметить те навыки, которые он пробрел при выполнении практической работы и сдать работу преподавателю в экранном варианте и в виде отчета.

Инструмент «Отчет» позволил нам, преподавателям, четко фиксировать своей подписью тот навык, который студент только что приобрел самостоятельно, зачесть работу в журнале. А студент, наполняя свой отчет, может анализировать свою практическую деятельность за компьютером.

Шаг 4.

Анализ теории и опыта работ студенческих портфолио

В мировой практике электронное портфолио является частью стратегии электронного обучения (e-learning), которое считается перспективной в XXI веке.

В настоящее время в отечественном и зарубежном образовании портфолио является одной из наиболее часто применяемых разновидностей технологий, ориентированных на результат.

Педагогическая философия портфолио предполагает:

  • смещение акцента с того, что не знаешь и не умеешь, на то, что знаешь и умеешь по данной теме, разделу, предмету;
  • интеграцию количественной и качественной оценок;
  • перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.

Технология портфолио прочно вошла в практику современного образования и школы, и высшей школы. Созданы и апробированы различные типы: портфолио достижений, успешной личности, портфолио пред профильной подготовки, портфолио учителя, портфолио методического объединения.

Технология е-портфолио:

  • отражает продукты практической и учебно-познавательной деятельности обучаемого;
  • оценивает количественно и качественно уровень обученности учащегося;
  • организует студентом (самооценка) и внешними экспертами успехи, а также образовательные трудности.

Анализируя теорию данного вопроса, мы рассмотрели Портфолио как один из видов измерителей в образовании, а именно:

  1. Определили понятие «Портфолио».

Портфолио - целенаправленная коллекция работ учащихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях (Meier, 1991).

Основная цель портфолио - анализ и представление значимых результатов процессов профессионального и личностного становления будущего специалиста.

  1. Рассмотрели виды портфолио (бумажное или электронное е-портфолио):
  • портфолио достижений (учебное);
  • рефлексивный портфолио;
  • проблемно-ориентированный портфолио;
  • портфолио для развития навыков мышления;
  • тематический портфолио.
  1. Изучили возможности портфолио.

Учебное Е-портфолио - документ, позволяющий контролировать во времени изменение компетенций, получаемых в процессе обучения.

Е-портфолио студента – инструмент для демонстрации достижений и оценивания профессионального и личностного роста.

Формирование портфолио поможет студенту осознать свои сильные и слабые стороны, а также выбрать приоритетные направления своей образовательной траектории.

  1. Выделили структуру Е-портфолио:
  • Главная страница е-портфолио.
  • Меню с гиперссылками по страницам:
  • Учебная деятельность.
  • Практическая деятельность.
  • Общественная деятельность
  • Мои характеристики.
  • Мои увлечения.
  1. Рассмотрели виды оценки е- портфолио.
  • Отзывы педагогов и научного руководителя.
  • Отзывы одногруппников.
  • Рецензии на курсовые, ВКР.
  • Характеристики куратора, руководителя практики.
  1. Оценили возможности рефлексии через портфолио. У студентов формируются:
  • навыки анализа деятельности;
  • самоорганизация;
  • самооценка результата и динамики;
  • самоконтроль;
  • понимание траектории обучения;
  • умение формировать пакет документов.

 

Шаг 5.

Вывод и определение дальнейших шагов

по развитию методической темы.

Делая выводы, прежде всего, следует отметить педагогические задачи, решаемые с помощью портфолио:

  1. Поддержка высокой учебной мотивации студентов через конкуренцию, включение портфолио в бально- рейтинговую систему.
  2. Повышение активности и самостоятельности студентов.
  3. Расширение горизонтов обучения и самообучения.
  4. Развитие навыков рефлексивной деятельности студентов.

А так же нельзя не отметить значимость учебного портфолио:

  1. Поощряется не только оценка, но и самооценка, и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль.
  2. Портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, усилий и прогресса обучения.
  3. Портфолио дает представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере подготовки.
  4. Портфолио – форма оценки процесса обучения.

В современной системе образования портфолио может применяться:

  • Самим студентом для подготовки к практике, к демонстрационному экзамену, к конкурсам.
  • При продолжении обучения (университет, магистратура, аспирантура).
  • При поступлении на работу.

Определившись со средой создания е-портфолио студента, нами были намечены дальнейшие шаги работы:

  1. Разработать структуру портфолио.
  2. Создать личные Е-портфолио студентов.
  3. Наполнить Е-портфолио контентом учебных семестров.
  4. Предложить педагогам других дисциплин включиться в общую работу по развитию и использованию Е-портфолио студента.

Технология портфолио прочно вошла в практику современного образования и школы. С помощью портфолио как педагогической технологии, достаточно эффективно можно отслеживать сформированность ключевых компетенций и компетентностей обучающегося и педагога как современного человека XXI века.

 

Источники

  1. Пермякова И. 5 ключевых идей эффективного обучения. – Интернет ресурс. Режим доступа: http://razvitie-intellecta.ru/kak-nauchitsya-uchitsya/
  2. Сорокоумова Г.В. Психологический тренинг как эффективный метод развития навыков, необходимых в ХХI веке. – Интернет ресурс. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36869630
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации