12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мария33
Россия, Нижневартовск

​​​​​​​








ЭССЕ

на тему: «Церковный символизм: объяснение наиболее значимых символов»











Выполнила: Нуриева

Мария Евгеньевна












Нижневартовск 2021


Оглавление:


1.Введение.

2. Церковный символизм: объяснение наиболее значимых символов.

2.1 Церковный символизм.

2.2 Наиболее значимые церковные символы.

3.Заключение.

Список использованных источников.































1.Введение.


Побывав в храме, человек попадает в мир искусства и религиозной культуры. Он сталкивается с многообразием церковной символики, не всегда зная ее значение. Для того, чтобы понять истинный смысл произведений православного искусства, надо знать язык ее образов и символов.

Очень широко используются символы в мировых религиях. «Символы – особые знаки, представляющие собой чувственную или духовную реальность, которая понимается не таковой, как она существует, а в более широком и общем смысле». Они дают возможность постичь божественную мысль, его всемогущество. Соединяя символические предметы, религиозное сознание людей воспринимает окружающий мир именно с религиозного ракурса. Любая религия наполнена множеством знаков. Одни достаточно известны нашему поколению, другие настолько старые, что только мозаики или фрезки на старинных соборах могут напомнить о временах, когда такие знаки считались священными.


2. Церковный символизм: объяснение наиболее значимых символов.

2.1 Церковный символизм.

Христианская символика — совокупность символов и знаков, употребляемых христианской церковью. Все церковное богослужение и христианское искусство наполнено символами, через которые открывается верующему человеку духовная реальность.[7.]

Слово «символ» греческого происхождения и употребляется в значении знака, сигнала, признака, приметы, пароля, эмблемы.[ 5.]

В современной философской литературе общепризнано понимать символ как: «знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию» [1]

Знаки и символы, писал Эрнст Кассирер, «принадлежат двум различным дискурсивным вселенным: сигнал (Э. Кассирер употребляет этот термин как синоним знака) есть часть физического мира бытия, символ же представляет собой часть человеческого мира значения. Символ не только универсален, но и предельно изменчив. Знак, или сигнал, соотносятся с вещью, к которой они отсылают».[3]

Итак, знак – это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).[2]

Символ – одно из самых многозначных понятий в культуре. Изначальный смысл этого слова – удостоверение личности, которым служил simbolon – половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Символ в культуре – универсальная, многозначная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становится «прозрачным», смысл как бы просвечивает сквозь него.[ 4]

Символизм пронизывает христианское вероучение и церковные обряды не только потому, что все видимое, слышимое во время богослужения, любой текст, в котором излагаются и разъясняются истины веры, отсылают к другому, горнему миру, но прежде всего по той причине, что и умосозерцаемый образ этого мира, складывающийся на основе чувственных символов, не выражает сути божественного бытия. Божественное бытие, по учению апофатического богословия, в принципе неизреченно. Поэтому умопостигаемые образы, к которым прибегают с целью выразить внутрибожественную жизнь или какие-либо стороны божественного совершенства, суть сами символы, указывающие на реальность, находящуюся за пределами сферы образно-рационального познания.[6]

Наиболее ранние христианские символы встречаются на стенах римских катакомб, где последователи учения Иисуса Христа в обстановке жестокого гонения со стороны властей тайно совершали богослужения. Эти изображения отличаются от тех, что сегодня мы привыкли видеть на стенах наших храмов. Древние христианские символы носили характер тайнописи, объединявшей единоверцев, и тем не менее в них уже заключался вполне определённый богословский смысл.

2.2 Наиболее значимые церковные символы.

t1625714850aa.jpg Крест (Распятие) — изображение Распятия Христова скульптурное или рельефное. Изображение креста, на котором был распят Иисус Христос, является главным и обязательным символом христианской религии, оно обязательно присутствует в местах отправления культа, а также у верующих дома или в качестве нательного украшения. Первообразом символа креста выступает Крест Господень, на котором был распят Иисус.

t1625714850ab.jpg Ихтус (их-тус) или ихтис по-гречески значит «рыба». Греческие буквы, которыми писалось слово: йота, хи, тета, ипсилон и сигма. В английском переводе это IXOYE. Пять названных греческих букв – это первые буквы слов Iesous Christos, Theou Uios, Soter, что значит «Иисус Христос, сын божий, Спаситель». Этот символ использовался преимущественно среди ранних христиан в I-II вв. н.э. Символ был завезен из Александрии (Египет), которая в то время была многолюдным морским портом. Товары шли из этого порта по всей Европе. Вот почему символ ихтис первыми стали использовать моряки для обозначения близкого им бога.

t1625714850ac.jpg Агнец- маленький ягненок, послушный, беззащитный — прообраз жертвы Христа, который стал последней жертвой, ибо Богу стали не угодны приносимые евреями жертвоприношения в виде заклания птиц и животных. Всевышний Творец хочет, чтобы Ему поклонялись чистыми сердцами через веру в Его Сына, Спасителя человечества.

t1625714850ad.jpg Голубь- святой Дух часто изображается в виде голубя. Голубь опустился на плечо Иисуса при Его крещении (Луки 3:22). Именно голубь принес зеленый лист Ною во время всемирного потопа. Дух Святой является Одним из Троицы, Который был от начала создания мира. Голубь — птица мира и чистоты. Он прилетает только туда, где есть мир и покой.

t1625714850ae.jpg Роза: Святая Дева, Матерь божья, символ мученичества, тайны исповеди. Пять роз, объединенных вместе, обозначают пять ран Христа.

t1625714850af.png Треугольник – символ Святой Троицы. Каждая из сторон олицетворяет Ипостась Бога – Отец, Сын и Святой Дух. Все стороны равны, и вместе образуют единое целое.


t1625714850ag.jpg Богородичная звезда- при рождении Иисуса на небе зажглась Вифлеемская звезда, которую в христианстве изображают восьмиконечной. В центре звезды находится светлый лик Богоматери с Младенцем, поэтому рядом с Вифлеемской появилось название Богородичная.В четырех ее углах видны изображения в виде человека, орла, льва и тельца, под которыми закодированы четыре Евангелия.

t1625714850ah.jpg Якорь: Изображения этого символа на кладбище Святой Домитиллы относят к I веку, они также встречаются в катакомбах в эпитафиях II и III веков, но особенно много их на кладбище Святой Присциллы (только здесь около 70 образцов), Святого Каликста, Coemetarium majus.

t1625714850ai.jpg Серафим – ангелы, наиболее близкие к Богу. Они шестикрылы и носят огненные мечи, могут иметь от одного до 16 ликов. Как символ, они означают очищающий огонь духа, божественный жар и любовь.

3.Заключение.

В религиозном символе всегда ощущается присутствие тайны, которая не может быть высказана, и символ не пытается раскрыть эту тайну, он напоминает о ее существовании. Символическое знание, которое само формируется с помощью рационально-образных средств, не претендует на изложение окончательно постигнутой истины, представляя собой одну из промежуточных ступеней в продвижении к мистическому знанию, обретаемому в экстатическом состоянии и неотделимому от него. Это ощущение является условием успешного продвижения по пути духовного совершенствования. Важно! В христианской культуре много знаков, однако, для всех православных верующих основным символов веры остается молитва и исповедание Святой Троицы.

























Список использованных источников:

1.Доброхотов А.Л статья «Символ» в философской энциклопедии (https://www.studmed.ru/view/dobrohotov-al izbrannoe_9539ca6acc5.html?page=47)

2.Митрошина Т.М ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАРТОГРАФИЯ (http://school17vlz.ucoz.ru/docs/obrazovatelnaja_kartografija_mitroshinoj.pdf)

3.Орешкин А.С. — Эрнст Кассирер: символ как основа человеческой культуры // Психолог. – 2013. – № 1. – С. 131 - 182. DOI: 10.7256/2306-0425.2013.1.346 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=346

4.Поль Рикёр- Библейская герменевтика - Журнал "Символ" - 62-2012

5.Семенова А.В -Этимологический словарь русского языка. Русский язык. от А до Я. Издательство «ЮНВЕС». Москва, 2003 г.

6.Столяров А.А. Общая характеристика христианского символизма./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.:Греко-латинский кабинет, 1995 - с.304-307

7.Уваров А.С Христианская символика. — СПб: Алетейя, 2001. — С. 256.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.