Урок-игра для учащихся 5–6 классов «Культура речи»

2
0
Материал опубликован 29 March 2016

Урок-игра для учащихся 5-6-х классов "Культура речи"

Цель: 

  • способствовать обогащению обучающихся знанием русского языка, борьбе за его
  • чистоту и смысловую точность;
  • развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации,
  • развивать эмоции учащихся, развивать познавательный интерес школьников;
  • воспитывать чувство коллективизма, любви к русскому языку, умение находить
  • выход из трудных ситуаций.


Задачи:

  • воспитание любви и интереса к русскому языку;
  • развитие у обучающихся речи;
  • обогащение словарного запаса.

Оборудование: карточки с заданиями, плакаты.

 

Берегите наш язык,

наш прекрасный русский язык – это клад,

это достояние, переданное нам

нашими предшественниками!

Обращайтесь почтительно

с этим могущественным орудием;

в руках умелых оно в состоянии

совершать чудеса.
 

Иван Сергеевич Тургенев


 

Ход игры

I. Представление команд.

Команда "КЛИЧ"
расшифровывается так:
-Команда
-Любознательных

-Читающих.
Девиз: "Много мы читаем,
Многое узнаем,
Вам мы обещаем,
Мы не проиграем
Команда "Лингвисты"
Девиз: "Мы лингвисты активисты
Нам все хочется познать,
Где, как, правильно писать.
Чтоб ошибок избежать
И в борьбе не проиграть

II. Разминка.

«Какой Я». Эта разминка дает возможность описать себя серьезно, либо в шутку. Учащиеся записывают буквы, из которых состоят их имена, в столбик на левой стороне страницы. Затем придумывают определение, которое с этой буквы начинается и в чем-то соответствует их характеру:

А - активная

М - мудрая

И - исполнительная

Н - надежная

А - аккуратная

Затем каждый ребенок сообщает свои определения классу.

III. Основная часть.

Конкурс 1. Постижение народной мудрости.

Ведущий: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.

Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)

Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)

У него глаза велики. (У страха.)

Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)

Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)

Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)

Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (Кашу – «сапоги каши просят».)

Конкурс 2. ОДИН или МНОГО

Определить род имён существительных, где часто допускаются ошибки. Для этого написать рядом с именами существительными во множественном числе имена существительные в единственном, в сочетании со словом «один» или «одна».

КАРТОЧКА 1

ОВОЩИ – один овощ
МОЗОЛИ – одна мозоль
ПЛАЦКАРТЫ – одна плацкарта
ФАМИЛИИ – одна фамилия
РЕЛЬСЫ – один рельс
ПОМИДОРЫ – один помидор

БОТАНКИ – один ботинок

ШАМПУНИ – один шампунь

БАНДЕРОЛИ – одна бандероль

А сейчас написать слова в сочетании со словом «МНОГО»

КАРТОЧКА 2

АПЕЛЬСИНЫ – много апельсинов

ДЕЛА – много дел

МАНДАРИНЫ – много мандаринов

АБРИКОСЫ – много абрикосов

ФРУКТЫ – много фруктов

БАКЛАЖАНЫ – много баклажанов

ПОМИДОРЫ – много помидоров

ЧУЛКИ – много чулок

ТУФЛИ – много туфель

Конкурс 3.

Сейчас мы проверим, как вы усвоили то, о чём мы говорили на уроках. Для этого проведём несколько деловых игр. Каждая команда получит карточки. Вы все вместе обсудите, как правильно ставить в словах ударение, какие окончания в словах надо вставить вместо точек. Через 1-2 минуты представитель каждой команды должен это обыграть.
(Раздача карточек, Звучит тихая музыка, ребята совещаются)

« В универмаге»
-Пойдём в универмаг.
-Нет, очень далеко.
-Далеко? Три квартала всего.
-А ты что хочешь купить?
-Мне нуж…(-ен,-на).тюль. Хорошо бы купить пару простых чул…(-ок, -ков).
=Пойдём, пойдём. Мне тоже нужно кое-что купить: пары две нос…(-ков, -ок), несколько полотен…(-ец, -цев), яич…(-ый, -ую)_ шампунь.
-Вон трамвай (идёт, едет). Побежали.
-Надо (-за, -о)платить проезд. Передайте, пожалуйста, кондуктору за проезд.
-Вы (-вы, -с)ходите на следующей остановке?
-Пойдём в обувной отдел. Как много красивых туф…(-ель, -лей) и сапог…)-ов)! Дайте, пожалуйста примерить лев…(-ую, -ый) туф…(-лю, ель).
-Полож…(-и, -ь) свёрток в сумку.
-Давай купим ещё пару простын…(-ь, -ей).
-Сейчас я (-о, -за)плачу в кассу. Кто…(последний, крайний)?

«В столовой»
-Что возьмём на первое?
-Я люблю украинский борщ.
-А я возьму молочн…(-ую, -ый) вермишель.
-Смотри, на второе жареная камбала.
-Пожалуй, надо взять тефтели, салат из помидор…(-ов) или баклажан (-ов).
-А на третье? Стакан сок…(-а, -у).или компот из яблок…(-ов)?
-Можно и стаканчик ча…(-ю, -я). Вот бы ещё кусочек сыр…(-у, -а).
-А знаешь, есть кофе. Он…(-о) у вас горяч…(-ий, -ее)?
-Мне дайте пирожок с повидл…(-ом, -ой).
-Смотри, даже торты есть. Возьмём два торта?

Конкурс 4. Редактор.

Ведущий: В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.

Ведущий раздает командам тексты:

Я одел пальто и пошел гулять. (На себя – надел.)

Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Известен всей школе.)

У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.)

Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Из-за.)

Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками. (У чего четыре ножки?)

Она уверена в свои силы. (Уверена в своих силах.)

Конкурс 5. Устная речь.

Подготовленные ученики читают стихотворение В.Шефнера «Устная речь»:

Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь: 
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность –
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность 
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв, 
Взаперти, как птицы в клетках, 
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда, 
В быт обыденный верни, 
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.

Ведущий: В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание в левой части с его объяснением в правой

Не ударить в грязь лицом.

Держать себя в руках.

Мелькнуть, как молния.

Игра не стоит свеч.

Стрелять без промаха.

Во что бы то ни стало.

Не находить себе места.

Вешать голову.

А. Занятие, которое себя не оправдывает.
Б. Обязательно.
В. Очень быстро.
Г. Точно в цель.
Д. Сохранять самообладание.
Е. Показать себя с лучшей стороны.
Ж. Быть в состоянии большого волнения.
З. Огорчаться.

Ответы: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.

Конкурс 7. Веселая грамматика».

Подготовленные ученики читают стихотворение О.Высоцкой:

Существительное – школа,
Просыпается – глагол. 
С прилагательным веселый 
Новый школьный день пришел.

Встали мы – местоименье, 
Бьет числительное семь. 
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично 
На уроках дорожим. 
Соблюдаем мы привычно 
Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы, 
Их нам надо повторять
И при этом
 не лениться 
И ни часу не терять!

После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
 
Здесь особенно уместны 
Междометья ох и ах!

А потом
У теплой печи
Повторяем

Части речи!

Ведущий: Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные.

храбрый

сильный

гордый

мудрый

грубый

веселый

умный

крепкий

смелый

добрый

болтливый

богатый

хвастливый

ленивый

бедный

IV. Подведение итогов.

Пока жюри подводит итоги, учащиеся разыгрывают сценку.

Лингвистическая шутка «Несуразные вещи».

- Здравствуй!
- Привет!
 
- Что ты несешь? 
- Несу разные вещи.
- Несуразные? Почему они несуразные-то?
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел...
 
- Что не сумел? 
- Отстань.
- Да ведь ты говоришь: «Не сумел!» Что не сумел-то?
 
- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет. 
- Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь? 
- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник! Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит. 
- Вот оно что...
- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
 
- Тамарка? 
- Ага.
- И ничего, симпатичная?
 
- Красивая! Зеленая такая. 
- То есть как? 
- Зеленого цвета.
- Постой, постой... Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
 
- У кого волосы? 
- Да у Тамарки-то. 
- Что-о?!
- Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.
- Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил!
- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне.
- Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
- А ну тебя...
- Да! Стой, стой!
- Ну, что еще?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

V. Объявление результатов. Награждение победителей.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.