Урок-игра для учащихся 5–6 классов «Культура речи»
Урок-игра для учащихся 5-6-х классов "Культура речи"
Цель:
- способствовать обогащению обучающихся знанием русского языка, борьбе за его
- чистоту и смысловую точность;
- развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации,
- развивать эмоции учащихся, развивать познавательный интерес школьников;
- воспитывать чувство коллективизма, любви к русскому языку, умение находить
- выход из трудных ситуаций.
Задачи:
- воспитание любви и интереса к русскому языку;
- развитие у обучающихся речи;
- обогащение словарного запаса.
Оборудование: карточки с заданиями, плакаты.
Берегите наш язык,
наш прекрасный русский язык – это клад,
это достояние, переданное нам
нашими предшественниками!
Обращайтесь почтительно
с этим могущественным орудием;
в руках умелых оно в состоянии
совершать чудеса.
Иван Сергеевич Тургенев
Ход игры
I. Представление команд.
Команда "КЛИЧ"
расшифровывается так:
-Команда
-Любознательных
-И
-Читающих.
Девиз: "Много мы читаем,
Многое узнаем,
Вам мы обещаем,
Мы не проиграем
Команда "Лингвисты"
Девиз: "Мы лингвисты активисты
Нам все хочется познать,
Где, как, правильно писать.
Чтоб ошибок избежать
И в борьбе не проиграть
II. Разминка.
«Какой Я». Эта разминка дает возможность описать себя серьезно, либо в шутку. Учащиеся записывают буквы, из которых состоят их имена, в столбик на левой стороне страницы. Затем придумывают определение, которое с этой буквы начинается и в чем-то соответствует их характеру:
А - активная
М - мудрая
И - исполнительная
Н - надежная
А - аккуратная
Затем каждый ребенок сообщает свои определения классу.
III. Основная часть.
Конкурс 1. Постижение народной мудрости.
Ведущий: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.
Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)
Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)
У него глаза велики. (У страха.)
Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)
Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)
Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)
Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (Кашу – «сапоги каши просят».)
Конкурс 2. ОДИН или МНОГО
Определить род имён существительных, где часто допускаются ошибки. Для этого написать рядом с именами существительными во множественном числе имена существительные в единственном, в сочетании со словом «один» или «одна».
КАРТОЧКА 1
ОВОЩИ – один овощ
МОЗОЛИ – одна мозоль
ПЛАЦКАРТЫ – одна плацкарта
ФАМИЛИИ – одна фамилия
РЕЛЬСЫ – один рельс
ПОМИДОРЫ – один помидор
БОТАНКИ – один ботинок
ШАМПУНИ – один шампунь
БАНДЕРОЛИ – одна бандероль
А сейчас написать слова в сочетании со словом «МНОГО»
КАРТОЧКА 2
АПЕЛЬСИНЫ – много апельсинов
ДЕЛА – много дел
МАНДАРИНЫ – много мандаринов
АБРИКОСЫ – много абрикосов
ФРУКТЫ – много фруктов
БАКЛАЖАНЫ – много баклажанов
ПОМИДОРЫ – много помидоров
ЧУЛКИ – много чулок
ТУФЛИ – много туфель
Конкурс 3.
Сейчас мы проверим, как вы усвоили то, о чём мы говорили на уроках. Для этого проведём несколько деловых игр. Каждая команда получит карточки. Вы все вместе обсудите, как правильно ставить в словах ударение, какие окончания в словах надо вставить вместо точек. Через 1-2 минуты представитель каждой команды должен это обыграть.
(Раздача карточек, Звучит тихая музыка, ребята совещаются)
« В универмаге»
-Пойдём в универмаг.
-Нет, очень далеко.
-Далеко? Три квартала всего.
-А ты что хочешь купить?
-Мне нуж…(-ен,-на).тюль. Хорошо бы купить пару простых чул…(-ок, -ков).
=Пойдём, пойдём. Мне тоже нужно кое-что купить: пары две нос…(-ков, -ок), несколько полотен…(-ец, -цев), яич…(-ый, -ую)_ шампунь.
-Вон трамвай (идёт, едет). Побежали.
-Надо (-за, -о)платить проезд. Передайте, пожалуйста, кондуктору за проезд.
-Вы (-вы, -с)ходите на следующей остановке?
-Пойдём в обувной отдел. Как много красивых туф…(-ель, -лей) и сапог…)-ов)! Дайте, пожалуйста примерить лев…(-ую, -ый) туф…(-лю, ель).
-Полож…(-и, -ь) свёрток в сумку.
-Давай купим ещё пару простын…(-ь, -ей).
-Сейчас я (-о, -за)плачу в кассу. Кто…(последний, крайний)?
«В столовой»
-Что возьмём на первое?
-Я люблю украинский борщ.
-А я возьму молочн…(-ую, -ый) вермишель.
-Смотри, на второе жареная камбала.
-Пожалуй, надо взять тефтели, салат из помидор…(-ов) или баклажан (-ов).
-А на третье? Стакан сок…(-а, -у).или компот из яблок…(-ов)?
-Можно и стаканчик ча…(-ю, -я). Вот бы ещё кусочек сыр…(-у, -а).
-А знаешь, есть кофе. Он…(-о) у вас горяч…(-ий, -ее)?
-Мне дайте пирожок с повидл…(-ом, -ой).
-Смотри, даже торты есть. Возьмём два торта?
Конкурс 4. Редактор.
Ведущий: В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.
Ведущий раздает командам тексты:
Я одел пальто и пошел гулять. (На себя – надел.) Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Известен всей школе.) У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.) Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Из-за.) Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками. (У чего четыре ножки?) Она уверена в свои силы. (Уверена в своих силах.) |
Конкурс 5. Устная речь.
Подготовленные ученики читают стихотворение В.Шефнера «Устная речь»:
Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность –
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
Ведущий: В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание в левой части с его объяснением в правой
Не ударить в грязь лицом. Держать себя в руках. Мелькнуть, как молния. Игра не стоит свеч. Стрелять без промаха. Во что бы то ни стало. Не находить себе места. Вешать голову. |
А. Занятие, которое себя не оправдывает. |
Ответы: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.
Конкурс 7. Веселая грамматика».
Подготовленные ученики читают стихотворение О.Высоцкой:
Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Их нам надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У теплой печи
Повторяем
Части речи!
Ведущий: Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные.
храбрый сильный гордый мудрый грубый веселый умный крепкий |
смелый добрый болтливый богатый хвастливый ленивый бедный |
IV. Подведение итогов.
Пока жюри подводит итоги, учащиеся разыгрывают сценку.
Лингвистическая шутка «Несуразные вещи».
- Здравствуй!
- Привет!
- Что ты несешь?
- Несу разные вещи.
- Несуразные? Почему они несуразные-то?
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел...
- Что не сумел?
- Отстань.
- Да ведь ты говоришь: «Не сумел!» Что не сумел-то?
- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
- Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник! Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
- Вот оно что...
- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
- Тамарка?
- Ага.
- И ничего, симпатичная?
- Красивая! Зеленая такая.
- То есть как?
- Зеленого цвета.
- Постой, постой... Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
- У кого волосы?
- Да у Тамарки-то.
- Что-о?!
- Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.
- Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил!
- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне.
- Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
- А ну тебя...
- Да! Стой, стой!
- Ну, что еще?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.
V. Объявление результатов. Награждение победителей.