Есть память - охранительница дней и память предводительница века

0
0
Материал опубликован 20 October

Региональный дистанционный конкурс

среди классных руководителей (кураторов) на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий






















Гражданское и патриотическое воспитание

тематическое направление



«Есть память – охранительница дней и

память предводительница века»

тема методической разработки










Автор: Тараканова Татьяна Васильевна,

учитель английского языка

муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Новобатуринская средняя общеобразовательная школа»







2024 год

Пояснительная записка

События последних лет, происходящие во всем мире, показывают, насколько важно своевременно решать задачи гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Причем реализация задач формирования гражданина и патриота должна осуществляться на всех уровнях системы образования. Важно учитывать многонациональный характер нашего государства и правильно формировать гражданско-патриотические качества подрастающего поколения.

Современный подход к гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения предполагает использование новых технологий, соответствующих их интересам и предпочтениям. Необходимо учитывать все ресурсы и технологии гражданско-патриотического воспитания, учащихся на современном этапе развития поликультурного общества.

Наряду с традиционными (участие в митингах, концертные выступления для ветеранов Великой Отечественной войны, военно-спортивные клубы и т.д.) следует использовать и инновационные формы, средства, методы гражданско-патриотического воспитания субъектов образовательного процесса. В образовательном процессе необходимо использовать разнообразные ресурсы и технологии гражданско-патриотического воспитания учащихся. Все они должны быть направлены на развитие гражданственности как интегративного качества личности, формировать уважительное отношение к традициям и культурным нормам своей страны и своего народа.

Тематическое направление

Гражданское и патриотическое воспитание

Тема воспитательного мероприятия

«Есть память – охранительница дней и память предводительница века»

(А. А. Тарковский)

Актуальность и обоснование выбора темы


В марте 2023 года В.В. Путин утвердил новую Концепцию Внешней политики России. В числе приоритетных направлений названы усиление значимости России в мировом гуманитарном пространстве, укрепление позиций русского языка в мире, содействие сохранению за рубежом исторической правды и памяти о роли России в мировой истории.

Почитание и уважение своей Родины - есть основа национального самосознания. Историческая память - это память восприятия, весь многовековой опыт, который вобрал в себя наш народ. Это и успехи, и поражения - всё то, что нас объединяет, укрепляет и делает сильней.

Историческая память есть основа нашего национального самосознания, системы ценностей, ориентации в социальном времени. Искажение исторической памяти чревато тенденциями маргинализации личности и утрате образа «Я».


Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

Данное воспитательное мероприятие имеет важную роль в системе работы классного руководителя, так как быть патриотом без знания своей истории невозможно. Данное мероприятие является одним из ключевых мероприятий программы «Я - гражданин», которая состоит из 7 разделов:

1.     Я – человек

2.     Моё отечество

3.     Я и семья

4.     Я и природа

5.     Здоровый образ жизни

6.     Культура, духовность, творчество

7.     Профессиональное самоопределение и труд


Целевая аудитория (класс/возраст): 5-6 класс (11-13 лет)

Цель: воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью «Гражданин – патриот Российской Федерации»

Задачи:

Образовательные:

- формирование знаний о героических страницах истории Российского государства, о подвигах патриотов-соотечественников.

Развивающие:

- развитие у учащихся самостоятельности, инициативы, умений проявлять свои теоретические, практические навыки, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, стране, развитие ценностно-смысловой сферы личности.

Воспитательные:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своей малой родине, формирование духовной сущности патриотизма, чувства принадлежности к национальной культуре, развитие национального самосознания, личностно-ценностного отношения к своей семье/своему краю, к России, формирование гражданственности, социальной ответственности.


Планируемые результаты

Личностные результаты:

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

- осознание важной роли семьи в жизни каждого человека;

- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

- проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, России;

- уважение к государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.


Метапредметные результаты

- умение оценивать ситуации нравственного и безнравственного поведения; работать с информацией; проявлять активность в диалогах, дискуссиях, высказывать свое мнение по поводу обсуждаемых проблем; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять желание готовить небольшие публичные выступления.


Предметные:

Обществознание, история: сформированность уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, родному краю, России, ее истории и культуре, природе; сформированность чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; понимание ценности семьи.


Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

Основной формат – фронтальная беседа с обучающимися. Мероприятие в такой форме позволяют обучающемуся вырабатывать собственную мировозренческую позицию по обсуждаемой теме.


Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых результатов

Для достижения планируемых результатов применялась информационно-коммуникационная технология и технология гуманного коллективного воспитания.

Во время мероприятия были использованы следующие методы:

- словесный (выразительное чтение, рассказ, беседа);

- наглядный (просмотр презентации);

- методы познавательной активности: проблемно-поисковая работа;

- методы эмоционального воздействия: создание ситуации занимательности, нравственного переживания, поощрения.

Кадровые и методические ресурсы необходимые для подготовки и проведения мероприятия

Кадровые ресурсы: классный руководитель, возможно привлечение учителя истории и обществознания.

Методические ресурсы:

Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айриспресс, 2022.

Воробьёва О.В. Методика обучения истории Курс лекций. Часть II. – Арзамас: АГПИ, 2012.

Герасимова Т.Б. Организация проектной деятельности в школе / Т.Б. Герасимова // Преподавание истории в школе. – 2007. – №7. – С. 17-19.

Микрюков В.Ю. Патриотизм: к определению понятия. - Воспитание школьников. – 2017. – № 5. – С. 2-8.

Микрюков В.Ю. Инновации в формировании и развитии у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота. - Инновации в образовании. – 2017. – № 6. – С. 212-219.

Пашкович И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. – Волгоград: Учитель, 2016.


Материально-технические и нформационные ресурсы

Материально-технические ресурсы: интерактивная доска, сундук, раздаточный материал («ладошки»), цветные фломастеры и карандаши.

http://pobeda-1941-1945.narod.ru

https://fishki.net/3996530-istorija-aleksandry-derevskoj-stavshej-mamoj-48-detej-sirot.html

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/150770

https://ru.wikipedia.org/wiki/Города-герои


Основная часть

Описание подготовки воспитательного мероприятия

Определить цели и задачи мероприятия

Выбрать формы, методы и приемы с учетом возрастных особенностей учащихся.

Продумать оптимальную занятость в процессе мероприятия

4) Подобрать литературу по теме классного часа.

5) Подобрать иллюстрации, презентацию, музыку.


Описание проведения воспитательного мероприятия

Сценарий мероприятия

«Есть память – охранительница дней и память – предводительница века» (Арсений Александрович Тарковский)

Вступительная часть.

Классный руководитель:

- Ребята, я очень рад встрече с вами. Вытяните, пожалуйста, руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе хорошее настроение.

- Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как оно
согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. Мысленно поместите хорошее настроение внутрь, в своё сердце. Вас обдувает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Откройте глаза.

- Надеюсь, что наша встреча сегодня будет очень интересной и полезной, а самое главное, я надеюсь, что она запомнится вам.

Классный руководитель:

Давайте в начале разговора договоримся о правилах СЛАЙД

Правило1 – правило поднятой руки

Правило 2- не перебиваем

Правило 3 – не стесняемся и не боимся высказываться

Договорились?)


Классный руководитель:

- Ребята, смотрите, что у меня есть

(У учителя в руках сундук)

- А что мы можем хранить в сундучке? (ответы учащихся)

- А для чего мы это храним? (ответы учащихся)

- Если мы откроем сундучок, мы увидим, что в нем хранится. А что мы храним в памяти? (примерные ответы учащихся: воспоминания, традиции, знания, опыт)

- А для чего мы храним это в памяти? (чтобы передать другим)

СЛАЙД

«Есть память – охранительница дней. и память - предводительница века» сказал поэт Арсений Александрович Тарковский

- Как вы думаете, что такое память? (ответы учащихся)

На СЛАЙДЕ представлены определения памяти, которые вы можете найти в словаре Ожегова

- Можно ли нам с вами жить думать только о настоящем, игнорируя прошлое, быть устремленным в будущее, забыв о прошлом? (Ответы детей)

- Нужно брать из прошлого опыт и идти вперед.

Сегодня мы поговорим с вами о памяти – памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения к другому.

2) Основная часть

- Давайте посмотрим, что лежит у меня в сундуке.

1 – старая фотография (рассказать о ней)

- Семейные фотографии – это одно из важнейших наглядных пособий. Наверное, у каждого дома есть альбом с фотографиями, в наше время много фото в телефоне, но есть что-то совершенно особенное в фотоальбомах. Когда их открываешь, испытываешь очень приятные эмоции.

- А у вас есть альбомы? (ответы учащихся)

- Для урока или просто для себя создавали свою семейную родословную? (ответы учащихся)

- Чтить и помнить наших предков – это наш долг. Уважение семейных традиций, обычаев, песен, да и просто уважение к могилам предкам – все это наш долг.

2 – ракушка (рассказать откуда она)

- Мне она напоминает о моей поездке на море.

- Есть у вас что-то очень дорогое? (ответы учащихся)

- А какие-то семейные традиции? (ответы учащихся)

- Давайте смотреть, что еще есть в моем сундуке? А может вы догадаетесь? (ответы учащихся)

3 – конверт

Давно забытые, под легким слоем пыли,

Черты заветные,

Вы вновь передо мной

И в час душевных мук мгновенно воскресили

Все, что давно-давно утрачено душой.

Фет Афанасий Афанасьевич

- Это письмо, написанное…. (рассказать о любом старом семейном письме)

- А вы, наверное, все знаете, что во время Великой Отечественной войны письма складывали треугольником? А почему? (ответы учащихся)

Письма без конвертов — свёрнутые простые листы бумаги. Текст оказывался внутри, а на внешней стороне треугольника писался адресат и отправитель. Экономия бумаги, экономия места, не разворачивались, и в любом случае была военная цензура, нельзя было рассказывать о военных тайнах, удобно развернуть.


4) Магниты, на котором изображен Волгоград

- История нашей страны знает много войн, но самая известная – это, конечно, (ответы учащихся)

- Что такое города-герои, и почему они так называются? (ответы учащихся)

Город-герой — это символ, который формирует историческую память народа. Такое почетное звание дается населенному пункту, чтобы оставить героические подвиги Великой Отечественной войны в сознании будущих поколений. Высшая степень отличия — звание «Город-Герой» присваивается городам Советского Союза, трудящиеся которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины (Ленинград (Санкт-Петербург), Сталинград (Волгоград), Одесса, Москва, Брест, Керчь, Тула и др.)

- В каждом Городе-герое, в котором я побывала, я приобретаю магнит. И моя цель – объехать все Города-герои.

- Ребята, а какую роль играл Челябинск во время Великой Отечественной войны? (ответы учащихся)

 Челябинск играл большую роль как тыловой город. Победу в Великой Отечественной войне жители Челябинской области активно ковали на фронте и в тылу. В годы войны Челябинск обрёл своё неофициальное название — Танкоград. Здесь, на тракторном заводе, выпускались легендарные танки Т-34 и не менее легендарные «Катюши».

- История страны включает в себя различные события, историю каждой отдельной семьи, историю предприятий и учреждений.

- Давайте заглянем вновь в мой сундук.

5) рассказ об Александре Деревской

Женщина, у которой было 48 детей. Зачитать отрывок прямо из письма (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

- Ребята, поделитесь своими эмоциями после услышанного рассказа.

- Александра Деревская – какая?

- Можем мы назвать ее Героем?

- История России богата знаменательными событиями. В России еще в 1995 году принят Федеральный закон «О ДНЯХ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ И ПАМЯТНЫХ ДАТАХ РОССИИ» Среди этих дней есть День Героев Отечества (9 декабря) и День защитников Отечества (23 февраля)

- А как вы думаете, почему в календаре есть День героев Отечества и День защитников Отечества? (ответы учащихся)

- Итак, герой не всегда является защитником Отечества. Героями могут быть люди, совершившие подвиг и в мирной жизни.

- Память, за нею сотни поколений, наша история, войны. Многое меняется на свете, но имена людей, совершивших подвиги, останутся для нас живыми. Они живы до тех пор, пока жива наша память.

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

 Пусть всех имён не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

- Память о людях, а каких людей мы помним? Должны помнить? А как сохранить память о тех людях, которых уже с нами нет? (ответы учащихся)

- Память о людях запечатлена в названиях улиц, в памятниках, мемориальных досках. В Челябинске много памятников, можете назвать несколько? (ответы учащихся)

- Нужно не только хранить и беречь память, но и хорошо знать прошлое. Надо чтить и уважать культуру своего народа, культуру предков. Зачем? Чтобы быть умным и образованным, быть, в конце концов Человеком. А это означает уважать и людей, которые жили до нас, создавали мир, в котором мы живем, творили, облегчали нам жизнь, давая нам знания.

- Посмотрите еще раз на высказывание Тарковского СЛАЙД

«Есть память – охранительница дней и память предводительница века» Арсений Александрович Тарковский

- Возьмите ладошки (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) и напишите на них, что для вас память, что мы должны помнить. Поместите их в центр круга (на доске нарисован круг). Круг символизирует нашу планету. (Учащиеся крепят свои «ладошки», зачитывая то, что они написали).

- Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память возрождает жизнь. А значит наш народ, наша нация, наша Родина будут жить вечно.

- Жизнь – это дорога с крутыми поворотами, тупиками, неожиданными открытиями, это лабиринт, за каждой дверью которого скрывается новый мир, полный тайн и загадок.

Пусть ваша жизнь будет насыщенной и интересной, храните в памяти все самое дорогое.

А в память о сегодняшнем дне, давайте сделаем фотографию.

Спасибо вам, ребята, за интересный диалог.


Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Воспитательное мероприятие разработано для обучающихся среднего звена и ориентирован на патриотическое воспитание. В ходе фронтоальной беседы обучающиеся овладевают информационными и коммуникативными компетентностями.

Данный материал можно использовать в воспитании высоконравственного гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, негативного отношения к войне и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи.




Приложение 1

Александра Авраамовна Деревская


На могильной плите матери героини Александры Авраамовны Деревской – простая надпись: "Ты наша совесть, мама"… И сорок две подписи...

Когда Александра привела в дом 25-го ребёнка, муж Емельян не выдержал, сказал, что пора остановиться. Но она продолжала спасать маленькие жизни, пока были силы и всегда говорила : «Они все мои родные, для меня они — счастье, а не испытание». 

Деревская Александра Аврамовна родилась 6 мая 1902 года в городе Грозном, училась в женской гимназии, а позднее работала диетсестрой в госпитале. Там она познакомилась с раненным красноармейцем Емельяном, который и стал её мужем. У Емельяна был сын от первого брака, маленький брат Тимофей и девочка Панна, оставшиеся без родителей. Поскольку своих детей у Деревской не было, она взяла их всех в свой дом на воспитание.

1939 году Деревская организовала детские ясли. Как-то она совершала вечерний обход, и одна девочка потянулась к ней со словами: «Мамочка пришла!». Девочка была незрячей и услышала только шаги Александры. Валя, так звали девочку, была одним из первых детей, принятых в семью Александры Деревской.  Затем в семье появились Вениамин и Сережа, вскоре ещё трое, и в семье стало 9 детей.  С 1940 года Александра Аврамовна Деревская ушла с работы и стала домохозяйкой, полностью посвятив себя детям. Муж Емельян смирился с ростом семьи, он отдавал жене свою не слишком большую зарплату и неделями находился на работе, а Александре приходилось одной решать бытовые вопросы и заниматься хозяйством. Зимой 1942 года они жили в маленьком селе Отважное, Куйбышевской области. «Когда мама узнала, что пришел пароход с детьми из блокадного Ленинграда и, что дети — живые трупы, она немедля пошла на берег Волги. Детей выносили из трюма и клали на песок. То, что она увидела, её повергло в шок. Дети от бессилия не могли двигать, ни руками, ни ногами. У многих была цинга. Горожане разобрали детей по домам, осталось семнадцать самых слабых, их брать не хотели – чего там брать, все равно не выходишь, только хоронить…Всех их взяла себе Александра Авраамовна Деревская. И потом продолжила. Забрала братьев и сестер тех, что были у нее. Ее дети вспоминали потом: "Однажды утром мы увидели, что за калиткой стоят четыре мальчика, меньшему – не больше двух… Вы Деревские… мы, тетенька, слышали, что вы детей собираете… у нас никого нет… папка погиб, мамка умерла… Ну и принимали новых в семью. А семья наша все росла, таким уж человеком была наша мама, если узнавала, что где то есть одинокий больной ребенок, то не успокаивалась, пока не принесет домой. В конце 1944 узнала она, что в больнице лежит истощенный мальчик шестимесячный, вряд ли выживет. Отец погиб на фронте, мать умерла от разрыва сердца, получив похоронку. Мама принесла малыша – синего, худого, сморщенного… Дома его сразу положили на теплую печку, чтоб отогреть… Со временем Витя превратился в толстого карапуза, который не отпускал мамину юбку ни на минуту. Мы прозвали его Хвостиком…"

Она рвалась к каждому ребёнку, которому нужна была помощь. Дмитрика Деревская подобрала на улице — он лежал рядом с убитой матерью. Маленькую Лиду и ещё 16 детей-блокадников, которых привезли на пароходе из блокадного Ленинграда еле живыми, она самостоятельно выкормила и выходила. К концу войны Деревские усыновили и удочерили 35 сирот, родители которых погибли на фронте или умерли с голода. В семье были русские, украинцы, узбеки, евреи и немцы, осиротевшие, беженцы, отказники и подкидыши. Днем она трудилась с утра до вечера, не позволяя себя отдыхать и бездельничать. И только один раз пришла из города, надела новый красивый халат, села на крыльце и сказала: «Дети, сегодня у меня праздник. Меня приняли в партию. Сегодня вы все будете делать сами». В 47-м году был неурожай хлеба, люди стояли в огромных очередях и получали пайки. Семья Деревских получала хлеб в специализированном магазине, и Александра просила детей раздавать 3-4 буханки соседям, говорила: «Отнесите бабушке-соседке, у неё больные ноги, она не может стоять в очередях». В семье Деревских все понимали, что необходимо трудиться. Девочки учились готовить пищу, ухаживать за малышами, убирать дом. Мальчики ухаживали за скотом, носили воду, ходили в лес за сухим валежником. В 50-х Александра пользовалась большим уважением, она была избрана депутатом городского совета, награждена Орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Последние годы жизни Александра тяжело болела — сказались долгие годы тяжелых нагрузок и непрестанного труда. Умерла она в возрасте 57 лет.






















Приложение 2


t1729405766aa.jpg




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.