Конспект интегрированного урока по биологии и химии «Факторы здоровья человека»
Технологическая карта интегрированного урока по биологии и химии «Факторы здоровья человека».
в 8 классе.
Дата: 24.04.19. РМО учителей естественно - биологического цикла.
: Учитель биологии - Волкова Т.С., учитель химии - Мальгина Е.И.
Тип урока: |
Урок общеметодологической направленности |
Форма урока |
Интегрированный урок «открытие» новых знаний.
|
Цель урока: |
Систематизировать знания обучающихся о факторах здоровья человека, сформировать позитивное отношение учащихся к здоровому образу жизни.
|
Задачи урока: |
Образовательные: актуализировать и интегрировать все знания учащихся о факторах здоровья человека, полученные при изучении биологии, экологии, химии; Продолжить формирования у обучающихся ценностного отношения к ЗОЖ, как к одному из главных путей в достижении успеха. Развивающие: формировать навыки взаимоконтроля; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли; самостоятельно оценивать достигнутые результаты. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью; продолжить экологическое просвещение школьников; прививать заботу к своему здоровью |
Планируемые образовательные результаты.
|
Предметные 1.Актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме. 2.Углубление знаний о факторах здоровья человека. 3. Способствовать формированию представления о ЗОЖ. 4.Приобретают навыки исследовательской работы. Метапредметные Регулятивные: - формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; - планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; - осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: - аргументировать свою точку зрения; - обсуждать в рабочей группе информацию; - строить продуктивное взаимодействие со сверстниками взрослыми. Познавательные: - устанавливать причинно - следственные связи; - сравнивать и делать выводы. Личностные 1.Понимать ценность бережного отношения к своему здоровью, к здоровью других. 2.Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
|
Образовательные технологии. |
Проблемно-исследовательская технология, ИКТ - технологии, технология здоровьесбережения. |
Ресурсы:
|
Презентация учителя и учеников, ПК, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал. |
Этапы занятия |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|||
1. Приветствие. Организационный момент.
|
Учитель. Здравствуйте, ребята. Добрый день, дорогие друзья! Пусть он для вас действительно будет добрым и позитивным. Давайте улыбнёмся друг другу, и с хорошим настроением начнём наш урок. Раздаёт карточки для создания рабочих групп (игровая ситуация). (Приложение 1) |
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.
Собираются согласно карточкам в рабочие группы. Объединяются в 4 группы. |
Коммуникативные: Формирование умения взаимодействовать со сверстниками
|
|||
3. Постановка темы. Целепологание
|
Учитель. Вопросы о здоровье очень разнообразны и касается многих аспектов, поэтому нам надо определить тематику нашего урока. Раздаёт цветные карточки для постановки темы урока. (Приложение 2).
|
Работают с карточками в группах, высказывают своё мнение и совместно с учителем определяют тему урока "Факторы здоровья человека".
|
Регулятивные: формирование умения, определять цель учебной деятельности Познавательные: высказывают предположение на поставленный вопрос. |
|||
4.Актуализация опорных знаний |
Учитель. Предлагает послушать сообщения, заранее подготовленных учащихся. Учащиеся. Ребята знакомят с анкетой (презентация), которую проводили заранее среди 8 классов.
Учитель…. Много пословиц и поговорок существует о здоровье. Дополните пословицы. Первое богатство – (это здоровье). Было бы здоровье – (остальное будет). Курить - (здоровью вредить). В здоровом теле - (здоровый дух). Здоров будешь - (всё добудешь) Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - много потерял, здоровье потерял -(все потерял). Чистота — залог (здоровья). Береги платье снову, а здоровье- с (смолоду). Здоровому бедняку и (богачи завидуют). А как бы вы сказали, что такое здоровье? |
|
||||
4.Осмысление (изучение нового материала)
|
Учитель. Ребята, я хочу предложить вам свою мини – анкету на тему: «Образ жизни учащихся».
Учащиеся. Отвечают на вопросы анкеты. Анализируют.
Учитель. Эксперты (ВОЗ) в 80-х гг. XX в. определили 4 группы факторов, обеспечивающих здоровье современного человека. (Приложение3) Р ебята, у вас на столах имеются конверты с материалы, поработав с ними, вы сможете изучить информацию по факторам обеспечивающих здоровье современного человека и подготовить мини - проекты. Каждая группа получает конверты. В ходе выполнения заданий группы оформляют отчёт по предложенной форме. Учитель помогает, направляет работу в группах, контролирует ход и время презентации каждого учебной группы – задаёт наводящие вопросы, если учащиеся испытывают затруднения. Учащиеся. Работа в малых группах. Группы приступают к работе. По итогам работы готовят мини-проеты ,выступления. «Медицина» «Образ жизни» Экология»
«Генетика»
|
Познавательные: уметь организовать поиск информации Коммуникатив ные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять цели, распределять роли). Личностные: создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию; осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; оценивать собственный вклад в работу группы.
Регулятивные: продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; продолжить формирование навыков в диалоге с учителем. .
|
||||
6. Закрепление и обобщение
|
Учащиеся. Выступление групп. Учащиеся оформляют выступление на плакатах, демонстрируют схемы и рисунки делают опыты и готовят сообщения. Выступление групп с результатами работы.
Учитель Слушает представителей каждой группы (что делали, результаты, выводы). Так уж ли трудно стремиться к здоровью? Давайте ещё раз назовём правила ЗОЖ (здорового образа жизни). Беседа с ребятами. |
Познавательные: Ориентируются в своей системе знаний. Личностные: Осознают свои возможности в учении. Регулятивные: Осуществляют контроль учебных действий. |
||||
10.Рефлексия
|
Учитель. Притча о мудреце и бабочке. (Приложение 4). Г лубинный смысл с моей точки зрения в том, что мы сами творим и формируем свою жизнь. И наша жизнь и здоровье оказывается "в наших руках", Учитель. Предлагает учащимся поделиться впечатлениями от проделанной работы, отметить трудности, которые у них возникли. Я предлагаю наполнить её ягодами клюквы. Ведь клюква эликсир молодости и долголетия, защищающий наш организм от болезней ... Если урок понравился - кладём в корзину спелую клюкву, если были затруднения, то незрелую зелёную. Можно использовать только одну ягоду по усмотрению ученика. Отвечают на вопросы. Высказывают свои мысли. Оценивают свою работу. |
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: Самоконтроль в оценивании выступления своей группы.
|
||||
11.Домашнее задание
|
Продумать свои модели здоровья и предложить их для обсуждения на следующем уроке.
|
Записывают задание в тетрадь.
|
|
Используемые материалы при подготовке к уроку:
«Основы безопасности жизнедеятельности: 8 класс», Смирнов А.Т., Хренников Б.О. М.: Просвещение, 2010 год
Статья о здоровье. http://fb.ru/article/192141/individualnoe-zdorove-ego-fizicheskaya-duhovnaya-i-sotsialnaya-suschnost-duhovnoe-i-fizicheskoe-zdorove#image815503
Приложение №1
Карточки для создания рабочих групп.
Примечание. Все ребята получают карточки и объединяются в группы (находят друг друга по системам органов).
1 группа. Желудок, слюнные железы, слепая кишка, ободочная кишка, печень, кишечная ворсинка.
2 группа. Левый желудочек, лёгочная артерия, нижняя полая вена, створчатые клапаны, аорта, лёгочные вены.
3 группа. Гипофиз, адреналин, базедова болезнь, инсулин, щитовидная железа, гормоны, тироксин
4 группа. Нейрон, рефлекторная дуга, серое вещество, рецептор, аксон, рефлекс.
Приложение №2
Карточки для постановки темы урока.
Примечание. Раздаются группам, ребята общаются, обсуждают и называют, опираясь на данные слова, фактор здоровья.
1 стол. Зарядка, режим дня; закаливание; рациональное питание; занятие спортом
(образ жизни)
2 стол. Пестициды, загрязнение среды, озоновые дыры, отходы производства, (экология)
3стол. Генетическая программа унаследованная от родителей, предрасположенность к различным заболеваниям, генотип (генетика)
4 стол. Массовая вакцинация, медкомиссия, диспансеризация, профилактические осмотры, скрининговые обследования (медицина).
Приложение №3
Задания для группы
Дидактический материал к выступлению. Фактор «Экология»
Опыт: «Рассмотрим действие солей тяжелых металлов на белок».
1 пробирка – 1-2 мл раствора белка куриного яйца. Добавить несколько капель раствора соли свинца (II) при этом белок свертывается и выпадает в осадок.
2 пробирка – 1-2 мл белка добавить соль ртути (II) или меди (II), наблюдается осаждение белка.
Вывод: Эти соединения выделяются в атмосферу и человек вдыхает эти вещества, а нам известно, что тяжелые металлы оседают в организме и практически не выводятся и приводят к серьезным заболеваниям, в основном органов дыхания, пищеварения, эндокринной системы и др.
Дидактический материал к выступлению. Фактор «Образ жизни»
Нам предложено рассмотреть влияние алкоголя на здоровье человека. Мы проведем набольшую лабораторную работу, которая называется: «Влияние спирта на белок».
Конечно, употреблять спиртные напитки на уроке мы не будем, а посмотрим, как влияет спирт на белок. Почему на белок? Белок – строительный материал нашего организма.
Мы взяли белок куриного яйца и поместили его в пробирку. Теперь в пробирку прильем небольшое количество спирта.
Вывод: Посмотрим, какие изменения произошли. В пробирке с куриным белком произошла денатурация, белковая структура разрушилась. Значит, в организме пьющего человека происходит разрушение белка, что может привести к заболеваниям желудочно – кишечного тракта, сердечно – сосудистой системы. Происходит снижение памяти, умственности способности, вплоть до полной деградации личности.
Дидактический материал к выступлению. Фактор «Генетика»
Оформить схему (см. учебник, биология 8 класс, стр.254).
Дидактический материал к выступлению. Фактор «Медицина»
В медицинской среде есть такое понятие – «Медицина «4П», или «Медицина-2030». «4П» — это первые буквы основных векторов новой медицины: предсказание, профилактика, персонализация пациента и его участие.
П
анкета
PPTX / 11.72 Мб
/data/files/u1637523787.pptx (анкета)
урок
DOCX / 1.57 Мб
факторы здоровья человека
PPTX / 1.27 Мб
/data/files/l1637523854.pptx (факторы здоровья человека) ервый вектор – предсказание. Крайне важно вовремя предсказывать, прогнозировать возникновение того или иного опасного заболевания.
С целью профилактики заболеваний была разработана концепция всеобщей диспансеризации и система вакцинации.
Второй вектор – профилактическая медицина.Имеет целью улучшение состояния здоровья детей и взрослых на протяжении их жизни. Для этого должны быть разработаны рекомендации по ведению ЗОЖ, а также способы донесения этой информации до населения всех групп. Третий вектор - персонализированная медицина. Согласно данному подходу, к каждому пациенту необходим индивидуальный подход.
Четвертый вектор – личное участие пациента. По важности он является, скорее, первым. Именно активное участие пациента в сохранении здоровья является ключевым моментом.
Приложение №4
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал:»Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «О мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?». И мудрец сказал: «Всё в твоих руках…»
11
Панов Егор Игоревич
Волкова Татьяна Семёновна
Лещёва Светлана Николаевна
Волкова Татьяна Семёновна
Елена Владимировна