12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фирсова Светлана Геннадьевна2293
высшее образование, первая квалификационная категория
Россия, Алтайский край, Алейск

Программа

Воспитания здорового образа жизни

школьников «Здоровье»

 

Пояснительная записка

          Реалии сегодняшнего дня все острее ставят перед государством и обществом вопросы, связанные со здоровьем. Особую обеспокоенность вызывает здоровье детей школьного возраста, ведь именно в этот период молодой неокрепший организм подвержен различным заболеваниям. Особая роль принадлежит учебным учреждениям, которые должны не только создавать комфортную образовательную среду с учетом индивидуальных физических, психических и интеллектуальных особенностей детей, но и приучать школьников к здоровому образу жизни, вести профилактику заболеваний, помогать сохранять здоровье обучающихся. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.

        Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели Российской академии медицинских наук. Большая часть детей имеет тяжелейшие функциональные и органические расстройства, приобретая их в детском возрасте и закрепляя в виде хронических болезней на выходе из школы. Прямую угрозу представляют распространенность курения и употребления алкоголя среди школьников. В 10— 11 лет курят 17% подростков и употребляют алкоголь до 39%, к 15— 17 годам их число возрастает до 73%. К 30 годам эти люди становятся инвалидами и тяжелыми "хрониками". По данным НИИ педиатрии физиологически здоровыми рождаются не более 14 % детей, 25–35 % детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания, 90– 92 % выпускников школ находятся в “третьем состоянии”, т. е. они ещё не знают, что больны, только 8–10 % выпускников школ можно считать действительно здоровыми.

        Нарушение интеллекта у ребёнка в преобладающем большинстве случаев сочетается с нарушениями в развитии двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. В физическом развитии, так же как и в умственном, у большинства обучающихся воспитанников наблюдается существенное нарушение психомоторного развития. Несомненно, что ранние нарушения в центральной нервной системе вызывают нарушения в эмоционально – волевой сфере и влияют на характер ребёнка. Эти дети не защищены от негативного влияния в окружающей среде.
Кризисные явления в обществе способствуют изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снижают их творческую активность, замедляют их физическое и психическое развитие, вызывают отклонения в социальном поведении.
        Прогрессивно нарастающие требования социальной среды вызвали появление массовых состояний психоэмоционального напряжения, лавинообразное увеличение форм саморазрушающего поведения. В силу этих причин, проблема сохранения здоровья детей становится особенно актуальной во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области.
      Необходим комплексный подход по отношению к детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении. Только совместная работа классных руководителей, педагогов-предметников, воспитателей, социальных педагогов, психологов, медицинских работников, родителей может дать реальные результаты.
Цель программы:
Создание условий  для формирования психически здорового, социально – адаптивного, физически развитого выпускника.
Основные задачи программы:

1.     Формировать потребности здорового образа жизни у учащихся.

2.     Формировать здоровые взаимоотношения с окружающим миром, обществом и самим собой.

3.     Повышать квалификацию педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребёнка.

4.     Просвещать родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

 

Программа рассчитана на период с 2015 по 2016 гг.

 


Нормативно-правовая и документальная основа:

1.     Закон РФ «Об образовании» и содержащихся в нем двух основных положениях:

а) о гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободном развитии личности (ст.2);

б) об обязанности образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (ст.51).

2.     Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 3.03.99.

3.     Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях".

4.     «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.06.93, №5487-1.

5.       «Конвенция о правах ребёнка».

  

Педагогические средства:

  • Анкетирование.
  • Методические рекомендации классным руководителям, воспитателям по формированию у школьников гигиенических навыков.
  • Санитарно-просветительская работа: тематические классные и воспитательные  часы,  беседы.
  • Методические рекомендации по формированию гигиенических навыков у учащихся.
  • Программы учебных предметов и курсов (ОБЖ, окружающий мир, физическое воспитание, биология), формирующих основы здорового образа жизни.
  • Школьные мероприятия спортивно – массовой, оздоровительной работы, дни здоровья, акции за здоровый образ жизни.

Ожидаемый результат:

1.     Изменение у всех участников образовательного процесса отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.

2.     Формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта.

3.     Повышение уровня знаний школьников по вопросам здорового образа жизни, информированности обучающихся по вопросам здоровьесбережения.

4.     Формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма, основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

    Участники программы:

  • Учащиеся;
  • классные руководители;
  • педагог - организатор;
  • учителя – предметники ( биология, физкультура, и др.);
  • воспитатели;
  • врач – педиатр, закреплённый за учреждением;
  • врачи – специалисты;
  • медработник школы;
  • школьные специалисты (психолог, социальный педагог);
  • родители.

 

МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

[Таблица не отображается. Чтобы просмотреть таблицу, скачайте файл урока в начале страницы]

 

                                                                                         Приложение №2

ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ

 Ф.И.О._______________________________________

Возраст______________________

Показатели  

Возрастные нормы

На начало 1 полугодия

На конец 2 полугодия

1.      

Рост (см)

 

 

2.      

Вес (кг)

 

 

3.      

Пульс:

- в покое (уд/мин)

- после нагрузки

- время восстановления пульса

 

 

4.      

Артериальное давление

 

 

5.      

Зрение

 

 

6.      

Частота дыхания

 

 

7.      

Осанка

 

 

8.      

Состояние стопы

 

 

9.      

Самочувствие

 

 

10. 

Настроение

 

 

11. 

Сон

 

 

12. 

Аппетит

 

 

13. 

Мои "вредные привычки"

 

 

14. 

Рекомендации себе

 

 

Приложение №3

Примерный комплекс упражнений для физкультминуток

Физкультминутки

Примерный комплекс упражнений физкультминуток (ФМ) (разработан в Научном центре здоровья детей РАМН)

ФМ для улучшения мозгового кровообращения

1. Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо; 2 – и.п.; 3 – голову наклонить влево; 4 – и.п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный

2. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и.п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И.п. – стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вперёд, левую руку вверх; 2 – переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд, затем повторить ещё 3-4 раза. Темп средний.

2. И.п. – стоя или сидя, кисти наклонить вперёд; 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Комплексы физических упражнений, используемых для физминуток на различных уроках

Комплекс №1 (на уроках письма)

И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.

Комплекс №2 (на уроках чтения)

И.п. – сидя за партой, руки на пояс. 1 – наклон головы вперед; 2 – назад; 4 раза, темп медленный.

И.п. – сидя за партой, удерживаясь руками за край сиденья сзади. 1 – прогнуться, отвести плечи назад, сблизить лопатки; 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – прогнуться, локти назад, левую ногу назад на носок; 2^4 – держать; 5–6 – и.п.; то же правой ногой; 6 раз, темп средний.

И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. 1 – поднять ноги, согнутые в коленях; 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп средний.

Комплекс №3 (на уроках математики)

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – прогнуться, руки в стороны; 2 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – стойка ноги вместе, руки на пояс. 1 – прогнуться, локти отвести назад; 2 – шаг левой вперед; 3 – приставить к левой правую ногу; 4 – расслабиться; то же в обратном направлении.

И.п. – стойка ноги врозь. 1–3 – пружинистые наклоны вперед прогнувшись, руки в стороны; 4 – и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. – о.с. 1 – полуприседая, руки за голову; 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – о.с. 1 – поворот налево, руки в стороны; 2–4 – прямо, руки к плечам, ладонями вперед; 5–6 – и.п.; то же с поворотом направо; 6 раз, темп средний.

И.п. – стойка правая впереди левой, руки на пояс. 1–2 – смена положения ног прыжком; 6–8 прыжков, темп средний.

Физкультминутки для младших школьников (1-5 класс)

          Двигательные минутки

 «Десантники»

За несколько минут ребята должны представить себя десантниками, которым предстоят ответственные прыжки. Для этого они должны попрыгать:

- На двух ногах одновременно (под счёт);

- На левой и правой ноге попеременно;

- Сделать перекрёстные прыжки.

Затем задание усложняется. Учащемуся предлагается выполнить прыжки обеими ногами, но по заданному ритму. Ритм отстукиваю карандашом на столе. Учащиеся должны выполнять прыжки, соблюдая ритм.

«Цапля»

Дети стоят друг за другом (по 5 человек). По команде они прыгают на одной левой ноге друг за другом, пытаясь схватить рукой прыгающего впереди партнёра. Если это удаётся, то вся группа-команда, образует единый прыгающий круг. Это упражнение полезно проводить, если ребятам предстоит трудная и однообразная работа, например при написании изложения.

«Грёзы»

Дети садятся на стулья по кругу друг за другом, кладут голову на руки на спинку стула, закрывают глаза и считают про себя от 1 до 50. Во время выполнения задания можно включить тихую музыку. После того, как дети откроют глаза, они должны поделиться впечатлениями о том, что им грезилось во время счёта и слушанья музыки. Выполнения этого упражнения помогает отработке навыка счёта в пределах 100, даёт возможность проникнуть во внутренний мир ребёнка, развивает речь, т.е. происходит развитие коммуникативных способностей учащихся.

«Зайка»

Достаём носовой платок, возьмём за два противоположных угла по диагонали, закрутим и не туго завяжем два раза. Два уголка от второго маленького узелка поднимем вверх – «ушки», а от большого – «хвостик». Можно игру сопровождать стихами.

А также можно использовать следующие приёмы:

Ребёнок расправляет платок у себя на парте и кладёт на него голову. Руки вытянуты вперёд и не сжаты в кулаки. Звучит музыка, которая способствует расслаблению.

Платок можно использовать, как предмет, под который можно «что-то» спрятать, а потом угадывать закрытыми глазами, ощупывая его, или с открытыми, не дотрагиваясь до предмета.

«Кругосветное путешествие»

Упражнение нужно выполнять в паре. Массаж проводят в среднем темпе, который успокаивающе действует на нервную систему, вызывает расслабление всей мускулатуры. Это упражнение проводится при помощи воздушного шара по заданию учителя:

- Катают мягко и нежно воздушный шар по туловищу;

- По рукам;

- По голове;

- По спине.

«Игра с пальцами»

Развитие координации движений, внимания, слуховой памяти, умения выполнять чётко команды учителя

«Муравей перелезает через угол книги. Он осматривается и обдумывает, куда ему сейчас направится и быстро пробегает три шага вперёд. Он снова останавливается, осматривается и бежит пять шагов вперёд, чтобы потом снова остановиться. Взгляд налево, взгляд направо, и снова бежит, но уже к другому углу книги. Там он замедляет своё шаг и идёт очень спокойно вдоль внешнего края книги. Подойдя к следующему углу книги и осмотрев противоположную сторону, он разворачивается, бегло осматривает край книги и бежит обратно. Это должно быть очень интересно, думает он, пройтись размеренным шагом по краю книги прямо до следующего угла! Взволнованно вытягивает он одну ногу, потом вторую и начинает маршировать. На следующем углу он останавливается, поворачивается два раза вокруг себя и спешно бежит в середину. Там он поднимается на задние лапки и смотрит вверх. Потом, слегка приплясывая, он обегает всю книгу, ложится в уголок и засыпает».

Руки детей играют роль муравья, глаза при этом закрыты. История воспринимается детьми с закрытыми глазами.

«Ветер»

Нужно сделать глубокий вдох и медленно дуть на кусочек ваты, постараться на выдохе догнать-докатить комочек ваты до края стола, но не уронить, не сдуть на пол.

Задание на релаксацию

«Доброта»

Учащиеся сидят за своими партами в руках держат комочки ваты. По сигналу учителя они закрывают глаза, подносят комочки ваты к лицу и под рассказ учителя начинают поглаживать своё лицо: «У каждого человека есть добрый ангел. Он охраняет человека от злобы и горя, обит и неудач. Человек спит, а ангел вершит добрые дела. Он опускается на лоб человека и поглаживает его, затем опускается на глаза и легонько ласкает их, делает глаза человека умными и ясными. Добрый ангел касается лица человека, его головы, и всё плохое уходит прочь, уступая место добрым мыслям и делам». Это упражнение помогает преодолевать закрытость характера, озлобление, снижает эмоциональное и духовное напряжение.

Пример упражнений с йогуртовыми стаканчиками

«Магия»

Развивает наблюдательность, внимательность, ловкость. Формирует у учащихся понимание необходимости занятий спортом. Сидя за столом, учащиеся должны удержать стаканчик:

- На ладонях

«Осанка»

Профилактика правильной осанки. Участники игры должны держать стаканчик на голове и при этом писать, читать, рисовать. Рисунки и письменные задания могут быть вывешены для того, чтобы ребята видели, что и как получилось у одноклассников.

«Друг рядом»

Направлено на умение общаться и выполнять совместные действия в паре. Участники игры стоят спиной друг к другу. С правой стороны от них стоят стаканчики, поставленные друг на друга. Они должны:

- Передавать друг другу стаканчик (сначала один, потом два);

- Давать правой рукой, брать левой (и наоборот);

- Просовывать стаканчик между разведёнными ногами, давать обратно через плечо;

- Передавать стаканчик за спиной правой рукой в правую руку партнёра, забирать из правой руки в левую (перед туловищем и за туловищем).

Это упражнение развивает не только двигательную активность, но и помогает преодолевать одиночество и закрытость характера.

          Двигательные упражнения с карандашом

- Удержать карандаш большим и указательным пальцами (правой и левой) руки, передавать дальше между указательным и средним, средним и безымянным, безымянными пальцами, мизинцами.

- Перекладывать карандаш с левой стороны стола на правую сторону, удерживая его между пальцами (передавать карандаш с одного пальца к другому, как описано выше), держать карандаш вертикально двумя пальцами и быстро передавать из левой руки в правую руку и наоборот;

- Крутить карандаш двумя указательными, средним и безымянным пальцами.

Психогимнастика

Игра «Радуга»

Дети проговаривают вместе с учителем:

«Радуга-дуга-дуга,

Унеси меня в луга,

На травушку шелковую,

На речку бирюзовую,

На желтенький песок»

Под это стихотворение дети закрывают глаза, мысленно представляют летний пейзаж и покачивают туловищем из стороны в сторону, держа руки над головой. Затем открывают глаза и снова закрывают, садятся за столы и расслабляются. Учитель показывает цвет; играющие стремятся с закрытыми глазами «увидеть» его. Через 3–5 секунд он просит одного из игроков охарактеризовать то, что он видел.

Учитель должен помнить, что созерцание и представление различных цветов радуги оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка. Например, синий цвет положительно влияет на зрение и слух, желтый – на желудочно-кишечный тракт, кровяное давление; зеленый – на сердечно-сосудистую систему.

                                                                       Пальчиковая гимнастика «Паучок»

На изогнутый сучок

Сломанный, осенний,

Опустился паучок

Правую кисть, шевеля пальцами, опустить сверху на левую кисть.

С крестиком на спинке

Указательным пальцем левой руки «нарисовать» крестик на тыльной стороне.

Свил уютный гамачок,

Пальцы правой руки сложить в щепоть и опустить сверху в левую ладонь, сложенную лодочкой.

Сам – в сторонку

Пальцами правой руки «побежать» по левой руке от кисти до локтя.

И молчок…

Правый указательный палец приложить к губам.

«Деревушка»

Два домишки,

Выставить два кулачка перед собой.

Два дымишки,

Поднять большие пальцы.

У крыльца

Правую ладонь положить на тыльную сторону левой ладони.

Два деревца

Поднять согнутые в локтях руки вертикально, широко расставив пальцы.

А на глади озерца

«Нарисовать» ладонями круг в горизонтальной плоскости.

Посерёдочке

Сложить ладони вместе.

Кто-то в лодочке,

Кто-то в лодочке.

Сложить ладони лодочкой, покачать.

                                                                    Дыхательная гимнастика Стрельниковой

1. Поворот головы вправо и влево. На каждом повороте (в конечной точке) – короткий, шумный вдох носом. Темп – один вдох в минуту.

2. «Ушки». Наклон головы вправо и влево. Резкий вдох в конечной точке каждого движения.

3. «Малый маятник». Наклон головы вперед, назад. Короткий вдох в конце каждого движения.

4. «Обними плечи». Сведение рук перед грудью. При таком встречном движении рук в момент быстрого шумного вдоха сжимается верхняя часть легких. Правая рука находится то сверху, то снизу.

5. «Насос». Пружинящие наклоны вперед. Мгновенный вдох – в нижней точке. Слишком низко наклоняться и выпрямляться до конца не нужно.

6. Пружинящие наклоны назад со сведением поднятых рук. Вдох – в крайней точке наклона назад.

7. Пружинящие приседания в выпаде с опорой то на правую, то на левую ногу. Вдох – в крайней точке приседания, в момент сведения опущенных рук.

8. «Большой маятник». Наклоны вперед и назад. Вдох – в крайней точке наклона вперед, а потом назад.

Представляют интерес так называемые «оживлялки».Эти простые интегративные дыхательные, массажные и физические упражнения, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение и усталость в процессе умственных занятий. Вот некоторые из них:

Упражнение 1:

• с силой потереть одну ладонь о другую (10 раз);

• щеки – вверх – вниз (10 раз);

• кончиками пальцев постучать по затылку и макушке (10 раз);

• указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и 3 раза сильно надавить;

• 3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев.

Упражнение 2:

• потянуть вниз мочки ушей (10 раз);

• «хлопание ушами» – четырьмя пальцами прижать уши к щекам и отпустить (10 раз);

• «вручение козелка» – большой палец руки ввести в слуховой проход, указательным пальцем охватить ухо сверху и делать круговые движения (30 секунд).

Практика показывает, что эффективным приемом снятия утомления учащихся на уроках является психогимнастика. Школьники с удовольствием откликаются на задание учителя войти в образ сказочного или литературного героя. В начальной школе эмоционально настроиться на работу на уроке помогает вхождение в образ внимательного, старательного и активного ученика.

Приложение №4

 

Анкета

По выявлению подверженности учащихся

вредным привычкам
 

I. Алкоголь

1. Употребляете ли вы алкоголь?
а) да
б) нет
2. С какой целью вы употребляете спиртные напитки? (возможны несколько вариантов ответов)
а) чтобы снять напряжение (стресс)
б) чтобы повысить своё настроение
в) чтобы поддержать компанию
г) ваш вариант ответа ___________________________________________________

3. Всегда ли Вы можете отказаться от предложения выпить?
а) да
б) нет

4. Как часто Вы употребляете спиртные напитки?
а) ежедневно
б) не более трех раз в неделю
в) не более двух раз в месяц

 5. С какого возраста Вы начали употреблять спиртные напитки?
а) с 6-8 лет

б) с 8-12 лет
в) с 12-16 лет

 II. Курение
1. Курите ли Вы?
а) да
б) нет

2. Количество выкуриваемых Вами сигарет?
а) 1-10 сигарет в день
б) 10-20 сигарет в день
в) более пачки в день

3. Вследствие чего Вы начали курить? (возможны несколько вариантов ответов)
а) желание повзрослеть
б) влияние компании
в) хотел попробовать
г) свой ответ _________________________________________________________
4. С какого возраста Вы начали курить?
а) с 6-8 лет

б) с 8-12 лет
в) с 12-16 лет 

Литература

 1. Закон РФ «Об образовании» и содержащихся в нем двух основных положениях:

а) о гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободном развитии личности (ст.2);

б) об обязанности образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (ст.51).

2.    Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 3.03.99.

3.    Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях".

4.    «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.06.93, №5487-1.

5.     «Конвенция о правах ребёнка».

6.      Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002г.

7.      Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: «ВАКО», 2004г.

8.     Школа здоровья. Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Т.1. // И.В. Кузнецовой.         – М.: ЗАО «МТО ХОЛДИНГ», 2003г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.