Латыпова Л.В. к.э.н., доцент
Факторы, влияющие на структуру интегрированной логистики
Поскольку интегрированная логистическая система состоит из структурных составляющих, то можно выделить следующие функциональные области:
1. Транспорт. При интегрированном логистическом подходе транспорт включает перевозку груза от поставщика до потребителя, с предприятия на склад, со склада на склад, доставку со склада потребителю.
2. Складское хозяйство. Включает в себя размещение в складских помещениях для хранения материалов, управления складской переработкой, упаковку и другие.
3. Запасы. Общая величина производственных запасов должна быть оптимальна для всей интегрированной системы. Запасы продукции позволяют системе быстро реагировать на изменение спроса и обеспечивают равномерность работы транспорта.
4. Информация. Любая логистическая система управляется при помощи информационной и контролирующей подсистем. С их помощью передают заказы, требования об отгрузке и транспортировании продукции, поддерживают уровень запасов.
5. Другие функциональные области. К ним относят производственное планирование и контроль над материальным потоком в процессе производства – кадры, обслуживающие производства [7].
Современная интегрированная логистика предполагает сквозное управление потоками логистической системы, проходящими через все ее звенья. Однако это вполне согласуется со структурным делением логистической системы на функциональные области (логистику снабжения, производства и распределения), деятельность которых подчиняется общей (корпоративной) цели всей системы в целом.
Звенья логистической системы могут быть как внутрифирменными подразделениями (транспортными, производственными, складскими, грузоперерабатывающими и т. п.), так и привлеченными предприятиями, организациями и учреждениями (логистическими посредниками), выполняющими те или иные логистические операции и функции.
Интегрированной логистике свойственны черты движения экономических ресурсов, которые обеспечивают функционирование любого делового предприятия. На рисунке 1 представлена схема логистики предприятия, которая обеспечивает функционирование различных потоковых процессов, требующих интеграции.
Интегрированная логистика позволяет наиболее эффективно реализовать цели бизнеса и государства. На максимизацию прибыли будут влиять такие факторы, как конкурентная позиция (позиционирование), конкурентная цена, низкие издержки и структура отрасли.
Рис. 1. Структура интегрированной логистики
Итак, структура интегрированной логистики укрупнено представлена тремя процессами – снабжение, поддержка производства и распределение, причем интегральная ответственность за уровень издержек связана в этом случае не то только внутрифирменными затратами, но и включает в себя ответственность за эффективность и своевременность поставок, выбор между производством продукции и ее приобретением у поставщиков.
Организация интегрированной логистической системы предприятия происходит под воздействием внутренних и внешних факторов.
Основными факторами, влияющими на организацию интегрированной логистической системы являются внешние и внутренние, представленные в таблице 1 [11].
Таблица 1
Факторы, влияющие на организацию интегрированной
логистической системы
Тип влияния | Факторы | Содержание |
Внешние | Экономическая ситуация в стране | Уровень налогового бремени и налоговых льгот; монопольные ограничения и таможенная политика; уровень финансовой поддержки государством развития бизнеса |
Политическая и криминальная ситуация в стране | Политика власти в области организации бизнеса; федеральное, региональное и местное законодательное регулирование деятельности предприятия | |
Ресурсная ситуация в стране | Ограниченность природных ресурсов; ограниченность производственных ресурсов; ограниченность финансовых ресурсов; ограниченность трудовых ресурсов и другие | |
Международная ситуация | Заключенные международные договоры о сотрудничестве; ограничения по импорту и экспорту | |
Внутренние | Уровень технического оснащения производства | Достаточный уровень технической оснащенности производства и приемлемый - изношенности основных средств; возможность получения заемных средств для обеспечения производственного процесса (лизинг, кредит, рассрочка) |
Кадровая политика предприятия | Уровень обеспеченности предприятия кадрами; качественный (образовательный) состав кадров; уровень производительности труда; уровень стимулирования труда персонала | |
Финансовое положение предприятия | Наличие собственных средств для осуществления деятельности; уровень финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности предприятия; наличие достаточного уровня уставного, добавочного и резервного капитала предприятия | |
Финансовые ресурсы предприятия | Наличие собственных оборотных средств предприятия; достаточность собственных средств для покрытия запасов и затрат; страхование рисков предпринимательской деятельности (возможность получения страхового возмещения при потере финансовых ресурсов |
Концепция ресурсной ориентации, которая сформировалась в 80-х годах в экономически развитых странах, неизбежно приводит нас к переосмыслению роли интегрированной логистики. С этой точки зрения интегрированная логистика имеет следующие особенности, которые оказывают прямое воздействие на эффективность:
- формирование и использование ключевых компетенций, что предполагает особо эффективное сочетание ресурсов, которыми конкуренты не располагают;
- сохранение стабильных ключевых компетенций в долгосрочной стратегической перспективе;
- возможность клиентов извлекать выгоды для себя, готовность оплачивать дополнительные услуги.
Существующий экономический механизм на предприятиях сосредотачивает внимание преимущественно на процессах, происходящих внутри предприятия. Его цель – доведение до максимума разницы в цене между закупками и реализацией. Интегрированный логистический подход, использующий «цепочку ценностей», ориентирован на всех участников.
Логистические цепочки содержат пять областей эффективности:
- отношения и связи с поставщиками продукции;
- отношения и связи с потребителями;
- технологические процессы внутри одного подразделения;
- логистические процессы между подразделениями внутри предприятия;
- логистические связи между предприятиями в логистической цепи [3].
Управленческие структуры предприятий, построенные по вышеописанному типу, нацелены на существенное снижение затрат за счет ускорения оборачиваемости капитала, сокращения времени выполнения заказов, координацию работы с поставщиками. С точки зрения интегрированной логистики модель функционирования предприятия, построенная по критерию «В2В» («бизнес для бизнеса») представляется наиболее эффективной и выглядит следующим образом (рисунок 2).
Единицы транспортируемого груза
(комплектующие)
Вид транспорта |
Запасы
Оборотные средства $
Выручка
Прибыль
Рис. 2. Структурные элементы интегрированной логистики: В2В
Анализируя компоненты структуры интегрированной логистики В2В, можно выделить ключевые сферы компетентности логистики, обеспечивающие конкурентоспособность предприятия или группы предприятий. Среди ключевых сфер компетентности интегрированной логистики выделяют следующие: управление производственными запасами; транспортировка; логистическая информация; логистическая инфраструктура; складское хозяйство, грузопереработка и упаковка [2].
Планирование интегрированной логистики является неотъемлемой частью общего планирования логистических систем, с одной стороны, и планирования работы с каналами распределения — с другой. Общая схема эффективного планирования логистики представлена на рисунок 3.
Прогнозирование спроса |
Планирование физического распределения
Планирование производства
Составление программ потоков и определение средств
Составление программ выпуска товаров на рынок
Календарное планирование продукта
Планирование снабжения
Составление программ заказов
Календарное планирование складских и транспортных операций
Оценка результатов функционирования системы логики
Рис.3. Схема планирования интегрированной логистики
Левая часть схемы направлена на работу с клиентами - улучшение качества обслуживания клиентов, прогнозирование спроса, планирование физического распределения, составление потоков программ и определение средств, календарное планирование складских и транспортных операций.
В российских компаниях функции физического распределения традиционно относят к сбыту. При этом подразумевается, что значительного различия между маркетинговыми и сбытовыми операциями не существует. На второй стадии происходит обособление функции физического распределения в самостоятельное направление [10].
Третья стадия организации логистики в большей степени характерна для интегрированной логистики и считается наиболее современной и отвечающей рыночным требованиям структурного построения. На третьей стадии четко выделяются стратегический и операционный уровни принятия решения. На стратегическом уровне принимают решения генеральный директор и директор по логистике.
Особую роль в системе планирования играет подсистема учета заказов клиентов и контроля их выполнения. Планированию маркетинговой логистики предшествует значительный объем анализа рынков, товара, логистических систем, который необходим для ответа на ключевые вопросы, связанные с планированием [5].
Прогнозирование спроса — важнейшее звено логистической цепи и непременная составляющая любых действий по планированию, включающая в себя следующие основные элементы: анализ ретроспективы спроса; формирование типологии товаров и клиентов; анализ технических, экономических и маркетинговых характеристик изделий; мониторинг спроса; определение методов прогнозирования; тестирование иотбор методов прогнозирования; проведение прогнозных расчетов; постоянное выявление расхождений; оценка эффективности системы прогнозирования [6].
Операционное планирование физического распределения — строится в соответствии с этапами обработки информации. Операционное планирование исходит прежде всего из данных, полученных через прогнозирование спроса и подсистему учета заказа клиентов [2].
В интегрированной логистике для контроля эффективности применяется система оценки по внутренним и внешним показателям деятельности. Система оценки по внутренним показателям предназначена для сравнения текущих результатов деятельности с прошлыми результатами аналогичной деятельности или с намеченными целевыми нормативами. Логистические показатели обычно разбивают на следующие категории: издержки, обслуживание, производительность, управление активами и качество[11].
Для оценки эффективности интегрированной логистики можно использовать понятие «совершенного заказа», который представляет собой показатель идеальной деятельности. По определению «совершенный заказ» — это такая организация работы, которая отвечает следующим нормативам: полная доставка всех изделий по всем заказанным товарным позициям; доставка в требуемый потребителем срок с допустимым отклонением плюс/минус один день; полное и аккуратное ведение документации по заказам; безупречное соблюдение оговоренных условий поставки, т.е. качественная установка, правильная комплектация, готовность к употреблению и отсутствие повреждений [9].
Затраты на содержание запасов образуют главный элемент издержек в интегрированной логистике. По данным Бауэрсокса и Клосса, в типичной производственной фирме затраты на содержание запасов составляют 30-40% всех логистических издержек. Существуют несколько основных источников затрат, связанных с содержанием запасов: стоимость капитала, замороженного в запасах; затраты на единицу продукции; стоимость повторного заказа; затраты на хранение; стоимость потерь из запаса; затраты, связанные с возникновением дефицита.
В системе продаж возможно возникновение дефицита запасов из-за задержки очередной поставки или из-за возможного роста потребления. В практике маркетинговой логистики для снижения риска дефицита применяется страховой запас, который поглощает колебания как в спросе на готовую продукцию, так и в сроках поставки. Под сроком поставки понимается время между возникновением потребности в пополнении запас а и моментом, когда товары прибудут на склад готовой продукции. Для определения величины страхового запаса необходимо знать распределение спроса и времени поставки. Наличие страхового запаса во многих случаях гарантирует отсутствие дефицита готовой продукции и избавляет от потерь клиентуры и связанных с этим затрат.
В работах Гэлловэя, Стивенсона и др. приведены основные системы управления запасами по степени увеличения сложности. Система удовлетворения годового спроса рассчитана на то, что покупатель будет приобретать товары фирмы один раз в год, и к этому моменту должен быть накоплен значительный запас готовой продукции. Система отличается простотой как для продавца, так и для покупателя, но при этом не предполагает наличия каких-либо сбоев или отклонений [8].
При разработке политики управления запасами очень важно установить определенные целевые нормативы применительно к уровню обслуживания потребителя, прибыльному размещению запасов, прогнозированию потребности в запасах и контролю удовлетворения потребности. Чтобы иметь для контроля и анализа состояния товарных запасов сравнительный показатель, определяется необходимая оптимальная величина запаса. Эта величина служит важнейшим ориентиром в коммерческой работе. Величина товарных запасов зависит от объема и структуры реализации товаров. Для оценки эти показатели анализируются в динамике по товарным группам и по торговому предприятию в целом. Следует иметь в виду, что между объемом продаж товаров и товарными запасами существует обратно пропорциональная зависимость. При увеличении объема продаж уменьшаются товарные запасы в днях.
Необходимый товарный запас является нормируемой величиной. Для решения этой задачи необходимо использовать два взаимосвязанных параметра: уровень и оборачиваемость товарных запасов.
Расчет уровня запасов (в днях оборота) производится по формуле [11]:
, (1)
где ТЗ —объем товарных запасов, руб.;
ОТ — объем продаж за рассматриваемый период, руб.;
Д — количество дней в рассматриваемом периоде.
Товарооборачиваемость в днях товарооборота определяется по следующей формуле:
, (2)
где ТЗср — средний товарный запас за период, руб.;
ОТ — объем продаж за рассматриваемый период, руб.;
Д — количество дней в рассматриваемом периоде.
Нормализация товарных запасов неразрывно связана с рационализацией системы товароснабжения и выходит за рамки нормирования товарных запасов. Она включает комплексное регулирование всех взаимосвязанных процессов формирования запасов — нормирование, контроль за их состоянием, порядок пополнения и подачи заказов, размеры партий товаров, т. е. управление по существу всем процессом движения товарной массы. Решение этой задачи требует применения соответствующей системы управления товарными запасами [4].
Все многообразие систем управления запасами может быть сведено к трем основным типам, которые различаются по принципу пополнения запасов и по способу обработки информации: система с фиксированным размером заказа, система с постоянным уровнем запаса и двух бункерная система.
Для оптимизации товарных запасов при хранении в настоящее время используется ряд моделей, среди которых в настоящее время наибольшее распространение получила «Модель экономически обоснованного заказа» -EOQ – модель. Расчетный механизм этой модели основан на минимизации совокупных затрат по закупке и хранению запасов. Чем больше партия заказа и реже производится завоз товаров, тем ниже сумм затрат по завозу материалов. Но, с другой стороны, большой размер одной партии вызывает соответствующий рост затрат по хранению товаров на складе, так как при этом увеличивается размер запаса в днях [1].
Изучение вопросов, связанных с интегрированной логистикой, позволяет сделать следующие основные выводы. Интегрированная логистика может рассматриваться как инструмент, в структуре которого выделяются пять основных функций: обслуживание потребителей, управление запасами, управление заказами, транспортировка, складирование, каждая из которых вносит свой вклад в достижение общих целей интегрированной логистики.
Непосредственная организация интегрированной логистики может быть представлена в различных формах в зависимости от рынка, товара, отрасли, стадии зрелости фирмы. Наиболее оптимальным вариантом применительно к российским компаниям является вариант структуры, в рамках которой все функции физического распределения сосредоточены в одном подразделении.
Планирование интегрированной логистики должно быть организовано с учетом общей схемы логистического планирования и быть рыночно-ориентированным. Контрольные показатели деятельности интегрированной логистики охватывают широкий круг вопросов, тесно связанных с понятием совершенного заказ а и достижением эффективной работы логистической системы и фирмы в целом.
Список литературы:
Ансофф И. Новая корпоративная стратегия [Текст] / Ансофф И. СПб.: Питер Ком, 2009 – 341 с.
Баркан Д.И. Управление продажами [Текст] / Баркан Д.И Учебник. Высшая школа менеджмента. СПбГУ. М.: Издат. дом СПб. гос. ун-та, 2007. — 908 с.
Кортлэнд Л. Бове, Уилльям Ф. Аренс. Современная реклама; [Текст] / Кортлэнд Л Тольятти: Довгань, 2009. - 704 c.
Богатин Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия [Текст] / Богатин Ю.В. М.: Издательство стандартов, 2005. – 216 с.
Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху; Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. [Текст] / Вайсман А. М.: Экономика, АО "Интерэксперт", 2008. – 344 с.
Велесько Е.И., Логинов П.П. Экономико-математическое обоснование общей задачи стратегического управления на предприятии [Текст] / Велесько Е.И., Менеджмент в России и за рубежом. – 2009. – №5. – С. 69-78.
Герчикова И.Н. Менеджмент [Текст] / Герчикова И.Н., Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, 2010. – 512 с.
Качалов И.В. Планирование продаж с точностью 90% и выше; [Текст] / Качалов И.В. Питер, 2008. - 304 c.
Ковалева А.М. Финансы и статистика. [Текст] / Ковалева А.М. М.: Финансы в управлении предприятием. - 2008. – 160 с.
Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль [Текст] / Котлер Ф. СПб.: Питер, 2008. – 388 с.
Котлер Ф., Амстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга [Текст] /Котлер Ф., 2-е европ. изд. М.: СПб., Киев: Вильямс, 2008. – 412 с.