12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гришанова Елена Михайловна43

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Издешковская средняя общеобразовательная школа»

Сафоновского района Смоленской области













Тема: «Элементы VII группы главной подгруппы»



9 класс






Учитель химии

Гришанова Е.М.














2020

Тема: «Элементы VII группы главной подгруппы»



Цель урока: 

           На основе анализа положения элементов
VII группы главной подгруппы (галогенов) в периодической системе элементов рассмотреть и сформировать  знания о  строении атомов галогенов, свойствах галогенов. 

Задачи урока:

Образовательная. Формировать знания учащихся по теме неметаллы, дать понятие о галогенах их положении в ПСХЭ, строении атомов, свойствах, биологическом значении и применении, уметь  применять полученные знания

и умения на практике.

Развивающая. Развивать умения давать характеристику химическим элементам седьмой группы главной подгруппы, простым и сложным веществам, образованных этими элементами, развивать творческие навыки, мышление, интерес к химии,  навыки работы с дополнительной литературой.

Воспитательная. Воспитывать творческое отношение к учебе, интерес к предмету, повышение самооценки учащихся, трудолюбие.

Методы обучения: репродуктивный, поисковый, исследовательский, использование Интернет-ресурсов, метод коллективного принятия решения. 

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации урока: учебный проект.

Типология проекта: иформационно-исследовательский, краткосрочный, межпредметный.

Оборудование и реактивы: мультимедийный проектор, книги, дидактические карточки, таблица Д. И. Менделеева, таблица растворимости, опорные схемы

по теме: «Галогены», пробирки, штативы, кислота, щелочь, вода, индикаторы, ноутбук. 

Форма организации работы в классе: классно-урочная, групповая, индивидуальная.

Содержание урока:

I. Организационный момент (Взаимное приветствие учащихся и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)

Стадия вызова: 

Учитель: Прежде, чем сообщить тему сегодняшнего урока, я загадаю Вам загадки, а Вы должны угадать, о чём пойдет речь на уроке. 

1. Красив в кристаллах и парах, на детей наводит страх. (Йод). 

2. Самой сильной из кислот имя галоген дает? (Ответ: Хлорная кислота).

II. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала. Активация опорных знаний и умений.

Учитель: (открывает презентацию  по теме «Галогены» и произносит информацию, обеспечивает  мотивацию и принятие учащимися задач урока).

Тема  урока сегодня «Галогены» - элементы  седьмой группы, главной подгруппы. Их всего  пять – это F, CI, Br, I, At. Но астат – радиоактивный  элемент, поэтому в школьном курсе химии о нём разговор не ведут.

В виду того, что информации об этих элементах очень много, изучать эту тему мы будем в рамках проекта.

Цели  проекта:

изучить положение галогенов в ПСХЭ, строение их атомов;

изучить распространение галогенов и их соединений в природе, их роль в природе и жизни человека;

изучить физические свойства галогенов;

изучить химические свойства галогенов;

изучить медико-биологическое   значение галогенов;

узнать о применение галогенов;

создать мультимедийное пособие и презентовать наш проект.

III. Этапы работы над проектом.

1.Формирование групп учащихся:

-теоретики (учащиеся, которые быстро и хорошо ориентируются в информации);

- практики (хорошо знают правила по технике безопасности, умеют работать с химическими реактивами, веществами, посудой);

- физики (учащиеся, которые умеют проявлять наблюдательность, находить черты сходства и различия);

-химики (учащиеся, которые имеют логическое мышление и умеют проявлять наблюдательность, объяснять химические процессы);

- медики-биологи (учащиеся, которые проявляют интерес к медицине);

- лирики (учащиеся, которые не испытывают особого интереса к химии);

- Web- дизайнеры (учащиеся, которые интересуются компьютерными технологиями).

Каждая группа получает инструктивную карту, на которой напечатан план изучения области темы. Далее предлагаю  определить лидера в группе, записать состав всей группы на карте и приступить к работе над проектом.

Инструктивная карта «ТЕОРЕТИКИ»

Цель: изучить строение атомов и молекул галогенов.

1.Как и кем были открыты галогены?

2.Где в ПСХЭ расположены галогены?

3.Дайте характеристику элементов – галогенов по их положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

4.Почему галогены называют «солеобразующими»?

5.Охарактеризуйте галогены – простые вещества. Какие химические связи  существуют в галогенах – простых веществах.

Инструктивная карта «ПРАКТИКИ»

Цель: изучить нахождение галогенов в природе, получение галогенов, их применение в промышленности и значение в природе.

1.В каком виде (свободном или связанном)  встречаются галогены в природе?

2.Назовите важнейшие соединения хлора и их применение в промышленности.

3. Назовите важнейшие соединения фтора и их применение в промышленности.

4.Где в природе находятся бром и йод?

5. Как получают галогены?

Инструктивная карта «ФИЗИКИ»

Цель: изучить физические свойства галогенов по плану:

1.Агрегатное состояние галогенов в обычных условиях.

2.Цвет.

3.Запах.

4.Температура плавления и кипения.

5.Выяснить, почему бром и йод хранят в запаянных ампулах.

Инструктивная карта «ХИМИКИ»

Теоретическая часть.

1.Как взаимодействуют галогены с металлами, с водородом (напишите уравнение химических реакций).

2.Как расположены галогены в ряду активности?

3.Как галогены взаимодействуют с водой?

4.Какие соли образуют галогеноводородные кислоты?

Практическая часть.

1.Как в растворе определить хлорид –,бромид-, иодид – ионы?

2.Проведите качественные реакции между солями галогенов и нитратом серебра. Расскажите, что вы наблюдали. Напишите уравнения реакций.

Инструктивная карта «МЕДИКИ-БИОЛОГИ»

Цель: медико-биологическое значение галогенов.

1. Какое значение в организме человека имеет фтор, что происходит при его недостатке?

2. Фториды и экологическая обстановка. В чем угроза?

3. Для чего организму нужен хлор? Йод?

4. В каких продуктах содержатся микроэлементы – галогены.

5. Разработайте рекомендации по правильному питанию и здоровому образу жизни.

Инструктивная карта «ЛИРИКИ»

Цель: подготовить «лирическое выступление»


1.Составьте кроссворд «Галогены», в котором отразите  свойства, значение, применение.

2.Сочинить стихотворения, частушки, сказки с названиями химических элементов  седьмой группы, главной подгруппы.

Инструктивная карта «WEB –ДИЗАЙНЕРЫ»

Цель: составить презентации из материалов, подобранных группами учащихся.

1.Составить заготовки слайдов для слайдов – лекции (выбрать фон, создать титульный лист).

2.Указать название слайдов:

галогены в природе. Получение и применение;

«галогены»

физические свойства галогенов;

химические свойства галогенов;

медико – биологическое   значение галогенов;

лирическое отступление.

3.Найти в Интернете картинки, фотографии, рисунки по изучаемой теме.

4.Собрать в рабочих группах информацию для слайдов и создать презентацию.

5.Сопровождать защиту  проекта соответствующими слайдами.

2.Поиск информации.

Учащимся предлагается найти ответы на вопросы, указанными в инструктивной карте. Учащиеся работают с учебником, дополнительной литературой, интернетом
.

3.Обработка информации.

Учащиеся в группах готовят выступление – защиту проекта, определяют из своей группы выступающего.

4.
Защита проекта.

Представители каждой группы презентуют свою работу, рассказывают о своих достижениях.

 IV. Итоги урока, оценки. 

Предлагаю лидерам группы оценить работу участников группы, учитывая степень участия в проекте, делаю свой комментарий к подготовке информации группы.

V.Рефлексия.

Учитель. Ребята, вы проделали глобальную работу. Какое у вас настроение? Какое  открытие вы сегодня совершили сами для себя? Прошу Вас поднимите  смайлик, который выражает, настроение результат  вашей работы.














Список литературы:


1.О.С. Габриелян. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных

учреждений. Москва: Дрофа, 2016 г.

2. А.А. Тыльдсепп, В.А. Корк. Мы изучаем химию. Москва: Просвещение,

1988 г.

3. Г.П. Хомченко. Химия для подготовительных отделений.

Москва: Высшая школа, 1988 г.





Дата проведения: 12 февраля 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.