Мастер-класс на тему «Элементы театрального мастерства на уроках литературы как путь к анализу произведения» (5–11 классы)

1
0
Материал опубликован 6 February

Тема мастер –класса, который я хочу сегодня представить:

«Элементы театрального мастерства на уроках литературы как путь к анализу произведения»

Свой мастер- класс я хочу начать с высказывания А.П. Чехова: «Учитель должен быть артистом, художником, горячо влюбленным в свое дело».

Эту необходимость мы ощущаем, когда стоим за учительским столом перед учениками, как перед зрителями. И каждый урок - это наше перевоплощение ради того, чтобы увлечь детей, обыденное превратить в интересное, захватывающее. Следовательно, стараемся применить все свои ораторские и артистические способности.

Кроме моей основной специальности, учителя русского языка и литературы, я имею одно хобби, которое мне, несомненно, помогает в работе с учениками, это театр.

Урок литературы - это не просто урок, где дети получают новые знания, здесь они учатся воспринимать окружающий мир, события, образы более эмоционально. Наши подопечные под влиянием учителя становятся чувствительней.

Именно поэтому я посвящаю свой мастер - класс этой теме.

Чтобы глубже понять мысли автора, нужно не просто прочитать произведение, а пережить те чувства, которые пережили его герои, постараться войти в их образ, попытаться передать их голоса. Тогда можно научиться думать и ощущать то же, что и персонажи, с которыми мы знакомимся в ходе чтения.

Я же, в свою очередь, стараюсь раскрыть в ребенке весь его творческий потенциал посредством занятий, направленных на улучшение дикции, работу над соответствующей мимикой и обучение азам актерского мастерства.

Сейчас я вам хочу продемонстрировать несколько упражнений, которые наверняка заинтересуют ваших учеников.

Первое упражнение направлено на развитие умения с помощью мимики выражать свои эмоции.

Но сначала мне хотелось обратить Ваше внимание на экран.

- Как вы считаете, какое чувство испытывает этот великолепный актер - Юрий Владимирович Никулин?

- Попробуйте изобразить эту эмоцию! Отлично!

Итак, первое упражнение называется «6 лиц - 6 эмоций».

Внимание на экран! А теперь подобно Юрию Никулину

попробуем изобразить следующие эмоции:

Страх

Радость

Боль

Задумчивость

Грусть

Удивление

Продемонстрируйте еще раз ту эмоцию, которая изображена на портрете. Спасибо большое! Прекрасно!

Это упражнение помогает снять зажимы у детей, вжиться в роль. Также это упражнение можно использовать как физминутку.

Еще одно упражнение, который я провожу с детьми, направленное на развитие актерского мастерства.

Это упражнение называется «Кот в мешке». Чтобы продемонстрировать на практике эти упражнения я бы хотела, чтобы ко мне вышли три добровольца.

Я вам раздам листочки с заданием. Вы должны обыграть, молча, данную ситуацию.

(участники из предложенных вариантов должны выбрать 1 и обыграть его, не называя. Остальные должны назвать, что они увидели)


 

Ситуация 1.

Подойти к стулу и рассмотреть его, будто это:

королевский трон

аквариум с рыбками

куст цветущих роз.

(Давайте аплодисментами покажем, насколько данное задание удалось нашему участнику)

Ситуация 2

Передать книгу друг другу так, будто это:

хрустальная ваза

кирпич

горячая крышка от кастрюли

(Давайте аплодисментами покажем, насколько данное задание удалось нашему участнику)

Ситуация 3

Взять со стола карандаш, как будто это:

дождевой червяк

маленькое перышко

горячая печеная картошка

(Давайте аплодисментами покажем, насколько данное задание удалось нашему участнику)

Подобные упражнения помогают ребенку прочувствовать предмет или ситуацию без слов, вжиться в этот образ или в эту ситуацию.

Работа с такими малыми жанрами, как пантомима, являются переходящим этапом к более крупным жанрам.


 

И, конечно же, на уроках литературы мы обыгрываем фрагменты произведений. Сейчас мы покажем это на примере одной басни. Для этого задания мне понадобятся трое желающих.

Басня «Ворона и Лисица», 5 класс. (участникам раздаются слова басни)

- Пока наши участники готовятся, мне хотелось бы пояснить, что предварительно с детьми проводится небольшой «экскурс в образ». Дети формируют образы персонажей (Ворона – какая она? Лисица – какая она? Автор – каким должен быть?)

Это элементы одной из творческих мастерских, дети формируют образ через определения, эпитеты, тем самым развивают мышление, фантазию, увеличивают словарный запас.

И от полученных характеристик уже можно идти к диалогу. (к проигрыванию)

(Но, вернемся к нашим героям) –идет обыгрывание.

Обыгрывание произведения позволяет повысить интерес у учащихся к литературе, как к предмету, к произведению, к уроку. Они становятся более ответственно подходить к домашнему заданию. Дети начинают с интересом учить отрывки из прозаических произведений или полные стихотворные произведения.

Конечно, чтобы добиться успеха, нужно проводить подобную работу как можно чаще, в системе.

Если в 5 классе, эта работа хорошо идет через басни, через сказки. То в среднем звене, 7-8 класс, это хорошо прослеживается на произведениях Чехова, появляются первые пьесы, например, Д. Фонвизин «Недоросль», «Ревизор»

Н. Гоголя

Здесь тоже: сначала нужно составить «паспорт» персонажа, в т. ч. используя прием «творческая мастерская» - это можно сделать в составе группы ( 3-4 группы на класс) и передать «чтецам», чтобы они попали в «роль». Каждая группа работает над каким – то одним персонажем.

Даже такое сложное произведение, как «Слово о полку Игореве» в 9 классе, гораздо легче и интереснее воспринимается детьми, через проигрывание отдельных эпизодов.

Старшеклассники лучше воспринимают анализ текстов, оказываясь в образе того или иного героя произведения, стараются передать сложные душевные переживания персонажей.

(«Вишневый сад»,10 кл; монологи Катерины и Кулигина из пьесы «Гроза»

А. Островского ,10 кл.)

Прочтение отрывков из поэтических произведений с обыгрыванием ситуации или эмоционального состояния персонажа, оставляют эмоциональный след и в душе ребенка.

Можно сделать акцент на том, что перед прочтением (изучением) произведений, связанных с ВОВ, показать отрывки из хроники, худ. фильмов с участием артистов-фронтовиков (тот же Никулин, Папанов, Смирнов) – чтобы создать соответствующую атмосферу.

Прочтение отрывков из «Василия Теркина» А. Твардовского. Или других сюжетных стихотворений о войне.

Театрализованная деятельность прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык интерпретировать определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей - умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения; воспитывает хороший вкус и творческое начало.

Подводя итог, хочется сказать…

Урок литературы - всегда маленький спектакль, в котором «играют все», даже самые «тихие», «замкнутые», не блещущие школьными успехами дети, втянутые в действие как будто поневоле, но мимика и выражение глаз выдадут их внимание и интерес к происходящему. Именно в театрализации возможна апробация накопленных литературоведческих знаний, а также выражение эмоционального восприятия. Непосредственно на самом таком уроке преподаватель лишается авторитарной роли, потому что он выполняет лишь функции организатора «представления». Само «представление» после информативной части может быть продолжено постановкой проблемных заданий, которые непосредственно подключают в активную работу на уроке остальных учащихся. Привлечение театрализованных сцен на уроке литературы является одним из важных аспектов реализации меж предметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учеников, их эстетическому развитию, воспитывает интерес к чтению, умение и стремление к личной реализации, учит демонстрировать правильную, грамотную речь, ораторские качества и артистизм.

И поставить точку в моем выступлении мне хотелось бы, проведя одно упражнение со всеми участниками нашего мастер – класса. Нам понадобится только Ваше воображение.

5.Упражнение «Напишите письмо»

(Написать можно письмо-протест, письмо-разоблачение, шутливую записку, прощальное письмо, Письмо пишет малограмотный человек, может – близорукий. Письмо можно писать лениво, небрежно, осторожно выбирая слова. Наконец, саму ручку можно взять в пальцы нежно, зло, аккуратно, брезгливо. И, согласитесь, в каждый образ нужно представить, «прожить»)

Вы же возьмите воображаемый лист бумаги, воображаемую чернильницу, воображаемую ручку. Обмакните воображаемое перо и напишите свои ощущения после нашего мастер – класса.


 


 

Спасибо за внимание!


 

Используемая литература и материалы:

1.Абалкин Н.А. Система Станиславского и Советский театр [текст]: Работа актера над собой/ Н.А. Абалкин, П.А. Маркова -3-ее изд.-М.: Искусство 1978

2. Никитина А.Б. Театр где играют дети; учебно – методическое пособие/ А.Б.Никитина,- М.: Гуманинит. изд .центр. ВЛАДОС, 2001

3.https://multiurok.ru/files/mastier-klass-na-tiemu-ispol-zovaniie-eliemientov-.html


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации