12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алсу19
3

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» - РОМАН В СТИХАХ (Методика анализа истории создания и композиции глав)

Литература 9 класс


Мирятова Алсу Наримановна

Учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №69 имени Героя Советского

Союза Ивана Ивановича Федюнинского

г. Тюмень


«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» - РОМАН В СТИХАХ

(Методика анализа истории создания и композиции глав)


Цели Знакомство учащихся с жанровым своеобразием романа в стихах. Фор­мирование у учащихся представлений о нравственных, эстетиче­ских ценностях на основе изучения и анализа романа. Развитие способностей к вы­работке самостоятельных суждений и обобще­ний на основе анализа литератур­ного произведения.


За­дачи Знакомство учащихся с историей создания романа. Дать понятие жанра «роман в стихах». Обратить внимание учащихся на музыкаль­ность стиха поэта. Дать поня­тие «Онегинской строфы». Увидеть мастерство автора в изображении повседневной жизни моло­дых людей начала XIX века. Развитие навыков целостного анализа художественного тек­ста. Работа над тер­минами и понятиями.


МетодыРассказ учителя; беседа; комментированное чтение, ра­бота с учебником. Изложение нового материала; анализ литературного текста в единстве формы и содержания. Наглядные пособия: портрет автора, иллюстрации к роману.


* * *

«Евгений Онегин»

самое задушевное произведение Пушкина».

В. Г. Белинский

I. Сообщение темы, целей и задач урока


Учитель. Сегодня мы продолжаем знакомиться с творче­ством Александра Сергеевича Пушкина. Перед нами предстает его роман в стихах «Евге­ний Онегин» – центральное произведение, един­ственное в своем роде по значению в пушкинском творчестве и во всей русской литературе, по объ­ему и полноте охвата русской жизни, по роли в развитии самого поэта.


Увы, на разные забавы

Я много жизни погубил!

Но если б не страдали нравы,

Я балы б до сих пор любил

(«Евгений Онегин», гл. 1, строфа XXX)

II. Изложение нового материала


Сам Пушкин в посвящении определил эту полноту и всевместимость своего романа так:


Прими собранье пестрых глав,

Полусмешных, полупечальных,

Простонародных, идеальных,

Небрежный плод моих забав,

Бессониц, легких вдохновений,

Незрелых и увядших лет,

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет.


К работе над романом поэт приступил в Кишиневе 9 мая 1823 г. Закончив 8-ю главу в сентябре 1830 г., Пушкин на другой день составил план полного из­дания романа «Евгений Онегин», озаглавив каждую главу и разбив весь роман на 3 части. Роман был написан, как подсчитал сам автор, за 7 лет, 4 месяца и 17 дней. Обратите внимание на расхождение этого плана с окончательным тек­стом: в нем нет главы о странствии Онегина.

В 1829 г. Пушкин начал писать «Путешествие Онегина» как самостоя­тель­ную главу романа. Последние строфы ее закончены 18 сентября 1830 г. в Бол­дине. Отдельного издания «Путешествия Онегина» не было. Последняя глава «Евгения Онегина» издана была особо со следующим предисловием: «автор чистосердечно признается, что он выпустил из своего романа целую главу, в коей описано было путешествие Онегина по Рос­сии…»

Но Пушкин написал и 10-ю главу романа. Задуманная еще в 1829 г, она на­тписана в Болдине в 1830 г. и сожжена автором 19 октября того же года. В руко­писях есть помета: «19 окт. сожжена 10 песнь», сделанная на полях авто­графа «Метели». В 10-й главе Пушкин описал великие исторические события своего времени:

Отечест­венная война 1812 года;

восстание против самодер­жавия 14 декабря1825 года.


Сохранилось следующее свидетельство М. В. Юзефовича, встретившегося с Пушкиным на Кавказе в 1829 году: «Он объяс­нял нам довольно подробно всё, что входило в первоначаль­ный его замысел, по которому, между прочим, Онегин дол­жен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабри­стов».

Такое свидетельство современника весьма красноречиво характеризуют как позицию поэта в ту драматическую для России пору, так и настроения дворянской молодежи.




Эпиграфы к роману ярко показывают широту литературных симпатий Пушкина и его энциклопедическую эрудицию в европейской и российской литературе.

Каждой главе «Евгения Онегина» соответствуют свои эпиграфы, кото­рые установил Александр Сергеевич Пушкин:


Гл. 1 «Хандра». Из Байрона.

Гл. 2 «Поэт». Из Горация.

Гл. 3 «Барышня». Из Мальфилатра.

Гл. 4 «Деревня». Из книги де Сталь.

Гл. 5 «Именины». Из Жуковского.

Гл. 6 «Поединок». Из Петрарки.

Гл. 7 «Москва». Из Дмитриева, Баратынского, Грибоедова.

Гл. 8 «Большой свет». Из Байрона.



Что такое эпиграф?

Эпиграф – изречение, краткая цитата перед произ­ведением или его частью, характеризующая основную идею произведения (С. И. Ожегов. Словарь рус­ского языка).


Когда в 1825 г. появилась из печати I глава «Онегина», на титульном листе стояла пометка: «роман в стихах». Это определение Пушкин сохранил во всех последующих изданиях.


Что такое роман? Признаки романа.

Роман (от фр.Roman) – крупная эпическая жанровая форма, в которой захва­тывается длительный отрезок времени и прослеживаются судьбы многих пер­сонажей или становление центрального характера).

Роман «Евгений Онегин» написан не просто стихами – он разделен на рав­ные отрывки – строфы. Пушкин изобрел для своего романа особую, ни­когда прежде в мировой поэзии не встречавшуюся строфу, которую литературоведы на­звали «Оне­гинской».

Особенность такой поэтической строфы: состоит из 14-ти строк, особым образом организо­ванных. Пуш­кин как бы играет разными способами рифмовки, и это приводит к исключи­тельному разнообразию интонации, создает впечатление непо­средственного разговора автора с читателем.


Вчитаемся в первую строфу I главы. Вспомните, что называется рифмой? (рифма – от греч. Rhythmos: по­втор конечных звуков в стихотворных строках).

Какая бывает рифмовка? (перекрестная, смежная (парная), опоясы­вающая (кольцевая).

Установим, какие рифмы присутствуют в первой строфе:


1 - 4: А-Б-А-Бперекрестная рифмовка;

5 - 8: В-В-Г-Гсмежная;

9 - 12: Д-Е-Е-Допоясывающая;

13 - 14: Ж-Жсмежная.


Такая же схема применима к любой строфе романа. Это особая форма стихо­творной строфы – «Онегинская строфа».

Размера пушкинского труда станут еще яснее, если посчитаем количество строф в каждой главе и во всем романе:

60 + 40 + 41 + 51 + 45 + 46 + 55 + 51 = 389 строф!

И это не считая писем Татьяны и Онегина, которые не заключены в стро­фическую форму; и не считая черновых вариантов...

III. Анализ I главы


1. Обратимся к эпиграфу. Как соотносятся эпиграф, название и содержа­ние главы? (связь раннего развития с преждевременным строением души).

2. Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как можно растолковать его?

3. Почему первая глава взята в кавычки? Чьи это слова? Что мы узнаем из этой строфы и о Евгении

(Евгений не скрывает низкого коварства своего поведения, своей готовности на при­творство ради денег. Первая строфа вводит во внутренний мир героя. Он молод, резок в суждениях, откровенен. Желание получить наследство заставляет его поехать к уми­рающему ста­рику. Здесь не только лично­стый эгоизм Онегина это типичный эгоизм молодого аристократа, человека из дворян­ского сословия.

4. Кто главный герой романа?

5. Каким представляете себе Евгения Онегина? Составьте его словесный портрет.

6. Какими бы словами вы могли бы передать состояние и чувства автора – Александра Сергеевича Пушкина?

7. Какое воспитание и образование получил Онегин?

8. Много или мало на самом деле знал Евгений? На чьем фоне он мог блеснуть вос­питанием и эрудицией?

9. Какую из наук он знал тверже всех? (XIXII гл.)

10. Найдите пушкинские строки о том, как обычно проходил день Онегина? (XVXVI I гл.)

11. Сообщение «День Светского человека»

12. Как Онегин относился к театру? И чем был театр для А. С. Пушкина, автора романа? (Автор - XX гл, , Онегин - XXI-XXII гл. )

13. Счастлив ли Онегин? (XXXVIIXXXVII I гл.)

14. Почему он охладел ко всему? Кто в этом виноват?


IV. Закрепление нового материала


Какую роль в развитии сюжета играет первая глава?


V. Домашнее задание


1. Чтение II и III глав романа.

2. Мини-сочинение «День Онегина».

3. Индивидуальные задания (на выбор):

а) выразительное чтение письма Татьяны;

б) содержательный обзор глав;

в) сообщение «Интересы и занятия дворянской женщины».

Михаил Владимирович Юзефович (17.07.180221.05.1889, Киев) — поэт, председатель Киевской археографической комиссии, член Императорского русского географического общества.

5



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.