Профессия как образ жизни. Размышление педагога о воспитании
Профессия как образ жизни.
Размышление педагога о воспитании.
«Нет в мире радостнее дела, чем воспитание души!»
Учитель. Педагог. Что это? Профессия, специальность, призвание, образ жизни? Василий Александрович Сухомлинский писал : « Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце». За годы работы в школе я убедилась: сделать это можно только любя своего Ученика.
Всматриваюсь в глаза детей… Это целый мир, вселенная, их душа. Чего они ждут? Доброты? Тепла? Понимания? Да. Это мои дети. Я читаю в их глазах мысли и чувства, улавливаю их настроение, заглядываю к ним в душу. Я вижу, как они взрослеют!
К сожалению, духовная среда нашего общества сегодня не способствует нравственному воспитанию детей. Человеку ещё предстоит научиться культурно пользоваться свободой. Ребёнок не может самостоятельно разобраться, где зло и где добро, где культура и антикультура, поэтому духовно-нравственное воспитание детей – насущная проблема нашего времени. Что же должно лежать в основе российского духовного характера? Любовь к Отечеству, Гражданская ответственность перед ним, национальный дух, справедливость, вера, совесть, честь. Без этого невозможно быть культурным и нравственным человеком.
Передо мной стоит задача нравственного просвещения моих учеников, я стараюсь привить им культурный иммунитет, помочь стать личностью: самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и Отечеству.
Я твёрдо убеждена, что современный учитель должен быть не агрессивен к инакомыслию, терпим, а преподавание должно вестись на языке человеческом и уважительном. Нужно помнить, что главным качеством учителя, которое должно лежать в основе всей педагогической деятельности, должна быть любовь. Только такое воспитание способно противостоять миру бездуховности и насилия. Только такой учитель способен воспитать людей, полезных обществу с крепкой государственностью, объединившей в своём доме сотни разных народов, создавших всемирно признанное культурное и духовное наследие России.
Целью моей педагогической деятельности считаю формирование у учеников бережного отношения к миру природы, к сохранению родной речи, культурных ценностей. Как важно передать то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в мире, защитить от глупости, беспамятства, духовной глухоты и трагедии мира. Для этого необходимы знания, чтобы понимать окружающее и самих себя – вот педагогическое кредо современного учителя.
Проблема взаимоотношения человека, природы и общества стояла на всех этапах развития человечества, но особой остроты достигла сейчас. Я вижу решение этой проблемы в воспитании человека культурного, обогащённого культурой, умеющего осмыслить и оценить происходящее. Вспоминаются слова академика Лихачёва: « Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру…»
Учитель – это больше, чем просто профессия. Это та среда человеческой деятельности, которая призвана постоянно пробуждать в детях импульс, стремление к новому, ранее неизведанному. Учитель – это тот, кто помогает глубже заглянуть внутрь себя, открыть в себе неизведанные таланты, выявить в себе настоящее человеческое «я», стать всесторонне развитой личностью. Эта профессия стала для меня своего рода образом жизни.