Презентация по биологии «Здоровый образ жизни как форма воспитания ответственности у молодёжи»

0
0
Материал опубликован 28 December 2018

Пояснительная записка к презентации


Презентация
PPT / 1.99 Мб

/data/files/z1545996455.ppt (Презентация)Рождественские образовательные чтения

«Молодёжь: свобода и ответственность»

Здоровый образ жизни как форма воспитания ответственности у молодёжи

Черенкова Наталия Николаевна

учитель биологии и химии

МКОУ Медяковская СОШ

2018 г.



Здоровье не все, но все без здоровья- ничто.

Сократ

Здоровье - это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень трудно.

Важнейшим условием здоровья любого человека является здоровый образ жизни, соблюдение которого особенно актуально в детском возрасте, когда психика и тело человека еще только формируются. Только здоровый человек может плодотворно трудиться и приносить пользу обществу. Но как отмечают последние исследования, около 30% детей школьного возраста составляют группу риска. У них после 18 лет начинают проявляться такие заболевания как диабет, гипертония, атеросклероз. Проблема здоровья обучающихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы. А её ведущими задачами являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, а также забота о здоровье детей. Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Здоровьесберегающая среда – результат усилий по сохранению и укреплению здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленному формированию культуры здоровья всех участников образовательного процесса – с другой. Центральное место в культуре здоровья занимают знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни. Однако с каждым годом объем преподаваемых знаний увеличивается, а нормам и навыкам здорового образа жизни в школах по-прежнему уделяется мало внимания. Очевидно, что в сложной системе факторов, влияющих на состояние здоровья, существенную роль играет стиль жизни современных школьников. Период юношества – это период значительного изменения физических, психических и социальных аспектов поведения, образа жизни. Недостатки в формировании здорового образа жизни отражают ослабляющее влияние семьи и возрастающее воздействие сверстников. Анализ показателей формирования ЗОЖ связан с учетом родительского контроля и копированием стереотипов молодежного поведения.

Здоровый образ жизни школьника: основные принципы

В вопросе здорового образа жизни школьника задача родителей и педагогов подразумевает три основных направления: 

1.создание оптимальных внешних условий (питание, одежда, подходящая мебель и т.п.);

2.составление гармоничного режима труда и отдыха;

3.воспитание правильных представлений о здоровом образе жизни и его важности, а также формирование здорового стереотипа поведения. В основе формирования здорового образа жизни лежат научные знания, медико-профилактические меры, рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек.

Вредные привычки молодого поколения.

В последние годы наблюдается отчётливая тенденция к увеличению распространения табакокурения среди молодёжи и более раннему началу регулярного употребления табака.

По результатам соцопроса было выявлено, что среди подростков 15-17 лет: курят от случая к случаю - 55%, среди них 17% девочки; курят регулярно - 25%, среди них 9% девочки; не курят вообще - 20%, среди них 12% девочки. Большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2 классах, и движет ими прежде всего любопытство, желание казаться взрослым, не смог отказать, запрет родителей.[5, с.24 ]

Курение подростков замедляет их физическое и психическое развитие. Молодому организму нужно много сил, чтобы справляться со всеми нагрузками, а через 5-9 минут после выкуривания одной сигареты мускульная сила снижается на 15%. Эксперимент показал, что из-за курения снижается точность выполнения теста, восприятие учебного материала.

Помимо курения второй из самых острых проблем современной молодежи является приверженность к злоупотреблению спиртными напитками, средний возраст которых постоянно снижается несмотря на высокий уровень информированности и образованности большей части молодого поколения. Первое знакомство молодежи с алкоголем относится к подростковому возрасту, Складывается такой стереотип поведения, когда все жизненные проблемы решаются и порождаются употреблением спиртного. Большой популярностью у молодёжи пользуются пиво и слабоалкогольные напитки, подкрепленные рекламой. Социологические опросы показывают, что среди первоклассников больше половины знакомы со вкусом вина или пива, и чаще всего это происходит с ведома и согласия родителей.

В результате систематического потребления алкоголя развивается нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы и функций внутренних органов.

Помимо отказа от вредных привычек, человек, ведущий здоровый образ жизни должен правильно питаться, заниматься спортом или активным отдыхом, соблюдать правила личной гигиены, закаливаться и оптимистично смотреть в будущее.

В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья.

Современная молодежь все чаще употребляет в пищу различные чипсы, сухарики, газированные напитки, содержащие в своем составе избытки животных белков, жиров, углеводов, соли, сахара, консерванты и в недостаточном количестве - витамины, минералы, растительные белки, незаменимые аминокислоты, растительная клетчатка, вода и растительные масла.

В основу правильной организации питания обучающихся МКОУ Медяковской СОШ положены следующие основные принципы:

    регулярный прием пищи через определенные промежутки времени - главное условие, с которого необходимо начинать организацию питания ребенка.

    питание детей соответствует уровню развития и функциональным возможностям организма в конкретный возрастной период.

    питательные вещества (белки, жиры, углеводы), поступающие в организм вместе с пищей, находятся в определенном соотношении между собой.

При организации питания учитываются особенности развития и функционирования пищеварительной системы и всего организма для конкретного возрастного периода, а также потребность организма в питательных веществах, поскольку он особенно чувствителен ко всяким нарушениям как в количественном, так и в качественном составе пищи.

Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний.

Физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания. Почётом пользуются у молодежи фитнес-центры для поддержания формы и отменного внешнего вида. Молодёжь, обожающая экстрим, выбирает одно из следующих развлечений: пейнтбол, картинг или велотриал вместо баскетбола, волейбола, лёгкой атлетики и спортивных секций.

Закаливание позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность, оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышая тонус нервной системы, улучшая кровообращение, нормализуя обмен веществ. При всех этих положительных качествах закаливание не приобрело популярность среди молодежи. [1, с.103]

Еще одним важным элементом здорового образа жизни является личная гигиена, включающая в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня, подразумевающий рациональную учебную нагрузку; достаточный объём качественного отдыха, оптимальный двигательный режим , эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. Неодинаковые условия жизни и быта, индивидуальные различия наших учеников не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех.

Положительные эмоции повышают эмоциональный тонус, укрепляют уверенность и силу воли, иммунитет, стимулируют функцию эндокринных желез. Следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка. [2, с.81]

Важнейшее направление воспитательной работы в нашей школе - формирование у ребят здорового образа жизни. Как привить подросткам тягу к физкультуре и спорту, активному отдыху, рациональному питанию, соблюдению правил гигиены? Как уберечь их от пагубного влияния курения, алкоголя, наркотиков? Как выстроить воспитательную работу в классе так, чтобы здоровый образ жизни стал основной нравственной ценностью выпускника. Одна из основных задач  работы классного руководителя - формирование  у учащихся представления о здоровом образе жизни, разработка  и проведение системы мероприятий, направленных профилактику употребления ПАВ. В  своей работе я активно использую  анкетирование, тестирование.

Исследование состояния здоровья обучающихся МКОУ Медяковской СОШ, целью которого является изучение и выявление уровня состояния здоровья подростков проводилось с помощью специальной программы, состоящей из тестов и дифференцирована для обследования детей и подростков разного возраста.

Проведён анкетный тест-опрос обучающихся, направленный на выявление функциональных отклонений систем органов.

По итогам анкетных данных обучающихся на первом месте отклонения в деятельности нервной системы, вызванные насыщенностью учебной программы и нахождением в плохо проветриваемом помещении, существенным нарушением суточного режима дня.

Жалобы обучающихся на боли в животе, тошноту после приема пищи указывет на нарушение функций пищеварительной системы, обусловленные нарушением режима питания, однообразной, низкокалорийной пищей (дефицит достаточного количества употребления фруктов, овощей), гиподинамией, стрессовыми ситуациями, ведущие к нарушению нервной регуляции пищеварительного тракта, и приводящие к недостаточному перевариванию, плохой усваиваемости пищи.

Заболевания, возникающие из-за неправильного питания



Численность обучающихся, имеющих заболевания органов пищеварительной и эндокринной систем

В нашей школе проводится работа по формированию ценностного отношения к здоровью, цель которой состоит в том, чтобы помочь понять влияние определённого поведения на детей. Формы проведения данной работы разные: индивидуальные консультации, проведение «Недели здоровья» со всевозможными мероприятиями, видеоролики от вреде курения, алкоголя, наркотиков, семинары.В школе имеются различные спортивные секции, где ведется работа по укреплению здоровья детей.

Литература:

1.Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. - СПб: Акцидент, 1998. - 159с.

2.Кузина Р.А. Школа здоровья, - Москва: Луч, 2000.-136с.

3.Куценко, Г.И. Книга о здоровом образе жизни [Текст] Г.И. Куценко, Ю.В. Новиков. – М., 1997-41-45с.

4. Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. Основы здорового образа жизни - М.: Академия, 2013

5.Фантанов, В.П. Здоровье школьника [Текст] В.П. Фантанов, Л.Е. Конев. – М.: Просвещение, 1997.-35с

Предварительный просмотр презентации

Здоровый образ жизни как форма воспитания ответственности у молодежи Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Медяковская средняя общеобразовательная школа Купинского района 2018г Выполнила: Черенкова Н.Н., учитель биологии и химии МКОУ Медяковская СОШ

это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно. ЗДОРОВЬЕ -

Актуальность: Несоответствие режима и рациона питания школьников требованиям, предъявляемым специалистами, ведет к хроническим заболеваниям. Подростки делают культ из наркотиков, алкоголя и табака. С помощью них «становятся старше», выделяются из миллионов сверстников, самоутверждаются, забывают о своих проблемах на некоторое время, считают наркотики баловством. Несоблюдение режима дня пагубно влияет на здоровье человека. Отсутствие интереса к спорту.

Употребляете ли вы в пищу свежие овощи и фрукты ? 22% 56% 22% 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% ежедневно редко очень редко

На пришкольном участке… (МКОУ Медяковская СОШ)

Заболевания, возникающие из-за неправильного питания 1 2 3 4 4 1 3 2 сердечно- сосудистая система органы пищеварения нервная система органы дыхания костно- мышечная система 2017 2018

Численность обучающихся, имеющих заболевания органов пищеварительной и эндокринной систем 2% 6% 4% 15% 6% 11% 4% 9% 0% 2% 4% 6% 8% 10% 12% 14% 16% холецистит гастрит зоб энд. ожирение 2017 2018

0 1 2 3 4 5 6 7 до 10 лет 10 - 12 лет 12- 14 лет 14 - 16 лет до 10 лет 10 - 12 лет 12- 14 лет 14 - 16 лет Возраст, когда впервые попробовали курить?

«Зачем я закурил?» Причины: 1) любопытство – «было прикольно пустить табачный дым», 2) желание казаться взрослым – «хотел походить на взрослых и завоевать авторитет у младших школьников», 3) не смог отказать – «не хотел быть белой вороной».

2 12 1 хорошо удовлетворительно плохо Как учатся курящие? человек человека человек

Примерный режим дня школьника: Подъем 7.00. Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.00-7.30. Утренний завтрак 7.30-7.50. Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе 7.50-8.20. Занятия в школе 8.30-12.30. Горячий завтрак в школе около 11 ч. Дорога из школы или прогулка после занятий в школе12.30-13.00. Обед 13.00-13.30. Послеобеденный отдых или сон 13.30-14.30 Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе 14.30-16.00. Полдник 16.00-16.15. Приготовление домашних заданий 16.15-17.30. Прогулки на свежем воздухе 17.30-19.00. Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.) 19.00-20.00. Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия - чистка одежды; обуви, умывание) 20.00-20.30. Сон 20.30-7.00.

Система наших интересов… ( МКОУ Медяковская СОШ)

Система наших интересов… (МКОУ Медяковская СОШ)

Мониторинг хронических заболеваний обучающихся МКОУ Медяковской СОШ Учебный год Кол-во обучающихся Доля обучающихся, имеющих хронич. заболевания 2016-2017 74 18,4% 19 чел. 2017-2018 72 17,3% 16 чел. 2018-2019 69 16% 14 чел.

Система профилактической работы с обучающимися Семинар «Формы и методы работы с детьми «группы риска» в летний период Индивидуальные беседы с родителями Встреча инспектора ОДН с родителями «Летний период- время повышенной опасности» Индивидуальные беседы с обучающимися Социальная диагностика Просветительские беседы с обучающимися на темы: «Ты имеешь право»; «Профилактика ВИЧ и СПИДа»; «Наркотики – мой ад»; «История наркотических препаратов»; «Жизнь без сигарет» Проведение игр, викторин: «Я- ребенок, Я- человек» (игра) «Умей дружить» (викторина) «Человек. Государство. Закон» (игра) Спортивные игры и соревнования: Мини-футбол (2-3-и классы); Соревнования по волейболу (6-7-е классы); Праздник Нептуна Работа по изучению спецкурсов «Измени себя», «Культура общения» Заседание круглого стола на тему «Обсуждение Федерального закона от 07.03.05 г. № 11-Ф3 «Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на их основе» Организация работы детско-родительской гостиной «Законы школы- наши законы» Проведение бесед с родителями на темы: «С чего начинается зависимость?»; «Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних»

Тематические беседы «Предупреждение употребления психоактивных веществ(ПАВ)» 6-11 класс - История распространения ПАВ. Жизненный стиль человека, зависимость от ПАВ. - Ложные представления о допустимости использования ПАВ. - Употребление ПАВ как слабость воли, зависимость и болезнь. - Как противостоять групповому давлению и не употреблять ПАВ. - Зависимость от ПАВ: социальная, групповая, индивидуальная, психологическая, физиологическая. - Болезни человека, связанные с употреблением наркотиков, табака и алкоголя. - Изменения в организме человека, связанные с употреблением ПАВ. 9-11 класс - Оказание помощи в различных медицинских учреждениях. - Обращение с лекарственными препаратами. - Передозировка лекарственных средств. Первая помощь при передозировке. - Основные виды ПАВ. Употребление ПАВ как ложный путь решения проблем. - Возможности, трудности и пути выздоровления курильщика, наркомана и алкоголика. - Правовая ответственность за распространение и употребление ПАВ.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.