12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Виталий Владимирович Григоров44

12








Воспитательный компонент урока: эстетическое воспитание и театральные технологии










Учитель математики

ГБОУ «Мирновская СОШ»

Григоров Виталий Владимирович


​​​​​​​ «Творчество математика в такой же степени есть создание прекрасного,

как творчество живописца или поэта, — совокупность идей, подобно совокупности красок и слов, должна обладать внутренней гармонией. Красота есть пробный камень для математической теории;

в мире нет места некрасивой математике!»

Годфри Гарольд Харди


Математика занимает в школьном образовании важнейшее место. Никто не отрицает ее важности в развитии логического, пространственного и абстрактного мышления, но именно из-за своей абстрактности она часто видится сухим и скучным предметом глазами учеников. Многие относятся к математике лишь как к вспомогательному элементу — счётной машинке для других естественно-научных дисциплин, а уж связь математики с гуманитарными предметами большинство считает абсурдным. Как же увлечь математикой людей, которые заведомо не считают ее интересной и тем более красивой?

Да, именно красивой, так как стремление к красоте и гармонии в человеке заложено природой. (Мы планируем сады и интерьер в соответствии с правилами дизайна, выбираем одежду по сочетанию цветов, форм и размеров, искусно сервируем столы для придания «аппетита» еде, восхищаемся архитектурой, живописью, музыкой, поэзией, театральными постановками…)

В связи с этим роль учителя состоит не только в преподавании математики как науки, но и преподнесении ее как некоего искусства, которое красиво, эстетично, всеобъемлюще, так как имеет связь с любым предметом школьного курса, так и с деятельностью человека за пределами школы. Процесс обучения обладает собственной красотой. Недаром дидактику определяют как учение об искусстве обучения. Да и сама задача – это уже предмет математического творчества. «Красивая» задача потому и красива, что привлекает не только сюжетом, но и логикой встроенных в нее связей между величинами, логикой мысли.

В понимании феномена «красоты в математике» отражается осознание эстетических свойств окружающего мира, что придает проблеме отношений между математикой и искусством своеобразную специфику. Например, в качестве критериев красоты в математических теориях выделяются: реализация красоты как единство части и целого, в раскрытии сложного через элементарное; методологическая интерпретация красоты в общности математических структур и оптимальной информативности метаязыка математики; практическое воплощение красоты в формализации бесконечного через конечное. Красота математики - это и есть та сила, которая пронизывает все «слои познания» не вдоль, а поперек, хотя эффективность математической деятельности обусловлена эстетическими закономерностями, которые не всегда поддаются однозначному толкованию.

Вопрос эстетического воспитания как компонента урока широко и разносторонне рассматривается в публикациях коллег, этой теме всегда уделяется много внимания. Рассказывать об известных формах и методах работы, обобщая и цитируя авторов, неинтересно и бессмысленно. Приведу лишь краткое напоминание об этом, чтобы рассмотреть в дальнейшем собственный взгляд на видение проблемы, не возвращаясь к хорошо изученной информации:

- существование математических теорий музыки и живописи (написание рефератов, составление интегрированных сообщений. Математика 5 кл «Доли и дроби», Математика 6кл «Пропорции», «Золотое сечение»)

- математика в связи с  литературой (математики-литераторы; математические мотивы в литературе; математика в стихах. Сочинения-сказки, сочинения-задачи, логические загадки, стихи. Математика 5,6 кл)

- история и математика, краеведение. У математики есть своя история, изучая ее, узнаем историю стран, народов, их культурные и философские взгляды и т.п. Это достаточно эффективное средство развития интереса учащихся к предмету, которое носит познавательный и воспитательный характер. (интегрированные уроки математики и истории по теме: «Древний мир», где перекликаются материалы о Древней Греции, Древней Руси, Индии, Египте. Учебные фильмы. Математика 5,6 кл. Геометрия 7,8 кл.)

Рекомендации по учебным фильмам: «Математика. Расцвет цивилизаций». 5 серий. ВВС. «Музыка простых чисел» 3 части. ВВС

- математика и физика, химия, биология, география. В старших классах ребята уже сами находят связь математики с другими дисциплинами (интегрированные уроки, сюжетные задачи, квесты)

Рассмотрим два направления деятельности, применяемых мною на уроках, в целях реализации воспитательного компонента в контексте эстетики.

Эпиграф к уроку или «цитата дня»

Составляя технологические карты уроков, каждый из нас прописывает воспитательные цели, в т.ч планирует личностные результаты обучения. Среди прочих задач перед нами встает мотивация к обучению. Хочу поделиться некоторыми наблюдениями по этому поводу.

Как показали результаты анкетирований, полученных в результате написания диссертаций и опубликованных на сайте www.dissercat.com, у значительной части учителей еще остается иллюзия возможности организации процесса обучения математике помимо или при минимальном учете мотивационных механизмов. Подспудно предполагается, что ученик, приступая к какому-либо виду математической деятельности, уже мотивирован на достаточном уровне значимости и соответственно должен весь урок работать продуктивно и с высокой отдачей. (Этому еще и сопутствуют низкая эмоциональность изложения, «скудность» языка преподавания, небольшое количество ярких, выразительных примеров, безличная форма обучения, его наукообразие, а также директивный характер регулирования процесса учения. ) Мы – учителя-практики, знаем, что с таким подходом сегодня урок просто не провести!

Здесь можно уйти в другую крайность (и это хорошо прослеживается по анализу уроков, выложенных в Интернет), когда неоправданно преувеличивается роль внешних стимулов таких, как игры, соревнования, «сказочные путешествия» и т.д., во многих случаях лишь отвлекающих школьников от анализа собственно математической информации. Уроки математики становятся развлекательными времяпрепровождениями, сама наука перестает присутствовать в этих заигрываниях.

В поисках «золотой середины» использую приём, придуманный в 1997 г, когда начинающим учителем я стал задумываться о воспитательных моментах на уроках математики. Каждый урок я пробовал начинать с «Цитаты дня». Это фразы известных людей, которые мотивировали меня самого на творчество, на жизнь, и мне хотелось поделиться ими с учениками. Стимулом стала подаренная мне книга «Эмоции ума» Павла Таранова - двухтомный сборник этих самых цитат. Я стал замечать, что ребятам интересно обсуждать смысл этих высказываний. Эмоции ума заметно «оживляли» урок, после яркого начала легко было подвести учеников к целям и задачам на предстоящий урок.

Сегодня цитаты можно найти в Интернет. Много полезных и умных вещей находятся в статусах на страничках в соцсетях. Используя высказывания математиков о математике, попутно сообщаю о личности автора и его вкладе в развитие математики. Если это более философские мысли, то в них подчеркиваю точность, лаконичность, красоту мысли и опять-таки заключаю, что именно математика формирует способности так красиво и логично мыслить. Высказывание записано на доске. Это как эпиграф к уроку. Использую его одно на день, т.е. для всех классов, приходящих ко мне в этот день.

Иногда, особо понравившиеся фразы, ученики записывают, фотографируют на телефон, ставят себе в статусы.

Вот, например, фраза, понравившаяся мне и выбранная для приветствия учащихся на первом уроке 3 сентября:

«Не откладывайте ничего на завтра - «завтра» не существует! Когда мы просыпаемся утром, мы попадаем в «сегодня». И только здесь и сейчас с нами происходит то, что может вообще произойти».

После минутного обсуждения легко пригласить семиклассников в мир алгебры или геометрии, а шестиклассников – к изучению мира чисел, мотивируя тем самым на трудолюбие, своевременность выполнения заданий, собранность и внимание…

Моя любимая цитата С.В.Ковалевской «Нельзя быть математиком, не будучи поэтом в душе». Здесь можно подбодрить учеников, делающих успехи в литературе, участвующих в поэтических конкурсах, но отстающих по математике. Обычно, даю ссылку на сайт с моим литературным творчеством или песнями и спектаклями.

«Математика – это язык, на котором написана книга природы» Г.Галилей. С этой фразы можно начинать знакомство с пятиклассниками. А можно в 7 кл при изучении на алгебре теории уравнений об этом поговорить, в качестве примера привести формулы из физики и показать, что это тоже уравнения, что «выразить одну величину через другую на физике - это все равно, что решить уравнение относительно заданной переменной»

«Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым». А.П. Конфорович . Чем не мотиватор на первом уроке в 5 классе!?

Рекомендую обучающие программы для смартфона: https://www.euclidea.xyz Пифагория. Геометрия на клетчатом поле - Геометрические построения с помощью циркуля и линейки в увлекательном игровом процессе. Там после каждой задачи высвечиваются различные цитаты математиков.

https://sites.google.com Это сайт «Философия математики». Там всё – от красивых задач до страшного ЕГЭ! В т.ч. и целый раздел высказываний.





Театральные технологии в педагогике или «слева-направо

Имея в своем опыте актерско-режиссерское образование и годы работы в народном театре, я стал замечать, что между профессиями учитель математики и театральный педагог-режиссер много общего. Изучая современные научные труды в сфере образования, наткнулся на тему «Театральные технологии в педагогике». Оказывается, это вполне самостоятельное направление в современной дидактике, масса людей изучает этот процесс, внедряет в повседневную деятельность.

Говорить о постановке голоса учителя, выразительности, эмоциональности, развитии пластики в контексте жестикуляций не станем - это мы уже воспринимаем как элементы педагогического мастерства.

Заострю внимание на эстетике оформления рабочей тетради по математике. Например, по геометрии. И рассмотрю вопрос зрительного восприятия информации с точки зрения театральной педагогики.

Для того чтобы лучше понять возможности зрительного восприятия человека сценического пространства, необходимо знать особенности зрительного восприятия человеческого организма. Движение человеческого глаза происходит быстрее слева направо и гораздо медленнее справа налево, эти особенности восприятия нужно учитывать и использовать при создании хореографического образа, при выборе направления танцующих.

В режиссуре сформулированы законы хореографического письма, ориентированные на особенности восприятия хореографического номера из

зрительного зала. Обратим внимание на выделенные:

Рисунок хореографического произведения должен равномерно распределяться по сценической площадке, за исключением сознательного использования балетмейстером такого распределения.

Всё, что находится, слева от центра сцены кажется ближе к зрителю, поэтому если нам нужно создать незаметное появление героя на сцене, то этого можно достичь выходом из правой верхней кулисы.

Приём фокуса применяется для того, чтобы заставлять зрителя смотреть туда, куда нужно балетмейстеру. Умение правильно определить точку восприятия и логически переводить взгляд зрителя по сцене с одной точки к другой даёт возможность правильного понимания развития танца.

Вертикаль кажется выше горизонтали.

Верхняя часть объекта, кажется больше. Глаз зрительно увеличивает размеры предметов, находящихся в верхней части поля зрения.

Острый угол кажется больше и зрительно раздвигает стороны

Разделенное на части расстояние кажется больше при достаточном количестве частей.

Восприятие предмета во многом зависит от соседних с ним объектов, попадающих в поток внимания. Значительные различия между соседними объектами делаются ещё заметнее, незначительные — сглаживаются.

Чтобы проверить это (или доказать, как говорим мы, математики), зарисуйте несколько своих мизансцен, а затем поднесите эти рисунки к зеркалу, и вы увидите, что вся композиционная стройность рухнет, логика расположения фигур будет разом уничтожена или выразит совсем иную мысль. Тот же опыт можно проделать с хорошо знакомым эскизом декорации.

Что же это за чудо? Ведь ни одна из деталей не подвергалась смещению. Почему же от простой перемены мест слагаемых «лево-право» принципиально искажается эстетический результат?

Разгадка здесь следующая. Обе половины сцены были бы равноценны, если бы взгляд зрителя оглядывал сцену от центра композиции в обе стороны или, наоборот, от краев — к центру. Но глаза наши, как правило, в силу условного рефлекса, оглядывают сцену слева направо. В верном и неоднозначном пользовании этой закономерностью — секрет многих режиссерских чародейств.

Таким образом, на языке простейшей мизансцены композиция в левой части сценической площадки означает предварительность, взгляд как бы «гонит» ее в пустое пространство правой части сцены. Композиция справа тяготеет к окончательности. Пространство левой стороны как бы давит на расположенную справа композицию и тем делает ее значимее, монументальнее.

Например, диалог. Первый убеждает, второй, после ряда умозаключений, принимает решение. Как расположить фигуры?

Очевидно, убеждающего лучше поместить слева, размышляющего — справа, чтобы взгляд зрителя естественно скользил с предварительного объекта на окончательный, со ставящего вопрос — к разрешающему его. Противоположное — зеркальное решение создаст при восприятии известный психологический дискомфорт, неловкость.

Но предположим, из двух собеседников нас больше интересует первый. Мы хотим показать, как убеждающий сам жестоко заблуждается, т. е. восприятие должно идти как бы на счет «три»: воспринимается аргумент первого, затем реакция второго и, в результате, самообман первого. Здесь, по той же логике, лучше, если первый будет справа, как более нас интересующий.

Кстати, указанная информация широко используется в разработке методов НЛП, в обучении профессиональных ораторов (политики, президент).

Какое же отношение это имеет к уроку математики? Да самое прямое! Во-первых, расположение учителя относительно доски. Во-вторых, расположение информации на доске (чертежи, решения, ответы). Соответственно, оформление рабочей тетради.

Вот, почему грамотнее приучать ребят на уроках геометрии выполнять чертеж к задаче слева, или писать данные задачи слева в столбик (это же кстати практикуется и на физике). Вот почему при постановке проблемной задачи на сравнение или сопоставление грамотнее справа располагать рисунок, содержащий верное утверждение или выполненный по всем правилам геометрии и черчения (например, при изучении задач на построение: слева – рисунок-анализ «от руки», справа – выполненный циркулем и линейкой «чистовик». Или: слева - вывод формулы, доказательство, справа – сама формула да еще и в рамке!)

Итак, подведем итог. Эстетичность математики можно рассматривать не как самый общий, а как самый глубокий признак. Красивое решение математической задачи должно удивлять своей неожиданностью, но одной только необычностью нельзя объяснить чувство изящного в математике как удовлетворение потребностей ума.

С точки зрения театральности урока эстетический выбор всегда индивидуален, но чем богаче интеллектуальный опыт учителя математики в различных областях знания, тем он свободнее и артистичнее в своих проявлениях. Таким образом, одним из главных моментов мотивации учащихся к обучению является личность учителя. И чем она многогранней и интересней, тем легче ученикам и учителю преодолевать на уроке педагогические и творческие задачи.

Литература

1. Пухальская В. Г., Кулинкович А. Ю. Театральные технологии в работе преподавателя // Высшее образование в России. 2013. №11. С. 138-141.

2. Вечтомов Е. М. Об эстетичности математики // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. Т. 4. №1. С. 69-75.

3. Полякова Т. Н. Понятие «педагогический артистизм» // Педагогика. 2009. №7. С. 72-77.

4. Задорина О. С. Сущность и принципы педагогической режиссуры // Образование и наука. 2010. №7. С. 46-55.

Электронный ресурс:

http://www.dissercat.com/

Рекомендации по учебным фильмам:

«Математика. Расцвет цивилизаций». 5 серий. ВВС.

«Музыка простых чисел» 3 части. ВВС



Рекомендации обучающих программ для смартфона или компьютера: https://www.euclidea.xyz и там также: XSection: Сечения многогранников

Пифагория. Геометрия на клетчатом поле



Рекомендация по цитатам:

https://sites.google.com Это сайт «Философия математики». Там всё – от красивых задач до страшного ЕГЭ! В т.ч. и целый раздел высказываний.



Рекомендация для поиска новых технологий, идей для саморазвития, «изюминок»:

http://www.dissercat.com/ Это электронная библиотека диссертаций


________________________________________________________________________

Рекомендации по учебным фильмам:

«Математика. Расцвет цивилизаций». 5 серий. ВВС.

«Музыка простых чисел» 3 части. ВВС



Рекомендации обучающих программ для смартфона или компьютера: https://www.euclidea.xyz и там также: XSection: Сечения многогранников

Пифагория. Геометрия на клетчатом поле



Рекомендация по цитатам:

https://sites.google.com Это сайт «Философия математики». Там всё – от красивых задач до страшного ЕГЭ! В т.ч. и целый раздел высказываний.



Рекомендация для поиска новых технологий, идей для саморазвития, «изюминок»:

http://www.dissercat.com/ Это электронная библиотека диссертаций





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.