Конспект интегрированного урока по биологии и химии «Факторы здоровья человека»

8
5
Материал опубликован 21 November 2021 в группе

 

 

Технологическая карта интегрированного урока по биологии и химии «Факторы здоровья человека».

в 8 классе.

Дата: 24.04.19. РМО учителей естественно - биологического цикла.

: Учитель биологии - Волкова Т.С., учитель химии - Мальгина Е.И.

 

Тип урока:

Урок общеметодологической направленности

Форма урока

Интегрированный урок «открытие» новых знаний.

 

Цель урока:

Систематизировать знания обучающихся о факторах здоровья человека, сформировать позитивное отношение учащихся к здоровому образу жизни.

 

Задачи урока:

Образовательные:

актуализировать и интегрировать все знания учащихся о факторах здоровья человека, полученные при изучении биологии, экологии, химии;

Продолжить формирования у обучающихся ценностного отношения к ЗОЖ, как к одному из главных путей в достижении успеха.

Развивающие:

формировать навыки взаимоконтроля;

уметь организовать совместную деятельность на конечный результат;

уметь выражать свои мысли; самостоятельно оценивать достигнутые результаты.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

продолжить экологическое просвещение школьников;

прививать заботу к своему здоровью

Планируемые образовательные результаты.

 

Предметные

1.Актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме.

2.Углубление знаний о факторах здоровья человека.

3. Способствовать формированию представления о ЗОЖ.

4.Приобретают навыки исследовательской работы.

Метапредметные

Регулятивные:

- формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения;

- планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты;

- осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные:

- аргументировать свою точку зрения;

- обсуждать в рабочей группе информацию;

- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками взрослыми.

Познавательные:

- устанавливать причинно - следственные связи;

- сравнивать и делать выводы.

Личностные

1.Понимать ценность бережного отношения к своему здоровью, к здоровью других.

2.Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

 

Образовательные технологии.

Проблемно-исследовательская технология, ИКТ - технологии, технология здоровьесбережения.

Ресурсы:

 

 

 

Презентация учителя и учеников, ПК, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

 

Этапы занятия

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Приветствие. Организационный момент.

 

Учитель.

Здравствуйте, ребята.

Добрый день, дорогие друзья! Пусть он для вас действительно будет добрым и позитивным. Давайте улыбнёмся друг другу, и с хорошим настроением начнём наш урок.

Раздаёт карточки для создания рабочих групп (игровая ситуация). (Приложение 1)

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

 

 

 

 

 

Собираются согласно карточкам в рабочие группы. Объединяются в 4 группы.

 

Коммуникативные:

Формирование умения взаимодействовать со сверстниками

 

3. Постановка темы.

Целепологание


 


 


 

 

Учитель.

Вопросы о здоровье очень разнообразны и касается многих аспектов, поэтому нам надо определить тематику нашего урока.

Раздаёт цветные карточки для постановки темы урока.

(Приложение 2).

 

Работают с карточками в группах, высказывают своё мнение и совместно с учителем определяют тему урока "Факторы здоровья человека".


 


 


 

 

 

Регулятивные:

формирование умения, определять цель учебной деятельности Познавательные:

высказывают предположение на поставленный вопрос.

4.Актуализация опорных знаний

Учитель.

Предлагает послушать сообщения, заранее подготовленных учащихся.

Учащиеся.

Ребята знакомят с анкетой (презентация), которую проводили заранее среди

8 классов.

 

Один верный ответ по каждому пункту.

1.Является ли твой образ жизни здоровым?

а) да; б) нет;

в) частично; г) не знаю.

2.Насколько успех в жизни человека зависит

от его образа жизни?

а) на 80-100% б) на 50-70%

в) на 10-40% г) не зависит.

3.Употребляешь ли ты алкоголь?

а) да; б) нет;

в) пробовал; г) уже отказался.

4.Употребляешь ли ты табак?

а) да; б) нет;

в) пробовал; г) уже отказался.

t1637523408aa.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель…. Много пословиц и поговорок существует о здоровье. Дополните пословицы.

Первое богатство – (это здоровье).

Было бы здоровье – (остальное будет).

Курить - (здоровью вредить).

В здоровом теле - (здоровый дух).

Здоров будешь - (всё добудешь)

Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - много потерял, здоровье потерял -(все потерял).

Чистота — залог (здоровья).

Береги платье снову, а здоровье- с (смолоду).

Здоровому бедняку и (богачи завидуют).

А как бы вы сказали, что такое здоровье?

 

4.Осмысление (изучение нового материала)

 


 

Учитель.

Ребята, я хочу предложить вам свою мини – анкету на тему: «Образ жизни учащихся».

 

Учащиеся. Отвечают на вопросы анкеты. Анализируют.

t1637523408ab.jpg

 

 

 

Учитель.

Эксперты (ВОЗ) в 80-х гг. XX в. определили 4 группы факторов, обеспечивающих здоровье современного человека.

(Приложение3) Рt1637523408ac.png ебята, у вас на столах имеются конверты с материалы, поработав с ними, вы сможете изучить информацию по факторам обеспечивающих здоровье современного человека и подготовить мини - проекты.

Каждая группа получает конверты. В ходе выполнения заданий группы оформляют отчёт по предложенной форме.

Учитель помогает, направляет работу в группах, контролирует ход и время презентации каждого учебной группы – задаёт наводящие вопросы, если учащиеся испытывают затруднения.

Учащиеся.

Работа в малых группах.

Группы приступают к работе. По итогам работы готовят мини-проеты ,выступления.

«Медицина» «Образ жизни»

t1637523408ad.jpg

t1637523408ae.jpg Экология»

 

«Генетика»

t1637523408af.jpg


 

Познавательные:

уметь организовать поиск информации

Коммуникатив

ные:

самостоятельно организовывать учебное

взаимодействие в группе (определять цели, распределять роли).

Личностные:

создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию;

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

оценивать собственный вклад в работу группы.

 

 

 

 

Регулятивные:

продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

продолжить формирование навыков в диалоге с учителем.

.

 

6. Закрепление и обобщение


 


 

 

Учащиеся.

Выступление групп. Учащиеся оформляют выступление на плакатах, демонстрируют схемы и рисунки делают опыты и готовят сообщения.

Выступление групп с результатами работы.

t1637523408ah.jpg
 

t1637523408ai.jpg

Учитель

Слушает представителей каждой группы (что делали, результаты, выводы).

Так уж ли трудно стремиться к здоровью? Давайте ещё раз назовём правила ЗОЖ (здорового образа жизни). Беседа с ребятами.
 

Познавательные: Ориентируются в своей системе знаний. Личностные: Осознают свои возможности в учении. Регулятивные: Осуществляют контроль учебных действий.

10.Рефлексия

 


 

Учитель.

Притча о мудреце и бабочке. (Приложение 4).

Гt1637523408aj.jpg лубинный смысл с моей точки зрения в том, что мы сами творим и формируем свою жизнь. И наша жизнь и здоровье оказывается "в наших руках",

Учитель.

Предлагает учащимся поделиться впечатлениями от проделанной работы, отметить трудности, которые у них возникли.

Я предлагаю наполнить её ягодами клюквы. Ведь клюква эликсир молодости и долголетия, защищающий наш организм от болезней  ... Если урок понравился - кладём в корзину спелую клюкву, если были затруднения, то незрелую зелёную. Можно использовать только одну ягоду по усмотрению ученика.

Отвечают на вопросы. Высказывают свои мысли. Оценивают свою работу.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные:

Самоконтроль в оценивании выступления своей группы.

 

11.Домашнее задание


 

Продумать свои модели здоровья и предложить их для обсуждения на следующем уроке.


 


 

Записывают задание в тетрадь.


 

 

 

 

 

 

 

 

Используемые материалы при подготовке к уроку:

«Основы безопасности жизнедеятельности: 8 класс», Смирнов А.Т., Хренников Б.О. М.: Просвещение, 2010 год

Статья о здоровье. http://fb.ru/article/192141/individualnoe-zdorove-ego-fizicheskaya-duhovnaya-i-sotsialnaya-suschnost-duhovnoe-i-fizicheskoe-zdorove#image815503

Приложение №1

 

Карточки для создания рабочих групп.

Примечание. Все ребята получают карточки и объединяются в группы (находят друг друга по системам органов).

1 группа. Желудок, слюнные железы, слепая кишка, ободочная кишка, печень, кишечная ворсинка.

2 группа. Левый желудочек, лёгочная артерия, нижняя полая вена, створчатые клапаны, аорта, лёгочные вены.

3 группа. Гипофиз, адреналин, базедова болезнь, инсулин, щитовидная железа, гормоны, тироксин

4 группа. Нейрон, рефлекторная дуга, серое вещество, рецептор, аксон, рефлекс.

 

Приложение №2

Карточки для постановки темы урока.

Примечание. Раздаются группам, ребята общаются, обсуждают и называют, опираясь на данные слова, фактор здоровья.

1 стол. Зарядка, режим дня; закаливание; рациональное питание; занятие спортом

(образ жизни)

2 стол. Пестициды, загрязнение среды, озоновые дыры, отходы производства, (экология)

3стол. Генетическая программа  унаследованная от родителей, предрасположенность к различным заболеваниям, генотип (генетика)

4 стол. Массовая вакцинация, медкомиссия, диспансеризация, профилактические осмотры, скрининговые обследования (медицина).

 

Приложение №3

Задания для группы

Дидактический материал к выступлению. Фактор «Экология»

Опыт: «Рассмотрим действие солей тяжелых металлов на белок».

1 пробирка – 1-2 мл раствора белка куриного яйца. Добавить несколько капель раствора соли свинца (II) при этом белок свертывается и выпадает в осадок.

2 пробирка – 1-2 мл белка добавить соль ртути (II) или меди (II), наблюдается осаждение белка.

Вывод: Эти соединения выделяются в атмосферу и человек вдыхает эти вещества, а нам известно, что тяжелые металлы оседают в организме и практически не выводятся и приводят к серьезным заболеваниям, в основном органов дыхания, пищеварения, эндокринной системы и др.

Дидактический материал к выступлению. Фактор «Образ жизни»

Нам предложено рассмотреть влияние алкоголя на здоровье человека. Мы проведем набольшую лабораторную работу, которая называется: «Влияние спирта на белок».

Конечно, употреблять спиртные напитки на уроке мы не будем, а посмотрим, как влияет спирт на белок. Почему на белок? Белок – строительный материал нашего организма.

Мы взяли белок куриного яйца и поместили его в пробирку. Теперь в пробирку прильем небольшое количество спирта.

Вывод: Посмотрим, какие изменения произошли. В пробирке с куриным белком произошла денатурация, белковая структура разрушилась. Значит, в организме пьющего человека происходит разрушение белка, что может привести к заболеваниям желудочно – кишечного тракта, сердечно – сосудистой системы. Происходит снижение памяти, умственности способности, вплоть до полной деградации личности.

Дидактический материал к выступлению. Фактор «Генетика»

t1637523408ak.gif

Оформить схему (см. учебник, биология 8 класс, стр.254).

 

Дидактический материал к выступлению. Фактор «Медицина»

В медицинской среде есть такое понятие – «Медицина «4П», или «Медицина-2030». «4П» — это первые буквы основных векторов новой медицины: предсказание, профилактика, персонализация пациента и его участие.

П
анкета
PPTX / 11.72 Мб

/data/files/u1637523787.pptx (анкета)


урок
DOCX / 1.57 Мб

факторы здоровья человека
PPTX / 1.27 Мб

/data/files/l1637523854.pptx (факторы здоровья человека) ервый вектор – предсказание. Крайне важно вовремя предсказывать, прогнозировать возникновение того или иного опасного заболевания.

С целью профилактики заболеваний была разработана концепция всеобщей диспансеризации и система вакцинации.

Второй вектор – профилактическая медицина.Имеет целью улучшение состояния здоровья детей и взрослых на протяжении их жизни. Для этого должны быть разработаны рекомендации по ведению ЗОЖ, а также способы донесения этой информации до населения всех групп. Третий вектор - персонализированная медицина. Согласно данному подходу, к каждому пациенту необходим индивидуальный подход.

Четвертый вектор – личное участие пациента. По важности он является, скорее, первым. Именно активное участие пациента в сохранении здоровья является ключевым моментом.

Приложение №4

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал:»Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «О мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?». И мудрец сказал: «Всё в твоих руках…»


 


 


 

 

 

11

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересный, познавательный, полезный урок!

22 November 2021

Спасибо большое

23 November 2021

Татьяна Семеновна, поздравляю Вас с победой в конкурсе!

10 December 2021

Спасибо большое коллеги!

11 December 2021

Спасибо, Татьяна Семёновна, за интересный интегрированный урок!

10 December 2023