Факультатив для учащихся 6-8 классов на тему «Духовная культура казаков»
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Казачья Кадетская школа
с. Знаменка
факультатива
для 6-8 классов
Составила: учитель музыки и искусства
Трушина Светлана Юрьевна
Пояснительная записка
В настоящее время появились позитивные тенденции возрождения и сохранения народных традиций, традиций казачества: создаются и внедряются в жизнь культурные и образовательные программы, основанные на национальных традициях, разрабатываются и реализуются планы возрождения народной культуры.
Воспитание учащихся на традициях русской культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Народное творчество не только неиссякаемый источник мудрости и красоты, но и неоценимое средство воспитания, приобщения современных подростков к сокровищам устной художественной, прикладной фольклорной культуры. Интерес к народному творчеству, в том числе и к праздникам наших предков, возник в связи с изменениями социального строя в нашей стране, т.к. многое было утрачено. Появилась необходимость изучения народного творчества – это проявляется в возрождении старинных праздников и обрядов, увеличение количества специализированной литературы по народному творчеству, появлении на телевидении и радио специальных передач по фольклору и этнографии, введении элементов народно-прикладного творчества на уроках трудового обучения в школах, появление учебных видеоматериалов.
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникает у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, на которой родился и рос. В наши дни высказывание академика Д.С.Лихачева «Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» приобретает актуальное значение. На протяжении веков культура казачества Забайкалья являла собой образец традиций и устоев, вобравший в себя лучшие черты культуры разных народов Сибири. Неимоверно трудный быт казаков-земледельцев сочетался с суровой защитой рубежей отечества, и нашел отражение в богатом по содержанию казачьем фольклоре. Возрождение культуры, традиционных устоев и народного творчества казаков является основой для будущей жизни такого феномена как казачество.
Казачество – это обособленная этнокультурная группа, сложившаяся на протяжении XVII – XVIII вв. в приграничных областях Российского государства. Привилегированное положение военного сословия, особенности жизненного уклада, соединение в казачьей среде народной культуры разных национальностей – позволило казачьей культуре стать поистине уникальным явлением.
На занятиях факультатива учащиеся знакомятся с историей Забайкальского казачества, традициями и обрядами, песнями и танцами, что позволяет учащимся лучше понять и оценить традиционную культуру казачества.
Программа включает в себя:
- исторические сведения о возникновении и развитии казачества как культурно-этнической общности с момента первых упоминаний в документах и по сегодняшний день;
- роль казачества в становлении, укреплении и защите Российского государства;
- знакомство с традиционными промыслами казаков и способами ведения хозяйства;
- народное художественное и песенное творчество казачества.
Культурологический аспект предполагает изучение народного творчества казаков, быта, традиций, литературных произведений о казачестве и произведений, написанных казаками. Этот аспект несет не только знания и умения, но и формирует убеждения, определяет качества личности, направленность жизненных интересов.
Нравственный аспект предполагает, знакомство с моралью, нравственностью, этикой казаков при всей их самоценности заставляет задуматься учащихся над коренными вопросами бытия.
Факультатив не только информирует учащихся, но и в определенной мере способствует формированию направленности жизненных интересов на всю послешкольную жизнь.
Цель факультатива- «Духовная культура казаков»:
- Формирование духовно богатой личности через знакомство с историей, традициями и культурой казаков, в том числе Забайкальского казачества.
Задачи факультатива.
1. Активизировать учащихся к работе по изучению культуры казачества.
2. Развивать понимание учащимися своей ответственности за настоящее и будущее своей малой Родины.
3. Прививать интерес к культуре, традициям казачества.
4. Воспитывать уважение к традициям казаков.
Реализовать цели и задачи помогут различные виды деятельности:
- творческие задания;
- работа с различными источниками информации (книги, журналы, газеты, Интернет и т.д.;
- разучивание и исполнение народных песен;
- проведение казачьих праздников и обрядов;
-лекции учителя;
-практические занятия;
- просмотр видеозаписей казачьей направленности.
Планируемый результат:
- Более углублённое знакомство учащихся с традициями и обычаями забайкальского казачества;
- Возрождение традиций предков;
- Участие детей в проведении народных праздников
Тематический план
Тема занятия |
Количество часов |
|
1.Происхождение казачества. |
Теория |
Практика |
1 |
||
2. Создание Забайкальского войска. Казаки Забайкалья. |
1 |
|
3. Возрождение Забайкальского казачества. |
1 |
|
4. Казачий фольклор как форма сохранения традиций казачьей культуры. |
1 |
1 |
5 Роль фольклорных казачьих ансамблей в сохранении и возрождении культуры казаков. |
1 |
|
6. Заповеди казаков. |
1 |
1 |
7. Казачья символика и казачьи знаки. |
1 |
1 |
8. Ансамбль «Забайкальские узоры», «Забайкальские казаки», и др. Песни Забайкальских казаков. |
3 |
1 |
9. Казачьи пляски |
1 |
1 |
10. Военные песни по старшинству и периодам развития забайкальского казачьего войска |
1 |
|
11. Песни бытовые казачьи |
1 |
1 |
12. Песни плясовые, хороводные и святочные |
1 |
1 |
13. Казаки в быту. Казачья хата. |
1 |
1 |
14. Обзор свадебных обрядов. |
1 |
1 |
15. Свадебные обряды и песни казаков Забайкалья. |
1 |
1 |
16. Праздники и посиделки. |
1 |
1 |
17. Игры и забавы казаков. |
|
2 |
18. Песенно- поэтическое творчество Нерчинского района |
1 |
|
19. Круглый стол. Выполнение итоговой работы. Изготовление буклета. |
1 |
|
20. Защита итоговой работы. |
1 |
35 час.
Литература.
А.В. Терещенко. История культуры русского народа.- Москва, ЭКСМО, 2008
В.С. Левашова. Сборник песен Забайкальского казачьего войска- Изд. 2-е,- доп. Чита: Экспресс- издательство, 2009
Карпов М.М, Филатченко И.А., Вопросы традиционной культуры, вып. 2.
Казачество: Духовная культура. Чита, 2009.
Казачий вестник Забайкалья- 2000.- № 4.
Видео и аудиотека.
Интернет-ресуры.