12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Солопова Светлана Геннадьевна229
Россия, Тамбовская обл., Тамбов
Материал размещён в группе «Педагоги-психологи»

Эмоциональное выгорание педагоговPPTX / 589.85 Кб

/data/files/d1708348482.pptx (Эмоциональное выгорание педагогов)ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ

Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году,– это нарастающее эмоциональное истощение. Оно выражается в психическом, эмоциональном и физическом утомлении, его проявления могут быть самыми разнообразными.

Многие исследования показывают, что педагог — это профессия, которая в большей степени подвержена влиянию выгорания. Ему подвержены чаще всего люди старше 35 – 40 лет.

Если на эмоциональное выгорание не обращать внимания, оно постепенно приводит к деформации личности. Именно поэтому так важно вовремя заметить первые признаки СЭВ.

Учителя входят в группу повышенного риска по СЭВ, потому что работают в постоянном напряжении и стрессе, ежедневно общаются с большим количеством людей. Педагогическая деятельность требует постоянного самоконтроля, причем даже во внерабочее время.

Когда у педагога появляется свободное время, он все равно не может полностью расслабиться. Современный учитель рискует столкнуться с осуждением, даже если просто разместит «неподходящее» фото на своей личной странице в соцсети. Ему приходится держать марку и не выходить из профессиональной роли 24 часа в сутки. Такое напряжение сказывается на эмоциональном состоянии человека.


Какие факторы приводят к профессиональному выгоранию педагогов?

Факторы, из-за которых специалисты «перегорают», можно разделить на три большие группы:

Личностные: реактивность, склонность к интраверсии, низкая или чрезмерно высокая эмпатия, авторитарность и жесткость по отношению к другим, низкий уровень самооценки и самоуважения. Ряд исследований подтверждает, что выгоранию наиболее подвержены педагоги-трудоголики, которые решили посвятить жизнь карьере, постоянно работают без отдыха, закрывая глаза на свои личные интересы и потребности за пределами школы.

Статусно-ролевые: ролевой конфликт или неопределенность (например, конфликт между профессиональной и семейной ролями), неудовлетворенность карьерным и личностным ростом (самоактуализацией), низкий социальный статус профессии, ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность, отсутствие признания со стороны детей, родителей, коллег.

Профессионально-организационные или корпоративные: отсутствие четкой организации и планирования образовательного процесса, монотонность работы, несоответствие между вложенными в карьеру ресурсами и профессиональным признанием, строгая регламентация времени работы, негативные или холодные отношения с коллегами и недостаточная поддержка с их стороны, конфликты, конкуренция, дефицит административной, профессиональной и социальной поддержки.

Проявления синдрома выгорания

У каждого педагога эмоциональное выгорание выражается по-своему, но почти всегда клиническая картина этого расстройства включает проявления:

Социально-психологические: нервные срывы, вспышки гнева и безосновательной агрессии, повышенная тревожность, постоянное чувство беспокойства, страха, вины, угнетенное состояние, апатия, отсутствие положительного настроя на будущее, ощущение «неправильности» всего происходящего.

Физиологические: повышенная утомляемость, постоянная усталость, нарушения сна (сонливость или бессонница), раздражительность, головные боли, беспричинные ухудшения зрения и слуха, резкие скачки веса, обострение хронических заболеваний.

Профессиональные: безразличие к работе, коллегам (даже если раньше с ними были отличные отношения), к педагогическому процессу в целом.

Профессиональное выгорание приводит к возникновению внутреннего локуса контроля – педагогу кажется, что он несет ответственность за все происходящие вокруг события. Постепенно у специалиста меняется поведение – он начинает откладывать важные задачи. Ухудшаются результаты работы и отношения с коллегами, учениками, родными и друзьями. Отсюда чувство собственной бесполезности, вспышки гнева, нервные срывы.



ПИРАМИДА СОЗНАНИЯ

Люди живут не только в объективном мире, но и в своей внутренней реальности, которая определяет все, что с ними происходит. Понимать ее человеку необходимо для того, чтобы он мог ориентироваться в происходящем, в своем положении в социуме и направлять энергию в нужное русло, чтобы обеспечить себе гармоничную и счастливую жизнь.

Итак, мы живем в век информации, постоянно нагружая мозг и вливая в свою голову огромное количество знаний.

Пирамида сознания подразумевает, что у человека внутри имеются ограничения (на разных уровнях - разные), которые мешают ему использовать свой потенциал, полноценно жить и творить.

Самый первый уровень – актуальное сознание – отвечает за состояние «здесь и сейчас», присутствие человека в моменте, определяет его тонус и продуктивность жизни. Актуальное сознание – это то, что мы видим и ощущаем прямо сейчас. Но каждый человек одну и ту же реальность воспринимает по-разному.

Второй уровень – оперативное сознание – очень похож на то, что называется оперативной памятью в компьютере, т.е. здесь находятся все те программы, которые готовы к моментальному запуску. Пример: человек помнит, как его зовут, где он живет и пр. Т.е. здесь располагается вся информация, на которую мы можем дать незамедлительный ответ. Оперативное сознание определяет эффективность человека.

Третий уровень – индивидуальное подсознательное и индивидуальное бессознательное. Этот уровень определяет жизнь личности. Если первые два уровня представляют собой контакт с внешним миром, то этот уровень определяет то, что происходит у человека внутри. В индивидуальном подсознательном лежат феномены, связанные с памятью всей жизни, т.е. начиная с первой секунды жизни. В индивидуальном бессознательном записаны данные о наших предыдущих воплощениях, в том числе и негативный опыт, и скрытые таланты человека. Индивидуальный опыт, записанный в этих слоях, ежесекундно влияет на человека и на те решения, которые он принимает.

Четвертый уровень – коллективное бессознательное – уровень психики, который содержит в себе информацию о жизни на планете. Это суммарная психическая энергия какого-либо объединения (род, племя, поколение, нация и пр.)

Пятый уровень – основа – уровень самости. Самость – это глубинный центр и выражение психологической целостности отдельного индивида. Другими словами это абсолют. Абсолют – это абсолютно здоровое тело, отсутствие утомляемости, ощущение кайфа и полноты сил – идеальная форма нашего существования.





Заниматься предотвращением профессионального выгорания и устранением его последствий должен сам педагог!

В целях направленной профилактики СЭВ следует:

стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

проще относиться к конфликтам на работе;

не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Упражнения

2. Упражнение «Колесо баланса»

Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).

В другом круге – их идеальное соотношение.

Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?

Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?

От кого или от чего это зависит?

3. Упражнение «Я – дома, я – на работе»

Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.

Проанализировать:

похожие черты,

противоположные черты

одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях

отсутствие общих черт

какой список было составлять легче; какой получился объемнее?

каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.

Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.

Упражнение «Распредели по порядку»

Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего » Я». Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:

дети

работа

муж (жена)

Я

друзья, родственники.

 Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:

Я

Муж (жена)

Дети

Работа

Друзья, родственники.

 Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами [7].



Ведущий рассказывает притчу участникам.

Жил-был один молодой человек и очень ему не нравился современный мир, и он решил сделать все возможное, чтобы его изменить. Окончил школу с золотой медалью, институт международныхотношений. Стал дипломатом и в меру своих сил старался изменить мир. Лет через 15 он с горечью заметил, что мир не изменился. Тогда он решил сузить пространство своего влияния, вернулся в свой родной город, вот здесь-то он сможет реализовать свои мечты: он построит людям новые дома. Улучшит материальное положение и т.д. Работал, не покладая рук. Но прошло лет 10, и он с сожалением заметил, что жизнь в городе, какой была, такой и осталась, люди не изменились. Тогда он решил воздействовать на членов своей семьи, изменить их. Но и через 5 лет он не увидел результатов своего труда. Тогда он решил измениться сам, он пересмотрел свои взгляды. Свое отношение к людям и с удивлением заметил, что изменились люди, окружающие его, изменился мир вокруг [6].



Упражнения быстрого снятия сильного эмоцио­нального и физического напряжения

Цель: осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие излишнего напряжения.

С целью снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции можно выполнить ряд упражнений, таких как «Муха», «Лимон», «Сосулька».

Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Нужно сесть удобно: руки свободно положить на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно пред­ставьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она са­дится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряже­ния и расслабления.

Нужно сесть удобно: руки свободно положить на колени (ла­донями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Рас­слабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Сосулька»

Цель: управление состоянием мышечного напряже­ния и расслабления.

Необходимо встать, руки поднять вверх и за­крыть глаза. Представьте, что вы – сосулька или моро­женое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, пле­чи, шею, корпус, живот, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представь­те, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомни­те ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоци­онального состояния.

Упражнение «Передышка»

Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начи­наем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются [4].

Упражнения – аффирмации

Аффирмации – это предложения, которые человек произносит себе осознанно в мыслях. Аффирмации представляют собой наиболее легкий способ влияния на подсознание. Вы просто выбираете позитивную фразу и произносите время от времени.

Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек.
С каждым днем я люблю себя все больше и больше.
У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.
Я уникален во всей Вселенной.
Я единственный и неповторимый в своем роде.
Я абсолютно уверен в себе и своем будущем.
Я контролирую свою судьбу. Я сам ее вершу.
Я – хозяин своей жизни.
Я – свободная личность.



















Поле самодиагностики

Симптомы

Степень выраженности, частота

1

2

3

4

5

Поведенческие

Сопротивление выходу не работу

 

 

 

 

 

Частые опоздания

 

 

 

 

 

Откладывание деловых встреч

 

 

 

 

 

Уединение, нежелание видеть коллег

 

 

 

 

 

Нежелание видеть детей

 

 

 

 

 

Нежелание заполнять документацию

 

 

 

 

 

Формальное исполнение обязанностей

 

 

 

 

 

Аффективные

Утрата чувства юмора

 

 

 

 

 

Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения

 

 

 

 

 

Повышенная раздражительность

 

 

 

 

 

Ощущение придирок со стороны других

 

 

 

 

 

Равнодушие

 

 

 

 

 

Бессилие, эмоциональное истощение

 

 

 

 

 

Подавленное настроение

 

 

 

 

 

Когнитивные

Мысли о смене профессии, уходе с работы

 

 

 

 

 

Слабая концентрация внимания, рассеянность

 

 

 

 

 

Ригидность мышления, использование стереотипов

 

 

 

 

 

Сомнения в полезности работы

 

 

 

 

 

Разочарование профессией

 

 

 

 

 

Циничное отношение к клиентам, коллегам

 

 

 

 

 

Озабоченность собственными проблемами

 

 

 

 

 

Физиологические

Нарушение сна (бессонница/ уход в сон)

 

 

 

 

 

Изменения аппетита (отсутствие/ «заедание»)

 

 

 

 

 

Длительно текущие незначительные недуги

 

 

 

 

 

Восприимчивость к инфекционным заболеваниям

 

 

 

 

 

Усталость, быстрая физическая утомляемость

 

 

 

 

 

Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ

 

 

 

 

 

Обострение хронических заболеваний

 

 

 

 

 








Опубликовано в группе «Педагоги-психологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.