Фрагмент урока литературы по роману Ф. Абрамова «Братья и сёстры» «Судьба русской деревни в трактовке писателя. Постановка острых современных проблем» (11 класс)
11 класс Литература Проза второй половины XX – начала XXI века.
Фрагмент урока литературы
Ф. Абрамов. Роман «Братья и сестры».
Судьба русской деревни в трактовке писателя.
Постановка острых современных проблем
Цели: познакомиться с 38 главой романа; показать сложную судьбу русской северной деревни в тяжелые военные и послевоенные годы. Анализируя образ одного из героев произведения (Мишки Пряслина), показать актуальность затронутых в романе проблем; воспитывать чувство ответственности, патриотизм.
Определение уровня усвоения текста.
Задание 1. Прочитайте главу 38 романа. Расскажите об одном дне из жизни подростка в период Великой Отечественной войны:
1. Чем был занят день Мишки Пряслина в колхозе?
2. О чем он мечтал? Почему не мог исполнить свою мечту?
3. Как в этой главе отражается жизнь деревни в период Великой Отечественной войны? В чем заключается основная мысль главы?
4. Что вы можете сказать о Мишке как о человеке? Аргументируйте текстом. Обратите внимание, что Мишке всего 15 лет, он старший мужчина в семье (отец погиб). Какие взрослые, мужские поступки совершает подросток?
Учитель: Вы познакомились только с одной главой романа Ф.Абрамова, но проблемы, поднятые в ней, очень важны для понимания не только исторического времени, описанного в произведении, но и для осознания жизненной позиции современного молодого человека, вступающего во взрослую жизнь.
Попробуем в этом разобраться.
Аналитическая работа.
Задание 2. Мишка Пряслин не просто герой произведения - он относится к поколению подростков военного времени. Опираясь на содержание прочитанной главы, составьте портрет молодого человека 40-х годов ХХ века согласно критериям 1-й колонки. Аргументируйте свой выбор примерами из текста(кратко).
В четвёртой колонке отметьте качества своего поколения. Сравните и сделайте выводы .
Критерии |
Портрет молодого → человека 40-х годов ХХ века |
←Аргументы |
Портрет моего современника
|
1.Историческое время, в которое происходит формирование личности |
|
|
|
2. Отношение к происходящим ист. событиям и поиск своего места в них |
|
|
|
3. Гражданская позиция (отношение к людям, к труду, к своим обязанностям) |
|
|
|
4. Семейные отношения |
|
|
|
5. Личное пространство, увлечения |
|
|
|
Выводы: |
Сопоставьте два поколения – в чем схожи и чем они отличаются ? |
Задание 3. Сделайте общий вывод (1-2 предложения): какие острые современные проблемы подняты Федором Александровичем Абрамовым в произведении? Чем актуальны они в наши дни?
Домашнее задание.
Напишите сочинение – рассуждение в формате ЕГЭ по материалам урока.