12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Самигуллина Эльвина Маратовна17
Россия, Татарстан респ., Тукаевский район, село Мелекес

Эстетическое воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Для раскрытия темы статьи необходимо рассмотреть эстетическое воспитание как психолого-педагогическую проблему, и раскрыть само понятие эстетического воспитания. Чтобы раскрыть понятие необходимо рассмотреть суть «эстетики» и «эстетического».

Об эстетике, как о науке начали говорить во временя древнегреческих философов-мыслителей, с греческого «эстетика» («aesteticos») переводится как воспринимать чувствами. В основе эстетики, как науки о прекрасном, стоит проблема осмысления эстетического в аспектах красоты, возвышенности, искусства и прекрасного. В более широком смысле понятие «эстетика» трактуется, как наука отношения человека к окружающей действительности путем созерцательного и творческого восприятия, в процессе которого субъект способен получить состояние духовно-чувственной эйфории, ощутить спектр эмоций относительно личного чувственного восприятия.

В более современной трактовке, понятие «эстетика» означает составляющую культуры и ее эстетических компонентов, таких как прекрасное, трагическое, комическое, безобразное, искусство.

Исследователь С.А. Козлова в своих трудах также отмечает важность эстетического воспитания. По словам педагога-психолога, эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс, способствующий обогащению эмоционально-личностной сферы ребенка, оказывающий благоприятное влияние на аспект его морально-нравственных ориентиров через обогащение чувственного опыта.

Эстетическое воспитание многие ученые напрямую отождествляют с искусством и утверждают, что эстетическое воспитание невозможно без искусства, так как искусство в данном процессе выступает содержательным компонентом эстетического воспитания. Также приобщение детей к различным видам искусства: театр, музыка, изобразительное искусство, кино, литература формирует у них чувственные и эмоциональные реакции, с помощью которых складываются собственные представления и суждения об эстетических категориях .

Эстетические категории окружают человека в повседневной жизни, соответственно дети сталкиваются с ними постоянно: на прогулке, во время просмотра мультфильмов, на уроках музыки, во время общения со взрослыми, а также в игровой деятельности. Занимаясь повседневным трудом, ребенок ощущает и воспринимает эстетические категории, осмысляет их при помощи эмоциональных реакций, так, например, прекрасное может привлекать, трагическое вызывать сопереживание и печь, комичное смешить, безобразное отталкивать, ребенок учиться воспринимать мир и окружающие события через призму познания эстетических категорий.

В процессе такого познания ребенок учиться взаимодействовать с миром на всех уровнях своей культурной организации и гармонизировать окружающий мир вокруг себя, продукт своей деятельности, общение со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, можно сказать, что эстетическое воспитание является не только целенаправленным, но и в какой-то мере естественным, повседневным процессом, который формирует у ребенка отношение к действительности через осознание эстетического.

Говоря об искусстве, как центральном элементе эстетического воспитания, Н.В. Шацкая утверждает, что через искусство формируется способность воспринимать, чувствовать, понимать и оценивать прекрасное, которое окружает ребенка, при чем эти действия происходят целенаправленно и осознанно [7, с. 45]. Также важным в процессе эстетического воспитания автор считает художественное воспитание, как средство искусства, которое способно формировать способности ребенка воспроизводить предметы деятельности в изобразительном или декоративно-прикладном форматах. Когда ребенок общается с искусством, а именно вкладывает в свою деятельность личное восприятие прекрасного, его понимание эстетического растет и развивается, он лучше начинает понимать сущность предметов и явлений, но данный процесс должен быть подконтрольным, так как у ребенка могут сложиться неверные представления о морально-нравственных ценностях, его эстетические категории могут быть нарушены без участия взрослого в процессе эстетического воспитания [7, с. 58-62].

Целью эстетического воспитания по мнению педагога-психолога А.В. Запорожца является развивать эстетическую активность субъекта в двух процессах: художественная деятельности и повседневная деятельность. Под вторым процессом автор понимает развитие эстетического отношения к окружающему миру, предметам и явлениям мира, а также произведениям искусства и продуктам деятельности человека [4, с. 87-89].

Таким образом, исследователи выводят несколько основных и центральных задач эстетического воспитания [5, с 59]:

1. Сформировать у ребенка эстетическое сознание, которое включает в себя знания основ эстетики, культуры, а также способность осознанно отличать прекрасное в искусстве, художественном и музыкальном творчестве, окружающей среде и человеке.

2. Сформировать эстетический вкус и эстетические чувства относительно своей деятельности и видом искусства, развить потребность и интерес в реализации творческой деятельности;

3. Сформировать вокруг детей творческую эстетическую среду, способствующую реализации художественно-творческой деятельности, обучать детей с учетом их потребностей и эстетических норм.

Изучая материал по теме статьи, важно раскрыть сущность эстетического воспитания в контексте педагогической проблемы. Сущность эстетического воспитания, по мнению педагогов и психологов реализуется посредством организованной художественной деятельности детей, связанной с любыми видами искусств: музыкой, театрализацией, прикладным искусством, рисованием, словесно-художественным творчеством и т.д. В процессе такой деятельности происходит воспитательный процесс познания, который является одной из ключевых закономерностей воспитания в целом. Это обусловлено присутствием в любой художественной деятельности творческого и воспроизводящего факторов, которые связаны между собой через восприятие, так как без восприятия ребенок не может вынести суждение, на основе которого воспроизведет принятые собственно или скорректированные педагогом эстетические представления в продукт художественно-творческой деятельности [2, с. 148].

Под созданием благоприятной окружающей среды в процессе эстетического воспитания подразумевается не только педагогическая среда, но и повседневный быт ребенка. Роль родителя в данном процессе играет одну из ключевых ролей, так как ребенок большую часть времени находится в семье. Родители должны обеспечить благоприятный психологический климат для ребенка, включить в его быт искусство, также поощрять творческую и познавательную активность , направлять его эстетические ориентиры, давать возможность воспринимать окружающий мир через эстетические чувства и представления. В быт ребенка должны быть включены занятия, способствующие реализации его потребности в познании эстетики и красоты, это могут быть как повседневные дела в виде поддержания порядка и чистоты, так и художественно-творческая деятельность: лепка, аппликации, пение, ритмические движения, пластическое интонирование, импровизация, при этом родителю важно поощрять стремления ребенка к познанию искусства и выражению через собственную деятельность и эмоциональные ощущения.

Одним из ключевых результатов эстетического воспитания педагогами выделяется эстетическая воспитанность, как суть формы эстетического воспитания в целом. Эстетическая воспитанность подразумевает сформированный у ребенка эстетический идеал, который выражается в представлении о совершенном. Это достаточно сложный и многогранный конструкт восприятия окружающего мира, предметов и явлений с их эстетической точки зрения. Эстетический идеал может быть различным у каждого человека, с возрастом он изменяется, становится более глубоким.

Для формирования эстетического идеала необходим художественный вкус, который в педагогике представляется, как способностью чувствовать и передавать свои оценочные суждения о совершенном и несовершенном, о содержании, форме произведений искусства. При этом, как и эстетический идеал, художественный вкус присутствует у детей на разных уровнях в зависимости от возраста, а также от окружающей среды. Ребенок, в жизни которого постоянно присутствует искусство, будет более осмысленно передавать свои суждения, в отличии от ребенка, в жизни которого искусство присутствует в меньшей степени. Таким образом через художественный вкус можно определить уровень эстетической воспитанности детей.

Эстетическую воспитанность, как результат эстетического воспитания, во многом определяет способность ребенка воспринимать красоту и совершенство в произведениях искусства и окружающей среде, данное восприятие может происходить через любование красотой природы, предметов и явлений, музыки и искусства в целом. Любование проявляется у ребенка через его чувства, переживания и подражание объектам эстетического восприятия. Признаками эстетической воспитанности через любование могут быть испытанные ребенком эмоции относительно эстетических категорий: чувство наслаждения при виде прекрасного, чувство страха при виде безобразного, чувство сострадания при трагичном и т.д.

Рассматривая сущность эстетического воспитания важно отметить, что неотъемлемой частью данного понятия является способность детей к художественно-эстетическому творчеству, которое проявляется в поведении, отношении, жизни и искусстве. Художественно-эстетическое творчество является совокупностью эстетической развитости, образованности и эстетической воспитанности, а именно у ребенка должны быть сформированы эстетические идеалы, способностью к любованию, переживанию и суждению, художественный вкус [3, c. 44].

Важно обратить внимание на то, насколько автоматическими становятся исполнительские навыки ребенка в аспекте сосредоточения на художественном творчестве, насколько развит его интерес и мотивация к познанию искусства и прекрасного в мире, насколько велика потребность в общении в эстетические предметы искусства и окружающего мира. При этом эстетическая воспитанность проявляется в его поведении и отношении с окружающим миром и другими людьми, в его поступках, результатах труда, отношении к себе и своему внешнему виду, таким образом учителя необходимо обращать внимание на данные проявления эстетической воспитанности, чтобы понимать уровень эстетического воспитания ребенка и развивать его.

Изучая эстетическое воспитание, как психолого-педагогическую проблему, мы можем сделать вывод о том, что эстетическое воспитание – это целенаправленный организованный процесс, при котором формируются навыки эстетического отношения к окружающему миру, предметам и явлениям, произведениям искусства.

Данный процесс направлен на развитие гармоничной личности, поэтому он важен в процессе воспитания детей младшего школьного возраста. Уровень эстетического воспитания лучше всего прослеживается в эстетической воспитанности ребенка, в его способностях к суждениям, любованиям, художественно-творческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Алексеев В.Л. Обучение детей выразительному пению / В.Л. Алексеев // Дошкольное воспитание,2005. 184 с.

Ветлугина Н.А. Нравственно–эстетическое воспитание ребенка / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2007. – 207 с.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. СПб.:СОЮЗ, 2004. – 96 с.

Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.

Матонис В.П. Музыкальноэстетическое воспитание личности / В.П. Матонис. – СПб.: Музыка, 2008. – 88 с.

Сухомлинский В.А.  О воспитании / В.А. Сухомлинский. – М.: Политиздат, 2007. – 270 с.

Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В.Н. Шацкая. – М.: Педагогика, 2008. – 487 с.

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.