Материал к уроку литературы в 9 классе: «Евгений Онегин» - роман в стихах (Методика анализа истории создания и композиции глав)
Литература 9 класс
Мирятова Алсу Наримановна
Учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №69 имени Героя Советского
Союза Ивана Ивановича Федюнинского
г. Тюмень
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» - РОМАН В СТИХАХ
(Методика анализа истории создания и композиции глав)
Цели Знакомство учащихся с жанровым своеобразием романа в стихах. Формирование у учащихся представлений о нравственных, эстетических ценностях на основе изучения и анализа романа. Развитие способностей к выработке самостоятельных суждений и обобщений на основе анализа литературного произведения.
Задачи Знакомство учащихся с историей создания романа. Дать понятие жанра «роман в стихах». Обратить внимание учащихся на музыкальность стиха поэта. Дать понятие «Онегинской строфы». Увидеть мастерство автора в изображении повседневной жизни молодых людей начала XIX века. Развитие навыков целостного анализа художественного текста. Работа над терминами и понятиями.
МетодыРассказ учителя; беседа; комментированное чтение, работа с учебником. Изложение нового материала; анализ литературного текста в единстве формы и содержания. Наглядные пособия: портрет автора, иллюстрации к роману.
* * *
«Евгений Онегин» –
самое задушевное произведение Пушкина».
В. Г. Белинский
I. Сообщение темы, целей и задач урока
Учитель. Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Перед нами предстает его роман в стихах «Евгений Онегин» – центральное произведение, единственное в своем роде по значению в пушкинском творчестве и во всей русской литературе, по объему и полноте охвата русской жизни, по роли в развитии самого поэта.
Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил
(«Евгений Онегин», гл. 1, строфа XXX)
II. Изложение нового материала
Сам Пушкин в посвящении определил эту полноту и всевместимость своего романа так:
Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессониц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
К работе над романом поэт приступил в Кишиневе 9 мая 1823 г. Закончив 8-ю главу в сентябре 1830 г., Пушкин на другой день составил план полного издания романа «Евгений Онегин», озаглавив каждую главу и разбив весь роман на 3 части. Роман был написан, как подсчитал сам автор, за 7 лет, 4 месяца и 17 дней. Обратите внимание на расхождение этого плана с окончательным текстом: в нем нет главы о странствии Онегина.
В 1829 г. Пушкин начал писать «Путешествие Онегина» как самостоятельную главу романа. Последние строфы ее закончены 18 сентября 1830 г. в Болдине. Отдельного издания «Путешествия Онегина» не было. Последняя глава «Евгения Онегина» издана была особо со следующим предисловием: «автор чистосердечно признается, что он выпустил из своего романа целую главу, в коей описано было путешествие Онегина по России…»
Но Пушкин написал и 10-ю главу романа. Задуманная еще в 1829 г, она натписана в Болдине в 1830 г. и сожжена автором 19 октября того же года. В рукописях есть помета: «19 окт. сожжена 10 песнь», сделанная на полях автографа «Метели». В 10-й главе Пушкин описал великие исторические события своего времени:
Отечественная война 1812 года;
восстание против самодержавия 14 декабря1825 года.
Сохранилось следующее свидетельство М. В. Юзефовича, встретившегося с Пушкиным на Кавказе в 1829 году: «Он объяснял нам довольно подробно всё, что входило в первоначальный его замысел, по которому, между прочим, Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов».
Такое свидетельство современника весьма красноречиво характеризуют как позицию поэта в ту драматическую для России пору, так и настроения дворянской молодежи.
Эпиграфы к роману ярко показывают широту литературных симпатий Пушкина и его энциклопедическую эрудицию в европейской и российской литературе.
Каждой главе «Евгения Онегина» соответствуют свои эпиграфы, которые установил Александр Сергеевич Пушкин:
Гл. 1 «Хандра». Из Байрона.
Гл. 2 «Поэт». Из Горация.
Гл. 3 «Барышня». Из Мальфилатра.
Гл. 4 «Деревня». Из книги де Сталь.
Гл. 5 «Именины». Из Жуковского.
Гл. 6 «Поединок». Из Петрарки.
Гл. 7 «Москва». Из Дмитриева, Баратынского, Грибоедова.
Гл. 8 «Большой свет». Из Байрона.
Что такое эпиграф?
Эпиграф – изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, характеризующая основную идею произведения (С. И. Ожегов. Словарь русского языка).
Когда в 1825 г. появилась из печати I глава «Онегина», на титульном листе стояла пометка: «роман в стихах». Это определение Пушкин сохранил во всех последующих изданиях.
Что такое роман? Признаки романа.
Роман (от фр.Roman) – крупная эпическая жанровая форма, в которой захватывается длительный отрезок времени и прослеживаются судьбы многих персонажей или становление центрального характера).
Роман «Евгений Онегин» написан не просто стихами – он разделен на равные отрывки – строфы. Пушкин изобрел для своего романа особую, никогда прежде в мировой поэзии не встречавшуюся строфу, которую литературоведы назвали «Онегинской».
Особенность такой поэтической строфы: состоит из 14-ти строк, особым образом организованных. Пушкин как бы играет разными способами рифмовки, и это приводит к исключительному разнообразию интонации, создает впечатление непосредственного разговора автора с читателем.
Вчитаемся в первую строфу I главы. Вспомните, что называется рифмой? (рифма – от греч. Rhythmos: повтор конечных звуков в стихотворных строках).
Какая бывает рифмовка? (перекрестная, смежная (парная), опоясывающая (кольцевая).
Установим, какие рифмы присутствуют в первой строфе:
1 - 4: А-Б-А-Б – перекрестная рифмовка;
5 - 8: В-В-Г-Г – смежная;
9 - 12: Д-Е-Е-Д – опоясывающая;
13 - 14: Ж-Ж – смежная.
Такая же схема применима к любой строфе романа. Это особая форма стихотворной строфы – «Онегинская строфа».
Размера пушкинского труда станут еще яснее, если посчитаем количество строф в каждой главе и во всем романе:
60 + 40 + 41 + 51 + 45 + 46 + 55 + 51 = 389 строф!
И это не считая писем Татьяны и Онегина, которые не заключены в строфическую форму; и не считая черновых вариантов...
III. Анализ I главы
1. Обратимся к эпиграфу. Как соотносятся эпиграф, название и содержание главы? (связь раннего развития с преждевременным строением души).
2. Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как можно растолковать его?
3. Почему первая глава взята в кавычки? Чьи это слова? Что мы узнаем из этой строфы и о Евгении
(Евгений не скрывает низкого коварства своего поведения, своей готовности на притворство ради денег. Первая строфа вводит во внутренний мир героя. Он молод, резок в суждениях, откровенен. Желание получить наследство заставляет его поехать к умирающему старику. Здесь не только личностый эгоизм Онегина – это типичный эгоизм молодого аристократа, человека из дворянского сословия.
4. Кто главный герой романа?
5. Каким представляете себе Евгения Онегина? Составьте его словесный портрет.
6. Какими бы словами вы могли бы передать состояние и чувства автора – Александра Сергеевича Пушкина?
7. Какое воспитание и образование получил Онегин?
8. Много или мало на самом деле знал Евгений? На чьем фоне он мог блеснуть воспитанием и эрудицией?
9. Какую из наук он знал тверже всех? (XI – XII гл.)
10. Найдите пушкинские строки о том, как обычно проходил день Онегина? (XV – XVI I гл.)
11. Сообщение «День Светского человека»
12. Как Онегин относился к театру? И чем был театр для А. С. Пушкина, автора романа? (Автор - XX гл, , Онегин - XXI-XXII гл. )
13. Счастлив ли Онегин? (XXXVII – XXXVII I гл.)
14. Почему он охладел ко всему? Кто в этом виноват?
IV. Закрепление нового материала
Какую роль в развитии сюжета играет первая глава?
V. Домашнее задание
1. Чтение II и III глав романа.
2. Мини-сочинение «День Онегина».
3. Индивидуальные задания (на выбор):
а) выразительное чтение письма Татьяны;
б) содержательный обзор глав;
в) сообщение «Интересы и занятия дворянской женщины».
Михаил Владимирович Юзефович (17.07.1802 – 21.05.1889, Киев) — поэт, председатель Киевской археографической комиссии, член Императорского русского географического общества.
5