Фрагмент урока литературы по роману Ф. Абрамова «Братья и сёстры» «Судьба русской деревни в трактовке писателя. Постановка острых современных проблем» (11 класс)

1
0
Материал опубликован 20 August

11 класс Литература Проза второй половины XX – начала XXI века.

Фрагмент урока литературы

Ф. Абрамов. Роман «Братья и сестры».

Судьба русской деревни в трактовке писателя.

Постановка острых современных проблем

 

Цели: познакомиться с 38 главой романа; показать сложную судьбу русской северной деревни в  тяжелые военные и послевоенные годы. Анализируя образ одного из героев произведения (Мишки Пряслина), показать актуальность затронутых в романе проблем; воспитывать чувство ответственности, патриотизм.

Определение уровня усвоения текста.

Задание 1. Прочитайте главу 38 романа. Расскажите об одном дне из жизни подростка в период Великой Отечественной войны:

1. Чем был занят день Мишки Пряслина в колхозе?

2. О чем он мечтал? Почему не мог исполнить свою мечту?

3. Как в этой главе отражается жизнь деревни в период Великой Отечественной войны? В чем заключается основная мысль главы?

4. Что вы можете сказать о Мишке как о человеке? Аргументируйте текстом. Обратите внимание, что Мишке всего 15 лет, он старший мужчина в семье (отец погиб). Какие взрослые, мужские поступки совершает подросток?

Учитель: Вы познакомились только с одной главой романа Ф.Абрамова, но проблемы, поднятые в ней, очень важны для понимания не только исторического времени, описанного в произведении, но и для осознания жизненной позиции современного молодого человека, вступающего во взрослую жизнь.

Попробуем в этом разобраться.

Аналитическая работа.

Задание 2. Мишка Пряслин не просто герой произведения - он относится к поколению подростков военного времени. Опираясь на содержание прочитанной главы, составьте портрет молодого человека 40-х годов ХХ века согласно критериям 1-й колонки. Аргументируйте свой выбор примерами из текста(кратко).

В четвёртой колонке отметьте качества своего поколения. Сравните и сделайте выводы .

Критерии

Портрет молодого человека 40-х годов ХХ века

Аргументы

Портрет моего современника

 

1.Историческое время, в которое происходит формирование личности

 

 

 

2. Отношение к происходящим ист. событиям и поиск своего места в них

 

 

 

3. Гражданская позиция (отношение к людям, к труду, к своим обязанностям)

 

 

 

4. Семейные отношения

 

 

 

5. Личное пространство, увлечения

 

 

 

Выводы:

Сопоставьте два поколения – в чем схожи и чем они отличаются ?


 

Задание 3. Сделайте общий вывод (1-2 предложения): какие острые современные проблемы подняты Федором Александровичем Абрамовым в произведении? Чем актуальны они в наши дни?

Домашнее задание.

Напишите сочинение – рассуждение в формате ЕГЭ по материалам урока.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.