Программа факультатива английского языка гражданско-патриотической направленности для учащихся 8-11 классов
Министерство Образования и Науки ДНР
МОУ «Школа №3 г. Докучаевска»
Рассмотрено Утверждаю
Протокол педагогического совета Директор МОУ «Школа №3
№ ____ от «___________» 2016 г. г. Докучаевска
___________Хоменко Я.В.
«_____________» 2015 г.
Программа факультатива английского языка гражданско-патриотической направленности для учащихся 8-11 классов.
Составитель программы–Писанец Н.Г.,
учитель английского языка
МОУ «Школа №3 г. Докучаевска»
г. Докучаевск
2015-2016 гг.
“Детство-это каждодневное открытие мира. Нужно чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота человечества”.
В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка к программе.
Данная Программа посвящена проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения, воспитания, необходимость которого в последнее время обрела особую актуальность. В последние годы все острее чувствуется необходимость усиления патриотического воспитания молодого поколения. Все события последних лет продемонстрировали тот факт, что истинно патриотическое воспитание подменялось эрзацем, неким псевдопатриотическим, узконационалистическим воспитанием. И именно Донбасс в полной мере ощутил на себе все недостатки подобного воспитания «Иванов, не помнящих родства», в которых был превращен целый пласт молодого поколения наших современников. Ведь истинно патриотическое воспитание включает в себя не только любовь к своей родной культуре, но и уважение и бережное отношение к культурным традициям иных народов, населяющих родной край. А Донбасс с его многонациональным укладом является действительным примером того, как необходимо научиться терпимо и уважительно относиться к людям, имеющим с тобою языковые, этнические, культурные и иные отличия. В настоящее время от правильно сформированной гражданской позиции молодежи зависит очень многое. В первую очередь - это само будущее нашей страны, ее политический и экономический рост. Поэтому сейчас так много внимания уделяется гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся, начиная с младших классов школы. Под гражданственностью мы понимаем нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и выполнение законов страны. Молодой человек, обладающий такими качествами, способный самостоятельно сделать свой выбор, контролирующий свои поступки и правильно расставляющий приоритеты - вот цель воспитательной системы. Проблема безотлагательной работы над воспитанием настоящих патриотов нашего края состоит в том, что само нынешнее время, сама ситуация требует цельной, глубоко продуманной системы воспитательной работы с молодежью, так как с недавнего прошлого в нашем обществе сформировались факторы, оказывающие влияние на молодежь:
- началось резкое снижение ценностей культуры в жизни молодежи, замена и вытеснение их чужеродными;
- уменшилось значения народного и духовного искусства, художественных произведений, традиционных промышленных ремесел, отечественной классики;
- прививалась «главная» ценность жизни: умение преуспеть, добиться успеха любой ценой и, соответственно, примером для подражания и стал «нео-герой» - эгоистичный, циничный, но преуспевающий и добивающийся успеха герой нашего времени;
- утратилась целостность отечественной культуры, вследствие чего произошло не объединение и взаимообогащение культур, а их разобщение и противопоставление;
- народная культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор и т.п.) воспринималась большей частью молодежи как анахронизм.
Между тем, именно этническая культура является связующим, цементирующим звеном социокультурной преемственности. В силу этого без этнокультурной самоидентификации невозможно формирование и развитие у подрастающего поколения глубоких позитивных чувств к своей истории, традициям своего народа и, в конечном счете, истинной любви к Родине. О любви к нашей стране сказано и написано так много, что, кажется, и добавить нечего, но одними призывами и словами, как показывает педагогический опыт, проблему не решить. Именно по этой причине патриотическое воспитание является одним из приоритетных и важнейших направлений в системе образования нашего молодого государства. Образовательные учреждения ставят определенные задачи по воспитанию у обучающихся определенных качеств гражданина и патриота своей страны. Главными задачами гражданско-патриотического воспитания в нашем учебном заведении являются следующие:
- знание истории Отечества, родного края, города, семьи –всего того, что входит в понятие малой родины, но без чего невозможно осознание себя частью Родины большой;
- самопознание, самоопределение, самосовершенствование личности;
- ответственность за свои поступки, умение их анализировать и делать выводы;
- формирование уважения к закону, праву, правам других людей;
- знание и выполнение правовых и моральных требований.
Задача же педагога – найти такие формы работы с учениками, которые бы позволили им самим соприкоснуться с историей и культурой малой и большой Родины. В познании Родины, помимо сознания, способного продуцировать вербальные проявления патриотизма: пламенные речи, лозунги, стихи и песни, участвует еще и сердце. Оно-то и окрашивает «патриотизм» живыми красками непосредственного, личного опыта, оно и вдохновляет человека на ратный труд на благо своей земли, оно и дает осознание того, что вне Родины жизнь невозможна.
Что такое патриотизм? Словарное определение гласит: «Патриотизм – это любовь к Родине, к Отечеству, одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями» или «Патриотизм – это качество личности, характеризующее высшую степень его духовного развития и самосознания, выражающуюся в ценностном отношении к самому Отечеству, его истории, культуре и готовности к самопожертвованию во имя интересов Отечества».
Из этих верных определений вытекает мысль о необходимости формировать у обучающихся такие направления патриотического воспитания, как любовь к Родине, к «малой» Родине, интереса к истории родного края, родному слову, языку, литературе и культуре.
Огромную роль в патриотическом становлении человека играет школа. Школа должна стать учреждением, зарождающим в молодом поколении чувство сопричастности государству, возвышающим юную душу гордостью за Отечество, за деяния предков, воспитывающим национальное достоинство, готовящим гражданина и патриота. Это необходимо уже потому, что, по меткому выражению одного известного русского публициста и историка Михаила Меньшикова, «будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм».
Нравственные и исторические начала неразделимы. Недаром эпиграфом к книге известного дагестанского поэта Расула Гамзатова «Мой Дагестан» служат слова восточной мудрости: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Обязанность школы – передавать эту эстафету веков, научить молодых людей чтить память ушедших поколений, гордиться своей историей и отстаивать свое правопреемничество. Следовательно, формируя историческое сознание, мы одновременно укрепляем у обучающихся нравственные идеалы, патриотические чувства и любовь к нашей Родине. Воспитание гражданского самосознания - сердцевина воспитательной системы школы. Содержание этого процесса - совместная деятельность взрослых и детей по изменению условий жизни, когда происходит историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию всех народностей, населяющих нашу землю.
Актуальность программы.
Миссия школы – воспитание интернационалистов, уважающих права и свободы личности всех без исключения людей, обладающих высокой нравственностью и проявляющих терпимость, уважительное отношение к языку, традициям и культуре других народов.
В наши дни люди переживают духовный кризис, который выражается и в «угасании» патриотических чувств, в том числе, в смене нравственных ценностей, в разрушении традиционных устоев семьи. И именно мы, учителя, должны помочь маленькому гражданину самоидентифицироваться как носителю родной культуры, традиционных устоев, языка, нравственности и морали. А поэтому приоритетным в нашей деятельности «за руку ведущего» (а именно так переводится название профессии, которой мы посвящаем свою жизнь) является не только обучение, но и воспитание гражданина своей Родины, способного вести успешный диалог с представителями других культур, выражая уважение, интерес, но при этом ничуть не умаляя значения собственной культуры.
Как сформировать у детей чувство гражданственности? Ответ, думаю, однозначный: только через деятельность. Деятельность может быть и речевая, и практическая, в зависимости от возрастных особенностей детей, их интересов и склонностей.
Среди множества учебных дисциплин предмет “английский язык “ занимает особое место. Основной его задачей является обучение детей умению воспринимать иностранную речь на слух, понимать и воспроизводить услышанное, а также умению самому высказывать свои мысли на иностранном языке. Как правило, мы, учителя иностранного языка, мотивируем детей тем, что, стараясь как можно глубже ввести их в лингвистические тонкости изучаемого предмета, разучиваем с ними популярные песни на английском языке, знакомим с бессмертными творениями англоязычных писателей и поэтов, используем в работе отрывки из кино- и мультфильмов, герои которых тоже разговаривают на изучаемом в школе иностранном языке. В общем, мы используем весь тот арсенал мотиваторов, которые способны пробудить у школьника любовь к предмету и интерес к стране-носителю языка, ее культурным и этно-культурным традициями, образу жизни людей, населяющих ее. Казалось бы, в этом есть определенное противоречие: как же можно воспитать патриота своей собственной страны, прививая интерес и любовь к иностранному языку? И на первый, поверхностный взгляд, такое противоречие действительно наличествует, если ограничиваться только рамками учебного пособия и, в соответствии с ним написанного, поурочного плана. Иными словами, если обучать иностранному языку только ради иностранного языка. Безусловно, составление поурочного плана, в котором учителю нужно попытаться привязать к фактическому, уже имеющемуся в учебнике материалу, какую-либо историю из жизни родного города или края, простых земляков, известных людей из живших ранее или ныне живущих, требует от учителя дополнительных затрат и личного времени, и, возможно, определенных материальных ресурсов, и, прежде всего, эмоционально-интеллектуальных вложений. И поэтому, отметая любые инсинуации относительно противоречивости преследуемых целей, утверждаю, что осуществление патриотического воспитания посредством иностранного языка не только возможно, но и, ввиду метода непрестанной компаративности, необходимо, актуально и успешно. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа. Общеизвестный факт, что изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. А мне бы хотелось подчеркнуть и обоюдность этого процесса, когда, затронутая на уроке, согласно учебной программе тема, дает возможность и учителю, и ученикам пристальнее взглянуть на затрагиваемую проблему, применительно к нашей местности, городу, улице, школе и даже отдельно взятой семье обучающегося. Если нам, учителям, удастся на первых же занятиях воспитать в детях такую здоровую инквизивность, желание детей «примерить» рассматриваемую тему на себя, тогда любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только сквозь призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой. Более того, иностранный язык и выступит тем самым импульсом, способным пробудить в ребенке как уважение к иноземному, так и любовь к родному и, как результат, гордость за край, в котором живешь. Таким образом, воспитание патриотизма и гражданственности может и должно осуществляться как на уроках иностранного языка, так и, в более углубленной форме, на факультативных занятиях, прежде всего через содержание изучаемого материала путем применения различных методов и приемов, позволяющих сравнивать, анализировать, делать выводы и побуждать к дальнейшему действию. Общение на иностранном языке - это межкультурное взаимодействие и поэтому очень важно донести до ребёнка, что чужая культура—не хуже и не лучше нашей - она просто другая, и нужно терпимо и с пониманием относиться к этим различиям, не превознося излишне, но и не преуменьшая ценности своей истории и культуры. И главным мотивирующим фактором для обучающихся должно стать их умение говорить, писать, сочинять стихи о своем крае на иностранном языке.
Большую роль в патриотическом воспитании школьников играет использование краеведческого материала. Обращение к материалам краеведческого характера приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в условиях бытия в родной для них культуре. Знакомясь с иноязычной культурой, учащиеся постоянно сравнивают её с родной, близкой им с рождения. Поэтому, чем обширнее та область знаний фактов родной культуры, к которой аппелируют учащиеся в процессе овладения учебным материалом, тем продуктивнее работа по ознакомлению с культурой, традициями и обычаями стран изучаемого языка. Как правило, знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих.
В условиях все более усиливающейся интеграции мирового сообщества, расширения межкультурных контактов, создания единого образовательного пространства, гуманизации всех сторон жизни общества, несомненно актуально воспитание в молодом поколении общепланетарного сознания, когда человек стремится приобрести знания об этносах, глобальных проблемах человечества, чувствует себя ответственным за все происходящее в мире и в то же время, наряду с ощущением социальной ответственности, обладает чувством свободы и независимости, не теряя собственной национальной самоидентификации ощущает себя частичкой всего мира.
Сроки реализации программы:
Программа определяет основные направления патриотического воспитания обучающихся на 2015-2019 годы.
Сроки и этапы реализации программы |
Реализация программы осуществляется в течение 2015-2019 годов в четыре этапа: 2015-2016 годы - реализация первоочередных мер по выполнению приоритетных задач и мероприятий программы; 2016--2017 годы - формирование основных элементов системы патриотического воспитания гражданина-патриота; 2017-2018 годы - обобщение результатов практической реализации программы и определение приоритетов на перспективу. 2018- 2019 годы – самостоятельная поисковая деятельность учащихся, привлечение участников факультатива в осуществление задач патриотического воспитания среди младших школьников. |
Цель работы по гражданско-патриотическому воспитанию:
Формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота своего Отечества и способной успешно выполнять гражданские обязанности в обществе.
Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:
1. Формирование патриотических качеств школьников посредством изучения иностранного языка в соответствии с моделью “Гражданин-патриот нашего края”.
2.Утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому родного края, сохранение исторических сведений о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945гг, почитания памяти героев прошлых лет и современности, ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС, воинов-интернационалистов.
3.Воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям, населяющим наш многонациональный край, недопустимость проявления никаких форм национализма ни на геополитическом, ни на бытовом уровне.
4.Внедрение элементов исследовательской, краеведческой работы, способствующих воспитанию патриотизма, любви к стране, родному краю, к малой Родине - Докучаевску.
5. Объединение усилий учителя английского языка, учителей-предметников, классных руководителей и родителей для совместной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
6. Определение критериев, показателей и уровней сформированности гражданско-патриотической воспитанности школьников.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию строится на основе следующих принципов:
- принцип самореализации воспитанников;
- принцип системности;
- принцип взаимосвязи педагогического и детского самоуправления;
- принцип успешности.
Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся:
- цени и оберегай свою семью, свой дом, свой город, свой край;
- овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;
- дорожи историей своего народа;
- свято относись к символике своей страны;
- береги красоту своего края, преумножай ее, уважай труд людей.
Деятельность по решению данных задач осуществляется в содружестве с учреждениями культуры г. Докучаевска, Домом Детского и Юношеского Творчества, Советом Ветеранов ВОВ, Союзом ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС, Обществом воинов-интернационалистов, Докучаевским казачьим полком, Краеведческим музеем, библиотеками города, школьной библиотекой, другими общественными организациями.
Основные направления деятельности:
- формирование духовно-нравственных качеств личности школьника;
- воспитание правовой культуры, изучение государственной символики, истории родной страны;
- формирование социально-активной позиции учащихся;
- оказание помощи школьникам в социальной адаптации (социализация), формирование у них коммуникативных навыков, способности к саморазвитию;
- усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Поскольку работу по патриотическому воспитанию на факультативных занятиях по иностранному языку приходится начинать почти с нуля, необходимо разделить ее на несколько этапов для удобства осуществления поставленных целей и успешности выполнения пошаговых заданий по формированию у обучающихся чувства патриотизма
I этап. Пробуждение интереса к истории своей семьи, ее традициям, уважение к родителям, забота о старших и младших.
II этап. Осознание понятия “малая родина”, своей сопричастности к её делам и заботам, знакомство с историей родной школы, улицы, города.
III этап. Изучение и сохранение культурных богатств родного края, его истории, знакомство с деятелями культуры и искусства нашей малой Родины.
IV этап. Проявление уважения к государственным символам ДНР, памятникам истории и культуры, религии, почитание государственных праздников, героев ВОВ, героев наших дней.
Поэтапное содержание работы по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников на факультативных занятиях по английскому языку.
На первом этапе (8 класс) изучается родословная, семейные традиции, обычаи, что способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки школьников. Работа по изучению истории семьи содействует укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня (совместные проекты, прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни). Учащиеся знакомятся с понятиями “генеалогия”, “родословная”, “род”, “родственники”, “поколение”, “потомки”, “предок”; узнают собственную историю (семьи, рода), историю возникновения имён и фамилий, степени родства в семье, о профессиях предков, о семейных увлечениях и традициях; составляют “ленту времени” своей жизни, родословное древо, вместе с родителями разрабатывают свой фамильный герб, подбирают семейный девиз, сравнивают устои своей семьи с семьями других, перенимают положительный опыт и сами делятся опытом. Гражданско-патриотическое воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Среди форм работы с семьей по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников очень значима работа над совместными проектами, помощь в создании презентаций, участие в коллективной работе по созданию в сети Интернет Wiki-газеты патриотического содержания, проведение семейных праздников, выставок, конкурсов, экскурсий, мини- спектаклей).
На втором этапе (9 класс) начинается изучение истории школы, своего родного города, названий его улиц, предприятий, культурных и исторических памятников, происходит знакомство с достопримечательностями родного края, знакомство с выдающимися людьми города, видами их деятельности. На данном этапе используются различные формы работы: от традиционных заседаний клуба до бесед по темам “Что связывает меня с моим городом?”, “Какой вклад я могу внести в развитие Докучаевска?”; экскурсии и путешествия “Культурное наследие предков в городском краеведческом музее”; обзорные фото- и видео- экскурсии; коллективно-творческие дела с примерной тематикой “Письмо ветерану Великой Отечественной войны”, “Ознакомление с деятельностью этнокультурных центров”; исследовательский проект “Достопримечательности Докучаевска”; участие в социальном проекте “Моя улица - без мусора”, активное участие во всех социальных проектах города с последующим обсуждением их и созданием проектных работ на предложенную тему. Постепенно дети приходят к осознанию понятия “малая родина”, своей сопричастности к ее делам и заботам.
На третьем и четвёртом этапе (10 и 11 класс) у детей формируется любовь к родному городу, Донецкому краю, к родной стране, учащиеся осознают сущность и полноту большого патриотизма - патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной. Детям даётся представление о месте и роли их родного края, страны в мире; прививается чувство гордости за страну, в которой они живут. Происходит знакомство с понятиями “гражданин”, “государство”, “законы страны”. Ребята знакомятся с государственными символами: флагом, гербом и гимном, узнают о правах и обязанностях граждан, естественным дополнением к этому служат картины родной природы: карьеров и терриконов, зеленых насаждений, бескрайних степей, полей. На данном этапе большая роль отводится заседаниям клуба по теме: “Человек - защитник своего Отечества”. Работа в данном направлении способствует формированию гражданско-патриотических качеств. Именно богатыри-защитники земли русской до сих пор любимы и узнаваемы многими поколениями, ведь они проявляли героизм, мужество, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли. Экскурсии в краеведческий музей города с самого раннего детства приучают к бережному отношению к памятным местам. Воспитанию патриотизма и гражданственности способствуют встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками афганской войны, чеченского и других локальных конфликтов, ветераны труда. Их рассказы являются ценными источниками военно- патриотической истории для ребят. На этом этапе осуществления программы обучающиеся могут быть вовлечены в учебные занятия в младших и средних классах с целью ознакомления малышей с историей родного края, если это позволяет программа и формат учебного пособия.
Механизм реализации программы работы факультатива по английскому языку гражданско-патриотической направленности.
Координацию деятельности по реализации программы осуществляет Совет по реализации программы (именуемый Совет), состоящий из учителя английского языка, активистов из числа учащихся и нескольких представителей родительского комитета. Порядок выбора данного Совета определяется Уставом образовательного учреждения. В его состав также могут входить не только вышеперечисленные участники образовательного процесса, но и иные лица, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности образовательного учреждения по патриотическому воспитанию. Совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе. Основными исполнителями мероприятий программы является учитель английского языка, обучающиеся и их родители.
Ожидаемые результаты работы факультатива по английскому языку гражданско-патриотической направленности.
В процессе реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию участников факультатива любителей английского языка у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- способность к саморазвитию;
А, значит, как результат работы факультатива по английскому языку гражданско-патриотической направленности может быть:
- воспитание у обучающихся школы позитивного отношения к этническому и культурному многообразию родного края.
- формирование толерантного сознания, основанного на понимании и принятии культурных отличий, неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан.
- снижение степени распространенности негативных этнических установок и предрассудков.
- укрепление и культивирование в молодежной среде атмосферы межэтнического согласия и толерантности.
- препятствование созданию и деятельности националистических экстремистских молодежных группировок.
- обеспечение условий для успешной социокультурной адаптации учащихся из числа мигрантов.
Результативность работы по гражданско-патриотическому воспитанию на факультативных занятиях по английскому языку определяется по следующим критериям:
1. Определение характера отношения учащихся к малой и большой Родине и умение выразить его на изучаемом иностранном языке.
2. Сформированность гражданского и патриотического сознания личности.
3. Диагностика представления о качествах человека-гражданина.
Цели и задачи Программы факультатива английского языка гражданско-патриотической направленности:
Главные цели Программы – способствовать формированию чувства патриотизма и гражданственности, любви к Отечеству, к его истории, уважением к подвигам; укрепление в школе толерантной среды на основе ценностей многонационального общества, взращивание культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека, создание возможностей для творческого развития детей; приобщение детей к культурным ценностям.
Основные задачи Программы:
- формировать толерантное сознание обучающихся в школе, представление о толерантной городской среде, идеологии и культуре толерантности;
- формировать позитивные установки в отношении представителей всех этнических групп, проживающих в нашем крае;
- формировать интерес и уважение к традициям, обычаям и культуре различных этнических групп, представленных в Донбассе;
- формировать мировоззрение и духовно-нравственную атмосферу этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу; общественного осуждения и наказания на основе действующего законодательства любых проявлений дискриминации, насилия, расизма и экстремизма на национальной и конфессиональной почве;
- вызвать интерес обучающихся к изучению истории страны, развивать познавательный интерес к отечественной истории;
- воспитать уважение к традициям разных народов, приобщить детей к мировым культурным ценностям, создавать условия для самореализации и развития творческого потенциала детей;
- научить аргументированно высказывать свое собственное мнение на иностранном языке.
Примерная программа по патриотическому воспитанию обучающихся на первом этапе ее осуществления ( частотность проведения занятий – 2 раза в месяц)
2015-2016 уч. год
Основные мероприятия |
Год, месяц, время проведения |
Класс |
Участники мероприятия |
Ответственные |
Установочное занятие факультатива, определение целей, задач, форм работы. |
11.09.2015 14.00 |
8-А |
Учитель английского языка, классный руководитель, члены родительского комитета, обучающиеся |
Администрация школы |
Плановое занятие факультатива на тему «Семья – мой первый маленький мир».(“My family is my first little world”). Создание проектных работ о семье, генеалогических деревьев, защита проектов. |
25.09.2015 14.00 |
8-А |
Учитель английского языка, обучающиеся |
Администрация школы |
Занятие факультатива на тему «Семейные реликвии». Создание фотовыставки семейных реликвий обучающихся. Защита проектов с помощью мини-сочинений «My Family Relics”. |
09.10 2015. 14.00 |
8-А |
Учитель английского языка, обучающиеся |
Администрация школы |
Занятие факультатива на тему «Традиции, обычаи, любимые песни и увлечения членов моей семьи». Составление «Family Book”. |
23.10.2015-14.00 |
8-А |
Учителя английского языка, родители, обучающиеся |
Администрация школы |
Занятие факультатива на тему «Кухня моей семьи» (“My Family Cuisine”), составление и обмен рецептами, описание семейных праздников. |
06.11.2015 14.00 |
8-А |
Учитель английского языка, мамы детей, обучающиеся |
Администрация школы |
Занятие факультатива на тему «Яркие воспоминания детства» (“Bright Memories of My Childhood”), работа с семейными фотоальбомами. Инсценирование эпизодов из детства. Написание сценария общего мини-спектакля «When I was little…”. |
20.11.2015 14.00 |
8-А |
Учитель английского языка, родители, обучающиеся |
Администрация школы |
Занятие факультатива «Что такое поколение?» (“What is a generation?”). Составление обучающимися флэш-карты памяти своей семьи. |
04.12.2015 14.00 |
8-А |
Учитель английского языка, обучающиеся |
Администрация школы |
Занятие факультатива «From the history of our fore-runners”. Поисковая работа и рассказ о родственниках, являющихся гордостью семьи. |
18.12.2015 14.00 |
8-А |
Учитель английского языка, обучающиеся, выпускники школы |
Администрация школы |
Занятие факультатива “Происхождение фамилий» (“Where do surnames come from?”). Прослеживание обучающимися происхождения своих фамилий, фамилий родственников. Составление карты фамилий (по способу образования). |
15.01.2015 14.00 |
8-А |
Учитель английского языка, обучающиеся, некоторые учителя школы |
Администрация школы |
Занятие факультатива «Лента времени моей семьи» (“Time strip of my family”). Защита видеоматериалов, интервью с родителями, родственниками об истории возникновения семьи. |
29.01.2015 14.00 |
8-А |
Учитель английского языка, обучающиеся |
Администрация школы |
Составление карты предприятий города, где работают родители и родственники обучающихся. Короткие рассказы о рабочих местах родных и близких людей. Работа с местной периодической прессой. |
05.02.2015. 14-00 |
8-А |
Обучающиеся, Учителя английского языка, библиотекарь школы |
Администрация школы |
Занятие факультатива «Мы – спортивная семья!» (“We are a sporty family!”) Рассказы о любимых видах спорта семьи, о возможных спортивных достижениях членов семьи. |
19.02.2015 14.00 |
8-А |
Учащиеся Учителя Родители |
Администрация школы |
Занятие факультатива «Мои родители – ученики!» (“My parents are schoolchildren”). Проектные работы о детстве родителей. Описание фотоматериалов. |
04.03.2015 14.00 |
8-А |
Учитель английского языка, обучающиеся |
Администрация школы |
Экскурсия в краеведческий музей. Составление плана экскурсии на английском языке. |
18.03.2015 14.00 |
8-А |
Учитель английского языка, обучающиеся |
Администрация школы |
Занятие факультатива на тему «Наш домострой». Сравнение устоев жизни своей семьи с семьями других. |
01.04.2015 14.00 |
8-А |
Обучающиеся, учитель английского языка |
Администрация школы |
Разработка и защита фамильных гербов, семейных девизов. Конкурс рисунков, плакатов, творческих работ, проектных работ «Мы очень разные, но мы едины». |
15.04.2015 14.00 |
8-А |
Обучающиеся, родители, школьная общественность, учитель английского языка |
Администрация школы |
Школьный мини-фестиваль « Моя большая семья!». Авторские стихи, семейные песни, чествование родных людей. |
07.05.2015 14-00 |
8-А |
Обучающиеся, Родители, учителя школы |
Администрация школы |
Заключительное заседание клуба. Итоговая конференция « Мой маленький мир, который я люблю». |
21.05.2015 14.00 |
8-А |
Все желающие |
Администрация школы |
Нормативно-правовые документы, используемые для написания Программы
-
Закон Донецкой Народной Республики об образовании (постановление № i-233п-нс от 19.06.2015 г).
Государственный образовательный стандарт среднего общего образования на 2015- 2016 гг.( от от 17.07.2015 № 325)
«Базисный учебный план общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики на 2015-2016 учебный год
Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы”, М.: 2006.
Типовое положение об общеобразовательном учреждении МОН ДНР.
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР.
Конституция ДНР.
Конвенция о правах ребенка.(1989 год)
Список литературы
-
Программа духовно-нравственного развития и воспитания в Образовательной системе “Школа 2100” (Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов), Москва.: 2011
И. Агапова, М.Давыдова Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис-пресс, 2002 – 224 с.
С.Адаменко Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 –23 с.
З.Т. Гасанов Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6 – 59 с.
7. Историческое краеведение / Под ред. Г-Н. Матюшина. — М.,1980.
И.П. Иванов Энциклопедия коллективных творческих дел.-Москва “Педагогика”, 1989- 160 с.
В.А. Овсянников Ставрополь-Тольятти.- Тольятти: Издательство фонда “Развитие через образование”. 1996- 307 с.
Л.И. Варанкина Моя родословная.-Курганск, 2001.