Рабочая программа для факультатива «Риторика. Культура речи» для 5-9 классов
Рабочая программа по факультативу «Риторика. Культура речи»
в соответствии с ФГОС ООО (5-9-е классы)
Разработал: Чернова Е.В.,
учитель первой квалификационной категории
Новосибирск, 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Риторика. Культура речи» для второго уровня обучения составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта основного общего образования»;
4. Авторская программа дополнительного образования «Риторика. Культура речи»: программа, программно-методические материалы «Школьная риторика» под редакцией Ладыженской Т.А. – М., 2012г.
Главными целями изучения курса «Риторика. Культура речи» являются:
- освоение обучающимися различных видов речевой деятельности и основ культуры устной и письменной речи, основ культуры речи и риторики, имеющих значение в повседневной жизни для практического применения;
- формирования умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, приобретение первичного профессионального опыта и начальной профессиональной ориентации;
- повышение речевой культуры и культуры общения школьников;
- создание условий для оптимальной социальной и творческой самореализации личности.
Данная цель направлена на решение следующих задач:
1. Формировать у учащихся представления о культуре речи и риторики как особой форме освоения информационного пространства, практические умения по созданию школьного печатного издания.
2. Развивать умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью, творческие и интеллектуальные способности обучающихся.
3. Воспитывать у школьников интерес к языку, осознанное отношение к культуре речи и риторики как необходимым областям знания при социализации и в профессиональной деятельности.
4. Способствовать формированию у обучающихся навыков совместной деятельности, активной жизненной позиции, потребности в постоянном повышении информированности.
Общая характеристика курса «Риторика. Культура речи»
Риторика является практико-ориентированным предметом, входит в образовательную область «Филология» и выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в различных сферах деятельности. Современная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия, теории общения и других смежных наук.
Содержание программы курса «Риторика. Культура речи» построено с учётом реализации практического аспекта, что позволяет обучающимся применять полученные теоретические знания в конкретных практических ситуациях (изучение общественного мнения по какому-либо актуальному вопросу школьного сообщества посредством изученных жанров, сбор материалов для школьного печатного издания).
Основной направленностью изучаемого курса является формирование коммуникативно-риторических умений и навыков двух типов:
- умения анализировать и оценивать общение (степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);
- умения общаться с учётом коммуникативной ситуации;
Риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества».
Программа рассчитана на учащихся второго уровня обучения, заинтересованных в освоении культуры речи и риторики. Она ориентирована на применение широкого комплекса знаний по изучаемым базовым дисциплинам (литература, русский язык, история, география).
Место курса в учебном плане МБОУ «Лицей № 136»
Согласно действующему в МБОУ «Лицей № 136» учебному плану рабочая программа данного курса составлена с учётом проведения занятий один раз в неделю. Общее количество часов в год варьируется в зависимости от класса: 5 класс – 35 учебных часов, 6 класс – 35 учебных часов, 7 класс – 35 учебных часов, 8 класс – 36 учебных часов, 9 класс – 34 учебных часа.
В соответствии с этим чётко спланированы темы теоретических занятий, включены занятия-практикумы, позволяющие применять полученные знания и умения в практических ситуациях. Рационально введены занятия «Творческой лаборатории», направленные на раскрытие и реализацию творческих способностей обучающихся, развитие их воображения, мышления, формирование коммуникативной компетенции.
Планируемые результаты освоения обучающимися курса «Риторика. Культура речи» на втором уровне обучения
Личностные результаты
Классы |
Личностные результаты |
5 |
- наличие представлений о языке как важнейшем средстве общения; - появление интереса к собственному языку, стремления его усовершенствовать; - наличие установки на понимание собеседника в процессе общения, достаточного объёма словарного запаса для выражения собственных мыслей; - появление интереса к риторике и культуре речи, желания реализовать свои возможности на практике; - наличие осознанного отношения к результатам своей деятельности. |
6 |
- осознание важности коммуникативных умений и навыков в процессе речевого общения; - наличие достаточного объёма словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе коммуникации; - осознание роли навыков, приобретаемых в процессе изучения основ риторики и культуры речи, в повседневной жизни; - появление интереса к риторике и культуре речи, желания участвовать в коллективном творческом деле по выпуску печатного издания. |
7 |
- понимание значения коммуникативных умений и навыков для построения эффективного речевого общения с представителями любой целевой аудитории; - наличие осознанного уважительного отношения к языку как средству коммуникации; - наличие достаточного объёма словарного запаса, грамматических и речевых средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, выражения собственного мнения и собственной позиции; - осознание важности основ риторики и культуры речи как особой формы освоения информационного пространства; - наличие интереса к риторике и культуре речи , желания заниматься ей, реализовывать собственные возможности и способности в издательском деле в процессе выпуска печатного издания. |
8 |
- понимание значения коммуникативных умений и навыков для построения эффективного речевого общения с представителями любой целевой аудитории; - наличие уважительного отношения к языку как средству коммуникации, потребности в совершенствовании собственной устной и письменной речи; - наличие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; - наличие достаточного объёма словарного запаса, грамматических и речевых средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, выражения собственного мнения и аргументирования собственной позиции; - наличие устойчивого интереса к риторике и культуре речи, потребности применять приобретённые знания и умения в практической деятельности в процессе выпуска печатного издания. |
9 |
- понимание значения коммуникативных умений и навыков для построения эффективного речевого общения с представителями любой целевой аудитории с учётом реализации поставленных целей; - наличие осознанного уважительного отношения к языку как средству коммуникации, потребности в его совершенствовании; - наличие достаточного объёма словарного запаса, грамматических и речевых средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, выражения собственного мнения и аргументирования собственной позиции; - наличие уважительного отношения к мнению окружающих, умения его принимать и понимать; - наличие навыков первичного профессионального опыта, основ профессиональной ориентации. |
Метапредметные результаты
Классы |
Метапредметные результаты |
||
Регулятивные |
Коммуникативные |
Познавательные |
|
5 |
- умение самостоятельно формулировать цель деятельности в зависимости от поставленной проблемы; - умение организовывать сотрудничество в рамках занятия. |
- умение понимать информацию устного и письменного сообщения; - умение создавать в устной форме короткие тексты разных публицистических жанров; - умение излагать собственные мысли в устной форме; - умение сравнивать различные точки зрения. |
- способность извлекать информацию из различных источников;
|
6 |
- умение ставить и формулировать цель деятельности; |
- умение понимать информацию устного и письменного сообщения; - умение создавать в устной и письменной форме тексты разных публицистических жанров; - умение излагать собственные мысли в устной и письменной форме; - умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения; - умение сравнивать различные точки зрения. |
- способность извлекать информацию из различных источников, перерабатывать её; |
7 |
- умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, корректировать её, осуществлять самооценку; - умение самостоятельно определять условия и пути для достижения целей деятельности. |
- умение понимать информацию устного и письменного сообщения; - умение создавать устные и письменные тексты разных публицистических жанров с учётом ситуации общения; - умение правильно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; - умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания. |
- способность извлекать информацию из различных источников СМИ, ресурсов Интернета, перерабатывать её, систематизировать; - умение формулировать проблему, выдвигать аргументы. |
8 |
- умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, осуществляя самоконтроль и самооценку; - умение самостоятельно определять условия и наиболее эффективные пути для достижения целей деятельности; - умение организовывать учебные и другие формы сотрудничества. |
- умение понимать информацию устного и письменного сообщения; - умение устанавливать причинно-следственные связи, строить устные рассуждения на заданную тему; - умение создавать устные и письменные тексты разных публицистических жанров с учётом адресата, замысла и ситуации общения; - умение свободно, правильно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; - умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания и языкового оформления. |
- способность извлекать информацию из различных источников СМИ, ресурсов Интернета, перерабатывать её, систематизировать; - умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений. |
9 |
- умение определять цель предстоящей деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно оценивать их; - умение самостоятельно определять условия и наиболее эффективные пути для достижения целей деятельности; - умение организовывать учебные и другие формы сотрудничества. |
- умение понимать информацию устного и письменного сообщения; - умение устанавливать причинно-следственные связи, строить устные и письменные рассуждения на заданную тему; - умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, жанровых особенностей и использованных языковых средств; - умение создавать устные и письменные тексты с учётом замысла, адресата и ситуации общения; - умение свободно, правильно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, к прослушанному, к увиденному; - владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями); - умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания и языкового оформления. |
- способность извлекать информацию из различных источников СМИ, ресурсов Интернета, перерабатывать её, систематизировать; - умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепочку рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис. |
Содержание курса «Риторика. Культура речи»
Класс |
Тема |
Содержание темы |
5 |
Умение общаться – важная часть культуры человека |
Особенности общения и умения общаться, роль и функции общения в современном мире. |
Ситуация речевого общения и её основные компоненты |
Особенности ситуации речевого общения, основные требования, предъявляемые к нему, компоненты общения. |
|
Виды общения |
Классификация общения, их отличительные черты, уместность использования разных видов общения в речевой ситуации. |
|
Сферы речевого общения |
Употребление речевого общения в разных сферах, специфика каждой сферы речевого общения. |
|
Практикум «Непосредственное и опосредованное общение, их особенности» |
Типологические признаки непосредственное и опосредованное общение, их особенности |
|
Культура телефонного разговора |
Значение телефонного разговора в жизни, диалог в разговоре по телефону, культура в разговоре по телефону. |
|
Вербальное и невербальное общение |
Основные виды общения, отличительные черты и особенности, уместное употребление невербального общения. |
|
Практикум «Тон речи» |
Характерные особенности тона речи, отличие тона от интонации, взаимодействия между участниками образовательного процесса |
|
Общение в официальной (деловой) обстановке. |
Особенности общения в деловой обстановке, значение культуры речи в диалоге. |
|
Практикум «Мимика и жестикуляция как средства устного общения» |
Особенности и прямое назначение мимики и жестикуляции, дополнительные возможности, которые дают мимика и жесты для передачи своих чувств и эмоций. |
|
Национальный характер жестов |
Сравнительная характеристика жестов разных народов, общее и отличное, функция жестов в общении. |
|
Русский невербальный этикет |
Понятие о этикете и о невербальном этикете, как следует корректно и сдержанно выражать свои эмоции без слов. |
|
Обобщающий урок по теме «Речевое общение». |
Повторение материала по теме «Речевое общение», его значение в жизни каждого человека, понятия вербального и невербального общения, мимики, жестов как составляющих компонентов общения. |
|
Защита творческих проектов «Слагаемые общения» |
Защита творческих проектов |
|
Текст. Признаки текста |
Понятие текста, текст как единица синтаксиса, отличия текста от слова и словосочетания, функции текста, составляющие текста. |
|
Практикум «Тема и основная мысль текста». |
Тема и основная мысль текста как его главные составляющие, умение определять тему и основную мысль в текстах разных жанров. |
|
Структурно-смысловые части текста |
Требования к оформлению текста, абзацное членение, наличие структурно-смысловых частей текста. |
|
Типы текста |
Характеристика типов текста, отличительные особенности повествования, описания и рассуждения, требования к созданию разных типов текста. |
|
Практикум «Вторичные тексты» |
Понятие о вторичных текстах, создание вторичных текстов из уже существующих. |
|
Виды пересказа |
Особенности пересказа, виды пересказа, умение пересказывать текст подробно, выборочно, сжато и т.д. |
|
Стили речи: понятие, особенности и сфера употребления |
Разновидности стилей речи, отличительные особенности каждого стиля речи, умение отличать тексты разных стилей. |
|
Практикум «Урок развития речи. Личное письмо в СМИ (публицистического характера)» |
Создание личного письма в СМИ, специфика создания письма публицистического стиля. |
|
Публичная речь |
Представление о публичной речи. Значение публичной речи для народа. Соблюдение этики при составлении публичной речи. |
|
Разновидности ораторской речи |
Понятие об ораторской речи. Понятие «оратор», требования к написанию ораторской речи. |
|
Речевые информационные жанры |
Понятие о речевых информационных жанрах, специфика написания разных информационных жанров. |
|
Практикум «Вывески. Объявления. Аннотация». |
Требования к составлению вывесок, объявлений, аннотаций, их отличительные особенности и назначение. |
|
Бытовые жанры |
Понятие о бытовых жанрах, их разновидности и классификации, значение бытовых жанров в жизни |
|
Беседа и разговор |
Особенности беседы и разговора, создания текста беседы и разговора на заданную тему. |
|
Практикум «Газетные жанры: хроника, заметка, репортаж». |
Отличительные особенности газетных жанров, определение специфики хроники, заметки, репортажа, составление текстов заметки и репортажа. |
|
Практикум «Речевые жанры малых форм (для развития креативно-речевых способностей)». |
Понятие речевых жанров малых форм, умение отличать каждый жанр друг от друга |
|
Итоговый урок. Защита проектов по выбранным темам («Культура общения», «Разновидности речевых жанров в СМИ») |
Защита творческих проектов. |
|
6 |
Адресат – кто он? Двуликое «что». Сигналы речи. Слово ритора меняет ход истории |
Представление об особенностях оформления материала в аналитическом и информационном жанре. Содержательно-тематическая и композиционно-графическая модель периодического издания. Составление концепции газеты. |
Практикум «Официальное – неофициальное общение» |
Воспроизведение официального и неофициального общения. Отличительные черты, специфика. |
|
Великая сила голоса |
Понятия голоса, составляющие голоса: тон, тембр, высота, полетность, чистота и т.д. |
|
Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты. |
Примеры использования жестов при общении, распространенные жесты, их значение и трактовка, уместные и неуместные жесты, использование этики при жестикулировании. |
|
Практикум «Установка на восприятие. Способы и приёмы слушания». |
Значение восприятия как важной составляющей при создании любого текста, способы слушания, приемы слушания. |
|
Учимся читать учебный текст. Ознакомительное чтение |
Понятие текста, признаков текста, определение учебного текста, его отличие от текстов других стилей. Значение ознакомительного чтения. |
|
Практикум «Разные, разные ответы. Как важно начать. Развёрнутый ответ. Основная часть. Конец – всему делу венец». |
Особенности ответов, разновидности ответов, требования, предъявляемые к созданию ответов в разных речевых ситуациях. Значение развернутого ответа и конца. |
|
Клише. Штампы. Находки. |
Значение клише и штампов, создание текстов с использованием клише и штампов, авторские находки при создании текстов. |
|
Вежливое обращение. Похвальное слово |
Понятие обращения и вежливого обращения, нахождение разницы между двумя понятиями, проигрывание ситуаций и вежливым и грубым обращением. Значение похвального слова в языке. |
|
Практикум «Изобретаем речь. Что значит изобретать речь. Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров» |
Особенности и сфера употребления речи, конструирование речи на предложенные темы. Отличительные особенности речевых жанров, |
|
Практикум «Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными». |
Знакомство с аннотациями на книги, составление аннотации на любимую книгу в соответствии с жанровыми особенностями. |
|
Практикум «Отзыв». |
Знакомство с отзывами на разные статьи и книги, создания собственного отзыва на доклад учащихся, на любимую книгу. |
|
Автор – рассказчик – герой рассказа. Услышанные истории. Выдуманные истории. Небывальщины |
Роль автора в рассказе. Классификации историй и их особенности, создание собственных историй разной тематики. |
|
Можно ли управлять спорами |
Специфика и назначение спора, всегда ли рождается истина в споре, соблюдение этики при споре, конфликт сторон, примирение и ссоры. |
|
Практикум «Если ты – ведущий» |
Понятие слова «ведущий», роли ведущих в игре, в звене, в походе, на праздники, общее и отличное, умение проявить артистические и ораторские умения в роли ведущего на празднике. |
|
Притча. Понятие о притче. Уместность использования притчи |
||
Определение притчи, признаки и отличительные черты притч, история создания притч, значение, анализ притч, попытка создать собственную притчу. |
||
Практикум «Особенности писем. Письмо- поздравление, письмо-просьба и прочие» |
Структура письма, понятие адресата и адресанта, виды писем (рукописные, печатные, электронные), функции писем-поздравлений, писем-просьб. |
|
Не просто беседа. Как подготовить интервью |
Характеристика беседы, отличие беседы и интервью, составление беседы и интервью на заданные темы. |
|
7 |
Вводные занятия 1-3. Модель речевой ситуации. Компоненты: Где? Когда мы общаемся? |
Составляющие модели речевой ситуации, воспроизведение данных учителей речевых ситуаций по заданной схеме, составление алгоритма работы. |
Виды общения. Личное – публичное, их особенности |
Особенности общения, роль общения в жизни, специфика видов общения, определение личного и публичного общения. |
|
Практикум «Совершенствуем свой голос. Что мешает голосу «летать»». |
Понятия голоса и его составляющих: чистоте, высоте, полетности и т.д., отработка заданий на определение и совершенствование полетности голоса |
|
Контакт начинается со взгляда. Помощники слова – взгляд, улыбка. |
История появления контактов между группами людей, отличительные признаки контакта и общения, контакт как составляющая общения. Значение улыбки и взгляда при контакте. |
|
Типы информации |
Роль информации в жизни человека, сбор, обработка и хранение информации, особенности типов информациию. |
|
Практикум «Определение, правила, описательная характеристика». |
Основные требования к описательной характеристики предмета и человека, составление описательной характеристики предмета по выбору учащихся. |
|
Коммуникативные качества речи. Достоинства и недостатки речи. Риторика уважения. Знакомство. |
Возможности коммуникативной функции речи, вычленение достоинств и недостатков речи, этика при общении коммуникантов. Знакомство как вид межличностного общения. |
|
Практикум «Совет. Советы бывают разными. Вежливое возражение». |
Составление советов по предложенным темам и ситуациям. возражение как форма отказа от совета или несогласия с ним. Этика при возражении. |
|
Редактирование. Этапы редактирования. Культура цитирования. Основные правила. |
Основные задачи редактирования, его этапы. Понятие «редактор», его задачи, объект редактирования. Использование цитата в устной и письменной речи, правила оформления цитат. |
|
Практикум «Особенности делового стиля. Составление деловых бумаг». |
Понятие «деловой стиль», отличительные черты делового от других стилей речи. Правила составления деловых бумаг, работа с деловыми бумагами: анализ, составление. |
|
Практикум «Типы вопросов: уточняющие позицию, побуждающие к откровенности, проблемные». |
Вопрос как способ найти ответ на существующие проблемы. Типы вопросов. Составление вопросов разных типов. |
|
Понятие о поликодовом тексте, его особенности. |
Определение «текста», «кода», «поликодового текста», анализ поликодового текста, работа с поликодовыми текстами. |
|
Чужая речь в тексте. Что такое чужая речь, для чего нужна цитата?. |
Понятие чужой речи, ее значение в тексте, правила оформления чужой речи на письме. Составление предложений с чужой речью. |
|
Практикум «Информационные газетные журналы. Хроника. Заметка». |
Разновидности газетных жанров. Отличие заметки от хроники. Работа по алгоритму с хроникой и заметками. |
|
Практикум «Репортаж и репортеры». |
Образ репортера в истории советско-российской журналистики, роль репортера в современности, составление репортажа «с места событий» . |
|
Итоговый урок. Подведение итогов. |
Закрепление изученного, защита творческих проектов. |
|
8 |
Общение. Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки. |
Специфика общения. Функция общения в современном обществе. Понятие коммуникативных промахов, неудач и ошибок. Анализ аудиозаписей с промахами и ошибками. |
Практикум «Виды общения». Контактное – дистантное общение, их особенности. |
Значение общения в повседневной жизни, виды общения и их основные отличия. Составление разных видов речи. |
|
Практикум «Подружимся с голосом». Послушаем свой голос. |
Голос как основной фактор общения. Анализ собственного записанного голоса. Работа с голосовыми данными, их коррекция. Составление голосового сценария. |
|
Невербальные средства общения. Поза, ее коммуникативное значение. |
Значение невербальных видов общения. Определение позы, мимики, жестов. Молчание как невербальное средство общения. Этика в невербальном общении. |
|
Практикум «Учимся отвечать». Инструктивная речь. |
Характеристика вопросов и ответов. Структура полного и неполного ответов на поставленные вопросы. Сравнительная характеристика предметов и людей в литературе, составление сравнительной литературы. |
|
Качества речи. Качества речи. |
Возможности речи, вычленение достоинств и недостатков речи. Выразительная речь как отличительная особенность чтецов и ораторов. Работа над выразительностью речи. |
|
Учимся читать учебную литературу. Выписки. Приемы осмысления учебного текста. Конспекты, тезисы учебного текста. |
Определение учебной литературы. Работа с учебной литературой. Определение выписки, конспекта, тезисов, сообщения, реферата. Работа с данными жанрами. |
|
Риторика уважения. Вежливое возражение. Утешение. |
Составление алгоритма работы по теме. Этика в разговоре. Возражение как вид несогласия коммуникантов. |
|
Практикум «Этапы подготовки текста». Изобретение, расположение, выражение. Риторические фигуры. |
Особенности этапов подготовки текста. Определение речевых фигур, разновидности и примеры речевых фигур. Работа с художественными текстами. |
|
Практикум «Учимся спорить». Способы доказательств. |
Спор как форма общения. Значение аргументов и доказательств в споре. Их отличия. Определения оппонента. Этика в споре. |
|
Вторичные тексты. Инсценировка. |
Понятие о вторичных текстах, создание вторичных текстов из уже существующих. Инсценировка как вид вторичных текстов. Инсценировка заданных ситуаций. |
|
Необычные (поликодовые) тексты. История фотографии (снимка). Языковая связь текста с фотографией. |
Определение «текста», «кода», «поликодового текста», анализ поликодового текста. Описание любимой фотографии и информации, переданной ею. |
|
Практикум «Деловые жанры». Личное официальное письмо (с запросом информации, с благодарностью и т.д.). Автобиография. Протокол. Отчет о работе. |
Определение деловых жанров, их классификация, составление личного официального письма с благодарностью. Работа с автобиографиями, протоколами. Составление отчета о работе. |
|
Бытовые жанры. Похвальное торжественное слово. Застольное слово. |
Характеристика бытовых жанров, их назначение. Анализ похвальных и застольных слов. Составление застольных слов на выбранные темы. |
|
Практикум «Газетные жанры. Заметка. Репортаж. Портретный очерк, его особенности». |
Особенности газетных жанров: заметки, репортажа. Анализ газетных жанров, популярные темы, раскрытые в газетных жанрах. Попытка написать портретный очерк, определить его роль. |
|
Прецедентные тексты. Понятие о прецедентных текстах. |
Понятие прецедентных текстов, работа с ними, составление алгоритма работы с прецедентными текстами. |
|
Повторение и обобщение курса |
Защита творческих проектов. |
|
9 |
История риторики. Язык – самый эффективный из всех известных человеку видов оружия.
|
Специфика риторики как науки о красивой речи. Определение языка |
Нравственность речи: ориентация на добро, невмешательство в личную жизнь человека. Нравственный барьер между старшим и младшим поколениями.. |
Оформление статистических данных для газеты лицея, отражающих приоритетность профессий, связанных с журналистикой. |
|
Позиция слушающего и его реакция. Сознательная и бессознательная мотивация речи. Психологическое зондирование. |
Особенности и структура журналистского текста в аспекте разных жанров прессы. |
|
Практикум «Целесообразная речь» |
Слоган. Виды слоганов. Правила составления слоганов, требования к их структуре. |
|
Схема «один говорящий – один слушающий». Фактор аудитории: «Один говорящий – много слушающих». Страх публичного выступления. |
Составление, оформление слоганов на определённую тему, их размещение в периодическом издании лицея. |
|
Практикум «Страх публичного выступления – как его преодолеть?» |
Роль рекламы в средствах массовой информации. Виды рекламы. Требования к оформлению рекламного текста (в зависимости от вида рекламы). |
|
Практикум «Проблемы выпускников: встреча за круглым столом». |
Составление рекламного текста на заданную тему с учётом требований, предъявляемых к нему. |
|
Цель выступления. Самонастройка. Захват аудитории. |
Роль компьютерных коммуникаций в сфере журналистики. Электронные СМИ: их виды, функции, особенности. |
|
Практикум «Самонастройка на выступление» |
Печатные и электронные СМИ, выпускаемые в Новосибирске. Их преимущества и недостатки (с точки зрения обучающихся). |
|
Практикум «Как завоевать аудиторию». |
Рынок потребителей информации г. Новосибирска. Спрос на печатную продукцию. Целевая аудитория для различных периодических изданий Новосибирска. |
|
Ритуальная речь. Провокационная речь. Императивная речь |
Оформление модели периодического издания для жителей г. Новосибирска на основе спроса на печатную продукцию, особенностей целевой аудитории. |
|
Практикум «Как произнести ритуальную речь? Как защититься от провокационной и императивной речи?» |
Позитивное и негативное влияние средств массовой информации на общество. Роль СМИ в процессе социализации личности. |
|
Композиция речи. Логико-речевое доказательство. Аргументация. |
Новостная заметка. Критерии подбора новостей для периодического издания. Требования к оформлению новостного материала. |
|
Практикум «Как выстроить речь? Композиция речи». |
||
Практикум «Логико-речевое доказательство. Аргументация». |
Репортаж. Виды репортажа. Требования к составлению репортажей на определённую тему. Отражение в репортаже авторской позиции. |
|
Дедуктивная демонстрация. Индуктивная демонстрация. Демонстрация по аналогии. |
||
Практикум «Дедуктивная демонстрация» |
Интервью. Специфика составления интервью. Этапы работы над интервью. Этика журналиста и его речевая культура в процессе коммуникации с респондентом. Интервью в телевизионных жанрах. |
|
Практикум «Индуктивная демонстрация» |
||
Дополнительные виды демонстрации. Искусство публичного выступления и дискуссии |
Требования к телерепортажу. Элементы интервью в телерепортаже. Составление телерепортажа на какую-либо актуальную тему с включением интервью для представления участникам образовательного процесса. |
|
Практикум «Демонстрация по аналогии. Дополнительные виды демонстрации». |
Статья. Структура статьи. Виды статей в прессе. Требования к составлению статей различных видов. |
|
Практикум «Публичное выступление и участие в дискуссии» |
Составление полемической статьи на актуальную для современного общества тему с учётом требований и правил оформления. |
|
Виды спора. Риторический диалог. |
Отчёт, роль отчётов в прессе. Рецензия, структура рецензии. Очерк: виды очерков, используемых в прессе, требования к составлению очерка. |
|
Практикум «Виды спора. Риторический диалог». |
Составление и оформление проблемного очерка на какую-либо актуальную тему школьного сообщества. |
|
Особенности жестикуляции. Как вести себя на переговорах – дипломатические жесты |
Отзыв, роль отзывов в прессе. Эссе, особенности оформления эссе. Аннотация, виды аннотаций. |
|
Практикум «Особенности жестикуляции». |
Маркетинг СМИ в современном мире. Влияние средств массовой информации на процесс развития экономики страны. |
|
Практикум «Как вести себя на переговорах – дипломатические жесты». |
Исследование профессиональной ориентации обучающихся. Выявление их приоритетов выборе профессий, относящихся к сфере журналистики. |
|
Защита зачётных работ. |
Составление и представление творческого досье журналиста (для учащихся, имеющих желание заниматься журналисткой деятельностью в будущем). |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Класс |
Тема |
Количество часов |
Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
5 |
Умение общаться – важная часть культуры человека |
1 |
Фронтальная беседа, устный опрос о значении и особенностях общения, комплексное повторение, тезирование предложенной статьи |
Ситуация речевого общения и её основные компоненты |
1 |
Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом «Компоненты речевого общения», проектирование выполнения домашнего задания, заполнение таблицы «Ситуации речевого общения» |
|
Виды общения |
1 |
Урок-презентация «Виды общения», работа в группах: формулирование аргументов на основе мнений участников полилога., составления алгоритма выполнения задачи. |
|
Сферы речевого общения |
1 |
Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, работа с карточками «Сферы речевого общения» |
|
Практикум «Непосредственное и опосредованное общение, их особенности». |
1 |
Коллективная работа с интерактивной доской, работа в парах по алгоритму, оформление тезисов на основе рассказа учителя, заполнение обобщающей таблицы на основе прослушанного материала. |
|
Культура телефонного разговора |
1 |
Работа в парах: составление блок-схемы «Культура речевого общения», индивидуальная творческая работа по дидактическому материалу, составление телефонных диалогов. |
|
Вербальное и невербальное общение |
2 |
Урок-презентация «Вербальное и невербальное общение», работа в парах, составления алгоритма выполнения задачи, перевод жестов в слова |
|
Практикум «Тон речи» |
1 |
Групповая работа (анализ текста учебника), фронтальная беседа по содержанию учебника, анализ просмотренного видеофрагмента. |
|
Общение в официальной (деловой) обстановке |
1 |
Индивидуальная работа с тестами, работа с интерактивной доской (конспектирование материала по памятке «Общение в деловой обстановке»), ролевая игра «Деловое общение» |
|
Мимика и жестикуляция как средства устного общения |
1 |
Работа с учебником (конспектирование материала по памятке), анализ видеофрагмента, групповая работа (составление алгоритма уместного употребления мимики и жестов в разговоре) |
|
Практикум «Национальный характер жестов» |
1 |
Работа с Интернет-статьей, индивидуальная работа по дидактическому материалу), устные сообщения, составление справки |
|
Русский невербальный этикет |
1 |
Работа в парах с дидактическим материалом «Русский невербальный этикет», индивидуальная творческая работа. |
|
Обобщающий урок по теме «Речевое общение». |
1 |
Контроль и самоконтроль изученных понятий, работа с тестами, теоретический мини-тест, маркированное чтение текстов. |
|
Защита творческих проектов «Слагаемые общения» |
2 |
Защита проектов, творческая работа . |
|
Текст. Признаки текста |
1 |
Выполнение творческого задания, отработка новых знаний, анализ просмотра видеоролика, работа с текстом, составление опорной схемы «Признаки текста». |
|
Практикум «Тема и основная мысль текста». |
1 |
Составление плана статьи, фронтальная беседа, комплексное повторение. |
|
Типы текста |
1 |
Работа в парах: составление алгоритма определения типа текста, фронтальная беседа, комплексное повторение, работа с карточками «Определите тип текста» |
|
Вторичные тексты |
1 |
Изучение параграфа учебника, анализ текста, работа с интерактивной доской |
|
Виды пересказа |
1 |
Комплексное повторение, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, пересказ текста (выборочный, подробный, сжатый). |
|
Стили речи: понятие, особенности и сфера употребления |
2 |
Конспектирование параграфа, составление плана статьи «Стили речи», фронтальная беседа, комплексное повторение, работа с текстами различных стилей, мини-тест по стилистике. |
|
Практикум. Урок развития речи. Личное письмо в СМИ (публицистического характера) |
1 |
Контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма написания письма публицистического характера, составление письма в школьную газету. |
|
Публичная речь |
1 |
Фронтальная беседа, просмотр видеоролика, творческая работа «Составление речи депутата», составление плана публичного выступления о школьном пресс-центре. |
|
Разновидности ораторской речи |
1 |
Конспектирование параграфа, работа в парах: тезирование статьи, составление вопросов к параграфу учебника, фронтальная беседа. |
|
Речевые информационные жанры |
1 |
Составление плана статьи, работа в группах: обсуждение данной тематики (актуальность, востребованность), разработка рубрик и их содержательного наполнения, творческая работа. |
|
Практикум «Вывески. Объявления. Аннотация» |
1 |
Фронтальная беседа, коллективное проектирование способов выполнения классного задания, защита творческих проектов. |
|
Бытовые жанры |
1 |
Индивидуальная работа с дидактическим материалом, проектная работа в группах, творческое задание «Определи жанр по его описанию». |
|
Практикум «Беседа и разговор» |
1 |
Комплексное повторение, фронтальный опрос, анализ видеоролика, работа с интерактивной доской, составление микродиалогов. |
|
Газетные жанры: хроника, заметка, репортаж |
1 |
Работа в группах: определение жанров газетных статей, индивидуальная работа с газетными статьями разных жанров, творческая работа, составление заметок в школьную газету. |
|
Практикум «Речевые жанры малых форм (для развития креативно-речевых способностей)». |
1 |
Фронтальный опрос, работа с дидактическим материалом, творческая работа, проектирование выполнения домашнего задания. |
|
Итоговый урок. Защита проектов по выбранным темам («Культура общения», «Разновидности речевых жанров в СМИ») |
2 |
Защита творческих проектов. |
|
|
Всего: 35 часов, из них практикумов - 8 |
|
|
6 |
Адресат – кто он? Двуликое «что». Сигналы речи. Слово ритора меняет ход истории |
2 |
Устные ответы на вопросы по данным темам, воспроизведение опорных конспектов, составление вопросов к блиц-опросу. |
Практикум «Официальное – неофициальное общение» |
2 |
Работа в парах: повторение теоретического материала, работа с интерактивной доской с целью определения особенностей общения по характерным признакам. |
|
Великая сила голоса |
2 |
Составление опорного конспекта по рассказу учителя, анализ прослушанных записей. |
|
Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты |
2 |
Составление блок-схемы на основе прослушанного материала, проигрывание сцен с уместным и неуместным употреблением жестов. |
|
Практикум «Установка на восприятие. Способы и приёмы слушания» |
2 |
Анализ статьи учебника, работа в парах: использования разных способов и приемов для сообщения важной информации. |
|
Учимся читать учебный текст. Ознакомительное чтение |
2 |
Работа в парах: анализ учебных текстов, составление учебного текста по алгоритму. |
|
Практикум «Разные, разные ответы. Как важно начать. Развёрнутый ответ. Основная часть. Конец – всему делу венец» |
2 |
Работа с дополнительной литературой, тезирование материала, составление ответов на заданные темы |
|
Клише. Штампы. Находки. |
2 |
Работа в парах: составление текста с использованием клише и штампов. |
|
Вежливое обращение. Похвальное слово |
2 |
Составление опорного конспекта по рассказу учителя, анализ просмотренных видеозаписей. |
|
Практикум «Изобретаем речь. Что значит изобретать речь. Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров» |
2 |
Работа с дополнительной литературой, анализ речи знаменитости, составление речи на заданную тему. |
|
Практикум «Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными» |
2 |
Индивидуальная работа: анализ аннотации на книги, составление аннотации на любимую книгу |
|
Практикум «Отзыв» |
2 |
Индивидуальная работа: анализ отзыва на статьи и книги, составление отзыва на любимую книгу. |
|
Автор – рассказчик – герой рассказа. Услышанные истории. Выдуманные истории. Небывальщины |
2 |
Просмотр видеофайла, раскрывающего значение автора в рассказе, создание историй по заданию, данному учителем. |
|
Можно ли управлять спорами |
2 |
Работа в группах: создание спорной ситуации, анализ смоделированного спора. |
|
Практикум «Если ты - ведущий» |
2 |
Индивидуальная работа: создание текста ведущего на празднике. |
|
Притча. Понятие о притче. Уместность использования притчи |
1 |
Представление разработанной притчи перед аудиторией. |
|
Практикум «Особенности писем. Письмо- поздравление, письмо-просьба и прочие» |
3 |
Работа в группах: оформление письма в рукописном и электронном виде по разработанной модели. |
|
Не просто беседа. Как подготовить интервью? |
1 Всего: 35 часов, из них практикумов - 16 |
Представление интервью в устной и письменной форме. |
|
7 |
Вводные занятия 1-3. Модель речевой ситуации. Компоненты: Где? Когда мы общаемся? |
3 |
Составление вопросов по изученным темам, взаимоопрос, работа с электронным тренажёром, составленным учителем, разработка опорной схемы «Модель речевой ситуации», устные сообщения на заданные темы, викторина по изученным в прошлом году понятиям. |
Виды общения. Личное – публичное, их особенности |
3 |
Работа в парах: сбор материалов о проведении лицеистами летних каникул, о новых знакомствах, о роли общения, сообщения об особенностях общения, работа по алгоритму. |
|
Практикум «Совершенствуем свой голос. Что мешает голосу «летать»». |
2 |
Работа с дополнительным материалом, тренировка голоса, голосовая разминка, тезирование статьи учебника. |
|
Контакт начинается со взгляда. Помощники слова – взгляд, улыбка. |
2 |
Работа в группах: налаживание контакта друг с другом без слов, инсценировка ситуаций, предложенных обучающимися, сообщения на заданные темы. |
|
Типы информации |
3 |
Просмотр видеоматериала об истории появления информации, о ее видах. Изучение на основе дополнительной литературы требований к разным типам информаций. |
|
Практикум «Определение, правила, описательная характеристика». |
2 |
Работа с текстами художественной литературы. Составление описательной характеристики предметов и людей (по усмотрению учащихся). |
|
Коммуникативные качества речи. Достоинства и недостатки речи. Риторика уважения. Знакомство. |
2 |
Составление опорного конспекта на основе рассказа учителя, разработка рекомендаций по совершенствованию речи. Работа с голосовыми данными. |
|
Практикум «Совет. Советы бывают разными. Вежливое возражение». |
2 |
Работа с дополнительной литературой, краткое конспектирование статьи учебника, составление советов по предложенным темам |
|
Редактирование. Этапы редактирования. Культура цитирования. Основные правила. |
2 |
Работа с дополнительной литературой, составление опорной блок-схемы, редактирование текстов. |
|
Практикум «Особенности делового стиля. Составление деловых бумаг». |
2 |
Анализ деловых бумаг разного вида, составление деловых бумаг по аналогии. |
|
Практикум «Типы вопросов: уточняющие позицию, побуждающие к откровенности, проблемные». |
2 |
Работа в парах: аналитическая работа с дополнительной литературой Составление вопросов разных типов. |
|
Понятие о поликодовом тексте, его особенности. |
2 |
Изучение дополнительной литературы по данной теме, составление сообщения о поликодовых текстах, анализ предложенных фотографий и картин. |
|
Чужая речь в тексте. Что такое чужая речь, для чего нужна цитата?. |
2 |
Индивидуальная работа: определение чужой речи в тексте и предложениях, составление схем чужой речи, повторение правил о знаках препинания при чужой речи. |
|
Практикум «Информационные газетные журналы. Хроника. Заметка». |
2 |
Изучение на основе дополнительного материала особенностей газетных жанров, работа в парах –работа с хрониками, заметками, составление собственных заметок. |
|
Практикум «Репортаж и репортеры». |
2 |
Работа в группах: создание образа репортера по дополнительным материалам, анализ просмотренных видеороликов, создание репортажа «с места события». |
|
Итоговый урок. Подведение итогов. |
2 Всего: 35 часов, из них практикумов - 14 |
Работа в группах: защита творческих проектов. |
|
8 |
Общение. Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки. |
3 |
Устные сообщения по данной теме, прослушиваний аудиофайлов «Ошибки в общении», просмотр вдедеозаписей «Коммуникативные промах и ошибки». Составление сообщения о типичных коммуникативных ошибках. |
Практикум «Виды общения». Контактное – дистантное общение, их особенности. |
2 |
Представление устных сообщений с презентацией, инсценировка ситуаций с заданным финалом, составление собственных сценарией с разными видами речи. |
|
Практикум «Подружимся с голосом». Послушаем свой голос. |
2 |
Работа с голосовыми данными, прослушивание записей собственного голоса, составление голосового сценария. |
|
Невербальные средства общения. Поза, ее коммуникативное значение. |
2 |
Составление плана статьи учебника, характеристика основных невербальных средств общения. |
|
Практикум «Учимся отвечать». Инструктивная речь. |
2 |
Работа в парах: составление инструктивной речи и сравнительной характеристики предметов по выбору учащихся. |
|
Качества речи. Качества речи. |
2 |
Представление устных сообщений по данной теме, обсуждение прослушанного в парах, аналитическое прослушивание видеозаписей выразительной речи, работа над выразительностью собственной речи. |
|
Учимся читать учебную литературу. Выписки. Приемы осмысления учебного текста. Конспекты, тезисы учебного текста. |
2 |
Работа с учебной литературой, конспектирование и тезирование учебного текста, составление аналитической справки о проделанной работе. |
|
Риторика уважения. Вежливое возражение. Утешение. |
2 |
Ролевая игра «Будем вежливы», составление сценария для инсценировки по предложенной теме. |
|
Практикум «Этапы подготовки текста». Изобретение, расположение, выражение. Риторические фигуры. |
2 |
Составление опорного конспекта на основе рассказа учителя, изучение дополнительной литературы, работа с текстами художественной литературы. |
|
Практикум «Учимся спорить». Способы доказательств. |
2 |
Ролевая игра «Спорщики», инсценирование предложенных сценариев, работа в парах: специфика аргументов и доказательств, работа с текстами научного стиля. Составление памятки о культурном выражении несогласия. |
|
Вторичные тексты. Инсценировка. |
2 |
Работа в группах: разработка на основе имеющегося материала вторичных текстов. Инсценировка получившихся сценариев. |
|
Необычные (поликодовые) тексты. История фотографии (снимка). Языковая связь текста с фотографией. |
2 |
Конспектирование статьи учебника, анализ просмотренных фотографий и картин. Сообщения «История фотографии» |
|
Практикум «Деловые жанры». Личное официальное письмо (с запросом информации, с благодарностью и т.д.). Автобиография. Протокол. Отчет о работе. |
2 |
Работа в группах: выборка и обработка материала по данной теме. Составление личного официального письма с запросами. Анализ информации из дополнительной литературы, составление по образцу отчета о работе. |
|
Бытовые жанры. Похвальное торжественное слово. Застольное слово. |
2 |
Работа в парах: изучение дополнительной литературы, составление похвального и застольного слова. |
|
Практикум «Газетные жанры». Заметка. Репортаж. Портретный очерк, его особенности. |
2 |
Составление опорного конспекта на основе рассказа учителя, работа со статьями газеты. Составление заметки или репортажа. |
|
Прецедентные тексты. Понятие о прецедентных текстах |
2 |
Составление опорной схемы на основе рассказа учащихся, составление короткого текста с использованием экспрессивных средств. |
|
Повторение и обобщение курса |
3 |
Работа в группах: разработка и оформление «Справочника настоящего оратора» |
|
|
Всего: 36 часов, из них практикумов - 14 |
. |
|
9 |
История риторики. Язык – самый эффективный из всех известных человеку видов оружия.
|
1 |
Обмен мнениями по данному вопросу, составление в парах аргументов «за» и «против». |
Нравственность речи: ориентация на добро, невмешательство в личную жизнь человека. Нравственный барьер между старшим и младшим поколениями.. |
1 |
Работа в парах: исследование статистики по России и региону. Круглый стол «Я за нравственность». |
|
Позиция слушающего и его реакция. Сознательная и бессознательная мотивация речи. Психологическое зондирование. |
1 |
Составление опорного конспекта на основе изучения дополнительной литературы, рассказа учителя. |
|
Практикум «Целесообразная речь» |
1 |
Оформление в виде тезисов лекции учителя, составление памятки о целесообразной речи. |
|
Схема «один говорящий – один слушающий». Фактор аудитории: «Один говорящий – много слушающих». Страх публичного выступления. |
1 |
Работа в парах: составление схемы, заседание круглого стола «Один говорящий – много слушающих». |
|
Практикум «Страх публичного выступления – как его преодолеть?»
|
1 |
Просмотр видеофайла, составление опорной блок-схемы, изучение особенностей страха публичного выступления». |
|
Практикум «Проблемы выпускников: встреча за круглым столом». |
2 |
Работа круглого стола «Проблемы выпускников»: обсуждение проблем на пороге школы и возможные пути их разрешения. |
|
Цель выступления. Самонастройка. Захват аудитории. |
1 |
Устные сообщения на заданную тему, ознакомление с дополнительной литературой, просмотр видеофайлов. |
|
Практикум «Самонастройка на выступление» |
2 |
Работа в группах: анализ статей по теме, видеоматериалов, составление памятки «Самонастройка на выступление». |
|
Практикум «Как завоевать аудиторию». |
1 |
Аналитическая работа: изучение статистических данных. Выступление учащихся по теме занятия. |
|
Ритуальная речь. Провокационная речь. Императивная речь |
2 |
Работа в группах: знакомство с текстами ритуальной речи, провокационной и императивной, разработка текста речи на выбор. |
|
Практикум «Как произнести ритуальную речь? Как защититься от провокационной и императивной речи?» |
1 |
Устные сообщения на заданную тему, работа в парах - заполнение обобщающей таблицы «Типы речи». |
|
Композиция речи. Логико-речевое доказательство. Аргументация. |
1 |
Составление опорного конспекта на основе рассказа учителя, просмотр отрывков текстов научного стиля. |
|
Практикум «Как выстроить речь? Композиция речи». |
2 |
Работа в группах: составление памятки по теме «Как выстроить речь?», анализ выступлений учащихся |
|
Практикум «Логико-речевое доказательство. Аргументация». |
1 |
Изучение дополнительной литературы, тезирование материала, устные рассуждения на тему «Важна ли позиция автора в тексте?» |
|
Дедуктивная демонстрация. Индуктивная демонстрация. Демонстрация по аналогии. |
2 |
Работа в группах: составление опорной схемы «Виды демонстрации», работа с интерактивной доской, анализ видеозаписей . |
|
Практикум «Дедуктивная демонстрация» |
1 |
Тезирование материала, данного учителем, ролевая игра «Дедуктивная демонстрация», устные сообщения на данную тему. |
|
Практикум «Индуктивная демонстрация» |
1 |
Просмотр видеофайла, работа с дополнительной литературой, составление опорного конспекта. |
|
Дополнительные виды демонстрации. Искусство публичного выступления и дискуссии |
2 |
Работа в группах: оформление учебного пособия «Искусство публичного выступления и дискуссии». |
|
Практикум «Демонстрация по аналогии. Дополнительные виды демонстрации». |
1 |
Составление таблицы на основе рассказа учителя, заполнение её конкретными примерами из статей периодических изданий. |
|
Практикум «Публичное выступление и участие в дискуссии» |
2 |
Работа в группах: составление полемической статьи на одну из актуальных тем подросткового возраста. |
|
Виды спора. Риторический диалог. |
1 |
Работа в парах: разработка понятийного аппарата по данной теме, составление риторического диалога и его инсценировка. |
|
Практикум «Виды спора. Риторический диалог». |
1 |
Работа в группах: составление проблемного диалога по данной учителем теме и его инсценировка. |
|
Особенности жестикуляции. Как вести себя на переговорах – дипломатические жесты |
1 |
Устные сообщения на данную тему с представлением конкретных примеров из СМИ. |
|
Практикум «Особенности жестикуляции». |
1 |
Обмен мнениям по данной теме, дискуссия «Жесты в нашей жизни», комментирование позиций друг друга. |
|
Практикум «Как вести себя на переговорах – дипломатические жесты». |
1 |
Ролевая игра «Дипломатические переговоры», написание аналитической справки об игре. |
|
Защита зачётных работ. |
1 Всего: 34 часа, из них практикумов - 15 |
Индивидуальная работа: защита зачетных работ перед аудиторией. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методические пособия
№ п/п |
Название |
Авторы, издательство, год выпуска |
Наличие электронного приложения |
1. |
Деловая риторика. |
Введенская Л.А., М, 2010. |
+ |
2. |
Риторика. Деловое общение. Учебное пособие |
Руднев В.Н., М., 2015 |
- |
3. |
Сборник упражнений по культуре речи и деловому общению. |
Лыткина О.И., СПб, 2013 |
- |
4. |
Учитесь говорить правильно и красиво |
. Голуб И.Б., Москва, 2014. |
- |
5. |
Школьная риторика |
Ладыженская Т.А., М., 2012. |
- |
6. |
Школьная риторика. Методические рекомендации. |
. Ладыженская Т.А., М., 2012. |
- |
Учебное оборудование
№ п/п |
Название учебного оборудования |
1. |
Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – М., 2005. |
2. |
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., «Эксмо», 2008. |
3. |
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН. - М., «АЗЪ»,1995. |
4. |
Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. - М., «Дрофа», 2004. . |
5. |
Школьный орфографический словарь под редакцией Д.Н.Ушакова, С.Е. Крючкова. – М., 1995. |
Компьютерная техника и интерактивное оборудование
№ п/п |
Название учебного оборудования |
1. |
Персональный компьютер BenQ |
2. |
Мультимедийный проектор BenQ |
3. |
Электронная доска SMART |
4. |
Принтер KYOCERA |
Электронные образовательные ресурсы
№ п/п |
Наименование учебного оборудования |
Авторы |
1. |
Толковый словарь живого великорусского языка |
Автор словаря: Даль В.И., издательство «Адепт», 2002 год |
2. |
Детская энциклопедия |
Издательство «Кирилл и Мефодий», 2004. |
Свободные образовательные Интернет-ресурсы
№ п/п |
Наименование |
1. |
http://philology.ruslibrary.ru. Электронная библиотека специальной филологической литературы |
2. |
http://www.orator.biz/library/books/uchebnik_ritoriki/. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. |
3. |
http://www.ritorika.ru/. О риторике. |
Планируемые результаты изучения курса «Риторика. Культура речи»
В результате изучения курса «Риторика. Культура речи»
Ученик научится
Личностные результаты:
- самореализовывать собственные потребности и возможности через занятия риторикой и культурой речи.
- выражать собственные мысли через слово;
- владеть грамотной устной и письменной речью;
- ответственно относиться к результатам собственной деятельности;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;
- использовать достаточный объём словарного запаса, грамматических и речевых средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, выражения собственного мнения и аргументирования собственной позиции;
- использовать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- понимать значение коммуникативных умений и навыков для построения эффективного речевого общения с представителями любой целевой аудитории с учётом реализации поставленных целей;
- уважительно относиться к языку как средству коммуникации, испытывать потребность в его совершенствовании.
Метапредметные результаты:
- самостоятельно определять цель предстоящей деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно оценивать их;
- понимать проблему, выдвигать и обосновывать собственное мнение, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;
- строить устные и письменные высказывания в одном из жанров прессы, формулировать выводы;
- сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, жанровых особенностей и использованных языковых средств;
- свободно, правильно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, к прослушанному, к увиденному;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- работать в сотрудничестве с другими, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую помощь друг другу;
- работать с различными источниками информации, находить её, анализировать, преобразовывать, использовать в своей деятельности.
Ученик получит возможность научиться
Личностные результаты:
- уважительно относиться к мнению окружающих, быть терпимым, отзывчивым по отношению к другим людям;
- принимать систему моральных норм и ценностей.
- обладать моральным сознанием и компетентностью в решении проблем на основе личностного выбора, нравственным чувством и нравственным поведением.
Метапредметные результаты:
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в собственной деятельности;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций.
Список использованной литературы:
- Программы по риторике. Развитие речи. 6 класс. – «Школьная риторика. Развитие речи. 5-9 класс» под редакцией Т.А. Ладыженской. Методические рекомендации» – М.: ООО «С-Инфо», ООО «Баланс», 2012 г.
- Школьная риторика: 5-9 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч / под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: «Баласс», «Ювента», 2012 г.