Эмоциональное выгорание педагоговPPTX / 589.85 Кб
/data/files/d1708348482.pptx (Эмоциональное выгорание педагогов)ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ
Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году,– это нарастающее эмоциональное истощение. Оно выражается в психическом, эмоциональном и физическом утомлении, его проявления могут быть самыми разнообразными.
Многие исследования показывают, что педагог — это профессия, которая в большей степени подвержена влиянию выгорания. Ему подвержены чаще всего люди старше 35 – 40 лет.
Если на эмоциональное выгорание не обращать внимания, оно постепенно приводит к деформации личности. Именно поэтому так важно вовремя заметить первые признаки СЭВ.
Учителя входят в группу повышенного риска по СЭВ, потому что работают в постоянном напряжении и стрессе, ежедневно общаются с большим количеством людей. Педагогическая деятельность требует постоянного самоконтроля, причем даже во внерабочее время.
Когда у педагога появляется свободное время, он все равно не может полностью расслабиться. Современный учитель рискует столкнуться с осуждением, даже если просто разместит «неподходящее» фото на своей личной странице в соцсети. Ему приходится держать марку и не выходить из профессиональной роли 24 часа в сутки. Такое напряжение сказывается на эмоциональном состоянии человека.
Какие факторы приводят к профессиональному выгоранию педагогов?
Факторы, из-за которых специалисты «перегорают», можно разделить на три большие группы:
Личностные: реактивность, склонность к интраверсии, низкая или чрезмерно высокая эмпатия, авторитарность и жесткость по отношению к другим, низкий уровень самооценки и самоуважения. Ряд исследований подтверждает, что выгоранию наиболее подвержены педагоги-трудоголики, которые решили посвятить жизнь карьере, постоянно работают без отдыха, закрывая глаза на свои личные интересы и потребности за пределами школы.
Статусно-ролевые: ролевой конфликт или неопределенность (например, конфликт между профессиональной и семейной ролями), неудовлетворенность карьерным и личностным ростом (самоактуализацией), низкий социальный статус профессии, ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность, отсутствие признания со стороны детей, родителей, коллег.
Профессионально-организационные или корпоративные: отсутствие четкой организации и планирования образовательного процесса, монотонность работы, несоответствие между вложенными в карьеру ресурсами и профессиональным признанием, строгая регламентация времени работы, негативные или холодные отношения с коллегами и недостаточная поддержка с их стороны, конфликты, конкуренция, дефицит административной, профессиональной и социальной поддержки.
Проявления синдрома выгорания
У каждого педагога эмоциональное выгорание выражается по-своему, но почти всегда клиническая картина этого расстройства включает проявления:
Социально-психологические: нервные срывы, вспышки гнева и безосновательной агрессии, повышенная тревожность, постоянное чувство беспокойства, страха, вины, угнетенное состояние, апатия, отсутствие положительного настроя на будущее, ощущение «неправильности» всего происходящего.
Физиологические: повышенная утомляемость, постоянная усталость, нарушения сна (сонливость или бессонница), раздражительность, головные боли, беспричинные ухудшения зрения и слуха, резкие скачки веса, обострение хронических заболеваний.
Профессиональные: безразличие к работе, коллегам (даже если раньше с ними были отличные отношения), к педагогическому процессу в целом.
Профессиональное выгорание приводит к возникновению внутреннего локуса контроля – педагогу кажется, что он несет ответственность за все происходящие вокруг события. Постепенно у специалиста меняется поведение – он начинает откладывать важные задачи. Ухудшаются результаты работы и отношения с коллегами, учениками, родными и друзьями. Отсюда чувство собственной бесполезности, вспышки гнева, нервные срывы.
ПИРАМИДА СОЗНАНИЯ
Люди живут не только в объективном мире, но и в своей внутренней реальности, которая определяет все, что с ними происходит. Понимать ее человеку необходимо для того, чтобы он мог ориентироваться в происходящем, в своем положении в социуме и направлять энергию в нужное русло, чтобы обеспечить себе гармоничную и счастливую жизнь.
Итак, мы живем в век информации, постоянно нагружая мозг и вливая в свою голову огромное количество знаний.
Пирамида сознания подразумевает, что у человека внутри имеются ограничения (на разных уровнях - разные), которые мешают ему использовать свой потенциал, полноценно жить и творить.
Самый первый уровень – актуальное сознание – отвечает за состояние «здесь и сейчас», присутствие человека в моменте, определяет его тонус и продуктивность жизни. Актуальное сознание – это то, что мы видим и ощущаем прямо сейчас. Но каждый человек одну и ту же реальность воспринимает по-разному.
Второй уровень – оперативное сознание – очень похож на то, что называется оперативной памятью в компьютере, т.е. здесь находятся все те программы, которые готовы к моментальному запуску. Пример: человек помнит, как его зовут, где он живет и пр. Т.е. здесь располагается вся информация, на которую мы можем дать незамедлительный ответ. Оперативное сознание определяет эффективность человека.
Третий уровень – индивидуальное подсознательное и индивидуальное бессознательное. Этот уровень определяет жизнь личности. Если первые два уровня представляют собой контакт с внешним миром, то этот уровень определяет то, что происходит у человека внутри. В индивидуальном подсознательном лежат феномены, связанные с памятью всей жизни, т.е. начиная с первой секунды жизни. В индивидуальном бессознательном записаны данные о наших предыдущих воплощениях, в том числе и негативный опыт, и скрытые таланты человека. Индивидуальный опыт, записанный в этих слоях, ежесекундно влияет на человека и на те решения, которые он принимает.
Четвертый уровень – коллективное бессознательное – уровень психики, который содержит в себе информацию о жизни на планете. Это суммарная психическая энергия какого-либо объединения (род, племя, поколение, нация и пр.)
Пятый уровень – основа – уровень самости. Самость – это глубинный центр и выражение психологической целостности отдельного индивида. Другими словами это абсолют. Абсолют – это абсолютно здоровое тело, отсутствие утомляемости, ощущение кайфа и полноты сил – идеальная форма нашего существования.
Заниматься предотвращением профессионального выгорания и устранением его последствий должен сам педагог!
В целях направленной профилактики СЭВ следует:
стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
проще относиться к конфликтам на работе;
не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
Упражнения
2. Упражнение «Колесо баланса»
Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).
В другом круге – их идеальное соотношение.
Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?
Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?
От кого или от чего это зависит?
3. Упражнение «Я – дома, я – на работе»
Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.
Проанализировать:
похожие черты,
противоположные черты
одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях
отсутствие общих черт
какой список было составлять легче; какой получился объемнее?
каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.
Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.
Упражнение «Распредели по порядку»
Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего » Я». Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:
дети
работа
муж (жена)
Я
друзья, родственники.
Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:
Я
Муж (жена)
Дети
Работа
Друзья, родственники.
Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами [7].
Ведущий рассказывает притчу участникам.
Жил-был один молодой человек и очень ему не нравился современный мир, и он решил сделать все возможное, чтобы его изменить. Окончил школу с золотой медалью, институт международныхотношений. Стал дипломатом и в меру своих сил старался изменить мир. Лет через 15 он с горечью заметил, что мир не изменился. Тогда он решил сузить пространство своего влияния, вернулся в свой родной город, вот здесь-то он сможет реализовать свои мечты: он построит людям новые дома. Улучшит материальное положение и т.д. Работал, не покладая рук. Но прошло лет 10, и он с сожалением заметил, что жизнь в городе, какой была, такой и осталась, люди не изменились. Тогда он решил воздействовать на членов своей семьи, изменить их. Но и через 5 лет он не увидел результатов своего труда. Тогда он решил измениться сам, он пересмотрел свои взгляды. Свое отношение к людям и с удивлением заметил, что изменились люди, окружающие его, изменился мир вокруг [6].
Упражнения быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения
Цель: осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие излишнего напряжения.
С целью снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции можно выполнить ряд упражнений, таких как «Муха», «Лимон», «Сосулька».
Упражнение «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Нужно сесть удобно: руки свободно положить на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Нужно сесть удобно: руки свободно положить на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Сосулька»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Необходимо встать, руки поднять вверх и закрыть глаза. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
Упражнение «Передышка»
Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются [4].
Упражнения – аффирмации
Аффирмации – это предложения, которые человек произносит себе осознанно в мыслях. Аффирмации представляют собой наиболее легкий способ влияния на подсознание. Вы просто выбираете позитивную фразу и произносите время от времени.
Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек.
С каждым днем я люблю себя все больше и больше.
У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.
Я уникален во всей Вселенной.
Я единственный и неповторимый в своем роде.
Я абсолютно уверен в себе и своем будущем.
Я контролирую свою судьбу. Я сам ее вершу.
Я – хозяин своей жизни.
Я – свободная личность.
Поле самодиагностики
Симптомы |
Степень выраженности, частота |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||||
Поведенческие |
Сопротивление выходу не работу |
|
|
|
|
|
|||||
Частые опоздания |
|
|
|
|
|
||||||
Откладывание деловых встреч |
|
|
|
|
|
||||||
Уединение, нежелание видеть коллег |
|
|
|
|
|
||||||
Нежелание видеть детей |
|
|
|
|
|
||||||
Нежелание заполнять документацию |
|
|
|
|
|
||||||
Формальное исполнение обязанностей |
|
|
|
|
|
||||||
Аффективные |
Утрата чувства юмора |
|
|
|
|
|
|||||
Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения |
|
|
|
|
|
||||||
Повышенная раздражительность |
|
|
|
|
|
||||||
Ощущение придирок со стороны других |
|
|
|
|
|
||||||
Равнодушие |
|
|
|
|
|
||||||
Бессилие, эмоциональное истощение |
|
|
|
|
|
||||||
Подавленное настроение |
|
|
|
|
|
||||||
Когнитивные |
Мысли о смене профессии, уходе с работы |
|
|
|
|
|
|||||
Слабая концентрация внимания, рассеянность |
|
|
|
|
|
||||||
Ригидность мышления, использование стереотипов |
|
|
|
|
|
||||||
Сомнения в полезности работы |
|
|
|
|
|
||||||
Разочарование профессией |
|
|
|
|
|
||||||
Циничное отношение к клиентам, коллегам |
|
|
|
|
|
||||||
Озабоченность собственными проблемами |
|
|
|
|
|
||||||
Физиологические |
Нарушение сна (бессонница/ уход в сон) |
|
|
|
|
|
|||||
Изменения аппетита (отсутствие/ «заедание») |
|
|
|
|
|
||||||
Длительно текущие незначительные недуги |
|
|
|
|
|
||||||
Восприимчивость к инфекционным заболеваниям |
|
|
|
|
|
||||||
Усталость, быстрая физическая утомляемость |
|
|
|
|
|
||||||
Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ |
|
|
|
|
|
||||||
Обострение хронических заболеваний |
|
|
|
|
|