12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Войтенко Елена Васильевна16

Эссе

«Недетские театральные фантазии»

​​​​​​​ Она, розовощёкая и запыхавшиеся от бега, влетает в гримёрку, на лету здоровается со всеми, обнимается с партнёром, с которым через час придётся вести весёлое театрализованное представление. У неё хватает своих нерешённых проблем: учёба, отношения со сверстниками, взросление, родители… А сегодня настроение вообще-то не очень. Я подхожу к ней и тоже на лету напоминаю: «Не забудь привести в порядок волосы, грим - обязательно, диалоги с ним повторите, импровизация нужна, где будут заминки…. Следите за дикцией, ты же знаешь, когда ты увлекаешься…». Что это - спросите вы у меня. Обычная театральная суета? Или вовсе ерунда какая-то! Вот и я думаю: а зачем? И не Гамлет я, а вот, поди ж ты, – вопросы всё те же.

Дети приходят заниматься театральной деятельностью в большинстве своём неосознанно. А мне, как режиссёру и, главное, педагогу, важно из этого разноцветного пластилина слепить весёлые, интересные фигурки, сохраняя уникальность каждой. Педагог, особенно в дополнительном образовании - профессия странная. С одной стороны ты прививаешь детям определённые умения и навыки. С другой, на мой взгляд, самой важной стороны, - воспитание. Как сделать, чтобы Она и Он превратились в прекрасных Татьяну и Евгения – людей творческих, умных, красивых духовно и физически? Ответа точного и ясного нет. Все мы, взрослые, работающие с творческими детьми, стоим перед выбором: чему учить и как учить?

Весёлое театральное действо в разгаре: на сцене близкие и понятные всем истории из школьной жизни, девчонки посмеиваются над мальчишками и наоборот, вечные придирки учителей, нелепые курьёзы со стороны нерадивых учеников - вот список тем «Волшебного калейдоскопа». У желающих солировать есть возможность проявить себя в чтецком творчестве. Благо, есть много прекрасных детских поэтов, которых мы очень любим: Роман Сеф, Яков Аким, Тим Собакин и др. В зале среди зрителей царит атмосфера весёлой непринуждённости.

Кстати о зрителе. Это ещё одна тема, волнующая меня, как педагога. Зритель всегда очень разный: родители, друзья, старшие театралы, гости из других творческих коллективов. Смотрят, волнуются за своих, поддерживают аплодисментами… После представления налаживаем диалог, обсуждаем… Радость усиливается, когда и дети-актёры на высоте, и зрители не подкачали. Даже если не всё удачно проходит, мыслей и обсуждений вслух всегда много. Это работа на будущее. Нужно учесть все недочёты: неуважение чужих интересов, недисциплинированность актёров, накладки с музыкой, светом и т. д. Телевидение - наши частые гости, которые нас стимулируют и помогают увидеть себя со стороны. «Браво!» - хороший стимул для детей, но я, вечно сомневающийся педагог, выискиваю всё новые недочеты и думаю уже о следующей работе: как сделать так, чтобы всем было хорошо: и детям, и родителям, и педагогу. Ловишь себя на мысли, что нужно учиться, что нет возможности воплотить в жизнь множество идей… Ещё раз убеждаешься, что движение - это жизнь! Но глаза ребёнка, наполненные светом и любовью, его смех и радость перекрывают все твои сомнения. И ты вместе с ребёнком переживаешь, радуешься даже самому маленькому успеху.

Таня пришла в театр буквально месяц назад и ей сразу дали возможность выйти на сцену в крошечной роли. Скованность и растерянность были, но сквозь это наружу всё-таки вырвалось то чистое, светлое, что в каждом из нас заложено изначально. Страх был побеждён. Мама дарит цветы, зрители аплодируют, их глаза сияют. Таня делает свой первый шаг в ещё незнакомый ей мир театра, и мудрая мама поддерживает свою дочь. А я радуюсь вместе с этой семьёй. Ведь понимание родителей – важнейший фактор гармоничного развития личности ребенка. И я не упускаю случая, чтобы объяснить папам и мамам, как уникален и богат внутренний мир их детей, как важно это понимать и не препятствовать, а искренне помогать самопониманию и самореализации их творческого потенциала.

Детский театр - это нечто особенное. Здесь важны на первый взгляд совершенно незаметные события, а иногда решается судьба маленького человека. Ведь порой в его жизни не так много людей, которые его понимают и поддерживают, несмотря ни на что.

Театр оказывает на ребенка мощное эмоциональное воздействие через сказку, музыку, изобразительное искусство, педагога, друзей по театру…

Магия и волшебство - и это важно для ребёнка. На сцене ты можешь все: веселиться, бегать, прыгать, кричать, петь, танцевать, проявлять себя, самоутверждаться, познавать… И возникают ключевые слова, относящиеся к этому виду детского творчества: радость и красота! Моя уверенность сразу возрастает в геометрической прогрессии! Уроки по речи и пластике, постановки – всё это помогает ребёнку и улучшить память, и раскрепоститься, а значит чувствовать себя увереннее, активнее. А общение помогает понять себя и другого человека. И когда спрашиваешь у актёров, что вам дал театр за время, проведённое здесь, получаешь очень разные ответы: «здесь интересно», «мы играем, общаемся», «возможность показать свои способности».

Каждый приходит в театр своим путём. Мои детские воспоминания связаны с родителями. Мама играла в школьном театре, а нас с братом всегда брали на взрослые спектакли. Почему-то хорошо помню «Сон в летнюю ночь» Шекспира. Да и я сама всегда участвовала в школьных представлениях, играя принцесс, Снегурочек, модниц… И эти воспоминания самые прекрасные, лёгкие и беззаботные. Пройдут годы и у моих учеников, возможно, будут такие же замечательные воспоминания о нашем совместном творчестве. И мы вместе полетим на радужной воздушном шаре в мир Сказки и Добра. В чудесный и удивительный мир под названием – ДЕТСКИЙ ТЕАТР!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.